Что такое этикет

Правила поведения за столом для детей

С особенностями поведения за столом начинают знакомить, когда ребенок впервые садится есть вместе со взрослыми. Первые навыки касаются столовых приборов, накладывания пищи в тарелки, использования салфетки. Со сложными правилами (зачем определенная вилка или бокал) знакомят уже подростков.

Основные правила приличного поведения за столом:

  • помыть руки;
  • садиться за стол в красивом виде (причесан, опрятно одет);
  • приступать к приему пищи одновременно с остальными;
  • нельзя класть локти на поверхность стола;
  • неприлично откидываться на стуле и раскачиваться;
  • следует жевать с закрытым ртом, не чавкать и не причмокивать;
  • не набивать рот;
  • использовать салфетку, не облизывать пальцы;
  • еду нельзя выплевывать;
  • благодарить по завершению завтрака или ужина за вкусную еду.

Хорошие манеры прививаются детям легко, если хотя бы раз в неделю собираться всей семьей. Можно вместе сервировать стол. Во время трапезы дети учатся пользоваться определенными столовыми приборами, в зависимости от приготовленных блюд.

Что такое этикет и как его понимать современному человеку?

Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.

Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.

Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.

Что важно знать про этикет:

  • Основы зародились в Древней Греции, когда первые философы пытались осознать роль человека в обществе, принципы морали, нравственности, что хорошо, а что плохо.
  • Этикет — это такая же «живая» и подвижная система, как, например, наш язык. То есть правила поведения свободно и естественно изменяются и адаптируются под новые условия.
  • Свод правил не зафиксирован на государственном уровне (ни в Конституции, ни в уголовном или административном кодексах), поэтому никто не может требовать от человека неукоснительного следования этикету.
  • Конкретные правила этикета (по крайней мере, современного) никто специально не выдумывал, они формируются естественным образом, под влиянием моральных качеств общества.

Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.

Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.

Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной

Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?

Зачем в обществе существуют правила этикета

А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.

Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.

Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.

Правила безопасности дорожного движения для детей

Нужно изучить не только правила поведения детей дома и в общественных местах, но и рассказать малышу о принципах безопасности дорожного движения. Прежде всего, ребенок должен разобраться в цветах светофора и понять, что они обозначают

Немаловажно разобраться и с дорожными знаками

Основные правила безопасности:

  1. Остановиться возле проезжей части. Привычку нужно довести до автоматизма, ведь малыши торопливы и невнимательны.
  2. Переходить дорогу в правильных местах. Разрешается переходить только по зебре, на зеленый свет светофора или по подземному переходу
  3. Держать взрослого за руку, не переходить дорогу самостоятельно. Это правило действует до 6-7 лет
  4. Прислушиваться к звукам. Нужно объяснить ребенку, что автомобиль не всегда виден – он может находиться за поворотом.
  5. Бегать по проезжей части недопустимо. В зависимости от возраста, нужно рассказать о последствиях.
  6. Передвигаться по тротуарам. Придерживаться правой стороны.

Родителям на заметку

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

Почему родители позволяют детям не соблюдать правила поведения?

1. Родители не знают правил поведения, а значит, не могут научить этому детей. К сожалению, многим взрослым невдомек, что поведение в общественных местах подчиняется определенным правилам и нормам.

2. Попустительское отношение к детям. Гораздо проще спрятаться за дисплеем телефона и разговором с подругами, чем постоянно контролировать поведение ребенка. Ответственное родительство – это непрерывный тяжелый труд, который, видимо, многим не по силам.

3. Отсутствие родительского авторитета. Многие родители не делают замечаний своим детям только потому, что заранее знают: ребенок их не послушает и нагрубит, а окружающие заметят это. Куда удобнее выглядеть равнодушным.

4. Подмена истинных понятий. Каким-то образом в обществе стала происходить подмена понятий: бестактность стали называть прямолинейностью, агрессивность и невоспитанность – гиперактивностью, а жадность – деловитостью. Родителям удобнее сказать о своем ребенке, что он прямолинейный, деловитый и гиперактивный. При этом они скрывают или сами не осознают, что в их семье растет бестактный, невоспитанный, жадный, агрессивный ребенок.

5. Родители оттягивают неприятные и трудные моменты воспитания до критического состояния, считая, что нагружать ребенка правилами и лишать его беззаботного детства не нужно. Когда избалованный, неблагодарный, не знающий элементарных правил поведения ребенок делает только то, что хочет, изменить ситуацию уже крайне трудно.

Раскованность или распущенность? Нормы поведения подростков

Как перевоспитать хулигана

Проблемы в изучении этикета

Основная сложность в нашем старании следовать правилам этикета и его изучении — огромный разрыв в понятии общепринятых норм и правил в современном мире.

Например, в традиционном обществе, по правилам этикета, женщину представляют мужчине первой, младшие по возрасту представляются старшим, женщина может не вставать при знакомстве с мужчиной, а мужчина встать обязан

То есть по этикету важно учитывать как возраст, так и пол людей в компании

С одной стороны, это правильно и вполне естественно в нашем понимании. С другой стороны, приехав, например, в Европу или Америку, такими правилами хорошего тона можно нажить себе проблем. Там акцент на гендерной принадлежности человека может оказаться оскорбительным для некоторых приверженцев новых ценностей.

Зачем нужно подчеркивать, тот факт, что одна женщина старше другой, и можно ли при нынешнем искусстве макияжа и пластических операций доподлинно узнать возраст? Любой человек скажет, что это неэтично, перевернув тем самым шаткое понятие этикета.

Это, конечно, крайности, намеренное утрирование ситуации и доведение до абсурда, но все же этикет уже не выглядит таким незыблемым сводом правил!

Вот еще несколько неоднозначных ситуаций. К примеру, вас всё детство бабушка воспитывала: «Пей чай и ешь бесшумно, не всысывай в себя суп с ложки с громким свистом — это неприлично». Вы поехали в Китай, попали на ужин в китайскую семью и с удивлением услышали, что там такой свист стоит, что бабушка упала бы обморок. Гости хотели оскорбить хозяйку? Ничуть! Именно так, шумным прихлебыванием они выражали свой восторг: «Всё вкусно, спасибо! Видите, как мы аппетитно едим?»

Или мама отчитывает сына и говорит: «Смотри мне в глаза! Я разговариваю с тобой, а ты шаришь глазами по потолку — это неуважение!» Человек учится при разговоре смотреть собеседнику прямо в глаза. Но, оказавшись в некоторых восточных странах узнает, что, оказывается, пристально смотреть в глаза собеседнику — это вызов, подчеркнутое пренебрежение, вражда.

Будем честны, многие правила этикета сложно представить в современной жизни! Вчера считалось правильным одно поведение, сегодня другое. Очень сложно сегодня однозначно описать «правильный» этикет. Однако, списывать его со счетов еще рано, и знать его каждому человеку, который считает себя культурным и образованным, обязательно нужно! Просто стоит более внимательно относиться к культурным особенностям разных групп людей.

Знание и следование этикету позволит вам произвести хорошее впечатление на окружающих и оставить о себе только приятные воспоминания!

Презентация на тему: » Этикет Что такое ЭТИКЕТ ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения : Как ходить на День рождения ? Как знакомиться ? Как.» — Транскрипт:

1

Этикет

2

Что такое ЭТИКЕТ ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения : Как ходить на День рождения ? Как знакомиться ? Как есть ? Как звонить ? Как встать ? Как сесть ? Как здороваться со взрослым ? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. ( А. Усачёв )

3

Этикет это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

4

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов « Поучения Кочемни ». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

5

Основы этикета

7

История этикета Слово « этикет » впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика Х IV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки ( этикетки ) с изложением того, как они должны держаться.

9

В России При Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием « Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению ».

10

Виды этикета Речевой этикет Речевой этикет Столовый этикет Столовый этикет Свадебный этикет Свадебный этикет Траурный этикет Траурный этикет Этикет « выходного дня » ( театральный, концертный и др.) Этикет « выходного дня » Дипломатический этикет Дипломатический этикет Профессиональный этикет ( воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.) Профессиональный этикет Религиозный этикет Религиозный этикет Служебный этикет Служебный этикет Телефонный этикет Телефонный этикет

11

Чайный этикет в Англии

12

Деловой этикет

13

Речевой этикет

14

Этикет в одежде

15

Воинская честь Совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме : мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

16

Посещение церкви

17

Гостевой этикет

22

Источники информации

Что такое этикет и зачем он нужен ребенку

Этикет — правила поведения людей в обществе. Он состоит из множества разных нюансов, отражает культурное развитие общества. Первые своды правил поведения в обществе были введены еще во времена Людовига XIV во Франции. Они были достаточно сложные и содержали множество несущественных деталей. С развитием общества большинство из них видоизменились, стали проще, но несут на себе все тот же посыл соответствия стандарту культурного человека.

Нормы этикета состоят из правил:

  • общения между людьми;
  • поведения в различных ситуациях;
  • дресс-кода.

Любой выход из дома или посещение общественного места предполагает соблюдения некоторых норм внешнего облика, речевого общения и поведения. К общепринятым нормам в некоторых ситуациях добавляются правила поведения в конкретной ситуации или месте. Правила посещения религиозных учреждений, культурные особенности некоторых стран предполагают, что люди будут с уважением относиться к людям, для которых эти правила имеют большое значение, постараются их соблюдать или хотя бы не нарушать запреты.

Правила приветствия

Знание детьми норм приветствия помогает строить разговор в позитивном ключе – со временем это становится второй натурой. Ребенка следует учить здороваться первым. Эти правила поведения используют и со взрослыми – особенно, если человек старше по возрасту. Когда входят в помещение, где людей много, приветствуют сразу всех. Если человек встретился за день несколько раз, с ним стоит лишний раз поздороваться – кивком, улыбкой, взмахом руки.

Стоит научить ребенка и остальным правилам приветствия:

  1. Здороваться, упоминая имя человека. Это знак уважения.
  2. Интонация должна быть доброжелательная.
  3. Приветствие сопровождается кивком, рукопожатием или объятиями.
  4. Не стоит опускать глаза – человек посчитает, что с ним неприятно общаться. Нужно обязательно встретиться взглядом.
  5. Фразой «Приятно видеть вас» можно показать ценность человека.

Когда приближается знакомый, здороваются уже на расстоянии нескольких шагов. Если встречается знакомый человек в компании незнакомца, приветствуют их обоих. Принято здороваться и с теми, с кем часто приходится сталкиваться. Например, с соседями по подъезду или почтальоном.

Когда начинать обучать правилам поведения и основам этикета

Обучение детей правилам этикета начинаются с колыбели. Первый и самый главный способ обучения – пример взрослого. Обращаясь к новорожденному, старайтесь здороваться с ним, употреблять правильные фразы, вести себя правильно. Ваше поведение — образец для карапуза, он видит в вас идеал, норму. Старайтесь вести себя соответственно вашим понятиям о правильном. Попытайтесь исправить, если есть, нежелательные проявления в собственном поведении.

К 2 годам можно начинать активное обучение при помощи игры. Разыгрывайте при помощи кукол разные ситуации, тренируйте правильные варианты поведения, показывайте, как некрасиво выглядит человек, нарушающий правила этикета.

С 4 лет малыш уже усвоит большинство шаблонов поведения, будет активно использовать их на практике. В этом возрасте нужно внимательно следить за верностью сформированных представлений, своевременно производить корректировку неправильного поведения. В ваших руках появится новый инструмент воспитания – литература. При помощи книг, рассказов, сказок поясняйте необходимость правильного поведения, раскрывайте смысл установленных норм. Успешность воспитания зависит от понимания малышом необходимости употребления того или иного правила.

Конечно, когда малыш пойдет в сад или школу, там будут обучать этикету в разных формах. Чтобы обучение происходило успешно, у крохи должна быть база знаний, понимание смысла культурного поведения. Ваше чадо должно понять, что этикет – привычка относиться к окружающим доброжелательно, стремление быть хорошим и добрым.

Воспитанный ребенок соблюдает правила этикета не потому, что это нужно, а по велению собственного сердца. Для него это не свод правил, а необходимость. Не ведите долгих, занудных бесед, третировать и критиковать за допущенную оплошность. Взрослые должны донести до крохи, зачем вести себя правильно, какие плюсы он получит от этого. Формируя правильные шаблоны, вы обеспечиваете своему карапузу успешное будущее, верных друзей, счастливую семью. Не нужно надеяться, что этим вопросом займется воспитатель, учитель или жизнь, сделайте это сами, своим примером и заботой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Правила ведения беседы для детей и подростков

Этикет для детей предполагает и умение вести беседу. Важен это зрительный контакт – невежливо отвлекаться во время беседы. Непременно должна прозвучать фраза «Как ваши дела?». И стоит не только задать вопрос, но и внимательно выслушать ответ.

Еще одно правило хорошего тона – активное слушание. Этот простой навык очень влияет на то, как человека воспринимают остальные. Запоминание имен и деталей разговора подразумевает уважение к собеседнику.

Вежливый диалог предполагает еще несколько навыков:

  • не вмешиваться в беседу, если двое человек общаются наедине;
  • не стоит шептаться – окружающие могут подумать, что про них говорят нехорошие вещи или пренебрегают ими;
  • отвечать на заданные вопросы;
  • обходится без хвастовства, чтобы не унижать собеседника;
  • не жаловаться – негативные эмоции отталкивают других;
  • не использовать жаргонные и грубые слова.

Маленькие дети иногда прячутся за взрослыми, не желая вступать в разговор. Заставлять не нужно – малышу не хватает «сценария разговора». Нужно выбрать один из советов и поработать над его совершенствованием. Затем перейти к следующему шагу – медленно и постепенно.

Когда прививать правила хорошего тона?

Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.

Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.

Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

Как учить детей этикету

Прежде всего, правила этикета – хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях. Учить детей этикету надо с раннего возраста, чтобы эти привычки укоренились.

Золотое правило обучения – личный пример родителей

При этом важно всегда соблюдать нормы и правила поведения, не давая себе возможности расслабляться. Дети с раннего детства копируют поведение близких людей

Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно контролировали свое поведение.

Правила этикета для родителей

Старайтесь не повышать голос в семье и тем более нельзя кричать. Выясняйте отношения между собой наедине, без детей.
Перед тем, как войти в комнату ребенка, постучите. Тогда и дети никогда не войдут без стука в вашу комнату или чужой кабинет. Приучайте к тому, что у всех есть личное пространство – и у вас, и у ребенка.
Не ройтесь в личных вещах детей и не берите ничего без их согласия. Некоторые родители считают, что они вправе просматривать карманы и портфель, телефон и планшет, копаться в вещах. И это неправильно. Даже при необходимости стирки вещей попросите ребенка принести их и самому проверить карманы.
Не читайте чужих писем. Даже если вы уверены, что там нет ничего особенного, дождитесь адресата и поинтересуйтесь, что в письме. Не ройтесь в личной переписке детей в интернете.
Постоянно практикуйте совместные ужины и обеды, при этом соблюдайте все правила этикета за столом. Учите детей пользоваться столовыми приборами, пресекайте попытки говорить с набитым ртом. Изучите правила столового этикета и строго соблюдайте их, показывая личный пример своим детям.
Учите детей уважать чужой труд, начиная с труда близких ему людей – его родителей.
Учите детей слушать и слышать

Очень важно, чтобы дети не перебивали других, не вмешивались в разговор взрослых. Не критикуйте детей при посторонних, не позволяйте им обсуждать других детей и сплетничать

Нужно также пресекать попытки ябедничества.
Соблюдайте речевой этикет и напоминайте о нем детям. Такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините», «доброе утро», «спокойной ночи» и т. д., должны стать нормой жизни.

Отдельно хочется отметить гостевой этикет. Родителям необходимо соблюдать его правила и учить этим правилам детей:

  • приходить в гости можно только по приглашению;

  • всегда нужно приветствовать хозяев;

  • нельзя трогать вещи без разрешения;

  • нельзя заходить в чужие комнаты;

  • нельзя мусорить;

  • говорить нужно всегда тихо;

  • не нужно задерживаться надолго в чужом доме;

  • всегда перед уходом следует благодарить хозяев за гостеприимство.

Важно также соблюдать гостевой этикет, принимая гостей в своем доме: встречать пришедших с улыбкой, благодарить за подарки и т. д

Однако, прививая правила этикета, нужно избегать нотаций и назиданий. Маленьких детей родители должны учить на личном примере, игрой и подсказкой, а более старших – легким напоминанием

Важна также мотивация ребенка – подросткам нужно объяснить важность усвоенного этикета для его будущего. Хвалите ребенка за правильное поведение, особенно если некоторые правила ему долго не давались

Если где-то на ваших глазах некультурно ведет себя другой ребенок, не осуждайте его, а скажите, как стыдно теперь его родителям.

Усвоение правил этикета – не таблица умножения. Нормы поведения не требуют зубрежки и порицаний. Это постоянный труд родителей над собой. Только в этом случае дети усвоят правила прочно, а их соблюдение не будет требовать от них постоянного напряжения.

Светлана Садова

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: