Правила воспитания по гендерному признаку

Половое воспитание – что это?

Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:

  • Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
  • Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.

Почему половое воспитание так важно?

Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?»

Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким

В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.

Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.

С какого возраста нужно начинать?

Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года  с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…

Безразличие (гипоопека)

Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены

Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе

Ошибки в воспитании детей в неполной семье

Каждая мать стремится вырастить счастливого ребенка, не зависимо от условий, которые предоставляет жизнь. Все вышеперечисленные сценарии образования неполной семьи приводят к ряду распространенных ошибок в воспитании детей.

Культ самопожертвования

Оставшись одна, мать все нерастраченные силы кидает на воспитание ребенка, «душит» его своей любовью. Она фактически отказывается от права на личную жизнь, проводит с малышом все свободное время, стремится всегда и во всем его контролировать. Свою душевную пустоту она замещает общением с ребенком, транслируя в общество образ идеальной матери.

Материнская гиперопека тормозит психоэмоциональное и в некоторых случаях физическое развитие ребенка. Он становится тревожным, безынициативным, снижается интерес к общению со сверстниками. Отсутствие системы наказаний приводит к частым проявлениям эгоизма в адрес матери и других людей. Адаптировавшись к новой системе воспитания, ребенок отказывается от самостоятельного  принятия решений, целиком и полностью полагаясь на мать.

Во взрослую жизнь выходит абсолютно не приспособленный человек, склонный обвинять других в своих неудачах. Его связь с матерью приобретает болезненный оттенок — он всеми силами стремится порвать ее, но не знает другой модели сосуществования. Такие люди с трудом добиваются успехов в жизни и очень редко заводят семью.

Тирания

Мать, воспитывающая ребенка без участия отца, стремится полностью его заменить. Она начинает проявлять излишнюю строгость и требовательность, боясь избаловать малыша любовью и заботой. Характерной чертой такого воспитания является некоторая отчужденность, и даже жестокость матери.

Подобное поведение приводит к замкнутости ребенка. Эмоциональная «бедность» матери-одиночки заставляет ребенка искать душевную теплоту на стороне. С ранних лет он учится скрывать свои истинные чувства, лгать и приспосабливаться. Многие дети приобретают комплекс неполноценности, лишая себя возможности на счастливое будущее.

Некачественное общение

Часто мать-одиночка сталкивается с серьезными материальными трудностями. Она вынуждена постоянно работать, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Многие берут работу даже на выходные или ищут способ дополнительного заработка в интернете. Время, проведенное с ребенком сводится к минимуму: здоров, одет, накормлен. Недостаток общения компенсируется деньгами и подарками.

В этой ситуации ребенок начинает бороться за внимание матери. Он становится плаксивым, капризным, и, как отмечают детские психологи, начинает чаще болеть

Болезнь дает ему возможность целиком завладеть матерью на определенный промежуток времени.

Для ребенка важно качества общения, а не его количество. При высокой загруженности на работе можно проводить со своим чадом полностью один день в неделю, превращая его в праздник

А можно уделять малышу полчаса в день, но заниматься только тем, что интересно ему. Как утверждают психологи, этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и отверженным в семье.

Адаптация к новому стилю жизни требует от ребенка большого психического напряжения, с которым ему не под силу справиться самостоятельно. Задача родителей — дать малышу время для адаптации и создать комфортные условия, способствующие дальнейшему развитию. Трудности воспитания ребенка в неполной семье обуславливаются и его половой принадлежностью. Мальчики и девочки не только по-разному воспринимают все жизненные изменения, но и требуют абсолютно разного подхода к себе.

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей

Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Обучение детей разного пола.

У мальчиков левое полушарие развито лучше, соответственно преобладает рациональное мышление. Им легче даются задания, когда они одни. Для отдыха необходимо больше времени. Быстрее устают, при поощрении материально у них повышается интерес к учёбе. Знания перерабатывают последовательно, но медленно. Мальчикам сразу виден смысл задания, быстрее начинают действовать. Повторы в обучении воспринимаются ими хуже. Быстро переключаются с эмоционального фактора на продуктивные действия. Отвечая на вопросы, чаще смотрят по сторонам. К непривычным условиям адаптируются трудно, поэтому пытаются уйти от контроля учителя. Меньше нарушают правила.Маленькие представительницы слабого пола имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за эмоции. Они продуктивнее работают в группах, чем в одиночку. Усидчивы, исполнительные, воспринимают информацию образами, быстрее, но менее логичным путём. Для считывания смысла им нужно время, любят повторения. Похвала имеет огромное значение, во время обучения структуры мозга находятся в возбужденном состоянии. Мозговая активность усиливается в ситуациях, вызывающих эмоции. Отвечая на вопросы, смотрят на учителя, улавливая мельчайшие изменения в мимике. Легче принимают новые условия, могут приспособиться к любым изменениям.

Факторы, оказывающие влияние на воспитание детей:

1) Физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные способности и отличительные черты.2) Эмоциональное состояние. Если в отношениях между членами семьи присутствует доверие, понимание и уважение – это способствует укреплению духовных связей и здоровому, адекватному развитию ребёнка.3) Окружение. Мимика, слова, действия, жесты, реакции окружающих взрослых играют значимую роль, так как дети копируют их поведение.

Способы проявления любви.

Потребности мальчиков и девочек различаются, но общей и самой главной из них является любовь родителя к своему ребёнку.1) Доверие – это предоставление свободы, самостоятельности, личного пространства, уверенность в ребёнке, в его умении учиться на своих ошибках и нести ответственность за поступки и решения.2) Забота – готовность прийти на помощь, желание осчастливить его, сострадание, заинтересованность в самочувствии ребёнка.В зависимости от возраста эти показатели меняются, но в основном мальчики требуют больше доверия по отношению к себе, а девочки больше заботы.Таким образом, дети разных полов имеют достаточное различные способы восприятия этого мира и соотвественно воспитания. Однако есть одна общая задача — увидеть и сохранить золотую середину при этом. Необходимо не только направлять на правильный путь и проявлять любовь к ребёнку, а также сохранить его собственные границы и обеспечить свободу в действиях вне зависимости от пола ребёнка.

Разнополые дети: как организовать пространство

Пока дети маленькие, вполне допустимо наличие одной комнаты на двоих, но сразу с четкими границами личного пространства для каждого. У детей должна быть своя полочка с вещами в шкафу, свое место для личных игрушек, а самое главное – собственные вещи, на которые никто не будет в праве претендовать.  Когда брат и сестра в одной комнате, то и совместные игры становятся интереснее, и развивается между ними взаимное сотрудничество и дружба.

Если же есть возможность, чтобы брат и сестра имели по отдельной комнате, то лучше стилизовать их совершенно в разных стилях, придать комнатам индивидуальность с учетом интересов каждого ребенка. Но, к примеру, могут возникнуть конфликтные ситуации связанные с вопросами уборки в каждой комнате. Дети могут плохо наводить порядок, в связи с тем, что игрались они не сами, а с братом или сестрой. В таком случае лучше заранее проговорить с малышом, что каждый будет поддерживать чистоту в своей комнате вне зависимости от того, кто разбрасывал игрушки.

Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов

Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью

Воспитание девочек

Девочка в семье становится центром внимания. С самого детства малышку привлекает все прекрасное: цветочки, бабочки, красивые картинки, милые игрушки, рассказы про принцесс

Поэтому и ее воспитание должно быть эстетически прекрасным, дающим ей возможности для самореализации, личностного роста и свободного полета фантазии.
Не менее важной составляющей в воспитании девочек является похвала. Девочке важно знать, что она самая лучшая, красивая, помощница, умничка

Так что не забывайте ей об этом повторять почаще.

Из-за любви к прекрасному у маленьких девочек легче получается осваивать музыкальные инструменты, танцы, заниматься живописью. Попробуйте приобщить своего ребенка к групповым или индивидуальным творческим занятиям, для того чтобы полностью раскрыть таланты дочери в дальнейшем.

Отвержение

Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

Отличительные характеристики отвержения:

  • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
  • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

Отвержение может проявляться в двух формах:

  • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
  • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

Воспитание мальчика в неполной семье

Именно мальчиков в неполных семьях мамы чаще всего «залюбливают», а через несколько лет жалуются знакомым на инфантильность и не самостоятельность отпрыска.

Доминирование женщины в семье может нарушить половую идентификацию ребенка. Получая все блага цивилизации от женщины, мальчик усвоит эту модель, как единственно возможную. Во взрослой жизни он будет тянуться к  властным и самоуверенным особам.

С самого начала мама должна откровенно поговорить с сыном, приведя информацию в соответствии с его возрастом. Мальчик должен осознать, что он стал главным и единственным мужчиной в семье, и должен выполнять посильные мужские обязанности.

Не стоит огораживать ребенка от физической нагрузки: он вполне может помочь маме донести продукты, передвинуть мебель или поклеить обои.

Учите его общению с женщинами. Отсутствие перед глазами правильного мужского примера осложнит ему общение с противоположным полом. Старайтесь обращаться к нему за советом. Это научит мальчика анализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно.

Воспитание мальчиков

Мужское начало уже заложено в мальчике еще во время его развития в животе у мамы. Поэтому не стоит удивляться, если ваш сын любит много бегать, прыгать, мелко хулиганить, и при этом испытывать сильнейшие порывы нежности к любимой маме. Мама – источник всеобъемлющей любви сына, но большим авторитетом для мальчика все же будет отец.

Папы просто обязаны посвящать сыновей во все свои мужские дела по дому и за его пределами (что-то починить, прибить, сходить в гараж за машиной и т.п.). Это даст возможность будущему мужчине почувствовать себя значимым, востребованным

Мальчику важно понять, что папа с ним ведет себя, как с равным, а не отдает приказы. За достигнутые успехи и старания мальчика стоит обязательно хвалить, рассказывать, как вам помогла его помощь, говорить о том, что он настоящий мужчина, помощник и защитник

Творческий потенциал парней часто не настолько богат, как у девочек. Мальчики отдают больше предпочтений боевым искусствам, футболу и другим спортивным играм, реже занятиям на музыкальных инструментах, живописью, танцами. Поэтому в воспитании сына можно использовать посещение кружков, понравившихся ребенку направлений.

Какие могут возникать проблемы?

Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. В таком случае стоит обратиться к детскому психологу.

Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера:

  • развращенность;
  • неприязнь к своему телу;
  • неправильная самоидентификация;
  • ранняя половая жизнь и другие.

Особенности полового воспитания приемных детей

Приемные дети, как правило, из неблагополучных семей. Они не имеют позитивного семейного опыта. У многих сложилась биполярная модель семейных взаимоотношений, положительные и отрицательные образцы мужественности и женственности, которые порождают конфликтную систему требований. Все это приводит к искажению половой идентификации: грубости у девочек, плаксивости у мальчиков и др.

Приемным детям важно дать правильные полоролевые представления. На первый план выходят вопросы нравственности, «неполой» любви, родственных отношений

Нужно, чтобы девочка тесно общалась с матерью, перенимала ее поведение, советовалась и доверяла. Мальчикам важнее установить прочную связь с отцом.

В здоровой семье приемные дети сами учатся социальным ролям. Конечно, это не отменяет необходимости корректировать познания о половой жизни. Если у ребенка наблюдаются отклонения, стоит подключить детского психолога.

Есть ли место дружбе?

Дети любого пола, живущие в одной семье, рано или поздно сталкиваются с какими-то спорами, ссорами, иногда могут даже драться или мутузить друг друга. Брат и сестра не исключение. Момент ссор между ними во многом зависит от их возраста и разницы лет. Если разница больше 5 лет, то старший ребенок максимум может побурчать или пожаловаться родителям на младшего, а вот если разница менее 5 лет, то чаще всего ссор, отбирания игрушек, вещей и прочего не избежать. Когда в семье старше девочка, то она чаще умеет сглаживать конфликты с младшим братом, чем старший брат с младшей сестрой. Но, конечно, это все индивидуально, ведь бывают и не ссорящиеся между собой братья и сестры, которые вырастают в полной идиллии отношений, умеющие уступать или находить компромисс. К этому и надо стремиться всем родителям разнополых, да и не только, детей.

Родители всегда мечтают, чтобы брат и сестра стали друзьями в будущем, поэтому с ними нужно часто проговаривать такие моменты:

Они самые родные и могут легко делиться друг с другом своими переживаниями, сомнениями, радостями, победами.
У них всегда есть напарник для игр, идей и веселых приключений.
Как важно не забывать о брате/сестре даже во время прогулок или игр с другими детьми, идеально, когда у детей одна компания (часто бывает так, когда разница между ними менее 3 лет).
Защищать друг друга и оказывать поддержку в любых ситуациях, например, от обид и насмешек других детей или даже выгораживать перед родителями в каких-то шалостях.
Они всегда смогут договориться. Например, выбрать для просмотра один мультик или помочь друг другу убрать в комнате, а, может, даже подготовить розыгрыш для родителей..  Самое главное, о чем нужно постоянно говорить с братом и сестрой, что они – семья, и останутся ею навсегда, даже когда родителей уже не будет рядом

И как бы ни сложилась их жизнь, им всегда будет что вспомнить яркого и веселого из детства!

 Самое главное, о чем нужно постоянно говорить с братом и сестрой, что они – семья, и останутся ею навсегда, даже когда родителей уже не будет рядом. И как бы ни сложилась их жизнь, им всегда будет что вспомнить яркого и веселого из детства!

Воспитание ребенка в неполной семье: советы

  1. Общайтесь со своим отпрыском. Общение поможет обеим сторонам избежать пустых ссор и недопонимания. Говорите обо всем, говорите откровенно. Будьте готовы не только слушать, но и слышать. Только в этом случае отношения между матерью и ребенком не сломают жизненные неурядицы.
  1. Доверяйте друг другу. Не считайте свое чадо маленьким и беспомощным существом. Он все видит и замечает.
  1. Не перекладывайте на ребенка свои жизненные разочарования. Малыш не виноват в разводе родителей, и он не должен нести за это ответственность. Ему, как и раньше требуется любовь, ласка, забота и умеренная строгость.
  1. Проявите мудрость и не создавайте образ отца-негодяя у своего ребенка. Оставьте ему право на свои хорошие воспоминания.
  1. Не бойтесь обращаться к психологам в трудных ситуациях. В нашей стране это не самый популярный способ решить проблему, но все-таки достаточно эффективный. Родители боятся показаться неудачниками, опасаются общественного порицания. В действительности, квалифицированный психолог всегда поможет найти общий язык с ребенком, подскажет пути выхода из проблемной ситуации.

Обратите внимание на то, что в неполной семье ребенок быстрее взрослеет. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением.. Ну и, наконец, главный совет — не бойтесь после развода жить полноценной жизнью! Счастливого ребенка может вырастить только счастливый родитель

Ну и, наконец, главный совет — не бойтесь после развода жить полноценной жизнью! Счастливого ребенка может вырастить только счастливый родитель.

Автор Ольга Пашута

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: