Причины детской агрессии
Если рассматривать период, до исполнения ребенку 1 года, то психологи называют всего две причины детской агрессии:
- Поведение взрослых, которые осуществляют основной уход. Если ребенок видит недовольство от старших, то обязательно будет его копировать. Речь идет, конечно же, о систематических проявлениях. Это могут быть просто сетования на частый плач, смену подгузников и прочее. Если подобная реакция возникает постоянно, то воспринимается младенцем как единственно верный способ проявления эмоций, сюда можно отнести и позитивные. Как бы ни было парадоксально, но такие дети впоследствии выказывают агрессивное поведение из-за переполняющих чувств, в том числе и положительных. Это могут быть щипки, заменяющие объятия, или укусы вместо поцелуев или что-то подобное;
- Тип темперамента:
- Меланхолик – чувствителен, раним и наименее расположен к открытому проявлению негативных эмоций. Его стезя – скрытая агрессия.
- Флегматик – не склонен к любому виду агрессивных проявлений, мало что способно вывести его из равновесия и заставить драться, кричать и тому подобное.
- Сангвиник – предпочитает любые проблемы решать мирным путем. Когда же неконфликтного решения не найдено, переходит к открытому противостоянию с применением крика, кулаков и прочей «тяжелой артиллерии». Когда не помогает ничего или под гнетом чувства вины, проявляет агрессию скрытую.
- Холерик – истинный забияка, все ситуации, в том числе и не спорные, завершаются проявлением открытой агрессии. Это не от внутренней злобности и вредности, как нередко решают измученные противостоянием родители, а от высокой эмоциональности. Такой малыш сначала подерется, а потом от всей души пожалеет побитого, да еще и громче него будет плакать, если, конечно, почувствует свою неправоту. Нередко проявляет данные черты в самом раннем возрасте.
Что происходит с психикой в подростковом возрасте
В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.
Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться
Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:
- реакции протеста,
- привлечение к себе внимания,
- реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
- нетерпимость.
Агрессия как следствие аутоагрессии
Аутоагрессия – это агрессия, направленная на себя. В подростковом возрасте ребенок «теряет себя привычного». Множественные изменения, происходящие внутри него, непонятные и незаметные для окружающих и для него самого, выбивают подростка из колеи. Тело перестает быть знакомым. Идет развитие мощнейшей сферы – половой. Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Ни тому, ни другому миру он не принадлежит полностью. Он оказывается как бы выброшенным за борт привычной жизни и не вписавшимся пока в новую. Состояние, согласитесь, непростое, выматывающее, дестабилизирующее.
Вспомним, что человек, в принципе, начинает осознавать себя через тело. Новорожденный ребенок еще не знает, где его рука или нога, мама знакомит его с самим собой. Вот и теперь, при резко меняющемся облике подросток глядится в зеркало и не узнает себя. Он ли это? Эти непропорционально длинные руки и ноги, эта испортившаяся кожа, этот ломающийся голос, этот появившийся откуда-то запах тела… Возникает страх, что можно остаться таким навсегда, – известный всем подростковый страх уродства. Одновременно появляется агрессия, направленная на себя, недовольство – я не такой, как надо, я некрасивый. Если мы прибавим к этому раздрай внутренний, душевный, то получим на выходе общую неудовлетворенность собой и жизнью. Что выражается в постоянной критике себя, подгонке под общие стереотипы красоты, в попытках усовершенствовать себя путем различных (часто эпатажных) экспериментов: перекрасить или сбрить волосы, проколоть все доступные части тела, одеждой замаскировать недостатки и пр.
Подросток 13-15 лет имеет сниженную самооценку и такую же оценку себя приписывает другим людям. Чаще подросток ждет от других критики и подвоха. Таким образом, аутоагрессия переходит в агрессию, направленную на окружающих. Я плохой – вы видите меня плохим – вы плохие – я вас вижу плохими. Т. е. подросток идет, ожидая от мира агрессии, потому что она скопилась в нем самом, находит эту агрессию (чего ищешь, всегда найдешь) и подтверждает свое мнение о том, что мир лежит во зле, все люди враждебные, жизнь несправедлива.
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться
Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе
Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя
Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
Эмоциональная нестабильность
Обучение
Мария Владимировна Осорина
11–30 апреля 2022
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
43 800 руб.
Участвовать
Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.
В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
- постоянно теряет контроль над собой;
- ругается и спорит с окружающими;
- постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
- винит остальных в своих ошибках;
- часто сердится;
- отказывается делать что-либо;
- он мстителен и завистлив.
Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты
Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.
Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.
В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке
Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене
Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние.
Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы.
Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться.
После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди».
Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой, мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку.
Что означает агрессия ребенка в разном возрасте
3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.
Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.
Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
- Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
- Расстройства личности (психопатия).
- Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике
Нужен врач!
Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим
Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами
Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Ребенок повел себя агрессивно: что делать?
Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.
Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации
Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее
Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.
Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.
По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Что такое агрессивность?
Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».
Драчун Миша: слишком много энергии
Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.
Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.
Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.
Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой
Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.
Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.
Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.
Как вести себя родителям с агрессивным ребенком
Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребенка, затем попробуйте установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих. Старайтесь чаще говорить ребенку о том, что вы его любите, примите вашего ребенка со всеми его недостатками. Обсуждайте с ребенком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вред другим. Когда ребенок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.
Методы снижения агрессии у детей
- займитесь арт-терапией — предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
- займитесь сказкотерапией — читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
- займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
- чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.