Эти трудные подростки

От чего зависит особенность этого периода?

От следующих факторов:

  • особенности самого ребенка, физиологии, нервной системы;
  • атмосферы в семье, в которой он находится;
  • отношения между ребенком и родителями. И оно должно быть постоянным, последовательным, понятным.

Какие же типы поведения можно встретить у ребенка? И тут я предлагаю обратиться к классификации Бориса Литвака:

  1. Адаптивный — представляет собой «подстраивание» ребенка под ожидания взрослых. Такие дети обычно послушные и воспитанные, что устраивает родителей и окружающих, но негативные последствия поведения есть.
  2. Протестный — представляет собой ситуацию, когда ребенка просят что-то сделать, а он делает все наоборот. Причем, родители могут приказывать, командовать и т. д., но малыш категорически отказывается это выполнять.
  3. Свободный выбор — основной целью воспитания должно быть стремление научить ребенка делать свободный выбор. Иначе говоря, он должен сам знать, как поступить в той или иной ситуации, и уметь нести ответственность за свой выбор.

Давайте рассмотрим несколько комбинаций между определенными типами поведения ребенка и родителей:

  1. Ребенок со свободным выбором + родитель понимающий = самый отличный результат, когда, если и есть трудности переходного возраста, то они относительно легко проходят.
  2. Ребенок со свободным выбором + отстраненный родитель = такая комбинация вряд ли сформируется. А если и сформируется, то ребенок со временем скорее всего будет сломлен и подавлен, не чувствуя принятия себя, своей значимости для родителей.
  3. Протестный ребенок + понимающие родители = приведет к тому, что сложности будут преодолеваться, как бы тяжело родителям не было в этот период. И по завершению ребенок будет только благодарен тому, что его принимали и понимали. Отношения между ребенком и родителями могут стать более близкими.
  4. Протестный ребенок + тревожные родители = протест и будет заключаться в стремление доказать свою взрослость и самостоятельность. Но ребенок все равно будет чувствовать, что родители не принимают его таким какой он есть, не хотят его взросления. И будет продолжать бунтовать, но при этом переживать о своей никчемности.
  5. Протестный ребенок + отстраненные родители = похож на предыдущий тип. Но если в предыдущем типе присутствует очень сильная физическая включенность при эмоциональной отдаленности. То для этого типа чаще всего присуще и эмоциональная и физическая отстраненность. Это группа риска, которая формирует криминальное будущее ребенка.
  6. Адаптивный ребенок + понимающие родители = будут пытаться привить ребенку самостоятельность. Но какие то, неосознаваемые процессы могут этому препятствовать. По итогу ребенок может стать более самостоятельным.
  7. Адаптивный ребенок + отстраненные родители = ребенок будет постоянно искать признания и поддержку у других людей, искать авторитеты. Это чревато сильной зависимостью от мнения других людей, без фильтра критики. Всю жизнь он будет искать любовь, признания и понимания у других людей.
  8. Адаптивный ребенок + тревожные родители = «я из себя ничего не представляю, без родителей я никто, родители знают как лучше». Последствия — очень сильная зависимость от родителей.

И эти, казалось бы, проблемы ребенка, всего лишь являются симптомом семьи, которые:

  • Наполняют смыслом жизнь родителей.
  • Помогают установить власть в семье, установить справедливость.
  • Помогают сгладить одиночество родителей.
  • Оберегают семью от распада и тд.

Ребенок отражает состояние родителей и их взаимоотношения. Так как подростковый возраст часто совпадает с кризисом средних лет, середины жизни родителей, когда происходит переоценка ценностей, подведение итогов жизни, поиск новых смыслов, это сопровождается усилением тревоги. Проблемы ребенка помогают снять тревогу родителей о своей жизни и уйти от решения собственных проблем.

Так же может быть пагубным те двойные послания, которые родители отправляют своему ребенку, когда говорят одно, а своим поведением демонстрируют другое

Например, мама активно занимается карьерой, для нее самое важное — это успех. При этом дочери она говорит, что для женщины очень важно научиться готовить и вести домашнее хозяйство

Тут и возникает раздвоение. Положение ребенка ухудшится, если двойные послания будет посылать ещё и отец. И тогда, чаще всего, ребенок выбирает позицию пассивности. Лучше уж ничего не делать, чем потерять любовь родителей.

Как помочь ребенку в период подросткового кризиса?

На данном этапе взросления ребенка родные и близкие должны помочь подростку:

  • трезво оценить свои внешние данные и характер;
  • проверить свои возможности;
  • спокойно относиться к критике и похвале;
  • сохранить толерантное отношение к старшим и младшим людям.

Также родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы у подростка сформировались такие качества характера, как упорство, ответственность и серьезность. Дайте ребенку возможность почувствовать самостоятельность и ответственность за поступки. Естественно, что эти понятия должны культивироваться с более раннего возраста, но в данный период они особенно важны. Именно сейчас нужно научить подростка оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Однако не стоит забывать, что чрезмерная самостоятельность (впрочем, как и опека) могут навредить подростку. Так или иначе, ребенок должен знать, что в случае трудности или беды, его обязательно поддержат и помогут.

Очень важно понять и принять ребенка со всеми его проблемами и особенностями. Не подавляйте мысли, чувства и молодой характер

Если, к примеру, вы раскритикуете его рисунки или игру на гитаре, то можете раз и навсегда отбить у него охоту заниматься творчеством. Поддержав и одобрив стремления подростка, вы поможете ему поверить в свои силы и самоутвердиться в своих способностях. Заставляя же ребенка заниматься тем, что ему не нравиться, вы добьетесь только того, что он будет воспринимать «в штыки» любой ваш совет или просьбу. Помните, сила воздействия равна силе противодействия, поэтому любые попытки морального или физического подавления подростка приведут к тому, что у вас в доме поселится бунтарь, агрессивно реагирующий на любое ваше высказывание.

Воспринимайте подростка, как самостоятельную, взрослую личность. Этим вы покажете ребенку, что доверяете ему. Обсуждайте вместе с ним семейные дела, прислушивайтесь к его советам, учитывайте мнение подростка при выборе, например, места семейного отдыха или предметов меблировки, откровенно разговаривайте с ним и т.д. Ребенок должен знать и чувствовать, что семья – это не просто люди, связанные семейными отношениями, а надежная защита и поддержка.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков

Конечно же, проблемы подросткового возраста сугубо индивидуальны, поскольку каждый подросток по-разному реагирует на психо-физические изменения, которые с ним происходят. Но существует и ряд общих проблем, свойственных для всех детей этого возраста. Так чего же стоит ждать родителям от своих детей-подростков?

1. Нестабильное настроение, неорганизованность, несобранность

В подростковом возрасте ребенок, как правило, отказывается содержать свои вещи в порядке, соблюдать ежедневную гигиену, придерживаться распорядка дня и правильно питаться. Настроение подростка без видимых причин может практически за мгновение измениться с радостного на печальное, с романтичного на агрессивное. При этом любые свои эмоции ребенок проявляет открыто и очень ярко: весело хохочет, горько плачет, закатывает истерики и т.д. А все из-за того, что ребенка постоянно терзают самые разные сомнения и он очень остро переживает каждое из своих настроений.

2. Робость и застенчивость

Неудовлетворенность собственной внешностью приводит к тому, что ребенок начинает испытывать робость перед незнакомыми людьми, боится публичных выступлений, стыдится самого себя. Ребенок, который считается себя слишком толстым или худым, высоким или низким, длинноносым или лопоухим очень страдает, и испытывает определенные трудности в общении не только с посторонними, но и со своими друзьями. Заниженная самооценка может привести даже к тому, что подросток откажется выходить из дома и сведет контакты с окружающими к минимуму.

3. Мятеж

В период подросткового кризиса у ребенка развивается критический способ мышления и появляются свои взгляды на события, людей или проблемы. Чтобы подтвердить собственное «Я» подростки стремятся подвергнуть отрицанию и сомнению все, что раньше признавали: они открыто протестуют против одежды, которую для них покупают родители, против мебели, которая стоит в их комнате, против замечаний взрослых, которые, по их мнению, несправедливы и т.д.

4. Нерешительность и заторможенность

Когда по всем внешним и интеллектуальным признакам подросток ощущает себя взрослым человеком, но при этом вынужден считаться с ограничениями, устанавливаемыми для ребенка (которым он, по сути, и является), молодой человек испытывает разочарование, проявляемое в заторможенности и нерешительности. Он не знает, как реализовать свои представления о жизни и не подвергнуться осуждению со стороны родителей и других взрослых.

5. Агрессивность

Достаточно часто понятия «агрессия» и «сила» воспринимаются подростком как синоним, позволяющий добиться того, что ему хочется. Но поскольку механизм контроля у ребенка в подростковом возрасте развит достаточно слабо, проявления агрессии, как способа доминирования и властвования, могут стать причиной серьезных конфликтов (если агрессия направлена на окружающих) и разрушения личности (если агрессия направлена на самого себя).

Когда лучше сходить с подростком к психологу

Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:

  • подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
  • признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
  • расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
  • трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
  • регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
  • мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту

Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:

Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе

Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается

При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.

Особенности подросткового кризиса

Ранний подростковый кризис начинается, как правило, в 10 лет. Однако наиболее сложный период приходится на возраст 12-14 лет, когда особенно остро проявляются такие проблемы, как:

  • Чувствительное отношение к собственному внешнему виду и его оценке со стороны окружающих;
  • Противоречивость чувств и поведения: внимательность чередуется с черствостью, показная независимость с желанием быть признанным обществом, болезненная застенчивость с вульгарной развязностью, борьба с общепринятыми правилами и авторитетами с обожествлением кумиров;
  • Безаппеляционное суждение о других и крайняя самонадеянность.

К 16-17 годам эмоциональная неустойчивость подростков практически полностью исчезает, и ребенок вступает в пору стабильной юности.

Важно понимать, что подростковый (пубертатный) кризис – это не просто сложный период в жизни ребенка, а настоящий эмоциональный и физиологический взрыв, причиной которого во многом становится половое созревание и неуверенность в собственных силах и возможностях. Ведь внешние признаки взросления заставляют подростков верить в то, что они стали взрослыми, а допущенные ими ошибки безжалостно напоминают, что они все еще дети

Другими словами, подросток лишается всех преимуществ маленького ребенка, но еще не получает всех возможностей взрослого.

Кризис переходного возраста

Психологи выделяют непрерывное протекание пубертатного возраста, когда ребёнок учится «быть взрослым», и нет видимых резких скачков от одного типа поведения к другому.

А есть кризисный пубертат – это существенная разница между двумя периодами жизни. Такой тип преобладает в более развитых странах. Поскольку, например, в племенах дети очень рано начинают нести ответственность (это как?) за семью.

Это вызывает страх и тревогу, поэтому они пытаются вступить в какую-то социальную группу. Ко всему прочему появляется много требований и ответственности.

Чтобы этот возрастной этап был менее кризисным, рекомендуется до пубертатного периода погружать детей в домашние обязанности, учить распоряжаться деньгами и самостоятельно принимать решения.

Постоянная усталость и голод – ещё два фактора, которые привносят дискомфорт. Подростку нужно спать около 9 часов, соблюдать режим и правильно питаться.

Более проблематична ситуация с недовольством своей внешностью – важно осознание своей индивидуальности и наличие постоянной поддержки

Если ваш подросток тихий и спокойный — не спешите радоваться

Обычно родители тащат подростка к психологу по поводу его бурного прохождения через пубертатный период.

Хамит, дерется, не учится, пробовал алкоголь… И так далее, и тому подобное.

Помогите, спасите, верните прежнего ребенка!

И остро завидуют тем родителям, которых эта напасть миновала.

Которые с гордостью оповещают знакомых, что вот у них никаких проблем с подростком нет.

Такой же тихий и спокойный, как раньше. Учится, слушается, разумно себя ведет.

И, мол, поучитесь у нас, как надо детей воспитывать!

И невдомек и тем, и другим, что все совершенно наоборот. Что «буйство» подростка в пубертатный период – это абсолютно НОРМАЛЬНО.

И все что требуется от психолога – это поддержка, необходимая человеку в трудные времена.

Подростку нужно решить огромную и многогранную задачу, переходя от детства к зрелости.

И он решает эту задачу доступными ему средствами.

Ему нужно научиться жить самому – ведь он должен перестать быть птенцом под крылом у матери.

И он начинает пробовать то, чему мама с папой его не учили. Потому что то, чему его успели научить – у него уже есть.

Ему нужно разорвать узы, привязывающие его к родителям – а ведь это узы любви!

И он рвет эти узы, прибегая к противоположности любви – ненависти, агрессии.

Он нападает на родителей, чтобы немного разлюбить их. И оказаться способным быть ОТДЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ.

Он должен научиться опираться на себя, и для этого ему нужно разрушить родительский авторитет, чтобы не искать в нем привычной опоры.

Что же происходит с ребенком, который этого НЕ ДЕЛАЕТ? Который не пытается отделиться от родительской семьи?

Это ребенок, который не хочет или не может становиться взрослым. И это – огромная проблема, которая ставит под угрозу всю его будущую жизнь.

Развитие человека происходит в определенной последовательности, проходит через определенные этапы, которые нельзя «перешагнуть» и пойти дальше.

И неспособность ребенка выйти на подростковый кризис может означать «застревание» на предыдущей стадии развития.

Например, не совершился переход от пары «мать-дитя» к триаде «папа-мама-я».

Это может происходить, когда отца в семье нет, он есть, но агрессивен или холоден, или мать отталкивает его, исключает из отношений с ребенком.

Подросток с таким детством остается слитым с матерью малышом и, конечно, ни о каком отделении речи быть не может.

Сходная картина может наблюдаться у подростка, который на пубертатный кризис вышел, но проявления агрессии по отношению к родителям, неизбежные при прохождении этого кризиса, находятся у него под жестким запретом.

Это может происходить по разным причинам:

если родитель слишком хрупкий и может разрушиться, когда ему выскажут обиду (он болен, у него депрессия или он зависим),если родитель недостижимо холодный и злость может разрушить те крохи отношений, которые есть,если родитель только один и возможность ссоры с ним внушает панический ужас,если в семье культивируется показное благополучие, даже скорее благолепие, и стоит табу на выражение негативных чувств, то нападение на родителей в пубертате невозможно. И невозможны следующие за Эдипом идентификации.

Такая агрессия откладывается «на потом» и может выплеснуться на супруга в браке, разрушив его.

Или может обернуться против себя, и тогда последствием «тихого» пубертата будет депрессия, зависимость или любые другие формы аутоагрессивного поведения.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего смирного подростка – это прийти вместе с ним к специалисту и разобраться, что происходит в отношениях с ребенком, что за черти водятся в тихом семейном омуте.

Изменения в организме ребёнка

  1. Интенсивно развивается физическое и физиологическое развитие: увеличивается рост и вес (скачок роста у мальчиков варьируется от 13 до 15 лет, иногда до 17; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше).
  2. Происходит половое созревание (активизируется выработка половых гормонов).
  3. Появляются вторичные половые признаки. У мальчиков снижается тембр голоса, у одних это происходит быстро, у других – медленно.
  4. В функционировании сердца, лёгких и кровоснабжения головного мозга возникают трудности в связи с быстрым развитием организма. Это вызывает быструю смену физического состояния (от бодрости – к полной  усталости).
  5. Настроение изменчиво: бодрость и радость могут мгновенно смениться на полную пассивность и печаль. Эмоциональный фон неровен и нестабилен.
  6. Организм находится в постоянном стрессе из-за активной выработки гормонов, поэтому ребёнку сложно постоянно подстраиваться под физиологические и физические изменения.
  7. Благодаря быстрому развитию и росту у подростка появляется повышенный интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Нередко, недовольство собственной внешностью приводит к замкнутости, развитию чувства неполноценности и даже неврозу.

Подростковые реакции

  • Дети в этот период обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности и общении со сверстниками, они хотят эмансипироваться от взрослых, уйти от полного их контроля.
  • Увлечения разнообразны и, зачастую, сменяющие друг друга, как правило, они связаны с неучебной деятельностью. Вмешательство, навязывание другого или давление со стороны родителей вызывает протест или бунт у ребёнка.
  • Общение со сверстниками в этот период занимает главное место в жизни подростка. Он стремится найти верного и близкого друга, который может его принять таким, каков он есть, сможет разделить его секреты и тревоги. Разлад может привести к глубокому разочарованию и даже к вражде.
  • Кроме близкого друга, подростки тянутся к другим компаниям и группам. Если компания благополучная, то это благотворно отразиться на формировании его личности. Главное – уберечь ребёнка от контакта с социально-неблагополучными группами подростков.
  • С родителями отношения детей в пубертатный период складываются сложно: возникают постоянные конфликты из-за контроля за выбором друзей, поведением, учёбой в школе. Ребёнок претендует на взрослость, самостоятельность и равные права в семье. Родители должны перестроиться и принять его взрослость.

Как найти общий язык с трудным подростком

Помогать подросткам в трудные моменты можно и нужно. Оказавшись на поверхностном уровне взрослой жизни, они нуждаются в поддержке и наитии. Родители, бросающие своих детей справляться с внутренним кризисом самостоятельно, рискуют: только в 2014 году уровень самоубийств среди молодых людей в возрасте 15-24 лет составил 13,5 процента.
Чтобы помочь ребенку, психологи советуют взрослым улучшать родительские качества:

Страх неудач — одна из основных причин стресса у подростков. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка справляться с тревогой и стимулировать его самооценку.
При первых признаках депрессии или психических расстройств у детей родители просто обязаны обратиться за специализированной помощью.

Пубертат — это…

Человек – это единственный вид животных, у кого существует промежуточный период между младшим возрастом и взрослением. Другие звери становятся равноправными членами стаи сразу после детства

Для людей же важно не только приобретение возможности к размножению

Поэтому отдельно рассматривают понятие полового созревания – активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, после чего половые органы подростка полностью сформированы и настроен гормональный режим, свойственный зрелой особи.

Приблизительно после 10 лет жизни эндокринная система ребенка полностью перестаивается – гормоны вырабатываются (это что?) в значительно большем количестве, половые в частности. На этом фоне активно развиваются гениталии, часто появляется акне (прыщи).

Сердечно-сосудистая система не всегда успевает за развитием внешней оболочки, поэтому могут проявляться такие симптомы как: тахикардия (это как?), кислородное голодание, частая утомляемость.

Спортзал после занятия среднего или старшего классов нужно проветривать, поскольку у подростков сильное потоотделение с характерным запахом. К тому же, не все ещё научились постоянно поддерживать свою гигиену (это как?).

Что делать родителям?

  • Признать значимость для ребенка, его проблем и переживаний, его мыслей, идей, дел, которыми он занимается;
  • Проявить терпимость к его равнодушию или бунтарству. Самое лучшее, что вы можете говорить ребенку в этот период «я тебя все равно люблю»;
  • Учитесь говорить с ребенком о чувствах. И не только говорить, но и слушать и слышать его. А для этого учитесь сами чувствам. Их дифференциации и выражению.
  • Помните, что имеет место быть влияние гормонов на ребенка. И многие реакции усиливаются их воздействием;
  • Сформируйте с супругом(ой) общее мнение о воспитании и ожиданиях от ребенка. Если вы в этих вопросах столкнетесь с сильными противоречиями, то это и будет ключ к разгадке «плохого» поведения ребенка.
  • И тогда необходимо решать уже тот конфликт, часто неосознаваемый, который образовался между родителями и оживлять отношения.
  • Стремитесь к целостности и гармонии, когда ваши собственные слова не расходятся с делом.

И помните:
Это не подростки трудные. Они отражают наши собственные трудности.

Перейти к следующему разделу ➯ БИЗНЕС/КАРЬЕРА 

Вернуться к предыдущей статье ➯ Кризисы воспитания 

Об авторе
Лилия Морозова
Консультант CROSS.

Особенности пубертатного периода

Пубертатный период у каждого начинается и протекает в зависимости от его индивидуальности и влиянии таких факторов как:

    1. Наследственность. Передаются как внешние признаки, которые будут развиваться, так и тип нервной системы.
    2. Внешняя среда. Непосредственно, отношения между родителями и сверстниками.
  1. Наличие пагубных привычек. Они значительно замедляют развитие.
  2. Питание. Для того чтобы правильно формировались органы, нужен баланс между белками, углеводами, жирами, микроэлементами.

Подросткам в этот период свойственны общие черты, которые могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и личности:

  1. Эмоциональная лабильность. Частые перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Человек может проснуться с радостным возбуждением, а вечером впасть в горькую плаксивость.
  2. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Подросток не может полностью руководить своим поведением и поддаётся импульсам. Нет достаточного жизненного опыта, чтобы правильно поступать.
  3. Инстинкт самосохранение плохо развит, присутствует желание узнать новое. Совокупность этих факторов может привести к излишней доверчивости и пагубной наивности.
  4. Отсутствие самостоятельности. Подросток вроде хочет делать всё сам, но привязан к рассудительности родителей.
  5. Неадекватная самооценка. Парни и девочки стремятся к самовыражению, пытаются найти собственный стиль, иногда подражают знаменитостям или другим авторитетам, соревнуются со сверстниками своими интеллектуальными или физическими возможностями, пробую вписаться в социум (это как?). Из-за этого бывает слишком заниженная или завышенная самооценка.

В один день (или час) проявляется одна ярка черта, а в другой – её диаметральная характеристика:

  1. романтизм/цинизм;
  2. повышенная/пониженная уверенность в себе;
  3. желание общаться/уединиться;
  4. развязность/застенчивость;
  5. желание быть уникальным-похожим на кого-то.

Почему подростки нуждаются в поддержке

Тема «Трудный подросток и причины» актуальна для каждой семьи. До определенного возрастного порога дети во всем слушаются родителей, охотно обсуждают со старшими любые вопросы и трудности, с которыми сталкиваются. Подростковый период сложнее. Когда ребенок взрослеет, он переживает свой первый кризис, «прелести» которого зачастую ощущает вся семья. В такие моменты психологи советуют не поддаваться панике и не давить на подростка морально, а вместо этого пытаться найти правильный подход, чтобы выяснить, что конкретно происходит в жизни ребенка, нужна ли ему помощь.

Личность ребенка начинает формироваться к 5 годам — это утверждение известного воспитателя Антона Макаренко, который считал, что родители, если хотят что-то «заложить» в свое чадо, должны успевать с воспитанием в этот 5-летний период, т. к. впоследствии привитие правильных жизненных ориентиров дается сложно.

У большинства детей кризис подросткового периода начинается, когда они достигают 9-летнего возраста, и продолжается на фоне взросления. В эти годы привычное поведение ребенка меняется и начинает выходить за прежние рамки дозволенного, а иногда даже не вписывается в нормы, принятые в обществе. Многие родители, учителя и преподаватели ошибочно считают, что трудный подросток испытывает удовлетворение от «неприличных выходок». На самом деле на подсознательном уровне ребенок страдает.

Желание продемонстрировать протест возникает не само по себе. Агрессия, замкнутость, неприятие правил — все это может стать закономерным следствием:

  • Негативного принятия себя и своего тела;
  • Неумения распределять приоритеты, управлять своим временем;
  • Давления со стороны старших (родителей, учителей и общества в целом) и нежелания соответствовать противоречивым ожиданиям;
  • Нарушенного физического здоровья (трудный подростковый период часто возникает у детей с хроническими заболеваниями, такими как болезнь Крона, язвенный колит и пр., а иногда становится причиной их возникновения);
  • Отсутствия хороших образцов для подражания;
  • Сексуального опыта (рискованной сексуальной активности);
  • Соблазнов «взрослой жизни».

Свою лепту в поведенческие установки личности трудного подростка вносит интернет, на просторах которого дети, как и в реальности, могут сталкиваться с издевательствами или подвергаться воздействию виртуальных провокаторов, перенимая от них неправильные жизненные идеи и ценности.

Подростковая психология девочек

Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.

Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.

Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых

Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду

Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.

При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте

Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания

Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: