Помочь с организацией
Некоторым детям сложно организовать возвращение к учебным обязанностям: они просто не знают, с чего начать. Предложите помощь! Но не навязывайте ее: если ребенок скажет «нет» — уважайте его личные границы.
Но если ребенок поделится, что немного растерян, помогите ему составить план действий: собрать портфель, проверить расписание на ближайшие дни, подготовить одежду. Можно нарисовать маленький плакат с целями и записывать все, что уже сделано. Сам вид перечеркнутых пунктов из списка дел успокаивает и дает ощущение, что все под контролем.
Марина Быкова,психолог, специалист по детско-родительским отношениям |
«Чтобы сделать последнюю короткую четверть менее стрессовой для школьников и родителей, можно попробовать: Разграничить время отдыха и занятий. Каникулы безусловно необходимы школьнику, и стоит хотя бы несколько дней провести в своё удовольствие. По возможности, на свежем воздухе, в новой обстановке, вместе с семьей Сделать домашнее задание и другие отложенные дела. Не стоит с первого дня каникул напоминать об их окончании, но после середины выходных можно постепенно делать домашнее задание. Даже если заданий мало, последний день лучше оставить полностью свободным, чтобы сохранить ощущение отдыха». |
Математические страдания
Из-за сложной эпидемиологической ситуации учебный процесс в этом году был особенно напряженным, как для детей, так и для их родителей, а отдых не отличался разнообразием. Последствиями такого образа жизни, как отмечают психологи, могут стать нарушение режима дня, набор лишнего веса, осложнение внутрисемейных отношений и постпраздничная депрессия. Неожиданные майские каникулы, с одной стороны, дают возможность лишний раз отключиться от всех проблем, с другой — засидевшиеся по домам граждане всех возрастов как никогда готовы оторваться по полной, что чревато срывом последующего учебного процесса.
— Много исследований было проведено на тему влияния каникул и любых перерывов в учебе на успеваемость детей, — рассказывает «Известиям» руководитель отдела исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education Елена Провозен. — Большой фокус обычно делается на длинные летние каникулы, но майский перерыв также представляет собой повод для беспокойства. Самая главная причина — нарушение процесса непрерывного обучения, который негативно влияет на запоминание и воспроизведение информации.
Скорее всего, ученики не смогут усвоить тот материал, который проходили за 2–3 недели до майских праздников, полагает эксперт.
— Соответственно, когда они вернутся в школу на последние две недели и сядут писать контрольные, их может ждать неприятный сюрприз в виде забытых формул. Согласно исследованиям, именно математика из-за перерывов страдает больше всего, — отмечает она.
Потрясение мозга4
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
В связи с этим важно делать что-то на каникулах, даже если повторение будет проходить не каждый день, а через день. — Обычно полчаса более чем достаточно для повторения и решения примеров, — говорит Провозен
— Существует масса приложений и других интерактивных площадок, где повторить материал можно по любому предмету. Если сделать такую практику увлекательной, то ученик не будет воспринимать ее как «домашку» и будет выполнять если не с удовольствием, то точно без негатива
— Обычно полчаса более чем достаточно для повторения и решения примеров, — говорит Провозен. — Существует масса приложений и других интерактивных площадок, где повторить материал можно по любому предмету. Если сделать такую практику увлекательной, то ученик не будет воспринимать ее как «домашку» и будет выполнять если не с удовольствием, то точно без негатива.
Расставить приоритеты
Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.
Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.
Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.
Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.
Взращивать настрой на успех
Вот это, пожалуй, самый главный мотиватор, запустив который можно инерционно получать прекрасные плоды достойной успеваемости и неподдельного интереса детей к учебе. Ребенок не «не хочет» учиться. Он, как правило, не понимает, зачем ему это, для кого? Для себя? Для эфемерного будущего? Я вас умоляю…
А вот если учитель имеет талант соединить стремление к повышенной успеваемости с воспитанием мышления успешного человека, то это не просто учитель, а наставник.
Ирина Зайнакова, учитель английского языка, Набережные Челны: «У меня есть такая практика: в первый день после каникул я ставлю только «пятерки», во второй – уже «пятерки» и «четверки», а с третьего – весь набор оценок. Так воспитывается уверенность. Ребенок, на сколько бы он ни ответил, получает поощрение, пусть и немного преувеличенное. Зато он начинает верить в то, что может достигнуть этой отметки».
Увлечения: пустая трата времени?
Еще один канал «разбазаривания» энергии — незапланированные, неподконтрольные увлечения детей, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку — как говорится, «ни уму ни сердцу», а только «отвлекают от дела».
Это могут быть подростковые компании «по интересам»: у одних это музыкальная группа, у других футбольная команда — дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, обсудить новости, отправиться на стадион или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто-то всерьез увлекается травмоопасным экстримом — руфингом, паркуром, стритрейсингом, зацепингом.
Конечно, массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете, чаты, переписки
Ребенок считает минуты до окончания уроков — все внимание сосредоточено на чем-то другом
А уж подростковая влюбленность способна поглощать все силы и мысли. Хотя бывает, что именно желание произвести впечатление на объект симпатии, вырваться в лидеры, стать лучшим, заставляет ребенка учиться — «стремиться и достигать».
Независимо от того, по какой причине ребенок не хочет учиться, мы, родители, должны отложить все дела, «спикировать» на проблему и посвятить ее решению столько времени, сколько понадобится. Самое главное — не угрожать, не наказывать, чтобы не разрушить контакт с ребенком. Наоборот, надо сблизиться и всячески ему помогать. Что именно делать?
Зарядка для мозга
Медики не перестают повторять, что очень важно чередовать интенсивную умственную нагрузку с физическими упражнениями. Во время каникул им можно уделять еще больше времени
— Физические упражнения улучшают внимание, память, точность и скорость обработки информации, что помогает принимать более разумные решения, — говорит Чарльз Х. Хиллман, доцент кафедры кинезиологии и общественного здоровья из Университета Иллинойса
Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Workplace Health Management, люди, которые проводили разминки в течение рабочего дня, были на 23% продуктивнее, чем в тот период, когда не тренировались. И подавляющее большинство участников теста (72%) проводили аэробные или кардиотренировки.
Исследование, опубликованное в журнале Brain and Cognition, показало, что всего полчаса езды на велосипеде позволило испытуемым пройти когнитивный тест гораздо быстрее, чем до тренировки. А эффект стимуляции мозга длился как минимум 52 минуты после физических упражнений.
Тренировка действует на организм ничуть не хуже чашки кофе, а зачастую даже лучше. Сердцебиение учащается, кровообращение улучшается, организм наполняется энергией, а мышление становится яснее и острее. Кровь гораздо активнее снабжает клетки мозга кислородом и глюкозой, которые необходимы им для нормального функционирования, и чем больше они получают, тем лучше работают.
Потрясение мозга1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Более того, во время интенсивных нагрузок выделяются важные гормоны, в том числе серотонин — регулятор настроения, дофамин, ответственный за мотивацию, память, внимание, и норадреналин, влияющий на быстроту реакции, активность и снижение тревожности. Затем гормоны смешиваются с химическим веществом, называемым нейротрофическим фактором мозга, или BDNF, который способствует росту клеток мозга, играет роль в регуляции настроения и повышает способность к обучению
— BDNF подобен удобрению для мозга, — говорит доцент кафедры клинической психиатрии Гарвардской медицинской школы Джон Дж. Рейти. — Без этого наш мозг не может воспринимать новую информацию и создавать новые клетки.
Весь этот химический коктейль, вызванный физическими упражнениями, по словам Рейти, оказывает мощное воздействие на организм — повышая уровень нейромедиаторов в головном мозге, он помогает нам сосредоточиться, улучшить самочувствие и снять напряжение.
Как подготовить к школе старшеклассника?
Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу
Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых
Вместе продумайте план профориентации
Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения будущей профессии.
Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия
Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.
Предложите ребенку начать вести дневник
Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.
Только ни в коем случае не пытайтесь читать личные дневники своих детей, у них должно быть свое пространство.
Учите подростка планировать расходы
Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.
Готов ли ваш ребенок к школе? УЗНАЙТЕ!
Светлана Балашова
«Материализовать» артефакты успеваемости
Самооценка школьника до определенного момента напрямую связана с отметкой в дневнике. Особенно в начальных классах, когда учеба является главной деятельностью и интересом ребенка. В первые дни после каникул можно превратить процесс получения высшей отметки в маленькую церемонию награждения. Что для этого нужно? Немного фантазии и добрая воля учителя.
Рахиля Картавых, учитель начальных классов, Зеленодольск: «У нас, в лицее №1, уже порядка 10 лет во вторых классах практикуется ежедневное награждение большими красными деревянными пятерками. Со старшими учениками мы вырезали из фанеры цифры «5», обработали, выкрасили в красный цвет. Каждая такая пятерка отправляется в рюкзак второклассника вместе с отличной оценкой в дневнике.
Пятерка «ночует» дома у ребенка, утром он ее возвращает.
Вы не представляете, сколько радости и гордости за оценку, которую можно потрогать, испытывает ученик! Да и дома это производит большой эффект, даже родители начинают по-другому смотреть на учебу ребенка.
А если это еще не одна, а четыре-пять таких «отметок» (а такое тоже бывает нередко), то радости и веры в успех становится в разы больше».
Обсуждать возвращение в школу
Скажите детям, что понимаете их нервозность и нежелание возвращаться в класс — в конце концов это правда, взрослые тоже не всегда в восторге от возвращения в офис после отпуска.
Дайте ребенку понять, что все эти чувства совершенно нормальны, но не зацикливайтесь на них — обсудите и хорошие стороны возвращения в класс. Ребенок снова увидит школьных друзей, вернется к занятиям в любимом кружке, сможет блеснуть знаниями. Но не давите своим энтузиазмом: если ребенок его не разделяет, он может подумать, что с ним что-то не так, и расстроиться еще больше.
Поговорите о планах на ближайшие недели, об учебной программе, о проектах и тестах, которые ждут ребенка. Это поможет разобрать большую задачу «закончить год» на много мелких — и потому вовсе не страшных.
Марина Быкова,психолог, специалист по детско-родительским отношениям |
«Самое ценное, что вы можете сделать для ребенка — поговорить с ним. За пару дней до начала учебы, в комфортный момент. Напомнить, что учеба важна, что до длинных летних каникул осталось совсем немного времени. Школьники, особенно старшеклассники, понимают ответственность момента, и будут благодарны, если вы услышите и разделите их переживания». |
Как подготовить к школе ребенка средних классов?
К концу августа ребята скучают по друзьям, спешат поделиться летними впечатлениями. Для того, чтобы ребенок имел достаточный «запас тем», в оставшийся промежуток времени до первого сентября добавляйте впечатлений.
Мотивируйте ребенка читать
Кроме списка «на лето» полезно почитать книжки и журналы на любимые темы, порешать кроссворды, поиграть в настольные игры вместо компьютерных.
Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.
Уделяйте время отдыху с ребенком
Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.
Прогоняйте напряжение с вечера
Излишняя активность ребенка, желание трещать перед сном без умолку или чрезмерный смех на ночь — это признак сильного эмоционального переутомления. Будучи в таком состоянии, даже если вы уложите его в постель, малыш еще долго не уснет. Поэтому готовьтесь ко сну заранее.
На переходный период — от бодрствования ко сну — у младших школьников должно уходить не менее двух часов, а подростков — не менее часа. Поэтому если вы укладываете ребенка спать в 21:00, то в 19:00 выключите телевизор, уберите гаджеты, приглушите свет и пообщайтесь между делом обо всем, что происходило за день.
Акцентируйте внимание не на событиях как таковых, а на эмоциях, которые появились у ребенка во время того или иного происшествия. Так вы дадите ребенку возможность выговориться, его эмоции будут «отреагированы», а значит, накопившееся напряжение будет нейтрализовано
В результате ребенок уснет здоровым сном, а утром проснется бодрым и в хорошем настроении.
Роль учителей в жизни детей
Дети с 3 до 22 лет проводят большую часть времени в образовательных учреждениях. Воспитатели и учителя, так или иначе, оказывают влияние на их жизнь, характер, взгляды и принципы. Если авторитет преподавателя высокий, то к нему прислушиваются, за ним следуют. Когда отношения не складываются, человек может разочароваться в образовательной системе, взрослых и даже вообще людях.
Учителя способны вдохновлять, открывать новые горизонты, помогать с выбором профессии, прививать любовь не только к своему предмету, но и в целом к учебе, жизни. Преподаватель информатики неожиданно оказывается ценителем поэзии 19 века, а учитель ОБЖ рассказывает много интересного из военного прошлого.
Иногда те, кто не умеет общаться с молодым поколением, часто просто отсиживают положенные часы на работе, дают минимум знаний и спешат домой. Разносторонние личности, любящие детей и свое призвание, готовы проводить время со школьниками внеурочно, делиться с ними опытом и знаниями, участвовать в решении внутриколлективных конфликтов, защищать слабых, быть настоящими проводниками во взрослую жизнь.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Как подготовить к школе старшеклассника?
Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу
Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых
Вместе продумайте план профориентации
Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения будущей профессии.
Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия
Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.
Предложите ребенку начать вести дневник
Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.
Только ни в коем случае не пытайтесь читать личные дневники своих детей, у них должно быть свое пространство.
Учите подростка планировать расходы
Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.
Готов ли ваш ребенок к школе? УЗНАЙТЕ!
Светлана Балашова
Согрейте ноги и руки
Часто уснуть школьникам мешает тревожность, ведь завтра им предстоит «сложный день» — их будут ждать строгий учитель, много одноклассников и опять оценки. Из-за этого ребенок оказывается в состоянии стресса. А это состояние на физиологическом уровне вызывает периферический спазм сосудов.
Причина в том, что, попадая в ситуацию стресса, наш организм весь поток крови обращает к голове и сердцу, лишая конечности достаточного кровообращения. Но тут замкнутый круг, ведь если у нас холодные конечности, организм опять начинает испытывать стресс.
Чтобы вывести ребенка из состояния стресса, необходимо расширить сосуды «извне». Сделайте ребенку теплую ванну, а в выходные сводите его в баню или бассейн. Расслабляющие процедуры в теплой воде урегулируют кровообращение, возвратят ребенка в состояние безмятежной внутриутробной жизни и прогонят все страхи, порождающие тревожность.
Если нет возможности перед сном принять ванну, разотрите ребенку ноги и руки или пусть сделает это бабушка, рассказывая историю из своей долгой и интересной жизни. Теплые конечности дадут организму сигнал о том, что все в порядке, прикосновения и поглаживания успокоят ребенка, и организм поймет, что переживать не о чем и можно спокойно засыпать.
Исключите из лексикона слово «надо»
«Ложись спать! Завтра надо в школу», «Учиться надо», «Завтра надо рано вставать» — все эти фразы в приказном порядке мы произносим машинально и даже не задумываемся, какой психологический отпечаток они откладывают на детей. Чтобы ребенок выполнял то, что на ваш взгляд «надо» и будет полезным для него, родители должны объяснять ему, для чего это нужно. В этом поможет метод «Пяти почему».
Пять раз задав ребенку один и тот же вопрос «Почему?» на то или иное возражение, вы сможете донести до него понятным языком необходимость выполнить вашу просьбу, ведь он в конце концов сам ответит на свой вопрос, почему нужно выполнить то или иное дело, а вы сможете понять истинную причину его первоначального протеста.
Например, если ребенок не хочет в школу, спросите:
— Ты не хочешь в школу. Почему?
— Там скучно.
— Почему тебе скучно?
— На уроках нет ничего интересного.
— Почему?
— Потому что когда я отвечаю, меня перебивают одноклассники.
— Почему они перебивают тебя?
— Потому что я запутался и думал над ответом.
— Почему ты долго думал?
— Потому что меня не было на прошлом уроке, и я не до конца понял ответ.
Итак, первопричина того, почему ребенок не хочет идти в школу, найдена. Он пропустил урок, не понял тему. Чтобы возобновить желание ходить в школу, достаточно просто подтянуть то, что он упустил.
Как вернуться к учебе
Тем учащимся, которые не могут отказать себе в отдыхе на майские, Елена Провозен дала несколько советов:
1) Планировать. Заведите планер, куда будете записывать все свои дела. Выпишите все долги или работы, которые нужно сделать и сдать, проставьте даты. Если это большая работа, разбейте ее на части, например «реферат, черновик 1-й главы — 15:05, черновик 2-й главы — 17:05» и так далее. Не забудьте внести в календарь и распланировать повторение материала.
2) Ставить реальные цели. Вряд ли вы сможете решить 140 примеров из математики, написать эссе по английскому и четыре сочинения по русскому за один день, учитывая, что нужно ходить в школу, делать домашнюю работу и спать.
3) Организовать рабочее место. Уберите все фантики и пустые пачки чипсов, которые остались со вчерашнего просмотра сериала, разберите бумаги (вам точно нужны сентябрьские контрольные?), проверьте, пишут ли все ручки и карандаши, — тогда вам не придется отвлекаться, чтобы найти нужное или сходить в магазин за канцелярией, и можно будет сосредоточиться только на учебе.
4) Не забывать отдыхать. Если вы будете учиться с 7 утра до 12 ночи каждый день, вы быстро перегорите и начнете прокрастинировать — откладывать всё на потом, а нужно, чтобы учеба была непрерывной, но посильной.
Шутки кончились
Перед учащимися старших классов задачи стоят гораздо более серьезные — им предстоят важные экзамены.
Единый государственный экзамен для выпускников в этом году будет проводиться в два этапа: основной — с 31 мая по 25 июня, с резервными днями с 28 июня по 2 июля для тех, у кого случилась накладка с экзаменами по предметам, и тех, кто болел, дополнительный — с 12 по 17 июля для тех, кто не смог сдать ЕГЭ по русскому, и тех, кто не попал на экзамен в основной период по уважительной причине.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) и его вариация государственный выпускной экзамен (ГВЭ) для 9-х классов пройдет с 24 мая по 2 июля. На 3–15 сентября назначен дополнительный период ОГЭ и ГВЭ-9.
Потрясение мозга2
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
ГВЭ — аналог ОГЭ для 9-х классов и ЕГЭ для 11-х классов. Его обычно сдают ученики с ограниченными возможностями здоровья, отбывающие наказание в исправительных учреждениях или воспитанники специализированных школ и интернатов закрытого типа. В этом году сдать выпускной экзамен в форме ГВЭ смогут также все школьники, которые не планируют поступать в вузы. Основной период ГВЭ-11 пройдет с 25 мая по 16 июня. Дополнительных периодов целых два: 13 и 17 июля и 3–15 сентября.
Если говорить про выпускников и их подготовку, то здесь стоит выбрать другую тактику, советует Елена Провозен.
— Майские праздники — это небольшой отдых от тех предметов, которые ученик не будет сдавать, и одновременно с этим — время интенсивной подготовки к ЕГЭ, — отмечает эксперт. — К началу каникул можно составить таблицу с темами для повторения или отработки и далее составить расписание, которому ученик будет следовать в течение всех дней каникул.
Совет 4. Работа не беда! Главное, как провести время после работы
Мы понимаем, что не все родители могут себе позволить взять неделю отпуска на время школьных каникул. Ребенок останется с бабушками, дедушками, родственниками и нянями. В этом нет ничего страшного, у каждого свои обстоятельства, и родительская работа тоже очень важна. Не расстраивайтесь, каникул будет еще много. Но в этом случае надо обязательно проинструктировать тех людей, с кем ребенок будет проводить каникулы. Объясните расписание на день, скажите, что ребенку обязательно надо отдыхать, а к урокам следует вернуться через неделю.
«Сделайте так, чтобы ребенок почувствовал каникулы, даже если вы не сможете провести с ним целый день. Запланируйте на вечера какие-нибудь совместные мероприятия, которые в обычные учебные дни вы не успеваете делать. Например, сходите после работы в кино, музей или кафе. Или устройте дома ужин по случаю первых каникул, а потом всей семьей посмотрите любимый мультфильм», — рекомендует Алина.
Как подготовить к школе ребенка средних классов?
К концу августа ребята скучают по друзьям, спешат поделиться летними впечатлениями. Для того, чтобы ребенок имел достаточный «запас тем», в оставшийся промежуток времени до первого сентября добавляйте впечатлений.
Мотивируйте ребенка читать
Кроме списка «на лето» полезно почитать книжки и журналы на любимые темы, порешать кроссворды, поиграть в настольные игры вместо компьютерных.
Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.
Уделяйте время отдыху с ребенком
Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.
Как подготовить к школе ребенка средних классов?
К концу августа ребята скучают по друзьям, спешат поделиться летними впечатлениями. Для того, чтобы ребенок имел достаточный «запас тем», в оставшийся промежуток времени до первого сентября добавляйте впечатлений.
Мотивируйте ребенка читать
Кроме списка «на лето» полезно почитать книжки и журналы на любимые темы, порешать кроссворды, поиграть в настольные игры вместо компьютерных.
Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.
Уделяйте время отдыху с ребенком
Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.
Связать знания по предмету с бытовыми навыками
Продолжая тему мотивации, важно уметь связать предмет и практическую, можно даже сказать, бытовую жизнь. Сквозь призму будничного применения навыков из области физики, химии, биологии или математики гораздо проще «достучаться» до расслабленного летнего сознания
Кто-то устраивает игру, кто-то – лабораторную работу. Главное – показать связь теории и практики.
Янина Масловская, учитель химии и биологии, с. Слобода Архангельская, Татарстан: «Я детей спрашиваю, как они провели каникулы, что делали, чем помогаю родит етям? Ответят, к примеру: «Я помогаю жарить картошку’». Развиваешь тему: все ли получилось? Не подгорело ли? Обычно, хоть у одного да бывает. И тут вопрос: а почему’ подгорело, знаешь? И тут делается перевод на тему углеводов: потому что в картофеле много крахмала, который очень сильно горит при нагревании. Вот она — химия и жизнь».
Ночной аврал
Еще одним важнейшим условием для нормальной работы организма, особенно в период повышенной нагрузки, является режим дня. И здесь педагоги и психологи в один голос твердят: ночные бдения не помогут добиться хороших результатов в учебе, поэтому никогда не стоит откладывать подготовку к аттестационным испытаниям на потом и заниматься ею в последний момент в экстренном режиме.
Нью-йоркский профессор психологии из Университета Святого Лаврентия Памела Тэчер, изучившая влияние недосыпа и ночных занятий на успеваемость студентов колледжей, представила результаты своего исследования на ежегодной конференции Национального общества сна. Выяснилось, что две трети испытуемых, которые хотя бы один раз в течение семестра занимались ночью, имели более низкий средний балл, чем те, кто в это время сладко спал.
Потрясение мозга3
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив
Многие учащиеся, по ее словам, считают предэкзаменационные ночные бдения своего рода развлечением и эдаким обрядом посвящения, способом приобщения к студенчеству. Однако это ухудшает качество сна в целом, замедляет реакцию и повышает склонность к ошибкам, таким образом затрудняя полноценную реализацию академического потенциала.