Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Причины гипоопеки
Неготовность к рождению ребенка.
Молодые люди, особенно рано вступившие в брак, зачастую бывают не готовы к рождению детей. Этому способствует высокий уровень их инфантилизма, нежелание менять свою жизнь из-за малыша, жертвовать своим временем. Поэтому они не утруждают себя заботой о ребенке, ограничиваясь удовлетворением его физиологических потребностей. Родители убеждены, что ребенок всему научится сам. Некоторые даже гордятся самостоятельностью своих детей: «Моя дочь с пяти лет…» Ранние браки редко перерастают в крепкие благополучные семьи, и часто дети в них бывают несчастны.
Незрелость родителей.
Родительская незрелость не связана с возрастом. Причина – в неготовности меняться, и обозначается это термином «ригидность». Появление нового человека полностью меняет жизнь, вызывая дискомфорт и отвержение новой реальности. Взрослые не хотят отказываться от своих старых привычек, поэтому ребенок растет без необходимой заботы.
Похожая ситуация может сложиться, если родители (чаще всего мама) имеют высокую степень инфантильности: они сами еще не выросли. Женщина ощущает себя маленькой девочкой – ее нужно защищать и баловать, о ней нужно заботиться. Она вообще не готова брать на себя ответственность. Желанный ребенок воспринимается ею как игрушка, но, оказывается, за ним нужно ухаживать, он отнимает время и силы.
Непринятие ребенка.
Нежелательная беременность, уход из семьи отца ребенка, разрушенная карьера родителей – все это страшным грузом вины обрушивается на плечи маленького человека. Родители не принимают своего ребенка психологически, поэтому общение и заботу сводят к минимуму. Малыш растет как дикая трава, самостоятельно постигая сложности жизни, учась заботиться о себе. Он вырастет самостоятельным, но несчастным.
Отсутствие родительских чувств.
Не у всех родителей с появлением малыша в семье включается материнский или отцовский инстинкт. О ребенке надо заботиться, его надо растить, но этот процесс безрадостен для мамы или папы, а порой и обременителен, потому и осуществляется кое-как.
Такая ситуация может быть следствием не только неумения или нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, но и из-за состояния здоровья родителей или из-за обстановки в семье (конфликты родителей или отсутствие матери/отца).
Действия родителей, указывающие на гипоопеку
Невнимание к проблемам сына или дочери.
Нежелание помогать ребенку. Раздражение из-за поведения отпрыска.
Проявление родительского эгоизма.
Уклонение под любым предлогом от общения с ребенком
Гипоопека – это не только недостаток опеки, но ещё и нелюбовь, ведь ребенок с детства чувствует себя одиноким и нежеланным. У детей, чувствующих нелюбовь или равнодушие родителей, наблюдается деформация личности, замедляется развитие. Чувство ненужности порождает равнодушие к окружающим, жестокость. Нарушаются эмоциональное и социальное развитие.
В недавнем исследовании американских ученых говорится, что люди, хранящие приятные воспоминания об отношениях с родителями в детстве, в зрелом возрасте имеют более крепкое здоровье и меньше страдают от депрессий и хронических заболеваний.
Действия родителей, указывающие на гипоопеку
1
Невнимание к проблемам сына или дочери
2. Нежелание помогать ребенку.
3. Раздражение из-за поведения отпрыска.
4. Проявление родительского эгоизма.
5. Уклонение под любым предлогом от общения с ребенком.
Гипоопека – это не только недостаток опеки, но ещё и нелюбовь, ведь ребенок с детства чувствует себя одиноким и нежеланным. У детей, чувствующих нелюбовь или равнодушие родителей, наблюдается деформация личности, замедляется развитие. Чувство ненужности порождает равнодушие к окружающим, жестокость. Нарушаются эмоциональное и социальное развитие.
В недавнем исследовании американских ученых говорится, что люди, хранящие приятные воспоминания об отношениях с родителями в детстве, в зрелом возрасте имеют более крепкое здоровье и меньше страдают от депрессий и хронических заболеваний.
Классификация ипохондрического невроза
Ипохондрический невроз подразделяется на 5 типов в зависимости от симптомов:
- Навязчивый невроз
Пациенты, страдающие данным типом заболевания, осознают, что их опасения за свое здоровье чрезмерно преувеличены, но избавиться от них не могут. Вызвать подобное состояние может просмотр фильма с сюжетом о каком-то заболевании, неосторожная фраза врача или знакомого. Такой невроз в основном характерен для психастеников.
Астено-ипохондрический синдром
Люди с таким расстройством убеждены в том, что они крайне тяжело и неизлечимо больны. Они жалуются на слабость, головную боль и прочие подобные симптомы. Как правило, такие пациенты крайне неуверены в себе,впечатлительны и замкнуты, а их круг интересов очень узок.
Депрессивно-ипохондрический синдром
У больных этим типом невроза наблюдается расстройство личности, сочетающее тревогу за здоровье со сверхценными ипохондрическими идеями, которые поддаются коррекции с большим трудом. Их симптомы выдуманы, сами они малообщительны и постоянно подавлены. Подобный характер иногда становится причиной суицидального поведения на почве идей о неизлечимом заболевании.
Сенесто-ипохондрический синдром
Среди симптомов данного заболевания проявление сенестопатических расстройств преобладает над другими признаками. Такие пациенты опасаются за свою жизнь из-за мнимого поражения жизненно важных органов. Когда ни один медицинский метод диагностики не подтверждает их убеждения, они меняют врача и просят его о новом обследовании.
Тревожно-ипохондрический синдром
Спровоцировать это патологическое состояние может сильный стресс и вызванное им расстройство нервной системы. Пациенты с таким неврозом боятся заболеть тяжелым заболеванием, находятся в состоянии перманентного нервного напряжения и направляют все свои мысли на обнаружение у себя симптомов СПИДа, рака и прочих заболеваний.
Действия родителей, указывающие на гипоопеку
1
Невнимание к проблемам сына или дочери
2. Нежелание помогать ребенку.
3. Раздражение из-за поведения отпрыска.
4. Проявление родительского эгоизма.
5. Уклонение под любым предлогом от общения с ребенком.
Гипоопека – это не только недостаток опеки, но ещё и нелюбовь, ведь ребенок с детства чувствует себя одиноким и нежеланным. У детей, чувствующих нелюбовь или равнодушие родителей, наблюдается деформация личности, замедляется развитие. Чувство ненужности порождает равнодушие к окружающим, жестокость. Нарушаются эмоциональное и социальное развитие.
В недавнем исследовании американских ученых говорится, что люди, хранящие приятные воспоминания об отношениях с родителями в детстве, в зрелом возрасте имеют более крепкое здоровье и меньше страдают от депрессий и хронических заболеваний.
Как исправить ситуацию, пока не поздно
Как бы ребенок не воспринимал действия семьи по отношению к себе, взрослые любят своих детей и желают самого доброго. Случаются ошибки, но их не поздно исправить или не допускать:
Проводите качественно время с ребенком
Важно не ваше присутствие в доме, а совместное действие, которое исключает равнодушие к малышу. Почитайте с ним книжку, помогите сделать уроки или просто посмотрите фильм
Как можно чаще собирайтесь вместе и беседуйте на разные темы.
Каждый день говорите о своей любви.
Не отмахивайтесь от проблем ребенка и не обесценивайте их. Постарайтесь вместе найти правильное решение, иначе дитя может обратиться за советом к тем, кто его не оттолкнет.
Гордитесь тем, что ребенок приходит за советом именно к вам.
Установите правила жизни в семье: обязанности по дому, время уроков, прогулки, друзья. Регламентация жизни – признак небезразличия к ребенку.
Спрашивайте совета у ребенка. Показывайте его ценность для вас.
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Балуйте иногда, чудите вместе. Сходите на пикник или прогулку, покатайтесь на аттракционах.
Защищайте перед обидчиками. Решайте конфликтные ситуации вместе.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте на самотек.
Причины гипоопеки
Неготовность к рождению ребенка.
Молодые люди, особенно рано вступившие в брак, зачастую бывают не готовы к рождению детей. Этому способствует высокий уровень их инфантилизма, нежелание менять свою жизнь из-за малыша, жертвовать своим временем. Поэтому они не утруждают себя заботой о ребенке, ограничиваясь удовлетворением его физиологических потребностей. Родители убеждены, что ребенок всему научится сам. Некоторые даже гордятся самостоятельностью своих детей: «Моя дочь с пяти лет…» Ранние браки редко перерастают в крепкие благополучные семьи, и часто дети в них бывают несчастны.
Незрелость родителей.
Родительская незрелость не связана с возрастом. Причина – в неготовности меняться, и обозначается это термином «ригидность». Появление нового человека полностью меняет жизнь, вызывая дискомфорт и отвержение новой реальности. Взрослые не хотят отказываться от своих старых привычек, поэтому ребенок растет без необходимой заботы.
Похожая ситуация может сложиться, если родители (чаще всего мама) имеют высокую степень инфантильности: они сами еще не выросли. Женщина ощущает себя маленькой девочкой – ее нужно защищать и баловать, о ней нужно заботиться. Она вообще не готова брать на себя ответственность. Желанный ребенок воспринимается ею как игрушка, но, оказывается, за ним нужно ухаживать, он отнимает время и силы.
Непринятие ребенка.
Нежелательная беременность, уход из семьи отца ребенка, разрушенная карьера родителей – все это страшным грузом вины обрушивается на плечи маленького человека. Родители не принимают своего ребенка психологически, поэтому общение и заботу сводят к минимуму. Малыш растет как дикая трава, самостоятельно постигая сложности жизни, учась заботиться о себе. Он вырастет самостоятельным, но несчастным.
Отсутствие родительских чувств.
Не у всех родителей с появлением малыша в семье включается материнский или отцовский инстинкт. О ребенке надо заботиться, его надо растить, но этот процесс безрадостен для мамы или папы, а порой и обременителен, потому и осуществляется кое-как.
Такая ситуация может быть следствием не только неумения или нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, но и из-за состояния здоровья родителей или из-за обстановки в семье (конфликты родителей или отсутствие матери/отца).
Что делать?
Если в вашей семье имеют место проявления гипоопеки, если вы считаете, что со временем жизнь сама, без вашего участия покажет ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» – надо немедленно исправлять ситуацию.
Любому человеку, особенно ребенку, нужны любовь и сочувствие, тепло и ласка, забота и поддержка. И представление о мире, какой он – теплый, добрый и радостный или холодный, злой и опасный, ребёнок получает через отношение к нему родителей.
Необходимо проводить время с детьми. И проводить качественно! Читайте, лепите, смотрите фильмы, обсуждайте героев и события. Интересуйтесь мнением своего чада!
Говорите ребенку, что любите его и как он важен для вас.
Помогайте ребенку решать его проблемы, не обесценивайте их.
Советуйтесь с сыном или дочкой: показывайте, что мнение ребенка важно для вас. Чаще обнимайтесь и целуйтесь
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Радуйтесь вместе и иногда дурачьтесь. Берите детей на пикники и прогулки.
Обязательно защищайте, не набрасывайтесь вместе с обидчиками. Даже если ваш ребенок не прав, будьте на его стороне: не обвиняйте, а постарайтесь разобраться в ситуации.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте её на самотек.
Если же вы чувствуете, что не любите своего ребенка, наделяете его негативными чертами, чтобы оправдать себя за это чувство — в таких случаях необходима длительная семейная психотерапия с коррекцией родительского образа ребенка.
Родители в ответе за будущее своих детей, ведь именно от них оно и зависит. Очень хочется, чтобы оно было светлым и радостным.
Светлана Садовникова
Гиперопека: последствия и жизнь после тотального контроля
Вряд ли кто-то из гиперопекающих родителей подозревает, что наносит огромный вред ребенку и практически является для него диктатором. Да и сам ребенок не допускает мысли, что мама или папа поступают плохо, ведь «все делается ради него», поскольку сам он «ни на что не способен», «неуклюж», «нерешителен» и т. д. Вполне естественно, что у такого ребенка появляется комплекс вины.
Именно так подростки становятся «трудными», а их родители — «непонимающими». Как проявляются «трудности»? К примеру, ребенок в один прекрасный день может выйти из-под родительского контроля и попасть под другой — дворовый. А тут уж, как известно, существует масса вариантов, начиная от курения и заканчивая преступлением. В противоположность бесконтрольному подростку возможен вариант полной зависимости от родителей: без мамы или папы молодой человек не способен найти друга или вторую половинку, окончив школу — подобрать вуз, профессию, затем — устроиться на работу.
Все эти «трудности» объединяют общие характеристики: неуверенность, безинициативность, безответственность. Впоследствии у человека формируется «выученная беспомощность» – неспособность к улучшению своей жизни, даже если для этого имеются предпосылки. Жизнь такого человека будет намного тяжелее жизни тех, кому с детства привили самостоятельность и чувство ответственности.
Как же начинают зреть подобные качества внутри ребенка в результате гиперопеки родителей? Последствия в классических вариантах можно увидеть на детской площадке. Мама или папа: «Отойди от этих качелей, тебе разобьют голову или испачкаешься, а маме потом все это стирать». А вот классический пример гиперопеки матери : «Если мама говорит, что так делать нельзя — значит хорошие мальчики так не поступают». Или вариант гиперопеки над дочерью: «Ты же девочка — значит должна быть аккуратной и всегда чистенькой. Не лезь в мальчишечьи игры, тебя тут будут обижать».
На самом деле, у ребенка теперь есть только два варианта — либо поступать скрытно от родителей, либо ничего не делать без приказа. Запрещая действовать, родитель открыто сообщает, что ребенок неуклюжий и не справится с поставленной задачей. Иными словами — намеренно занижает его самооценку и воспитывает внутренние комплексы. Кроме того, ребенка лишают возможности узнавать, сравнивать и делать свои собственные выводы из полученных результатов.
Причины развития
Многие из нас оказывались в ситуации, когда необходимо выложиться по полной. Стремясь закончить работу в срок, человек без психических расстройств также может проявить гиперактивность. Но после того как проект будет сдан, он постарается отдохнуть и выспаться. О наличии патологии может свидетельствовать невозможность человека расслабиться, он не в состоянии заставить себя отдохнуть.
Патологическая гиперактивность может возникнуть по нескольким причинам:
- в результате гормонального сбоя могут наблюдаться основные симптомы гипомании. Расстройство настроения возникает при нарушениях функционирования щитовидной железы. Кроме того, гипоманиакальное состояние может возникнуть у женщин после родов или в климактерический период;
- кратковременные эпизоды гипомании могут возникать на фоне расстройств пищевого поведения или голодания с целью оздоровления. Приподнятость настроения возникает на фоне пищевого возбуждения;
- гипоманиакальное поведение может быть результатом приема некоторых фармакологических средств. К таким последствиям может привести баклофен, бромсодержащие средства, опиаты, кортикостероиды, галлюциногены. Эпизоды гипомании также могут развиться на фоне резкого отказа от приема антидепрессантов;
- настроение может стать патологически высоким на фоне употребления в больших дозах всевозможных стимулирующих и наркотических средств (кофе, энергетики, кокаин и т.д.);
- гипомания может являться последствием органических повреждений головного мозга, вызванного различными нейроинфекциями и травмами;
- наиболее вероятной причиной появления эпизодов легкой мании, является расстройство личности, именуемое биполярным (БАР). Гипоманиакальное состояние является одной из фаз этого расстройства. Почему у некоторых людей возникает БАР до сих пор до конца не ясно, но установлена взаимосвязь между наследственными факторами и вероятностью возникновения данного расстройства.
Гипомания может быть самостоятельной патологией, но в некоторых случаях подобные состояния являются фоном или составляющей других (примеру, истероидных и психосоматических) расстройств. Успех терапии зависит от того, насколько точно врач определит причины, приведшие к столь неадекватному поведению пациента.
Симптоматика синдрома Маркуса-Гунна и лечение патологии
Данный офтальмологический недуг проявляется, прежде всего, в опущении века (птозе). При этом наблюдаются непроизвольные сокращения леватора верхнего века — мышцы, отвечающей за его поднятие. Происходит это во время совершения человеком жевательных движений. Поднять верхнее веко сознательными усилиями у больного не получается.
Синдром, который имеет врожденную этиологию, выявляется при первом осмотре младенца. Иногда симптомы замечаются в момент кормления малыша матерью. Новорожденный открывает рот, а его веки поднимаются.
По мере роста ребенка признаки заболевания становятся все более выраженными. Даже незначительные движения челюстями вызывают сокращения леватора верхнего века. В некоторых случаях при синдроме Маркса-Гунна развивается косоглазие.
Также при формировании патологии могут наблюдаться следующие симптомы:
- отек век;
- обильное неконтролируемое слезотечение;
- нарушение бинокулярного зрения, что связано с косоглазием и синдромом «ленивого глаза»;
- отсутствие реакции глаза на свет;
- понижение остроты зрения.
Последствия и сценарии взросления
В раннем возрасте развитие младенца напрямую зависит от уровня его близости с родителями. Познавательная активность, предметная и игровая деятельность не могут развиваться без соответствующего участия со стороны взрослых.
Именно мама с папой помогают познавать мир, изучать палитру человеческих эмоций, постигать модели поведения.
Предоставленный сам себе малыш не получает необходимой порции заботы, ласки, поддержки. В итоге на самом раннем этапе происходит деформация личности, что в будущем обязательно отразится на эмоциональной сфере.
По мере взросления ребенок, все более осознающий отсутствие в его жизни полноценной любви, приобретает комплексы и занимают оборонительную позицию по отношению к окружающим.
Доверие к миру и позитивное отношение к себе закладываются в раннем детстве только в результате продуктивного общения с близкими людьми.
Отсутствие такого общения приводит к вполне логичным последствиям: капризность, обидчивость, повышенная тревожность.
Не получая внимания естественным образом отпрыск пытается найти другие пути. Стандартное поведение в таком случае — непослушание.
При помощи капризов получается добиться внимания, что приводит к выработке подобной привычной модели поведения. Привычка трансформировать свои отрицательные переживания и страдания в разрушительные действия может перенестись и во взрослую жизнь.
Типичные психогенные нарушения, которые проявляются у детей в семьях с гипоопекой: сосание пальца, нарушения сна, ночное недержание, заикание.
Взросление может пойти по одному из следующих сценариев:
- отсутствие доверия к людям;
- вызывающие поступки;
- асоциальное поведение;
- криминальные наклонности;
- прием психотропных веществ;
- безразличие к окружающим;
- беспорядочные связи;
- неумение строить отношения;
- низкая самооценка;
- конфликтность.
Что делать?
Если в вашей семье имеют место проявления гипоопеки, если вы считаете, что со временем жизнь сама, без вашего участия покажет ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» – надо немедленно исправлять ситуацию.
Любому человеку, особенно ребенку, нужны любовь и сочувствие, тепло и ласка, забота и поддержка. И представление о мире, какой он – теплый, добрый и радостный или холодный, злой и опасный, ребёнок получает через отношение к нему родителей.
Необходимо проводить время с детьми. И проводить качественно! Читайте, лепите, смотрите фильмы, обсуждайте героев и события. Интересуйтесь мнением своего чада!
Говорите ребенку, что любите его и как он важен для вас.
Помогайте ребенку решать его проблемы, не обесценивайте их.
Советуйтесь с сыном или дочкой: показывайте, что мнение ребенка важно для вас. Чаще обнимайтесь и целуйтесь
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Радуйтесь вместе и иногда дурачьтесь. Берите детей на пикники и прогулки.
Обязательно защищайте, не набрасывайтесь вместе с обидчиками. Даже если ваш ребенок не прав, будьте на его стороне: не обвиняйте, а постарайтесь разобраться в ситуации.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте её на самотек.
Если же вы чувствуете, что не любите своего ребенка, наделяете его негативными чертами, чтобы оправдать себя за это чувство — в таких случаях необходима длительная семейная психотерапия с коррекцией родительского образа ребенка.
Родители в ответе за будущее своих детей, ведь именно от них оно и зависит. Очень хочется, чтобы оно было светлым и радостным.
Светлана Садовникова
Могу ли я относиться к ребенку плохо?
Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.
Пройти тест
Что делать?
Если в вашей семье имеют место проявления гипоопеки, если вы считаете, что со временем жизнь сама, без вашего участия покажет ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» – надо немедленно исправлять ситуацию.
Любому человеку, особенно ребенку, нужны любовь и сочувствие, тепло и ласка, забота и поддержка. И представление о мире, какой он – теплый, добрый и радостный или холодный, злой и опасный, ребёнок получает через отношение к нему родителей.
Необходимо проводить время с детьми. И проводить качественно! Читайте, лепите, смотрите фильмы, обсуждайте героев и события. Интересуйтесь мнением своего чада!
Говорите ребенку, что любите его и как он важен для вас.
Помогайте ребенку решать его проблемы, не обесценивайте их.
Советуйтесь с сыном или дочкой: показывайте, что мнение ребенка важно для вас. Чаще обнимайтесь и целуйтесь
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Радуйтесь вместе и иногда дурачьтесь. Берите детей на пикники и прогулки.
Обязательно защищайте, не набрасывайтесь вместе с обидчиками. Даже если ваш ребенок не прав, будьте на его стороне: не обвиняйте, а постарайтесь разобраться в ситуации.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте её на самотек.
Если же вы чувствуете, что не любите своего ребенка, наделяете его негативными чертами, чтобы оправдать себя за это чувство — в таких случаях необходима длительная семейная психотерапия с коррекцией родительского образа ребенка.
Родители в ответе за будущее своих детей, ведь именно от них оно и зависит. Очень хочется, чтобы оно было светлым и радостным.
Светлана Садовникова
Могу ли я относиться к ребенку плохо?
Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.
Пройти тест
Частые «вопросы-ответы»
-
Что хуже: гипоопека или гиперопека?
И то, и другое вредит ребенку. При гипоопеке ребенок чувствует себя нелюбимым, лишним в семье, никому не нужным. Естественно, появляются комплексы, что мешают в дальнейшей жизни.
Гиперопека делает ребенка не самостоятельным, капризным, что тоже точно не пойдет на пользу для будущей жизни. -
Способствует ли гипоопека самостоятельности ребенка?
Нет. Ребенок будет закомплексованным, может попасть в плохую компанию, но точно не станет самостоятельней. Ему нужен мудрый взрослый, который всегда, поможет, подскажет. А к самостоятельности рекомендуем приучать постепенно, более педагогическими методами.
Что делать?
Если в вашей семье имеют место проявления гипоопеки, если вы считаете, что со временем жизнь сама, без вашего участия покажет ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» – надо немедленно исправлять ситуацию.
Любому человеку, особенно ребенку, нужны любовь и сочувствие, тепло и ласка, забота и поддержка. И представление о мире, какой он – теплый, добрый и радостный или холодный, злой и опасный, ребёнок получает через отношение к нему родителей.
Необходимо проводить время с детьми. И проводить качественно! Читайте, лепите, смотрите фильмы, обсуждайте героев и события. Интересуйтесь мнением своего чада!
Говорите ребенку, что любите его и как он важен для вас.
Помогайте ребенку решать его проблемы, не обесценивайте их.
Советуйтесь с сыном или дочкой: показывайте, что мнение ребенка важно для вас. Чаще обнимайтесь и целуйтесь
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Радуйтесь вместе и иногда дурачьтесь. Берите детей на пикники и прогулки.
Обязательно защищайте, не набрасывайтесь вместе с обидчиками. Даже если ваш ребенок не прав, будьте на его стороне: не обвиняйте, а постарайтесь разобраться в ситуации.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте её на самотек.
Если же вы чувствуете, что не любите своего ребенка, наделяете его негативными чертами, чтобы оправдать себя за это чувство — в таких случаях необходима длительная семейная психотерапия с коррекцией родительского образа ребенка.
Родители в ответе за будущее своих детей, ведь именно от них оно и зависит. Очень хочется, чтобы оно было светлым и радостным.
Светлана Садовникова
Что делать?
Если в вашей семье имеют место проявления гипоопеки, если вы считаете, что со временем жизнь сама, без вашего участия покажет ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» – надо немедленно исправлять ситуацию.
Любому человеку, особенно ребенку, нужны любовь и сочувствие, тепло и ласка, забота и поддержка. И представление о мире, какой он – теплый, добрый и радостный или холодный, злой и опасный, ребёнок получает через отношение к нему родителей.
Необходимо проводить время с детьми. И проводить качественно! Читайте, лепите, смотрите фильмы, обсуждайте героев и события. Интересуйтесь мнением своего чада!
Говорите ребенку, что любите его и как он важен для вас.
Помогайте ребенку решать его проблемы, не обесценивайте их.
Советуйтесь с сыном или дочкой: показывайте, что мнение ребенка важно для вас. Чаще обнимайтесь и целуйтесь
Чаще обнимайтесь и целуйтесь.
Радуйтесь вместе и иногда дурачьтесь. Берите детей на пикники и прогулки.
Обязательно защищайте, не набрасывайтесь вместе с обидчиками. Даже если ваш ребенок не прав, будьте на его стороне: не обвиняйте, а постарайтесь разобраться в ситуации.
Интересуйтесь жизнью ребенка, не пускайте её на самотек.
Если же вы чувствуете, что не любите своего ребенка, наделяете его негативными чертами, чтобы оправдать себя за это чувство — в таких случаях необходима длительная семейная психотерапия с коррекцией родительского образа ребенка.
Родители в ответе за будущее своих детей, ведь именно от них оно и зависит. Очень хочется, чтобы оно было светлым и радостным.
Светлана Садовникова
Суть гиперопёки
Хотя с внешней стороны гиперопёка кажется проявлением очень сильной любви, на редкость самоотверженной заботы, — на самом деле это не так. Гиперопёка всегда вызвана не любовью, а чрезмерным беспокойством матери, даже страхом.
Собственно, все женщины беспокоятся о своих детях. Все в какой-то мере боятся, как бы ребёнок не упал, не ушибся, не провалился в воду и пр. Это естественно. Однако у некоторых женщин – в силу каких-то особых причин – это беспокойство за своего ребёнка начинает играть решающую роль в структуре личности, становится их главным побуждением в отношениях со своим ребёнком.
Часто причина в том, что ребёнок становится для мамы сверхценностью, например, из-за того, что не сложилась личная жизнь. Подсознательно женщина хочет компенсировать недостаток любви мужа – любовью ребёнка. Но это невозможно — по объективным причинам.
Родительское стремление излишне опекать свое дитя может иметь и другие внутренние психологические причины. Это может быть просто наследуемая модель поведения. Или же – подверженность внешним установкам. «В книгах же пишут, как правильно любить ребенка, а я хочу быть правильной – поэтому буду любить до беспамятства», — внутреннее неосознаваемое послание такого родителя. Или же – комплекс вины, полученный в детстве, от которого нет спасения. Так травмированная мать будет травмировать своего ребенка, даже не понимая этого и страдая сама. Но это уже истории о родителях, а что же дети?
В случае гиперопеки ребёнок растёт беспомощным, зависимым от родителей. Он не научается строить отношения, основанные на взаимоуважении и учете интересов окружающих, испытывает значительные сложности при принятии решений и необходимости нести за них ответственность.