Приемный ребенок в семье

Кто может претендовать

Приемными родителями могут стать следующие лица:

  • совершеннолетние;
  • дееспособные;
  • здоровые психически и физически;
  • с жильем, соответствующим необходимым требованиям;
  • с материальным уровнем, достаточным для содержания ребенка;
  • с положительным моральным обликом;
  • с искренней заинтересованностью в судьбе ребенка.

Приемными родителями могут стать пары, состоящие в официальном браке либо отдельные граждане. Если мужчина и женщина не являются супругами (даже при совместном проживании), они не могут быть назначены приемными родителями общего ребенка.

При принятии решения органы опеки учитывают также отношения, сложившиеся между кандидатами и ребенком, мнение самого ребенка.

Не могут претендовать на статус приемных родителей лица со следующими обстоятельствами:

  • лишение родительских прав;
  • отстранение от выполнения обязанностей опекунов, попечителей;
  • наличие непогашенной судимости;
  • совершение преступления против здоровья, жизни, половой неприкосновенности и др.;
  • игнорирование обязательных занятий в школе приемных родителей (требование не распространяется на ближайших родственников, лиц с родными или приемными детьми);
  • пребывание в однополом браке;
  • алкогольная, наркотическая зависимость;
  • наличие психических заболеваний;
  • наличие иных заболеваний, являющихся основанием для отказа в присвоении статуса приемного родителя.

Признаки успешной адаптации

При положительно завершившейся адаптации ребенок проявляет следующее поведение:

  • смелость в принятии решений, самостоятельность;
  • активность и инициатива;
  • готовность к телесному контакту: поцелуям, объятиям;
  • доверие к родителям, поиск у них защиты в критических ситуациях;
  • стремление демонстрировать свое несогласие, отстаивать имеющееся мнение;
  • появление понятия о собственности (наличие ранее только общих вещей и игрушек с другими детьми не давало понимания, что такое «мое»);
  • положительное развитие мимики: появление живости, подвижности черт, частые улыбки и смех;
  • обращение к приемным родителям как к «маме» и «папе».

Особенности адаптации в разном возрасте

Семьи могут взять ребенка любого возраста

Адаптация приемного ребенка — это реакция на обстановку, которая меняется, и не важно, сколько ему лет, она все равно будет

  • От 0-3 лет. Ранее считалось, что совсем малыши от 0-3 не реагируют на то, кто их кормит и укладывает спать, но все-таки психологи пришли к тому, что даже в таком возрасте дети все чувствуют, видят, как меняется окружающая обстановка. На фоне этого изменяется и их настроение, они могут стать более капризными и раздражительными. Следует воссоздать обстановку, режим дня, способы купания и многое другое, так малышу будет проще привыкнуть к новой среде;
  • От 3-7. В этом возрасте дети уже более осознанно что-то делают и соответственно воспринимают все, что их окружает более эмоционально, имеют ряд привычек, и не только положительных, но и негативных. Не стоит сразу ругаться, если, например, имеется привычка врать или брать что-то чужое. Следует объяснить, что это неправильно и так делать не стоит. В этом возрасте уже есть определенные интересы, возможно, это спорт, рисование, пение и т.д. Необходимо выяснить, что нравится, записать в кружок или секцию. Потихоньку готовить к школе. Положительные эмоции помогут скорее раскрыться;
  • От 7-12. Школьники, дети которым придется пойти в новую школу и знакомиться со сверстниками, для них это может стать стрессом. Тут необходима поддержка, в школе преподавателю объяснить ситуацию и попросить присмотреть, чтобы понимать, как приняли новые одноклассники и т.д. Это важный момент, который поможет не упустить период адаптации в школьной среде и избежать проблем;
  • От 12. Подростки уже вроде и не дети, но еще и не взрослые, со сформировавшимися взглядами и интересами. Но несмотря на это, попадая в домашнюю обстановку, могут увлечься тем, чего не хватало, когда жили в детском доме. Если не наигрались, то можно заметить, что играют в игрушки и т.д. Это нормально, и даже необходимо для нормальной адаптации. В таком возрасте поведение приемного ребенка может стать не самым лучшим, но стоит потерпеть, не ругаться и не придираться. Ведь жизнь у них была и так тяжелой, следует добиться расположения и доверия с их стороны.

Выплаты и льготы

Приемная семья получает от государства определенные социальные гарантии, которые выражаются в ряде льгот и выплат. По закону положены следующие льготы и выплаты:

  • заработная плата родителей – 3 минимальных размера оплаты труда, приходящихся на одного ребенка;
  • учет периода воспитания приемного ребенка в качестве трудового стажа;
  • предоставление ребенку отдельного жилья после достижения им возраста 18 лет;
  • получение ребенком льгот, полагающихся ему по закону (пособия для сирот, алименты, пенсии по инвалидности и по потере кормильца и т. д.);
  • покупка продуктов по льготным расценкам на специальных базах.

«Медовый месяц»: первый этап после усыновления

Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью — во время его первых визитов в гости. Такая промежуточная стадия удобна для развития отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На данном этапе все обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребенок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.

Во время «Медового месяца» приемные родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями — его психика может не справиться с большим объемом свежей информации.

Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к малышу.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка его новых родителей.

«Уже не гость»: адаптация к жизни в семье

Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью?

Здесь нужно отметить, что подобные ситуации — закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Рассмотрим основные причины кризиса.

  • Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Дело в том, что ребенок очень старался понравиться взрослым в течение всего периода, который мы условно назвали «Медовый месяц». Однако долго сдерживать себя невозможно — и в какой-то момент малыш «отпускает» эмоциональную напряженность, начинает реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны — это и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят».
  • Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.Ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка — он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства. «Этим навыком ребенку еще предстоит овладеть в приемной семье» — объясняет сложную ситуацию специалист организации «Врачи детям», Девоян Н. Б. Также не надо приписывать малышу больше знаний и умений, чем у него есть. Нельзя забывать о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами.
  • Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье.Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос с социальным работником.
  • Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка.Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше. Как это бывает? Например, так.

Рассказывает приемная мама шестилетней Ани: «Первый месяц Анечка была просто золотым ребенком, мы не могли нарадоваться на нее — добрая, ласковая. И вдруг случилось странное. Как-то утром я зашла к ней в комнату и обнаружила, что она сидит и сосредоточенно отламывает руку кукле. На полу валялись еще две куклы, уже без рук и ног. Странно, мне никогда бы в голову не пришло, что у этой девочки могут быть такие агрессивные порывы»

Вполне возможно, что таким образом девочка пыталась показать жестокое обращение с детьми, принятое в ее кровной семье. Не стоит пугаться таких проявлений. Нужно вместе с ребенком пожалеть куклу, говоря при этом: «Как же так? Может быть, можно ее полечить? Давай больше не будем обижать куклу». Однако, если это повторяется, лучше обратиться за советом к детскому психологу.

Почему кризис необходим приемной семье?

  • Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка.
  • Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад.
  • Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи.
  • Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
  • При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
  • В конце концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

Слово приемным родителям:

  • Я не ожидала этих трудностей… А главные трудности еще впереди.
  • Необходимо умение быть с ребенком, терпение.
  • Кризисы будут, не питайте иллюзий, но без них невозможно двигаться вперед!

Около трех лет

Детишки более сознательного возраста, если они были оставлены в родительном доме, уже ощутимо отстают от сверстников в плане сенсорного и интеллектуального развития. Нельзя говорить о том, что они неадаптированы к жизни, они просто адаптированы к той среде, в которой жили, а эта среда не требовала от них ни активности, ни способности общаться, ни пытливого ума. Вот наиболее распространенные черты «домребенковских» деток, которые отличают их от семейных.

Отсутствие инициативности. Детки не хватают все подряд, не пытаются исследовать мир. Большинство из них выглядят заторможенными и пассивными: куда посадят, там и будет сидеть и т.п. Целенаправленно бороться с этим не надо: когда кроха почувствует себя в безопасности, он станет интересоваться окружающим миром.

Неумение смотреть в лицо. Мы инстинктивно раздражаемся, когда люди не смотрят нам в глаза, однако для сироты такое поведение — норма. Дело в том, что глаза — это портал искренности, через взгляд мы обмениваемся чувствами. Ребенок не привык к открытому общению, ему нужно время. Не проявляйте недовольства, не настаивайте, просто чаще обращайтесь к ребенку, глядя ему в лицо. Сначала на расстоянии, потом сокращайте дистанцию.

Дети не понимают, что им нравится или не нравится. Они по лицу взрослых уже научились считывать, чем взрослый доволен, и боятся его прогневать. Поэтому первое время вам будет казаться, что ребенку все равно, что вы делаете, чем пытаетесь его заинтересовать, он будет вам одинаково улыбаться. Часто это будет натужная улыбка через страх. Со временем ребенок научится проявлять и свою волю, когда поймет, что вы готовы ее принять.

Самонаказание. Вы можете быть шокированы, если после вашего замечания ребенок сам себя отшлепает, ударит по лицу и т.п. К сожалению, такое бывает, если ребенка наказывали. Не пугайтесь и не возмущайтесь — игнорируйте. Если вы не будете наказывать ребенка физически, со временем у него это пройдет.

Неумение отказать. Ребенок будет патологически послушен — он вас боится, не знает, чего ожидать. Он будет есть неприятную ему или лишнюю пищу — у него рефлекс открывать рот, когда к нему подносят ложку, и т.п.

Прожорливость. Вам будет казаться, что ребенок недоедал, поскольку он будет кушать все в огромных количествах. На самом деле дети в домах ребенка питаются достаточно неплохо. Дело в том, что ребенок слушается вас: вы предлагаете, он боится отказаться. Или же он просто привык есть, пока есть еда, — ведь в доме ребенка он видел еду только во время приема пищи, никаких вазочек с фруктами, хлеба на столе в остальное время там не бывает. Может быть, у него так проявляется инициативность: когда взрослый человек попадает в отель «все включено», ему тоже хочется всего напробоваться, а некоторым и наесться про запас. Следите за тем, чтобы ребенок не переедал, иначе он может плохо себя почувствовать, особенно с учетом того, что еда непривычная.

Отказ от пищи. Некоторые дети ведут себя противоположным образом — отказываются кушать. Не переживайте, у малыша стресс. В новой обстановке да еще и незнакомая еда. Подсовывайте небольшие кусочки, чтобы он мог утолить голод, если он категорически отказывается кушать как следует. Это пройдет.

Выпадение из контакта. Многие дети, которым пришлось перенести длительную госпитализацию, или же если они содержались в неблагополучном доме ребенка, приобретают так называемый «госпитализм». Симптомы этого явления несколько напоминают детский аутизм: ребенок выпадает из общения, не смотрит в лицо, при стрессе погружается в себя и совершает монотонные движения, может бормотать. Это свойственно деткам, которые от природы впечатлительны, обладают возбудимой нервной системой. В нормальных условиях они были бы открытыми и активными. Со временем так и будет. Если вы заметили явный прогресс за время встреч с ребенком, значит, вы на правильном пути, и симптомы со временем пройдут.

Ваша задача понять: у ребенка стресс в новой обстановке. Мало того, что он попал в незнакомую среду, так еще у него очень мало опыта перемены мест, он привык к жесткому режиму, фактически вся его жизнь протекала в рамках нескольких помещений в доме ребенка и площадки, на которую выходила погулять его группа. Представьте, что вас поместили в страну с совершенно другой культурой и малопонятным языком… В среднем приемному малышу требуется от двух недель до месяца для того, чтобы освоиться.

До года

Уже у грудничка нескольких месяцев от роду могут наблюдаться проявления адаптации. Он пока не умеет выражать свои переживания словами. За него «говорит» его тело. Он может отказываться от пищи, плохо спать, часто болеть.

В целом, адаптация ребёнка до года в новой семье может пройти довольно быстро (несколько недель или даже дней) и относительно гладко, при условии, если сами родители также быстро и легко примут его. К сожалению, так бывает не всегда.

Родители могут оказаться беспомощны перед необъяснимыми криками младенца, обнаружить неприязнь к нему на уровне запахов и даже откровенную брезгливость.

Адаптация — двухсторонний процесс. Случается, что адаптироваться не могут сами родители, не сумевшие обрести ожидаемое счастье. И как раз младенцы в этом отношении могут принести наибольшее разочарование. Ведь вместе с кажущейся лёгкостью и скоростью сближения с маленьким чадом родители получают и риски. Малыш может сильно измениться внешне, начать проявлять неожидаемые черты характера или даже симптомы наследственного заболевания.

Подросток

Одна из наиболее трудных категорий для усыновления и устройства в приёмную семью. Все страхи и противоречия, связанные с новым положением, сталкиваются с нормальными возрастными изменениями, образуя гремучую смесь. Нередки случаи, когда подростки, взятые из государственного учреждения в семьи, демонстрируют отклонения в поведении, требуют возвращения в детский дом.

Приёмным родителям, решившим взять подростка, необходимо запастись терпением и твёрдой решимостью. Адаптация подростка в новой семье может продолжаться несколько лет и, к сожалению, не всегда завершиться семейной идиллией.

Возраст «по паспорту»?

Нужно учитывать, что у детей из государственных учреждений их биологический возраст не совпадает с уровнем развития в разных сферах — поведение, интеллект, эмоции, физическое и сексуальное развитие ребёнка могут быть развиты неравномерно.

Травмирующие обстоятельства жизни этих детей, задерживая их познавательное развитие, вынуждали учиться выживать, получая знания не по возрасту. Например, малолетний отказник может значительно отставать от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, но при этом дать фору любому взрослому в умении ориентироваться на местности и добывать себе пропитание. А у ребёнка, подвергшегося сексуальному насилию, кроме чрезмерных познаний в сфере сексуальных отношений может наблюдаться устойчивое отставание в физическом развитии или, наоборот, слишком ранее созревание.

У большинства таких детей глубокие нарушения в эмоциональной сфере. Они испытывают эмоции и чувства, не свойственные возрасту, и уровень этих эмоций может оказаться неконтролируемым.

Поэтому, конечно, невозможно проработать единый подход к каждому возрасту. Возрастные нормы необходимо знать и, опираясь на них, прорабатывать индивидуальный план жизни с каждым приёмным ребёнком с учётом его истории.

Елена Турлина

Адаптация ребенка

Появление приемного ребенка является сложным периодом для всех членов семьи.

Сам ребенок, изначально находящийся в непростой жизненной ситуации и попавший в новую обстановку, испытывает настоящий стресс. Требуется время и совместные усилия сторон для разрешения ситуации в положительную сторону.

Как правило, процесс адаптации происходит в течение года в несколько этапов:

  1. Знакомство. На этом этапе стороны только начинают узнавать друг друга. У ребенка присутствует тревожность из-за появления в новой обстановке, переживаний по поводу своего будущего, воспоминаний о прошлом. В то же время он обычно стремится понравиться новым родителям.
  2. «Вживание». Ребенок усваивает основные принципы поведения в семье, существующие в доме правила. Он неосознанно начинает «проверять на прочность родителей». На этом этапе нередко наблюдается необоснованная агрессия, повышенная возбудимость и тревожность. Ребенок неосознанно старается проверить границы дозволенного и убедиться в намерениях родителей оставить его у себя несмотря ни на что.
  3. Первичная адаптация. Ребенок усваивает основные правила и требования, вырабатывает свою модель поведения в семье. Между родителями и ребенком устанавливается некоторый контакт, они стараются найти подход друг к другу. При этом у ребенка все еще сохраняется тревожность и незначительная агрессия.
  4. Привыкание. Ребенок полностью осваивается в семье, принимает личности приемных родителей и перестает проявлять демонстративное агрессивное поведение. У него появляется доверие к родителям, стремление установить с ними близкий контакт.
  5. Полное вливание. Ребенок полностью вливается в семью, начинает чувствовать себя ее полноправным членом. Он старается принимать участие во всех семейных делах, не нарушает существующие правила. На этой стадии ребенок окончательно становится «домашним».

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Дети от года до трёх

Уже с 9 месяцев ребёнок способен понять, что его поместили к чужим взрослым, а тех, кто заботился о нём раньше, больше нет рядом. Малыш проходит все те же стадии адаптации, что и старшие дети, и взрослые при значительной перемене обстановки, среды жизни.

Сначала ребёнок переживает все фазы утраты. Он потерял значимого человека или нескольких взрослых, которые о нём заботились до приёмной семьи, и к которым он был привязан. Этот стресс может проявиться через несколько месяцев в необъяснимом шумном и порой агрессивном поведении ребёнка. Так будет проявляться страх, что его снова бросят, предадут.

Через полгода малыш уже может вполне привыкнуть к своим «новым» родителям.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия…

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Адаптация приемных родителей

«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!» — напоминает психолог организации «Врачи детям», Абросова Л. М. Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть.

Нужно помнить, что как бы то ни было, быть приемным родителем — это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Слово приемным родителям:

  • Бывали моменты, когда хотелось все бросить, я не могла понять, зачем мне все это надо. Но постепенно я поняла: я права, я на своем пути.
  • Я бы прошла снова весь путь.
  • Дети заставляют нас самих меняться.

Возможные проблемы и трудности

Адаптация приемного ребенка важный момент не только для него, но и для родителей. Сложности возникают в зависимости от возраста усыновленного ребенка:

беря в семью малыша, которому нет и года, родители переживают о его физическом здоровье, после года обычно становится понятно физическое состояние малыша, но встает вопрос о его психологическом состоянии, ведь некоторые заболевания проявляются гораздо позже; дошкольники – тут стоит обратить внимание на развитие интеллектуальное, как показывает практика они немного отстают и не по своей вине. Подростки, школьники могут вести себя агрессивно, хамить и т.д

В таком возрасте их часто посещает мысль найти своих кровных родителей.

Но не смотря на трудности не стоит опускать руки, ведь проблемы бывают во всех семьях, и не важно, родные там воспитываются дети или нет. Усыновление ребенка – серьезный шаг, перед тем, как его совершить, нужно морально подготовиться, пообщаться с персоналом приемного учреждения и обсудить с психологами возможные проблемы

Адаптация в приемной семье, это период, которого не избежать, подготовка поможет справиться с возникающими проблемами родителей и детей. И минимизирует желание вернуть приемное дитя назад

Усыновление ребенка – серьезный шаг, перед тем, как его совершить, нужно морально подготовиться, пообщаться с персоналом приемного учреждения и обсудить с психологами возможные проблемы. Адаптация в приемной семье, это период, которого не избежать, подготовка поможет справиться с возникающими проблемами родителей и детей. И минимизирует желание вернуть приемное дитя назад.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: