Как заставить детей слушаться родителей?

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

7 главных причин нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
  2. Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
  3. Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
  4. Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
  5. Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
  6. Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
  7. Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.

Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель

Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться

Как заставить ребёнка слушаться?

Первое с чего стоит начинать – это, конечно, НЕ наказания!

Первое – это укрепление своей материнской позиции и авторитета! Поскольку без этой базы добиваться послушания от ребёнка бесполезно и лишняя трата нервов.

Для того, чтобы укреплять авторитет, нужно разобраться как мы его теряем? Я назову вам несколько самых распространённых причин, которые выявила в ходе своей психологической практики:

  1. Вы вообще не знаете, что такое авторитет и как он вырабатывается.

Поэтом ваши отношения с ребёнком не имеют под собой прочного фундамента. Воспитываем, как воспитывается и как говорится «куда ветер подует», туда вы и клонитесь. Смотрите мой видеоурок по данной теме:

  1. Незнание основ развития ребёнка.

Что произойдет с 5 летним ребёнком, если его поместить в коллектив двухлеток? Он начнет деградировать! И наоборот! Вот также и с нашими детьми – вы как мама просто обязаны думать на 2 шага вперёд и в ребёнкин год – накапливать информацию и читать статьи, книги по развитию двухлеток. Только грамотно корректируя свои взаимоотношения с ребёнком можно поддерживать авторитет. Много полезной информации есть в разделе о возрастных кризисах>>>

  1. Путаница ролей в семье.

На занятиях я задаю вопрос, который задам и Вам – «Кто отвечает в вашей семье за воспитание и развитие ребёнка?»

Ответ оба – неправильный, потому что не бывает у страны 2 президентов, и если отвечают оба – значит, не отвечает никто. Ребёнок оказывается в ситуации бесхозности! Поэтому – всё-таки, кто отвечает за ребёнка в Вашей семье? Обсудите этот вопрос вечером с мужем, если сами не можете на него ответить! Также о ролях родителей обязательно смотрите курс Мама и папа — воспитываем вместе>>>

  1. Отсутствие чёткой системы наказаний и поощрений.

Чаще всего мы с легкостью знаем, что делать ребёнку нельзя! А вот когда возникает вопрос – а что делать можно – многие мамы теряются, и говорят общую фразу «всё, что не запрещено — делать можно». К сожалению, мозг ребёнка устроен не так! Он не понимает общих фраз, и когда мы чересчур пережимаем с запретами, и при этом не даём вариантов выбора – ребёнок начинает стараться расширить свои границы.

Конечно, это не все причины, но даже разобравшись с этими 4 Вы уже продвинетесь в повышении своей материнской позиции в глазах ребёнка! И ребёнок начнет вас слушаться!

Хотите разобраться в ситуации более подробно?

Для Вас записан практический онлайн курс Мама – главная!>>>

А как Вы заставляете ребёнка слушаться?

  • Ребенок не слушается на улице
  • Как маме реагировать на замечания посторонних
  • Как реагировать на детские слезы?

Физические способы успокоить истерику

Попросить ребенка кричать как можно громче. Это хороший способ, если, конечно, это не звучит как «Ой, давай! Ори еще громче, никто ж не слышит!». Нужно грамотно сказать что-то вроде: «Помоему, ты не всю обидку показываешь. Давай всю! Давай-ка громче покричим, как мы на самом деле недовольны!». Вполне себе способ выпустить эмоции.

Погудеть. Один из способов разделить эмоции ребенка — войти в звуковой резонанс. Гудеть или тянуть звук «а-а-а» в такт плачу ребенка. Только звук должен быть ниже, спокойнее и тише. И тогда ребенок через время подстроится и успокоится.

Побить предметы. Реальность там, где твое тело. Если ребенок сильно злится, то выразить это физически — значит и выпустить это из себя. Даже для нас с вами работает ведь!

Порвать бумагу. Младших детей такой способ просто отвлекает, а старшим может предлагаться в качестве варианта того, как выплеснуть злость.

Игры с песком или пластилином. Игры с приятными тактильными ощущениями — тоже отличные помощники мам. Причем эта идея хороша как для годовалых малышей, так и для тридцатилетних тетенек. Полепишь куличики, поразминаешь руки, и уже куда-то ушли злость и обида.

Купаться. Особенно приятный метод для лета или перед сном. Купание прекрасно снимает нервное напряжение и отвлекает, а пока ребенок занят игрой в воде, мама может выдохнуть и тоже успокоиться.

Сделать массаж

Очень приятный и нежный способ вернуть внимание ребенка из эмоций обратно в тело

Потанцевать. Еще один прекрасный телесный способ справиться с чувствами. Вы можете пригласить ребенка на танец, взять на руки, закружить или просто танцевать с ним рядом.

Переодевание. Особенно такое любят девочки. Иногда приходится долго убираться после того, как даешь дочери возможность самой выбрать себе одежду из шкафа и перемерить все, что захотелось, но удовольствие ребенку обеспечено. Конечно, это не работает в случае сильной истерики. Этот метод скорее для длительного нытья, «нехочуханья» и отказов слушаться.

Аквагрим. Дети очень любят грим! Девочки любят красить губки, а мальчикам можно предложить «превращение» в какое-нибудь животное. Необязательно иметь специальные краски, вполне подойдет мамина косметичка или натуральные «краски» типа сметаны, куркумы или еще что-нибудь, что есть в холодильнике. Но одно правило: грим не получится нарисовать, если есть слезки!

Ароматы. Еще один способ «переключить» чувства — дать ребенку понюхать что-нибудь с сильным запахом. «Ой! Что это за запах? По-моему, пахнет сыром! Ты что, где-то запрятал(а) сыр? Или, может, папа где-то оставил? Давай-ка принюхаемся…»

Объятия. Говорят, человеку просто для здоровья нужно четыре объятия в день. Восемь — для спокойствия. Шестнадцать — для счастья. Может, это и не доказано на 100%, но это невероятно приятно и не несет никакого вреда для организма или отношений.

Попросить помощи у брата или сестры. Двое людей, которые тебя любят, гладят и обнимают, всегда лучше, чем один. А если у вас многодетная семья, объятий и вовсе может быть через край.

Дать грудь. Простой, как и все гениальное, способ от нашей подписчицы: «Для ребенка на ГВ (то есть грудном вскармливании) можно вообще ничего не придумывать. Почти любую истерику можно остановить, просто дав малышу грудь».

И здесь нам хочется успокоить тех родителей, которые переживают, что таким образом они формируют у ребенка связь между успокоением и едой. Нет никаких доказательств этому мифу. А вот то, что грудь для ребенка — это не только про еду, а очень сильно про связь с мамой, всем очевидно. Грудь даже называют второй пуповиной, так что вы можете быть спокойны на этот счет.

Покушать. Этот вариант здесь не как способ «заесть» неприятные эмоции. Это о том, что не все дети и не всегда могут слышать маленькие сигналы своего тела. Они могут быть голодны, а из-за этого утомлены, а из-за этого слишком нервно на все реагировать. Сами они этого понять не могут. Так что если ребенок раскапризничался, стоит оценить, хорошо ли он ел в последний раз и как давно это было.

Сдерживайте негативные эмоции

Это сложно, и не всегда родители могут держать себя в руках. Но придется научиться спокойно реагировать на ситуации, когда сын или дочь вас не слышат. Постепенно вы научитесь улавливать тот момент, когда внутри начинает закипать злость

Важно не поддаться соблазну накричать, заставить, отругать. Маленький член семьи не должен соответствовать вашим требованиям

Он проживает собственную жизнь, а не ту модель, которую вы предлагаете. Каждый раз, когда вы сдержались и не накричали, похвалите себя. Вы – мудрый родитель, который смог совладать с негативными эмоциями, выслушал и принял точку зрения сына или дочери.

Евгения, мама 7-летнего Вани:

На самом деле, донести свои слова до другого человека просто. Нужно уважать собеседника, независимо от его возраста, и принимать тот факт, что у него свои взгляды на жизнь, которые могут не совпадать с вашими пожеланиями.

Запреты

Дети не любят слово «нельзя», однако без него родители обойтись никак не могут. Вседозволенность же не приводит ни к чему хорошему. Маленькие детки особенно часто пользуются слабостью родителей, и, чтобы чего-то добиться, просто впадают в истерику. Родители, чтобы прекратить детский плач или чтобы поберечь свои нервы, разрешают малышу все, только бы он не истерил. В итоге ничего хорошего из этого не получается. И подобное поведение взрослых в детстве негативно сказывается на поведении ребенка в более старшем возрасте. Запреты – это обязательная часть процесса воспитания, но здесь главное — найти золотую середину. Чтобы родители не перегибали палку, психологи разработали некоторые рекомендации по этому поводу.

Составьте с ребенком договор

Самое простое и действенное средство в борьбе с подростковым сопротивлением – договор. Обязательно в письменном виде и согласованный обеими сторонами. Там должны быть прописаны права и обязанности каждого члена семьи, наказания за их несоблюдение. Разбрасываешь вещи – ищи их в мусорной корзине, не отвечаешь на звонки – следующие выходные проводишь с семьей и играешь с младшим братом. Таким образом, у него не будет поводов возмущаться, ведь все заранее прописано и обговорено

Важно понимать при этом, что такой договор лишь четко обрисовывает границы недопустимого, вы не должны влезать в личную жизньподростка и ограничивать интересы и увлечения. Ваша первостепенная задача – сделать совместную жизнь вместе с ним комфортной

Капризы и истерики — нелюбимой бабушке

Кате 5 лет. Она ведет себя почти безукоризненно дома и в группе неполного дня, где с большим удовольствием занимается лепкой и танцами. Папа и мама Кати работают, но в семье есть няня Вита. А на выходные бабушка Лида с радостью берет внучку к себе.

Есть еще и бабушка Вера, но Катя не любит к ней ходить. Бабушку Веру это обижает. Она считает, что внучку подговаривают, настраивают против нее, из-за чего Катя устраивает ей сцены, требует позвонить родителям, чтобы те забрали ее домой. Родители Кати сердятся на бабушку Веру: неужели трудно справиться с маленькой девочкой и дать им отдохнуть несколько часов?

Бабушка Вера пробовала водить Катю на занятия, в зоопарк, в детский театр. По ее словам, девочка как белены объелась: упирается, капризничает, ноет, просит то покушать, то присесть, то полежать. Ни с того ни с сего жалуется на то, что болит животик. Когда родители приезжают забирать Катю домой, обе наперебой жалуются друг на друга, так что не поймешь, кто из них маленький.

Формирование правильной позиции

По мере взросления инстинкта нам уже не достаточно, и фактически весь первый год жизни ребёнка мы нарабатываем свой материнский авторитет.

Авторитет – это отношение к нам ребёнка как к человеку, которому ребёнок доверяет и НЕ СОМНЕВАЕТСЯ в наших словах. Это отличная основа для послушания ребёнка!

Например, выходя на улицу вы говорите своему ребёнку: «На улице много машин и собак, поэтому на улице мы всегда ходим с мамой за ручку» и ребёнок спокойно даёт вам руку и идёт куда вы скажете.

Либо в магазине, когда ребёнок захотел, чтобы вы купили ему «химический» чупсик, а Вы говорите, что лучше давай я тебе куплю что-то более полезное, потому что «чупсик – кака» — ребёнок соглашается на обмен. Может быть не сразу, но Ваши уговоры всё равно действуют!

А если ребёнок капризничает? Истерит? Не выполняет, а иногда и открыто игнорирует мамины просьбы?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи

И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху.  Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Как сделать так, чтобы ребенок вас понял?

Инга, мама 5-летнего Тимура:

Если хотите, чтобы информация дошла до маленького человека, не критикуйте, не делайте замечания без необходимости.

Не стоит заставлять, ругать, приказывать, а нужно просить. В том случае, когда ваша просьба была проигнорирована, не повторяйте ее снова. Естественно, это не касается случаев, которые могут нанести вред здоровью, или каких-то важных дел, не требующих отлагательств. Наверняка, ваши требования и просьбы, в большинстве, не являются срочными, поэтому не стоит требовать немедленного их выполнения.

Чтобы ребенок вас услышал, проявите максимум уважения. Не кричите на малыша, не дергайте по любому поводу. Если будете обращаться по делу, ваши слова приобретут для маленького человека особую значимость. Если же повторять одно и то же по десять раз, ребенок просто проигнорирует сказанное.

Учите самостоятельности

Не старайтесь сразу же решить проблемы за ребенка. Дайте маленькому человеку возможность самому найти выход из сложившейся ситуации. При этом задавайте вопросы, анализируйте вместе с сыном или дочерью их поступки, только не ругайте и не критикуйте. Малыш должен научиться ответственности, а без практики этот навык не приобрести.

Светлана, мама 5-летней Валерии:

Если ребенок настаивает на своем выборе, уточните, почему он выбирает именно этот вариант. Не хочешь надевать куртку на прогулку? Почему? Задавайте уточняющие вопросы: «Если подует сильный ветер, ты же замерзнешь без куртки, правда?». Возможно, малыш прислушается к вашим аргументам и наденет куртку. Если нет, не настаивайте, ведь ребенок получит собственный опыт и сможет проанализировать свои ошибки. Вы пойдете на улицу, малыш замерзнет, и придется прекращать игру и возвращаться домой. В следующий раз он подумает, прежде чем отказываться от теплой одежды в прохладную погоду.

Не заставляйте и не кричите на малыша. Вы можете нацепить куртку с шапкой, заставить садиться за уроки, но толка от этого не будет. Ребенок в дальнейшем не будет делать домашнее задание, пока вы на него не накричите. Все потому, что вы не даете ему сделать собственный выбор и стать более ответственным.

Как нужно наказывать

Любое несоблюдение запрета должно повлечь за собой наказание. Есть некоторые правила относительно наказаний, которые могут быть весьма эффективными:

  • Многие родители пытаются сделать ребенку плохо: поставить в угол или дать по попе. Психологи считают, что делать этого не стоит и намного эффективнее будет, если вы дадите ребенку что-то хорошее, чтобы он чего-то не делал, чем накажите его за совершенное действие.
  • Наказания не должны носить публичного характера, поскольку это унижает малыша. Все, что касается наказаний, должно происходить дома и без посторонних глаз.
  • Не пытайтесь унизить ребенка с помощью наказания. Это сильно может навредить его самооценке.
  • Наказание имеет место только в том случае, если ребенок действительно что-то натворил. А наказывать просто так, для «профилактики» категорически запрещено. Ведь малыш даже не поймет, за что был наказан, а соответственно, поведение его в лучшую сторону не изменится.
  • Родители должны избегать любых физических наказаний. Позволяется лишь удерживать ребенка силой, если он хочет куда-то убежать или залезть в опасное место.

Можно ли восстановить уважение ребенка?

Давайте начнем с простого и практичного — быть услышанными. Чтобы ребенок начал слушать, надо стать центром внимания. Для этого присядьте на корточки, поднимите ребенка, сделайте что угодно, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне. Смотрите ему в глаза, пока не установится зрительный контакт. Теперь начинайте говорить.

Для многих родителей самым сложным становится сознательный выбор слов и поведения вместо привычного-автоматического: «Я тебе сколько раз говорила! Ну не ребенок, а наказание! Все дети нормальные, а ты бегаешь!».

Если вы хотите остановить неприемлемое поведение ребенка, не ждите, что он сам остановится. Пока вы ждете, вы концентрируетесь на том, что вам не нравится, и ваши эмоции накаляются. Раздражение передается автоматически. Поэтому останавливайте ребенка сразу, немедленно. Так вы сохраните свои нервы и достоинство, повысите собственный авторитет в глазах ребенка.

Остановитесь и сами, дайте себе минутку на то, чтобы подумать: чего же я хочу на самом деле, по максимуму. Сформулируйте в позитивном утвердительном ключе и в спокойном еще состоянии благожелательно предложите эту альтернативу ребенку.

Например, Таня бежит к дороге. Негативный ключ (и программа минимум): «Не выбегай на дорогу!». В позитивном ключе папа зовет Таню сразу и говорит: «Ты бежала к дороге, и мне стало очень страшно. Давай пойдем рядом, или можешь бегать вокруг меня, если тебе скучно просто идти». Чего хотел папа? Чтобы дочь была рядом, в безопасности. Это его программа максимум.

Если вы «пророчите» наказание или награду сначала подумайте, а сдержу ли я свое слово. Не перегибайте палку ради устрашения или соблазнения. Сказанное выполняйте всегда! Если ребенку обещана награда за дело, которое он сделал, и он вдруг сделал что-то неприемлемое, то отреагировать надо обязательно. Просто последствия непозволительного поведения не должны отнимать зарплату.

Однако, чтобы ребенок слушался, лучше на него не давить, а дать выбор. Начать убирать игрушки прямо сейчас — или через пять минут. Обязательно в таких случаях ставьте таймер или показывайте, докуда дойдет стрелка на часах. Мелочей — нет!

Чтобы сложные ситуации возникали как можно реже, выработайте, установите с общего согласия (хотя бы между родителями, если ребенок маленький) и озвучьте правила семьи. Правила должны быть одни для всех. Не есть сладкое до еды. Ложиться спать вовремя. Детское время может отличаться от родительского, но каждый ложится вовремя. Ведь для ребенка совершенно естественно копировать поведение родителей.

Чем сложнее ваша ситуация с послушанием ребенка, тем больше времени займет ее исправление. Заново завоевать авторитет — дело не одного дня. Запаситесь терпением. Применяйте все методы сразу. Главное — не сходите с дистанции!

Не повторяйте сказанное

Настаивать можно лишь в том случае, когда речь идет о важных делах или здоровье ребенка. В остальных случаях не нужно повторять несколько раз одни и те же фразы. Вы сказали один раз, второй, но сын или дочь не отреагировали

Задайте себе вопрос, насколько важно то, что вы сейчас пытаетесь донести. Возможно, ребенок занят увлекательной игрой, и ваша информация ему не так интересна

Существуют действительно важные моменты, например, что нельзя обижать людей и животных. А есть менее важная информация, которая может касаться социальной или семейной жизни.

Детки могут прикинуться, что не слышат родителей, когда они чем-то увлечены. Но новая информация их наверняка заинтересует. Как правило, малыши прислушиваются к важным просьбам и аргументам, которые приводят взрослые. Если же сын или дочь постоянно делают вид, что вас не слышат, задумайтесь, не слишком ли вы их контролируете.

Что такое уважение?

Уважение – это отношение одного человека к другому. И его (уважение) нужно заслужить. Поэтому задача родителей — построить отношения в семье, где царят любовь и взаимоуважение.

Я иногда смотрю один проект на ТВ «Дорогая, мы убиваем наших детей». На мой взгляд, программа хорошая, хоть многие считают, что все играют подставные люди. Подставные это герои или нет — суть не в этом. Главное то, что ведущий психолог Дмитрий Карпачов дает дельные советы и открывает глаза взрослым на многие вопросы воспитания и взаимоотношений в семье. В том числе он рассказывает о причинах, почему дети не уважают родителей.

Так вот, ведущий часто повторяет слова о том, что если в семье возникают какие-то проблемы, значит, нужно менять не детей, а родителей.

В одной из передач мать жалуется ведущему на то, что ее взрослая дочь совсем ее не уважает. На что ведущей ей отвечает: «А за что она должна Вас уважать?» Давайте мы с вами задумаемся, может ли дочь уважать мать с ее вечными пьянками, скандалами, орами и матюками? Ведь многие взрослые считают, что их уважать нужно только за то, что они родили детей, затем одевали их и кормили. Но разве это не обязанность родителей – заботиться о своих детях?

Как говорят в народе: «Что посеешь, то пожнешь». Думаю, что эта пословица имеет прямое отношение к нашей теме. Хотите, соглашайтесь, хотите – нет, но дети как зеркало.

То есть, если дети относятся к взрослым неуважительно, значит, родители к ним относились неуважительно.

Почему дети, когда вырастают, не уважают родителей? Потому что их этому не научили! Потому что они не знают, что такое уважение!

Неизбежность последствий

За этим эффективным методом скрывается принцип неизбежности последствий. Ребенок учится отвечать за последствия своего поведения и делать выбор: или продолжить в том же духе и расплачиваться за последствия, или прекратить неподобающее поведение, избежав последствий, к которым оно приводит, да еще и заработать похвалу.

В момент начала отсчета ребенок сталкивается с необходимостью пересмотреть свое поведение и сделать выбор: продолжить или перестать. Последствия для него неизбежны и в том, и в другом случае, но они могут быть или позитивными, или негативными.

При таком подходе, когда ребенок учится выбирать и отвечать за последствия своего выбора, родитель не просто добивается разрешения какой-то конкретной ситуации, но, что гораздо важнее, создает у ребенка установку: ты сам отвечаешь за свои действия и можешь влиять на развитие ситуации, принимая правильные решения. Такой подход делает ребенка более самостоятельным, а его поведение — более зрелым и ответственным.

Когда нам не нравится поведение ребенка, но мы при этом идем у него на поводу — поддаемся на уговоры и покупаем мороженое или же используем угрозы: «Придем домой, я тебе устрою!.. Месяц у меня из дома не выйдешь!.

Три месяца в компьютер играть не будешь!..» — важно не то, что мы говорим, а то, что делаем. Если после получасового нытья все-таки покупаем игрушку, то ребенок для себя четко уясняет: «Мамины слова можно пропускать мимо ушей

Надо покапризничать, поплакать, поклянчить — и дело сделано».

Да-да, ребенок все делает ровно так, как вы его научили. Конечно, вы вовсе не этого хотели добиться, но внушили ребенку именно эту мысль.

Представьте, что вас на дороге остановил гаишник и начал сердито отчитывать: «Так, а вы видели знак? Какая там скорость? 110? Вот именно. А вы с какой скоростью ехали? Почему вы ехали 140 километров в час? Недопустимо подвергать опасности остальных участников дорожного движения!».

Так с вами никто объясняться не будет по одной простой причине: это недейственно. А вот штраф вам выпишут наверняка. И после этого гаишнику не придется ехать за вами до самого дома, чтобы проверить, соблюдаете ли вы скоростной режим, и объяснять, почему нехорошо превышать разрешенную скорость. Штраф как следствие вашего поведения вы получили, а захотите ли вы в следующий раз превышать допустимую скорость — решать вам.

Итак, принцип неотвратимости последствий эффективен и дает прекрасные результаты — и не только в деле воспитания детей.

Разные реакции на истерики ребенка

Есть одна отличная вещь в деле воспитания детей, и очень условно я её называю материнский авторитет!

Что это такое и как он помогает заставить малыша слушаться маму?

Когда ребёнок рождается, то у него включаются базовые инстинкты, и у вас как у мамы, если роды прошли без врачебных вмешательств, включается материнский инстинкт. Инстинкт – это такая вещь, которая делает уход за малышом более приятным и легким.

Посмотрите на детской площадке или в магазине, если встретите маму с коляской или с малышом – обратите внимание ЧТО она говорит:

  • Вариант 1: «Ну что ты орешь? Сейчас пойдем! Ну-ка замолчи, а то ведешь себя как попало. Мне за тебя стыдно»
  • Вариант 2: «Да я понимаю – ты устал, сейчас быстро купим и пойдем домой. Дома отдохнешь, я тебе книжку почитаю, песенку расскажу. Пожалуйста, если хочешь покричать, делай это чуть-чуть потише….»

В чем разница на Ваш взгляд?

Первые фразы ориентированы на маму и на общество, т.е. разговор идёт без учета потребностей ребёнка. А второй, наоборот – стараемся учитывать и потребности малыша, и при этом не сильно мешать другим, признавая право ребёнка на усталость, скуку, и т.д.

Почему ребенок устраивает истерики на людях, в магазине

Пятилетний Коля не умеет вести себя на людях, «истерит», капризничает, протестует, отказывается играть с детьми. Из-за этого Колина семья реже ходит в гости, чем хотелось бы, а походы в магазин стали кошмаром: мальчик может упереться как ослик и не сдвинуться с места. Если мама насильно тянет его за собой, он начинает орать на весь магазин. Когда Коля был маленьким, было легче: можно было посадить его в большую тележку и катать по всему периметру супермаркета. Теперь он подрос, стал тяжелым и несговорчивым.

Трудно складываются отношения Коли и с ребятами в детском саду. Если ему что-то не понравится, он может ударить. А может отойти к стенке и долго стоять, отвернувшись, нервно чиркая пальцем по побелке, как будто его кто-то наказал, поставил в угол.

Жалобы утомили родителей Коли. Папа обвиняет маму и бабушку: «Растет не мужик, а истеричка! Все потому, что вы его балуете!». Мама, напротив, считает, что папино отсутствие делает парня неуправляемым. «Твое равнодушие он воспринимает как благосклонность

Что бы он ни сделал, тебе все равно! Мальчику нужно внимание отца!»

Бабушка — самый терпеливый воспитатель в семье, увещевает любимого внука: «Нужно ладить с людьми, иначе тебя не возьмут ни в школу, ни на работу!». Коля смотрит на нее с непониманием.

Родительская гибкость

Психологи рекомендуют активность ребенка делить на четыре зоны дозволенности, где зеленая зона будет обозначать то, что ребенку позволяется в любом случае, он вправе, например, самостоятельно выбирать игрушки, которыми сегодня будет играть, вправе выбрать место для игры и тому подобное. Далее следует желтая зона, где что-то ребенку позволяется, но при условии выполнения какого-то задания. Например, если уроки будут сделаны, то малыш может спокойно идти гулять. Оранжевая зона — сюда будут относиться лишь некоторые исключения. Всем нам известно, что в выходные дни можно позже лечь спать или в праздник съесть шоколада больше, чем обычно. Вот такие дозволенности будут входить в оранжевую зону. И конечно, красная зона – это то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Ребенок должен четко знать обо всех запретах и никогда их не нарушать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: