Старший ребенок в семье: роль и проблемы

Почему воспитание братьев и сестер не может стать домашней обязанностью?

Казалось бы – если можно обязать ребенка мыть посуду после ужина, почему нельзя заменить эту «повинность» на уход за малышом, например, на ежедневную прогулку, которая отнимет столько же сил и времени? Нельзя, потому что воспитание ребенка требует расходования еще одного важного ресурса – эмоционального. Нужно быть терпеливым, но настойчивым

Непосредственным, но бдительным. Строгим, но снисходительным. Наконец, нужно смотреть на своего ребенка глазами любви, как бы ни пафосно это звучало.

Между тем, далеко не каждый подросток обладает нужными морально-этическими качествами, чтобы самостоятельно заботиться о ребенке. «Незрел как личность» — звучит опять-таки пафосно, но чертовски верно! Не говоря уж о том, что, в отличие от родителей, ребенок вовсе не обязан любить своих братьев и сестер. Их появление на свет – это не его решение, не его выбор, и гораздо чаще, чем кажется, старший сын или дочка равнодушны к младшим детям в семье.

Это посуде все равно, с каким настроением ее моют. Ребенку же, который ежедневно чувствует себя нежеланным и навязанным, небезразлично, с каким настроением с ним гуляют.

Помощник или заместитель?

Разумеется, никто не говорит о том, что нельзя попросить ребенка о помощи, напротив, делать это можно и нужно. Но в чем отличительный признак помощи? В том, что она оказывается эпизодически, «по ситуации». Присмотреть за малышом, пока вы отвечаете на телефонный звонок; забрать сестренку из детского сада, потому что у вас важная встреча; помочь братику-первокласснику с уроками, потому что вы плохо себя чувствуете.

Как только такая помощь начинает оказываться на регулярной основе, она превращается в обязанность. У каждого ребенка есть домашние обязанности – их сложность и объем увеличиваются по мере его взросления. Если пятилетка должен только убрать свои игрушки перед сном, то старшеклассник уже полноценно участвует во всех домашних делах, а какие-то, например уборка, могут быть поручены ему целиком.

«Места» старших и младших детей между собой

Но между детьми в семье существует своя иерархия. Старшие имеют преимущества перед младшими, так как появились на свет раньше. В чем это может проявляться?

Старшие братья и сестры могут оказывать помощь младшим, причем не ожидая взамен «благодарности». Просто отдавать, вернее, передавать младшему все то, чем может поделиться старший. Эта помощь идет без нравоучений и передается без ожиданий. Если, конечно, есть что «передавать».

Иногда старшие братья/сестры в своей помощи бывают так усердны, что «сходят» со своего места – места ребенка, «перескакивая» при этом на родительское место, что тоже немыслимо.

В свою очередь младшие дети не имеют тех преимуществ, как старшие братья и сестры. Преимущества старших перед младшими заключаются в том, что они раньше по времени вошли в систему, значит они взрослее, опытнее, мудрее, ответственнее и так далее. Хотя младшим часто кажется, что они лучше, ловчее, смекалистее. В каких-то сферах жизни это так и бывает, но по отношению к старшим они всегда будут оставаться меньше.

«Меньше», это не значит ничтожнее, «меньше» — это скромнее и на своем месте.

Жизни «учить» могут только родители, только у них есть на это право. Сестры или братья не могут «учить» жизни ни младших, ни старших. Могут ли они советовать брату или сестре, как тем лучше жить? Старшие могут, младшие – нет.

Что могут делать младшие? Выслушивать, быть рядом, но «не раздавать» советы. Могут ли они помогать материально, когда старшим реально тяжело. Могут, если старший брат или сестра об этом просят, сами просят, с условием возврата этого материального блага. Хотя здесь могут быть исключения.

Часто младшие дети, из лучших побуждений и своей «большой» любви к ближнему, тоже сходят со своего места и начинают помогать старшим, когда те их даже не просят. Где они оказываются в этом случае? Они начинают занимать место своих родителей, что немыслимо и имеет далеко идущие последствия – не лучшие последствия.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Члены семьи в семейном праве. Кто входит в состав семьи по Семейному кодексу

Justice pro

В законодательстве существуют специальные нормы для лиц, являющихся или признанных членами семьи

Поэтому важно знать, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу с юридической точки зрения. В статье расскажем о понятии «члены семьи» в семейном праве, ответим на часто задаваемые вопросы по данной теме

Члены семьи по законодательству

Следует различать понятия «члены семьи» и «близкие родственники» (в последнем случае важна степень родства), а также понятие «взаимозависимые лица». Отметим, что по Жилищному кодексу (при определении членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов семьи собственника жилого помещения), закону «О статусе военнослужащих», Семейному кодексу членами семьи могут признаваться разные лица.

!!! Состав семьи может быть определяться другими нормативными актами (в зависимости от установленных этими нормативными актами целей).

Необходимость узнать, кто относится к членам семьи по семейному законодательству, может возникнуть, например, при дарении между близкими людьми. Дело в том, что от налогообложения освобождаются доходы в виде недвижимости (дома, квартиры и т.д.), автомобилей при дарении между близкими родственниками и членами семьи согласно Семейному кодексу РФ (при дарении денег между физическими лицами обязанность заплатить налог не возникает независимо от того являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками).

Члены семьи по Семейному кодексу

Выясним, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу. Список лиц, которые являются членами семьи, дается в статье 2 СК РФ, посвященной отношениям, регулируемым семейным законодательством.

Членами семьи являются:

  • супруги,
  • родители и дети (усыновители и усыновленные).

Признание членом семьи в семейном праве

Даже если близкий человек не входит в список членов семьи по Семейному кодексу, есть возможность признать его таковым в судебном порядке. Системное толкование положений Семейного кодекса РФ позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Признание гражданина членом семьи возможно судом в порядке особого производства.

Так, если даритель и одаряемый (например, мачеха и падчерица) признаются судом членами семьи, доход в виде подаренного недвижимого имущества освобождается от налогообложения (Письмо Минфина от 29 мая 2013 г. N 03-04-05/19591).

В состав членов семьи по Семейному кодексу включены супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные

Ответим на вопросы, которые часто задаются по поводу состава семьи согласно Семейному кодексу.

Является ли бабушка членом семьи в семейном праве

Бабушка не приходится внуку членом семьи, но относится к его близким родственникам.

Является ли членом семьи совершеннолетний ребенок

По Семейному кодексу ребенок признается членом семьи независимо от его возраста (Закон «О статусе военнослужащих» на вопрос «являются ли взрослые дети членами семьи» отвечает иначе)

Является ли брат членом семьи

Братья и сестры в семейном праве не приходятся друг другу членами семьи, но признаются близкими родственниками.

Являются ли родители членами семьи

Да, мать и отец входят в состав семьи по Семейному кодексу.

Считается ли бывший супруг членом семьи

Согласно семейному законодательству членами семьи признаются супруги, т.е. лица, между которыми заключен брак в органах записи актов гражданского состояния. Бывшая жена или бывший муж, а также гражданский супруг не является членом семьи.

Из статьи Вы узнали, кто входит в состав семьи по Семейному кодексу. Супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные признаются членами семьи в семейном праве. Однако судом в порядке особого производства возможно признание гражданина членом семьи.

Опубликовал:

Раленко Антон Андреевич

Москва 2019

Опубликовано в рубрике Защита прав в сфере семьи и брака, Защита прав граждан-физических лиц, Защита прав потребителей, Защита прав собственников, Защита прав трудящихся, Налоги, Налоговый вычет, Общественная деятельность, Юридическая помощь на безвозмездной основе Метки: близкие родственники, возврат налога, дар, дарение, даритель, дарственная, договор дарения, налог, налоги, Налоговая, налоговая декларация, налоговая инспекция, налоговый вычет, налоговый инспектор, налоговый кодекс, налоговый консультант, налогоплательщик, одаряемый, подоходный налог, род, родственники, родство, семейное право, семья, степень родства, члены семьи

Перераспределение чувств

Кто «выбирает» для своих детей такую разницу в возрасте? По большей части родители, для которых рождение первого ребенка было не вполне осознанным. Нет, они были ему рады и занимались воспитанием ответственно, но просто… слишком рано он родился, не дав родителям возможности насладиться свободой и обществом исключительно друг друга. И поэтому как бы вы его ни любили, но из вариантов: провести выходной с ребенком или отправить его к бабушке — чаще выбирали второй. А вот сейчас родители стали готовы к появлению ребенка по-настоящему. Захотелось держать маленького человечка на руках, баюкать его и возить в коляске. Захотелось им заниматься. Только он-то уже вырос…

Так в чем же проблема? Только в том, что ко второму ребенку чувства совершенно другие. И можно сколько угодно говорить про то, что «мы вас любим, но — по-своему», разница эмоций все равно улавливается. Особенно если родители сами подчеркивают то, насколько другим им кажется воспитание сейчас. «Я могу часами гулять с ребенком, а раньше этого не ценила», «Буду кормить грудью, сколько получится, с первым не могла себе этого позволить», «Нет, бабушкам мы не очень доверяем, этого ребенка сами вырастим» — все эти фразы не звучат обидно. Они просто показывают старшему, какая она бывает — любовь родителей к своему ребенку. А ему, видимо, просто не повезло… Постарайтесь избежать таких разграничений в отношениях — ведь со временем это может привести к полному отчуждению. И на взрослой жизни старшего ребенка скажется очень негативно — дети, не получившие маминой ласки в полном объеме, становятся очень требовательными и эгоистичными взрослыми.

Воспитание единственного ребенка

Единственный ребенок в семье — его позиция в семье самая трудная, поскольку с одной стороны, необходимо уметь принимать заботу, любовь и безоговорочное восхищение родителей и близких людей, с другой стороны – это самая выгодная позиция в плане ресурсов (материальных и нематериальных). Все усилия родителей по воспитанию и взращиванию направлены на одного ребенка, единственного в своей семье. Да и после смерти родителей не придется ни с кем делить наследство.

Также единственные дети имеют более высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в успехах и достижениях, что связано с тем, что они больше взаимодействуют с родителями. В то же время единственные дети часто испытывают трудности при вступлении в контакт со сверстниками. Они менее способны к сочувствию и сопереживанию, по сравнению с младшими/старшими и тем более средними детьми.

«В своей семье я был единственным ребенком. Когда мне было около 2-х лет, мои родители развелись, и я остался жить с матерью. Мы жили вдвоем с мамой, пока мне не исполнилось 8 лет. В этот период у меня было много свободного времени, я часто оставался один дома и был предоставлен самому себе».

Единственный ребенок сильнее и болезненнее реагирует на неудачи. Риск развития нервно-психических заболеваний выше, чем у других детей. При этом чаще возникают исторические неврозы: «Хочу соответствовать ожиданиям родителей, но не могу, потому что мне не дают этого сделать».

Обвинение у единственного ребенка всегда имеет внешний характер. В его неудачах виноват кто-то другой. А впоследствии эта модель поведения легко переносится в семейную жизнь, когда во всем плохом и неудачном обвиняется супруг.

Единственным детям труднее приспособиться к другим людям, ведь у них не было этого каждодневного опыта в детстве. Наибольшие трудности могут ожидать пару, в которой и муж, и жена единственные дети (некомплементарный брак). Единственный ребенок в семейной жизни ожидает того, что его партнер будет ему всецело принадлежать, как когда-то принадлежали ему родители, удовлетворять его нужды и заботиться о нем.

По отношению к единственным детям матери более склонны к резкой смене стиля, приемов воспитания. Единственным дочерям родители уделяют гораздо больше времени, сил и внимания, стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей, чрезмерно балуют дочерей и предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко.

Большинство единственный детей имеют высокий статус среди своих сверстников.

Ревность с точки зрения младшего ребенка

Ревность с точки зрения старшего ребенка

Детская ревность

Младший ребёнок

Младшие дети обычно растут, купаясь в любви и психологическом комфорте. За ними надолго, если не навсегда, закрепляется метка «маленького», их все защищают, заботятся о них, им достаётся самое лучшее, поэтому они уверены в себе и полны оптимизма. Малый возраст часто не является для них помехой, чтобы ярко проявлять лидерские качества. Они с удовольствием и ловко манипулируют родителями, старшими сёстрами и братьями, вытягивая из них поддержку и помощь.
Младшие дети больше всего тянутся к самым старшим детям в семье, а со средними соперничают. В детском саду с ровесниками они могут быть агрессивными, пытаются командовать ими, что им часто и удаётся. Что касается быта, то здесь они безынициативны и эгоистичны, предпочитают получать заботу, а не проявлять её, что может обернуться сложностями в семейных отношениях, особенно с другими самыми младшими детьми.

Зона риска

Младшие дети в семье часто оказываются перфекционистами, и это качество подталкивает их к одной из зон психологического риска: они тяжело переживают поражения и трудно свыкаются с положением «не самого лучшего». К тому же они любят производить на окружающих впечатление, восхитить родственников необычным сюрпризом, но в то же время они не способны заботиться о других планомерно, поскольку сами привыкли получать эту заботу.

Секрет воспитания

Благодаря склонности к манипулированию в младших детях существенно задерживается развитие ответственности за поступки внутри семьи. Родителям следует обращать особенно много внимания на то, чтобы младшие дети научились отвечать за свои действия, например, выполняли какие-либо обязанности по дому.
А. Кузнецов уверяет, что с конфликтами между детьми можно справиться. Секреты воспитания старшего, среднего и младшего ребёнка кроются в своевременном разрешении возникающих конфликтов. Стоит только возникнуть конфликтной ситуации, нужно сразу же обсудить её всей семьёй, включая детей, чтобы сообща найти из неё выход. Частенько бывает, что в этих обсуждениях от детей поступают неожиданно толковые предложения. 

Средний ребёнок

Положение в семье среднего ребёнка не так просто однозначно охарактеризовать – то он был младшим, потом вроде бы перестал им быть, но так и не перешёл на ступень старшего. Именно из-за такого размытого статуса средние дети чаще проявляют покладистый характер, лучше адаптируются к изменившимся обстоятельствам. Они получают чуть меньше внимания родителей, но зато имеют больше свободы: забота о младшем автоматически переходит на старшего ребёнка, а среднему остаётся самое приятное и необременительное – защищать малыша и играть с ним.Благодаря появлению в семье очередной крохи у среднего ребёнка не закрепляется окончательно комплекс «младшего», ведь теперь это не он, а вон тот беспомощный маленький комок. Благодаря этому обычно существенно укрепляется самооценка среднего ребёнка, если до того он завидовал старшему, делая сравнения с ним не в свою пользу. Средние дети чаще получаются чуточку менее интеллектуальными и практичными, поскольку на них родители меньше надеются. К тому же им не приходится так переживать за любовь родителей, и что-то доказывать, как старшим, поскольку они чувствуют, что всем любви достаётся поровну.Обычно средние дети имеют нормальные взаимоотношения и со старшими и с младшими, поэтому комфортно чувствуют себя в любой компании

Их «срединное» положение позволяет им не бороться за роль в семье, поэтому они чаще получаются менее конфликтными и амбициозными (если только не обделены вниманием родителей). Иногда из-за нежелания конкурировать, средних детей отодвигают на второй план или подвергают насмешкам даже младшие, но для них самих это не такой уж травмирующий фактор, как для старших и младших, поэтому они часто просто не обращают на это внимания.
Средние дети проще адаптируются к изменившейся обстановке и менее конфликтны

Им чаще удаётся выбрать себе занятие по душе, а не руководствуясь советами родителей, практическими соображениями или чувством долга. Разноплановая социализация средних детей делает их более искусными в общении, хорошими переговорщиками, они чаще заводят собственное дело.

Зона риска

Средним детям частенько трудно определить своё место в семье, поскольку ребёнку непонятно – он уже стал старшим или всё ещё ближе к младшим? Ему трудно выбрать образец для подражания, на чьё поведение ориентироваться.

Секрет воспитания

А. Кузнецов рекомендует искать у среднего ребёнка сильные стороны. Если он обычно уступает остальным в играх, то ему нужно найти занятие, где он будет лучше других, что поможет ему стать увереннее, почувствовать себя сильнее. В ходе соревнований нельзя сравнивать между собой детей, чтобы ни один из них не почувствовал себя хуже остальных. Правильно сравнивать ребёнка с самим собой, но прежним, это гарантирует прилив оптимизма.

Кто может обратиться в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего (кто будет являться истцом и ответчиком)

  1. С таким требованием может обратиться сам военнослужащий. Но до подачи искового заявления в суд военнослужащий должен обратиться к командиру соответствующей войсковой части с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи.В этом случае истцом будет сам военнослужащий, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть. Лицо, признание которого членом семьи требует военнослужащий, в данном споре указывается в качестве третьего лица (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах действует родитель, как законный представитель).
  2. Так же с требованием о признании членом семьи военнослужащего обратиться в суд может лицо, претендующее на статус члена семьи (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах обращается родитель, как законный представитель).В этом случае истцом будет лицо, претендующее на статус члена семьи военнослужащего, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть. В качестве третьего лица привлекается сам военнослужащий.

Порядок обращения в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего

Несмотря на то, что установление факта нахождения на иждивении предусмотрено в порядке особого производства (п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ), дела о признании граждан членами семьи военнослужащих рассматриваются судом, как правило, в порядке искового производства. Такой порядок рассмотрения отвечает требованиям ч.3 ст.263 ГПК РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве таких лиц на получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих, что исключает возможность их рассмотрения в особом производстве.

Как доказать в суде нахождение на иждивении военнослужащего

Итак, само понятие «нахождение на иждивении» содержит в себе условия, при которых лицо может быть признано находящимся на иждивении военнослужащего:

  • лицо должно находиться на полном содержании военнослужащего
  • или лицо должно получать от военнослужащего помощь, которая является для этого лица постоянным и основным источником средств к существованию.                                                                                                                                  Доказательствами, представляемыми истцами в подтверждение данного обстоятельства, являются, как правило:
  • справки о заработке и других доходах военнослужащего,
  • справки о заработке и других доходах супруги и совершеннолетних детей,
  • справки об обучении детей,
  • справки о состоянии здоровья лиц, претендующих на статус члена семьи военнослужащего, если состояние здоровья влечет необходимость дополнительных расходов на лекарства, лечение и т.п.,
  • справки о размере пенсии или стипендии и т.п. заинтересованных лиц, если они являются получателями таких выплат,
  • справки об инвалидности (если заинтересованные лица имеют инвалидность),
  • справки о нахождении супруги в декретном отпуске (как подтверждение того факта, что она сама не может содержать своих детей и тоже находится на содержании супруга-военнослужащего),
  • справки о неполучении алиментов и об отсутствии материальной помощи со стороны биологического отца (если членом семьи признаются дети супруга(и) от другого брака),
  • документы, подтверждающие вселение и совместное проживание с военнослужащим,
  • документы, подтверждающие ведение общего хозяйства с военнослужащим,
  • иные документы,
  • свидетельские показания.

Подробнее ознакомится с юридическими услугами, которые мы оказываем в сфере семейных отношений можно на этой странице.

Старший ребенок – это не третий родитель

А вместо этого старший ребенок порой оказывается на положении «младшего родителя»: сперва на него перекладывают функции домашнего помощника (принеси, отнеси, подай, убери), затем няни (поиграй, погуляй, развлеки, накорми), а затем и родителя (обучи, объясни, покажи, как правильно).

Нужно сказать, что такая система (как говорили в народе, «сперва родили няньку, а потом ляльку») – норма в традиционном воспитании, где на старшую девочку перекладывается обязанность по воспитанию младших детей, в то время как родители и старшие сыновья заняты вопросами пропитания семейства. Именно к «родовым корням» обычно апеллируют те, кто активно вовлекает взрослых детей в воспитание младших.

Как правильно воспитывать детей

Теперь, когда вы знаете, чего делать не стоит, можно разобраться в том, что нужно делать, чтобы отношения между вашими детьми были гармоничные и хорошие? Как правильно воспитывать детей. Это не так уж сложно, но нужно соблюдать несколько условий.

Воспитание детей любовью

Некоторые родители любят с глубокомысленным видом поговорить о том, что старший ребенок уже повзрослел и они ему уже не так нужны, а вот с младшим еще нужно возится. Никогда не позволяйте себе таких заявлений, даже не думайте об этом. Роль папы или мамы – пожизненна. Несмотря на то, что разница между детьми может быть 5-10 лет, старший все равно остается ребенком, который нуждается в родительской любви, понимании и поддержке. Не нужно заставлять его взрослеть раньше времени. Желательно никогда и ни при каких обстоятельствах не говорить старшему, чтобы он был умнее и срочно отдал игрушку брату. Что он должен думать в этот момент? Что его уже не любят и не ценят так, как младшего? Это совсем нехорошая ситуация, поэтому, следите за тем, что и кому вы говорите.

Отношения родителей и детей

Обращайте внимания на те события, которые произошли в жизни каждого ребенка отдельно. Разговаривайте с каждым из своих детей индивидуально. Отношения родителей и детей должны строиться на личностном взаимодействии. Не воспринимайте и не обращайтесь к своим детям, как к безликой толпе, не нужно говорить, что они все хорошие или все плохие

Каждый ребенок должен получать отдельное внимание. Если он сделал что-то хорошее – отдельно похвалите его за это

Если сделал что-то плохое – расскажите конкретно ему, почему так делать нельзя и как поступить в следующий раз. Таким образом, вы дадите детям понять, что у каждого из них есть своя, отдельная жизнь. И оба они вас интересуют.
Стройте отношения с ребенком, как с полноценной личностью.

Описание комплекса младшего брата

Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.

Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:

  • Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
  • Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.

  • Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
  • Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
  • Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
  • Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.

Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).

«Места» сестер и братьев по отношению к Родителям

Все дети, независимо от того, кто раньше или позже родился, по отношению к родителям стоят на одной «линии». То есть они все имеют равные голоса перед Мамой и Папой. И когда родители становятся немощны, все в равной степени имеют право заботиться о них. Инициатива в помощи может равноценно исходить от каждого из детей. Здесь нет «старшего» и «младшего» голоса.

Другое дело, когда родители сами выделяют детей, делая для себя любимчиков или нелюбимчиков. И этот вопрос, вернее проблема самих родителей, но не ребенка. В младшем возрасте человек может с этой «несправедливостью» не справиться, но став взрослым для своего же блага он возвращает себя на одну линию со всеми другими детьми. И делает это он, прежде всего, для СЕБЯ. Речь, конечно, идет о внутренней работе.

Младший ребенок – это кризис старшего

Сам факт рождения младшего ребенка для подростка – это всегда (даже в очень любящей и психологически благополучной семье) дополнительный возрастной кризис.

Для родителей это радостное событие, и они надеются, что и старший ребенок воспримет его так же. Но для подростка это в первую очередь – временные трудности с самоидентификацией: кто я теперь, где мое место. Он переоценивает степень своей самостоятельности, ответственности, независимости и не всегда преуспевает в этом.

Такой опыт взросления – это сложно, но вовсе неплохо; именно через кризисы мы преображаемся и растем над собой. Но это обстоятельство нужно иметь в виду, так же как мы помним о «кризисе трех лет» и «кризисе семи лет». У вас должны быть наготове несколько схем действий, чтобы воспользоваться ими при необходимости.

Семь правил для родителей, у которых дети с большой разницей в возрасте

Дети с большой разницей в возрасте – это два единственных ребенка. Это главное правило, на которое нужно опираться, воспитывая детей, между рождением которых 10 или более лет.

7.11.2019

  
  братья и сестры, о подростках, о новорожденных

Почему ребенок любит командовать?

Причин, из-за которых малыш в 2 года может вести себя как лидер или даже некоронованный король, может быть достаточно много. Наиболее распространенные из них следующие:

Естественная детская эгоцентричность. Ребенку в раннем возрасте в принципе свойственно думать, что мир вращается вокруг него, и требовать, чтобы все было так, как хочет он

Малыш привык, что родители его обслуживают (поскольку в грудничковом возрасте он не в состоянии позаботиться о себе сам) и думает, что так будет всегда.

Чрезмерное внимание со стороны родителей. Порой сами мамы, папы, бабушки, дедушки и другие родственники создают пьедестал, на который с радостью помещают ребенка и чуть ли ни молятся на него

Что, естественно, вызывает ответную реакцию.

Особенности темперамента. В основе всем хорошо известных типов темперамента (флегмантик, холерик, сангвиник, меланхолик) лежат вполне реальные особенности высшей нервной деятельности, которые есть у каждого человека. Во многом из-за них кто-то медлителен, а кто-то энергичен, кто-то работает на качество, а кто-то – на количество, и так далее. И ребенок, которому в принципе по характеру будет свойственно становиться лидером, вполне может перебарщивать с командованием другими и в 2 года.

Недостаток внимания. Практически любое поведение маленького ребенка может быть реакцией на недостаточную заботу и любовь со стороны родителей

Злость и ранимость, плаксивость и агрессия, апатия и стремление всеми командовать – все это может быть способом привлечь к себе внимание, которого малышу не хватает

Это лишь наиболее часто встречающиеся случаи, причем у одного ребенка могут быть представлены сразу два и более из них

При этом практически всегда имеет смысл обратить внимание на поведение малыша и в некоторой степени его скорректировать. Ведь даже если в нем говорят природные лидерские качества, он должен научиться принимать во внимание мнение и интересы других людей, уважать окружающих, а не требовать от них беспрекословного подчинения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: