Как приучить ребенка к садику: практическое руководство психолога для заботливых родителей

Около трех лет

Детишки более сознательного возраста, если они были оставлены в родительном доме, уже ощутимо отстают от сверстников в плане сенсорного и интеллектуального развития. Нельзя говорить о том, что они неадаптированы к жизни, они просто адаптированы к той среде, в которой жили, а эта среда не требовала от них ни активности, ни способности общаться, ни пытливого ума. Вот наиболее распространенные черты «домребенковских» деток, которые отличают их от семейных.

Отсутствие инициативности. Детки не хватают все подряд, не пытаются исследовать мир. Большинство из них выглядят заторможенными и пассивными: куда посадят, там и будет сидеть и т.п. Целенаправленно бороться с этим не надо: когда кроха почувствует себя в безопасности, он станет интересоваться окружающим миром.

Неумение смотреть в лицо. Мы инстинктивно раздражаемся, когда люди не смотрят нам в глаза, однако для сироты такое поведение — норма. Дело в том, что глаза — это портал искренности, через взгляд мы обмениваемся чувствами. Ребенок не привык к открытому общению, ему нужно время. Не проявляйте недовольства, не настаивайте, просто чаще обращайтесь к ребенку, глядя ему в лицо. Сначала на расстоянии, потом сокращайте дистанцию.

Дети не понимают, что им нравится или не нравится. Они по лицу взрослых уже научились считывать, чем взрослый доволен, и боятся его прогневать. Поэтому первое время вам будет казаться, что ребенку все равно, что вы делаете, чем пытаетесь его заинтересовать, он будет вам одинаково улыбаться. Часто это будет натужная улыбка через страх. Со временем ребенок научится проявлять и свою волю, когда поймет, что вы готовы ее принять.

Самонаказание. Вы можете быть шокированы, если после вашего замечания ребенок сам себя отшлепает, ударит по лицу и т.п. К сожалению, такое бывает, если ребенка наказывали. Не пугайтесь и не возмущайтесь — игнорируйте. Если вы не будете наказывать ребенка физически, со временем у него это пройдет.

Неумение отказать. Ребенок будет патологически послушен — он вас боится, не знает, чего ожидать. Он будет есть неприятную ему или лишнюю пищу — у него рефлекс открывать рот, когда к нему подносят ложку, и т.п.

Прожорливость. Вам будет казаться, что ребенок недоедал, поскольку он будет кушать все в огромных количествах. На самом деле дети в домах ребенка питаются достаточно неплохо. Дело в том, что ребенок слушается вас: вы предлагаете, он боится отказаться. Или же он просто привык есть, пока есть еда, — ведь в доме ребенка он видел еду только во время приема пищи, никаких вазочек с фруктами, хлеба на столе в остальное время там не бывает. Может быть, у него так проявляется инициативность: когда взрослый человек попадает в отель «все включено», ему тоже хочется всего напробоваться, а некоторым и наесться про запас. Следите за тем, чтобы ребенок не переедал, иначе он может плохо себя почувствовать, особенно с учетом того, что еда непривычная.

Отказ от пищи. Некоторые дети ведут себя противоположным образом — отказываются кушать. Не переживайте, у малыша стресс. В новой обстановке да еще и незнакомая еда. Подсовывайте небольшие кусочки, чтобы он мог утолить голод, если он категорически отказывается кушать как следует. Это пройдет.

Выпадение из контакта. Многие дети, которым пришлось перенести длительную госпитализацию, или же если они содержались в неблагополучном доме ребенка, приобретают так называемый «госпитализм». Симптомы этого явления несколько напоминают детский аутизм: ребенок выпадает из общения, не смотрит в лицо, при стрессе погружается в себя и совершает монотонные движения, может бормотать. Это свойственно деткам, которые от природы впечатлительны, обладают возбудимой нервной системой. В нормальных условиях они были бы открытыми и активными. Со временем так и будет. Если вы заметили явный прогресс за время встреч с ребенком, значит, вы на правильном пути, и симптомы со временем пройдут.

Ваша задача понять: у ребенка стресс в новой обстановке. Мало того, что он попал в незнакомую среду, так еще у него очень мало опыта перемены мест, он привык к жесткому режиму, фактически вся его жизнь протекала в рамках нескольких помещений в доме ребенка и площадки, на которую выходила погулять его группа. Представьте, что вас поместили в страну с совершенно другой культурой и малопонятным языком… В среднем приемному малышу требуется от двух недель до месяца для того, чтобы освоиться.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ:

Ни один человек не будет заботиться о вашем ребенке так, как вы. Это не значит, что няня или вожатый в лагере будут выполнять свои обязанности плохо. Они, другие, отличные от вас люди, будут следить за ребенком по-другому (естественно, принципиальные моменты — например, безопасность — с родителями должны быть согласованы). Для детей общение с разными людьми — хороший социальный опыт. Если вас беспокоят какие-то моменты в поведении ребенка, оставшегося без вашего присмотра, попробуйте сделать такое упражнение.

Поставьте два пустых стула — «ребенок» и «родитель». Сядьте сначала на стул «родитель» и выскажите свою претензию. Например: «Мне не нравится, что ты не ешь в лагере суп, у тебя будет болеть живот». Потом сядьте на стул «ребенок» и посмотрите на ситуацию его глазами: «Мама, у меня не болит живот. Когда на первое дают борщ, я его ем. А вообще нас хорошо кормят». И так по каждому пункту, который вас беспокоит.

С помощью этого упражнения вы сможете лучше понять мотивы того или иного детского поступка. Часто бывает, что дети, только недавно уехавшие из дома, звонят родителям с просьбой их забрать из лагеря или с дачи. Жалобы на то, что «все плохо», рвут родительское сердце. Сохраняйте спокойствие — идет процесс адаптации (безусловно, речь не идет о чем-то криминальном). Ребенок, да и взрослый тоже, какой бы он ни был самостоятельный, первые день-два тоскует по привычному для себя укладу жизни, людям, вещам, которые его окружают. И вот, ребенок возвращается с каникул, которые он провел вместе с родителями или самостоятельно. И у него тоже начинается «синдром». Ведь впереди его ждут школа или детский садик с установленным режимом.

Летом одинаковые проблемы испытывают родители, чьи дети ходят в детский сад без перерывов – и те, кто приводит детей после отпуска. Одни мешают другим. «Послеотпускные» дети проходят всю адаптацию заново, расхолаживая коллектив. Ребенку очень сложно адаптироваться к режиму после отдыха, где он ел-пил-спал когда захочет и получал море удовольствия вместо обязательств. Совет родителям прост: запаситесь недюжинным терпением. Успокойтесь. Пусть ребенок привыкнет к переменам – это обязательно произойдет.

Возможно, вам придется преодолеть давно забытые трудности: ребенок начнет проверять границы дозволенного, драться с былыми друзьями, капризничать с воспитателем, если он – школьник, то он будет опаздывать на уроки и стремиться поскорее забросить домашнее задание в тартарары, лишь бы побольше погулять, продлить себе ощущение отдыха… Это нормально. Дети – такие же люди, как и взрослые, только маленькие. Не нужно ругать ребенка, стращать его различными карами. Для начала расслабьтесь сами. Вспомните Соломона: и это пройдет. А раз это пройдет – стоит ли тратить нервные клетки? Отвлекайте ребенка чем-либо позитивным, сразу после отпуска устраивайте ему плотно забитые выходные. Совместные походы в кино, в театры на детские представления, в парки отдыха — или ловите ускользающую летнюю погоду за городом. Возможно, вернувшись из отпуска, вы сами погрузились в уныние – чего же вы ждете от ребенка? Он точно копирует ваше состояние: надо скучать, надо игнорировать насущные дела…

Ребенок даже может заболеть сразу после отпуска, и это тоже «болезнь от нервов». Ему захочется – как и взрослым в подобной ситуации – продлить себе каникулы. Опять же, сохраняйте спокойствие и не залечивайте ребенка понапрасну, чтобы он скорее пришел в норму. Если у него не сменятся установки в голове, кучки лекарств будут зряшной тратой денег.

А тем, у кого отпуск еще впереди, поможет статья про диеты и предотпускной синдром – да-да, и такой тоже придуман находчивыми людьми: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3469

Иллюстрации к статье: советские агитплакаты.

Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду

1. Расставание с мамой

Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша

Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.

2. Смена настроения

Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь. Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.

Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:

  • сокращаем шумные игры
  • убираем телевизор и просмотр мультиков
  • сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий

3. Регресс

Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии. Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет. Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.

4. Режим посещения

Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.

Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.

Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.

Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.

Шаг 3: присоединяют прогулку.

Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.

Шаг 5: оставляют на обед.

Шаг 6: оставляют на дневной сон.

Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.

Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.. Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи — это веский повод обратиться за консультацией к психологу.

Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи — это веский повод обратиться за консультацией к психологу.

Основные причины послеотпускного синдрома:

Не хватило времени на адаптацию.

По мнению ученых, минимальный срок отпуска — две недели, норма — три. Неделя нужна для адаптации к новому климату. Причем, акклиматизация может проходить без каких-либо симптомов. Ведь даже к безделью нужно привыкнуть. Еще неделя нужна для отдыха – и несколько дней обязательно отводится для так называемой реакклиматизации: привыканию к прежней жизни.

Сбой биоритма.

Некоторые люди буквально насилуют себя полжизни: например, человек-«сова» вынужденно ходит на работу с раннего утра. В отпуске этот человек расслабится на всю катушку и наконец-то будет вставать часов в 11… нетрудно догадаться, что его ждет после возвращения.

Контраст между отпуском и большим напряжением на работе/дома.

Он приводит к тому, что возникает страх не войти в привычную обстановку. Ошибочно считают, что эти проблемы возникают у владельцев заводов и пароходов. Как раз у них есть возможность оставить свои дела на помощников, многие наши богачи летают в отпуск 3-4 раза в год. Зато непередаваемая игра контрастов между работой и отдыхом поджидает владельцев среднего и малого бизнеса, менеджеров среднего звена, врачей и учителей, секретарей.

Чувства мамы

По сути дела, нет большой разницы между тем, кричит малыш или он подавлен. Ведь причина одна и та же — депривация, то есть разлука с матерью. В этой ситуации от вас требуется терпение.

Не рассуждайте на тему «ребенок меня не принимает». Помните, что ответственность за то, что ребенок станет членом именно вашей семьи, всецело лежит на вас — ведь именно вы решили, что это будет так. Малыш просто страдает, не умеет быть чьим-то, ему нужно время.

Не ждите от себя слишком многого. Даже те, кто родил собственного ребенка, несмотря на всю гормональную поддержку и прочее, испытывает раздражение и отчаяние, когда ребенок плачет. Биологическая мать также переживает, чувствует усталость, болезненно относится к тому, что появление малыша сильно изменило образ жизни, наложило значительные ограничения на возможности проводить время так, как заблагорассудится, и т.п. Не стоит переживать, что вы плохая мать, не готовы, не дадите ребенку того, что ему нужно. Дайте себе время и не судите себя слишком строго.

Не ждите слишком много от ребенка. Ребенок не может понять, что с ним произошло. Какое-то время вы для него ничем не будете отличаться от многочисленных нянечек и врачей, через руки которых ему довелось пройти. Он просто не понимает, что такое «мама», потому что ее у него никогда не было, со своими бедами он был один на один, его никто не любил и не жалел. Со временем, когда у него накопится опыт, он многое поймет и почувствует. Кому-то для этого бывает достаточно недели, кому-то — нескольких месяцев.

Отдельная тема — агрессия приемных родителей по отношению к малышу. Об этом не любят говорить те, кто прошел через приемное родительство, однако факт остается фактом: практически все испытывали сильную агрессию по отношению к ребенку. Иногда могли не сдержаться и шлепнуть малыша, когда он плачет. Да, это совсем не вяжется с тем благостным образом усыновителя, который витает в наших мечтах: благородный, сильный, спасающий ребенка от сиротства, дающий ему любовь. Однако пугаясь, ненавидя себя в таких ситуациях, вы не разрешите проблему. Помните: по всей видимости, ваши чувства совершенно нормальны, а действия — не хороши, но вполне объяснимы. Ребенок усыновлен, у вас нет помощи «гормональной любви», которая защищает такое воистину невыносимое существо, как маленький кричащий комок, от вполне естественного раздражения. Своерожденный ребенок и то может доводить родителей до белого каления, а тут такая ситуация. Да, вам приходится нелегко, однако со временем это пройдет. Если есть возможность, обратитесь к тематическому психологу, чтобы поговорить об этой проблеме — осуждать вас никто не будет, ваша ситуация типична. Если такой возможности нет, просто помните: через это прошли многие усыновители. Не обвиняйте себя во всех смертных грехах — просто постарайтесь давать себе как можно больше отдыха, максимально устраните причины, которые приводят к стрессу, позвольте окружающим помочь вам, посидеть с ребенком и т.п.

Новая семья

При появлении приемного ребенка в семье могут возникнуть определенные трудности:

  • проблемы взаимоотношений между кровными и приемными детьми;
  • сложности восприятия новой информации;
  • бытовые проблемы (гигиена, неаккуратное отношение к вещам, отклонения пищевого поведения и пр);
  • потребительское отношение к окружающим, вранье, притворство; скудное эмоциональное развитие;
  • нежелание учиться;
  • наследственные проблемы;
  • агрессия, ревность к окружающим и пр.

Из всего вышеперечисленного списка, больше всего приемных родителей пугает, пожалуй, именно «плохая наследственность». Однако, согласно проведенным исследованиям, значительная доля отклонений в развитии детей сирот является следствием отсутствия эмоционального контакта, любви, ласки в раннем детстве. Доказано, что постоянный контакт младенца с близким взрослым на протяжении первых месяцев жизни, обеспечивает психофизиологическую стимуляцию, жизненно-необходимую для полноценного формирования центральной нервной системы и функций головного мозга. У ребенка, длительно лишенного материнской заботы, ласки и внимания, неминуемо затормаживается развитие. Хорошая новость в том, что последствия такой ситуации обратимы. Попадая в любящую семью, дети неузнаваемо меняются, буквально расцветая на глазах от родительской ласки и тепла.

Советы психолога

  • Помните, что малыш рос в строгих правилах государственного учреждения, поэтому, даже при огромном желании окружить его большой любовью и свободой, делать это нужно постепенно и продуманно. От резкой смены моделей воспитания эффект может получиться самый неожиданный.
  • Ребенок вырос, не имея личного пространства и материальных ценностей, поэтому его нужно терпеливо и деликатно научить уважать свои и чужие вещи.
  • Как можно раньше оповестить малыша, что он приемный. Начать говорить об этом лучше уже в 2-3 года. Как само собой разумеющееся, следует объяснить ребенку, что дети появляются двумя путями: рождаются и находятся, и в этом нет ничего плохого. Разговор нужно построить таким образом, чтобы малыш прочувствовал свою ценность (его долго искали, из 100000 детей выбрали именно его и т.п.).

Вхождение в семью и адаптация в ней всегда очень индивидуальны, а сам процесс – очень важный и ответственный период, который является фундаментом для отношений на протяжении всей жизни, и его точно нельзя будет перезаложить снова.

Помощь психолога

Психологическая помощь важна на этапе привыкания к новым условиям. Если этот этап проходит под наблюдением психолога, многие острые моменты, которые в будущем способны развиться в серьезные проблемы для всех членов семьи, удастся пережить с минимальными потерями.

Помощь психолога семьям, в которых есть приемный ребенок, обратившимся в наш центр, заключается в:

  • структурировании отношений с новым членом семьи на разных этапах: знакомство, адаптация, проблемные ситуации и т.д;
  • разъяснении основных моментов поведения детей в процессе адаптации;
  • поддержке в вопросах, как стать ребенку близким и родным, как не перейти грань от необходимого внимания к избалованности, что делать, чтобы у приемного сына или дочери не сложилось впечатления: «к другим детям родители относятся как-то по-иному»;
  • консультациях по вопросу, стоит ли говорить ребенку о том, что он приемный, и если говорить, то в какое время? и т.д.

Наши специалисты подберут для Вас оптимальные виды консультирования: от индивидуальных встреч до игровой терапии в группах.

Звоните и записывайтесь на прием!

Будем рады оказать Вам профессиональную поддержку!

Как с наименьшими потерями войти в рабочий режим?

Советы от психологов:

— Сразу после приезда не поддавайтесь панике. Огромная куча дел, нападающая с порога, может подождать. Вспомните принцип медитации: для принятия любого решения, для перемен в жизни нужно обязательно создать в голове пустоту. Отбросить все, что роится в ней. Вместо того чтобы сломя голову печатать тысячи фотографий, досконально разбирать все чемоданы, узнавать все новости, колотить по клавишам с шумахерской скоростью и пытаться вникнуть в рабочие дела – сделайте паузу. Самое время для чтения книг. Посмотрите любимые фильмы. Съездите с ребенком в ботанический сад. Пригласите лучшую подругу в кафе и посидите там часа три, предаваясь праздной беседе. Сделайте паузу в первый день-два. А уж потом…

— Это очень важно: если вы считаете себя человеком нервным и впечатлительным, если вам трудно концентрироваться – особенно после отдыха, когда IQ по результатам исследований падает на 20% — планируйте отпуск так, чтобы вернуться за несколько дней до работы. Конечно, вам будет жаль этих дней

Но они вам жизненно необходимы, просто поверьте умным людям, которые все это рассчитали и доказали. Не кидайтесь в омут с головой.

— Не поддавайтесь нарастающему комплексу вины за свое неумение въехать в прежний режим на раз-два. ВСЕ люди немножко глупеют после отпуска. У ВСЕХ не сразу получается разобраться с делами. И очень многие чувствуют не прилив сил, а недомогание. Вы не одиноки, ведь отдых – это тоже стресс, как ни смешно. Любите себя — и не позволяйте себе себя обижать. Все наладится, для этого просто нужно время.

— Не забывайте про природные антидепрессанты: каждый день ешьте бананы, апельсины и горький шоколад в умеренных дозах, а также салаты с большим количеством зелени.

На что, как правило, жалуются эти пациенты неврологу?

Самая частая жалоба — бессонница. Им трудно заснуть, сон может быть прерывистым, пациент просыпается в 4-5 часов утра и дальше не может заснуть, хотя на работу нужно вставать в 7.

Головная боль — тоже нередкий симптом. У пациентов могут быть тупые, ноющие и давящие, монотонные умеренной интенсивности (хотя могут быть и более сильные боли), иногда они ощущают тяжесть в голове, несвежесть, трудности сосредоточения внимания, ухудшается память и работоспособность.

Некоторые пациенты замечают, что стали более раздражительны, тревожны, или, напротив, более вялы и апатичны.

Порой пациент жалуется на головокружение, которое ощущается внутри головы, подобные головокружения могут возникать приступообразно в метро, лифтах, самолетах, крупных супермаркетах или просто при выходе на улицу из дома.

Очень часто у больных могут наблюдаться постоянные боли в поясничном, грудном или шейном отделе позвоночника. И, несмотря на небольшие и неопасные изменения, выявленные при рентгенографии или томографии позвоночника, применение разных лекарственных и нелекарственных методов лечения (таблетки и инъекции, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия и др.), боль никак не проходит.

Только при тщательном и доверительном расспросе удается выяснить, что пациент подавлен случившейся психологической травмой, у него часто (или постоянно) плохое настроение, он разучился радоваться жизни, как раньше, не видит перспектив в сложившейся ситуации…

Опытный врач понимает, что стресс способствует снижению адаптационного резерва организма, и у пациента могут обостряться также другие хронические заболевания — например, , хронический панкреатит, псориаз или ревматоидный артрит. Стресс провоцирует возникновение сахарного диабета 2 типа, эссенциальной артериальной гипертензии, аутоиммунного тиреоидита и др. заболеваний.

Но у нашего больного все обследования крови, мочи, УЗИ, и другие обследования в норме или изменены незначительно и не могут объяснить плохое самочувствие пациента.

Секреты успешной адаптации:

Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад

Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике

Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.

Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.

Как помочь больному? Что делать?

  1. Следует знать, что реакция горя, независимо от вызвавшей ее причины, проходит несколько стадий:
    • 1-я стадия — отрицание. «Нет, этого не может быть!» — думает пациент. Чувство нереальности, невозможности происходящего — частые ощущения в этот период…
    • 2-я стадия — гнев. «За что это на меня свалилось?», «Это не должно было случиться со мной!» — возмущается страдающий человек.
    • 3-я стадия — непосредственное ощущение горя, скорби, печали. Человек должен оплакать свою потерю, тогда ему станет легче.
    • 4-я стадия — приспособление к новым условиям жизни, заполнение пустоты, установление новых смыслов и целей в жизни, новых взаимоотношений.
  2. В норме реакция горя при сильных стрессах проходит все стадии за год. В случае крайне сильных стрессовых ситуаций (смерть супруга или ребенка) реакция горя разрешается за 2-3 года. Если человек не может полноценно жить спустя этот период,  у него часто происходят «флэш-бэки» — воспоминание об ушедшем, о стрессовой ситуации (речь не идет о том, чтобы забыть об ушедшем близком человеке! — только о том, чтобы продолжать нормально жить и работать, не погружаясь постоянно в воспоминания о горестном событии), по-видимому, имеет место патологическая реакция горя.
  3. Задачей врача, к которому пришел пациент с не разрешившейся реакцией горя, является помочь ему пережить и пройти через те стадии, которые он не смог пройти самостоятельно и помочь ему адаптироваться к жизни в новой жизненной ситуации.
  4. Если у пациента имеется неразрешившаяся реакция горя, сопровождающаяся психическими и соматическими симптомами депрессии, может быть необходимо назначение антидепрессивной терапии.

В лечении пациентов, имеющих нарушения адаптации и психосоматические расстройства вследствие неразрешенной реакции горевания, необходимо оказание не только фармакологической, но и психологической помощи.

В многопрофильной клинике ЦЭЛТ работают высококвалифицированные опытные специалисты. Вы можете обратиться за помощью к врачу-неврологу, психоневрологу, психологу. Своевременное обращение к специалисту — это залог вашего будущего здоровья. Мы всегда рады помочь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: