Приучаем к ложке (этап перехода от бутылочки с соской к столовым приборам).
Прежде чем обучать ребенка самостоятельному приему пищи, нужно приучить его к ложке. Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод, и если его научить понимать, что ложка может удовлетворить потребность организма в еде, процесс обучения пойдет быстрее.
Приучать ребенка к ложке нужно несколькими способами одновременно:
- личный пример (ребенка сажают за стол вместе со взрослыми и другими детьми, владеющими этим навыком);
- ребенку предлагают небольшое количество пищи в ложке. Здесь есть два важных момента. Во-первых, не задерживать ложку во рту, чтоб не сработал сосательный рефлекс, во-вторых, в ложке обязательно должно быть что-то вкусненькое;
- игровые занятия (кормление игрушек – вне времени приема пищи, игра в песочнице совочком и лопаткой).
Что делать, если ребёнок не ест прикорм?
Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?
О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:
- Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
- Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
- Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
- Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.
Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.
Как можно заинтересовать ребенка?
Попробуйте приготовить мясо не так, как обычно. Некоторые дети терпеть не могут котлеты, зато охотно едят пельмени. Или не любят тушеное мясо, однако в пирогах или чебуреках оно им нравится. Дети выбрасывают из супа мясо кусочками, зато едят тефтели. Экспериментируйте со вкусами и формами подачи!
Заинтересовать ребенка можно, если предложить ему присоединиться к процессу создания пищи. Например, малыш может помочь приготовить вам пельмени или распределить уже сваренное куриное филе на тесто для пиццы. Поверьте, ребенок непременно захочет попробовать результаты своей работы!
Интересная подача тоже вызовет у малыша большой аппетит! В сети можно найти немало идей оригинальной презентации блюд, а можно продемонстрировать малышу свою фантазию. Главное, использовать только натуральные продукты для украшения, а не майонез или кетчуп.
И напоследок — покажите ребенку пример. Если вы знаете, что малыш откажется от мяса, то попробуйте сначала сами егоотведать. Как правило, дети любят копировать родителей, поэтому они заинтересуются, почему вы едите что-то, а им не даете. Не успеете оглянуться, как с вашей тарелки исчезнет котлетка.
Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю
Физическая активность детей во многом влияет на их чувство голода. Не зря зарядка в садике проходит прямо перед завтраком. Но даже во время упражнений некоторые дети вяло себя ведут, начинают отказываться двигаться в нужном темпе, возможно, вообще стоят и смотрят на остальных. Задача воспитателя – заинтересовать каждого ребенка. Если зарядка проводится для всех групп одновременно, то по возвращении можно провести дополнительное занятие в своем помещении: потанцевать, поприседать, порепетировать будущий спектакль и прочее.
Еще один способ помочь ребенку начать кушать – игровая форма. Особенно это может сработать в присмотре за младшей группой. Например, вы говорите: «Так, ребятки, загружаем паровозики (они набирают ложки) и везем-везем в туннель (кладут ложки в рот)». Можно заинтриговать малышей на будущую игру. Скажем, пообещать, что после завтрака они все вместе отправятся в путешествие к домашним зверям, а после того, как все хорошо покушают, рассказать по картинкам о кошках, собаках, коровах, козах, кроликах.
Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.
Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.
Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности
Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды. Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях
Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.
Причины того, что ребёнок в 1 год отказывается от еды
- Болезнь или прорезывание зубов;
Физическое недомогание вызывает беспокойство у малыша, ему больно и, конечно, не до еды. Подробнее о том, чем можно облегчить состояние ребенка в то время, когда у него режутся зубки, читайте в статье Прорезывание зубов у детей>>>.
Но это временное явление и когда состояние улучшается, то и аппетит к ребёнку возвращается.
Важно! Если малыш длительный период отказывается от еды, то причина в другом
- Слишком раннее начало знакомства с прикормом;
До 6 месяцев вводить прикорм рано.
Ребенок не готов и вам приходится кормить его с шутками и прибаутками, где-то кормить насильно.
Все это не способствует развитию пищевого интереса ребенка, являющегося основой здорового аппетита.
Смотрите важную статью по этой теме Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании>>>.
- С введением прикорма, наоборот, слишком затягивают;
- В силу разных причин, родители могут откладывать знакомство малыша с новой пищей;
- Вследствие этого он начинает недополучать требующиеся растущему организму полезные вещества, не тренируются навыки жевания, он не привыкает к твёрдым блюдам;
- И ничего удивительного, что ребёнок в год не ест ничего, кроме грудного молока. Ведь «мамина пища» так привычна и понятна, её не надо жевать, не нужны никакие приборы, чтобы её кушать;
- Притом, время нахождения у груди – процесс, обеспечивающий комфорт и успокоение малышу.
Если ребенок постоянно висит на груди и это сказывается на его аппетите, вам стоит заняться ведением новых правил в вопросах грудного вскармливания.
Смотрите интернет-курс Как кормить грудью после года и плавно подготовить ребенка к отлучению>>>
- Ребёнка силой заставляют есть прикорм;
Явление страшное, но очень распространённое.
Протест, истерика, отказ от еды – самые характерные реакции малыша на такие действия.
- Давайте представим себя на месте ребёнка. Как бы мы себя повели, если бы регулярно видели строгое лицо мамы (или кого-то другого), ложку с непонятной и пугающей едой, которую силой пытаются засунуть к вам в рот?
- И всё это бы ещё сопровождалось угрозами, критикой и рассказами в красках о том, как придёт какой-нибудь страшилище и утащит вас куда-нибудь, если не будете хорошо есть.
Очень неприятно, правда?
Хочется закричать, схватить и выбросить из рук мамы эту ненавистную еду (которая делает её такой злой), убежать, только бы не видеть и не слышать всего этого.
Помните! И в будущем процесс еды может ассоциироваться у ребёнка со злом, принуждением, чем-то невкусным и т. д. Исправлять это долго и сложно.
Поэтому давайте каждый раз представлять эту картину и проникаться эмоциями малыша, если вдруг начинаем силой заставлять его что-то съесть.
- Слишком большие порции;
Наше желание накормить ребёнка может вылиться в то, что будем предлагать ему большой объём пищи. Малыша это может напугать. Возникает такая позиция: «Столько я съесть не смогу, лучше уж сразу отказаться».
- Ребёнка кормят отдельно от взрослых, не показывая на личном примере, как нужно кушать и относиться к еде (по этому вопросу читайте статью Как правильно кормить ребенка>>>);
- Сбился режим;
Например, изменилось время еды или сократились промежутки между приёмом пищи. Ребёнок может не успевать проголодаться или просто испытывает стресс от сбившегося графика.
- Во время кормления, малыша отвлекают от еды мультфильмами, игрушками, различными другими занятиями, лишь бы накормить.
Он не сосредоточен на пище, поэтому кушает то, что ему в этот момент «суют». Многие совершают эту ошибку с самого начала, при введении первого прикорма.
Так формируется стойкая связь процесса приёма пищи с различными развлечениями и в год ребёнок отказывается от еды.
Почему ребёнок не хочет есть прикорм
Среди причин того, что ребёнок отказывается есть прикорм, можно выделить следующие:
- Болезнь. Как правило, у всех в состоянии болезни, недомогания происходит снижение аппетита. А у детей это выражено наиболее ярко, особенно в ситуации знакомства с новой пищей;
- Период прорезывания зубов. Очевидно, в столь сложное время грудничок пытается избежать всего, что дополнительно травмирует его дёсны, вызывая боль. Приём пищи тому не исключение (читайте подробную статью о прорезывании зубов у детей>>>);
- Слишком раннее знакомство со взрослой пищей: если возраст малыша меньше 6 месяцев или он не проявляет признаков готовности к прикорму;
- Грудной ребёнок может не есть прикорм и просто потому, что ему не нравится новая еда: вкус, запах, консистенция, то, как она выглядит;
- Даётся слишком большой объём пищи, который малышу не осилить. В некоторые моменты количество предлагаемого продукта может даже испугать его;
- Взрослые принуждают ребёнка есть определённое блюдо и, в ответ, он выражает свой протест отказом от пищи;
- Сбивается режим (например, позднее укладывание или пробуждение, сокращение перерывов между приёмами пищи и т. д.);
- Еда однообразная. Если со временем вид, состав, вкус блюд не меняется, в рационе не появляются новые продукты, то нередко бывает, что ребёнок перестаёт есть прикорм. Ему становится неинтересно кушать. А это — серьёзный мотив для отказа;
Читайте статью по этому вопросу: Таблица прикорма ВОЗ>>>
- Снижение активности (грудничок мало гуляет или двигается);
- Отсутствует пример взрослых. Если малыш кушает отдельно от родителей, то у него нет образца для подражания, притом он не чувствует себя полноценным участником процесса приёма пищи.
Поэтому, совместная трапеза играет большую роль в поддерживании интереса и приобщении к новым продуктам. Также, вам интересна будет статья: У ребенка плохой аппетит, что делать?>>>.
Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания
Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.
Грудное вскармливание
Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.
Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.
Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.
Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.
Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.
Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.
Искусственное вскармливание
Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.
Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.
Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.
Как приготовить фрукты
Итак, ребенок не любит фрукты, но вам кажется, что он должен их получать хотя бы в малом объеме. Потому что вам так комфортнее и удобнее.
— Некоторые дети обожают баночное фруктовое пюре. Примерно до 99 лет – в нем не отказывают себе и взрослые, особенно в «Неженке». Возможно, баночное пюре полезнее, чем принудительно доспевшие – в результате обработки газом или с иными ухищрениями – экзотические фрукты. Или восковые яблоки и груши в магазинах зимой. И избавьтесь от стереотипа «ест банки, как маленький!» И не оглядывайтесь на других детей, которые всегда чем-то успешнее вашего. Тому, что ребенок предпочитает консистенцию пюре, могут быть важные причины, связанные со здоровьем, особенностями физиологии.
— Запекайте. Этот метод подходит и для аллергиков. При запекании выделяется полезный пектин. Вкус запеченных фруктов часто нравится детям-нехочухам.
Типичные приемы мам, собранные из форумов:
— Делаем еду привлекательнее. Можно смастерить фруктовые шашлычки и канапе на деревянных и пластиковых шпажках.
— Фрукты добавляют в творог, маскируют в блюдах с мясом. Взбитый в блендере с фруктами творог – вкусный десерт, где ингредиенты не опознать. Персики, абрикосы, яблоки и груши бесследно скрываются в кашах. А суп-пюре скроет в себе что угодно – те же яблоки, сочетающиеся со многими овощами, добавляют в любой рецепт.
— Если измельчить фрукты, добавив в них немного овсяной муки, получится «варенье» для хлебцев. Еще вариант изысканного десерта: фруктовое пюре с детским печеньем. Его можно предложить свежим или подержать в холодильнике и подать в формочке.
— Детям старше трех лет подойдет фруктовый щербет: смешать фруктовое пюре с йогуртом и заморозить в силиконовых формочках.
— Известно, что маленькие дети подражают взрослым: ешьте фрукты всей семьей. Заведите ритуал, когда в одно и то же время на столе появляется красивая вазочка с фруктовыми кусочками, и все берут понемногу.
Причины пищевого насилия родителей — почему мы заставляем детей есть
Вспомните, как в детстве родители приговаривали: «Скушай ложечку за маму, ложечку за папу», «Мама старалась готовила, а ты не ешь», «Ешь все, а то за шиворот высыплю».
И зачастую модель пищевого поведения своего детства взрослые переносят и на своих детей. Это все — ни что иное, как пищевое насилие.
К нему можно отнести следующее:
Настойчивые призывы покушать или скушать то, что ребенку не хочется. Причина этому – убежденность мамы и папы, что малыш проголодался, пришло время обеда по расписанию. Или даже боязнь обидеть того, кто готовил обед, на подсознательном уровне.
Превращение приема пищи в момент наказания. То есть, крохе ставится условие, что, если он все не доест — не получит желаемого или не выйдет из-за стола.
Пренебрежение вкусовыми предпочтениями. У детей гораздо больше пищевых рецепторов, чем у взрослых. Если мама хочет во что бы то ни стало накормить дитя полезными овощами, подмешивает их в еду или маскирует — это не значит, что кроха не догадается. Он вполне может угадать, что в блюде есть то, что ему не нравится, — и откажется кушать.
Настоятельный ввод в рацион новых блюд. Малыши – консерваторы в еде. Пробовать что-то новое для них — не одно и то же, что для взрослых. И, если новое блюдо вызывает подозрения, он может отказаться от приема и уже знакомых продуктов.
Прием еды по расписанию. Для большинства это очень полезно. Но есть такие категории детей, которые могут испытывать чувство голода крайне редко, или же им больше подходит частый прием пищи, но маленькими порциями
Нужно обязательно обратить внимание на этот момент.
Чрезмерное увлечение полезным питанием. Если мама сидит на диете, считает калории, и в доме нет сладостей или фастфуда — это одно
Но когда она пытается ущемить достоинство малыша, превратить его в стройняшку, постоянно попрекая лишним весом – это насилие.
Все эти пункты на подсознательном уровне влияют на культуру приема пищи с раннего возраста. Чрезмерная опека, боязнь что малыш будет голодным — или, наоборот, переест, — со стороны родителей может нанести непоправимый вред психике.
Когда начинать давать ребенку фрукты
Раньше считалось, что прикорм следует начинать с фруктов. Затем мнения специалистов сместились в пользу овощей, как менее сладких. А в наши дни прикорм вообще вводят по индивидуальным предпочтениям, и это мудро. Главным остается правило дорожной безопасности: не спешить!
До 2-3 лет дети лучше усваивают витамины с молочным белком, а другие продукты остаются в ранге знакомства со вкусами и консистенцией. И если дитя упорно отвергает фрукты, в этом нет трагедии, кроме пошатывания нервной системы чувствительных мам. Что касается витаминов, то ими богаты фрукты с ветки – с дачной яблони, груши, сливы. Витамины нестойки, особенно витамин С, не терпящий кислорода, света и температурной обработки. Не стоит преувеличивать пользу магазинных фруктов, большинство из которых дозревали не в природе, а принудительно, теряя при этом витаминный запас.
В норме ребенок от года до трех лет должен получать 50-100 г фруктов в день, школьники – 200 г. Обычно дети раннего возраста питаются здоровой пищей без избытка соли и химических заменителей. Когда ваш школьник объявит ультиматум домашней еде, расписывая, столько чипсов разрешают съесть его друзьям их замечательные родители, вы с умилением вспомните, как он в 3 года отталкивал банан.
Настоящие проблемы иногда случаются в более старшем возрасте. Причина — сбитый вкус. Ребенок до года просто не знает других вкусов, он знакомится с ними через прикорм. Детсадовцы и школьники уже распробовали вредности и острые, переслащенные блюда, добиться здорового питания сложнее.
Учимся пить из чашки.
Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать. Для многих особенных детей это действительно проблема.
Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.
Дети с особенностями в развитии не всегда способны удержать чашку, поэтому сразу полную наливать не надо.
Дети с расстройством аутичного спектра очень переборчивы в еде — иногда настолько, что могут отказаться кушать даже свое любимое блюдо, если оно вдруг имеет необычный для них вид. Причина этого — не каприз, а чувство страха. Потому этот важный фактор нужно обязательно учитывать в период обучения навыку приема пищи.
Что же делать? Как правильно себя вести?
Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.
Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:
- Не заставлять, если ребенок не хочет.
- Не перекармливать.
- Не навязывать, не уговаривать.
- Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
- Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
- Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.
Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.
«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».
Ошибка 3: сладости в меню
Наконец, еще одна причина, по которой многие матери не представляют, сколько едят их дети, это то, что они не знают о высокой калорийности некоторых продуктов. Иногда в отчаянной попытке заставить ребенка что-нибудь съесть, мать использует «вкусняшки», обычно в шоколадной глазури. (Не знаю, в чем тут секрет, но независимо от того, насколько вы сыты, вы всегда найдете в желудке место для шоколада, будь вы взрослым или ребенком). Ребенок, которому предлагают «вкусняшку», чтобы заставить его есть, изначально не был голоден, но он с радостью съедает что-нибудь сладкое и становится еще менее голодным. И тут начинается битва.
Мы установили, что двухлетнему мальчику, который весит 10 кг, требуется около 812 ккал в день (это среднее значение, кому-то требуется больше, кому-то меньше). Так что если он ежедневно выпивает 500 мл молока (350 ккал), ест пять печений Oreo (260 ккал), клубничный йогурт (110 ккал) и выпивает 200 мл ананасового сока (85 ккал), то получается, что он уже съел 805 ккал. И ни на что другое места уже не остается. И куда же, как вы думаете, он сможет уместить фрукты, овощи, мясо, бобовые и т.д.?
Очевидно, что это не является полноценным рационом для двухлетнего ребенка, но в этой пище много калорий, и ребенок не сможет съесть что-нибудь еще. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел здоровую пищу, вы должны прекратить давать ему «вкусненькое». Ограничьте потребление молока и молочных продуктов детьми старше года до 500 мл в день или меньше, не давайте ничего кроме воды для утоления жажды (ни молока, ни сока и никаких газированных напитков) и сохраняйте лакомства для особых случаев, таких как праздники или дни рождения.
Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?
Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.
Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.
У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: «Мне это не нравится!», они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи — один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).
В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.
Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. «Еще два кусочка», «Сначала морковка, а потом хлеб», «Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!». Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть («Ну еще один кусочек»), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.
Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.
Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.
Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое («Доешь курицу, и я дам тебе торт»), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети «читают» наши поступки так: «Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я».
Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.
Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде
Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент
Как накормить ребенка без насилия и истерик, что делать — советы педиатра и психолога
Прежде чем уговаривать ребенка поесть через силу, обратите внимание на его самочувствие. Педиатры часто предупреждают мам, что во время болезни ребенок ест мало, и заставлять его съедать даже привычный рацион нецелесообразно
Также стоит обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Если вы заметили, что он грустит или нервничает — поговорите с ним: возможно, в кругу сверстников произошел конфликт, который и повлиял на отсутствие аппетита
Педиатры призывают родителей посмотреть на то, что ребенок мало ест, с другой стороны. Ведь среди детей в возрасте до семи лет истинных малоежек меньше чем двадцать процентов. Чувством голода управляют лишь инстинкты. Это позднее на пищевое поведение оказывают влияние социальное окружение и привычки.
Доктора говорят, что для того, чтобы ребенок был сыт, ему нужно съесть столько ложек еды, сколько ему полных лет. И, если обговорить с ребенком этот момент заранее, перед едой и мама, и малыш будут чувствовать себя комфортно.
Что делать, если ребенок здоров, инстинкт самосохранения работает, а малыш просто не хочет есть?
Существует несколько работающих методов, разработанные детскими психологами и педиатрами, которые помогут накормить малоежку.
Не нужно давить на ребенка
Дети всегда подражают поведению родителей, а также очень чувствительны к их эмоциональному состоянию.
Относитесь проще к тому, что ребенок не доел. Ведь капризы малыша могут быть обусловлены сытостью.
Не следует:
- Кричать на малыша во время приема еды.
- Наказывать едой.
- Насильно засовывать в рот ложку с едой.
Лучше всего быть во время еды предельно спокойным. Не переживать, если тарелка наполовину пуста.
Поставьте на видное место тарелку с фруктами, сыром, орехами и сухофруктами. Если кроха проголодается, такой полезный перекус пойдет только на пользу.
Превратите прием еды в семейную традицию
Дети консервативны и, если превратить обычный ужин или обед в своего рода семейный ритуал, в процессе которого вся семья в сборе, обсуждаются семейные планы, события за день, ребенок будет видеть, что прием пищи – это спокойно, весело и тепло.
Для этого накрывайте стол праздничной скатертью, красиво сервируйте, доставайте салфетки и лучшую посуду.
Подавайте хороший пример
Ребенок смотрит на ваши действия и поступки — и повторяет их.
Если мама и папа буду кушать полезную еду, не перебивая аппетит конфетами, малыш тоже будет с удовольствием следовать примеру родителей.
Оригинальная подача блюда
Есть серую скучную кашу не захочет не только малыш, но и взрослый. Придумайте, как можно украсить ее сухофруктами, орехами, медом. Чем интереснее будет тарелка с едой для ребенка, тем с удовольствием все ее содержимое будет съедено.
Прелесть такого пищевого искусства в том, что родитель может приготовить интересное и сбалансированное блюдо, в состав которого будут входить и овощи, и белки.
Не бойтесь экспериментировать!
Если ребенок не любит есть крицу, попробуйте приготовить говядину или индейку. Вареные овощи вызывают неприязнь — тогда можно запечь их в духовке. Можно приготовить несколько вариантов одного полезного блюда — и посмотреть, какой будет съеден малышом на ура.
Главное — не попрекать ребенка тем, что были потрачены продукты или время на готовку, чтобы он не чувствовал себя виноватым.
Готовьте вместе
Привлекайте ребенка к приготовлению ужина. Пусть он делает простые вещи: помоет овощи, слепит из теста фигуру, засыплет сыром блюдо. Главное — он увидит весь процесс приготовления и почувствует свою значимость в нем.
Во время обеда обязательно похвалите чадо за помощь.
Психологи советуют родителям быть спокойными и набраться терпения. Если ребенок здоров, то есть в меру он начнет уже к 10-12 годам. А до этого возраста задача родителей – привить ему культуру приема пищи.