Страх экзаменов. 4 способа избавиться от страха перед контрольными, огэ и егэ

Случай из психотерапевтической практики

В детстве Андрей был очень тихим и послушным мальчиком. Мама на него нарадоваться не могла, говорила «не ребёнок, а золото». Даже став юношей, он прислушивался к матери в вопросах выбора стрижки, одежды, музыки, вида спорта и т.д. Точно так же, по наущению матери, он впоследствии выбрал юридический факультет в университете, хотя с детства любил зоологию, и право его не привлекало совершенно.

Став взрослым мужчиной, Андрей опрометчиво послушал родственников в выборе спутницы жизни. К сожалению, этот брак оказался несчастливым и очень быстро разрушился. Он не принёс ему ничего, кроме разочарования и обиды.

Сейчас Андрей живёт один, но он чувствует, что мнение окружающих по-прежнему довлеет над его собственным мнением. Он боится, что о нём плохо подумают соседи, и поэтому не устраивает у себя вечеринки. Он опасается, что коллеги неправильно его поймут, и поэтому не говорит им, что после работы спешит не на тренировку, а на занятия латиноамериканскими танцами. И таких примеров множество. Многое из того, что ему нравится, он не рискует делать просто потому, что боится осуждения, насмешек и недовольства со стороны людей, пусть даже, совершенно посторонних.

Андрей чувствует, что страх перед мнением окружающих, по-прежнему очень мешает ему жить свободно и независимо, и поэтому обратился за помощью в наш Центр…

Контакт с окружающим миром

Ощущение собственной неполноценности, ущербности отражается на настроении, мировосприятии больного, взаимоотношениях с окружающими. Дисморфофоб, как правило, находится в подавленном состоянии, неразговорчив, тревожен, проявляет некоторую нервозность.

Люди с BDD стесняются надуманного изъяна

Появляясь в людном месте, думают, что внимание окружающих направлено исключительно на них. Из-за этого больные стараются ограничивать контакты

Посторонние люди не подозревают о наличии расстройства у человека, поэтому воспринимают его как заносчивого или нелюдимого, закрытого, порой странного, называют снобом или бунтарем.

Девочка, чтобы спрятать «страшную рожу», пришла в школу с пакетом на голове. Учитель, естественно, понял ее неправильно. Решил, что она хочет сорвать урок и выгнал из класса.

Дисморфофобам сложно выстраивать взаимоотношения с людьми: заводить друзей, завязывать романтические отношения. Из-за постоянной концентрации на недостатке появляется рассеянность внимания, утрата самоконтроля. Снижается успеваемость, падает работоспособность.

Постоянные спутники больных дисморфофобией – депрессия, низкая самооценка, панические атаки, тревожность. Нередко они страдают зависимостями: алкогольной, наркотической.

Постоянное нервное напряжение, негативные эмоции, тревога изматывают больного. Не выдерживая напора, больной прибегает к попыткам самоубийства. Суицид при BDD – частое, закономерное явление.

Какая похвала ослабляет самооценку

Ни один родитель не пытается специально подрывать самооценку своего ребёнка, однако иногда даже похвала бывает демотивирующей. Любое действие и слово родителя — это послание ребёнку о том, как ему воспринимать самого себя. Каждое послание несёт установку либо на фиксацию результата, либо на дальнейшее развитие.

Когда родитель даёт установку с фиксацией, ребёнок слышит: «Твои качества неизменны, и я тебя оцениваю». Установка на рост и развитие звучит так: «Ты развивающаяся личность, и я хочу, чтобы ты двигался вперёд». Истинное содержание похвалы не всегда легко распознать.

Как распознать установку с фиксацией

Рассмотрим, как звучит восторженная реплика довольного родителя и как на неё мог бы отреагировать ребёнок.

— Ты так быстро сделал уроки, какой ты умный!

— Значит, если я не смогу выучить уроки быстро, то я глупый.

— Только посмотрите на эту картину! Да у тебя талант! Ты просто Пикассо!

— У-у, мне не следует рисовать ничего сложного, иначе все увидят, что я никакой не Пикассо и что особых талантов у меня нет.

— Какая ты умница — получила пятёрку, хотя совсем даже и не готовилась!

— Стоит перестать готовиться, а то все заметят, что я не такая уж хорошая и умная без усилий, сама по себе.

При таких формулировках успех означает, что дети умны — тогда ошибки будут признаком глупости. Похвала приятна, но эффект от неё длится недолго. При малейшей трудности уверенность ребёнка улетучивается, а мотивация стремится к нулю.

Что приводит к развитию такого страха?

Обычно к страху перед людьми, как к разновидности страха оценки, приводит следующее:

  • Неуверенность в себе и низкая самооценка. Обычно они уходят корнями в детство. Строгое воспитание, постоянные замечания и попрёки приводят к тому, что даже став взрослым, человек ощущает себя каким-то ущербным и неполноценным. Конечно же, такое состояние не способствует ни радости, ни смелости.
  • Прошлый негативный опыт взаимодействия с людьми. Так, если в школе ребёнок сталкивался с издевательствами и насмешками, то и во взрослой жизни ему будет очень сложно избавиться от постоянного страха перед негативной реакцией людей.
  • Неверные психологические установки, которые зачастую не осознаются самим человеком, но очень сильно влияют на его мироощущение и самоопределение.
  • Психологические заболевания (в том числе, социо-, антропофобия и др.). Такие состояния необходимо лечить у психотерапевта, поскольку они имеют свойство развиваться и приводить к ещё большим проблемам, в том числе, и с физическим здоровьем.

Продолжение примера

…Психотерапевт уже провёл с Андреем несколько сеансов, главной целью которых было установить причины страха перед людьми, выработать новые установки и модели поведения.

Одной из причин избыточной ориентировки на мнение окружающих был идущий из детства страх перед наказанием. Отец жёстко карал сына за малейшую провинность, требовал неукоснительного соблюдения множества правил, мать же находилась под сильным влиянием мужа и во всём его поддерживала. Чтобы ощущать себя в безопасности, маленький Андрей должен был всё время находиться в напряжении и оценивать каждый свой шаг с точки зрения родителей.

Постепенно он приспособился, соответствие ожиданиям окружающих стало его второй натурой. Он уже сам не замечал, как, по его собственному выражению, «надевал подходящую маску». Внешне всё выглядело блестяще, ведь такое острое внутреннее желание добиться внимания и одобрения окружающих не раз возводило Андрея на вершину успеха. Отличный школьный аттестат, престижная работа, шикарная машина… Только вот счастья всё это не принесло. На приём психотерапевта молодой человек решился только когда началась бессонница и постоянные головные боли. Врачи не нашли физиологических причин ухудшения самочувствия.

Андрей признаётся, что даже несколько встреч с психотерапевтом очень помогли ему: он словно сбросил со спины ненужный груз и наконец-то смог отдышаться. Конечно же, работа ещё не окончена, ему предстоит многое сделать для того, чтобы научиться слушать себя и доверять своему внутреннему голосу. Но первый шаг на этом сложном пути уже сделан!

Ощущения и поведение

Попадая в неловкую ситуацию, социофоб переживает терзающие ощущения страха, тревоги, недовольства собой. Он не способен взглянуть человеку в глаза. Напряжение становится настолько интенсивным, что больной впадает в ступор, теряет контроль над своими мыслями

Не может сконцентрироваться, внимание рассеивается. Возникает ощущение пустой головы, как -будто все мысли улетучились прочь

Чувства, потребности уходят на задний план, остается только одно желание: поскорее укрыться от посторонних взглядов.

Если в компании появляется незнакомое лицо, социофоб держится отстраненно. Стоит в стороне, не пытается участвовать в разговоре, может вообще покинуть помещение. В отдельных случаях человек начинает врать, чтобы произвести впечатление.

Страх заставляет человека чувствовать неловкость в беседе с людьми. Волнуясь, он ведет себя неуместно, говорит вздорные вещи.

Сильное эмоциональное напряжение влечет за собой появление физиологических признаков:

  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение, потеря сознания;
  • тошнота;
  • потемнение в глазах;
  • дрожь в конечностях;
  • плохая координация движений;
  • затрудненное дыхание;
  • покраснение лица;
  • ощущение жара;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • изменение походки: становится нелепой во время прохода мимо группы людей.

Частые спутники расстройства – панические атаки.

Перед вступлением в вербальный контакт с людьми социофобическая личность заведомо рисует в сознании неблагоприятный исход общения. Представляет картину, как неуклюже общается с собеседником, заранее продумывает, как уйти от дальнейшего разговора.

Страх, напряжение отражаются на общем психологическом фоне больного. Появляется раздражительность, сентиментальность. Человека способна вывести из равновесия любая мелочь. Часто эмоции выходят через слезы. Настроение лабильно: на смену спокойствию неожиданно приходит нервозность, повышенное возбуждение.

Расстройство не зря называют болезнью упущенных возможностей. Из-за боязни людей человек вынужден отказываться от многих привилегий в жизни. Социофобу, восторгающемуся актерским мастерством, сложно освоить данную профессию.

Женщина, работающая в тесной коморке с пыльными бумагами, подсознательно стремится делать все, чтобы избежать повышения по карьерной лестнице. Измененный статус требует выхода из тени, общения с людьми, которого женщина так боится, поэтому затворница практически не покидает рабочее место. Она может неосознанно допустить пару погрешностей в работе, чтобы окончательно отбить желание поощрить ее.

Как избегание усиливает тревогу

Примитивные инстинкты убеждают людей убегать от угрозы. Бегство — неплохая идея, особенно если в качестве угрозы выступает горящее здание, небезопасная пивная вечеринка или агрессивный прохожий. Но зачастую в бегстве нет ничего хорошего, потому что, согласно принципу теоретической психологии, избегание лишь усиливает тревогу.

Избегание не просто раздувает тревогу. В первую очередь уклонение от угрозы вызывает приятные чувства. Фактически избегание работает как удивительно мощное и быстродействующее лекарство. Джейми стало лучше, когда она просто подумала о том, что отец спасет ее от теста по химии.

Но краткосрочное облегчение, которое принесет избегание теста, вскоре уступит место страхам о предстоящих контрольных. К тому же уклонение от наших страхов не дает нам осознать, насколько они раздуты. Если бы Джейми нашла способ пропустить тест, она лишила бы себя возможности понять, что в нем нет ничего страшного.

На самом деле, если человек постоянно избегает источника своего страха, у него может развиться полноценная фобия. Представьте себе девушку (назовем ее Джоан), которая боится собак. Вот Джоан идет по улице, видит собаку на своем пути, и ее охватывает такой ужас, что она переходит на другую сторону. Ей становится лучше, и теперь она всегда переходит на другую сторону улицы, как только замечает собаку. Но из-за этого у Джоан никогда не будет возможности встретить дружелюбную собаку. Она будет избегать всех собак, потому что знает, что ей спокойнее на душе, когда она держится от них подальше.

Психологи знают, как справиться с фобиями. Применяя их знания на практике, девушки вроде Джоан смогут преодолеть свои раздутые тревоги. Чтобы избавиться от страха, нельзя в страхе отступать.

Как мы помогли бы Джоан избавиться от фобии собак? Это довольно просто. Мы научили бы ее базовым техникам релаксации и обсудили, как ей подойти к собаке, не впадая при этом в панику. С помощью приема, который называется постепенной экспозицией, мы помогли бы Джоан наладить контакт с собаками.

Для начала она просто смотрела бы на фотографии собак, применяя при этом техники контролируемого дыхания. Затем мы попросили бы Джоан встать на расстоянии ста метров от собаки, а затем подводили бы собаку все ближе. Со временем Джоан полюбила бы собак или, по крайней мере, начала бы спокойно относиться к ним.

Признаки расстройства

Главным признаком BDD является недовольство своей внешностью. Под раздачу попадают любые части тела. Чаще всего это кожа, лицо, пропорции тела и лишний вес, волосы, ноги, живот. Больные находят у себя вымышленный недостаток или утрируют особенности тела: маленькая грудь, горбатый, огромный нос, кривой рот, лупоглазость. 

Банальный пример: девушка с объективно хорошей фигурой считает себя «жирной коровой», безобразной, бесформенной.

Самокритичность – довольно неплохая вещь, зависть – естественная и неотъемлемая у любой личности. У дисморфофобов критичность по отношению к себе развита чрезмерно, выходя за грани дозволенного. Они просто считают себя уродами, не имеющими права на полноценную жизнь, сравнивают себя с другими людьми или публичными личностями, жалуясь и сокрушаясь, почему не могут иметь такую же «нормальную» внешность.

Вымышленный дефект овладевает жизнью больного. Он постоянно думает, как скрыть его от окружающих. Например, «полноту» маскирует балахонной одеждой, родинки на шее прикрывает шарфом. Чтобы скрыть лобные морщины, надевает кепку или отращивает челку, незначительные изъяны кожи закрывает тонной косметики.

Поведение дисморфофоба характеризуется определенными нюансами:

много времени тратит на разглядывание себя в зеркале. Вне дома рассматривает собственное отражение в любых зеркальных поверхностях – витринах магазинов, оконных стеклах;
отказывается смотреться в зеркало. Убирает все зеркальные поверхности из собственного пространства. Если их случайно обнаруживает, то под напором эмоций способны разбить;
избегает фотографироваться. В его арсенале имеется всего несколько фото с личным изображением. Говорит, что плохо получаются на фото. Находит любую причину, чтобы избежать попадания в кадр. На самом деле, катастрофически боится, что его «уродство» будет зафиксировано;
интересуется информацией о пластической хирургии, косметических процедурах, диетическом питании;
перед выходом из дома тратит много времени на сборы, тщательно оттачивают образ, чтобы «изъян» случайно не засекли посторонние;
фанатично увлекается спортом;
в общении с близкими систематически поднимает вопрос своего дефекта

Заставляет говорить, что он уродлив, доводя дело до скандала;
в определенный момент перестает выходить из дома или показывается на улице в малолюдное время, например, днем, когда основная масса людей на работе или ночью – темно, никто не увидит;
мысли о дефекте рождают навязчивые действия – ощупывание лица, волос, своеобразное положение тела;
формирует экстравагантный образ, чтобы отвлечь внимание от недостатка

Справиться со страхом поможет «звонок другу»

Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, представьте себе, что боитесь не вы, а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм?

Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.

Вот увидите, как только вы обдумаете пораженческие мысли и найдете в них изъяны, страх пойдет на убыль. Вы просто напомните себе, что экзамен по алгебре — это только экзамен по алгебре, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него зависит получение аттестата. У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка.

Психотерапия

Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

Арт-терапия

Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

  • хореография;
  • пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • рисование песком;
  • собирание конструкторов;
  • рукоделие и т.д.

Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха

Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры

Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

Когнитивно-поведенческая терапия

Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

Психотерапевт задает пациенту вопросы:

  • что случится, если ты сходишь в школу;
  • почему ты боишься своих одноклассников;
  • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
  • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
  • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
  • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.

Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал

Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

Откуда берется боязнь людей

Предполагается, что социофобия формируется в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов.

Установлено, что ближайшие родственники социофобов также страдают данным заболеванием или другим тревожным расстройством. Дети способны перенимать у взрослых деструктивные формы поведения, усваивать на подсознании разрушительные модели.

Социальная фобия появляется еще в детском возрасте под влиянием патологической модели воспитания.

  • гиперопека;
  • эмоциональная холодность в отношении ребенка;
  •  завышенные требования;
  •  излишняя строгость.

Патологические формы воспитания провоцируют становление нежелательных стереотипных утверждений о себе: я ни на что не гожусь, бесполезный человек.

Особая роль в проявлении расстройства отводится психотравмирующей ситуации детского, подросткового возраста, когда ребенок переживает стыд, другую негативную эмоцию. В детстве мы не можем правильно оценить положение вещей, а неправильная трактовка событий застревает в подсознании. Впоследствии она проявит себя при «удачно» сложившихся обстоятельствах приступом паники, стыда и неловкости. Подобная реакция становится защитным механизмом вроде инстинкта самосохранения при столкновении с социумом.

Проводят также параллель начала заболевания с отношениями в коллективе сверстников. Было замечено, что больше шансов заработать социальную фобию получали подростки, не пользовавшиеся популярностью среди сверстников. Дети подвергались издевательствам. Терпели моральное, физическое насилие.

Мужчина 40 лет страдает паническими атаками. Первый приступ ПА случился в 20 лет, и с тех пор сопровождал больного постоянно. Особенно атаки усиливались в момент публичных выступлений: при чтении доклада перед рабочим коллективом. Мужчина ощущал головокружение, чувство жара, сменяющееся ознобом. Казалось, что сейчас наступит конец света. Боязнь выступать перед сотрудниками мешала больному продвигаться по карьерной лестнице.

В 4 классе случился инцидент. Учительница вызвала мальчика к доске, попросив повторить скороговорку. Реплика оказалась наполненной звуком , которую мальчик произносил с откровенной картавостью. Скороговорка получилась неудачной для восприятия. Класс долго смеялся над «диктором», впоследствии дразнил. После данного эпизода парень боялся ходить в школу, стеснялся отвечать возле доски.

Отношения с одноклассниками были сложными. Мать мужчины страдала депрессией. У брата также случались панические атаки.

Мужчина обратился со своей проблемой к врачу. На основе жалоб, истории болезни ему был выставлен диагноз «социофобия».

Случается, что социальная фобия развивается не только после пережитого собственного негативного опыта. Расстройство способно проявиться у свидетеля неприятной ситуации.

Свою нишу в возникновении расстройства занимают биологические факторы. У больных социальной фобией было выявлено изменение уровня нейромедиаторов в головном мозге. Зафиксирована повышенная чувствительность миндалевидного тела – мозговой структуры, отвечающей за эмоции, в особенности контролирующее чувство страха.

Что делать если боишься контрольной?

И так… подумай о том что будут в жизни ситуации и пострашнее… Но жить как-то надо!

Скажи себе: «Чему быть — не миновать! Нет худа без добра! Независимо от результата, пока я буду жив, я смогу исправить ситуацию!»

Страха нет тогда , когда ЗНАЕШЬ что будет после данного события.

Представь себе что ты идешь на свидание. Если ты парень, то ты волнуешься, потому что не знаешь как все пройдет. Ты хочешь иметь успех у девушки и осознавая ответственность поступков, боишься не ошибиться. А девочки не парятся! Они знают как вертеть парнями, и если вдруг все пойдет не по плану, то в любой момент сможет его отшить.

Но если ты девушка, то вероятно волнуешься как ты будешь выглядеть, и какое впечатление произведет твой наряд, прическа, макияж. Ведь вокруг столько красивых девушек. Вдруг ему понравится другая. А парень особо за это не волнуется. Так себе… посмотрит в зеркало, причешется и кажется что готов.

Не знаю насколько убедителен этот пример, но я хотел показать, что на одно и то же события могут быть разные реакции.

Какой вывод? Вместо того чтобы бояться, лучше подумать какую пользу мы сможем извлечь из контрольной.

Почему все боятся двоек?

Давно замечено, что родители в большинстве случаев реагируют на плохие оценки более болезненно, чем сами ученики. Страх двойки, который живет в каждом взрослом, родом естественно из детства, и искоренить его полностью практически невозможно. Такая острая реакция взрослых на оценки ребенка объясняется тем, что они проецируют их на себя и свои родительские компетенции. Видя условную двойку в дневнике, они испытывают:

• Боязнь публичного осуждения. Многие родители испытывают стыд, когда получают оценки, считают это своим упущением и промахом.

• Волнение. Видя в дневнике низкие оценки, родитель начинает паниковать и волноваться за будущее ребенка.

• Чувство вины. Плохие оценки заставляют родителей чувствовать свою вину за то, что они не смогли или не успели помочь ребенку с учебой, что-то упустили в воспитании.

• Жалость к ребенку и к себе. Иногда родители начинают жалеть ребенка из-за того, что он вопреки всем стараниям никак не может разобраться в предмете. Также родителям бывает жаль собственных средств, времени и сил, потраченных на решение этой проблемы.

• Зависть. Может показаться, что родителям других учеников в классе можно только позавидовать, ведь им не приходится сталкиваться с такими трудностями.

Злость на ребенка. В момент школьных неудач, родители могут злиться на ребенка, обвинять его в лености, не достаточном старании, отсутствии способностей.

• Злость на преподавателя. Иногда злость канализируется на преподавателя, который не может «нормально объяснить», не хочет возиться, не старается научить.

Все эти эмоции очень сильные и иногда болезненные. И все они базируются на ограничивающих убеждениях самих взрослых. В норме эти эмоции должны со временем трансформироваться в продуктивные мысли о том, как помочь ребенку справится с ситуацией. Однако, иногда, родитель на них зацикливается.

Общие черты заболевания

В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.

У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.

Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:

  • знакомство с новыми людьми;
  • общение с лицами, вышестоящими по должности;
  • прием гостей;
  • разговоры по телефону;
  • публичные выступления;
  • любая деятельность в присутствии других людей;
  • общение с противоположным полом;
  • посещение общественного туалета.

У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.

Социально тревожное расстройство бывает:

  • специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
  • генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.

Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.

Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.

Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.

Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.

Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.

Как бороться со страхом перед экзаменом? Психологический прием «И что тогда?»

Кроме самоуничижительных, страх часто вызывают «апокалипсические» мысли. Например, такие: «Это конец», «Все, я пропал», «Я этого не переживу».

Попробуйте прием, который называется «И что тогда?». Все очень просто: отталкиваясь от ужасающей мысли, задайте себе вопрос «И что тогда?», ответив на него, задайте снова, и так несколько раз.

Например, хорошая ученица, которая собирается на филфак, переживает: «Кошмар. Я получу тройку по математике». — «И что тогда?» — «Это будет единственная тройка в моем аттестате!» — «И что тогда?» — «Это очень обидно — тройка. Ведь она останется навсегда, уже не исправишь!» — «И что тогда?» — «Да… В общем, ничего. Досадно, но не смертельно. Кому на филфаке интересна моя оценка по математике? По крайней мере не стоит таких переживаний».

Но конечно, бывают случаи более серьезные, когда от результата экзамена многое зависит. Разберем пример с абитуриентом, который боится не поступить в желанный вуз: «Я плохо сдам этот экзамен». — «И что тогда?» — «Мне не набрать проходной балл». — «И что тогда?» — «Я не поступлю». — «И что тогда?» — «Родители будут в ужасе, все будут жалеть меня, а за спиной смеяться». — «И что тогда?» — «Станет понятно, что я ни на что не годен, хуже всех. Я не смогу получить профессию, о которой мечтаю. Моя жизнь испорчена».

Вот теперь самое время остановить «апокалипсические» мысли и подумать здраво: так ли уж все безнадежно? Каковы имеющиеся альтернативы? Возможно, есть другие вузы с этой специальностью, где требования к проходному баллу ниже. Возможно, есть колледж. Или можно попробовать поступить еще раз на будущий год.

В 17 лет еще ничего не может быть потеряно и испорчено безвозвратно. Есть такое выражение: «Если судьба закрывает перед тобой одну дверь, она всегда открывает другую». Так может, разумнее пойти поискать эту другую, чем биться в отчаянии лбом о закрывшуюся?

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Заключение

И так… Страх это своего рода сторож в нашем подсознании, который говорит нам, что мы имеем перед собой ситуацию, в которой есть неподконтрольные нам моменты.

Страх наш друг. Он нас предупреждает. Мы его не гоним, а успокаиваем. Нет нормальных людей, у которых нет совсем страха.

Все бояться новых, непонятных, непредсказуемых ситуаций. Но есть люди которые движутся к успеху контролируя свои эмоции, и есть те, кого страх сдерживает предпринять что-то для улучшения своей жизни.

Учите вовремя и следующая контрольная вам будет не страшна.

Успехов вам на контрольной!

ЗЫ. Если хотите чтобы легче потом найти эту статью, поделитесь ею в соцсетях и она сохраниться у вас на доске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: