Ребенок-изгой: признаки и способы устранения проблемы (часть вторая)

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
ожидают негативного исхода событий;
часто более агрессивны;
более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.

Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание

Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью

Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.

С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь — слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Реакция родителей на проблемы ребенка

К сожалению, даже если уже ребенок-изгой в классе, советы психолога школы по точечной коррекции ситуации остаются родителями не восприняты. Часто родители бросают клич о помощи только тогда, когда отверженному ребенку становится особенно тяжело. В школе родители обращаются к социальному педагогу или школьному психологу, в частном порядке — к детскому психологу или семейному психотерапевту.

Общие стадии поведения родителей в ситуации разрешения проблем ребенка-изгоя:

Отрицание.

Родители до последнего момента не хотят видеть реальных проблем ребенка, списывают эмоциональные переживания ребенка на переходный возраст, сложный характер, усталость от учебы, большой коллектив и так далее. Взрослые не желают признавать наличие трудностей и не готовы к работе над ситуацией вместе со своими детьми.

Обвинение.

Кто такие мальчик или девочка-изгой в классе? Над ним или ней смеются, он или она регулярно приходит в слезах, поступают жалобы от школьного персонала, у него или у нее мало или нет друзей — казалось бы, все это поводы для родителей искать корни проблем в школьном коллективе. Однако большинство родителей склонны видеть причины происходящего непосредственно в самом ребенке.

Активное переживание.

В этой фазе родителям срочно хочется повернуть время вспять и решить проблемы быстро и эффективно. Родители обращаются к учителям или психологу. Запросы к психологу в этом случае выглядят так:

  • “С ним что-то не то”.
  • “Сделайте, поменяйте, поговорите, образумьте, внушите…”
  • “Она/она опять не может…”
  • “Не могу поверить, что это мой сын/дочь..” и так далее.

Плотная работа с психологом в этих случаях поможет эмоционально разрядить ребенка, даст родителю возможность осознать ошибки воспитания, привлечет родителя к активному участию в процессе коррекции.

Вовлеченность в процесс.

Родители в этой фазе разделяют эмоции ребенка, проговаривают проблемы вслух, признают их, ищут совместно пути решения.

Если говорить о возрастных особенностях, то чаще всего именно подростки — изгои в школе. Их родители склонны проходить через фазы отрицания, обвинения и активного переживания, когда на проблемы в школе накладываются и проблемы с общением внутри семьи.

Как понять, что ребёнок стал объектом травли?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине — они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленными, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) — это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома»

Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе

Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев

Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.

Часто изгои в школе способны на следующие девиации:

  1. Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
  2. Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
  3. Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
  4. Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.

Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.

Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.

Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.

Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.

Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества

Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу

Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.

Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.

Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:

  • Воспитывайте в ребенке самоуважение и уверенность в себе. По статистике дети, у которых есть эти черты характера, крайне редко становятся объектами насмешек, издевок, унижений со стороны сверстников и старшеклассников.
  • Выстраивайте доверительные отношения со своим сыном или дочерью. Дайте им понять, что они могут прийти к вам с любой проблемой. Для этого всегда во всех ситуациях будьте на стороне ребенка. Даже если он тысячу раз неправ, найдите способ конструктивно объяснить, что он поступил плохо, но прямо не вините его.
  • Учите защищать себя и тех, кто слабее. В этом смысле хороший результат дают занятия спортом, творческие увлечения.
  • Научите правильно реагировать на неприятные ситуации: не брать на свой счет обидные высказывания, не выяснять отношения силой и применять её только когда нужно защищаться. Развивайте в нем чувство юмора и с его помощью снимать напряжение в конфликтных ситуациях.

Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.

Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.

Издевательства со стороны одноклассников имеют катастрофические последствия для жертв школьного буллинга, но есть еще более разрушительная для детской психика ситуация — травля со стороны учителя. Особенно в начальных классах, где у педагога абсолютная власть над детьми, причем детьми с только формирующейся психикой.

Если в начальной школе учитель унижает ребёнка при классе, открыто его недолюбливает, перевод в другую школу может стать лучшим решением. Даже если родители добьются, чтобы учителя как-то наказали, заставили извиниться, вряд ли это повлияет на его отношение к ребёнку. Он может перестать открыто выражать свою неприязнь, но в его власти настроить против неугодного ученика других детей.

Если учитель невзлюбил ребенка-старшеклассника, нужно попытаться разобраться с ситуацией. Перевод в другую школу это уже крайняя мера. Подросткам психологически сложно адаптироваться в новом коллективе и нет гарантии, что в другой школе все учителя будут лояльными. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна.

Выслушать и поддержать

Ещё один важный момент: нужно понимать, что дети есть дети, и иногда они склонны преувеличивать, драматизировать или вовсе врать взрослым по тем или иным причинам. Об этом рассуждает детский психолог сервиса YouTalk Ксения Щербинина:

— Когда происходят подобные инциденты, у всех зашкаливают эмоции и очень сложно держать себя в руках: ребёнок сильно напуган, родители в ярости

Для начала родителям важно найти в себе силы на глубокий вдох-выдох и попробовать разобраться в ситуации. Что произошло на самом деле? При каких обстоятельствах это произошло? 

Сейчас есть тенденция демонизировать учителей и систему образования в целом. За этой негативной установкой мы иногда перестаём видеть реальность

Возможно, никакого инцидента не было, и для ребёнка это лишь повод привлечь внимание мамы и папы, почувствовать, как они могут защитить его, позаботиться. Возможно, конфликт был не с педагогом, а с одноклассниками, но «стучать» страшно, а синяк остался

Почему бы не свалить на учителя, у которого уже не самая хорошая репутация? Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах. 

Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка. Как правило, в подобных ситуациях ребёнок испытывает сильную растерянность, переживает, виноват ли он в этой ситуации, и боится, что всё может повториться. 

«То, что произошло с тобой — не норма, такого быть не должно. Я знаю, что ты напуган. Ты не виноват в том, что произошло. Даже если ты вёл себя не так, как хотел учитель, у него нет права оскорблять тебя, и тем более бить. Ни у кого нет права бить тебя. Мы с папой/мамой будем разбираться в этой ситуации и не допустим её повторения». 

Не замалчивайте инцидент и не старайтесь сделать вид, что ничего не было. Не стоит сильно погружать ребёнка в дальнейшие разбирательства, так как это может повторно его травмировать. Достаточно того, что он чувствует вашу защиту. Подобные разъяснения позволяют ребёнку «переварить» тот негативный опыт, который произошёл с ним.

Безусловно, нужно будет время. Если родители замечают, что ребёнок стал вести себя иначе после подобного инцидента, стоит обратиться к психологу. У всех разная стрессоустойчивость. То, что для одних быстро забудется, на других может наложить серьёзный отпечаток. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит минимизировать последствия стресса.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе

Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред

Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Кто попадает в «группу риска»?

Как правило, изгоями становятся дети другой национальности, другого социального слоя, дети с физическими недостатками, «очкарики» и «ботаники». Слабым ребенка делает неспособность устанавливать границы между собой и другими. Так бывает, если родители слишком строги, требовательны и даже могут применять физическую силу. Или, если родители все решают за своих детей и не допускают мысли, что у ребенка может быть свое собственное мнение.

«Хороший» в среде детей означает «такой как все». У взрослых, кстати, то же самое, но они контролируют свою агрессию и страх перед «иным». Дети проявляют свои эмоции явно. Сначала появляется один обидчик. И если он не получает отпора, то к нему присоединяется второй, третий. Образуется группа.

Советы родителям: что делать, если ребёнка обижают в школе

Первая мысль, которая приходит в голову родителям, когда они узнают, что их ребенка обижают в школе сверстники, — пойти и наказать обидчиков. Но делать этого не стоит. Сначала разберитесь в ситуации: поговорите с классным руководителем, с другими учителями, со школьным психологом. Узнайте у ребенка, как именно выражается травля: его унижают психологически, оскорбляют, обзывают, бьют, не принимают в коллектив.

Выясните, как реагируют на эту ситуацию учителя. Нередко педагоги осознанно или неосознанно сами становятся инициаторами травли учеников. Из-за личной неприязни к ребёнку, его родителям они настраивают против «неугодного» класс, делают его изгоем.
Собрав полную картину происходящего, вы сможете составить план действий: подключить учителей, детей, родителей, администрацию школы, при необходимости полицию, и совместными усилиями решать проблему. По большому счету других вариантов нет. Разрешит конфликт в одиночку вы не сможете, но точно усугубите ситуацию.

Многие родители предпочитают не решать проблему, а уходить от неё. Они просто переводят ребенка в другую школу, надеясь, что в ней у сына или дочки все сложится отлично. К сожалению, в большинстве случаев это не работает. В новой школе все повторяется, потому что психологически ребенок остается жертвой.

Если вы решили перевести сына/дочь в другую школу, сначала помогите ему восстановить психику, избавиться от разрушающих установок и поверить в себя. Найдите опытного психолога, который уже работал с детьми жертвами школьного буллинга. Запишите ребенка на спортивную секцию. Это поможет ему стать увереннее в себе и физически сильнее.

Как родители могут помочь ребенку-изгою

Когда ребенок — изгой в классе, советы психолога по коррекции включают прикладные способы, как родителям помочь ребенку ослабить градус конфликтов и начать чувствовать себя лучше:

Обсуждать с ребенком возникшие ситуации в школе, “проигрывать” их. Искать причинно-следственные связи, почему тот или иной ребенок так поступил или не поступил. Учиться вместе оценивать расстановку сил — кто виноват, кто прав, какие правила игры в коллективе, какие дети — изгои в школе и почему. Моделировать исход возникших ситуаций. Что могло бы быть, поступи участник конфликта иначе. Что он приобретает, что теряет, чем жертвует, что не замечает. Необходимо выработать у ребенка способность делать самостоятельный и быстрый выбор. Постоянно заявлять ребенку о полном принятии со стороны родителей. Что бы ни случилось в школе, прав ребенок или нет — ему необходимо чувствовать, что родители на его стороне и всегда ему помогут

Ребенок становится неуязвимым для травли и насмешек, если он окружен вниманием и поддержкой семьи. Изучать основы конфликтологии

Доносить до ребенка, почему возникают конфликты, как их решать, в случае, если ребенок — изгой в классе, что делать, всегда ли помогает метод компромисса, когда нужно защищать себя и каким образом. Можно сопровождать беседы примерами из жизни и кино. Привить ребенку навык смотреть со стороны. Объяснить, как становятся изгоями в классе, показать, что любые конфликты и гонения в школе — это не частные проблемы одного человека, это признаки нездорового коллектива. Четкое понимание этого условия предупредит чувство вины и “непохожести”, с которым может столкнуться ребенок-изгой. Беседовать с учителем. Без обвинений и оскорблений попытаться договориться о единой тактике решения конфликтной ситуации в коллективе. Ввести в курс дела других родителей, обрисовать ситуацию в классе. Попробовать инициировать общий досуг для всего класса у себя дома, к примеру. Продемонстрировать одноклассникам ребенка, что в доме поддерживаются модные веяния молодежной культуры. Потренировать с ребенком навыки успешного общения. Вполне возможно, что услуги и комплименты одноклассникам изменят общий фон отношения к ребенку, лишь стоит принести гостинцы, поделиться домашним заданием, дать позвонить, выделить ручки для работы на уроке, дать поиграть в новую игру на телефоне и т.д. Помочь ребенку компенсировать те недостатки, за которые он подвергается травле. Если есть физическая слабость или лишний вес — начать заниматься с ребенком спортом/единоборствами; плохая успеваемость — повысить показатели; пребывание “не в теме” молодежной культуры — познакомиться с популярными певцами/играми/приложениями для телефона/Youtube-каналами/блоггерами и т.д. Переориентировать ребенка на новые достижения и увлечения. Допустим, мальчик или девочка, юноша или девушка — изгой школы. Новые виды спорта, походы, работа (если позволяет возраст), кружки, секции — это новые коллективы, новые платформы для стартов, новые сферы для применения его или ее талантов и способностей вне зависимости от возраста. Если родители /тренер/учитель/наставник будет стимулировать ребенка или подростка идти вперед, то вполне возможно ребенок или подросток сможет сменить доминанту и отвлечься от проблем в школе. Кроме того, в новых сферах деятельности можно обрести новых друзей, кумиров, стать популярным и авторитетным человеком. Поменять школу. Коллективы отличаются друг от друга, и у ребенка есть шанс начать все заново, особенно при поддержке своей семьи.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: