Если разговоры не работают
Издевательства в школе не просто портят человеку всю жизнь. Они могут довести до суицида или привести к психическим расстройствам, из-за которых ребенок будет сидеть на антидепрессантах. Поэтому, если школа не защищает ребенка или не реагирует на ситуацию, нужно переходить к юридическим и правовым мерам.
Для этого понадобятся доказательства — переписки, показания других родителей или детей, диктофонные записи разговоров, зафиксированные побои, испорченные вещи. Эмоциональную травлю, когда ребенка обзывают, распускают про него сплетни или игнорируют, — доказать сложнее, чем физическую.
Вот что можно сделать, если не получилось решить проблему на уровне школы.
Написать чиновникам. Отправить заявление в Управление образования по городу или области; в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора; обратиться к региональному уполномоченному по правам ребенка.
Заявление можно писать в свободной форме. Главное — рассказать, что произошло, и приложить доказательства, которые удалось собрать.
Чиновники рассмотрят заявление в течение 30 дней с момента получения. Они могут проверить действия учителей и школьной администрации, проконтролируют, как в школе соблюдают права учащихся и соблюдают ли вообще. Если в результате окажется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании — не способствовали решению конфликта или сами принимали в нем участие, — их привлекут к административной ответственности.
Обратиться в НКО. Во многих регионах России действуют некоммерческие организации, которые занимаются вопросами травли в школах. Они помогают разобраться в проблеме и предлагают эффективные способы ее решения. Еще в НКО подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении в прокуратуру.
Написать в полицию и прокуратуру. Если ребенок приходит домой с царапинами, синяками, ссадинами, ожогами и другими травмами, лучше обратиться в полицию и прокуратуру.
Прокуратура тоже следит за соблюдением Закона об образовании. В нем сказано, что школа должна обеспечить безопасность ребенку на время обучения.
В полицию нужно обращаться, если здоровью ребенка причинен вред средней тяжести и выше. Полиция проведет расследование и решит, надо ли возбуждать уголовное дело.
Привлечь внимание общественности. Написать посты в соцсетях, обратиться к журналистам
Предание огласке может ускорить решение проблемы.
Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье
Почему дети молчат
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.
Ребенок может молчать об издевательствах по разным причинам, поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в его поведении
Костя, 28 лет:
— У меня была хорошая семья, родители редко ругались и всегда заботились обо мне. Мама вязала на заказ, папа работал на заводе.
В младших классах я носил брекеты и в целом был неуклюжим, поэтому меня дразнили, но родители поддерживали меня. А еще у меня были друзья во дворе, поэтому я не сильно переживал.
Когда мне было 10 лет, отец ушел куда-то и не вернулся. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Мама была не в себе, я чувствовал себя потерянным и замкнулся. Все учителя знали, что произошло, но никому в классе не рассказали, пошли сплетни, что отец нас бросил и ушел к любовнице.
Меня перестали дразнить кривозубым, но начали травить: отбирать сумку, бить, если сопротивлялся, оскорблять и называть нытиком. Иногда рядом с этими обидчиками были друзья со двора, но они просто молча смотрели. А потом тоже стали издеваться надо мной.
Учителя знали об этом, но игнорировали. Школьный психолог спрашивал, как дела, не обижает ли меня кто, но я ничего не рассказывал, и он просто перестал вызывать меня к себе.
Я не выходил гулять, начал заикаться, мог заплакать на уроке в 9‑м классе — не рыдать, но пустить слезу, когда учитель ругала за то, что я плохо написал контрольную. Я стал двоечником, а учителя только подливали масла в огонь: говорили при всех, что я совсем от рук отбился и что у меня нет будущего. Исчезновение отца сильно подкосило маму, а еще она работала на двух работах, поэтому ей было не до моих проблем в школе.
Я вырос изгоем и очень зол на всех. Никогда не был на встрече выпускников и продолжаю ненавидеть учителей и одноклассников.
Школа закончится, но последствия травли никуда не денутся. Если ребенку вовремя не помогли справиться с проблемой, он вырастет неуверенным в себе, будет страдать от депрессии или аутоагрессивного поведения — будет вымещать агрессию на самом себе.
Влияние семьи и учителей
Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.
Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.
Ещё по этой теме
Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости
Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.
Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом
Причины буллинга
Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:
- привлечение внимания;
- демонстрация силы;
- утаивание неуверенности и страхов;
- удовлетворение потребности во власти и доминировании.
Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.
Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:
- Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
- Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
- Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
- Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.
Это не детская проблема
Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.
Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.
Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.
«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия
Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит»
Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.
Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».
«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило, конформные*, — замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе».
Особенности современного буллинга
Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».
К другим особенностям буллинга в наши дни относится:
- В средних и старших классах распространена косвенная травля.
- Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
- Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
- Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
- 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
- Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.
Что нельзя говорить
- «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чем ребенок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других,недостатки. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков.
- «Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство,не реагировать на такое нельзя.
- «Дай им сдачи». Рискованный совет,который ставит под угрозу здоровье ребенка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться,травля только усиливается.
- «Что вы делаете,ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех,кто травит,объясняя,что жертве плохо. Так вы только докажете,что жертва слабая,а обидчики — сильные.
Мама и ребенок лепят снеговика.
Михаил Хаустов
Причины издевательств в школе
Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.
Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?
Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.
Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:
- Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
- Или наоборот — подросток часто пропускает школу
- Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
- Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
- Слишком заниженная самооценка
- Подростка можно описать как «типичный тихоня»
- Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
- Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
- Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
- «Чучело» Ролана Быкова;
- «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
- «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
- «Садист» Ларри Кларка;
- «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
В травле участвуют не злодеи и монстры, а обычные люди
Екатерина Шульман, политолог, член Совета по правам человека при президента РФ, участник проекта ТравлиNET
Вот уже два года я участвую в проекте ТравлиNET. Травля — очень популярный сейчас термин. За ним скрываются закономерности, которые работают как на школьном уровне, так и на уровне социаума в целом.
Для того, чтобы конфликт стал травлей, необходимы два условия. Первое – это замкнутое пространство, откуда жертва не может уйти. По крайней мере, ей не вырваться оттуда без поддержки. Это, к примеру, общежитие, тюрьма, школа, детский дом. И второе: наличие у травящих силового ресурса либо апелляция к нему.
Я вижу довольно большое сходство между школьной травлей и домашним насилием. И то, и другое развивается в закрытых системах, и сама их приватность представляет собой почву, на которой может развиваться насилие. И то, и другое — это системные процессы со своей динамикой, а не разовые эпизоды. И самое печальное – эти процессы могут стремительно нарастать: казалось бы, какие-то «мелочи» (не так посмотрел, не то сказал) быстро приводят к убийству и суициду.
Это делает работу по профилактике травли и насилия чрезвычайно сложной. И там, и там участвуют не злодеи и монстры, не люди, поврежденные умом, а те, кто в другой обстановке ведут себя совершенно адекватно.
Мы все знаем, что те, кто был когда-то участником травли, вырастают и становятся нормальными людьми. А родители этих детей даже в момент самой травли искренне убеждены, что их ребенок не способен обидеть и муху. В общем, это предотвратимые и излечимые вещи. Но, еще раз подчеркну, что путь от ерундового повода до тяжких преступлений может быть довольно коротким.
Да, мы имеем дело со сложным социально-психологическим феноменом. Мы постоянно проходим между Сциллой и Харибдой: «оставьте все в покое, это дело семьи, дети просто так играют» – это наша Сцилла. А Харибда – «давайте все регламентируем, установим круглосуточные камеры видеонаблюдения и наведем в школе жесткий порядок».
Еще никто не изобрел универсального средства против травли. Нет ни одного общества, которое избавилось бы от этой проблемы полностью. Нет рецепта, который можно скопировать и полностью излечиться от этой напасти.
Из этого, правда, не следует, что так было и будет всегда. Действительно, буллинг питается некоторыми изначально присущими человеку качествами. Но много и других ужасных и жестоких черт было когда-то присуще человеческому обществу, но постепенно мы все же с ними распрощались. В истреблении этого комплексного явления должны участвовать все – учителя, родители, школьники, социальные педагоги. Никто не должен оставаться в стороне.
В самом начале травли
Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»)
Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) — весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны
Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».
Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.
Как бороться с буллингом в школе?
Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.
Тем,
кого травят
Как НЕ НАДО делать:
- Агрессивно спорить или отвечать тем же;
- Угрожать буллеру;
- Делать вид, что тебе всё равно или что тебе
смешно, когда это не так; - Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.
Как НАДО делать:
- Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
- Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
- Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и
сам(а) о них знаю»); - Разрешить так думать («Это твоё мнение»).
Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.
Буллинг: как остановить травлю
Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе
В первую очередь поговорить с
психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО.
Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не
предъявлять претензии.
Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).
При физическом насилии
необходимо:
Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье,
испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление
образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.
Что могу сделать лично я?
Способность постоять за себя никто не отменял. Показав один раз, что вас не стоит трогать, обидчики с большей вероятностью отстанут от вас. Не обязательно «размахивать кулаками», можно просто попытаться игнорировать травлю в школе, если она не выходит за рамки терпимого. Зачастую если обидчик не видит реакции жертвы, ему неинтересно дальше дразнить ее.
Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Обязательно расскажите о том, что с вами происходит, близкому вам человеку – родителям, друзьям, учителям
Окружающим важно знать, что вы в беде, иначе они не смогут вам помочь. Обидчик же, зная, что жертва в одиночку справляется со своей проблемой, будет нападать снова и снова с большой вероятностью.
Подведём итоги того, что нужно делать, если вы столкнулись с токсичностью в школе:
1. Не нужно терпеть, если пара дней игнорирования не помогает делу! Поговорите о проблеме с преподавателями.
2. Обязательно поговорите с родителями – они всегда вам помогут и будут на вашей стороне.
3. Обратесь к классному руководителю, если вы ему доверяете.
4. Развивайте в себе сильную личность. Однако не нужно терпеть издевательства слишком долго: если у вас не получается справиться с проблемой самостоятельно, нет ничего позорного в том, чтобы обратиться за помощью.
5. Смените школу. Если вы думаете, что это не способ решения проблемы, то это не совсем так: со стороны может показаться, будто вы убегаете от проблем, но на самом деле вы создаете себе комфортные условия жизни и учебы. К этому стремится любой человек.
Это основные способы избавиться от травли в школе как со стороны взрослых, так и детей. Не позволяйте другим людям обижать вас, потому что никто не заслуживает неуважительного и жестокого обращения к себе.
Если ваш ребенок рассказал вам о травле
1) Выслушайте ребенка и покажите, что понимаете его точку зрения
Это самое важное, что вы должны сделать. Признайте, что ситуация сложная, и покажите, что вы видите, как ему тяжело
Предложите эмоциональную поддержку («Ты, должно быть, сильно разозлился», «Понимаю, почему ты расстроился»). Это поможет ребенку не сомневаться, что вы действительно слушаете его и понимаете, о чем он рассказывает.
Ваша реакция на его слова имеет решающее значение, поскольку она влияет на степень его откровенности с вами не только в настоящий момент, но и в других трудных ситуациях в будущем.
Старайтесь избегать поспешных решений, иначе ребенок может сделать вывод, что вы недостаточно серьезно отнеслись к его рассказу. Попытайтесь не расстраиваться и не злиться: он может подумать, что ситуация слишком сложна и выход найти невозможно. Следите за собственными мыслями и чувствами, контролируйте свои эмоции и поведение и сохраняйте спокойствие.
2) Поговорите с ребенком о случаях травли
Соберите всю информацию о том, где произошел инцидент, что предшествовало ему и что случилось после. Если ребенок очень расстроен, вам, возможно, придется отложить разговор до другого раза.
Старайтесь, чтобы ваша беседа не напоминала допрос, используйте открытые вопросы и просите ребенка проанализировать свою и чужую точки зрения на произошедшее.
Попытайтесь во время разговора вести запись ключевых фактов незаметно для ребенка. Если вы сочтете, что он прежде всего нуждается в утешении, успокойте его, а заметки сделайте сразу же после разговора.
3) Подбодрите ребенка
Заверьте ребенка, что вы поддерживаете его. Этот посыл следует подкреплять и словами, и поведением (отложите дела, сядьте рядом с ним и внимательно слушайте).
4) Пообещайте ребенку, что ничего не станете предпринимать, не обсудив с ним свои действия
Старайтесь согласовывать с ребенком свои последующие действия, хотя в некоторых случаях вы, возможно, сочтете, что нужно сделать шаг, который ему не понравится, — например, рассказать учителю о ситуации, угрожающей его безопасности или безопасности других детей. Однако постарайтесь убедить его, что в данном случае это необходимо, и объясните причины своего решения.
Какая должна быть реакция взрослых
К сожалению, многие взрослые школьную травлю считают обычным делом. При этом говоря, что ребёнок должен уметь за себя постоять, быть сильным, и, вообще, дети есть дети и сами разберутся
Не обращать внимание в данном случае худшее, что вы можете сделать
Если вы чувствуете, что такое происходит с вашим ребёнком вы должны:
- Поговорить с ним и выяснить что конкретно происходит. Если в вашей семье принято делиться проблемами и поддерживать друг друга, то ваш ребёнок расскажет все как есть.
- Дети склонны преувеличивать, поэтому надо разобраться в ситуации: действительно ли это травля или у ребёнка просто нет друзей, он не может найти с кем-то общий язык, но в целом отношения нормальные в коллективе.
- Идти к педагогу и разговаривать с ним. Увы, очень часто такие ситуации происходят с молчаливого согласия педагогов и с его «лёгкой» подачи. Пары раз унизительных замечаний в адрес ребёнка достаточно и почва для буллинга готова. К сожалению, многие учителя не поддерживают того, на кого направлена травля. Эффект толпы в этом случае срабатывает отлично. Раз большинство не принимает ребёнка, то педагог автоматически занимает их сторону: «он не такой как все… он не правильно себя ведёт… ну он же должен находить общий язык с коллективом…» так вот, не жертва виновата в насилии. Каким бы замечательным ни был ребёнок, какие бы у него ни были оценки, успехи и достижения зачинщики травли всегда найдут что не так с ним. Он может быть самым умным учеником в классе и именно это будет причиной.
Педагог должен взять на себя ответственность. Если происходит действительно травля ребёнка и в этом участвует большая часть класса, то в данном случае работа с родителями и с каждым зачинщиком по отдельности неэффективна абсолютно. Ведь все дело не только в
самих детях лидерах, а в стиле поведения всей группы. И не дети зачинщики не виноваты в своих действиях, особенно, если говорить о младших классах. Вся ответственность лежит на взрослых. На родителях — ребёнка с самого детства учили защищаться, быть лидером, а,
возможно, в семье не простые отношения. Но все это не направляет инстинкты в нужное русло. На учителе — закрывал глаза на происходящее, обвинял ребёнка жертву в том, что сам виноват, нередко, педагог косвенно сам является зачинщиком. Поэтому необходима работа школьного психолога со всей группой детей и педагогом. Школа должна взять на себя ответственность за происходящее, потому как задача школы обеспечить ребёнку спокойное, безопасное нахождение в её стенах.
Если педагог не встаёт на вашу сторону или не в состоянии решить эту проблему, идите выше к руководству школы.
Покажите всеми доступными способами, что вы на стороне ребёнка и готовы ему помочь. Боритесь вместе. Не предлагайте ему потерпеть этот сложный период. Это тоже самое, что расписаться в своей беспомощности.
Если ребёнок подвергается травле
Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе — с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения
Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.
Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее)
Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками
Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий — от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать
Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации
Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.