Почему ребенок плохо ест
Причины плохого аппетита бывают медицинские и педагогические.
В первом случае детки отказываются от еды, если у них есть проблемы со здоровьем. Это может быть температура, боль в суставах и животе и во время прорезывания зубов (читайте статью по теме: Прорезывание зубов у детей>>>).
К педагогическим причинам можно отнести:
- перекусы между кормлениями, особенно сладостями;
- избыточное и нерегулярное кормление;
- если приучены к мультикам во время еды, а их не включают;
- нет поощрения за еду;
- ребенок не бывает на свежем воздухе и мало двигается;
- плохое настроение.
Внимание! Если вы обещаете за хорошую еду купить новую игрушку или включаете мультфильм, то совершаете большую ошибку. Привычка вырабатывается быстро, а вот избавиться от нее будет нелегко
Кроме того, дети могут плохо кушать во время жары, при несвоевременном введении прикорма, от того, что им трудно жевать. Также малыши не хотят есть, когда им дают слишком большие порции и однообразную пищу.
Могут быть и психологические причины:
- родители кормят ребенка насильно;
- если нет рядом мамы;
- стресс в период адаптации к детскому учреждению (важная статья по теме: Адаптация к детскому саду>>>);
- семейные конфликты или появление другого ребенка.
Нарушение аппетита может быть временным и постоянным.
- Кратковременное нарушение может быть связано с качеством пищи, с организацией питания, недостаточностью питья и однообразием блюд;
- Длительно аппетит может быть нарушен из-за интоксикации организма и болезни ЖКТ, при проблемах с нервной системой.
Что делать. Как пробудить аппетит
Дети большие консерваторы, им сложно привыкнуть к чему-то новому и они отдают предпочтение хорошо знакомому старому, выбирают ограниченный набор продуктов. Например, предпочитают одни макароны, или картошку, но не под каким предлогом их не заставить есть мясо или овощи. Нехватка питательных веществ грозит и тому, кто ест один хлеб.
Если ребёнок отказывается от какого-то продукта, не переставайте его предлагать. Пусть он попробует хотя бы ложечку, на следующий день еще, так он постепенно привыкнет к новым угощениям, а вы научитесь формировать его вкус. Начинается этот процесс очень рано, ещё внутриутробно. Вкусовые предпочтения вашего ребёнка в значительной степени зависит от вас.
Всегда предоставляйте выбор. Дети любят, когда учитывают их мнение. Например, можно спросить, « с чем ты будешь гречку с котлетой или курочкой». Можно вместе отправиться в магазин, пусть малыш сам выберет, какие он хочет взять огурцы и помидоры, зелень. А придя домой вместе приготовьте салат, дайте возможность крохе самому заправить его маслом и посолить. Вряд ли он потом сможет отказаться от приготовленного собственными руками блюда.
Дети любят всё яркое и необычное, постарайтесь украсить еду, красиво оформить блюдо, изобразить на тарелке что-то сказочное, малыш это обязательно оценит. Обычный смайлик, нарисованный вареньем на каше моментально улучшит настроение, ну разве можно от такого отказаться?
В первый год жизни у ребёнка складывается индивидуальный стереотип пищевого поведения, изменить его потом будет проблематично
Поэтому важно сразу привить правильную культуру питания
Кормление – это отдельный процесс, сам по себе очень увлекательный и интересный, не нужно смешивать его с играми и мультиками, чтобы появился аппетит. В противном случае может нарушиться цепочка переваривания и усвоения пищи. Пусть за столом собирается вся семья, взрослые – лучший пример для ребёнка. Так малыш быстрее научится хорошим манерам, и еда будет съедена незаметно.
Для детей раннего возраста важно поощрение при кормлении, с ними нужно разговаривать, предлагать добавку. При ласковом поощрении ребёнок съест больше, нежели когда он будет предоставлен сам себе
Для того, чтобы вернуть ребёнку желание поесть бывает достаточно лишь скорректировать энергозатраты. Гулять на свежем воздухе, больше внимания уделять активным играм, спорту, катанию на велосипеде, самокате, роликах, общению с другими детьми. Деток постарше можно записать в спортивную секцию, так ребёнок еще начнет приучаться к дисциплине, и в будущем ему будет не страшна проблема лишнего веса. Перед ужином всей семьёй отправляйтесь на вечерние прогулки, это поможет нагулять не только хороший аппетит, но и крепкий сон. Спортивные, подвижные детки не жалуются на отсутствие аппетита. Когда энергия эффективно расходуется, нежелание полноценно питаться проходит.
Важен режим
Ребёнок, который питается не по режиму, часто бывает капризным, нервным, отказывается от съестного. Установите режим, в день должно быть как минимум три основных приёма пищи в одно и то же время и 1 перекус (полдник).
При таком режиме желудочно-кишечный тракт работает ритмично, пища легко усваивается и в привычное время ребёнок снова готов кушать. Перерывы между приёмами пищи должны быть не более 3.5-4 часов, а отклонение от установленного режима – не больше 30 минут, иначе у малыша может возникнуть транзиторная гипогликемия, так врачи называют состояние, когда в крови не хватает сахара, у организма теряется работоспособность и даже ухудшается память.
Когда нужно беспокоиться:
- Ребёнок резко стал мало есть, или полностью отказывается от любой еды, теряет в весе,
- Малоподвижен, выглядит вялым и бледным,
- Выглядит измождённым и измучанным,
- Не удаётся поднять аппетит даже любимой пищей и лакомствами.
Продукты, повышающие аппетит
Мёд. Улучшает аппетит, укрепляет иммунную систему организма.
Мята или фенхель. Давать такой чай можно детям в любом возрасте за 20 минут до еды. В возрасте 1 год начинать давать не более 1 чайной ложки, для малышей 2 лет можно увеличить дозу до 1/4 стакана несколько раз в день.
Фрукты, кислые ягоды и сок из них. Это может быть яблоко, вишня, смородина, груша и т.д. Если ребёнок любит морковь, тоже хорошо. Давать за пол часа до еды. Это способствует выработке желудочного сока, что вызывает чувство голода.
Советы доктора Комаровского
Евгений Олегович считает, что если ребёнок сказал, что не хочет кушать, ему это не надо. Если ребёнок бодр и активен , всё в порядке, нужно оставить его в покое.
Что такое аппетит?
Аппетит — это предвкушение, приятные ощущения, которые испытывает человек перед приемом пищи или во время этого. Желание есть — совершенно понятное и естественное желание каждого человека. Пища — это источник энергии для нормальной жизнедеятельности. Естественно, если ребенок отказывается от еды, то его родители начинают сильно тревожиться: «А все ли хорошо со здоровьем?»
Если с таким вопросом мама приведет школьника к врачу, то внимательный доктор вместо того, чтобы назначить лекарство, задаст кучу встречных вопросов. А вопросы эти покажутся родителям очень странными и порой не имеющими отношения к проблеме. Действительно ли продолжительность прогулки, школьные нагрузки и отношения с одноклассниками имеют отношение к аппетиту, или же все эти проблемы надуманные? Ниже мы обсудим наиболее частые причины плохого аппетита у детей школьного возраста.
Способы приучения ребёнка к жеванию
Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде
Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.
Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».
- При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
- Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
- Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
- В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
- Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.
Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.
- Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;
Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.
- Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
- Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
- Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
- Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.
Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.
Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.
Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
- Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
- Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.
- Ребенок плохо ест прикорм
- Педагогический прикорм
- Мясо для первого прикорма
Почему возникают проблемы с жеванием?
Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:
Позднее введение прикорма;
Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).
Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.
Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;
Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).
Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.
- Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
- Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
- Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
- Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.
Причины падения аппетита у детей
Внутренние причины снижения или полного отсутствия аппетита – это различные болезни и патологические процессы. Вызвать подобную проблему могут не только патологии желудочно-кишечного тракта, но и гормональные изменения, аллергические реакции. Перечень заболеваний и патологических процессов, на фоне появляются проблемы с аппетитом у ребенка:
- интоксикация организма (отравление токсическими веществами);
- нарушения обменных процессов;
- нехватка минералов и витаминов в организме (в частности – железа и цинка);
- патологии органов ЖКТ (желудочно-кишечного тракта);
- болезни эндокринной системы (в частности – щитовидной железы);
- почечная недостаточность;
- аллергические реакции;
- кишечные инфекции.
Снижение аппетита у маленького ребенка может быть обусловлено развитием любой патологии, ухудшающей общее состояние организма. Такой симптом наблюдается при респираторных инфекциях, вирусных заболеваниях, глистных инвазиях. Он может являться признаком отравления или аллергии. Нередко ребенок отказывается есть в период реабилитации после гриппа или простуды.
Дошкольники
У младенцев плохой аппетит в большинстве случаев появляется из-за дисбактериоза или коликов ️. Нежелание есть у грудничков может быть связано с низким качеством материнского молока или смеси. Также причина отсутствия аппетита нередко заключается в неудобном положении ребенка в процессе кормления.
У детей до года постоянно происходят различные изменения в организме. Поэтому перепады аппетита не являются редким явлением среди представителей данной возрастной группы. Но полный отказ от пищи должен служить поводом для похода к терапевту.
Дети от года до трех переживают болезненный процесс появления первых зубов. Соответственно, в этот период малыши периодически не могут есть и испытывают довольно сильный стресс. Из-за этого возникают истерики и капризы.
Распространенные этиологические причины ухудшения аппетита у дошкольников:
- низкая физическая активность;
- редкие прогулки на свежем воздухе;
- кусочничество;
- избирательные вкусовые предпочтения.
Крайне часто отсутствие аппетита у ребенка связано с частыми перекусами или перееданием. Некоторые родители оказывают на детей давление, заставляя их есть больше и чаще нормы. Это в итоге приводит к нарушению обменных процессов в организме и исчезновению аппетита.
Школьники и подростки
В школьном возрасте у детей появляются психологические проблемы, как правило – низкая самооценка. При необъективном восприятии собственной внешности, подросток загорается желанием похудеть, что приводит к пищевым расстройствам и нарушениям обменных процессов в организме. Также аппетит может измениться из-за постоянного плохого настроения, обусловленного проблемами в общении со сверстниками или ссорами в семье.
В школьном и подростковом возрасте зачастую проявляются проблемы с эндокринной системой. Они приводят к резким наборам веса и скачкам аппетита.
Вредный контроль: 4 способа сделать из еды проблему
Все остальные способы контролировать жизнь ребенка чаще всего только вредят. И даже если сиюминутный эффект будет достигнут, со временем дети привыкнут есть именно то, от чего вы хотели их отучить. Многочисленные исследования показали: подростки предпочитают именно ту еду, которую им запрещали в детстве, и при первой же возможности набрасываются на запретные лакомства. Давайте рассмотрим несколько примеров вредного контроля и узнаем, чему на самом деле учат детей подобные ситуации.
Явное ограничение. Вы покупаете домой что-то вредное и вкусное. Для ребенка это не предназначается, а значит, вам придется открыто контролировать его поведение. Полка с конфетами на кухне, до которой ребенок не может дотянуться, вазочка с шоколадом «только для мамы с папой» или «для особых случаев», огромный торт, от которого сегодня можно отрезать маленький кусочек, а остальное придется отложить до завтра…
Все это — лишний соблазн. Старайтесь избегать фраз вроде: «Это мамино печенье, тебе нельзя его брать». Или: «Давай сегодня съедим маленький кусочек, а остальное будет завтра». Или: «Хватит на сегодня шоколада, оставь немного на потом». Представьте, что ваш супруг купил потрясающее украшение (ожерелье, кольцо, серьги — что угодно), положил в стеклянную банку и не дает вам к нему прикоснуться. Уверена: скоро вы будете жутко злы на мужа и просто одержимы мыслью добраться до вожделенного украшения. Дети чувствуют примерно то же самое, когда знают, что вы принесли домой нечто вкусное, но для них запрещенное.
Еда-награда. Поощрение едой в долгосрочной перспективе может сослужить плохую службу. Так что старайтесь пореже говорить: «Десерт будет только после того, как ты пообедаешь», «Еще пара горошин — и я дам тебе мороженое», «Сначала овощи, потом — пирожное». Возможно, в итоге ребенок съест обед и свою пару горошин, но еще он усвоит, что пирожное с мороженым гораздо вкуснее.
Перекусы между едой. Когда мои сын и дочь были маленькими, я частенько наблюдала, как другие мамы пичкали своих детей едой, даже когда те не были голодны. «Положить тебе еще тортик?» — а ведь ребенок даже не просил добавки. «Ты устал. Съешь кусочек шоколада, это взбодрит тебя»…
Если детям предлагать перекусы, когда они не голодны, они так и не поймут, что такое чувство голода и что именно еда его устраняет. Он научится распознавать это чувство, и во взрослом возрасте оно будет означать: «Пора есть», а не: «Я несчастен, мне грустно и одиноко».
Возможно, вы думаете, что, предугадывая желания ребенка, вы заботитесь о нем. Но при этом вы мешаете ему понять, чего он на самом деле хочет и как этого добиться самостоятельно.
Добавка. Еще чаще мне попадались мамы, которые порхали вокруг своих детей, подкармливая их с ложечки (хотя те давным-давно могли есть самостоятельно и в уговорах не нуждались). Мои родители выросли в голодное военное время, так что я то и дело слышала от них: «Пожалуйста, доешь все. Миллионы людей многое отдали бы за эту тарелку». Выбрасывать еду считалось преступлением, так что я сдавалась и съедала все, что лежало на тарелке.
Сегодня дети слышат другие аргументы: «Я так старалась, пока готовила это! Пожалуйста, доешь». Или: «Ты представляешь, сколько это стоит?» Но ни один из этих доводов нельзя назвать эффективным — ведь ребенок учится есть не потому, что он голоден, а потому, что ему уже положили в тарелку еду. То есть он опять же не узнает, что такое чувство голода.
Нам кажется, мы едим определенные продукты просто потому, что они нам нравятся. Или потому, что мы голодны. Но пищевое поведение и вкусовые предпочтения — это не просто проявления инстинкта выживания. Еда — социальный и культурный навык, который начинает формироваться с рождения и на который влияет очень многое: насколько хорошо мы знакомы с тем или иным продуктом, связаны ли с ним приятные воспоминания, есть ли у нас пример для подражания и насколько грамотно родители контролировали наше питание в детстве.
Почему ребенок не ест суп?
Блюдо может быть горячим или уже остывшим, пересоленным. Малыш может увидеть, что в нём плавает лук, который ему не нравится— и не станет есть
Обращайте внимание и на такие вещи
Понаблюдайте за ребенком. Возможно, ему не нравятся определенные ингредиенты в супе. А, может, он охотнее ест гороховый суп, чем щи? Значит, предлагайте то, что нравится ему.
Если малыш обычно ел суп и вдруг перестал, возможно, у него плохое самочувствие. Когда ребенок приболел, простудился, он откажется от любой еды, даже от самой любимой.
Часто ребенок не ест супы и каши, потому что уже успел познакомиться с «вкусненьким»: мучным и сладким. Подробнее о том, когда давать сладкое ребенку>>>
На их фоне борщ и овсянка покажутся малышу невкусными. Если в течение дня в рационе ребёнка присутствует перекус (соки, печенье, батончики), конечно, от супов он откажется.
Часто ребенок отказывается от еды, потому что попросту не хочет.
Если ребёнок весь день просидел дома, играя в спокойные игры, логично, что он мало потратил энергии. Без активных игр, движения хорошего аппетита у детей не будет.
Читайте полезную статью по теме: У ребенка плохой аппетит, что делать>>>
Что делать родителям?
Если ваш ребенок страдает от неуемного аппетита, помочь ему можно используя следующие рекомендации.
Придерживайтесь режима. Детей более старшего возраста необходимо приучать к гибкому графику приема пищи. Трапеза должна происходить в определенное время, после определенных манипуляций (мытье рук, приготовление или разогрев пищи и т.п.) и в отведенном для этого месте. Желательно чтобы в семье была заведена традиция кушать всей семьей за обеденным столом. Это поможет отрегулировать и частоту запросов поесть и количество употребляемой ребенком пищи.
Не ограничивайте время приема пищи. Позвольте вашему чаду встать из-за стола, после того как он наелся. Не настаивайте на том, чтобы все было съедено до последней крошки.
Обеспечьте ребенку сбалансирование питание. В детском рационе должны присутствовать разнообразные продукты, содержащие белки, жиры, углеводы, витамины и минералы (зелень, мясо, рыба, ягоды, фрукты, овощи, крупы, молочные изделия и т.д.). Сбалансированное питание обеспечит чувство сытости у ребенка, и он не будет постоянно требовать есть. А если он все же проголодается раньше положенного времени, то здоровые закуски, типа орешков, яблок, сухофруктов или семечек помогут дождаться основного приема пищи.
Обсудите с членами семьи ежедневное меню. Старайтесь предлагать ребенку такие блюда, которые он будет кушать с удовольствием. Однако, постепенно приучайте его к разнообразной еде, делая это ненавязчиво, без угроз неполучения сладкого.
Если приведенные советы не дают ожидаемого эффекта и проблема по-прежнему не решается, родителям необходимо обращаться к детскому диетологу.
Контроль рациона: 5 способов полезного контроля
Если вы будете одержимы здоровой едой, то в подростковом возрасте ваш ребенок из чувства противоречия обязательно начнет сопротивляться вашим инициативам. Но если вам удастся заложить привычку к правильному питанию незаметно, у него не будет повода для бунта. Как осуществлять контроль рациона? Вот несколько способов.
Окружайте ребенка полезной едой. Как сделать, чтобы ваши дети стали правильно питаться и даже не заметили, что это — ваших рук дело? Вокруг них должны быть только «правильные» продукты. Не покупайте домой еду, которую считаете вредной. Готовьте только то, что пойдет детям на пользу. Ходите вместе в кафе и рестораны, где подают здоровую пищу. Так почти весь рацион детей будет у вас под контролем, и при этом еда не станет для них неприятностью и «головной болью».
Подавайте пример. Сами ешьте то, что хотели бы предложить детям. Тогда они вряд ли решат, что вы их контролируете, и у них не будет повода для протеста.
Нахваливайте полезную еду. Говорите о «правильных» продуктах с восхищением — так, чтобы дети поняли: это действительно вкусно. Восклицайте: «Этот пастуший пирог — просто объедение». Или: «Цветная капуста так аппетитно хрустит!». Или: «До чего сладкая эта морковка!» Со временем дети начнут есть то же, что и вы. И даже не заподозрят, что вы это все «подстроили».
Поощряйте, но не давите. Дети, особенно маленькие, не любят долго сидеть за столом и частенько отвлекаются или вообще норовят уйти после пары первых ложек. Вы можете уговаривать: «Ну съешь еще кусочек». Или: «Посиди с нами за столом хоть немного». Или: «Давай еще ложечку за маму». Но не стоит перегибать палку и заставлять. Старайтесь говорить спокойно и, если ребенок правда не хочет больше есть, отпустите его играть.
Установите определенный ритуал приема пищи. Все мы хотим, чтобы наши дети съедали больше «серьезной» еды и меньше сладкого, поэтому они должны осознать: десерт подается только после основного блюда. Так они будут утолять голод полезной едой и к десерту будут уже не такими голодными. Но не стоит награждать ребенка печеньем за то, что ужин был съеден. Десерт — это не награда, это обычная завершающая часть еды.
Используя методы полезного контроля, вы, во-первых, будете знать, что ест ваш ребенок. А во-вторых, не сделаете из еды проблему, не приучите случайно ребенка есть то, что ему не надо, и не дадите ему повода для скандалов.
- У всех людей есть врожденная склонность к сладкой и соленой пище.
- Практически сразу после рождения у нас начинают формироваться индивидуальные вкусовые предпочтения.
- Мы любим еду, которая связана с приятными воспоминаниями (похвалой, наградой).
Просьба о сладостях: первый раунд
— Я уже готова съесть мороженое.
— Ты сначала должна доесть ужин, милая.
— Все остыло.
— Мы подогреем все в микроволновке за несколько секунд, и еда будет как новенькая.
— Мне все равно все это не нравится. Я хочу мороженое.
— Теперь ты знаешь наши правила, дорогая. Сначала нужно съесть то, что у тебя на тарелке. Помнишь, мы сразу положили тебе немного еды.
— Мне никогда ничего не дают!
— Что ты такое говоришь — ничего не дают? Вообще, хватит болтать! Доедай свою еду и не зли меня!
— Я тебя ненавижу!
Такого рода общение представляет собой бесполезную трату времени и не способствует хорошим отношениям.
Как накормить ребенка который мало ест?
Недостаток витаминов и питательных веществ опасен для здоровья. Самые распространенные проблемы – худоба и бледность. Помимо этого, страдает иммунная система, появляются хронические простуды
Детям сложно сосредоточиться, нехватка микроэлементов влияет на память, внимание, ухудшаются оценки
Малыша с плохим аппетитом нельзя кормить насильно, но родители должны позаботиться о наличии полезной пищи. А ребенок уже сам определит какие продукты, стоит съесть. Чтобы узнать правильно ли налажен режим питания, нужно вести дневник, записывая все что за день съел ребенок. Возможно он питается высококалорийной пищей, в которой мало витамин или делает много перекусов между основными приемами пищи. Кроме того, нужно понимать, что детский аппетит – явление неоднозначное. Вчера малыш отказывался от всего, а сегодня с удовольствием ест даже нелюбимые отварные овощи.
Нужно придерживаться строго режима. Питаться в одно время и ограничить перекусы сладким. Стоит убрать все отвлекающие факторы: мультики, игры, деятельных бабушек. Вместо того чтобы уговаривать съесть еще ложечку, отпустите ребенка нагуливать аппетит. Продукты и размер порции должны соответствовать возрасту. Блюдо можно украсить или выложить в виде картинки, иногда это позволяет заинтересовать привереду. Если очень нужно накормить малоежку, разрешите ему есть так, как нравиться. Не хочет вилку? Пусть ест ложкой или руками.
Можно привлечь ребенка к процессу приготовления пищи, если позволяет возраст. Это прекрасный способ провести вместе время. Кроме того, пища, приготовленная самостоятельно, гораздо вкуснее. Детям младшего возраста можно предложить расставлять тарелки и подавать еду.
Мнение педиатров
Вопрос настолько болезненный, что вызывает обсуждение на родительских форумах и чатах. Но в результате оказывается, что проблема касается скорее взрослых, чем детей. Малыши, пройдя стадию «не хочу и не буду», останавливаются на том режиме питания, который наиболее удобен и физиологичен для них. Примечательно, что заложенные в раннем возрасте пищевые привычки сохраняются на всю жизнь. По наблюдению диетологов, многие молодые люди и девушки с проблемами питания отличаются одной и той же особенностью. В свое время им не дали возможности пройти стадию отрицания, сформировать собственный режим.
Нельзя заставлять детей кушать. Голодный ребенок всегда найдет еду, главное, чтобы это были не конфеты и пирожные. А поскольку проблема сахарного диабета актуальна для всего мира как никогда, не забывайте об этом.
Каждый четвертый ребенок страдает от избыточного веса. Дети едят много сладкого, причем большая часть глюкозы приходится на скрытый сахар в молочных и кондитерских изделиях, злаковых батончиках, соках. В тех продуктах, которые мамы любят давать в качестве легкого перекуса.
Для родителей основным критерием должно быть самочувствие и настроение ребенка, а вовсе не количество съеденной им пищи. Питательные вещества лучше усваиваются из той еды, которую кроха ест с аппетитом и удовольствием. Проглоченная через силу каша не принесет никакой пользы, только вред. Это может потешить родительское самолюбие, но совершенно не нужно ребенку. Старайтесь выдерживать между кормлениями определенные промежутки, не предлагайте крохе кушанье, если он вас об этом не просит.
Прививаем желанием покушать ребенку 3-7 лет
- Никаких перекусов! Любая еда, будь то сок, конфета, печенюшка негативно сказывается на аппетите. Не давайте в перерывах НИЧЕГО! Перебитый аппетит не позволит в итоге малышу съесть обеденный суп. Заметив, что кроха почти не притронулся к супу в обед, не докармливайте его ничем. Ждите следующего питания по режиму. Это поможет пробудить у крохи аппетит.
- Учитывайте мнение ребенка. Все дети любят, когда к их мнению прислушиваются. Спросите у сына, какое из перечисленных блюд он хотел бы получить на обед. В результате кроха с радостью съест то, что выбрал самостоятельно.
- Творите вместе. Позволяйте дочке или сыну помогать вам в готовке, приобщайте их к этому процессу. Пусть печенье будет невзрачным на вид, зато малыш, который сделал его сам, по достоинству оценит блюдо собственного приготовления.
Вкусное меню
Порой мамы заходят в тупик и совсем не знают, что приготовить своим любимым деткам. Примерное меню решит эту проблему. Ниже мы предложим небольшой список несложных рецептов блюд, которые подойдут для деток старше трехлетнего возраста.
Бутерброды и закуски:
- горячие бутерброды с яйцом и колбасой;
- канапе с сыром и колбасой, которые можно украсить божьей коровкой, сделанной из помидора черри;
- бутерброды с паштетом из печени и яйцом;
- фигурные бутерброды с сыром;
- фаршированные яйца в виде снеговиков или цыплят;
- помидоры, фаршированные сыром;
- омлет с овощами и зеленью.
Салаты:
- салат из свежей моркови и яблока;
- картофельный салат;
- винегрет;
- салат из свежей капусты с морковью;
- салат из помидоров и огурцов;
- салат витаминный;
- фруктовый салат с йогуртом или сметаной;
- слоеные салаты;
- салат с креветками или кальмарами;
- печеночный салат;
- салат сырный с добавлением тертой моркови.
Супы:
- суп-пюре куриный с капустой;
- щи из свежей капусты;
- борщ с фасолью;
- суп рыбный с рисом;
- суп гречневый с мясом;
- суп куриный с лапшой или вермишелью;
- суп гороховый с сухариками (рекомендуем прочитать: можно ли гороховый суп при грудном вскармливании?);
- грибной суп (рекомендуем прочитать: можно ли грибной суп при грудном вскармливании?);
- суп рисовый с фрикадельками;
- лагман;
- сырный суп.
Второе:
- мясо тушеное;
- котлеты;
- тефтели с тертой капустой и кабачком;
- гуляш;
- плов;
- рыба, запеченная в сливочном соусе;
- запеченные колечки из красной рыбы, фаршированные овощами с сыром;
- голубцы ленивые;
- курица, протушенная с овощами.
Экспериментируйте с гарнирами, кашами, десертами, выпечкой и напитками. Мамы могут постараться и сделать так, что аппетит проснется даже у самого привередливого малыша. При выборе продуктов учитывайте, готова ли детская пищеварительная система их принять и переварить.