Почему психика ребенка реагирует именно так
Формирование подобных невротических привычек не происходит за один день. Это довольно длительный процесс, который протекает буквально на глазах уродителей. В самом раннем возрасте это может быть лишь естественным этапом формирования нервной системы ребенка: у малыша в определенном возрасте еще отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что можно, а чего нельзя.
Многие неприятные привычки — это продолжения естественных младенческих рефлексов, которые действуют до тех пор, покапсихика ребенкане адаптируется к изменившимся условиям. В первую очередь это относится к сосанию пальца, какой-нибудь пластиковой игрушки или другого предмета. Это проявление естественного сосательного рефлекса, сформированного еще в утробе матери.
То же самое можно сказать и о некоторых других невротических проявлениях удетей. Большинство из них — это продолжения естественных рефлексов, которые помогают адаптации малыша в самые первые годы его существования. Однако к четырем годам эти рефлексы должны угаснуть. Им на замену приходят более осмысленные действия.
Если такого не происходит, а рефлекторные действия перерастают в укоренившиеся невротические привычки — это тревожный сигнал дляродителей. Необходимо оперативно реагировать на подобное поведение, вплоть до обращения к детским психологам.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).
Основные причины формирования невротических привычек у детей
Трансформация естественных рефлексов — это одна из основных причин формирования невротических привычек удетей. Однако далеко не единственная. На поведение ребенка могут действовать самые разные причины.
Объективные факторы.
Скажем, постоянно ковырять в носудетимогут просто из-за аномальной сухости слизистой оболочки носа. А это в свою очередь обычно связано с пониженными показателями влажности в помещении. Нужно отрегулировать состояние воздуха — и проблема постепенно сама сойдет на нет.
Плохой примерродителей.
Ребенок (особенно в раннем возрасте) практически во всем им подражает. Поведение мамы и папы — это норма для малыша, образец для подражания. Если у тех есть вредные привычки, они, скорее всего, проявятся и в поведении ребенка.
Получение позитивных эмоций.
Дляпсихики ребенкасвойственна ассоциативность. Если в его сознании какое-то действие ассоциируется с положительными эмоциями или, напротив, с уменьшением каких-то негативных эмоций, то постепенно это действие будет закрепляться в привычке. Более того, она будет использоваться уже как способ пробудить воспоминания, воспроизвести эту самую позитивную эмоцию. И это уже примета серьезных невротических проблем.
Взрослым придется приложить немало усилий, чтобы разобраться в том, почемудетивынуждены прибегать именно к таким методам вызова позитивных эмоций.
Среди основных причин:
детские страхи;
стрессы (смена обстановке, места жительства, поход в школу, появление новорожденного в семье, разводродителейи т
д.);
избыточные эмоциональные или умственные нагрузки;
накал негативных эмоций в семье (особенно их проявление взрослыми при ребенке);
диктат в отношении ребенка или, напротив, недостаточное родительское внимание;
физическое или психологическое насилие в отношении ребенка.. Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.
Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.
Основные причины формирования невротических привычек у детей
Трансформация естественных рефлексов — это одна из основных причин формирования невротических привычек удетей. Однако далеко не единственная. На поведение ребенка могут действовать самые разные причины.
Объективные факторы.
Скажем, постоянно ковырять в носудетимогут просто из-за аномальной сухости слизистой оболочки носа. А это в свою очередь обычно связано с пониженными показателями влажности в помещении. Нужно отрегулировать состояние воздуха — и проблема постепенно сама сойдет на нет.
Плохой примерродителей.
Ребенок (особенно в раннем возрасте) практически во всем им подражает. Поведение мамы и папы — это норма для малыша, образец для подражания. Если у тех есть вредные привычки, они, скорее всего, проявятся и в поведении ребенка.
Получение позитивных эмоций.
Дляпсихики ребенкасвойственна ассоциативность. Если в его сознании какое-то действие ассоциируется с положительными эмоциями или, напротив, с уменьшением каких-то негативных эмоций, то постепенно это действие будет закрепляться в привычке. Более того, она будет использоваться уже как способ пробудить воспоминания, воспроизвести эту самую позитивную эмоцию. И это уже примета серьезных невротических проблем.
Взрослым придется приложить немало усилий, чтобы разобраться в том, почемудетивынуждены прибегать именно к таким методам вызова позитивных эмоций.
Среди основных причин:
детские страхи;
стрессы (смена обстановке, места жительства, поход в школу, появление новорожденного в семье, разводродителейи т
д.);
избыточные эмоциональные или умственные нагрузки;
накал негативных эмоций в семье (особенно их проявление взрослыми при ребенке);
диктат в отношении ребенка или, напротив, недостаточное родительское внимание;
физическое или психологическое насилие в отношении ребенка.. Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.
Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.
Особенности лечения
Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.
В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:
- изучение и коррекцию психологического климата в семье;
- занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
- физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.
Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.
Услуга | Стоимость |
---|---|
Первичная консультация по телефону | бесплатно |
Подробная консультация по телефону/skype | от 1 000 рублей |
Консультация психиатра в клинике | от 1 500 рублей |
Выезд на дом | от 5 000 рублей |
Срочный выезд на дом | от 8 000 рублей |
Прием детей и подростков | от 5 000 рублей |
Прием взрослых | от 7 000 рублей |
Постоянное наблюдение у психиатра | от 10 000 рублей |
Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы
Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:
- чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
- неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
- ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.
Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.
Классификация неврозов
Отечественная неврология выделяет три основных вида неврозов. Речь идет об истерическом неврозе, или, так называемом, конверсионном расстройстве; неврастении и неврозе навязчивых состояний.
Как вполне самостоятельные проявления невротических расстройств, принято выделять такие состояния, как фобический, депрессивный, ипохондрический неврозы. Фобический невроз часто является частью ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), так как обычно обсесси проявляются вкупе с навязчивыми фобиями. По классификации МКБ-10 тревожно-фобическому неврозу присвоено название — тревожные расстройства. В соответствие с клинической картиной тревожные расстройства подразделяют на: панические атаки; агорафобию; клаустрофобию; генерализованное тревожное расстройство; нозофобию и пр.
Такие нарушения психического состояния человека, как психосоматические (соматоформные) и постстрессовые расстройства, тоже относятся к разряду неврозов. Для психосоматического невроза характерно наличие у пациента всех признаков какого-либо заболевания — к примеру, гастрита, стенокардии, язвы или панкреатита. Но при детальном обследовании и проведении соответствующих анализов, не выявляется никаких патологий, а в результате подробного опроса выясняется наличие психической травмы.
Постстрессовый невроз обычно развивается у людей, которые стали свидетелями или участниками боевых действий, терактов, техногенных и природных катастроф.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Медикаментозное лечение астении
Наибольшее значение в лечении астении или астено невротического синдрома имеет медикаментозная терапия. Истощение требует дополнительной сторонней поддержки, ввода недостающих питательных веществ нервной ткани. Перечень медикаментов возможных для терапии астении достаточно большой и требует особого внимания при их назначении.
К универсальным фармакологическим методикам относится нейрометаболическая терапия (сочетание витаминов группы В, ноотропных, сосудистых, дегидратационных и аминокислотных средств). Нейрометаболическая терапия помимо выраженного лечебного эффекта является и эффективным средством профилактики формирования астении. Курсы нейрометаболической терапии применяются перед перегрузками, перед предстоящими планируемыми стрессами. Лицам, которых доктора относят в группу риска по развитию астенических состояний, курсы нейрометаболической терапии проводятся два раза в год (чаще весной и осенью). Не редко, по усмотрению доктора используются лишь некоторые компоненты нейрометаболического лечения, например только витамины или ноотропные препараты.
Для лечения астено невротического синдрома могут применяться препараты из группы нейролептиков, антидепрессантов и нормотимиков. К ним прибегают в тех случаях, когда доктор видит биологические изменения (нарушения в нейромедиаторных системах головного мозга).
Медикаментозное лечение астении, так же как и физиотерапия, не является обязательным способом терапии астенических расстройств. Только после очного осмотра доктором принимается решение о необходимости применения фармтерапии астенических состояний. Медикаментозная терапия обязательна при лечении астении, но она должна быть умеренно разумной.
Светотерапия
Светотерапия применяется в тех случаях, когда симптоматика астении и невротическая симптоматика вызвана сезонными аффективными реакциями, либо когда астеническое расстройство осложняется депрессивными состояниями. При светотерапии пациент находится в специальном помещении, освещенным лампами с специально подобранными характеристиками. Курсы светотерапии могут достигать несколько десятков дней. Светотерапия – не обязательный метод лечения астено невротического синдрома.
Лечение астении реабилитационно-восстановительными программами
Некоторые специалисты, по традиции, относят реабилитационно-восстановительную терапию астено невротического синдрома к разновидности психотерапии, однако в этом способе лечения астено невротического синдрома, помимо психотерапевтических механизмов, начинают работать чувствительные рецепторы (обоняние, тактильные ощущения, восприятие и т.д.), работают климатический, физический, социальный и другие факторы. Поэтому для реабилитации часто советуют терапию путешествиями и даже выделяют в отдельный метод лечения астенического и невротического состояний.
Отправлять в путешествие человека в астеническом или астено-невротическом состоянии имеет право только доктор, оценив пользу и риски этого метода в каждом конкретном случае.
Психические расстройства у детей
Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание. За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось
Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве
За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.
Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.
Почему психика ребенка реагирует именно так
Формирование подобных невротических привычек не происходит за один день. Это довольно длительный процесс, который протекает буквально на глазах уродителей. В самом раннем возрасте это может быть лишь естественным этапом формирования нервной системы ребенка: у малыша в определенном возрасте еще отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что можно, а чего нельзя.
Многие неприятные привычки — это продолжения естественных младенческих рефлексов, которые действуют до тех пор, покапсихика ребенкане адаптируется к изменившимся условиям. В первую очередь это относится к сосанию пальца, какой-нибудь пластиковой игрушки или другого предмета. Это проявление естественного сосательного рефлекса, сформированного еще в утробе матери.
То же самое можно сказать и о некоторых других невротических проявлениях удетей. Большинство из них — это продолжения естественных рефлексов, которые помогают адаптации малыша в самые первые годы его существования. Однако к четырем годам эти рефлексы должны угаснуть. Им на замену приходят более осмысленные действия.
Если такого не происходит, а рефлекторные действия перерастают в укоренившиеся невротические привычки — это тревожный сигнал дляродителей. Необходимо оперативно реагировать на подобное поведение, вплоть до обращения к детским психологам.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет
Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него
Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций
При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Чем опасны невротические расстройства для ребёнка?
Если родители не замечают, что с их ребенком происходит неладное, либо видят, но игнорируют тревожащие проявления, то, к сожалению, состояние будет неизменно усугубляться.
Если у ребенка проявляются поведенческие нарушения: расстраивается сон, нарушается аппетит, появляется двигательное возбуждение, грызение ногтей или сосание пальца, резко возросшая тревожность или агрессия – это уже основательный повод обратиться к врачу.
В противном случае может начаться нарастание психосоматических симптомов – заикания, тиков, астматических проявлений и много другого.
Если же ребенку так и не оказывается специализированная помощь, то данная симптоматика, имея склонность становиться хронической, с течением возраста и взрослением ребенка влияет на особенности его личности, характера. В итоге мы рискуем получить неуверенного в себе, имеющего сложности установления контакта с окружающими, в том числе, с людьми противоположного пола, молодого человека.
К большому нашему сожалению, к нам за помощью большинство родителей обращается уже в той стадии развития невроза, когда уже невозможно не заметить тревожной и явной симптоматики.