Неврозы у подростков. что это такое, почему возникают и что делать?

Почему психика ребенка реагирует именно так

Формирование подобных невротических привычек не происходит за один день. Это довольно длительный процесс, который протекает буквально на глазах уродителей. В самом раннем возрасте это может быть лишь естественным этапом формирования нервной системы ребенка: у малыша в определенном возрасте еще отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что можно, а чего нельзя.

Многие неприятные привычки — это продолжения естественных младенческих рефлексов, которые действуют до тех пор, покапсихика ребенкане адаптируется к изменившимся условиям. В первую очередь это относится к сосанию пальца, какой-нибудь пластиковой игрушки или другого предмета. Это проявление естественного сосательного рефлекса, сформированного еще в утробе матери.

То же самое можно сказать и о некоторых других невротических проявлениях удетей. Большинство из них — это продолжения естественных рефлексов, которые помогают адаптации малыша в самые первые годы его существования. Однако к четырем годам эти рефлексы должны угаснуть. Им на замену приходят более осмысленные действия.

Если такого не происходит, а рефлекторные действия перерастают в укоренившиеся невротические привычки — это тревожный сигнал дляродителей. Необходимо оперативно реагировать на подобное поведение, вплоть до обращения к детским психологам.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).

Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).

Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Основные причины формирования невротических привычек у детей

Трансформация естественных рефлексов — это одна из основных причин формирования невротических привычек удетей. Однако далеко не единственная. На поведение ребенка могут действовать самые разные причины.

Объективные факторы.

Скажем, постоянно ковырять в носудетимогут просто из-за аномальной сухости слизистой оболочки носа. А это в свою очередь обычно связано с пониженными показателями влажности в помещении. Нужно отрегулировать состояние воздуха — и проблема постепенно сама сойдет на нет.

Плохой примерродителей.

Ребенок (особенно в раннем возрасте) практически во всем им подражает. Поведение мамы и папы — это норма для малыша, образец для подражания. Если у тех есть вредные привычки, они, скорее всего, проявятся и в поведении ребенка.

Получение позитивных эмоций.

Дляпсихики ребенкасвойственна ассоциативность. Если в его сознании какое-то действие ассоциируется с положительными эмоциями или, напротив, с уменьшением каких-то негативных эмоций, то постепенно это действие будет закрепляться в привычке. Более того, она будет использоваться уже как способ пробудить воспоминания, воспроизвести эту самую позитивную эмоцию. И это уже примета серьезных невротических проблем.

Взрослым придется приложить немало усилий, чтобы разобраться в том, почемудетивынуждены прибегать именно к таким методам вызова позитивных эмоций.

Среди основных причин:

детские страхи;
стрессы (смена обстановке, места жительства, поход в школу, появление новорожденного в семье, разводродителейи т

д.);
избыточные эмоциональные или умственные нагрузки;
накал негативных эмоций в семье (особенно их проявление взрослыми при ребенке);
диктат в отношении ребенка или, напротив, недостаточное родительское внимание;
физическое или психологическое насилие в отношении ребенка.. Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.

Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.

Основные причины формирования невротических привычек у детей

Трансформация естественных рефлексов — это одна из основных причин формирования невротических привычек удетей. Однако далеко не единственная. На поведение ребенка могут действовать самые разные причины.

Объективные факторы.

Скажем, постоянно ковырять в носудетимогут просто из-за аномальной сухости слизистой оболочки носа. А это в свою очередь обычно связано с пониженными показателями влажности в помещении. Нужно отрегулировать состояние воздуха — и проблема постепенно сама сойдет на нет.

Плохой примерродителей.

Ребенок (особенно в раннем возрасте) практически во всем им подражает. Поведение мамы и папы — это норма для малыша, образец для подражания. Если у тех есть вредные привычки, они, скорее всего, проявятся и в поведении ребенка.

Получение позитивных эмоций.

Дляпсихики ребенкасвойственна ассоциативность. Если в его сознании какое-то действие ассоциируется с положительными эмоциями или, напротив, с уменьшением каких-то негативных эмоций, то постепенно это действие будет закрепляться в привычке. Более того, она будет использоваться уже как способ пробудить воспоминания, воспроизвести эту самую позитивную эмоцию. И это уже примета серьезных невротических проблем.

Взрослым придется приложить немало усилий, чтобы разобраться в том, почемудетивынуждены прибегать именно к таким методам вызова позитивных эмоций.

Среди основных причин:

детские страхи;
стрессы (смена обстановке, места жительства, поход в школу, появление новорожденного в семье, разводродителейи т

д.);
избыточные эмоциональные или умственные нагрузки;
накал негативных эмоций в семье (особенно их проявление взрослыми при ребенке);
диктат в отношении ребенка или, напротив, недостаточное родительское внимание;
физическое или психологическое насилие в отношении ребенка.. Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.

Все это часто приводит к формированию неприятных невротических привычек и их закреплению в поведении ребенка на долгие годы.

Особенности лечения

Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.

В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:

  • изучение и коррекцию психологического климата в семье;
  • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
  • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.

Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.

Услуга Стоимость
Первичная консультация по телефону бесплатно
Подробная консультация по телефону/skype от 1 000 рублей
Консультация психиатра в клинике от 1 500 рублей
Выезд на дом от 5 000 рублей
Срочный выезд на дом от 8 000 рублей
Прием детей и подростков от 5 000 рублей
Прием взрослых от 7 000 рублей
Постоянное наблюдение у психиатра от 10 000 рублей

Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:

  • чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
  • ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.

Классификация неврозов

Отечественная неврология выделяет три основных вида неврозов. Речь идет об истерическом неврозе, или, так называемом, конверсионном расстройстве; неврастении и неврозе навязчивых состояний.

Как вполне самостоятельные проявления невротических расстройств, принято выделять такие состояния, как фобический, депрессивный, ипохондрический неврозы. Фобический невроз часто является частью ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), так как обычно обсесси проявляются вкупе с навязчивыми фобиями. По классификации МКБ-10 тревожно-фобическому неврозу присвоено название — тревожные расстройства. В соответствие с клинической картиной тревожные расстройства подразделяют на: панические атаки; агорафобию; клаустрофобию; генерализованное тревожное расстройство; нозофобию и пр.

Такие нарушения психического состояния человека, как психосоматические (соматоформные) и постстрессовые расстройства, тоже относятся к разряду неврозов. Для психосоматического невроза характерно наличие у пациента всех признаков какого-либо заболевания — к примеру, гастрита, стенокардии, язвы или панкреатита. Но при детальном обследовании и проведении соответствующих анализов, не выявляется никаких патологий, а в результате подробного опроса выясняется наличие психической травмы.

Постстрессовый невроз обычно развивается у людей, которые стали свидетелями или участниками боевых действий, терактов, техногенных и природных катастроф.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Медикаментозное лечение астении

Наибольшее значение в лечении астении или астено невротического синдрома имеет медикаментозная терапия. Истощение требует дополнительной сторонней поддержки, ввода недостающих питательных веществ нервной ткани. Перечень медикаментов возможных для терапии астении достаточно большой и требует особого внимания при их назначении.

К универсальным фармакологическим методикам относится нейрометаболическая терапия (сочетание витаминов группы В, ноотропных, сосудистых, дегидратационных и аминокислотных средств). Нейрометаболическая терапия помимо выраженного лечебного эффекта является и эффективным средством профилактики формирования астении. Курсы нейрометаболической терапии применяются перед перегрузками, перед предстоящими планируемыми стрессами. Лицам, которых доктора относят в группу риска по развитию астенических состояний, курсы нейрометаболической терапии проводятся два раза в год (чаще весной и осенью). Не редко, по усмотрению доктора используются лишь некоторые компоненты нейрометаболического лечения, например только витамины или ноотропные препараты.

Для лечения астено невротического синдрома могут применяться препараты из группы нейролептиков, антидепрессантов и нормотимиков. К ним прибегают в тех случаях, когда доктор видит биологические изменения (нарушения в нейромедиаторных системах головного мозга).

Медикаментозное лечение астении, так же как и физиотерапия, не является обязательным способом терапии астенических расстройств. Только после очного осмотра доктором принимается решение о необходимости применения фармтерапии астенических состояний. Медикаментозная терапия обязательна при лечении астении, но она должна быть умеренно разумной.

Светотерапия

Светотерапия применяется в тех случаях, когда симптоматика астении и невротическая симптоматика вызвана сезонными аффективными реакциями, либо когда астеническое расстройство осложняется депрессивными состояниями. При светотерапии пациент находится в специальном помещении, освещенным лампами с специально подобранными характеристиками. Курсы светотерапии могут достигать несколько десятков дней. Светотерапия – не обязательный метод лечения астено невротического синдрома.

Лечение астении реабилитационно-восстановительными программами

Некоторые специалисты, по традиции, относят реабилитационно-восстановительную терапию астено невротического синдрома к разновидности психотерапии, однако в этом способе лечения астено невротического синдрома, помимо психотерапевтических механизмов, начинают работать чувствительные рецепторы (обоняние, тактильные ощущения, восприятие и т.д.), работают климатический, физический, социальный и другие факторы. Поэтому для реабилитации часто советуют терапию путешествиями и даже выделяют в отдельный метод лечения астенического и невротического состояний.

Отправлять в путешествие человека в астеническом или астено-невротическом состоянии имеет право только доктор, оценив пользу и риски этого метода в каждом конкретном случае.

Психические расстройства у детей

Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание. За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось

Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве

За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.

Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.

Почему психика ребенка реагирует именно так

Формирование подобных невротических привычек не происходит за один день. Это довольно длительный процесс, который протекает буквально на глазах уродителей. В самом раннем возрасте это может быть лишь естественным этапом формирования нервной системы ребенка: у малыша в определенном возрасте еще отсутствует самоконтроль, нет понимания того, что можно, а чего нельзя.

Многие неприятные привычки — это продолжения естественных младенческих рефлексов, которые действуют до тех пор, покапсихика ребенкане адаптируется к изменившимся условиям. В первую очередь это относится к сосанию пальца, какой-нибудь пластиковой игрушки или другого предмета. Это проявление естественного сосательного рефлекса, сформированного еще в утробе матери.

То же самое можно сказать и о некоторых других невротических проявлениях удетей. Большинство из них — это продолжения естественных рефлексов, которые помогают адаптации малыша в самые первые годы его существования. Однако к четырем годам эти рефлексы должны угаснуть. Им на замену приходят более осмысленные действия.

Если такого не происходит, а рефлекторные действия перерастают в укоренившиеся невротические привычки — это тревожный сигнал дляродителей. Необходимо оперативно реагировать на подобное поведение, вплоть до обращения к детским психологам.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций

При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Чем опасны невротические расстройства для ребёнка?

Если родители не замечают, что с их ребенком происходит неладное, либо видят, но игнорируют тревожащие проявления, то, к сожалению, состояние будет неизменно усугубляться.

Если у ребенка проявляются поведенческие нарушения: расстраивается сон, нарушается аппетит, появляется двигательное возбуждение, грызение ногтей или сосание пальца, резко возросшая тревожность или агрессия – это уже основательный повод обратиться к врачу.

В противном случае может начаться нарастание психосоматических симптомов – заикания, тиков, астматических проявлений и много другого.

Если же ребенку так и не оказывается специализированная помощь, то данная симптоматика, имея склонность становиться хронической, с течением возраста и взрослением ребенка влияет на особенности его личности, характера. В итоге мы рискуем получить неуверенного в себе, имеющего сложности установления контакта с окружающими, в том числе, с людьми противоположного пола, молодого человека.

К большому нашему сожалению, к нам за помощью большинство родителей обращается уже в той стадии развития невроза, когда уже невозможно не заметить тревожной и явной симптоматики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: