Какие поколения окружают современного старшеклассника?
Сегодня вокруг нас живут люди из четырех основных поколений. Первое — поколение бабушек и дедушек: из-за послевоенного всплеска рождаемости их еще называют «беби-бумерами». Какие у этого поколения особенности?
- высокий уровень патриотизма
- командный дух и коллективизм
- предрасположенность к ручному труду
Также представители поколения бабушек и дедушек оптимистичны, энергичны и активны. Представляя свою бабушку, не могу с этим не согласиться
Еще есть поколение мам и пап (или поколение X) — это люди, которых с детства учили самостоятельности. Какие особенности у этого поколения?
- большая ценность классического образования
- cтремление к стабильной работе и развитию своей карьеры
- как правило, иксы достаточно технически подкованы
Кажется, я узнаю своего папу в этом описании.
Если в вашей семье есть старшие дети, наверняка родителям знакомы особенности поколения Y, которые рождались примерно с 1985 до 2000 года. Это поколение по-другому называют миллениалами или «поколением социальных сетей». Что же их отличает?
- легко адаптируются
- постоянно развиваются
- не готовы работать в одной компании много лет
- ожидают моментального вознаграждения за сделанную работу.
Наконец, подходим к поколению современного старшеклассника или поколению Z. Поколение Z или «зумеры» — ребята, рожденные с 2001 по 2010 год. Кто-то из них уже учится в университете и начинает работать, а кто-то недавно закончил начальную школу. Казалось бы, совсем разные жизненные этапы, но некоторые вещи этих людей объединяют.
Методы разрешения
Следует понимать, что проблема межпоколенных конфликтов будет существовать до тех пор, пока живо человечество.
Но в наших силах предвосхитить появление затяжных и сложных ссор, а также минимизировать потери. Имеется в виду умение вовремя остановиться, пока не произошел разрыв отношений.
Рекомендации
- Если вы хотите, чтобы вас услышали, учитесь слушать и слышать в ответ. Игнорируя слова оппонента, обесценивая их и осмеивая, вы только «подкинете дров» в уже разгоревшийся костёр непонимания. Воспользуйтесь техниками активного слушания, тогда вы будете добиваться позитивных результатов в процессе общения.
- Аргументируйте своё мнение. Используя информацию из достоверного источника, вы повысите шансы на то, что к вам прислушаются.
- Избегайте оскорблений и переходов на личности в момент спора. Иначе вы только настроите против себя собеседника, вызвав у него массу негодования.
- Соглашайтесь на компромиссы. Бывают ситуации, когда вместо «или», можно применить «и». То есть, правыми и достойными уважения могут оказаться обе стороны. Ищите совместно варианты, которые будут одинаково устраивать вас и другого.
- Идите на уступки, если отношения вам более ценны, чем правота в данном вопросе. Да, это неприятно, но и потеря близкого человека много счастья не принесёт.
- Игнорируйте конфликт, если понимаете, что он организовывается искусственно, лишь для эмоциональной разрядки. К примеру, бывает, что разногласия в семье начинаются по одной простой причине – усталость её членов. Стоит отдохнуть хоть немного, и тогда происходящее будет восприниматься иначе, более спокойно.
- Ищите возможности и ресурсы. Остановив себя в момент злости по поводу того, что вашу точку зрения обесценивают, и, подумав о том, что полезного вы вынесете из данного разговора, вы сможете продвинуться в своём развитии. Допустим, узнаете о чужом опыте, поделитесь своим, это позволит расширить кругозор. Либо по поведению оппонента поймёте, как стоит себя вести самому, а от каких слов и моделей поведения лучше отказаться.
Когда родители отдаляются
Как детско-юношеский психолог, я также понимаю последствия отдаления родителей от своего несовершеннолетнего ребенка. Причины могут быть разными: может быть, это желание заняться собственной жизнью, может быть, уверенность, что их ребенок теперь способен самостоятельно поужинать, позаботиться о себе после школы, управлять своим расписанием и календарем мероприятий, справляться со стрессом и находить, чем заняться.
Я также вижу последствия капитуляции родителей, когда подросток начинает проявлять растущее чувство противления. Тинейджеры бывают колючими, с ними может быть сложно поладить. Родителям иногда проще оставить попытки во имя избежания конфликтов вместо того, чтобы разобраться в том, что работает и что не работает в отношениях.
Одна из реальных опасностей нашего подхода к подросткам в том, что мы забрасываем родительство и наставничество слишком рано; подросток предоставлен сам себе в то время, когда глубокая привязанность важна, как никогда прежде. Нет ничего более далекого от истины, чем возникающая на фоне ежедневных разногласий, неизбежных на этом этапе развития, видимость, что подросток не желает и не нуждается в надежной привязанности к родителям или значимым взрослым.
Если подросток испытывает недостаток значимого, теплого, отзывчивого, вовлеченного, последовательного, ежедневного наставничества взрослого, очень велика вероятность, что он будет искать эмоциональной поддержки и авторитетного мнения по поводу того, как устроена жизнь… среди своих ровесников.
Феномен “ориентации на сверстников”, описанный Гордоном Ньюфелдом в его революционной книге “Не упускайте своих детей”, может увести наших подростков очень далеко от естественного пути становления личности – в царство того, что, к сожалению, стало проблемой нашего общества: в царство ориентации на группу сверстников, где правит конформизм и застревание в незрелости, где становится все труднее воспитывать, направлять, учить и растить подростков.
Дарлин Дени-ФрискПеревод Натальи СубботинойРедактура Надежды ШестаковойИсточник
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели! Мы непременно хотим поделиться с вами подборкой полезных статей, после прочтение которых вам будет легче понять своих подросших детей.
Опыт родителя, который боролся за отношения со своим подростком
Что может твориться внутри у подростка
Поддержка, которую родители могут предложить
Поддержка родителям, дети которых подросли
Важность доверительных отношений
Что может помочь улучшить отношения с подросшими детьми
Когда ребенку нужна помощь
Варианты разрешения конфликтов поколений.
Существует 3 оптимальных способа разрешения конфликтной ситуации.
1. Предъявление аргументов.
Недостаточно просто высказывать свое мнение, необходимо подкреплять его аргументами, основанными на личном опыте, информации из достоверного источника, примере из жизни
Важно уметь слушать оппонента. Иногда в обоих точках зрения есть рациональное зерно, которое поможет, если не склонить человека на свою сторону, то заставить его уважать другое мнение
2. Компромисс.
Он может заключаться, как в нахождении золотой середины, так и в поочередном следовании двух разных мнений. Так, например, сын хочет идти гулять с друзьями, а отец говорит, что он должен помочь ему отремонтировать машину. Они могут прийти к консенсусу – сначала ремонт машины, потом прогулка с друзьями или наоборот. Другой пример: дочь собирается на вечеринку, которая не нравится матери, но она соглашается отпустить ее, если девочка вернется домой к 22.00.
3. Уступка.
Если отношения в семье ценнее, чем возможность высказать свою точку зрения, то этот способ разрешения конфликта может сработать. Можно придерживаться одного из трех сценариев:
Оппоненты перестают доказывать друг другу свою точку зрения, каждый остается при своем мнении. Например, бабушка доказывает, что лучшая книга – это «Война и мир», а внучке нравится «Гарри Поттер». Высказав свои аргументы, им необязательно соглашаться друг с другом.
Второй сценарий – согласие с обратной стороной. Обычно это срабатывает, когда в основе конфликтной ситуации что-то незначительное
Примером может служить желание ребенка стать вегетарианцем, после объяснения, почему для него это важно, родитель может спокойно согласиться.
Избежать конфликта можно, просто не реагируя на него. Это актуально при небольших разногласиях, а также при понимании, что конфликт затевается просто для эмоциональной разрядки.
Конфликт поколений может превратиться в обмен опытом. Людям старшего возраста стоит почерпнуть у молодежи их прогрессивность, умение идти на оправданный риск, приспосабливаться к новому. Молодому поколению необходимо понять, что порой решает опыт, традиции, умение формировать ценности.
Дополнительная информация:
- Что такое внутренний конфликт и как его решить?
- Что такое межличностный конфликт и как их решать?
- Что такое ссора и какие бывают причины?
- Конфликты в семье и почему они возникают?
- Что такое внутриличностный конфликт и почему возникает?
- Что такое личностный конфликт и групповой?
- Какие бывают типы конфликтных личностей и как с ними общаться?
- Из-за чего бывают конфликты на работе и 5 способов их избежать
- Что такое конфликт интересов и как его решить?
Хотите узнать о своих генетических способностях и получить рекомендации для их правильного развития?
Для читателей wikigrowth.ru подарок от профессионалов системы Дизайн Человека. Получите расчет своей карты и её первичную расшифровку совершенно бесплатно!
Тест на начитанность
Ученые предложили старшему поколению пройти тест на начитанность, а затем сознательно подменили результаты. Некоторым людям специально поставили более низкие оценки по сравнению с теми, которые они заслуживают. Те люди, которые увидели объективную картину, подтвердили, что их старшее поколение читало намного больше. А получившие низкие оценки сразу стали пересматривать оценку себе и детям. Они вспомнили, что и раньше-то не все любили читать, поэтому их уровень по сравнению со сверстниками был достаточно высок. Представители старшего поколения сразу отметили, что сегодняшнее поколение читает ничуть не меньше, чем предыдущее.
Похожи? Мадонна ищет актрису на главную роль в автобиографическом фильме
Булочки из муки нута снижают уровень сахара в крови на 40 %
Ученые говорят об изменении правил во времени: минута будет равна 59 секундам
Проблема взаимопонимания между поколениями – примеры из литературы
Пример недопонимания между родными людьми разного возраста можно найти во многих произведениях известных авторов:
У Ивана Тургенева в романе «Отцы и дети» описан период конфликта между старшими братьями, которые верны традиционным взглядам, и младшим сыном одного из них; В произведении Дениса Фонвизина «Недоросль» ярко представлена ситуация, когда чрезмерная опека матери негативно сказалась на характере сына, который вырос неблагодарный, озлобленный и невежественный; У Паустовского в книге «Телеграмма» рассказано о важности родителей в жизни каждого ребенка; Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка» поднимает тему отцов и детей. Сын навсегда запомнил напутствие отца, оно сделало его настоящим героем
Боится перемен
Человеческий мозг устроен таким образом, что он ленив и не хочет выходить из зоны комфорта. И вот когда у тебя появляется ребенок, твоя жизнь переворачивается с ног на голову. Ты больше не можешь прожигать ее по барам, летать в другую страну, когда тебе заблагорассудится, и у тебя появляются многие другие обязанности молодого родителя.
Но это лишь поверхностные факты. Если копнуть глубже, можно узнать еще кое-что. Ребенок — это напоминание о смерти, верно? Как только у человека появляется ребенок, он моментально может измениться. И когда он говорит что-то вроде: «Ой, сейчас дети другие пошли. Мы такими не были, мы всё ели» (грубо говоря, всё то, что не соответствует стандартам старшего поколения), — есть вероятность, что всё это имеет более глубинные корни. Другими словами: «Этот ребенок не может заменить меня. Он недостаточно хорош. В каком-то смысле я незаменим».
Разногласия в подростковом возрасте
В последние 50 лет после окончания Второй мировой войны противостояние родителей и детей практически постулируется культурой. Появилось устойчивое понятие «подростковый бунт». Это поведение, которое ожидается от взрослеющего ребенка.
Если подойти к этому с исторически-культурной стороны, то это молодое понятие, о котором еще сто лет тому назад никто не слышал. А такого слова, как «тинэйджер» не существовало ни в одном лексиконе. Почему же в наше время все изменилось?
Во многом этот феномен связан с тем, что традиционный патриархальный уклад как в обществе, так и в семье разрушился. Поэтому если раньше было принято считать, что самые мудрые носители истины — это старейшины рода, то сейчас вся надежда ложится на молодое поколение. На примере конкретных семейных ситуаций все это может порождать много проблем, к примеру:
- В сленге подростков понятие «родители» как таковое не употребляется. В большинстве случаев оно заменяется такими презрительными словами: родаки, предки — люди, которые больше неактуальны и не имеют права голоса, так как они в «отстое», а молодежь тем временем «рулит».
- Мнение родителей по умолчанию воспринимается детьми как устаревшее: «да что вы в этом понимаете!», «мама, так уже давно никто не говорит (думает, делает)».
Чтобы наладить взаимоотношение поколений и смягчить возникшие конфликты необходимо:
- Не терять чувство юмора. Даже если вам очень обидно и неприятно, не стоит принимать все близко к сердцу.
- Постараться вспомнить себя и свое поведение в подростковом возрасте. Если у вас сохранились какие-нибудь старые фотографии, дневники, то обязательно посмотрите и перечитайте их. А также поговорите с друзьями, родителями, которые могут рассказать вам какими вы были.
- Когда в доме царит спокойная и хорошая обстановка, поговорите с ребенком о том, что вы тоже когда-то были в таком состоянии. Постарайтесь сделать этот разговор дружеским, а не дидактическим.
- И также рекомендуется рассказать о том, что ваши родители тоже казались вам устаревшими и глупыми.
- Успокаивать себя мыслю о том, что подростковый период в итоге проходит. А кто из нас в свои 14 лет не думал, что знает о жизни и о людях все? Однако жизненный опыт смягчает всех.
- Когда ситуация становится все более сложной, следует помнить, что, конфликтуя, дети вырабатывают свою жизненную позицию.
Рассуждение 3
Семья. Как много можно говорить об этом слове. Семья – это люди, которые связаны кровными узами. Семья – это место, в котором зарождаются юные личности. Так можно перечислять бесконечно. Ведь именно из семей состоит мировое общество. И именно в семьях зарождается жизнь. Но состояние семьи прежде всего зависит от людей. Они должны поддерживать гармонию и взаимопонимание, и только тогда семьи станут совершенной ячейкой общества. Но, как ни странно, в каждой семье ситуация всегда обстоит по-разному. Но есть то, что объединяет их все. И это проблема взаимопонимания поколений. Каждый человек прожил, проживает или будет проживать целую жизнь, и в ней он формирует для себя какую-то идеологию. Идеологии людей всегда отличаются, так как склад ума у каждого свой. Наиболее яркие различия можно увидеть в идеологиях пожилых и молодых людей. Пожилые люди всегда были и будут приверженцами консерватизма, но кто-то показывает это, а кто-то — нет. А молодое же поколение идёт в ногу со временем. И на этой основе возникает конфликт между этими поколениями, в котором каждый пытается навязать свою точку зрения другому. Давайте рассмотрим эти конфликтные ситуации на примере литературных произведений.
Во-первых, эта проблема лежит в основе произведения «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В романе рассказывается о разных убеждениях двух молодых друзей и старших. Старшие – это Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. А друзья – это Кирсанов Аркадий и Базаров Евгений. И Аркадий, и Евгений были приверженцами нигилизма или отрицания всего сущего. А вот Николай и Павел «стояли» за существование консервативных принципов. Но самым главным событием романа был спор Павла Петровича и Базарова Евгения. Каждый из них насмерть стоял за свои идеалы: Павел объяснял то, что без принципов жить невозможно, а Евгений уверял, что нигилизм – это разумное решение. Но в итоге это ни к чему не привело, и всё только сильнее усугубилось. В этом примере автор ярко показывает разногласия, вспыхнувшие между представителями двух поколений, и то, как разные идеологии могут повлиять на взаимоотношения людей.
И, во-вторых, этот конфликт ярко выражен в произведении «Гроза» А. Н. Островского. А произошёл он между Марфой Кабановой и Катериной. Кабанова или же Кабаниха – властная женщина старых взглядов, а Катерина – девушка, отстаивающая своё право на свободу. Когда Катерина вышла замуж за Тихона, сына Кабанихи, её жизнь превратилась фактически в каторгу. Она выполняла приказы и не могла выражать собственного мнения. Этому всему подвергалась вся семья, но лишь Катерина решилась как-то действовать. А остальные, приспособившись к этим условиям, терпели. И в результате Катерина совершает самоубийство в знак того, что она против тоталитарного режима Кабанихи, царящего в этой семье. В этом примере иллюстрируется то, к чему могут привести разные взгляды на жизнь и насколько тяжёлыми бывают последствия конфликта.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что эта проблема всегда будет в нашем обществе, так как люди развиваются, и вместе с этим возникают новые идеи, убеждения, которые впитывает молодое поколение, но отрицает старшее.
Оно нас недооценивает
Они говорят, что нынешнее поколение выросло на блогах, а не на книгах. Что мы читаем новости о друзьях в VK, вместо того чтобы читать текущие события в газетах или общаться лично. Что мы знаем больше о World of Warcraft, чем о Второй мировой войне. Они считают молодое поколение блеклым эхом старого. Вечные примеры, что молодые люди в 1940-х годах освободили Европу от нацизма и Тихий океан от Японской Империи, а современная молодёжь сидит дома и играется в игрушки.
И так было всегда — это не началось сегодня или в прошлом году. Ещё в первом веке нашей эры Сенека Старший писал: «У наших молодых людей замедленный рост. Их таланты бездействуют, и нет ни одного достойного занятия, ради которого они будут трудиться день и ночь». И что было потом? Потом люди изобрели бумагу, чтобы было сподручнее писать тексты о том, какие будут бездарные новые дети. И так по кругу. Далее — писатели эпохи Возрождения жаловались на шумную молодежь, которая пела похабные песни в неподходящих местах. В доколониальной Африке юноша не считался полноценным человеком, пока не прошел посвящение. И даже тогда его не уважали до тех пор, пока он не стал родителем. Одна из причин, по которой Мао Цзэдун начал культурную революцию, заключалась в том, что он боялся, что молодое поколение, лишенное опыта старшего поколения революционеров, будет слишком мягким.
Конфликт поколений — почему старшему поколению трудно понимать молодежь?
- Нередко старшее поколение считает, что их опыт позволяет навязывать молодежи свои взгляды и правила поведения. А молодые люди, в свою очередь, уверены, что обладают достаточными знаниями, чтобы самим решать, как им жить.
- И возраст не является для них признаком мудрости. К тому же для молодежи характерно неосознанное стремление избавиться от контроля и чрезмерной опеки.
- На этой почве между людьми разных возрастов возникают разногласия и взаимные претензии, конфликт поколений.
Перечислим основные причины, почему старшему поколению трудно понимать молодежь и возникает конфликт поколений:
- Внутренние ограничения и запреты. С возрастом люди становятся более консервативными и им трудно отказаться от своих убеждений. Старшее поколение часто не способно воспринимать действительность из-за отсутствия гибкости. Они не понимают, что мир меняется с невероятной скоростью, и новое время требует формирования иного мышления и стандартов.
- Чрезмерная забота. Родители всегда волнуются за своих детей и не могут признать, что их ребенок повзрослел. Поэтому старшие стремятся уберечь младших от ошибок. Им кажется, что тот образ жизни, который ведут дети, может привести к неудачам и жизненным проблемам. По этой причине родители склонны навязывать отпрыскам свои взгляды, чтобы тем было «как лучше».
- Невостребованность в обществе. Известно, что наша эпоха характеризуется культом молодости. Личность оценивается по ее способности эффективно действовать и легко приспосабливаться к новым условиям жизни. Но пожилые люди не могут выполнять те задачи, которые диктует им современная жизнь. К сожалению, в массовом сознании все чаще преобладает отношение к пожилым людям, как к бесполезным членам общества.
- Неспособность успевать за современными темпами жизни. Старшее поколение теряется от огромного количества новой информации, которая выливается на них каждый день. Им непросто освоить новые гаджеты, электроприборы, компьютерные программы. Поэтому они предпочитают жить и работать «по старинке» и не понимают стремление молодежи к новым технологиям.
- Неудовлетворенная потребность в общении. Не секрет, что старики часто чувствуют себя ненужными своим близким. Поэтому обижаются на молодежь, упрекая их в недостаточном внимании и уважении. Получается замкнутый круг, с одной стороны, старшее поколение хочет общаться и быть полезным, с другой стороны – такое общение изобилует упреками и обвинениями и перерастает в ссору.
Непонимание
Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений
Выделяют пять типов поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:
- «Молчуны» (период рождения 1923 – 1942). Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение. Экспериментировать «молчуны» не любят.
- «Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность, считая данные факторы показателем успеха.
- «Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.
- «Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000). Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу. Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства. Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.
- «Поколение Z» (период рождения с 2000). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в соцсетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.
Разделение поколений
Кроме описанных различий, существует еще ряд факторов, из-за которых происходит конфликт поколений:
- Неодинаковые жизненные ценности. То, что представлялось важным в предыдущие годы, может совершенно не интересовать современных людей. К тому же, старшее поколение привыкло откладывать жизнь «на потом». А современные люди уверены, что жить нужно сегодня, сейчас.
- Разное воспитание. Современные методы воспитания абсолютно не схожи с теми, которые использовались раньше. Сейчас дети получают гораздо больше заботы и внимания со стороны родителей. Поэтому они более счастливы, добры и открыты.
- Стремительное развитие техники и науки. Каждый день появляются новые вещи, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успевает обучиться новым технологиям.
Как замотивировать подростка-старшеклассника учиться?
У вас не получется найти общий язык с ребенком? Попробуйте поговорить с ним, опираясь на особенности поколения Z!
Используйте цифровые технологии
Если мы не можем побороть «врага», надо с ним подружиться. Подростки проводят время в телефонах — давайте перенесем туда учебу! Приложение по изучению английского языка, тренировочные задания для подготовки к экзаменам, электронный учебник с необходимой теорией — и вот время, проведенное в телефоне, становится полезным
Делите и структурируйте
Подросткам сложно запоминать много информации сразу. Если разделить информацию на несколько основных идей и выдавать ее порционно, подкрепляя визуализацией, процесс пойдет гораздо проще. Этот принцип можно использовать и в семейных разговорах, и в обучении.
Кстати, на такой подаче информации построено качественное онлайн-обучение. Например, курсы MAXIMUM Education состоят из уроков на конкретные и обозримые темы. Благодаря этому ученики могут постепенно изучать новый материал, закреплять его и отслеживать свой прогресс — так знания лучше усваиваются.
Используйте инфографики и примеры
Поколение Z любит «подглядывать», как живут другие люди. Подросткам любопытно, чем они интересуются, с кем общаются и так далее — на этом держатся социальные сети. Если вы будете приводить статистику и яркие примеры, объясняя какой-то вопрос, ребенок поймет его намного лучше.
Допустим, покажите, какой процент школьников начинает зарабатывать на своих хобби до 15 лет. Когда ребенок заинтересуется, соотнеся школьников из примера с собой и пропустив информацию через себя, расскажите, какие навыки и знания им помогают. Мотивация готова!
Предоставьте подросткам свободу
Подросткам сложно понять, чем им хочется заниматься в жизни, если до этого они редко принимали важные решения
Давайте подростку возможность выбирать что-то важное для него, поручайте ему взрослые обязанности. Так у ребенка появятся ответственность, умение выбирать и чувство взрослости
Регулярно давайте обратную связь
Для современных подростков очень важно одобрение. Хвалите детей чаще! Старайтесь делать это конструктивно, опираясь на реальные успехи и положительные качества
Впрочем, критика тоже важна, но ее нужно подавать особым способом. Самый простой принцип качественной обратной связи — «модель бутерброда».
- Начните с чего-то положительного, чтобы у ребенка поднялось настроение и появилось желание говорить.
- Дальше переходите к критике — спокойно объясните, что кажется вам неправильным, что вы хотите предовратить.
- Закончите разговор на позитивной ноте, снова указав на реальные достижения подростка. Напомните, что вы любите ребенка, что он молодец, а вместе у вас обязательно получится добиться компромисса.
Теперь вы лучше знаете, какие есть различия у разных поколений и в чем особенности поколения Z. Опираясь на эту информацию, можно разговаривать с подростком более эффективно и вдумчиво, выстраивать более эффективную коммуникацию
А если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать более осознанно
Виды поколений
- Молчаливое (1923 – 1943). Молчаливое – потому что сталинские репрессии вызывали ужас, соответственно, люди пытались быть не заметными, это позволяло им выжить в те времена. Отличается терпением, преданностью и подозрительностью.
- Бебибумеры (1943 – 1963). После войны был всплеск рождаемости, отсюда и название. Характеризуются оптимизмом, коллективизмом и трудолюбием.
- Х (1963 – 1984). На эти года выпала перестройка, отчего бунтари, так ещё называют это поколение, стремится к переменам. Они не терпят патриархата и борются за равенство.
- Y (1984 – 2000). Их ещё называют миллениалами или генерацией нулевых. Хотят получить от жизни всё, поэтому их деятельность направлена в сторону удовольствий. Не ценят знания, предпочитая им «полезные знакомства» для достижения целей.
- Z (2003 – 2023). Зэты, в отличие от игреков, понимают, что образование им необходимо. Свободолюбивые и отступающие перед трудностями. Капризны, осторожны и не ответственны. А также развиты, ведь вокруг столько возможностей, только ленивый не будет ими пользоваться.
Что это такое?
Открыто заявлять о конфликте между поколениями и активно использовать этот термин начали в Америке в 1960-х годах.
В этот период возник протест среди молодежи касательно войны с Вьетнамом. Также её не устраивала расовая дискриминация, которая была в стране и социальная несправедливость.
Подростки ссорились с родителями, вступали в рукопашный бой с полицией. И это было настолько масштабно, что социологи заговорили об открытой, острой проблеме отцов и детей.
Хотя она существовала во все времена, и будет существовать всегда, пока живо человечество.
Наиболее углубленно эту тему изучали такие специалисты, как Карл Витакер, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир и Сальвадор Минухин.
Конфликт поколений представляет собой возникновение противоречий между представителями как одного, так и разных поколений.
Он позволяет либо укрепить отношения и социальные связи между участниками, либо наоборот, разрушить, если им не удалось найти выход из сложившейся ситуации, который устроит обе стороны.
А что говорят «зеты»?
Пока маленькие дети не в полной мере осознают, что происходит в мире, более взрослые «зеты» ощущают на себе практически все последствия пандемии, что и их родители.
Почти половина опрошенных представителей поколения Z заявили, что COVID-19 имел крайне сильное или существенное влияние на их жизнь.
«Зеты» — это подростки и молодые люди, жизнь которых в это время обычно наполнена учебой, общением с приятелями после школы или во время перерывов в университете. В выходные они занимаются спортом, ходят за покупками, гуляют или встречаются с друзьями.
Цели и мечты поколения Z — хорошо сдать экзамены, проводить время с близкими и работать, чтобы накопить на путешествия. COVID-19 изменил все это. Экономические последствия пандемии также ощущаются молодыми поколениями, только начинающими свой карьерный путь. Интересно, что «зумеры» наиболее склонны считать, что COVID-19 увеличит желание детей следующего поколения путешествовать и исследовать мир.
COVID-19 сильно сказался и на здоровье людей — не только физическом, но и психическом.
«Зеты» отмечает, что скука (51%), меньшая физическая активность (47%) и повышенное чувство одиночества (41%) во время изоляции влияли на них наиболее сильно, причем значительно больше, чем на любое другое поколение. Они также наиболее склонны видеть негативное воздействие на здоровье увеличившегося экранного времени (31% «зумеров» по сравнению с 25% миллениалов, 14% представителей поколения X и 17% бэби-бумеров).
Молодое поколение чаще испытывает повышенную тревогу и стресс: почти половина (49%) «зетов» заявили, что обеспокоены ситуацией с COVID-19. Тот факт, что они никогда раньше не переживали ничего подобного, является причиной повышенной тревожности.
Глобальная пандемия заморозила многие общественные мероприятия, остановила экономику и значительно повлияла на привычный ритм жизни. Это беспрецедентно, особенно для молодого поколения, которое читало об аналогичных кризисах лишь в учебниках истории. Последствия этого будут ощущаться даже после того, как получится сдержать вирус.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.