Ребенок-растеряша: особенности воспитания и обучения

Что делать, если малыш потерял что-то?

Что делать, если малыш потерял что-то? Разобраться и спокойно поговорить. Следует выяснить обстоятельства, при которых совершена утрата. Не повышая голоса, попросите ребенка вспомнить, когда и где он мог оставить потерянный предмет. 

Если это игрушка, выясните, где он играл, кто был рядом, кому передавал ее во время общения. Возможно, у ребенка отобрали вещь силой, пригрозили не говорить родителям. Малыш придумал отговорку, что потерял, и твердит, что не помнит где.

В таком случае ни в коем случае нельзя ругать детей, нужно беседовать очень аккуратно и по крупицам получать нужную информацию. Подобные случаи необходимо пресекать, иначе ребенок уйдет в себя, агрессия продолжится. Малыш рискует получить нервный срыв, одновременно боясь обидчиков, отбирающих вещи, и родителей, ругающих за их отсутствие. 

Если же вещь действительно утеряна, нужно поговорить с детьми на предмет осознанного пользования. Учите ребенка запоминать предметы, которые берет с собой, кому-то отдает, где-то оставляет. Практику можно проводить в виде домашней игры, когда разные члены семьи получают определенные вещи (игрушки, одежду, посуду), передают их друг другу и запоминают порядок и процесс.  

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Почему ребенок все теряет?

Прежде чем учить ребенка следить за собственными вещами, давайте разберемся, почему он всё теряет.

Причина подобной рассеянности — невнимательность и несобранность. В дошкольном возрасте (до 5 лет) это явление с натяжкой можно назвать нормой

Внимание ребенка привлекает все новое, яркое, интересное. В попытке познать окружающий мир: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, трудно вести контроль над личными вещами

Именно поэтому интерес к игрушке заменяется вниманием к красивой птичке, которая полетела к воротам детского сада, а сразу оттуда ребенка позвала воспитательница, и никто не вспомнил о варежках на лавочке, которые были занесены снегом. И даже, если ребенок позже поймет, что потерял рукавички, то не будет способен установить временные связи между своими действиями, так как у него еще не сформировано логическое мышление. Бесполезно спрашивать малыша о том, где он потерял свои вещи — не вспомнит.

Существует отдельная категория детей, которые погружены в себя: в свои мысли и фантазии. Им трудно сосредоточиться на чем-то материальном, противоположном — внешнем мире. В голове таких детей прекрасные замки, мечты о будущем, длинные сказки со счастливым концом. Это особенность характера, которая будет сопровождать ребенка все его детство, а, возможно, и жизнь. Мало кого удивит рассеянность писателей или ученых. А ведь это не следствие гениальности, а просто способность полного погружения в свой внутренний мир. Одни люди сосредоточены на внешнем мире, а другие на внутреннем. Естественно, что забывание своих вещей происходит совершенно неосознанно.

Общение детей в общественных учреждениях часто подчиняется детским правилам, среди которых распространена практика обмена. Дети меняются игрушками и заколками, берут друг у друга вещи «поносить», а к вечеру уже невозможно вспомнить, с чем ты пришел в детский сад, и кто конкретно потерял твои вещи.

Часто сосредоточению мешает постоянная спешка. Особенно это касается медлительных детей. Причина этого в неправильном режиме. Спешка в утренние часы не позволяет ребенку сосредоточиться на своих вещах. Он даже не помнит, во что был обут, так как его, сонного, обувала мама. Подобная ситуация может быть в школе, если ребенок спешит на урок после физкультуры и боится опоздать. В приоритете становится факт опоздания со всеми последствиями, а не контроль над вещами. Подобные примеры можно продолжить.

Некоторые родители ограждают детей от многих дел, включая заботу о вещах. Они сами собирают школьный портфель, готовят вещи на завтра, следят за их состоянием, не привлекая к этому детей. И порой ребята даже не знают, что у них в портфеле, не помнят какого цвета сегодня шарф, и, естественно, забывают вещи.

Некоторые родители перегружают детей чрезмерными полномочиями: школа, дополнительные занятия по отдельным предметам, кружки по интересам, прогулки с собакой. Каждый день расписан по минутам, несмотря на достаточно юный возраст. Хорошо это или плохо нужно рассматривать в каждом конкретном случае, но все-таки необходимо помнить, что повышенные нагрузки вызывают сбой в работе детской психики. Ребенок просто устает, и рассеянность является защитной реакцией психики. Если это про вашего ребенка, то пересмотрите его занятость.

Отсутствие восприятия собственности
Эта проблема часто встречается в семьях с несколькими детьми. Родители боятся формирования жадности и настойчиво игнорируют собственнические тенденции в семье. Вещи других детей могут браться без спроса, а игрушки являются общими, а не личными. По этой причине дети не следят за вещами, так как они общие, а не их.

Как помочь побороть забывчивость?

Как помочь ребенку побороть забывчивость? Добиться этого можно, если научить малыша постоянно держать свои вещи под контролем.

  • Проговаривайте вслух и считайте предметы, которые дети берут с собой. Попросите их повторить перечень и количество. По возвращению домой проверьте, все ли при детях. Если чего-то не хватает, попросите вспомнить, где мог остаться забытый предмет.
  • Показывайте положительный пример детям. Перед выходом из дома проверяйте, ничего ли не забыли: сумка, кошелек, документы, проездной билет или ключи от машины, ключи от дома и кабинета.

После того, как возвращаетесь, положите все вещи на свои места: ключи повесьте на крючок, сумку поставьте в шкаф, кошелек – на полку, документы уберите в стол. 

Видя такой порядок, дети начнут подражать взрослым и стремиться поддерживать данный шаблон в своей практике.

В случае, когда заметили, что у ребенка плохая память, займитесь психологическими упражнениями и практикой на внимательность. Ежедневные тренировки в игровой форме помогут увеличить мозговую  активность и развить память. 

Положите на стол разные предметы, дайте время ребенку посмотреть на них, затем попросите его отвернуться и назвать все, которые вспомнит. Для начала можно взять не больше трех, со временем увеличивать количество. 

Хорошей тренировкой памяти является практика заучивания стихов и песен. Выбирайте те, которые интересны детской аудитории , учите вместе с детьми и проговаривайте перед сном, на прогулке.

Просите малыша запоминать, как проходит его день. Пусть он расскажет, чем занимался в детском саду, во что и с кем играл, что кушал, какие предметы изучал и что запомнил. Практика запоминания сделанных дел дает положительные результаты, а заодно помогает проанализировать продуктивность дня.

Ребенок-растеряша может исправиться, если к нему станут относиться с пониманием, и прилагать усилия по искоренению этого недостатка. Не стоит бранить детей, ведь причины и ситуации, в которых теряются предметы, бывают разными, и не всегда в них есть вина детей. 

Не жадный, а неопытный

Долгое время дети зависят от взрослого не только физически, но и психологически. Ваша личность помогает малышу справляться со всем, до чего его собственная пока не доросла. Поэтому он в прямом и переносном смысле говорит «да» всему, что показывает, говорит взрослый. Но чем сложнее личность, тем чаще малыш начинает пробовать отказываться. Это проявляется в том числе в ситуациях, когда он не делится игрушками.

Для него это важное открытие: оказывается, можно сказать «нет». Плохо, если взрослые усматривают в этом только непослушание, жадность и требующее искоренения своеволие

Вредно, когда мы забираем его право отказать и пытаемся увещевать: «Жадничать плохо, нужно делиться своими любимыми игрушками». От нас очень многое зависит — ведь это взрослые задают контекст, в котором на втором году жизни малыш будет произносить свои первые «нет». Важно объяснять малышу, а не постоянно требовать и настаивать.

Если вы спрашиваете, какого цвета майку он наденет, возьмёт или нет седьмую лопатку на прогулку, хочет ли пить, можно ли взять его игрушку, нужно ли ему ещё раз показать, как резать ножницами, — то любой данный ответ будет приемлем и потому разумен. А если вы задаёте вопросы с «правильным» ответом, то учите не тому, чтобы осознанно заявить о своих намерениях, а тому, чтобы угадывать ваши. Например: пойдёт ли малыш вовремя спать, ушанку или панамку наденет на прогулку, будет или нет опять рыться в вашем шкафу.

Уважать малыша с его желаниями — значит задавать вопросы, предполагающие реальный, а не мнимый выбор.

Забирая у ребёнка право решать, выбирать и отказываться, мы провоцируем у него агрессию, истерику или депрессию

Если же вы и вовсе не предполагаете, что такой маленький человек что-то может и хочет решать, выбирать, отказываться от каких-либо благодеяний в свой адрес, — то малыш в меру своего разумения сам предложит вам ситуации, в которых предъявит вам своё мнение. И чаще всего не угадает и получит от вас негативную обратную связь вроде «крохе слова не давали».

Дальше, в зависимости от типа нервной системы, вы пожнёте протест наружу или вовнутрь: агрессию, истерику или депрессию. Последнее хуже всего, потому что на первый взгляд малыш такой удобненький, смирный, покладистый. Где положишь, там и лежит. И только некоторое время спустя станет видно, что он что-то упускал всё то время, пока был уныл вместо инициативности.

Что такое внимание?

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников

Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.

Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.

Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат). 

Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам

Если ваш ребенок относится к разряду «растеряш», то нужно приниматься за воспитание внимательного отношения к вещам. Потеря вещи один-два раза – случайность, к которой нужно относиться с пониманием и поддержкой. А вот регулярное забывание личных вещей – проблема, которую нужно решать.

Прежде всего, определитесь, что в каждой вещи -труд родных и близких, так как все стоит денег. Объяснив это своему ребенку, попросите присматривать за вещами

Важно, чтобы он понял, почему вас расстраивает подобная ситуация

Несколько простых приемов помогут научить ребенка держать свои вещи под контролем.

  1. Сделайте метки на детские вещи и ознакомьте с ними ребенка. Пусть одежда имеет личный логотип с буквами имени или каким-то рисунком. Его легко пришить или приклеить на вещи, включая школьные учебники или пенал. Эта небольшая хитрость поможет научить ребенка легко узнавать свои вещи среди других таких же или похожих.

  2. Не давайте детям дорогих вещей. Главное, чтобы было удобно. Заведите правило, что при потерянной дорогой вещи замена всегда будет проще и дешевле.

  3. Учите детей простым способам ухода за вещами: положить мокрые варежки на батарею, затолкать шапку в рукав, класть носочки в тапочки и т.д. В этом случае, дети не будут искать вещи, а будут знать их место в соответствии с ситуацией.

  4. Считайте предметы и проговаривайте. Собирая ребенка для игры, пересчитайте с ним предметы, которые он берет с собой, пусть он проговаривает все вслух. Придя домой, повторите ритуал и проверьте все ли на месте.

  5. Не торопитесь с покупкой новой вещи при потере старой. Ребенок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности. На сменную обувь можно взять старенькие кроссовки, а потеря совка и ведерка дошкольника просто не позволит играть с песком. Ребенок должен ощутить на себе негативные последствия безответственного отношения к вещам. С покупкой нового телефона или электронной игры можно вообще повременить. Он должен осознать свою вину.

  6. Не покупайте ребенку лишних вещей. Просьбы ребенка не должны удовлетворяться сиюминутно. Иначе радость от покупок просто исчезнет, а вещи перестанут цениться. Кроме того, будет портиться характер ребенка.

  7. Воспитывайте у ребенка аккуратность во всем. Каждая вещь заслуживает уважения: она должна находиться на своем месте и быть всегда чистой. Найдите место каждой вещи, включая книги и игрушки, рассмотрите, как нужно за ней ухаживать. Не наводите порядок в его зоне без ребенка. При необходимости, возвращайте ребенка к начатому делу. Учите ребенка самостоятельности и навыкам ухода за вещами.

  8. Учите ребенка планированию. Ребенка нужно отучать от суеты и спешки, которые являются причиной рассеянности. Создавайте режим дня, учитывающий особенности ребенка. Учите ребенка правильно складывать портфель и одеваться. Эти навыки вызовут увеличение скорости выполнения этих действий и избавят от ненужного стресса.

  9. Не ругайте ребенка за пропажу. Обсудите причины случившегося и тактику последующих действий. Ребенок должен понимать, что его не наказывают, а просто принимают меры. Старые кроссовки и спортивная форма, недорогие простые школьные принадлежности взамен утерянных-это результат незапланированных расходов.

Ребенок должен осознать свою невнимательность и стараться контролировать себя. Это долгий процесс, требующий времени и усилий, но стоящий того, чтобы видеть ребёнка собранным и аккуратным.

Светлана Садова

Насколько мой ребенок самостоятелен?

Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест

Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам

Если ваш ребенок относится к разряду «растеряш», то нужно приниматься за воспитание внимательного отношения к вещам. Потеря вещи один-два раза – случайность, к которой нужно относиться с пониманием и поддержкой. А вот регулярное забывание личных вещей – проблема, которую нужно решать.

Прежде всего, определитесь, что в каждой вещи -труд родных и близких, так как все стоит денег. Объяснив это своему ребенку, попросите присматривать за вещами

Важно, чтобы он понял, почему вас расстраивает подобная ситуация

Несколько простых приемов помогут научить ребенка держать свои вещи под контролем.

  1. Сделайте метки на детские вещи и ознакомьте с ними ребенка. Пусть одежда имеет личный логотип с буквами имени или каким-то рисунком. Его легко пришить или приклеить на вещи, включая школьные учебники или пенал. Эта небольшая хитрость поможет научить ребенка легко узнавать свои вещи среди других таких же или похожих.

  2. Не давайте детям дорогих вещей. Главное, чтобы было удобно. Заведите правило, что при потерянной дорогой вещи замена всегда будет проще и дешевле.

  3. Учите детей простым способам ухода за вещами: положить мокрые варежки на батарею, затолкать шапку в рукав, класть носочки в тапочки и т.д. В этом случае, дети не будут искать вещи, а будут знать их место в соответствии с ситуацией.

  4. Считайте предметы и проговаривайте. Собирая ребенка для игры, пересчитайте с ним предметы, которые он берет с собой, пусть он проговаривает все вслух. Придя домой, повторите ритуал и проверьте все ли на месте.

  5. Не торопитесь с покупкой новой вещи при потере старой. Ребенок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности. На сменную обувь можно взять старенькие кроссовки, а потеря совка и ведерка дошкольника просто не позволит играть с песком. Ребенок должен ощутить на себе негативные последствия безответственного отношения к вещам. С покупкой нового телефона или электронной игры можно вообще повременить. Он должен осознать свою вину.

  6. Не покупайте ребенку лишних вещей. Просьбы ребенка не должны удовлетворяться сиюминутно. Иначе радость от покупок просто исчезнет, а вещи перестанут цениться. Кроме того, будет портиться характер ребенка.

  7. Воспитывайте у ребенка аккуратность во всем. Каждая вещь заслуживает уважения: она должна находиться на своем месте и быть всегда чистой. Найдите место каждой вещи, включая книги и игрушки, рассмотрите, как нужно за ней ухаживать. Не наводите порядок в его зоне без ребенка. При необходимости, возвращайте ребенка к начатому делу. Учите ребенка самостоятельности и навыкам ухода за вещами.

  8. Учите ребенка планированию. Ребенка нужно отучать от суеты и спешки, которые являются причиной рассеянности. Создавайте режим дня, учитывающий особенности ребенка. Учите ребенка правильно складывать портфель и одеваться. Эти навыки вызовут увеличение скорости выполнения этих действий и избавят от ненужного стресса.

  9. Не ругайте ребенка за пропажу. Обсудите причины случившегося и тактику последующих действий. Ребенок должен понимать, что его не наказывают, а просто принимают меры. Старые кроссовки и спортивная форма, недорогие простые школьные принадлежности взамен утерянных-это результат незапланированных расходов.

Немного теории

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика

А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

Решение

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: