«дорогие дети»: как научить ребенка копить и правильно тратить деньги

Во что играть с ребенком, чтобы познакомить его с деньгами и ценами

С 3 лет мы с дочкой играли в магазин и в кондуктора. Так она училась считать, разбираться в монетках и мелких купюрах. Начала понимать, что деньги — это средство обмена и за них можно купить разные товары. Что деньги зарабатывают мама и папа на работе. И не всегда можно купить все и сразу.

С 5 лет мы с играли в игру “Сравни цену”. Если она просила купить киндер-сюрприз или киндер-пингви, во время прогулки мы искали магазин, где они стоят меньше всего. Эта игра помогла мне сформировать у дочки привычку выбирать, а не покупать первое попавшееся. Теперь она знает, что товары и услуги в разных местах могут стоить по-разному. Это помогает ей более осознанно распоряжаться карманными деньгами.

Летом мы живем на даче у моря. По дороге на пляж проходим магазинчики и ларьки, в которых много соблазнов. Мороженое 8-летняя дочка покупает в магазине у дома — здесь оно на 20-30 рублей дешевле, чем на пляже. Разница в ходьбе — 3 минуты. Собирает все жетоны за стрельбу в тире — за 5 игр 6-я бесплатна. Так она экономит свои карманные деньги.

Когда давать карманные деньги ребенку?

Святая обязанность каждого родителя — объяснить ребенку, что, несмотря на неограниченное количество хотелок, количество денег в кармане все-таки величина конечная. Начиная с 3—4 лет дети уже понимают, что если у мамы в кошельке 1000 рублей и нужно купить продукты на 800, то ему останется только 200 рублей, на которые можно выбрать сладости и небольшую машинку — или машинку побольше, но одну, но с моторчиком. Пусть он сам примет решение.

Первые карманные деньги ребенок может получить уже в 6—7 лет. В это же время у него появляется относительная свобода передвижения и доступ к самостоятельным покупкам. В таком возрасте дети уже умеют считать, но вот вести бюджет им пока что сложно, поэтому не стоит сразу перегружать их карманы большой суммой на месяц. Лучше выдавать меньше, но чаще. Чем старше ребенок, тем реже выплаты: старшеклассник вполне может планировать свои расходы и начинать зарабатывать самостоятельно.

Размер карманных расходов — личное дело каждой семьи. Однако необходимо отталкиваться от возраста ребенка и его реальных потребностей. Первокласснику на неделю достаточно 200—500 рублей, подросток же эту сумму потратит за несколько часов.

Постепенно включайте расходы на ребенка в его карманные деньги: проезд, питание в школьной столовой, занятия с репетитором. Карманные расходы в конечном итоге должны приблизиться к сумме, необходимой ему для самообеспечения.

Объясните ребенку, что карманные деньги — это регулярная сумма, которую он будет получать независимо от оценок, поведения в школе и помощи по хозяйству. Это не зарплата и не инструмент поощрения или наказания, а возможность научиться планировать личный бюджет и распоряжаться деньгами.

Карманные деньги — это прекрасный инструмент осознания своей самостоятельности, первый и очень важный шаг к финансовой свободе. Чтобы знать, чему еще научить собственного ребенка, прочитайте эту подборку статей о финансовой грамотности:

Как мы учим детей тратить деньги

Известно, что большинство покупательских привычек дети перенимают у родителей, поэтому совместные походы за покупками — отличный способ передать им наш опыт.

Когда в супермаркет входит ребенок, который ни в чем не знает отказа, для которого не существует понятий “стоимость”, “дешевле/дороже”, “соотношение цены и качества”, он просто начинает забрасывать в корзину все, к чему рука потянется.

Нам нужно спустить наших детей “с небес на землю”, научить их “включать голову”, когда они что-то покупают: прежде чем заплатить, всегда смотреть и спрашивать цену, думать, действительно ли эта вещь нужна и стоит ли она таких денег. Необходимо объяснить детям, что полный кошелек или кредитка с большой суммой сами по себе не являются основанием для покупки.

Мы вполне можем в присутствии ребенка обсуждать какие-то крупные покупки, планировать отпуск или решать, сколько денег и на какие цели мы готовы потратить. Детям постарше можно поручить покопаться в интернете — найти и предложить самый выгодный с их точки зрения вариант покупки, проанализировав соотношение цены и качества.

Чтобы ребенку было на чем учиться, ему нужны карманные деньги. Получение карманных денег ни в коем случае не должно быть связано с успехами ребенка, он не должен их лишаться за какие-то проступки. Это элемент его личной свободы, и задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.

Хороший пример — история финансового воспитания сына председателя правления одного из российских банков. Когда мальчик пошел во второй класс, отец начал выдавать ему карманные деньги — каждую неделю. Если деньги заканчивались слишком быстро, отец больше ничего не давал. Одна неделя в месяце была отчетной — мальчика просили расписать все его траты до рубля, а потом обсуждали, на чем можно было сэкономить. Также отец познакомился с родителями школьных друзей сына, и они договорились, что будут еженедельно выдавать детям одинаковые суммы.

Когда мальчик закончил начальную школу, отец объявил, что раз в месяц будет устраивать дома собрание “Клуба будущих миллионеров”. К этим встречам мама всегда заказывала пиццу. На собрание приходили шестеро-семеро одноклассников сына, и отец объяснял детям, что такое курсы валют, банковские вклады, рассказывал истории успеха выдающихся бизнесменов.

После того как сыну исполнилось 14 лет, отец сказал, что может, конечно, и дальше давать ему карманные деньги, но если он начнет помогать ему в банке, его доходы резко вырастут. Эта идея мальчику понравилась: он приходил после уроков в банк, редактировал таблицы на компьютере, иногда выполнял работу курьера, после поступления в университет ему позволили отвечать на звонки. С 18 лет он начал работать с клиентами, а в 20 уже руководил в банке отделом по работе с физическими лицами.

Как ведем учет

Я стараюсь все упорядочить, поэтому придумала несколько форм учета.

Форма «Приход». Мы договорились с родителями сдавать по двести рублей в месяц, поэтому я создала таблицу и напротив фамилии ребенка ставлю «200» за тот месяц, за который родитель сдал деньги. Если сдают сразу тысячу, разбиваю сумму на пять месяцев. Так я всегда знаю, кто, сколько и за какой месяц сдал.

Я распечатала эту форму и заполняю от руки, поскольку беру ее на собрания, где родители сдают деньги наличными. Получается небрежно, зато не трачу время на перенос данных с листочков и не боюсь ничего потерять.

Форма «Расход». В этой форме я записываю, когда и на что потратила деньги, а также сумму. Если ее вести в экселе — сможете считать общую сумму расходов автоматически.

Конвертик для чеков. Я завела конверт и складываю в него все чеки, чтобы не потерялись. Если кто-то из родителей захочет их изучить — готова предъявить в любой момент.

Форма «Приход». В таблице от руки есть неоспоримый плюс — все исправления будут видны сразу, поэтому нельзя ничего стереть или переписать бесследноФорму расходов я тоже веду в рукописном варианте, поскольку так быстрее и удобнееБлагодаря конверту все чеки в одном месте и всегда под рукой. Год подписываю, чтобы не перепутать, когда перейдем в следующий класс

Сколько денег давать на карманные расходы

Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.

Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?

В возрасте 4-5 лет карманные деньги давать еще слишком рано, но можно завести копилку, куда ребенок будет складывать деньги на какую-нибудь цель. Например, подарок на Новый год или дорогую игрушку, которую родители не могут купить сразу. «Совсем забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно использовавшийся со времен Советского Союза, – поход в булочную или за молоком, куда родители отправляли нас лет с шести», – вспоминает Олеся Княжева. Самостоятельные мелкие покупки, пусть и под присмотром родителей, очень способствуют развитию ответственности.

Небольшие суммы на карманные расходы нужно начинать выдавать ребенку уже в младшем школьном возрасте, говорит Олеся Княжева. Сумма должна быть фиксированной и заранее оговоренной, чтобы ребенок научился ее распределять. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе. Сколько давать денег? Это зависит от статей расходов и семейного бюджета. Не следует выдавать слишком крупную сумму, даже если финансовые возможности родителей это позволяют. «Исходить нужно из степени ответственности ребенка, а не его желаний, и определять сумму индивидуально», – рекомендует педагог-психолог.

Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.

«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.

Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.

Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно

Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья

Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.

«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают»

При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке

Зачем учить ребёнка обращению с деньгами?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок жил счастливой, полноценной жизнью, одной из составляющих счастливой жизни является умение обращаться с деньгами. 

Мы подскажем вам как вы можете помочь своему ребёнку ответить на следующие вопросы

  • Как зарабатывать деньги?
  • Как правильно тратить деньги?
  • Как объяснить ребёнку ценность денег?
  • Что такое инвестиции?
  • Что такое кредиты и кредитные карты?
  • Как нести ответственность за свои доходы и расходы?

Надёжные кредитные компании Казахстана

Компания Общий рейтинг Выбрано раз
CashRadar 39 Посмотреть компанию
Ccloan 5.0 1,689 Посмотреть компанию
CreditPlus KZ 768 Посмотреть компанию
Crezu 152 Посмотреть компанию
I-Credit 165 Посмотреть компанию
Kaz Credit Line 2,662 Посмотреть компанию
Kviku 390 Посмотреть компанию
MoneyMan 1,149 Посмотреть компанию
Qanat KZ 6 Посмотреть компанию
Robocred.it KZ 106 Посмотреть компанию
TengeDa 116 Посмотреть компанию
Tengo.kz 4.5 3,038 Посмотреть компанию
TurboMoney 4.3 1,445 Посмотреть компанию
Zaimer 4.0 214 Посмотреть компанию
Деньги клик 4.1 1,948 Посмотреть компанию
Займок 363 Посмотреть компанию
Коке 1.0 2,704 Посмотреть компанию
Честное слово 1,028 Посмотреть компанию

Никто не будет спорить, что эти знания – жизненно необходимы, тем не менее, управлению финансами довольно сложно научиться. Поскольку ребенок не приобретает такие знания в школе, работа родителей заключается в том, чтобы привить детям мудрость в обращении с деньгами. 

Помимо того, что вы должны быть хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вы, как родитель, должны прилагать осознанные усилия, чтобы гарантировать, что ваш ребенок обладает всеми необходимыми навыками.

Financer может подсказать

Если вы не уверены, как научить своего ребенка финансовой мудрости, и чему и когда вообще следует учить, не волнуйтесь. Мы собрали исчерпывающий обзор того, как научить вашего ребенка обращению с деньгами в любом возрасте.

Как давать ребенку карманные деньги

Как попало, без цели, по любому капризу. Правильно или нет?

После трех лет ваш ребенок уже способен четко понимать, что если он выпросить у вас деньги, то сможет, с вашей помощью, приобрести желаемое. Обычно дети любят выпрашивать деньги у родителей в день зарплаты или совместного похода в магазин. Если ребенок сможет добиться от вас, что карманные деньги будут приходить к нему (даже малые) просто так по любому требованию, он быстро научиться манипулировать вами.

Бесцельное получение карманных денег будет приводить к бесполезной трате.

Этот метод не может быть эффективен для обучения вашего ребенка товарно-денежным отношениям и никогда не научит вашего ребенка беречь финансы и планировать покупки. Скорее всего, в будущем, ваш ребенок будет подвержен эгоизму и расточительству.

Только за проделанную домашнюю работу. Правильно или нет?

Выше мы уже говорили о том, что оплачивать выполнение домашних обязанностей своему ребенку крайне не рекомендуется. Ведь тогда будет справедливо оплачивать выполнение домашних обязанностей папе и маме.

С возрастом у вашего ребенка появится еще масса обязанностей, например, учеба и примерное поведение в школе, — тогда придется оплачивать и это. Но внутренние дела каждой семьи решаются сугубо индивидуально. Поэтому вам решать, какие методы воспитания применять к своему ребенку. Если вы решите оплачивать домашние дела вашего ребенка в качестве мотивации карманными деньгами, вы вполне можете это делать.

Давать карманные деньги регулярно и без условий

С 5-6-ти лет родителям рекомендуется выделять для своего ребенка карманные деньги с целью обучения его самостоятельности и правильному обращению с финансами для приобретения материальных ценностей. Сумму карманных денег для своего ребенка вам следует определить самостоятельно, исходя из финансового состояния вашей семьи.

Также карманные деньги нельзя путать с деньгами на школьные завтраки, приобретение канцелярских товаров, оплату за спортивные кружки и т. д. Это деньги на мелкие расходы в зависимости от желаний вашего ребенка, а не потребностей. Давать карманные деньги своему ребенку вам следует регулярно, без всяческих условий, заранее поставив его об этом в известность, чтобы он мог на них рассчитывать.

Практическое задание: поход в магазин.

Вместе с ребенком составьте список товаров, которые хотите купить. И вперед, в магазин. В магазине подключайте ребенка к выбору товаров: пусть поможет вам найти самые выгодные. А еще предложите ребенку поискать рекламные ловушки в магазине. Можно даже устроить соревнование: кто найдет больше ловушек по пути к кассе. А награду победителю придумайте сами.

Валерия Францева
эксперт портала по детской финансовой грамотности Moneykids.ru

Ребенок и деньги

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru.
Пройти тест

Научить справляться со скукой без помощи игр

Иногда дети садятся за видеоигры, чтобы убить время. Стало скучно — включил компьютер и развлёкся. Хорошо бы научить ребёнка находить себе занятие без гаджетов. Ему самому сложно это сделать, поэтому помогайте на первых порах: «Найди интересную книгу на этой полке, и почитаем вместе», «Выбери настольную игру, и мы в неё поиграем».

Это поможет сделать первый шаг в преодолении скуки. Возможно, в следующий раз скучающий ребёнок начнёт читать, не дожидаясь вас.

Чтобы он каждый раз не мучился с выбором занятия, запишите возможные идеи досуга. Выберите время и составьте с ребёнком список, чем можно заняться, когда стало скучно. Например:

  • посмотреть старый фотоальбом;
  • сделать упражнения на ловкость с мячом;
  • выйти погулять;
  • выбрать, куда сходить на выходных;
  • придумать, что подарить маме, папе или дедушке на ближайший день рождения;
  • написать письмо или позвонить бабушке.

Можно оформить список в виде карты мыслей:

Это были советы родителям детей, подсевших на игры. Если коротко, план такой: не конфликтуйте, введите временные ограничения для игр и помогите с выбором альтернативы. Удачи и понимания вам в семье.

Как научить своего ребенка правильно тратить деньги

  • Говорите с детьми
  • Разговаривать о деньгах  нужно открыто
  • Обсуждайте финансы только на примере фактов
  • Рутинная работа по хозяйству
  • Давайте карманные деньги, которыми дети смогут распоряжаться, как посчитают нужным
  • Помогайте ребенку выделять приоритеты
  • Учите ребенка ждать
  • Не используйте деньги в качестве наказания
  • Не одалживайте детям деньги

Говорите с детьми

Каждая ситуация, так или иначе касающаяся денег, — покупка, инвестиция или пожертвование — отличный повод побеседовать с ребенком о его действиях. Но тема финансов в ваших повседневных разговорах не должна превалировать. Хотя именно она одна из главных, чтобы передать ребенку наш опыт и жизненные ценности.

Разговаривать о деньгах  нужно открыто

Родители совершают большую ошибку, утаивая от детей информацию. Единственный способ понять, что такое выгодная покупка, а что слишком дорого для семьи, — испытать на собственном опыте.  Осознать, сколько зарабатывает семья и что стоят вещи. Не рассказывая ребенку об этом аспекте жизни семьи, родители не дают ему необходимых знаний о деньгах.

Обсуждайте финансы только на примере фактов

Многие родители относятся к деньгам с теми же эмоциями и установками, что и их родители. Они транслируют эмоциональное восприятие своим детям. Такое поведение может помешать детям научиться принимать здравые финансовые решения.

Рутинная работа по хозяйству

Каждый член семьи имеет свои обязанности. Естественное желание родителя — давать ребенку деньги за их выполнение.  Но пусть обязательные  обязанности останутся таковыми,  не смотря ни на что. А плату ребенок пусть получает за дополнительную работу.  Если хочет получить деньги, пусть ее делает. Не хочет — не делает и, соответственно, ничего не получает.

Давайте карманные деньги, которыми дети смогут распоряжаться, как посчитают нужным

Говорить о деньгах важно, но еще важнее настоящий опыт, благодаря которому они смогут оценить последствия своих решений. Суммы должны быть достаточными для удовлетворения некоторых из детских нужд

Советуйте и поощряйте задавать правильные вопросы, ответы на которые помогут ребенку принять мудрое решение в согласии со своими ценностями.

Помогайте ребенку выделять приоритеты

Спрашивайте, чем одна покупка лучше других, которые они планируют. Учите детей сравнивать, помогайте им изучать соотношение стоимости, качества и удобства покупки.

Учите ребенка ждать

Пусть ребенок ожидает крупную покупку.  Вот хорошее правило: дети должны ждать столько дней, сколько им лет, прежде чем совершить крупную покупку

Всегда будет завтра и через половину времени ожидания они уже и не вспомнят, что привлекло их внимание. Такое отношение к покупкам поможет им в себе воспитать иммунитет к импульсивным приобретениям

Не одалживайте детям деньги.

Если они копят на что-то особенное, пусть продолжают. Если хотите что-то купить ребенку, купите. Принцип такой. «Если ЭТО хочет ребенок, пусть копит. Если вы хотите, чтобы ЭТО было у него, купите сами». А если вы будете одалживать ребенку деньги на вещи, которые они хотят иметь, это не научит их ответственности и они не научаться ставить приоритеты.опубликовано econet.ru.

https://youtube.com/watch?v=g2Ylq-brNIg

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Ребенок делает покупки

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

В 6-8 лет ребенок же знает, сколько что стоит. Поэтому его можно брать с собой в магазин, пусть он сам делает свои первые покупки

И там фиксируйте их внимание на том, что сколько стоит. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену. Естественно, это не должно звучать, как упрек

Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам. Разрешите ему рассчитаться в кассе или в кафе по счету. Научите его округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета

Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам. Разрешите ему рассчитаться в кассе или в кафе по счету. Научите его округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета.

При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, «как тяжело жить». У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь

И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным. В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: «нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий»

Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь. И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным. В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: «нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий».

Составляем личный ребенка бюджет вместе

Основа «умных» трат — бюджет. Бюджет — это документ, в котором указаны наши доходы и расходы. Простая математика: вычитаем из доходов расходы и видим, сколько денег у нас остается.

Но не все так просто. Все наши покупки условно можно разделить на две основные категории: необходимые и желаемые. Необходимые покупки — те, без которых обойтись нельзя, желаемые — те, которые нам очень хочется сделать, но если что, проживем и без них. Обязательные покупки — это плата за жилье, воду и свет, плата за кружки и секции, за бензин для машины. Желаемые — это сладости, поездки на такси туда, куда можно запросто доехать на автобусе и так далее.

У вашего ребенка обязательных трат пока нет. Но у него есть желаемые покупки: игрушки, посиделки в кафе, гаджеты. И он точно так же, как и вы, может вести свой личный бюджет. Получится, что в личном бюджете вашего ребенка под строкой «Доходы» будет столбец с карманными деньгами, а под строкой «Расходы» — «покупка книги», «мороженое» и другое.

Предложите ребенку вместе составить его первый личный бюджет. Пусть он запишет в него свои доходы. А по мере появления трат будет вписывать их в другой столбец. В конце недели или месяца можете вместе проанализировать, на что ваш ребенок потратил свои карманные деньги и сколько у него осталось.

Итак, у вашего ребенка появился собственный бюджет. Если, например, в конце недели у него получилось так:

Мой бюджет Доходы (руб.) Расходы (руб.)
Карманные деньги 100 Мороженное 30
Сок 20

Это очень здорово. Вашему ребенку с лихвой хватило выделенных на неделю карманных денег, еще и сверху осталось. На следующей неделе, когда он получит свои новые 100 рублей, в сумме у него будет уже 150 рублей — красота.

Но что делать, если бюджет вашего ребенка выглядит так:

Мой бюджет Доходы (руб.) Расходы (руб.)
Карманные деньги 100 iPhone 5s 16 gb 20 000

Если стоимость желаемой покупки значительно превышает наши доходы, то выход — копить.

Объясните ребенку на простом примере: если ваш ребенок не будет тратить свои 100 рублей, а положит их в копилку, то сможет накопить на телефон.

Теперь подсчитайте с ребенком, сколько времени ему понадобится: 20 000 (цена телефона) : (100 х 4 (столько карманных он получает в месяц)) : 12 (делим, чтобы узнать, сколько копить в год) = чуть больше 4 лет.

Это достаточно долгий срок. И если ребенок не согласен ждать так долго, предложите ему подработать во время летних каникул. Другой вариант — понизить планку. Например, на смартфон за 2000 рублей он накопит всего за 5 месяцев (если не будет тратить свои карманные).

Полезный совет: если ваш ребенок только начинает копить, помогите ему выбрать небольшую финансовую цель. На нее он сумеет накопить быстро, поэтому получит радость от процесса накопления. Если сразу же выбрать большую и труднодостижимую цель — ребенку не хватит терпения копить на нее так долго.

Ваш ребенок наверняка уже знает о том, что такое реклама. Но даже не догадывается о ее основной цели. Цель любой рекламы одна — сделать так, чтобы мы захотели купить товар. Вот несколько самых распространенных ловушек:

  1. Реклама по телевизору. Рекламные ролики по ТВ стараются показать нам товар с лучшей стороны и убедить нас в том, что с новой покупкой наша жизнь станет лучше. На самом деле это не так. Предложите ребенку подумать: действительно ли ему нужна еще одна условная голубая машинка? Может быть, стоит подождать, а потом потратить карманные деньги на другую, более интересную и более дорогую игрушку?
  2. Акции и скидки. Акции и скидки заманивают нас выгодными предложениями. Но на самом деле цель всех этих предложений – заставить нас купить больше. Чтобы не поддаваться соблазну, учите ребенка ходить в магазин со списком нужных покупок. Если он будет придерживаться списка, то не потратит «лишние» деньги.
  3. Расстановка товара на полках. Более дорогие товары в магазинах ставят на самые удобные полки, поэтому всегда внимательно смотрите на соседние товары — так вы не потратите лишних денег. Еще один прием — это выложенные у кассы шоколадки, жвачки и другая яркая мелочевка. Пока покупатель стоит в очереди, он может еще что-то «зацепить».

Олимпиады и конкурсы

В школах несколько раз в год проходят олимпиады, в которых участвуют не только отличники, но и вообще все дети. Все эти «русские медвежата» или конкурсы в честь года экологии обычно платные: нужно сдать 50 или 100 Р на бланки. Эти деньги можно не сдавать и в олимпиадах не участвовать. То есть сбор нельзя назвать незаконным, но он тоже добровольный.

Никакого закона, который обязал бы всех детей участвовать в олимпиаде и платить за нее, не существует. Если учитель так говорит или грозится двойкой, это повод пожаловаться или как минимум разобраться на уровне руководства школы.

Если по итогам олимпиады присуждаются премии и гранты, она не может быть платной.

Платное – бесплатное

Принцип игры в «Платное-бесплатное» такой же, как, например, в «Съедобное-несъедобное». В эту игру можно играть даже с таким ребенком, который еще не знает цифр. Главное, чтобы он уже понимал, что за покупку некоторых вещей и посещение определенных мест надо платить деньги.

Дошкольник должен усвоить, что, скажем, пойти погулять в парк или искупаться на речку можно бесплатно. Но, чтобы попасть в аквапарк, надо будет заплатить деньги — купить билет и показать его контролеру. Взять конфету со стола на кухне человек может бесплатно. Но, чтобы взять такую же конфету с полки в магазине, нужно будет рассчитаться за нее на кассе.

В ходе игры родители должны называть какие-нибудь предметы, а ребенок должен отвечать, платно или бесплатно можно их получить. Не лишним будет рассказать ребенку, что те продукты, которые находятся сейчас дома и которые можно взять бесплатно, папа или мама купили раньше (то есть за них уже заплатили).

В итоге дети должны понять: прежде чем получить какую-либо понравившуюся вещь, надо сначала заработать деньги и затем купить на них нужный товар.

Важные уроки о том, как научить ребенка обращаться с деньгами и помочь ему взять под контроль свое финансовое будущее

  1. Моделируйте правильное финансовое поведение

    Первое и самое главное, что вы должны иметь в виду, это то, что ребенок имеет тенденцию делать то, что делают его родители или старшие люди. Дети очень наблюдательны, и часто что-то перенимают и впитывают, просто наблюдая за своими родителями. Поэтому родители должны моделировать правильное финансовое поведение, ежедневно демонстрируя положительные денежные привычки и философию.

    Это включает в себя такие вещи, как ходить по магазинам с определенным бюджетом, использовать купоны и скидки, чтобы меньше платить за товары, или делать выбор между новыми и подержанными аксессуарами, что также во многом влияет на сбережения. Проведите свое исследование, чтобы продемонстрировать возможность альтернативных расходов, и говорите с ребенком об обращении с деньгами.

  2. Сбережения на будущее

    Концепция сбережений, чтобы ребенок научился обращаться с деньгами и в будущем построил успешный финансовый фундамент, является достаточно распространенным явлением. Но его не всегда легко реализовать. Откройте сберегательный счет для своего ребенка, и делайте вклад каждую неделю.

    В конце каждого месяца покажите ребенку ежемесячный отчет банка – это будет мотивировать его сохранить больше своих еженедельных карманных денег. Это первый шаг ребенка в сторону правильного обращения с деньгами на всю жизнь.

  3. Вовлекайте ребенка в торговлю и составление бюджета

    Вы можете помочь ребенку понять конструктивное обращение с деньгами путем вовлечения его в ваши еженедельные покупки товаров для дома и создание ежемесячного бюджета.

    Во время посещения магазина продовольственных товаров или других магазинов пусть ребенок берет на себя ответственность за список покупок. Поощряйте его за выбор лучших продуктов с ценой и используйте эту ситуацию, чтобы обсудить расходы, экономию, планирование и многое другое. Бюджет должен быть частью не только вашей жизни, но и жизни вашего ребенка.

    Развитие успеха в личных финансах зависит от бюджета. Учите ребенка составлять бюджет на каждую мелочную покупку.

  4. Пусть ребенок ждет того, чего хочет

    Это самый трудный урок, чтоб научить ребенка обращаться с деньгами, для каждой возрастной группы, особенно для детей-подростков. Родители должны помочь своему ребенку в выборе тех вещей, которые ему действительно необходимы. Дополнительные расходы уменьшат сумму денег, которая ему была дана.

    «Деньги не растут на деревьях» – это руководство, которое каждый родитель должен использовать, чтобы повысить финансовую ответственность своих детей. В раннем возрасте дети должны узнать о том, что если они действительно хотят что-то купить, они должны подождать и накопить на это. Уроки денег в этом возрасте задают тон для их будущего. Дайте ребенку понять, что если вы идете в магазин, не всегда означает, что вы что-то ему купите.

  5. Пусть ребенок делает ошибки

    Даже если вы считаете, что ваш ребенок собирается тратить свои деньги на игрушки или игры, не волнуйтесь, в скором времени они ему наскучат. Пускай покупает, потому что это может дать ему хороший урок. Ребенок будет чувствовать, что потратил деньги впустую на игрушки, которыми попользовался один-два раза, и будет помнить это в будущем.

    Итак, пусть ребенок делает работу сам, пусть он делает ошибки и получает удовольствие. Расскажите ребенку, как вы учились на определенных промахах в своем собственном детстве.

Применяйте эти пяти простых способов каждый день, чтоб научить своего ребенка правильно обращаться с деньгами.

Джолайн Годфри – Как научить ребенка обращаться с деньгами – книга о десяти важных навыках правильного обращения с деньгами, которые стоит развивать в ребенке от 5 до 18 лет. Книга учит брать на себя ответственность и вступать во взрослую финансовую жизнь.

Автор – Джолайн ГодфриНазвание – Как научить ребенка обращаться с деньгамиГод издания – 2006Приобрести книгу вы можете на сайте-партнере «Литрес»

Первые накопления и работа

Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.

Обычно в средней школе дети начинают задаваться вопросом: как они сами могут заработать деньги? «Позволяйте ребенку заработать деньги, если он проявляет в этом инициативу», – советует Олеся Княжева. При этом не стоит совершать распространенную родительскую ошибку – финансово поощрять ребенка за хорошие оценки в школе. «Это приводит к появлению позиции «Без денег не хочу учиться!», потере интереса и других стимулов к учебе, – предостерегает психолог. – Кроме того, если однажды у родителей не окажется лишних денег, как тогда мотивировать ребенка?». Что же касается домашних дел, то ребенок должен осознавать, что он член семьи – единой команды, в которой существует взаимовыручка. И так же, как его родители, не получает деньги за мытье посуды, пола или уборку в комнате.

Как же тогда ребенок сам заработает деньги? Можно предложить ему плату за какое-нибудь нерегулярное задание – например, сборку мебели или посильную помощь родителям по работе. Кроме того, подросток может договориться погулять с собакой соседей, сходить в магазин за другого человека, постричь газон, помыть машину, расклеить листовки, убраться в чужой квартире или присмотреть за ребенком. Не стесняйтесь спрашивать своих знакомых и родственников, не нужен ли им «сотрудник», – это самый простой способ найти работу своему ребенку-подростку. С 14 лет подросток может также попробовать найти работу через Центр занятости населения.

Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector