Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Шаг 2: Развивать осознанность

Как часто вы задаетесь вопросом «Что я сейчас чувствую?». И речь идет не о формальном «Все ок!». Как точно вы можете дифференцировать свое состояние?

Фиксируйте свои эмоции и ощущения. Необязательно для этого вести розовый дневничок с закладками (хотя, если хочется, то ок).  Существует множество простых и удобных приложений для трекинга эмоций. Stop, Breathe & Think – одно из таких.

Приложение предлагает оценить физическое, ментальное и эмоциональное состояние быстрым тестом, данные отображаются в наглядном дашборде. А в платной версии доступны медитации и техники релаксации. Ежедневные тренировки помогут точнее определять состояние, отслеживать смены настроения, определять причины возникновения тех или иных эмоций.

Развивайте эмоциональный словарный запас. Радость разной интенсивности может иметь десятки аналогов. В книге С. Шабанова и А. Алешиной «Эмоциональный интеллект. Российская практика» есть целая глава о вербализации эмоциональных состояний.

Шаг 4: Применять инструменты

Для снижения интенсивности подходят дыхательные техники, упражнения на мышечную релаксацию, вербализация эмоций, когнитивная переоценка. Вот некоторые приложения, которые помогут в этом: Calm, Endel, Loona, Meditopia.

Calm ‒ приложение, в котором есть удобный трекинг эмоций; подкасты от известных личностей о техниках и способах работы с эмоциями и ментальным здоровьем; десятки медитаций (все базовые доступны бесплатно) и треки со звуками природы.

Loona ‒ приложение для работы со стрессом и улучшения сна. Каждый вечер предлагается пройти новую главу истории, которая сочетает в себе интерактивную диораму и увлекательное повествование под расслабляющую музыку. Такой контент помогает успокоить мысли, освободить разум от тревог и настроиться на умиротворенный лад.

 Для поднятия интенсивности эмоции подойдут активные физические упражнения, практика благодарности, развитие позитивного мышления. В качестве помощника можно использовать бесплатное приложение Happify.

Разработчики приложения опирались на результаты научных исследований о психологии счастья. Упражнения и практики подаются в формате игры.  Единственное ограничение – полностью английский интерфейс.

Выберите степень вмешательства в ситуацию

Не торопитесь бежать в школу или к родителям соседского мальчика, чтобы защитить своего ребенка и решить проблемы за него

Ему важно учиться реагировать на вызовы окружающего мира, защищаться и отстаивать свои интересы

Если его проблема на уровне сверстников, она не угрожает жизни и здоровью, и он еще не перепробовал все возможные варианты – дайте ему шанс разобраться самому. Если не получается – попробуйте обратиться к психологу, чтобы ребенок с его помощью смог научиться новым способам поведения в сложных ситуациях. Если же у него проблемы, например, с учителем – тогда вмешательство родителя уместно, а может даже необходимо, так как в этом случае конфликт происходит на уровне «взрослый-ребенок», и расстановка сил не равна.

Шаг 3: Заниматься целеполаганием

Прежде чем управлять эмоциями, хорошо бы понимать какого состояния нужно достичь. Ошибочно предполагать, что есть «плохие» и «хорошие» эмоции. Есть эмоции, которые адекватны ситуации. Гнев принято считать негативной эмоцией, но при низкой интенсивности гнев дает нужный импульс и энергию для защиты собственных интересов в состоянии высокой конкуренции. Поэтому управление эмоциями начинается с целеполагания, с ответов на вопросы:

Какого результата я хочу достичь?           
Как мое текущее состояние влияет на сложившуюся ситуацию?
Какое состояние поможет двигаться к цели?
Какие задачи по управлению эмоциями стоят передо мной? Снизить интенсивность (уменьшить волнение перед выступлением), или повысить градус (повысить концентрацию для работы над важной задачей и т. д.)?
Какие инструменты и техники помогут мне достичь желаемого состояния?

Как научить ребёнка принимать весь спектр чувств

Самая первая реакция крохи на мир — плач, когда акушер шлёпает его по спинке. Что происходит дальше? Заботливые руки мамы, удары родных сердец. Малыш чувствует заботу и успокаивается. Ведь никому не придёт в голову кричать на новорождённого и просить его помолчать! Так же в более старшем возрасте: малыш плачет, потому что маме нужно идти на работу. Что нужно сделать родителю? Принять чувства малыша, обозначить их и помочь успокоиться.

Приём первый

Один из главных приёмов в тренировках эмоционального интеллекта — отражение и проговаривание чувств ребёнка.

— Ты так заливисто смеешься, как колокольчик! Тебе сейчас очень весело!

— Какая у тебя широкая улыбка! Ты, наверное, сейчас очень счастлива!

— Ты плачешь, потому что Юра не может прийти к нам с ночёвкой в гости…

— Ты расстроена, потому что у машинки отвалилось колёсико.

Приём второй

Мамам и папам не стоит бояться быть искренними. Рассказывайте о своих чувствах малышу простыми словами:

— Я расстраиваюсь и беспокоюсь за тебя, потому что ты не хочешь пить сироп от кашля

— Я сержусь, потому что ты измазал стену пластилином

— Я радуюсь от того, что ты поделился шоколадкой с дедушкой

— Мне приятно, потому что друг прислал мне письмо.

— Я грущу, потому что скучаю по бабушке.

Приём третий

Подросшим малышам, которые уже умеют вести несложные диалоги, осознанно отвечать да или нет, можно и нужно задавать вопросы, которые помогут проанализировать своё состояние.

— Тебе интересно в этом кружке?

— Тебе скучно?

— Ты злишься?

— Ты грустишь?

— Ты радуешься?

А когда ребёнок станет старше и познакомится со всеми эмоциями, то на смену придёт вопрос:

— Что ты чувствуешь?

Приём четвёртый

Знакомство с эмоциями можно проводить в формате игры. Соберите «Коробочку лесных друзей», в которую войдут карточки с персонажами, демонстрирующими те или иные чувства. Подпишите эмоции с обратной стороны.

Кто может быть в наборе:

  • весёлый зайчик / веселье, радость
  • влюблённая лягушка / любовь, благодарность
  • печальный ослик / печаль, обида
  • злой комар / злость, гнев, зависть
  • грустная лисичка / грусть, огорчение
  • удивлённый бобёр / удивление
  • испуганный лось / страх, беспокойство
  • счастливый медведь / счастье
  • виноватый кабанчик / вина, стыд

Как играть:

Выберите вариант игры или скомбинируйте несколько:

  • показывайте карточки и называйте эмоции
  • спрашивайте, с кем сейчас малыш чувствует сходство
  • придумайте вместе с малышом историю, почему у зверей такие эмоции

Старайтесь не принимать происходящее на свой счет

Что испытывает родитель, если у его ребенка проблемы в школе? Например, если произошел конфликт с учителем или ребенок подрался с одноклассником?

Бывает, что наиболее яркие эмоции в такой ситуации – стыд и гнев на ребенка за то, что тот поставил родителя в неудобное положение. Мы стыдимся так, как будто это мы сами подрались, получили двойку или ярлык «неудачника» в классе. Тогда и наша реакция направлена, в первую очередь, на заботу о себе, а не о ребенке. Не разбираясь в причинах произошедшего, мы наказываем его или же даем советы, как себя вести, чтобы больше в такие истории не попадать. В этот момент за кадром могут остаться детские переживания.

Напомните себе о том, что это не вы, а ваш ребенок оказался в неудобной ситуации, и он нуждается сейчас в принятии и поддержке. Отложите воспитание «на потом» и вернитесь к этому вопросу, когда переживания улягутся.

Как помочь ученикам развить эмоциональный интеллект?

Очень сложно придумать одну конкретную методику, которая поможет всем ученикам развить свой эмоциональный интеллект, независимо от возраста и темперамента. Однако, есть несколько полезных и распространенных игр, которые можно использовать во время уроков, при этом не тратя слишком много времени.

1. Бинго-знакомство

Эта игра : 

  • позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка;
  • помогает легко и комфортно говорить о себе и своих интересах;
  • расширяет границы общения, позволяя найти общие интересы и увлечения.

Инструкции для учеников:

Найди клетку с фактом, которой правдив о тебе, и закрась любимым цветом.  Далее играет следующий ученик.

2. Лампочки интереса

Эта игра позволяет знакомиться с интересами детей и их хобби. Осознавая свои интересы, а через них и свои таланты, ребенок учится понимать себя, свои сильные стороны и свою уникальность. Можно по-разному играть в эту игру.

Вариант 1:

Покажите ребенку несколько лампочек с разными картинками в них. Пусть они выберут те лампочки, в которых находятся интересные занятия для них. А потом уже пусть раскрасят эти лампочки разными цветами.

Вариант 2:

Пусть ученики сами напишут или нарисуют в лампочках свои любимые занятия или то, чем бы они очень хотели заниматься. Потом пусть раскрасят те лампочки, которые считают интересным. В конце можете обсудите это и, может, найдете общие увлечения и узнаете что-то новое. 

3. Угадай эмоцию

Каждый ученик берет карточку, на которой нарисована эмоция и не показывает ее другим. Задача ученика с помощью мимики и пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.

4. Что ты чувствуешь?

Учитель рассказывает небольшую историю. Ученики должны выбрать карточки с той эмоцией, которую они сам испытывают в связи с этой ситуацией или историей. Дальше ученики объясняют, почему они испытывают такие чувства.

5. «Банк эмоций»

В конце урока каждый ученик пишет на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно также попросить учеников отмечать эмоции, которые они испытывали во время уроков и зарисовать общую эмоцию. Таким образом, дети поближе познакомятся с разными эмоциями, осознают, как они проявляются в их жизни. 

Как видите, работая с детьми, вы должны следить за развитием эмоционального интеллекта и делать все возможное, чтобы дети могли распознавать и контролировать свои эмоции.

Поделиться ссылкой:

Что такое эмоциональный интеллект?

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день

И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира

Эмоции позволяют нам эффективно
взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг
другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект
– основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно
понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и
сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным
интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив,
ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти
в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем
возрасте.

Шаг 6: Выстраивать взаимодействие

Понимание эмоций собеседника – мощнейший инструмент для коммуникации, поэтому всегда обращайте внимание и учитывайте эти нюансы:

  • Помните о цели взаимодействия – чего вы хотите достичь по итогам разговора?
  • Какое ваше состояние и состояние партнеров помогут в достижении намеченных целей?
  • Насколько сильно текущее состояние отличается от желаемого? Что к этому привело? Какие инструменты помогут с этим справиться?

 Для поддержания здоровых отношений помните про 4 НЕ:

НЕ пытайтесь манипулировать или играть на чувствах, это быстро считывается и отталкивает. А еще такие игры отнимают много сил.

НЕ стоит раздувать интриги, сплетни или участвовать в игре «найди виноватого». Держите фокус на том, что можно сделать для решения ситуации.

НЕ рубите с плеча в особо сложных ситуациях. Возьмите паузу, чтобы успокоить зашкаливающие эмоции и трезво взглянуть на обстоятельства.

Разочарование и злость – это НЕ плохо, это такие же нормальные эмоции, как радость или вдохновение, они имеют место быть как у вас, так и у других. Примите тот факт, что эмоции –неотъемлемая часть жизни. 

Другие интересные программы и тренинги

Здесь вы можете найти и лучшие авторские курсы, которые будут полезны всем, и узконаправленные программы. Например, по развитию EQ у детей и подростков или о влиянии эмоций на бизнес.

Эмоциональный интеллект и эмпатия в бизнесе – Нетология

На базе университета интернет-профессий можно пройти авторский интерактивный курс Эмоциональный интеллект и эмпатия в бизнесе от коуча-консультанта Светланы Гончар. Это короткая программа продолжительностью всего 1 час 17 минут, которая даст инструменты по эффективному выстраиванию конструктивных отношений в деловой сфере.

В программе 8 уроков + итоговый тест.

Стоимость – 790 рублей.

Этот курс повышения квалификации предназначен для тех, кто ищет современные методы обучения детей и хочет научиться объединять коллектив с помощью приемов мотивации.

Он состоит из 4 модулей и итоговой работы. По завершении студентам выдается сертификат и удостоверение учителя, оригиналы которых высылаются по почте бесплатно.

Стоимость – 1 190 рублей.

Эмоциональный интеллект: как стать счастливее и быстрее добиться успеха – Lectera

Эмоциональный интеллект: как стать счастливее и быстрее добиться успеха – это авторский курс Алекса Райнхардта, который можно приобрести на базе образовательной платформы.

Что представляет собой программа:

  • 8 уроков;
  • 2 часа 40 минут видео;
  • 8 тестов;
  • 12 дополнительных материалов.

После покупки курса доступ ко всем материалам будет открыт в личном кабинете навсегда.

Зарегистрированным пользователям предоставляется скидка 50 %. Стоимость со скидкой составляет 4 200 рублей.

Эмоциональный интеллект – Анастасия Мизитова

Эмоциональный интеллект – онлайн-курс для руководителей и специалистов в сфере управления персоналом. Здесь вы не только узнаете, как улучшить навыки распознавания эмоций, но и самостоятельно создадите проект развития своего EQ и выберете подходящие инструменты для этого.

Автор курса – Анастасия Мизитова, сертифицированный специалист HR, разработчик и ведущая множества известных программ.

Обучение длится около 4 недель. Проходить его можно в комфортном для себя темпе. Студентам выдаются онлайн-тетради для практических заданий, которые высылаются после каждого урока. На платформе можно будет задать вопрос преподавателю и получить обратную связь.

По окончании выдается сертификат.

Стоимость обучения – 19 900 рублей.

– месячный онлайн-практикум, который поможет прокачать свой EQ. На тренинге вы:

  • вскроете ограничивающие убеждения;
  • выявите “слепые зоны” – эмоции, которыми вы не можете управлять;
  • разберете разрушительные поведенческие паттерны;
  • проработаете отношения с близкими;
  • определите ключевые пути для развития EQ.

Ближайший старт программы – 4 февраля.

Стоимость участия – 20 000 рублей.

Эмоциональный интеллект – City Business School

Эмоциональный интеллект – программа, которая включает в себя 4 модуля с практическими заданиями и инструкциями к ним.

По завершении обучения вы можете получить сертификат бизнес-школы с европейской аккредитацией.

Чтобы подробнее ознакомиться с условиями, нужно оставить заявку на получение консультации.

Эксперт Эмоций – ECoach

Эксперт Эмоций – это онлайн-тренинг по развитию EQ. На прохождение вам потребуется всего 20 дней. Он подойдет коучам, психологам, а также всем, кто устал бороться с собственными эмоциями и хочет, чтобы они стали союзниками по жизни.

В программе 6 занятий, каждое длительностью по 2 часа. В личном кабинете будут доступны домашние задания. Есть возможность получить обратную связь от преподавателей.

Есть несколько тарифов. Стоимость базового – 12 000 рублей.

Шаг 1: Развенчать мифы

Концепция EQ противоречива, в интернете найдутся десятки определений. Вот самые распространенные заблуждения:

Миф 1. Эмоциональная компетентность = жесткий контроль, умение держать эмоции в ежовых рукавицах.

Эмоции – продукт эволюции, они выполняют важную сигнальную и адаптивную функцию в организме и регулируются на физиологическом уровне. Их подавление чревато последствиями, вплоть до ментальных расстройств и снижения качества жизни

Миф 2. EQ = прямой доступ к пульту управления чужими эмоциями и возможность манипулировать массовым сознанием.

Слепой подбор инструментов развития EQ не даст впечатляющих результатов. Чтобы адекватно управлять чем-то, нужно понимать, чем именно. Осознание эмоций – важнейший этап развития EQ.

Миф 3. Все хотят быстрого результата. Разбираться, рефлексировать и анализировать эмоции ‒ скучно, то ли дело сразу погрузиться в инструменты и практики!

Никаких спецэффектов. Эмоциональный интеллект – не волшебная палочка, меняющая жизнь к лучшему. Это комплекс навыков.

Миф 4. Если человек неэмоциональный, значит, у него низкий EQ. Чем больше эмоций, тем лучше.

Количество и интенсивность эмоциональных реакций ‒ не показатель уровня EQ. Человек может быть стеснительным и робким, но при этом хорошо умеет распознавать и конструктивно выражать эмоции.

Американский психолог и писатель Д. Гоулман описал четыре компонента EQ:

  • Самоосознание ‒ умение замечать и анализировать свои эмоциональные состояния, понимать свои сильные и слабые стороны.
  • Самоконтроль – умение сохранять способность к адекватной оценке даже в критических ситуациях, подбирать оптимальные инструменты для работы со своими чувствами.
  • Эмпатия – понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими с учетом их внутреннего состояния.
  • Навыки взаимодействия – навык выстраивать конструктивное взаимодействие, сглаживать конфликтные ситуации, мотивировать, работать в команде.

Шаг 5: Развивать эмпатию

Практика распознавания эмоционального настроя окружающих – это самый творческий путь развития EQ. Это отличная возможность взглянуть на ситуацию со стороны.

Наблюдайте за людьми, отмечайте присутствие эмоций в фильмах, книгах, музыке. Раскладывайте состояние героев по полочкам, ищите эмоциональные закономерности, учитесь отличать тонкие нюансы переживаний. Это будет хорошим подспорьем для понимая собственных ощущений.

При взаимодействии с партнерами не торопитесь делать безапелляционные выводы по поводу их состояния. Используйте открытые и уточняющие вопросы для определения эмоций собеседника: «Мне кажется, тебя удивило мое последнее замечание. Это действительно так? Расскажи, что именно вызвало недоумение?».

Обычно люди закрываются на прямой вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь». Особенно в рамках рабочих отношений. Еще больше накаляют обстановку упреки и претензии: «Вечно ты все усложняешь! Ну, вот опять это недовольное лицо».

Не обобщайте, говорите о фактах, используйте «Я сообщения». Продемонстрируйте как выражать эмоции, чтобы не превращать обсуждение в конфликт. Объясните в ответ, на что возникла та или иная реакция.

Обвинение: Ты меня бесишь!

Описание ситуации: Я злюсь, когда меня перебивают.

Осознавайте свои чувства и регулируйте их силу

Часто родители принимают происходящее с детьми очень близко к сердцу. Это вполне понятно – как не переживать, если твой малыш, например, болен. И разве можно не гневаться, если над сыном в школе издевается учитель?

Но ваша реакция не должна по силе перекрывать реакцию ребенка. Обращаясь за поддержкой, он надеется получить у вас защиту и опереться на вас. Чтобы дать ему опору, вы сами должны оставаться стабильными и относительно спокойными. Особенно это касается ситуации, если ребенок заболел. Рыдающая у постели мама лишь вызовет у него чувство вины и усугубит его и без того сложное положение.

Если вы чувствуете, что ваши эмоции зашкаливают – поищите возможность снять эмоциональное напряжение, а затем общаться с ребенком.

Поищите вместе пути выхода из ситуации

Иногда проблема ребенка может быть решена с помощью изменения его поведения или отношений с окружающими. Например, если его дразнят за излишнюю стеснительность, или он переживает из-за трудностей в учебе. В таких случаях вы можете помочь ребенку найти способы выхода из ситуации, которая его травмирует. В зависимости от
возраста ребенка вы можете использовать для поиска ресурсов сочинение исцеляющей сказки или истории. С подростками вы можете провести «мозговой штурм», определить варианты изменения положения и составить план действий.

Анна Кольчугина

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Первый навык эмоционального интеллекта — понимание своих эмоций

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию;
  2. Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  4. Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Выводы

Развивать эмоциональный интеллект можно по-разному, важно понимать, для чего вы это делаете, и здраво оценивать свои силы. Не ждите мгновенного wow-эффекта: управление эмоциями требует регулярной практики

Если 10 раз в день трекать состояние, использовать 7 приложений, за обедом составлять психологический портрет персонажа любимого сериала, а во время переговоров оттачивать новую технику влияния – можно быстро разочароваться, выгореть и настроить окружающих против себя. Начните с главного – прислушайтесь к своим ощущениям. И начните с малого – попробуйте прямо сейчас 1-2 инструмента, которые понравились вам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: