Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?
Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания : увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
Интеллект, сила ума
реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.
С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника
- Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Пример задачи из курса ЛогикЛайк
Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.
Чтобы решать, нажимайте Начать!
Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.
За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.
Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.
Ребенок и творчество
Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.
Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.
Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.
Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.
Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность
Рекомендации по развитию математического мышления
Для развития математического мышления полезно заниматься развитием логики и как можно больше работать с цифрами. В первую очередь при необходимости любых вычислений в повседневной жизни старайтесь производить их в уме – без использования калькулятора.
Учитывая склонность мозга к тому, чтобы чаще не думать, чем думать, стремитесь активизировать активность интеллекта. Выполняйте специальные задачи и упражнения на логику, играйте в математические игры, решайте головоломки, ребусы и кроссворды, играйте в шахматы, пользуйтесь онлайн-тренажерами и тестами.
Обязательно правильно питайтесь, чтобы в ваш организм поступали все нужные ему витамины, минералы и микроэлементы. Чередуйте умственную деятельность с физическими нагрузками, т.к. физические упражнения позволяют мозгу отдохнуть, а также способствуют выработке организмом полезных гормонов.
А говоря о детском развитии, заметим, что развивать математический склад ума необходимо уже с малых лет. Оптимальным возрастом для начала занятий считается период от 1 до 3 лет, т.к. позже намного удобнее работать с уже частично сформированной у ребенка математической базой и развивать ее, нежели постигать азы.
Чтобы привить ребенку интерес к математике, нужно делать так, чтобы он воспринимал ее не как скучную прикладную науку, а как интересное занятие. Для этого полезно как можно чаще задавать разные задачки, использовать игрушки, считалки, активные игры на математическую тему, демонстрировать наглядные примеры простейших математических вычислений и их полезность. Правильное питание и физические нагрузки относятся и к детям тоже, причем даже больше, чем к взрослым.
Помимо прочего, предлагаем вам почитать наши статьи «Как объяснить ребенку математику?» и «Уроки математики для малышей», а также книгу «Как обучить вашего малыша математике» Гленна и Джанет Доман. А для вашей личной пользы советуем почитать книги «Математическое мышление» (Герман Вейль) и «Думай как математик» (Барбара Оакли) и посмотреть видео от российского математика и физика Алексея Семихатова о связи математики и интуиции.
Желаем вам удачи в обучении, и пусть математическое мышление помогает вам не только решать примеры, но и добиваться успехов в жизни!
Интеллект ребёнка
Зная о том, что человеческая психика — это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. Интеллект — качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.
Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие
Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства
В чем разница между гуманитарием и технарем?
Изучив подробные характеристики первого и второго типа, мы можем сделать вывод о том, в чём же разница между ними. Какие качества особенно хорошо развиты у одних, но при этом отсутствуют у других?
- в первую очередь, наиболее важным отличием является их способ смотреть на мир. Для гуманитарных людей это чаще всего взгляд эмоциональный. Они воспринимают мир сначала чувствами, в том время, как для людей с техническим складом ума на первом месте в этом стоят логика и факты.
- в коллективной работе технари обычно выступают в качестве исполнителей, благодаря их способность к чёткому следованию плану, а для гуманитариев уготована роль креативного центра, организаторов. Их развитое воображение позволяет выдвигать различные новые идеи;
- многие считают, что приверженцы точных наук более закрытые, чаще всего являются интровертами и нуждаются в постоянном общении с людьми, чего не скажешь о втором типе. Им присущи коммуникабельность и социальная активность;
Данные различия являются самыми основными. Однако это совсем не означает, что человек технического склада ума не может быть общительным, а тот, кто обладает гуманитарным мышлением никогда не опирается на логические умозаключения.
Каждая из этих характеристик может сочетаться в одном человеке, проявляясь в большей или меньшей степени в различных ситуациях.
В этом видео профессор Геннадий Боярышников расскажет, почему деление на эти два типа склада ума – это всего лишь миф:
Другие статьи
Безопасность детей на дороге
Мы прекрасно знаем, сколько опасностей таят тротуары и дороги нашего города. В Красноярске ежедневно дети подвергаются опасности со стороны автолюбителей, но можно ли быть уверенными, что с вашим чадом ничего не случится? Конечно, нет. Однако вы можете позаботиться о дорожной безопасности ребёнка, воспользовавшись нашими советами.
Половое воспитание детей
Все малыши мучают родителей вопросами, начиная с «почему апельсин назвали апельсином?» и, конечно, заканчивая довольно традиционным «откуда берутся дети?» Смущенные родители что-то бормочут про волшебного аиста или плодородную капусту, но правильно ли это? Если нет, то как лучше преподнести такую щепетильную правду и рассказать о появлении детей на свет?
Смотрите вместе с детьми научные передачи
Космос завораживает всех детей и еще до сих пор некоторых взрослых. Снято столько потрясающих интересных передач, что нескольких лет не хватит, чтобы все пересмотреть! Смотрите эти передачи вместе с детьми, интересно и познавательно будет и вам, и им.
Важно заранее планировать такие просмотры, делать их регулярными, а не спонтанными. В жизнь семьи можно встроить просмотр интересных документалок, например, по субботним вечерам.. Всегда сопровождайте просмотр приятной атмосферой, когда у всех хорошее настроение
Это правда важно — чтобы у детей закреплялось позитивное отношение к научным фильмам, а вместе с тем и к науке в целом.
Всегда сопровождайте просмотр приятной атмосферой, когда у всех хорошее настроение
Это правда важно — чтобы у детей закреплялось позитивное отношение к научным фильмам, а вместе с тем и к науке в целом.
Космическая тема – практически всегда беспроигрышный вариант привлечь внимание ребенка к познавательным сферам, удержать его и рассказать о том, как все устроено. Обычно дети понимают эти темы лет с 9 (кто-то даже раньше).. Попробуйте, к примеру, посмотреть вместе сериал с Нилом Деграссом Тайсоном «Космос».
Попробуйте, к примеру, посмотреть вместе сериал с Нилом Деграссом Тайсоном «Космос».
А вообще, кроме космоса, есть масса передач о животных, об океанах, о вулканах, о бактериях — фильмы можно подобрать по любой интересующей ребенка теме. Если думаете, что полнометражные ленты не заинтересуют детей, попробуйте начать прокачку научного мышления с коротких видео от TED-Ed или Asap Science.
Найдите в интернете видео, которое за 10 минут нам покажет, как появилась Вселенная, Солнце, Земля и человечество на ней.
Известный популяризатор науки Нил де Грасс объясняет, что такое темная материя (как мы пока это понимаем).
Таких видео очень много на Youtube и в соцсетях. Здорово, если вы сами будете проявлять искренний интерес ко всему, чем интересуется наука. Ну или хотя бы к той ее части, которая вам интереснее всего.
Как это сделать?
Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.
Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.
Упражнения следующие:
- Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
- Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
- Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
- Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
- Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
- Играйте в шахматы, шашки, бильярд.
Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.
Способы развития любознательности у ребенка
Существуют различные способы привить ребенку интерес к науке. Ya-roditel.ru предлагает использовать их комплексно.
Позвольте детям исследовать окружающий мир
Поддерживайте своего ребенка в его начинаниях, радуйтесь его успехам и помогайте преодолевать препятствия. Старайтесь создать у него ощущение радости от совершенных открытий в процессе познания мира, поддерживая эмоции удивления и интереса от результатов подобных исследований. Организуйте «научную» деятельность своего чада таким образом, чтобы ребенок мог развивать свои успехи и достижения. Если необходимо, вы всегда можете подстраховать его или предостеречь от ошибок.
Поощряйте любознательность в ребенке
Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. И во многом от родителей зависит, будут ли его познавательные интересы развиваться или останутся незамеченными. Поэтому помогите своему чаду ставить цели и формулировать новые вопросы, находясь с ним в диалоге и предлагая пищу для размышления. Убедите ребенка, что любая гипотеза имеет право на жизнь, пока она не опровергнута. Будьте готовы обсуждать с ним любые, даже самые фантастические предположения и теории. Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется сложных вопросов, ответить на которые родителям бывает очень непросто. А пока – предоставьте юному гению простор для творчества.
Проявляйте уважение к интересам и «открытиям» ребенка
Проявляйте уважение к интересам, увлечениям и «открытиям» своего чада даже в том случае, если он «открывает» для себя то, что вам давно известно. Неподдельный интерес к деятельности ребенка продемонстрирует ему, что вы разделяете его успехи и вместе с ним радуетесь открытиям.
Делитесь с ребенком своими интересами
Старайтесь передать ребенку собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового. Например, пригласите его принять участие в «секретном» эксперименте, чтобы узнать, какие предметы тонут в воде, а какие – нет, и подумать, от чего это зависит.
Уважайте ученых и учите этому ребенка
Старайтесь выказывать уважение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества и усовершенствования. Это поможет повысить мотивацию ребенка заниматься любимым делом и достичь успеха.
Посмотрев это видеоурок, вы узнаете, каким особенностями обладает память младших школьников, и какими способами ее можно развить.
Кто такой гуманитарий?
Людям со склонностями к точным наукам всегда противопоставляется другой тип, который чаще всего называют гуманитариями. Обычно мы можем столкнуться с массой стереотипов о таких людях. Однако не всегда они являются правдой.
Самое распространённое мнение заключается в том, что люди с гуманитарным складом ума чаще всего интересуются чтением книг, посещением выставок и развитием творческих способностей.
На самом же деле, несмотря на то что перечисленные увлечения также часто встречаются среди гуманитариев, область их интересов на этом не заканчивается:
- Одно из важнейших качеств людей со склонностью к гуманитарным наукам – это умение взаимодействовать с другими, проводить коммуникацию и устанавливать связи. Чаще всего они являются хорошими ораторами и могут найти подход к любому человеку;
- Гуманитарии интересуются другими людьми. Они любят наблюдать за ними, помогать им;
- Они проявляют большой интерес к различным сферам искусства и творчества, нередко самостоятельно вырабатывают навыки сразу в нескольких областях;
Самые популярные профессии для людей с подобным складом ума – это лингвист или филолог, юрист, писатель, историк.
Дети любят смотреть научные эксперименты
Вы наверняка найдете такие эксперименты, которые можно повторить дома. Повторяйте при возможности, все дети в восторге от научной магии, которая происходит на экспериментальной площадке.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Бывают также и эксперименты, составляющие которых вам просто недоступны из-за своей редкости или стоимости, даже если и не опасны. Такие эксперименты тоже проще посмотреть с комментариями специалистов.
Если в вашем городе проводятся научные мероприятия, на которых демонстрируются какие-то опыты, посещайте их с ребенком по возможности.
Имейте в виду, что эксперименты – это отличные тренажеры для развития научного мышления. Они являют причинно-следственную связь в реальном времени и с их помощью можно объяснить наглядно, почему что-то работает именно так, а не иначе.
Упражнения по развитию интеллекта
Как насчет того, чтобы устроить тренировку вашему уму прямо сейчас? Я приготовила несколько упражнений и игр по развитию интеллекта.
Логические задачи
Задачки на логику заставят мозг хорошенько “попотеть”. Открываете базу с вопросами по игре “Что? Где? Когда?”, выбираете пакет вопросов и погружаетесь в процесс с головой. Предупреждаю – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.
Поэтому для начала выбирайте пакет, рассчитанный на школьников. Чтобы вы имели представление о том, что из себя представляют вопросы, вот вам пример.
Писатель Борис Штерн как-то говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический роман с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Что это за книга?
Это простой вопрос, постарайтесь ответить на него самостоятельно. Ответ найдете в конце статьи. Только не подглядывайте!
Математические примеры
Купите или скачайте задачник по математике и время от времени решайте примеры оттуда. Простые задачи старайтесь считать в уме, а те, что посложнее, решайте письменно на время.
Конечно, кому-то это может показаться скучным и утомительным. Специально для таких людей придумали математические задачки с подвохом. На первый взгляд, они кажутся простыми и незамысловатыми. Но ответ, казавшийся очевидным, чаще всего оказывается неверным. Приведу пример из моей любимой книги “Головоломки профессора Головоломки” Михаила Гершензона.
Однажды улитка пустилась путешествовать по высокой стене. Стена в высоту имела 10 метров. Улитка днем проползала вверх 3 метра, а за ночь съезжала обратно на 2. Сколько дней понадобилось улитке, чтобы добраться до вершины стены?
Сочинения
Математикой позанимались, теперь давайте представим, что мы на уроке русского языка. Напишите сочинение на одну из заданных тем.
- Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать и почему.
- Что вы будете делать, если узнаете, что через месяц конец света.
- На какого персонажа из мультфильмов вы хотели бы быть похожим.
- Представьте, что выиграли миллион долларов в лотерею. На что потратите деньги.
- С кем из великих людей прошлого вы бы хотели встретиться. Опишите встречу.
На самом деле, писать можно на абсолютно любые темы. Сам процесс облачения мыслей в материальную форму благотворно воздействует на интеллект. Вы учитесь мыслить последовательно, выделять главное и отсекать второстепенное. Старайтесь не просто писать что попало, а создавать текст, который было бы интересно читать. Глядишь, так и профессию копирайтера освоите.
Медитативные упражнения
Медитация поможет вам навести порядок в голове и избавиться от помех, мешающих развитию интеллекта. В интернете можно найти множество техник медитации, советую попробовать несколько и выбрать наиболее подходящую именно вам.
А я опишу вам свое любимое упражнение, которое объединяет медитацию и аутогенную тренировку.
Вообразите, что вам удалось заглянуть в свою черепную коробку и увидеть мозг. Рассмотрите его со всех сторон, окиньте взглядом каждую извилину. А теперь представьте, что вы воображаемыми пальцами начинаете его массировать. Сначала наружный слой, потом все глубже и глубже.
От массирующих движений ваш мозг расслабляется и наполняется приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, не обращайте на них внимания. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда достигнете пика расслабления, задержитесь в этом состоянии. Пусть мозг отдохнет от бесконечной суеты и напряжения.
Следите за новыми передачами деятелей и популяризаторов науки
Понятно. что человеку, далекому от науки, не всегда с первого раза понятно значение того или иного открытия или явления. Но будучи подписанными на твитеры известных популяризаторов науки, вам проще и быстрее будет разобраться в научных сферах. Ваше научное мышление сильно прокачается!
В то же время, если вы владеете английским языком, то тогда вообще будете получать информацию из первых рук. Все популяризаторы — и Тайсон, и Най, и Докинз, и Каку, и Краусс и многие-многие другие — имеют свой официальный твиттер и охотно комментируют последние научные открытия, делятся своими мыслями, открывают вам новые ракурсы мышления и взгляды.
Среди русских научных деятелей практика общения в твитере, видимо, совсем не распространена, потому что мы, к сожалению, не нашли ни одного твитера русских популяризаторов науки.
6 идей для занятий с юным гением
- Экспериментируйте с водой – лейте ее через дуршлаги, бутылки, воронки: так ребенок поймет, что такое объем емкости;
- Готовьте вместе с ребенком обеды или ужины, параллельно обсуждая, как действует на продукты питания высокая и низкая температура, и что придает пище вкус и аромат;
- Проращивайте семена растений, посадите цветы или овощи у себя дома, чтобы ребенок мог наблюдать, как они растут;
- Предложите своему чаду разобрать, а затем собрать какие-либо предметы, чтобы посмотреть, как они устроены – например, фонарик или будильник. Если вы будете вкручивать лампочку или менять электропроводку, позовите ребенка: он узнает, как устроено электроснабжение в доме или квартире;
- Поселите в стеклянной банке насекомых, чтобы юный энтомолог мог наблюдать за их жизнью;
- Посещайте с детьми океанариумы и зоопарки, старайтесь больше читать о жизни животных в дикой природе.
Татьяна Маргулян
Портал «Я-родитель» предлагает вам пройти небольшой тест и узнать, какой склад ума у вашего ребенка.
Дети-«технари»
Детей с математическим складом ума можно распознать по следующим признакам:
- Тяга к подсчетам и решениям задач.
- Наличие абстрактного мышления.
- Тяга к точности во всем.
- Хорошая организованность и пунктуальность.
- Увлечение логическими экспериментами.
- Увлечение компьютерами.
- Легкое освоение математики, физики и химии.
- Большая опора на данные и разум, чем на чувства.
- Хорошая память на лица (на имена – хуже).
- В их тетрадях аккуратные конспекты.
- Решая проблему, они все скрупулезно обдумывают, изучают все потенциальные варианты. Из них выбирают лучший.
Чтобы таким детям было интересно обучаться, родители и педагоги должны:
- Ставить перед ними различные задачи.
- Применять наглядные таблицы и схемы.
- Проводить разные эксперименты.
- Устраивать математические и логические игры.
- Оказывать им поддержку в реализации практических опытов.
- Помогать в прогнозировании результатов.
- Применять для решения дилемм дедуктивные методики.
Если у вашего ребенка обнаружены такие способности, необходимо организовывать его общественную и профильную стези. Здесь следует учесть, что в спектре гуманитарных дисциплин тоже есть точные науки. Например, психология, английский и прочие иностранные языки.