Выбор профессии: как родителям не переборщить с наставничеством

Родители хотят естественные науки, а дети — IT-технологии

— А вам удается развернуть ребенка к родительскому выбору? Вот они пришли, он не хочет; через полтора часа разговора: «Ну, вообще-то, может, и да». 

— Да, такое бывает, но редко и я себе такой задачи не ставлю. Обычно я в команде ребенка. Если он, конечно, не выбирает какой-то совершенно фантастический вариант или рискованный и сложный. Писатель или актриса — это лично у меня вызывает страх. У этих профессий есть свои особенности. И как раз именно творческие родители, зная, какой это сложный хлеб, детский выбор обычно не поддерживают. 

Часто дети путают хобби и работу. Одно дело, я художник и пишу прекрасные картины, а другое дело — ко мне приходит заказчик, у которого есть идея, но он рисовать не умеет. Я становлюсь его кистью, это не то творчество, которое они ищут, и вот про это мы много говорим. Здесь я, правда, прилагаю усилия, чтобы прояснить для ребенка все риски такого выбора, в остальных случаях чаще всего я оказываюсь на его стороне, потому что очень здорово, когда у человека есть цель, идея, мотивация, когда он идет за чем-то. 

“Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса

Вот мы так много видим этих родителей, которые говорят: «Ребенок ничего не хочет». Поэтому, если он чего-то хочет, то мы не дышим на него, говорим: давай, делай, мы будем помогать! Моя задача в таком случае помочь проложить путь, самый простой и безопасный. 

Это правильно, когда человек идет за своей мечтой, он, может, по дороге сделает какие-то выводы и пересмотрит ее, отредактирует маршрут. Этот опыт постановки собственной цели, управления своим движением — это настолько ценно для дальнейшей жизни, что никакая «надежная» профессия, которую родитель лоббирует, этого не заменит. 

Я не ставлю перед собой целью уговорить ребенка принять точку зрения родителей. С другой стороны, ко мне и не приходят авторитарные родители, которые не хотят обсуждать варианты — такие и без меня разберутся. Чаще всего я работаю с родителями, которые готовы к диалогу.

— А куда, кстати, сейчас все хотят?

— Родители хотят во всякие естественные науки, как один. А дети хотят в новые технологии, во все, что вокруг IT.

Их жизни очень плотно связаны с этими гаджетами, с информационной средой, они себя легко представляют ее частью в профессиональном плане тоже.

Творчество и сфера развлечений — тоже популярный выбор ребят, причем не только гейм-индустрия, но и квесты, «настолки» необычные, мероприятия иммерсивные. 

Есть еще дети, которые совсем не пользуются компьютером или пользуются очень мало.

— Не может быть!

— И они говорят: мне не хотелось бы, чтобы работа была связана с компьютером. А теперь это целая проблема, приходится прямо напрягаться, чтобы придумать такую работу…

— А что вы им говорите? Ну, например, есть ветеринар или агроном? Какие еще варианты?

— Учитель…

— Без компьютера?

— Без компьютера уже даже агроном не работает и ветеринар тоже. Есть такие родители, которые сознательно ограничивают детей: «У нас кнопочный телефон». И потом ребенок дорастает до старшей школы, у него появляется смартфон, но он не становится с ним единым целым. И для таких детей смартфон и компьютер остаются чужим миром, и это реально проблема, когда дело доходит до выбора профессии.

В современном мире предполагается, что тебе не надо уже это изучать, что ты его не боишься, что это часть твоей жизни. И работу ты, естественно, выбираешь, не ставя для себя такого ограничения. А тут появляется дополнительный стоп-фактор. Учитель без компьютера уже не тот, конечно, как и дизайнер.

Важность доверительных отношений

Подростку важно понимать, что родители чувствуют его и принимают тот факт, что он становится взрослым. Уверенность в том, что его уважают и любят, не ограничивают собственное пространство и предоставляют свободу выбора, дает ребенку возможность исследовать свои способности и потребности в самораскрытии, не боясь осуждения со стороны взрослых

Чем выше уровень доверия в семье, тем устойчивее фундамент для самопредъявления подростком обществу творческого потенциала, а значит, шансов, что профессия, которую он выберет, послужит его самореализации, будет значительно больше.

Любящие мама и папа начинают приглядываться к способностям и склонностям своего ребенка не в последние годы обучения в школе, а значительно раньше. Направляя и поддерживая его таланты, они облегчают выбор будущей профессии. Особенно важны их участие, способность слышать ребенка и готовность поддерживать на финальном этапе профориентации, когда приходит момент определиться, что будет после школы: учеба в вузе, работа, не требующая получения образования, или практика, когда окончательное самоопределение происходит в процессе стажировки или волонтерской деятельности. 

К этому периоду родителям нужно научиться избегать излишнего напряжения и не рассматривать выбор подростка, как правильный или неправильный, и уж тем более не относиться к нему, как к возможной фатальной ошибке. 

Письмо в Ferrari и астронавты НАСА

— — Хочу вам историю рассказать про родительскую поддержку. Жил-был в Москве мальчик Саша Селиванов, учился в математической школе и любил автомобили. И его мама написала письмо в Ferrari, что сын постоянно рисует их машины и спросила, где ему учиться, чтобы там работать. Из Ferrari пришел список вузов. Селиванов поступил в один из них и стал автомобильным дизайнером, работал над Bugatti, Lamborghini, сейчас вот в Genesis. С одной стороны, фантастика, с другой — написать письмо ведь каждый родитель сможет? Именно так надо поддерживать? Хотя лично я, прочитав об этом, почувствовала себя плохой матерью, я б так не смогла.

— Я тоже сейчас почувствовала себя плохой матерью. 

Читаю много исследований на тему того, как вообще люди выбирают профессию, как они делают карьеру, выбирают образование. И все в итоге упирается в семью и ближайшее окружение! Любое исследование, которое я открываю, про то, что семья формирует установку на успех и задает ограничения. Даже просто разговоры дома про работу, про профессии, про выбор пути уже заставляют ребенка об этом думать, и будущая профессия становится частью его повседневности, она оказывается в его мыслях, он на нее начинает ориентироваться, в итоге она материализуется.

Тот факт, что мы вообще разговариваем со своим ребенком о том, что он может быть дизайнером Ferrari, уже делает для него это возможным.

Необязательно писать письма даже. Даже если вам кажется, что это невозможно, вы должны затолкать подальше сомнения и артикулировать, что он может быть астронавтом НАСА, дизайнером Ferrari, топ-менеджером Гугла, все что угодно он может.

Как только мы начинаем это говорить, настойчиво рассказывать, он нам сначала отвечает: да что ты придумываешь, это невозможно. А потом через десять раз, он допустит такую вероятность, а потом мы с ним пойдем в Линкедин и посмотрим, кто работает в Гугле, и как эти люди там оказались, с чего начинали, и выясним, что это обычные живые люди и среди них много русских ребят, которые где-то учились, что-то заканчивали. И тут он начинает допускать, что и для него такой путь возможен.

И ребенок в итоге у нас растет с этим знанием, оно становится частью его реальности. И потом он сам письмо в Ferrari напишет или откликнется на вакансию в Гугле. Пример про эту маму очень классный, самое главное, что она сделала — превратила мечту в цель и показала сыну, что ее реально достичь. Мы тоже так можем.

— А вот другая ситуация. Допустим, родители насоздавали среду, на всех балетах побывали, на всех курсах программирования тоже и так далее. И вот к десятому классу они хотят, чтобы человек уже сам открыл интернет, нашел себе вуз и пришел к папе и маме: вот, выбрал, помогите дальше. Но так редко происходит. Почему? Тяжело что-то выудить из этого пространства? Или ребенок привык, что его везде таскают и не хочет сам?

— Нет здесь однозначного ответа, все это всегда очень индивидуально. Нам предстоит пройти по краю. С одной стороны, создавая среду, общение, мотивируя, заряжая, таская, а, с другой стороны, постепенно передавая решения. Это искусство родительское, нас этому не учат, мы сами, кто во что горазд. Это действительно сложно. 

Семья — большая помощь, поддержка и окно в мир, старт очень хороший. Мы его довезли, выпустили на этой остановке, и дальше он должен сам, но ему потребуется время, помощь, и бывает, что он к 11 классу еще не готов определиться. Может, это мы не доработали с передачей ответственности, а может, он не дозрел еще и не готов. Ну и что нам теперь сказать? А, вот, не можешь выбрать, тогда мы тебе больше не помогаем? Нет, конечно. Выбор профессии — это процесс, на него нужно время, всем разное, поэтому начинать стоит хотя бы за пару лет до выпускного.

Надо постепенно переставать за него хотеть и переключаться в режим: давай, ты решай сам, а я тебе подскажу. Чего ты сам хочешь? Не можешь решить, давай, помогу, дам инструкции, инструменты, консультанта, курсы, тесты, книжки. Мы его сопровождаем, не бросаем на этом пути, не решаем за него, но он тем не менее знает, чего мы от него ждем.

Как выбрать профессию? Книги, которые помогут ребенку

Одна из лучших книг для дошкольников, про то, какие профессии обеспечивают жизнь города.

Дорожная карта. Смелое руководство для тех, кто хочет найти свой путь в жизни. МакАлистер Брайан, Гебхарт Натан

Книга про то, как найти дело жизни, с историями людей, которым это удалось. Будет интересна как детям, так и родителям. Поможет ответить на вопрос о том, как выбрать профессию.

Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по выбору профессии. А. Меркурьева 

Построена по принципу: отрасль — основные и смежные профессии. Какие навыки нужны и как строить карьеру. В книге собраны более 200 престижных и востребованных профессий.

Вы приняты! Как получить работу мечты, если у вас нет опыта. Тристрам Хоули

Книга для старшеклассников и студентов.

ОК, что дальше?! Как превратить мечту в профессию? Жаббаров Т. и др.

Рабочая тетрадь с вопросами, ответами, тестами и ссылками на полезные сайты.

Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их. Бэтчел Беверли

Книга о целях, мечтах и их реализации. Написана легко, с вопросами, заданиями и историями школьников. Расскажет детям о том, как выбрать профессию.

Вы прочитали материал о том, как выбрать профессию. Возможно, вам будет интересно:

  • Фильмы для подростков
  • Церковь и подростки: параллельные миры

Навыки, востребованные работодателями

Чтобы решить, что делать, если не знаешь, куда поступать, нужно проанализировать все необходимые навыки для будущей работы. Необходимо понимать, что учеба является только небольшой частью профессионального пути длиною в жизнь. Дальше придется искать себе работу, которая станет одним из основных показателей благополучия и комфорта человека на долгие годы. Нынешние работодатели требуют от будущих профессионалов множество разных умений.

В первой десятке списка находятся следующие навыки, особо востребованные на рынке труда:

  1. Устная коммуникация. Умение четко и правильно формулировать свои мысли.
  2. Письменная коммуникация. Умение излагать свои мысли в письменной форме, отсутствие грамматических ошибок.
  3. Социальная коммуникация. Умение работать в коллективе.
  4. Предпринимательская черта. Способность реагировать на запросы рынка в данном направлении.
  5. Личная инициатива. Умение прогрессивно и самостоятельно решать вопросы, участвовать в разработках, предлагать свои идеи.
  6. Аналитические способности. Умение извлекать полезную информацию, применять ее на практике. Чувствовать последовательность и закономерность в работе, делать правильные выводы.
  7. Организация и планирование работы. Навыки прагматичности и практичности в самом широком смысле этих слов.
  8. Целеустремленность. Стремление добиться своей цели, невзирая на препятствия и обстоятельства.
  9. Гибкость и способность к компромиссам. Умение чувствовать ситуацию, всегда действовать тактично и корректно.
  10. Управление временем. Дисциплинированность, пунктуальность, умение правильно расставлять приоритеты и распределять время.

С чего начать? Как родитель может направить ребенка?

Без сомнения, родители лучше других знают своего ребенка, они видели, чем он интересовался в детстве, чем увлекается сейчас. Всевозможные кружки и секции могут дать хорошую подсказку, к чему ребенок проявлял искренний интерес. И, конечно, при выборе будущего профиля для ребенка родители ориентируются на оценки в школе.

Часто учеба в школе оставляет желать лучшего. Тогда нужно проанализировать причины неуспеваемости. Причина плохих отметок может быть связана вовсе не с отсутствием интереса к предмету — сказаться может общая обстановка в классе, где ребенок не чувствует себя в безопасной дружественной среде; или, к примеру, с учителем отношения не заладились, а отсюда и отсутствие интереса к его предмету. Все это нужно обсудить с ребенком. Оказавшись в другой обстановке, например, рядом с хорошим репетитором, школьник может показать совсем другие результаты. Учитывайте этот момент.

Что еще могут сделать родители? Найти или организовать небольшие мастер-классы от профессионалов в интересующей сфере. Так подросток не только получит ответы на свои вопросы, но и сможет попробовать профессию в действии.

«У меня не получилось пойти на эту работу, но у тебя может выйти»

Такие аргументы делают те родители, которые, будучи в вашем возрасте, не сумели реализовать свои планы. Они видят свое продолжение в вас, поэтому, хотят, чтобы именно вы реализовали их мечты.

Выбирая этот путь, хочется как можно качественнее оправдать ожидания родителей, но к такому решению стоит подойти очень серьезно. Ведь одно дело, когда вам действительно передались какие-то умения по наследству от родителей, и совершенно другое, когда таковых нет.

Если это ваша ситуация – поговорите с родными. Узнайте, почему они советуют вам именно эту специальность. Объясните, что вы – другой человек, и у вас могут быть совершенно другие планы на жизнь.

Поймите, что невозможно в 16-18 лет выбрать себе профессию на всю жизнь

Это понимание даёт нам, родителям, не так сурово и жёстко смотреть на процесс выбора профессии. Этот возраст очень непостоянный. Сегодня нравится одно, а завтра — другое. И это нормально.

Мы живём в 21 веке, когда нас окружает много информации и большие возможности. Сейчас каждый может зарабатывать и с образованием, и без него. Каждый может получить абсолютно любое дополнительное образование.

Даже если ребенок поступит в вуз на специальность, которая ему потом разонравится, это не приговор. Он все равно сможет найти свое место в мире — перевестись в другой вуз, окончить дополнительные курсы, пойти на стажировку. Вариантов много.

Важно понять, что даже если ваш ребёнок выберет профессию и будет утверждать, что в будущем он точно пойдёт по ней работать, это далеко не факт. За годы обучения он сумеет лучше понять себя и свой внутренний мир, сменит множество коллективов и попробует себя в новых направлениях

Это всё очень сильно повлияет на него — и он может решить, что ему не интересна та профессия, на которой он учился все эти года.

Поэтому не относитесь так сурово к выбору профессии и не настаивайте на какой-то определённой. Все может еще много раз поменяться.

Желание «причинить добро»

Нравится ли родителям профессия, которую выбирает их ребенок – не на этот критерий следует опираться. Им стоит задумываться лишь о том, хорошо ли будет их сыну или дочери, счастлив ли он от своего выбора, интересно ли ему, совпадает ли выбранная профессия с его мечтами и желаниями о самореализации.

Взрослым необходимо ответить себе, что стоит за их решением настоять на своем. Возможно, в процессе самоанализа им предстоит встретиться с такими своими эмоциями, как страх, неуверенность, желание из «лучших побуждений» «причинить добро» или собственными потребностями, которые по сей день так и не реализованы. 

Если ответить на нижеприведенные вопросы честно, то есть вероятность, что страхи и сомнения уйдут, так как станут понятны причины их возникновения, и родители станут способны на принятие желаний или сформированного выбора ребенка.

Настаиваете ли вы на готовом решении для своего ребенка и допускаете ли свободу выбора?
Похоже ли ваше решение на чуткое и бережное, уважительное отношение к ребенку? 
Признаете ли вы право на личное пространство? 
Нравится ли вам ваша работа? 
Что вы получаете или не получаете в своей профессии? 
Кем вы хотели стать и кем стали?
Чем вы можете поделиться с ребенком из собственного опыта?
Что вы получите от того, что ребенок откажется от собственного выбора в пользу вашего?
Важно ли вам, чтобы ребенок был самостоятельным?
Как вы транслируете поддержку?
Проявляете ли вы заботу?
Знаете ли вы, чем живет ваш сын (дочь)?
Хотите ли вы знать, чем он интересуется и в чем хочет проявлять себя?
Какие сильные стороны вы замечаете в своем ребенке, часто ли говорите ему о них?
Что может произойти, если он выберет профессию по душе?
Поддержите ли вы своего ребенка, если на втором курсе университета он вдруг поймет, что поступил не на тот факультет?

Не ставьте на первое место деньги

Родители хотят, чтобы их дети много зарабатывали и были хорошо обеспечены, поэтому настаивают на высокооплачивемой профессии.

Это хорошее желание. Но родители забывают о счастье и о том, что оно не достигается деньгами. Можно быть юристом, получать зарплату выше среднего, но всей душой ненавидеть эту профессию и от того становиться несчастным. А можно быть швеёй и в самом начале своего пути получать гроши, но при этом действительно любить своё дело. Действительно быть счастливым.

Счастье и благополучие ваших детей идёт не от количества денег, а от воспитания, умения учиться и изучать новую информацию, желания стремиться к лучшему. На первый план нужно ставить счастье своего ребёнка, а не деньги.

Подросток не чувствует конкретного интереса, а время выбрать вуз наступило

Не стоит в таком случае выбирать что-то узкоспециализированное

Стоит обратить внимание на фундаментальное образование, ориентируясь на внутренние интенции подростка и его способности. Правильным решением будет дать время определиться и, может быть, даже пропустить один год, не поступая в вуз, если подросток настаивает на этом

Но если выбор сделан, хотя он и не был продиктован истинным желанием, всегда можно перейти на другой факультет, дополнить первое образование специализацией или непрофильной магистратурой. Не стоит бояться менять свое решение, если становится очевидно, что профессия выбрана ошибочно. Возможностей много, главное позволить себе и своему ребенку действовать без страха, в свободе личного выбора. 

Сейчас доступны консультирующие психологи, специалисты по профессиональной ориентации и можно получить дополнительную помощь. Однако именно желание родителя быть рядом со своим ребенком и откликаться на его потребности и эмоции является одной из важнейших целительных опор для подростка. 

Три кита самоопределения

Первое общее тестирование по профориентации в российских школах обычно проводят в шестом классе. Но в это время еще рано серьезно говорить о выборе профессии, можно оценить только общую личностную направленность. А вот в подростковом возрасте подумать об этом – самое время. 

Классическая профориентация опирается на три основных раздела:

  • интересы и склонности личности: то, что тебе близко, что нравится, чем ты увлечен в любой деятельности. 
  • навыки и компетенции: то, что у тебя получается лучше всего, области и темы, в которых ты лучше разбираешься. Часто эта область связана с первой, но так бывает не всегда.
  • особенности личности: например, темперамент, который считается врожденной особенностью, и другие личностные предрасположенности. 

Почему важно учитывать все три фактора? Например, ты хочешь стать врачом. Но врач – это слишком общая профессия, которая подразумевает множество разных категорий

Так что надо идти по такому пути: определившись с желанием стать врачом, стоит проверить, все ли хорошо с биологией и химией. Затем уже обращаться к личным предрасположенностям: скажем, экстраверту может подойти профессия терапевта, а молчуну, который любит что-то делать руками, стоит стать хирургом. Такой принцип подходит почти к каждой профессии. 

Еще один фактор, который говорит о том, что человек созрел для выбора профессии, – это его готовность воспринимать узкоспециализированную информацию. У каждой профессии есть своя профессиограмма – карта, в которой отражены склонности и навыки идеального кандидата, его обязанности и личностный профиль, который соответствует задачам профессии. Такие профессиограммы разрабатываются специалистами, и если ты колеблешься между разными направлениями деятельности, имеет смысл познакомиться с несколькими картами разных профессий.

Ребенок сделал выбор, но родителям он кажется неправильным. Надо ли переубеждать?

Прежде чем сказать ребенку, что его выбор «неправильный», постарайтесь ответить честно самому себе на вопрос: почему вы так считаете?

Вы думаете, что выбранное ребенком направление не имеет перспектив? Тогда спросите себя, провели ли вы глубокий анализ этой сферы или это мнение, основанное на ваших убеждениях? Проанализируйте все возможные варианты развития в выбранной ребенком сфере — это покажет подростку, что вы искренне заинтересованы ему помочь.

Часто бывает, что у детей постоянно меняются интересы, и родителям кажется, что выбранное направление — «снова ненадолго». Обсудите решение ребенка, спросите, что именно привлекает подростка в этой специальности? Подростки действительно часто ориентируются на мнение друзей, представляют себе будущую работу так, как это показано в фильмах, поэтому мнение компетентного взрослого будет очень ценным для них. Если вы, конечно, искренне заинтересованы помочь, а не склонить ребенка на свою сторону.

Иногда родитель сопротивляется выбору ребенка, потому что хочет, чтобы тот продолжал семейные традиции. Ну что ж, традиции — это хорошо, и многие ребята действительно сами проявляют интерес к тем сферам, в которых заняты родители. А если нет? Общаясь с самими родителями, я часто слышу, что первый диплом «я получил (а) для родителей, а потом уже училась (лся) для себя». В современном мире, где все так стремительно меняется и развивается, тратить 4−5 лет на знания, которыми будущий специалист никогда не воспользуется, просто странно.

Познакомьте ребенка с вашей сферой, возьмите с собой на работу, дайте какое-то поручение, покажите, какие специалисты работают рядом с вами. Возможно, интерес проснется сам, и вы это почувствуете

Важно при этом, чтобы ребенок не боялся расстроить родителей

А как же профориентационные тесты? Они вообще нужны или это трата времени?

К сожалению, для многих родителей понятие профориентации по-прежнему ассоциируется с результатами теста на выбор профессии. И если уж говорить откровенно, результаты этих тестов зачастую вызывают недоумение, на эти данные сложно опираться в дальнейшем выборе.

Допустим, показал тест, что ребенку больше всего подойдет профессия танкиста (реальный случай школьника). И что вам делать с этими данными? Довериться результатам? Сделать еще один тест?

Известно, что ребенок, выполняя тест, может исказить ответы, предположив, к чему ведет тот или иной вопрос. Также у него может быть плохое настроение, что тоже может отразиться на результате. Могу сказать, что в работе профориентолога тесты играют роль примерно на 7−10%. От этих результатов можно оттолкнуться, но они никак не могут быть основой для принятия решения.

Советы родителям

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

«Без связей и денег ничего не выйдет»

Некоторым доводам родных нужно уделять самое пристальное внимание. Наиболее подходящий пример – вы выбрали ВУЗ с платным и дорогим обучением, и ваша семья попросту не сможет покрыть расходы на обучение

Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы собираетесь учиться в другом городе. Тут главное – компромисс.

Вам нужно либо найти другой ВУЗ, где обучают этой же профессии, но дешевле, либо идти туда, куда вы решили. Во втором случае вам нужно договориться с родителями о том, что часть расходов на обучение вы берете на себя.

Второй пример – «без знакомых тебя не примут в этот ВУЗ». Увы, есть и такие места учебы, куда попросту не возьмут «первого попавшегося». И родители действительно могут намного лучше разбираться в этом моменте. В таком случае лучше вместе с родителями заняться поиском компромиссных решений.

Поздно начинать заниматься вопросом профориентации в 9-11-м классах

Однажды на выставке «Навигатор поступления» старшеклассников спросили, какие профессии они знают. Ребята назвали не более десятка: юрист, экономист, врач, учитель… Часто школьники просто не знают, из чего выбирать, им не хватает знаний про мир профессий.

Поэтому подготовительный период к выбору профессии надо начинать в дошкольном возрасте. В детском саду дети играют в разные профессии — врача, учителя, воспитателя, продавца. Игры важны для «примерки» на себя профессий и понимания, как устроен взрослый мир.

Искусственный интеллект уничтожит многие профессии. Какую работу выбрать нашим детям?

В начальной школе идет расширение кругозора детей про мир профессий. Знакомятся с менее очевидными профессиями: бухгалтер, инженер, разработчик компьютерных игр.

В этом возрасте дети любят мастер-классы, потому что виден результат труда. Их можно совмещать с экскурсиями, например, на кондитерскую фабрику, фабрику елочных игрушек, тогда у ребенка накапливается опыт.

В этом возрасте можно читать про профессии, обращать внимание на исчезнувшие профессии, начинать знакомиться с профессиями будущего. Пробовать профессии в интерактивных музеях и проектах: Кидбург, Киндзания, Мастерславль

В средней школе стоит рассказать о работе членов семьи: как строится рабочий день, какие задачи выполняете, где работаете, кто ваши коллеги, сколько зарабатываете и как планируете бюджет семьи.

Помимо расширения кругозора, важно развивать soft skills — умения, которые понадобятся в учебе и работе: находить решения, делать выбор, выступать, убеждать, создавать проекты и т.д. Тинейджеры, как правило, не любят слушать, поэтому лучше им давать пробовать разные занятия

Подойдут мастер-классы, студии, участие в летних программах, волонтерских проектах

Тинейджеры, как правило, не любят слушать, поэтому лучше им давать пробовать разные занятия. Подойдут мастер-классы, студии, участие в летних программах, волонтерских проектах.

И тогда к 9-му классу ребенок придет с накопленным опытом и кругозором, которые помогут сделать выбор — какие предметы сдавать на ОГЭ, где и как продолжать обучение.

Вышел после ЕГЭ по химии: «Я не буду химиком»

— В соцсетях вижу, как мамы пишут: 11 класс, мой хотел быть всю жизнь математиком, а сейчас идет, условно, на ветеринара. Помогите, что делать, впереди ЕГЭ. К вам обращаются с такой задачей? 

— Это как раз из серии: я хочу, чтобы он сам решил, что он математик. Ну, давай, решай, ты будешь математиком или… математиком? А он потом такой: буду ветеринаром, я решил.

— Причем, за три месяца до ЕГЭ.

— Да, лучше бы не решал.

— Ну, допустим, мама смирилась с этим выбором, но у нее стресс из-за того, что человеку вот-вот поступать, а он пошел в другую сторону. 

— Да, это ситуация довольно распространенная, особенно, вот за этот карантин такое часто случалось. Не то, что за три месяца он передумал, а прямо на ЕГЭ — вышел после экзамена по химии и сказал: знаете, я не буду химиком. Я сейчас сидел над этим экзаменом и понял, что я не хочу этим в жизни заниматься, до свидания. И что? Уже ведь все сдано, вот список ВУЗов. 

Не поступил в институт. Я это пережил

К счастью, в тот раз это была девочка, поэтому она взяла год и не стала поступать. С мальчиками тоже такое довольно часто бывает, но есть существенный фактор: армия. Тут уже мы решаем: или ты сейчас поступаешь куда-то, а потом посмотрим. Или армия. Мальчики вынуждены «чего-нибудь» решать, им нельзя взять паузу, это ужасно, наша система очень не честная в этом смысле. 

Но может быть это и хорошо, когда человек вот так решает, да еще и через сопротивление. Для ребенка это непросто, он знает прекрасно, что это — как отказаться перед свадьбой, когда все уже оплачено.

— Сбежавшая невеста…

— Приглашения разосланы, как ты можешь! Это должна быть сильная мотивация, чтобы он в последний момент сказал: знаете, я передумал. Он же понимает, что на нем высокая ответственность, что все уже подписались, оплачивают этих репетиторов, уже два года как. И, вообще-то, это серьезно, он так всех подведет. Поэтому, если он так решил, то это счастье, что сейчас, а не на четвертом курсе.

Таких примеров у меня много, когда приходят студенты, окончившие третий курс, почему-то именно третий курс — переломный момент, и говорят: я бросаю, продолжать не хочу, что мне делать? А только год остался, теперь перепоступать и заново три года. Поэтому, пусть он лучше перед тем, как нырнет, передумает. Все будет хорошо, если человек знает, что он делает, и семья его поддерживает.

— Я, кстати, вспомнила, классную историю. Папа-летчик очень хотел, чтобы его сын учился на пилота. А мальчик не хотел. Он пришел на сочинение и написал одну фразу: «Рожденный ползать — летать не может». Но поскольку папа уже с комиссией договорился, то мальчику вернули сочинение с пятеркой и подписью: «Родился ползать — летать научим».

— Это очень смешно! К счастью, такого у меня не было. Ко мне приходят родители, готовые к разным вариантам, к тому, что ребенок может так поступить тоже. 

Этим летом был бум на такие истории. Ощущение, что смена режима обучения, формата обучения, скинула нас и детей в том числе с наезженной колеи.

Раньше у них не было возможности подумать над выбранным планом, а тут они на этом дистанте остановились, оглянулись. И под конец школы взяли и сошли с этих рельс.

Может, это и хорошо.

— Что вы можете посоветовать родителям, чьи дети в этом году заканчивают школу? 

— Поверить, что ребенок сможет сделать свой выбор. Принять этот факт сложно

Но это не значит, что родитель должен самоустраниться, сейчас очень важно запустить и вести постоянный диалог — обсуждать, рассказывать, показывать, расширять кругозор, проходить тесты, вместе читать, ходить на консультации и спрашивать все время мнение самого ребенка. Он сможет выбрать, наберитесь терпения и делайте свою часть

Колледж — не для тех, кто плохо учится. 9 ошибок, которые допускают родители, помогая детям выбрать профессию

Все, что я рассказываю детям про геймдизайнеров, нейробиологов, астрофизиков и всех остальных, становится частью их реальности. Я вижу, как они начинают взвешивать это и примерять как возможный свой трек. Они всерьез вместе со мной думают: астрофизик мне подходит или нет. Наверное, нет, я не так сильно интересуюсь звездами. А нейробиолог, наверное, подходит, о, прикольно, мозг, мне это нравится! 

Для меня самой удивительно это превращение, я его наблюдаю на своих детях. Я сначала тоже думала, что это не в коня корм, а оно сработало. Я думаю, что это самое главное, что мы как родители можем сделать — запустить этот процесс в их голове, сделать реальностью возможности, показать, что из мечты и фантазии можно сделать цель.

 — И потерпеть, потому что все, что мы сейчас делаем, может, не скоро вернется?

— Да, может и не скоро. Наша родительская часть — рассказать как выбирать и из чего выбирать. Выбрать — это его часть.

Основывайтесь на интересах своего ребёнка

Ваши дети — отдельные личности, все они отличаются друг от друга и от вас, взрослых. У них есть свои мечты, цели, желания, взгляды, мнения, увлечения и предрасположенности к определённому виду деятельности.

Учитывайте это.

Нельзя заставлять учиться человека на врача, если ребенок не понимает биологию и химию. Даже если у вас в роду все были врачами. У ребенка не будет желания учиться по данной профессии, если ему это не интересно, и он ничего не понимает. Только представьте, каким врачом он выпустится из вуза, если вообще доучится.

Он потратит много нервов, времени и всё впустую. Потому что врача, который плохо учился в медицинском универе и не любит свою профессию, нельзя допускать лечить людей.

Поэтому предлагайте разные варианты профессий, ориентируясь на интересы своего ребёнка. Не на свои.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: