Что происходит с жизнью мамы и с отношениями с собой
Кроме переживаний и адаптации к внешним изменениям жизни, рождение ребенка часто требует серьезных внутренних перемен личности мамы. Перемен прежних ценностей и представлений о себе, о жизни, об отношениях. У каждой мамы есть ожидания от себя. Например: «Я буду точно такой же хорошей мамой как….», или «Я ни за что не буду такой мамой как….». Возможно, наблюдая за материнством других, женщина сложила представление о том, какой мамой ей хочется быть. Но понять это в теории невозможно. Также как невозможно научиться водить автомобиль по книжкам. Проживание опыта необходимо нам для того, чтобы научиться чему-то новому. Никто не учит нас быть родителями, мы учимся сами, набивая свои шишки и синяки. Поэтому столкновение представлений о том, как должно быть (как правильно поступить маме, что должна или не должна мама) с тем, как женщина поступает в реальности (злится на ребенка, устает от ребенка, не испытывает достаточно радости), могут стать причиной серьезного внутреннего конфликта, и заставлять женщину испытывать разочарование от себя самой, чувство вины за неприемлемые, по ее представлениям, чувства и поведение, тревогу за то, что она не сможет быть хорошей мамой и навредит ребенку.
Кроме этого, появление ребенка может обратить к вопросам будущего, смысла жизни, уязвимости и безопасности, доверия к жизни.
Все мамы очень разные. И в принятии своего материнства наша индивидуальность также играет роль. Например, если работа и карьера в жизни мамы до рождения ребенка играли большую роль и занимали достаточно место в ее жизни, а достижения всегда были возможностью такой мамы быть довольной собой, то отсутствие таковых может зацепить ее отношение к самой себе и своей ценности. Такой маме будет необходимо время на то, чтобы научиться быть довольной собой при других условиях, в новой роли и новой изменившейся жизни.
Или если раньше, когда вы поругались с мужем, вам помогала встреча с подругами или шопинг, то сейчас, будучи привязанной к ребенку, вы можете просто не иметь возможности воспользоваться привычными способами «спустить пар». Вы вынуждены ходить по дому с ребенком на руках, и еще находить силы успокаивать его или играть с ним..
Примите свою часть ответственности за проблемы в ваших отношениях.
То, как родители себя ведут, зависит лишь от них. Но вот тот смысл, который вы придаете их поведению, на все 100% является вашей ответственностью.
Ничто в этом мире не обладает каким-то значением само по себе – мы сами наполняем им любые ситуации и понятия. И это справедливо даже для тех выборов и решений, которые вы делали давным-давно, будучи ребенком в родительском доме.
Каждый ребенок хочет чувствовать себя любимым и в безопасности, и поэтому с радостью примет любое ограничивающее убеждение, чтобы лучше вписаться в семью. Но вы уже давно выросли, и теперь вполне можете, сбросив с себя эти ограничивающие убеждения, сделать новый выбор, куда более соответствующий вашим желаниям.
Психическое расстройство и социальные последствия
Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?
Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.
Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.
Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.
При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?
На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.
Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?
Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.
Последствия завышенных требований к ребенку
Разумеется, у излишней родительской требовательности есть последствия. Ребенок чувствует давление, которое отрицательно сказывается на всех видах деятельности, винит себя за то, что является, по его мнению, неидеальным. В результате он становится склонен к депрессии, тревожным расстройствам и излишней самокритике.
У детей, к которым предъявляются слишком высокие требования, формируется ощущение, что их стараний для достижения нужного результата всегда будет недостаточно. На вопрос «что надо делать, чтобы родители тебя любили?», они чаще всего отвечают, что должны учиться на отлично и хорошо себя вести, а не просто жить.
Когда родители вынуждают ребенка подчиняться своей воле, ему приходится подавлять свои собственные стремления и желания. В результате у ребенка копится чувство ненависти и склонность к саморазрушению, которую он может направить и на себя, и на родителей, и на ближайшее окружение. У детей младшего школьного возраста это проявляется в постоянных болезнях, а у подростков — в тяге к алкоголю, курению и наркотикам.
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании
До 12 лет: меняйтесь сами – и ребенок изменится
Очевидно, что чем раньше мы начнем исправлять ошибки – другими словами, менять своё поведение, – тем большее положительное влияние это окажет на наших сына или дочь. До десяти-одиннадцати лет, пока семья играет главенствующую роль в развитии, наши отношения с детьми – главное, что формирует будущую личность.
Иногда даже можно встретить мнение, что основы эмоциональной системы закладываются в возрасте до трех лет, а потом ребёнок формируется с той базой, которую он получил
В этом есть доля правды, особенно если брать во внимание логику развития головного мозга, однако менять наши отношения с детьми никогда не поздно
И в возрасте до десяти лет, для того чтобы что-то сдвинулось в отношениях, достаточно просто начать меняться самому родителю. В этом возрасте ещё не надо объяснять, почему вы меняетесь. Ребёнок с благодарностью примет положительную динамику. Вы легко можете начать с большим пониманием относится к его особенностям, больше доверять, идти навстречу его желаниям в поиске своего призвания.
До пубертата самое время, чтобы постепенно отказываться от тотальной власти над школьником и воспитывать в нем ответственность за свои поступки и решения. Дети всё ещё очень чувствительны к родительской оценке себя и своих действий, поэтому появление новых детальных комментариев относительно своих успехов вдохновит их и заставит больше стараться. В этом возрасте вера родителей в успех сына или дочери творит чудеса.
Постарайтесь увидеть в поведении родителей их истинные намерения и любовь к вам.
Когда мы пробуем пристальнее присмотреться к поведению любого человека, то с удивлением замечаем, что, как правило, в его основе лежат только и исключительно позитивные намерения, даже если конечный результат оказался совсем непозитивным.
Поверьте, никто из нас не собирается плохо воспитывать своих детей – и вряд ли кто-то пытается делать это сознательно. Намерения ваших родителей были самыми благими, и осознание этого способно принести вам внутренний покой, какими бы в итоге не оказались результаты этих намерений. Да, возможно, ваши родители действительно воспитывали вас не лучшим образом, но их любовь к вам можно четко увидеть в их намерениях.
И даже когда склонные к гиперопеке родители пытаются контролировать каждый аспект жизни своего ребенка, это тоже любовь.
Что делать, если что-то пошло не так?
У нас нередко опускаются руки, когда мы чувствуем, что большинство попыток что-то изменить ни к чему не приводит. Если вы готовы честно признать бесполезность ваших действий, в дальнейшем вам будет легче. Вы должны научиться многое делать по-другому, независимо от того, что раньше вы поступали неправильно. Возможность перемен зависит только от перемен в вашем сознании и вашей готовности искать новые пути.
Для начала нужно разобраться, что же происходит, и осознать, чему надо научиться. И как это можно сделать. Жизнь — эго ваш сегодняшний взгляд на вещи: стоит изменить точку зрения, как изменится ваша жизнь. Есть притча об одном человеке, который постоянно жаловался на темноту. Но однажды, идя по дороге, он оступился и упал. Во время падения с него слетели темные очки, которые и мешали ему видеть мир в красках.
Чтобы осознать, что у нас на носу темные очки, порой требуется сильная встряска. Честное признание нашего невежества — большая победа над собой.
Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится, постарайтесь исправить ситуацию — ведь вы же сразу беретесь за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими наблюдениями с мужем, друзьями и решите, что можно сделать. Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обратитесь за помощью к человеку, которому вы доверяете. За что бы вы ни брались, никогда не тратьте время на жалобы: «Пожалейте меня», «Он такой плохой…»
Постарайтесь превратить семью из «общества обвиняемых» в «исследовательскую группу». И вы увидите, как много можно изменить, если начать относиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи как к сигналам бедствия. Не надо во всем винить себя. Радуйтесь, что наконец-то сигнал, каким бы он ни был, понят и принят вами. Он может оказаться не из приятных, зато будет отражать действительность. И на этот сигнал нужно сразу прореагировать.
По материалам книги Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью»
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Родители-психопаты
Расстройства личности, или, как их раньше называли, психопати́и, выражаются в патологиях характера. По сути, это и есть «невыносимый характер» в крайних его проявлениях.
Многих приводит в ступор этот парадокс. К примеру, у отца семейства прекрасная репутация на работе. Он шутит с коллегами и ловко заискивает перед начальством. Никто не может поверить, что дома он — непредсказуемый тиран, который выгоняет жену на улицу и бьет детей, когда они слишком шумят. Причина в том, что поверхностные отношения с коллегами не затрагивают болезненных эмоций такого человека. Кроме того, для многих «психопатов» важна красивая внешняя картинка, образ хорошей семьи. Поддержание образа требует от них массы усилий. А дома они ведут себя «естественно» и выплескивают накопленное напряжение, что не сулит близким ничего хорошего.
Существуют европейская и американская классификация расстройств личности. Расстройства личности могут быть разными (пограничное, нарциссическое, истерическое, зависимое и многие другие).
Психоанализ объясняет деструктивное поведение «психопатов» негибкими психологическими защитами. Их вы наверняка успели испытать на собственном опыте. Например, идеализация и обесценивание: когда дочь была «принцессой», а после неугодного папе поступка стала «монстром». Или проекция: родители много лет издевались над вами, но утверждают, что это именно они — жертвы, а вы — бессердечный мучитель. Типично отрицание — даже самых очевидных фактов.
Не пытайтесь проломить психологические защиты (если, конечно, вы не мечтаете свести родителя с ума окончательно). Они выполняют важную функцию: защищают уязвимую личность от непереносимых для нее переживаний. Признать, что кто-то был отцом-садистом или завистливой матерью, действительно невыносимо. Любой самообман будет лучше.
Как помочь родителям. С помощью таблеток можно снять отдельные симптомы, свойственные нарушенным личностям: всё те же депрессивность, тревожность, раздражительность.
Так что основная стратегия — любить (или не любить, как вам комфортнее) таких родителей на безопасном расстоянии. Если им действительно требуется регулярная помощь (они тяжело больны, малообеспечены), изучите возможность отдать ее на аутсорс: например, приглашать соцработника, «мастера на час» или сиделку. Это обойдется намного дешевле, чем годы психотерапии или «самолечения» после личных визитов.
Как общаться и как помочь себе. Прежде всего, примите тот факт, что этот человек такой, какой есть. Он не изменится сам, и вы его не измените.
Новая форма совместности
Очень часто близкие отношения разваливаются в подростковом возрасте, и родитель с ребёнком остаются связанными только социальным долгом. Нет эмоциональной близости, содержательных связей. Мы слышим и видим такие истории повсеместно, в книгах, фильмах, от друзей.
Один из ключей к сохранению отношений — создание новой формы совместности и актуальных отношений, отношений здесь и сейчас.
Как бы ни раздражал родитель, это человек, с которым у вас были близкие отношения
Чтобы сохранить эти отношения и через них научиться строить отношения с другими людьми, важно потрудиться и предложить родителю форму совместной жизни, которая устроит обе стороны. Важно убрать родителя из позиции надзирателя, дать ему сигнал о том, от чего вам хорошо, а от чего — плохо
Свои отношения во взрослой жизни мы часто строим по модели отношений с родителями: мы учимся интерпретировать, управлять и показывать эмоции именно в своей семье, и строим отношения с новыми людьми теми же средствами. Ломать отношения с родителями не продуктивно, надо стараться строить и растить их. Если не стараться развивать их, велика вероятность, что и кризисы семейной жизни — моменты перехода на новый этап в отношениях с близким человеком, которые также конфликтны и касаются вопросов управления и помощи, — будут брошены неразрешёнными или замолчаны.
Даже если происходящие изменения — физиология, это не значит, что надо ждать, пока всё закончится, и ничего не делать. Физиология будет всегда, и подростковый возраст дан, чтобы научиться с этим жить так, чтобы не потерять отношения с окружающими, выстраивать новые отношения, принимать себя и быть продуктивным.
Изображения: Chee Sim / Dribbble