Нужны ли запреты в жизни ребенка?

«Ты воруешь и у себя тоже»

Ещё один пример: «В детстве я воровал деньги у родителей. Сначала я брал немного, затем всё больше и больше, пока родители не заметили. Я думал, что родители будут долго на меня кричать, говорить всякие неприятные вещи и не простят мне. Но, к моему удивлению, меня не отругали, а просто объяснили мне: «Ты воруешь деньги не только у нас, но у самого себя, ведь эти деньги общие, поэтому, прежде чем брать их, подумай, а сколько у нас их осталось». После этого я никогда не брал деньги без спросу, поскольку сказанные родителями слова оказали на меня такое воздействие, которого невозможно было бы получить руганью и наказаниями».

Вернёмся ещё раз к формуле наказания, которую мы приводили, обосновывая ненужность наказания в ситуации трудной для самого ребёнка.

Бездумные запреты

Бездумные запреты – сами по себе опасная штука не только для развития ребенка, но и для детской психики. Для нормальной полноценной жизни, творческой карьеры и создания семьи взрослому человеку не обойтись без базового доверия к миру. Это очень хрупкая материя, которая с большим трудом и за немалые деньги восстанавливается в кабинетах психологов. При чем же тут запреты и как они подрывают это самое базовое доверие к миру?

Когда ребенок занят каким-то делом, он не тратит время зря, а интенсивно развивает себя, учится выживать в этом мире. Запрети котенку ловить хвостик – он не научится ловить мышку, и в дикой природе не сможет обеспечить себя пищей и погибнет. Примерно таким же образом работает этот древний природный механизм и для ребенка.

Мотивация бездумного запрещения разная. Это не только желание защитить ребенка от опасностей – чаще родителям просто удобно со спокойным послушным малышом.

8 самых важных запретов для детей

Не играй на проезжей части (там, где ездят машины). Стоит ребенку это объяснить, потому как проезжая часть словосочетание для него незнакомое. Этот запрет, который стоит строго соблюдать в любом возрасте

И не важно, если по этой дороге проезжает одна машина за день. Причем мало просто о нем говорить, стоит показывать специальные мультики и проследить за усвоением пройденного.

Не обижай кошечку, собачку, насекомых

Да и вообще всех животных. В первую очередь, это моральные устои. И если ребенок нарушает данный запрет, то это ведет к психологическому отклонению и сознательному желанию делать кому-либо больно. И дело вовсе не в любопытстве. В таком случае поможет только психолог и правильная тактика поведения родителей.

Не сиди у самого окна. Не лезь на подоконник. Этот запрет помогает сохранить здоровье малыша и его жизнь, так как в силу своего любопытства ребенок не подразумевает об опасности. Конечно, ребенок должен изучать мир, но окна и подоконник без подстраховки родителей не должны быть объектом изучения. Расскажите ребенку об опасности такого интереса и не скрывайте возможных последствий.

Игры с огнем опасны. Не разрешайте ребенку играться со спичками и зажигалкой. Это может привести к различным ужасным последствием. Мало того, изучите вместе с ребенком правила поведения при пожаре, заучите с ним номера пожарной безопасности, адрес, свою фамилию и имя. Обучать ребенка также через мультфильмы.

Не говори с незнакомыми. Еще один запрет, который не терпит исключений. Ребенок должен понимать, что нельзя ни при каких обстоятельствах говорит с незнакомыми слишком открыто, рассказывать подробности жизни, говорить адрес, и самое главное нельзя идти за ними. Это касается даже тех людей, которые представляются знакомыми родителей или кажутся очень добрыми. Расскажите ребенку о плохих последствиях таких разговоров, это поможет воспринимать ситуацию серьезно. Чувство страха здесь является нормой, он вызывает инстинкт сохранения.

Нельзя брать чужие вещи, без спроса. Чаще всего дети с нормальным спокойным моральным устоем быстро понимают этот запрет. А вот, если за ребенком наблюдаются признаки воровства, то стоит понимать прежде всего, что вина ребенка здесь минимальна. Чаще всего детское воровство возникает в ряде нарушений психики, стоит обратиться в таком случае к психологу.

Не убегай от мамы. Будь в зоне видимости. Детей стоит учить этому запрету с малых лет. Особенно в том случае, если мама не является полноценным авторитетом для ребенка. В таком случае стоит водить ребенка на прогулку в места с ограниченным пространством. Также стоит повышать авторитет мамы.

Не суй пальцы в розетку! В первую очередь, это безопасность малыша. Кстати, можно обучать ребенка также через мультики. Этот запрет ребенку послужит долгую службу. Вариантов для компромисса в нем тоже нет, и ребенка стоит предупредить об этом.

Таким образом, стоит помнить о том, что все запреты данные ребенку, созданы для его же безопасности, поэтому не стоит ими пренебрегать. Учите ребенку слову «нельзя» спокойным тоном, используя объяснения. И спустя время вы заметите, что ваш ребенок быстро усваивает ту информацию, которая очень важна. Не забывайте его хвалить, если он делает все правильно.

Мир не будет прежним

Шапиро объясняет, что попытки оградить детей от технологий вызваны бессознательным страхом перемен. Родители боятся уйти от знакомой и понятной концепции детства. Но некоторые вещи, которые считаются традиционными, появились в индустриальную эпоху. До XIX века в Европе, например, не было площадок для детей. В России первая заметка о детской площадке появилась в начале XX века.

Часто родители запрещают ребенку гаджеты, а сами постоянно пользуются смартфоном. Ребенок чувствует, что ценят родители. Видит, что мама использует гаджет, когда захочет. Ребенок понятия не имеет, что мама работает, и делает вывод: взросление приходит с привилегией играть на телефоне весь день. Неограниченный доступ к гаджетам становится маркером зрелости.

Иногда родители приравнивают регулярное использование гаджетов к страшной зависимости, равнозначной алкоголизму или наркомании. Но такие диагнозы должен ставить врач. Да, видеоигра поднимает уровень дофамина, но так же, как хорошая книга, аттракцион или мороженое. Шапиро уверен: нельзя ставить знак равенства между гаджетами и тяжелыми наркотическими веществами. Мир не делится на черное и белое, у цифровых устройств тоже есть  нюансы и тонкости.

Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам. Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме

Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди

А это очень важно для счастливой жизни маленького человека

Запрещаем правильно

В самом раннем детстве, когда малыш только начинает ползать или ходить, он встречается с сопротивлением окружающих. «Хочу» маленького человечка наталкивается на «нельзя» взрослого. Формируется мысль, что не все будет дозволено. И чтобы ребенок приобрел хороший, правильный опыт, запрещаем правильно.

Обязательно произносим вслух обоснование. Родитель четко понимает, почему запрещает. И доносит эту мысль до ребенка. Нельзя кусать маму, потому что больно. Нельзя трогать раскаленный утюг, потому что обожжешь ручку.

Родители и находящиеся рядом близкие действуют сообща. Если с мамой и папой нельзя, а с бабушкой можно, то в голове у крохи будет путаница. Взрослые никак не договорятся по конкретному вопросу – малыш растет двуличным. С ранних лет он учится манипулировать и подстраиваться под обстоятельства. Лучше уступить второй половинке, чем мешать нравственному воспитанию чада.

Озвученный одним из родителей запрет не отменяется другим. «Разрешающая» сторона всегда будет в почете. Но ее авторитет страдает. Если при маме нельзя, а при папе можно, то будет можно всегда.

Запрет – необходимость. Что-то делать объективно запрещено. Не из-за папиного плохого настроения. А из-за угрожающей опасности или неприемлемости в социуме, семье.

Запрет постоянен. Неверно сегодня разрешить, а завтра запретить. Четкого понимания при таком подходе не сформируешь.

Запреты «растут» вместе с ребенком. В два года переходим дорогу с мамой за ручку. В восемь с этой задачей справляемся самостоятельно.

«Нельзя» не противоречит естественным потребностям крохи. Что плохого в том, что малыш становится на коленки в чистых штанишках и роет песок голыми руками. Юный исследователь по-другому не может.

Сформулируйте 5-7 запретов. Недопустимы вещи и ситуации:

  • опасные для жизни и здоровья крохи и окружающих;
  • неприемлемые с точки зрения этики и морали;
  • запрещенные в семейном кругу.

Нельзя плевать специально в лицо чужой тете. Это прямое нарушение моральных законов. Попустительство со стороны родителей недопустимо. Но ничего страшного не случится, если малыш попробует на зуб резиновый вантуз. Вряд ли у него в будущем сформируется такая привычка.

Психологи советуют как можно реже употреблять слова «нет» и «нельзя». Если их часто произносить, малыш перестанет воспринимать. Не рекомендуется использовать конструкции типа «не делай», «не трогай», «не ходи туда» и т.п. Логическое ударение падает на последние слова. Частица «не» не слышна. Получается, родитель заставляет действовать, призывает к действию.

Что же говорить:

  • «Это делать опасно! Ты обожжешься, поранишься!» В некоторых ситуациях для формирования чувства опасности дайте попробовать малышу запретное. Пусть притронется пальчиком к горячей чашке. Продемонстрируйте страх перед оживленной дорогой. Возьмите кроху на руки и отойдите подальше от края.

  • «Мы так не делаем, потому что…». «Так не принято!» Так создаются поведенческие модели.

  • «Я не разрешаю!» У взрослого имеется право разрешать и запрещать. В семье существуют законы поведения. Фразу необходимо произносить и приходящим в дом детям.

Старайтесь избегать отрицательных частиц. Эффективнее запрещать «добрым словом».

Родители – первые люди, которых видит кроха, любит и уважает. От взрослых людей малыш воспринимает нормы, правила, требования и законы. Как мама с папой себя ведут, как они доносят до чада запреты, так ребенок их и воспринимает. Слушает, понимает, формируется как полноценная личность.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам

Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

Украл деньги на подарки друзьям

«Сын в 10 лет взял без спросу у бабушки 300 рублей, купил на них игрушки и раздал друзьям.

Решение: Узнав обо всём, папа посадил сына в машину и повёз его собирать игрушки у друзей. Собрав игрушки, они отнесли их обратно в магазин. Папа попросил продавщицу больше не продавать ничего этому мальчику. Дома провели беседу о бабушкиной пенсии, которая приходит только раз в месяц. На сына подействовали воспитательные действия папы. Сейчас ему 18 лет и он никогда не возьмёт без спросу ни рубля».

Да, последствия проступка, безусловно, оставили сильный след в душе ребёнка. Но боюсь, не только позитивный. Ведь забирать у друзей подарки, возвращать их в магазин – для ребёнка это было унизительно и тяжело. Да, папа проявил свою порядочность, логичность, ответственное отношение к воспитанию сына.  Но: сможет ли за этот проступок когда-то простить себя ребёнок? Учёл ли папа, почему ребёнок повёл себя так? Не было ли одной из причин проступка наличие у ребёнка комплексов, из-за которых он так хотел угодить друзьям? Не появились ли эти комплексы из опыта похожих способов реагирования папы на действия сына в прошлом?

На мой взгляд, разобравшись в ситуации, родители должны были вернуть 300 рублей бабушке и показать сыну, как им пришлось в связи с этим урезать свой семейный бюджет, то есть взять на себя часть вины за проступок. Ребёнок должен видеть, что родители огорчены из-за его поведения, но что они верят, что этого больше не повторится

Кроме того, важно было помочь сыну понять себя, разобраться, зачем он это сделал. Если для того, чтобы его больше любили и ценили друзья, чтобы повысить свой авторитет, то надо помочь ему понять, что так авторитет не повысить

Напротив, «друзья» начинают понимать, что можно управлять твоим поведением, учатся извлекать из него выгоду. Важно было помочь ребёнку разобраться, кто такой друг и какие друзья ему нужны. Кроме того, необходимо помочь ребёнку повысить свой авторитет в классе за счёт демонстрации своих умений. Можно помочь мальчику подружиться с хорошими ребятами, создав условия для совместной деятельности в гостях у сына.

Праздник непослушания или страна запретов?

Должно ли детство пройти вовсе без запретов? Конечно же, нет. Ограничения – это большая часть нашей жизни, и с возрастом их число растет. Ограничения и запреты помогают сделать нашу жизнь безопасной и взаимокомфортной, а нашу деятельность – эффективной. Подрастая, ребенок обязательно должен узнавать все больше правил и запретов.

Самоограничение, самозапреты и умение остановить себя – важная составляющая развития, безопасности и гармоничной интеграции в общество.

Везде свои правила. Например: «Мы не высыпаем сахар на стол. Мы кладем его ложечкой в чай и размешиваем – вот так!»; «Мы не бросаем мусор на улице, а кладем его в урну – вот так!» и т. д. Позвольте ребенку повторить и исполнить желательную модель поведения и похвалите его. Сказано это должно быть довольно твердо, но не агрессивно.

Правила запрета детям

  1. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Любознательный малыш, исследуя пространство и окружающую среду, может испортить немало ценных вещей. Но если вы предложите ему на выбор интересную развивающую деятельность то, конечно, все будет в целости и сохранности. И окрики“ нельзя” в вашей семье останутся в прошлом. Самостоятельно дети до 5-6 лет редко могут придумать себе занятие. Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша.
  2. Нельзя запретить ему фантазировать, строить домики под столом, громко смеяться и пр. Для дошкольника такое поведение является нормой. Помните, способность управлять собой формируется только к 6,5-7 годам.
  3. Без мотивации запреты не действуют. Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Всегда следует объяснить малышу — почему нельзя, какие могут быть последствия. Запреты излагайте четко и ясно — без длинных лекций и чтения нотаций, а еще лучше – в игровой форме.
  4. При каждом удобном случае предлагайте ребенку выбор. Это повысит самооценку малыша. Предложите на выбор — синюю или желтую шапку, а перед купанием он сам выберет игрушки, которым пора купаться.
  5. Будьте примером своему малышу. Ваше «нельзя» будет пустым звуком, если вы сами позволяете себе нарушить правило. Не нарушайте сами введенные запреты. Нельзя сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы смотрите сериал.
  6. Избегайте нравоучений! Полезнее читать детям умные и красочные книжки. Сюжет из стишка запомнится малышу надолго. Смотрите вместе и обязательно обсуждайте специально созданные для расширения кругозора мультфильмы.
  7. В общении с ребенком проявляйте изобретательность. Чтобы меньше одергивать ребенка в поликлинике, прихватите с собой книжку, яркую бумажку или игрушку. Даже разглядывание фантика от конфеты и нахождение знакомых букв может увлечь ребенка. Вместо «прекрати капризничать, так нельзя!», спокойно скажите: «Машенька, пойдем, выберем игрушку для кошки. Посоветуй, сынок, какую открытку купить для бабушки».
  8. Позаботьтесь, чтбы ваш дом был безопасным для передвижения малыша. Установите заглушки, накладки на углы, опасные предметы разложите в недоступных местах и пр.
  9. Требования должны быть едины. Запреты должны исходить от всех членов семьи. Папа не должен разрешать то, что только что запретила бабушка.

Запреты ребенку

  1. Запрещено бить других и драться. Жестокость следует пресекать, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рвать бумагу, лепить, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Нельзя нарушать нормы морали. То есть, плеваться, сквернословить, бросать в людей предметами, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом.
  3. Запрещено обижать животных. Покажите, как нужно помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца, свозите ребенка на экскурсию в зоопарк, конюшню.
  4. Нельзя брать чужие вещи. Присваивать чужие игрушки, брать вещи родителей или надкусывать продукты в магазине — нельзя. Спокойно и твердо нужно объяснить, чем заканчиваются такие поступки. Можно попросить знакомого сыграть роль полицейского, если объяснения не помогают.
  5. Нельзя убегать от мамы.  Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя, а прежде чем отлучиться (до песочницы или до соседнего прилавка в магазине), нужно сказать об этом маме.
  6. Запрещено залезать на подоконники. Этот запрет категорический, даже, если у вас пластиковые окна и приняты все меры безопасности.
  7. Нельзя играть с огнем. Посмотрите с ребенком детские книги или мультфильмы на эту тему.
  8. Запрещено играть на проезжей части. Это правило изучите на картинках и закрепите эффект полезными мультфильмами.
  9. Нельзя вставлять в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Обязательно объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нельзя делать то, что создает опасность для окружающих людей. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

Если вы будете достойным примером для своего ребёнка, тогда он четко усвоит, как можно поступать, а что категорически запрещено.

Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

Это сладкое слово «свобода»

Запреты важны для выработки приемлемого социального поведения – без них никуда. Приведу пример из жизни.

Недавно знакомая режиссер детского театра рассказала историю. Во время спектакля девочка лет пяти залезла прямо на сцену и начала что-то выкрикивать в зал, размахивая руками. Мама никак себя не проявила. Администратор зала поднялась к ребенку и деликатно увела со сцены в зал. Эта сцена повторялась неоднократно, и до определенного момента мама ребенка сидела на своем месте и улыбалась. Затем спектакль был остановлен, так как актеры не имели возможности играть, а маму попросили покинуть зал вместе с ребенком, так как остальные зрители теряли возможность посмотреть сказку. Мама ребенка была возмущена, так как чувствовала себя ущемленной в зрительских правах, но зал ей пришлось покинуть. Ситуация для всех оказалась неприятной. В своем аккаунте в «Инстаграм» леди выложила фото дочери, карабкающейся на сцену. Ниже подписала, что-то примерно следующего содержания: «Какая молодец, такая свободная, завидую ей, хочу быть похожей на нее!» Возможно, но, как говорится, свобода одного должна заканчиваться там, где начинается свобода другого. В данном случае ребенок нарушил ход пьесы, лишив актеров возможности качественно выполнять свою работу, а зрителей – посмотреть спектакль, ради которого они и пришли, купив билеты.

Возможно, со стороны мамы отважной в самовыражении девочки нужно применить запрет на подобное поведение ребенка и научить ее, как вести себя в театре, показав, как ведут себя более воспитанные зрители?

Если ребенку не хочется смотреть спектакль, нужно показать ей, как тихо покинуть зал и устроить свое «представление» в парке или на детской площадке. А позже отдать ребенка в артистическую студию, где она сможет гармонично развивать свои таланты.

Воспитание без запретов чревато безотказностью детей в будущем. По статистике, взрослые, которым тяжело сказать нет, воспитывались мягкими родителями. Задумайтесь, хотите ли вы, чтобы в будущем ваш сын или дочь вопреки своим желаниям соглашались с окружающими, ведь такие люди нередко бывают несчастны.

Запреты необходимы, но они должны быть стратегически правильными, чтобы не тормозить развитие растущего человека.

Майя Ишметова

Балуете ли вы ребенка?

Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.
Пройти тест

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Четкие и неизменные границы?

Итак, первая мысль, имеющая место в нашем обществе: детям нужны жесткие и четкие границы, рамки поведения, от сказанного отступать нельзя, иначе ребенок быстро поймет, что родителями можно манипулировать. Плачет и кричит? Не обращать внимания, запретить кричать или выйти из комнаты. К рукам не приучать. Обещала наказание — наказывай. Озвученные последствия обязательно должны наступить. Нельзя допускать вседозволенности. 

Воплощение в жизнь этой идеи о жестких и неизменных границах  чревато тем, что стремление к послушанию становится важнее отношений. Но влиять на ребенка, с которым у нас плохие отношения, очень сложно. 

Это не про здоровые ограничения и последовательность. Это ригидность и неспособность быть гибким и учитывать свои потребности и потребности ребенка, невозможность находить оптимальные варианты.

Родителям, которые жестко и методично применяют наказания и требуют исполнения требований любой ценой, как правило, приходится частенько еще сильнее «закручивать гайки».

Потому что то, что работает сегодня, заставляя ребенка слушаться (например, лишение экранного времени или встреч с друзьями), перестанет работать завтра.

Во-первых, ребенок подрастет, во-вторых, его чувства от слишком большой уязвимости будут онемевать. То, что сегодня его пугало и заставляло вести себя так, как от него этого ждут, завтра вызовет реакцию: «А мне все равно! И забери планшет, мне он вообще не нужен!»

Мало того, слишком рано и слишком категорично ожидая от детей послушания и соответствия некой внешней форме, мы тормозим развитие истинной зрелости. 

У ребенка есть три важных процесса развития, о которых говорит Гордон Ньюфелд. Постепенное созревание этих процессов приводит к истинной внутренней зрелости.

1. Процесс становления, который отвечает за интерес и любознательность, живость, наполненность планами и идеями, жизненную энергию, стремление к автономности и независимости, уважение отдельности и границ других, и так далее.

2. Процесс адаптации, который отвечает за способность извлекать пользу из трудностей, принимать то, чего не изменить, не взрываться агрессией при раздражении, восстанавливаться после жизненных сложностей и потерь, быть жизнестойким, находчивым, учиться на ошибках и неудачах.

3. Процесс интеграции, который дает многомерное видение и ощущение себя и ситуаций с разных сторон, позволяет быть с другими, но не терять при этом себя, видеть разные точки зрения, не быть черно-белым, быть способным на мужественные поступки, справедливым, чутким, способным сотрудничать, быть способным видеть перспективу, и так далее.

Все эти три процесса развития, как видно на изображении выше, базируются на глубоких и надежных отношениях со взрослым, на шести уровнях привязанности, которые созревают у ребенка в этих отношениях. 

Аналогия с растением: три процесса развития — это верхняя часть, над землей. Чем крепче невидимые корни под землей (привязанность), тем сильнее будет расти верхняя часть.

Когда мы выстраиваем слишком жесткие, ригидные границы в отношениях с ребенком и требуем их соблюдения любым путем, то вместо надежности и безопасности, мы создаем ощущение небезопасности. И это приводит к тому, что развитие этих трех процессов замедляется и вместо этого выковывается внешняя форма, внешнее поведение. Такое, какое мы ожидаем от ребенка.

Психика ребенка быстро отказывается от того, что важно ему, когда в отношениях с близким взрослым становится небезопасно. Мы получаем желаемое поведение за счет ребенка, а не во благо ребенка

Потому что привязанность — она не совсем про любовь, она для психики ребенка в первую очередь про выживание. Связь должна быть. Если уж не надежная и глубокая, то хоть какая-нибудь, даже ценой депривации потребностей ребенка.

Правила детских запретов

«Нельзя» должны быть обдуманы, а не сказаны сию секунду. Т.е. вы должны понимать, правда ли, это запрещено для ребенка, или же можно найти в данной ситуации компромисс. Например, если малыш на себя пролил сок. По сути он не сделал ничего такого, что угрожает его жизни, а постирать лишний раз белье не так и сложно. В этом случае достаточно спокойно объяснить крохе, что нужно быть чуточку аккуратнее, а то маме не очень легко и просто стирать. Можно даже показать процесс стирки, если ребенок постарше. Но это не обязательно, так как это мог быть разовый случай.

Слова, запрещающие что-либо должны применяться только к самым большим проступкам и поведению, которое связанно с безопасностью

Также можно использовать запреты для чего-то очень важного в вашей семьи, но это не должно мешать развитию личности. Например, если вы вегетарианцы, дайте выбор своему ребенку, не запрещайте ему попробовать мясо

Старайтесь минимально прибегать к словам «нельзя». Для совсем маленьких детей достаточно навести такой порядок, который исключит опасности. Купите защиту от детей для розеток, установите замок на стиральную машину, смягчите углы, спрячьте бытовую химию, уберите ручки от нижних тумб. Вы должны быть спокойны за ребенка, если он передвигается самостоятельно и не находиться каждую минуту под вашим контролем.

С ребенком старше придется немножечко сложнее. Здесь сработает только лишь использование компромисса

И очень важно исполнять свои обещания. Т.е

если ребенок требует внимание, стоит объяснить ему, что вы еще 20 минут будете заняты, а потом с ним поиграете. Главное «не кормить завтраками»

Лучшим действием станет на запретные действия ребенка сначала задать вопрос: Что ты хочешь?». Потому как дети часто не задумываются о том, а зачем они это делают. Этот вопрос их собьет с толку, и они остановятся, пытаясь понять свои собственные действия.

Мнение родителей схоже

Недопустимо в воспитании, когда отец разрешает, а мама запрещает. Вы просто играете в «плохой полицейский и хороший». Это сбивает с толку ребенка, а затем он понимает, что запрет можно обойти, например, с помощью папы или бабушки.

Не идти на поводу у слез

Когда малыш плачет хочется забыть про проступок и все разрешить, хотя бы для того, чтобы его угомонить. Но если вы решили наказать или запретить, то не сходите с этого пути.

Агрессивный тон или жалостливый (будто просите прощение) не подходит. Запрет должен быть озвучен спокойным, уверенным и четким тоном. Можно добавить немного строгости, но не переборщить с ней. При этом стоит смотреть в глаза ребенка. В вашем запрете не должно быть сомнений.

Мнение чужих людей не ориентир в жизни ребенка

С возрастом у ребенка появится больше запретов, которые будут связаны с общественным мнением. Например, «Не кричи так громко, а то дядя водитель будет ругаться». Казалось бы, это универсальный способ для мам воспитания в общественном месте и таким словам никто значение не придает. Но ребенок с ними учится ориентироваться на мнение вокруг. Его будут посещать мысли о том, что подумают люди в плане его внешнего вида, его действий, его вкусов. Он либо станет зависим от этого, либо будет устраивать бунт.

Конечно, прислушиваться к мнению других важно, это принцип жизни в социуме. Но ссылаясь на него в воспитании вы увеличиваете важность значения общественного мнения в глазах ребенка

Это может породить комплексы, а избавление от них дело не легкое.

Лучше всего выбрать такое выражение: «Не балуйся и разговаривай потише, ты мешает тете считать деньги, она неправильно нам даст сдачу, и мы не сможем купить фрукты (если вы их собирались покупать)». Или же: «Не кричи громко, меня это расстраивает»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: