Ребенок кусается: причины и способы решения проблемы

Причины кусания ребенком сверстников в детском саду

Существует целая иерархия кусачего инстинкта у детей, зависящая от возрастных рамок. Считается нормальным, когда малыш кусается до года – объясняется прорезыванием зубов.

До двух лет кусачесть – попытка исследовать окружение. В дальнейшем действия крохи неоправданные и свидетельствуют о проблемах.

Дети продолжают кусаться в яслях. В возрасте до трех лет считается, что дети проявляют недовольство таким образом. Инцидент может произойти, когда кроха злится.

В детском саду дети с такими проблемами предоставляют массу дискомфорта окружающим, сверстникам, воспитателям и родителям.

Причины кусачести в садике:

  1. Проблемы в семье. Если малыш становится свидетелем постоянных ссор и криков, то такое психологическое отклонение – это минимальное нарушение.
  2. Зубная боль, аллергическая реакция на продукты питания.
  3. Нехватка внимания. Кроха кусается, чтобы выразить протест.
  4. Неумение проявлять эмоции. Родители не научили кроху правильно выражать свои эмоции относительно людей, событий.
  5. Множество запретов и понуканий для малыша – система, вынуждающая выплескивать активность способом причинения боли другому.
  6. Повышенная активность, в процессе которой, малыш не отдает отчета своим действиям и поступкам.
  7. Плохой пример, преподносимый старшими детьми, сверстниками.

Для каждого случая существует специально разработанная система решений. Каждая методика учитывает пол и возраст малыша: решение проблемы кусачести в 3 года и в 5 лет будет разным.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Как свести к минимуму нежелательное поведение?

Старайтесь действовать на опережение

Важно, чтобы нежелательное поведение не закреплялось! Если вы чувствуете, что ребенок нервничает и, возможно, попытается укусить вас, постарайтесь отвлечь его внимание или помочь ребенку успокоится: включите спокойную музыку, подскажите, как правильно обратиться с просьбой и т.д

Постарайтесь незаметно сохранить физическую дистанцию, чтобы не дать ребенку возможности укусить вас. При этом не нужно отскакивать от ребенка, лучше быстро, но спокойно перенаправить его движение. Если ребенок вас все же укусил, ни в коем случае не кричите. Ваша реакция должна быть нейтральной: громкий вскрик, всплеск эмоций, яркая мимика – только усилят нежелательное поведение.

Если ребенок, напротив, проявил правильную реакцию, сразу же, похвалите его, дайте ему любимую игрушку. При этом очень четко проговорите, за что конкретно вы его поощряете: «Ты попросил машинку спокойно. Молодец!» .

Помните, что кусание – серьезная проблема, которую нужно обязательно стараться свести к минимуму! Если кусание закрепится в поведении аутичного малыша, в дальнейшем справиться с ним будет необычайно трудно.

Рекомендации доктора Комаровского, как отучить ребенка кусаться

Комаровский утверждает, что психология относительно кусачести маленьких детей простая. Педиатр успокаивает тем, что консультация психолога не обязательна.

Что делать, когда маленькие дети кусаются, чтобы решение не предоставляло дискомфорта для родителей и не пугало кроху.

Комаровский предлагает систему решения проблемы с укусами для любого возраста:

  • Для годовалого малыша достаточно проявить недовольство, выражаемое мимически или вербально.
  • Когда ребенок кусается в 2 года, то здесь помогут разговоры в доброжелательном тоне.
  • Для детей старше 3-х, подойдет индивидуальная беседа. Стоит пожалеть обиженного ребенка или человека в присутствии кусаки.

Эффективным способом решения проблемы с ребенком является игра. Игровые формы общения помогают быстрее достучаться к малышу.

Полезное видео

https://youtube.com/watch?v=niF2ZL-ScdA

Ребенок кусается что делать?

Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим
Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить  переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением
У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения  ребенка  в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», «Кусать можно только яблоки».  Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы.  Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка

Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.»
Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала  утвердительно, была  эмоционально схожа с состоянием ребенка.   Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды

И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно
Я очень сержусь, когда меня кусают».
Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его  ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».
Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести  к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
Если вас укусил ребенок — не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда  он находится в состоянии гнева.
Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.
Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться — в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения. 
При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность.  Соответственно, излишняя  опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
На  развитие личности ребенка, формирование у него положительных  качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного  воспитания, общения с ребенком. 
Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.
Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо,  прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.

Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.

Дети, которым не хватает внимания и любви

В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.

Агрессивные дети

Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.

Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.

Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками. Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей

Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство.

В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

С 5 месяцев, а у некоторых деток и того раньше, начинают набухать десны и резаться зубы. Этот процесс сопровождается сильным зудом и болью. Облегчая свои страдания, кроха тянет в рот и прикусывает все, что попадает ему в руки, будь то игрушка или мамин палец. Такие действия следует сразу пресекать, ведь необходимость легко перерастает во вредные привычки, то есть дискомфорт уйдет, а привычка кусаться останется.
Если у малыша в возрасте 1.5-2 лет все зубы уже вылезли, а кусаться он так и не перестал, следует подумать над причинами эмоционального характера

В этом возрасте делает он это уже осознанно, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Эмоций у 2-летнего малыша очень много, они буквально переполняют его, а вот словарный запас еще маленький, рассказать о своих чувствах ему не под силу

Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его. А может быть, так он снимает напряжение за день. Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Как реагировать на то, что ребенок кусается

Эти меры вы можете предпринять, основываясь на ваших догадках о причине кусания ребенка.

Если вы считаете, что ребенок кусается из-за недостатка языковых навыков, вы можете:

  • облечь в слова, то, о чем возможно он думает (например: «Маша, ты тоже хочешь покататься на трехколесном велосипеде? Спроси Аню — «Можно мне покататься?»)
  • помочь ребенку научиться выражать свои эмоции корректно (если он зол, скажите: «Коля, ты очень зол! Ты очень, очень расстроен». А затем предложите способы справиться с этими чувствами, например, изобразить льва и рычать, рвать газету, попрыгать, ударить диванную подушку или сделать что-то еще, что вы считаете приемлемым)
  • поощряйте ребенка, когда он с помощью слов выражает свои желания и чувства: «Ты попросил у меня мыльные пузыри, вместо того, чтобы выхватить их. Молодец, держи».
  • позвольте вашему малышу делать выбор в некоторых ситуациях (например, что носить или с кем играть); таким образом, у ребенка появится чувство контроля и это может уменьшить частоту укусов.

Если вы считаете, что ребенок легко устает от переизбытка впечатлений, вы можете:

  • выключить телевизор, радио или сделать звук тише
  • избегать переполненных людьми мест, таких, как торговые центры в выходные дни, или детские площадки, если на них слишком много детей
  • планируйте мероприятия, требующие эмоционального напряжения (покупка одежды, посещение врача) на те моменты дня, когда ребенок сыт и хорошо отдохнул
  • если ребенок кусается в детском саду, предупредите воспитателя и других людей, которые остаются с вашим ребенком, о том, чтобы они контролировали поток эмоциональных раздражителей
  • крепко обнимите малыша, если почувствовали, что он перевозбужден, не контролирует себя и возможно начнет кусаться (объятие может помочь ему почувствовать себя собранным и успокоить)
  • создайте у себя в доме «уютный уголок» с подушками, книжками, мягкими игрушками, где малыш всегда сможет спокойно отдохнуть.

Если ребенок хочет посмотреть, что будет, если он укусит, вам надо:

сразу же строгим безэмоциональным (насколько это возможно) голосом сказать «Не кусайся

Когда ты кусаешься, другому больно»; отвлечь внимание от вашего ребенка, к тому, которого он укусил
помочь ему понять причинно-следственную связь: «Ты укусил Сашу, теперь он плачет. Когда ты кусаешься, другим больно

Кусаться плохо».

Если ребенку нужна более активная игра:

  • включите в распорядок дня «активное время» (прогуляйтесь после завтрака или включите музыку, пока готовите обед, и пусть ваш малыш танцует вместе с вами)
  • убедитесь, что в детском саду отводится время для активных игр; нельзя наказывать детей, отнимая у них время активных игр (это может усугубить ситуацию)
  • включите в расписание малыша зарядку, можно делать серию активных упражнений перед ужином или упражнения на растяжку перед сном.

Если ребенок переутомлен:

  • попытайтесь постепенно передвинуть его время отхода ко сну на 30-60 минут раньше; придерживайтесь такого расписания несколько недель
  • введите «тихие часы»; если он не спит днем, пусть отдыхает в кровати, читая или рассматривая книгу, или слушая спокойную музыку
  • избегайте активных игр и потенциально стрессовых видов деятельности в дни, когда ребенок особенно уставший
  • предупредите воспитателя о том, что ребенок плохо спал или устал, чтобы его не вовлекали в активные игры.

Если у малыша режутся зубки, или развиваются жевательные рефлексы, вы можете:

  • дать ему пожевать прорезыватель или прохладную салфетку
  • устраивать перекусы (например, морковные палочки) через равные промежутки времени в течение дня.

В каких случаях следует обратиться к врачу

То, что ребенок в год кусается (или 2 лет) — это нормальное явление, но если после трех-трех с половиной лет такое поведение не прошло, число укусов не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к специалисту. Такой врач установит причину склонности кусаться у ребенка и поможет разработать стратегию для решения данной проблемы поведения.

Помните, что быстро такая проблема не решается, но с течением времени, с вашей помощью ребенок перестанет кусаться и научится другими способами выражать свои желания.

Что ни в коем случае не надо делать, когда ребенок кусается

Не следует пытаться пристыдить или жестко наказывать. Такие меры увеличат страх и беспокойство ребенка, из-за чего проблема может усилиться. Такие агрессивные меры не научат ребенка социализироваться и выражать свои потребности другими способами, нежели укусами.

Укусить малыша в ответ — тоже неправильное решение. Это учит ребенка тому, что кусаться нормально, когда ты злой или расстроенный.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом

Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.

Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира

Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.

Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.

Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.

Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!

Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.

Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: