Травля в школе, личные истории. как защитить ребенка от буллинга

Если разговоры не работают

Издевательства в школе не просто портят человеку всю жизнь. Они могут довести до суицида или привести к психическим расстройствам, из-за которых ребенок будет сидеть на антидепрессантах. Поэтому, если школа не защищает ребенка или не реагирует на ситуацию, нужно переходить к юридическим и правовым мерам. 

Для этого понадобятся доказательства — переписки, показания других родителей или детей, диктофонные записи разговоров, зафиксированные побои, испорченные вещи. Эмоциональную травлю, когда ребенка обзывают, распускают про него сплетни или игнорируют, — доказать сложнее, чем физическую. 

Вот что можно сделать, если не получилось решить проблему на уровне школы. 

Написать чиновникам. Отправить заявление в Управление образования по городу или области; в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора; обратиться к региональному уполномоченному по правам ребенка. 

Заявление можно писать в свободной форме. Главное — рассказать, что произошло, и приложить доказательства, которые удалось собрать. 

Чиновники рассмотрят заявление в течение 30 дней с момента получения. Они могут проверить действия учителей и школьной администрации, проконтролируют, как в школе соблюдают права учащихся и соблюдают ли вообще. Если в результате окажется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании — не способствовали решению конфликта или сами принимали в нем участие, — их привлекут к административной ответственности. 

Обратиться в НКО. Во многих регионах России действуют некоммерческие организации, которые занимаются вопросами травли в школах. Они помогают разобраться в проблеме и предлагают эффективные способы ее решения. Еще в НКО подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении в прокуратуру. 

Написать в полицию и прокуратуру. Если ребенок приходит домой с царапинами, синяками, ссадинами, ожогами и другими травмами, лучше обратиться в полицию и прокуратуру. 

Прокуратура тоже следит за соблюдением Закона об образовании. В нем сказано, что школа должна обеспечить безопасность ребенку на время обучения. 

В полицию нужно обращаться, если здоровью ребенка причинен вред средней тяжести и выше. Полиция проведет расследование и решит, надо ли возбуждать уголовное дело. 

Привлечь внимание общественности. Написать посты в соцсетях, обратиться к журналистам

Предание огласке может ускорить решение проблемы. 

Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье

Почему дети молчат

Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше. 

Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей. 

Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что: 

  • запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит; 
  • не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо; 
  • думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
  • стесняется признаться, что не справляется сам;
  • винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает; 
  • боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров; 
  • поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков. 

Ребенок может молчать об издевательствах по разным причинам, поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в его поведении

Костя, 28 лет:

— У меня была хорошая семья, родители редко ругались и всегда заботились обо мне. Мама вязала на заказ, папа работал на заводе.

В младших классах я носил брекеты и в целом был неуклюжим, поэтому меня дразнили, но родители поддерживали меня. А еще у меня были друзья во дворе, поэтому я не сильно переживал.

Когда мне было 10 лет, отец ушел куда-то и не вернулся. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Мама была не в себе, я чувствовал себя потерянным и замкнулся. Все учителя знали, что произошло, но никому в классе не рассказали, пошли сплетни, что отец нас бросил и ушел к любовнице. 

Меня перестали дразнить кривозубым, но начали травить: отбирать сумку, бить, если сопротивлялся, оскорблять и называть нытиком. Иногда рядом с этими обидчиками были друзья со двора, но они просто молча смотрели. А потом тоже стали издеваться надо мной. 

Учителя знали об этом, но игнорировали. Школьный психолог спрашивал, как дела, не обижает ли меня кто, но я ничего не рассказывал, и он просто перестал вызывать меня к себе. 

Я не выходил гулять, начал заикаться, мог заплакать на уроке в 9‑м классе — не рыдать, но пустить слезу, когда учитель ругала за то, что я плохо написал контрольную. Я стал двоечником, а учителя только подливали масла в огонь: говорили при всех, что я совсем от рук отбился и что у меня нет будущего. Исчезновение отца сильно подкосило маму, а еще она работала на двух работах, поэтому ей было не до моих проблем в школе. 

Я вырос изгоем и очень зол на всех. Никогда не был на встрече выпускников и продолжаю ненавидеть учителей и одноклассников. 

Школа закончится, но последствия травли никуда не денутся. Если ребенку вовремя не помогли справиться с проблемой, он вырастет неуверенным в себе, будет страдать от депрессии или аутоагрессивного поведения — будет вымещать агрессию на самом себе. 

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Ещё по этой теме


Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия

Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит»

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило, конформные*, — замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе».

Особенности современного буллинга

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Что нельзя говорить

  1. «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чем ребенок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других,недостатки. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков.
  2. «Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство,не реагировать на такое нельзя.
  3. «Дай им сдачи». Рискованный совет,который ставит под угрозу здоровье ребенка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться,травля только усиливается.
  4. «Что вы делаете,ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех,кто травит,объясняя,что жертве плохо. Так вы только докажете,что жертва слабая,а обидчики — сильные.

Мама и ребенок лепят снеговика.

Михаил Хаустов

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

  • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
  • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
  • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
  • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
  • Слишком заниженная самооценка
  • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
  • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
  • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
  • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

Профилактика буллинга

Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.

Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:

  • «Чучело» Ролана Быкова;
  • «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
  • «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
  • «Садист» Ларри Кларка;
  • «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.

Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.

В травле участвуют не злодеи и монстры, а обычные люди

Екатерина Шульман, политолог, член Совета по правам человека при президента РФ, участник проекта ТравлиNET

Вот уже два года я участвую в проекте ТравлиNET. Травля — очень популярный сейчас термин. За ним скрываются закономерности, которые работают как на школьном уровне, так и на уровне социаума в целом.

Для того, чтобы конфликт стал травлей, необходимы два условия. Первое – это замкнутое пространство, откуда жертва не может уйти. По крайней мере, ей не вырваться оттуда без поддержки. Это, к примеру, общежитие, тюрьма, школа, детский дом. И второе: наличие у травящих силового ресурса либо апелляция к нему.

Я вижу довольно большое сходство между школьной травлей и домашним насилием. И то, и другое развивается в закрытых системах, и сама их приватность представляет собой почву, на которой может развиваться насилие. И то, и другое — это системные процессы со своей динамикой, а не разовые эпизоды. И самое печальное – эти процессы могут стремительно нарастать: казалось бы, какие-то «мелочи» (не так посмотрел, не то сказал) быстро приводят к убийству и суициду.

Это делает работу по профилактике травли и насилия чрезвычайно сложной. И там, и там участвуют не злодеи и монстры, не люди, поврежденные умом, а те, кто в другой обстановке ведут себя совершенно адекватно.

Мы все знаем, что те, кто был когда-то участником травли, вырастают и становятся нормальными людьми. А родители этих детей даже в момент самой травли искренне убеждены, что их ребенок не способен обидеть и муху. В общем, это предотвратимые и излечимые вещи. Но, еще раз подчеркну, что путь от ерундового повода до тяжких преступлений может быть довольно коротким.

Да, мы имеем дело со сложным социально-психологическим феноменом. Мы постоянно проходим между Сциллой и Харибдой: «оставьте все в покое, это дело семьи, дети просто так играют» – это наша Сцилла. А Харибда – «давайте все регламентируем, установим круглосуточные камеры видеонаблюдения и наведем в школе жесткий порядок».

Еще никто не изобрел универсального средства против травли. Нет ни одного общества, которое избавилось бы от этой проблемы полностью. Нет рецепта, который можно скопировать и полностью излечиться от этой напасти.

Из этого, правда, не следует, что так было и будет всегда. Действительно, буллинг питается некоторыми изначально присущими человеку качествами. Но много и других ужасных и жестоких черт было когда-то присуще человеческому обществу, но постепенно мы все же с ними распрощались. В истреблении этого комплексного явления должны участвовать все – учителя, родители, школьники, социальные педагоги. Никто не должен оставаться в стороне.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»)

Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) — весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем,
кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе
    смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и
    сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Буллинг: как остановить травлю

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с
психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО.
Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не
предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

При физическом насилии
необходимо:

Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье,
испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление
образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.

Что могу сделать лично я?

Способность постоять за себя никто не отменял. Показав один раз, что вас не стоит трогать, обидчики с большей вероятностью отстанут от вас. Не обязательно «размахивать кулаками», можно просто попытаться игнорировать травлю в школе, если она не выходит за рамки терпимого. Зачастую если обидчик не видит реакции жертвы, ему неинтересно дальше дразнить ее.

Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Обязательно расскажите о том, что с вами происходит, близкому вам человеку – родителям, друзьям, учителям

Окружающим важно знать, что вы в беде, иначе они не смогут вам помочь. Обидчик же, зная, что жертва в одиночку справляется со своей проблемой, будет нападать снова и снова с большой вероятностью. 

Подведём итоги того, что нужно делать, если вы столкнулись с токсичностью в школе:

1. Не нужно терпеть, если пара дней игнорирования не помогает делу! Поговорите о проблеме с преподавателями.

2. Обязательно поговорите с родителями – они всегда вам помогут и будут на вашей стороне. 

3. Обратесь к классному руководителю, если вы ему доверяете.

4. Развивайте в себе сильную личность. Однако не нужно терпеть издевательства слишком долго: если у вас не получается справиться с проблемой самостоятельно, нет ничего позорного в том, чтобы обратиться за помощью.

5. Смените школу. Если вы думаете, что это не способ решения проблемы, то это не совсем так: со стороны может показаться, будто вы убегаете от проблем, но на самом деле вы создаете себе комфортные условия жизни и учебы. К этому стремится любой человек.

Это основные способы избавиться от травли в школе как со стороны взрослых, так и детей. Не позволяйте другим людям обижать вас, потому что никто не заслуживает неуважительного и жестокого обращения к себе. 

Если ваш ребенок рассказал вам о травле

1) Выслушайте ребенка и покажите, что понимаете его точку зрения 

Это самое важное, что вы должны сделать. Признайте, что ситуация сложная, и покажите, что вы видите, как ему тяжело

Предложите эмоциональную поддержку («Ты, должно быть, сильно разозлился», «Понимаю, почему ты расстроился»). Это поможет ребенку не сомневаться, что вы действительно слушаете его и понимаете, о чем он рассказывает.

Ваша реакция на его слова имеет решающее значение, поскольку она влияет на степень его откровенности с вами не только в настоящий момент, но и в других трудных ситуациях в будущем.

Старайтесь избегать поспешных решений, иначе ребенок может сделать вывод, что вы недостаточно серьезно отнеслись к его рассказу. Попытайтесь не расстраиваться и не злиться: он может подумать, что ситуация слишком сложна и выход найти невозможно. Следите за собственными мыслями и чувствами, контролируйте свои эмоции и поведение и сохраняйте спокойствие.

2) Поговорите с ребенком о случаях травли 

Соберите всю информацию о том, где произошел инцидент, что предшествовало ему и что случилось после. Если ребенок очень расстроен, вам, возможно, придется отложить разговор до другого раза.

Старайтесь, чтобы ваша беседа не напоминала допрос, используйте открытые вопросы и просите ребенка проанализировать свою и чужую точки зрения на произошедшее.

Попытайтесь во время разговора вести запись ключевых фактов незаметно для ребенка. Если вы сочтете, что он прежде всего нуждается в утешении, успокойте его, а заметки сделайте сразу же после разговора.

3) Подбодрите ребенка 

Заверьте ребенка, что вы поддерживаете его. Этот посыл следует подкреплять и словами, и поведением (отложите дела, сядьте рядом с ним и внимательно слушайте).

4) Пообещайте ребенку, что ничего не станете предпринимать, не обсудив с ним свои действия 

Старайтесь согласовывать с ребенком свои последующие действия, хотя в некоторых случаях вы, возможно, сочтете, что нужно сделать шаг, который ему не понравится, — например, рассказать учителю о ситуации, угрожающей его безопасности или безопасности других детей. Однако постарайтесь убедить его, что в данном случае это необходимо, и объясните причины своего решения.

Какая должна быть реакция взрослых

К сожалению, многие взрослые школьную травлю считают обычным делом. При этом говоря, что ребёнок должен уметь за себя постоять, быть сильным, и, вообще, дети есть дети и сами разберутся

Не обращать внимание в данном случае худшее, что вы можете сделать

Если вы чувствуете, что такое происходит с вашим ребёнком вы должны:

  • Поговорить с ним и выяснить что конкретно происходит. Если в вашей семье принято делиться проблемами и поддерживать друг друга, то ваш ребёнок расскажет все как есть.
  • Дети склонны преувеличивать, поэтому надо разобраться в ситуации: действительно ли это травля или у ребёнка просто нет друзей, он не может найти с кем-то общий язык, но в целом отношения нормальные в коллективе.
  • Идти к педагогу и разговаривать с ним. Увы, очень часто такие ситуации происходят с молчаливого согласия педагогов и с его «лёгкой» подачи. Пары раз унизительных замечаний в адрес ребёнка достаточно и почва для буллинга готова. К сожалению, многие учителя не поддерживают того, на кого направлена травля. Эффект толпы в этом случае срабатывает отлично. Раз большинство не принимает ребёнка, то педагог автоматически занимает их сторону: «он не такой как все… он не правильно себя ведёт… ну он же должен находить общий язык с коллективом…» так вот, не жертва виновата в насилии. Каким бы замечательным ни был ребёнок, какие бы у него ни были оценки, успехи и достижения зачинщики травли всегда найдут что не так с ним. Он может быть самым умным учеником в классе и именно это будет причиной.

Педагог должен взять на себя ответственность. Если происходит действительно травля ребёнка и в этом участвует большая часть класса, то в данном случае работа с родителями и с каждым зачинщиком по отдельности неэффективна абсолютно. Ведь все дело не только в
самих детях лидерах, а в стиле поведения всей группы. И не дети зачинщики не виноваты в своих действиях, особенно, если говорить о младших классах. Вся ответственность лежит на взрослых. На родителях — ребёнка с самого детства учили защищаться, быть лидером, а,
возможно, в семье не простые отношения. Но все это не направляет инстинкты в нужное русло. На учителе — закрывал глаза на происходящее, обвинял ребёнка жертву в том, что сам виноват, нередко, педагог косвенно сам является зачинщиком. Поэтому необходима работа школьного психолога со всей группой детей и педагогом. Школа должна взять на себя ответственность за происходящее, потому как задача школы обеспечить ребёнку спокойное, безопасное нахождение в её стенах.

Если педагог не встаёт на вашу сторону или не в состоянии решить эту проблему, идите выше к руководству школы.

Покажите всеми доступными способами, что вы на стороне ребёнка и готовы ему помочь. Боритесь вместе. Не предлагайте ему потерпеть этот сложный период. Это тоже самое, что расписаться в своей беспомощности.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе — с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения

Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее)

Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками

Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий — от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать
Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации
Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: