Новые эмоции
В переходном возрасте подростки чаще начинают думать о сексе и испытывать влечение к тем, о ком раньше даже не думали. Это могут быть одноклассники или знаменитости. Тут не о чем беспокоиться — новые мысли совершенно естественны. При этом никто не обязан ходить на свидания и целоваться, если не готов к этому. Бывает так, что подростки не испытывают ни к кому особых чувств — это тоже нормально.
У мальчиков в период созревания все чаще случается эрекция. Она может быть вызвана эротическими переживаниями или не иметь явной причины. Еще один спутник переходного возраста — поллюция, то есть эякуляция во сне. С возрастом они прекратятся.
Девушки и юноши сами устают от таких скачков, но надо помнить, что виноваты в них гормоны, и это не навсегда. Как только перестройка тела завершится, настроение станет более стабильным.
Телевизор жив
При таком разнообразии интересов у подростков брендов промахи брендов при создании ТВ-рекламы можно было бы объяснить тем, что тинейджеры не смотрят телевизор. Как следует из исследования «Сбербанка» и агентства Validata, куда выгоднее зацепить зетов в интернете, с помощью самых разных digital-приемов, например, игр и переписок.
По словам эксперта, средний возраст телезрителя достиг 48 лет. «Поэтому если ты хочешь быть востребованным медиабрендом среди молодежи, то ты должен быть и присутствовать в разных сферах. Нельзя быть моно, надо быть везде. Телевидение — это игра. Завлек телезрителя на что-то, он кликнул, а дальше уже твоя задача — перевести его на тот контент, который заставит задуматься», — подчеркивает Чурикова.
Быть везде, но про телевизор не забывать
Отчет Mediascope (компании, ранее работавшей под брендом TNS) показал, что нынешние школьники действительно сокращают телесмотрение, однако проводят перед ТВ не так уж и мало времени, более двух часов в день. За просмотр они успевают изучить контент сразу пяти каналов. Более того, 20,7% ребят специально включают эфирное вещание на своих компьютерах и ноутбуках, чтобы не пропустить любимые передачи.
Парадоксально, но зачастую зеты больше онлайн-рекламы ценят телевизионную. Количество таких ребят достигает 37%. По данным компании Kantar Millward Brown, это связано с особенностями интернет-продвижения. Подросткам не нравится, когда ими манипулируют и не дают пропустить прероллы или навязывают контент, согласно поисковым запросам. Эти сведения подтверждаются исследованием Harris Poll: более половины миллениалов и подростков решили меньше пользоваться соцсетями, лишь бы избавить себя от навязчивых баннеров.
История первая
— Расскажите подробней. Чего именно не хочет?
— Да ничего, я ж вам говорю! Начиная от утром кровать за собой прибрать, тарелку в раковину отнести или там носки в стиральную машину положить и кончая его прямой обязанностью — уроками! Когда я был в его возрасте, моя мать вообще не знала, что там у меня в школе происходит, а мы — стыдно даже кому сказать! — каждый день копаемся в этих их электронных дневниках, узнаем, что ему задано, — от него самого это узнать невозможно, — и потом — покой нам только снится! — вступаем в битву за уроки. «Ты это сделал?» — «Нам не задано». — «Я знаю, что задано». — «Я потом сделаю». — «Сейчас!» — «Я не понимаю». — «Подумай». — «У меня не получается». — «Спроси». — «Мне не у кого». — «А по телефону три часа болтать или после школы где-то три часа болтаться, выключив телефон, так что мать уже в милицию собралась звонить, — это тебе есть с кем?!» — «Да, это есть, но это совсем другое дело, а про уроки они тоже не знают». И так до бесконечности, понимаете? Как будто хочет довести нас до белого каления. Что-то сдвигается только тогда, когда мы начинаем орать как оглашенные. Тогда он вяло идет, вяло садится, вяло и кое-как что-то делает.
Здесь вступает мать:
— Недавно я поняла, что наше общение с сыном — это почти одно сплошное насилие и ругань. Это же ужасно! И вовсе не об этом мы мечтали, когда его рожали. Он родился совершенно здоровым. Мне даже невролог сказала (я до сих пор ее слова помню): редко сейчас встречаются такие отличные типичные младенцы. И что же теперь? Маленьким был очень любопытным, все хотел, все хватал, устраивал в магазинах истерики: «Дай! Купи!» — всем интересовался, с радостью везде с нами ходил, а теперь мы ему предлагаем в музеи, в театр, он отказывается или идет с таким видом, как будто это для него мука мученическая. Я же вижу каждый день его школьные учебники — там такие красивые картинки, и часто так интересно написано, и учителя у них есть очень хорошие, увлеченные. Они тоже жалуются: не то чтобы не может учиться — не хочет. Почему он ничего не хочет, почему ему ничего не интересно и его абсолютно все приходится заставлять делать?! Ведь мы не требуем от него чего-то сверхъестественного, все самые обычные вещи… Может быть, он все-таки нездоров? Но тогда что это за болезнь такая?
— А чем еще ваш сын занимается, кроме школы и уроков?
— Ходит на волейбол. Раньше ходил еще на программирование (мы решили, раз увлекается компьютерами, пусть знает, как это устроено) и на английский, но в этом году бросил и то, и другое.
— На волейбол тоже приходится заставлять?
— Нет, туда ходит сам, уже четвертый год, три раза в неделю. Я разговаривал с тренером — никаких особых успехов у него там нет, но и проблем, в том числе и с дисциплиной, тоже. Сам он говорит: я туда поиграть хожу. Везде, понимаете, везде — поиграть! А дело сделать? Что же это такое?!
Эфиру нужна профилактика
Однако достаточно проанализировать ТВ-программу, чтобы понять: о существовании пятнадцатилетних попросту забыли. Для детей с утра до вечера крутят мультики и познавательные передачи по «Карусели», домохозяйки найдут свое чуть ли не на каждой кнопке начиная «Домашним» и заканчивая «Первым», мужчинам за сорок предложена подборка сериалов про полицию, политически активным — новости и ток-шоу.
Большой популярностью также пользуются шоу талантов, в основе которого лежит стратегия быстрого успеха. За короткий период ребенку предлагается проделать путь, который при другом раскладе занял бы долгие годы и, возможно, был бы важнее успеха
Даже если ребенок идеально поет, он не имеет своего голоса и отдан во власть продюсеров и телезрителей, которым важно не развить дарование и привить важные ценности, а получить рейтинги или нерв от просмотра. При этом неважно, что делает талант: исполняет композиции, танцует, играет на музыкальных инструментах или даже готовит — модель шоу везде одна и та же
Чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, требуется время. Однако перемены возможны. Об этом говорит анализ молодежного сегмента YouTube — да, лишь редкие блоги посвящены чему-то, кроме летсплеев, тегов и пранков. Впрочем, часть аудитории все-таки отвоевали каналы, посвященные технологиям и науке.
Многое также зависит от семьи
«Как бы мы ни говорили, кто несет ответственность за вкус: Министерство культуры, кружки, общественные организации — в эпоху интернета, когда все доступно на уровне клика, только родители отвечают за то, что слушают и смотрят их дети, куда они ходят, чем они занимаются и какие цели в своей жизни они ставят», — говорит телеведущий и член экспертного совета жюри «Дай Пять!» Андрей Малахов.
К слову, тройка лидеров премии «Дай Пять!» в каждой номинации будет определена 17 апреля, а уже 18 мая в московском театре «Россия» станут известны результаты премии. Победители получат статуэтку в виде золотой шоколадки, а главный кумир выиграет в номинации «Хочу быть как…». Итоги состязания помогут лучше понять, как молодые люди выбирают себе ролевые модели и почему их так привлекают внешне яркие, но пустые по содержанию образы.
Знакомство с поколением Z будет крайне интересным: совсем скоро мы узнаем, подтвердятся ли опасения специалистов по поводу кумиров тинейджеров или, наоборот, результаты окажутся неожиданными и удивят всех.
Материалы по теме:
Знать, что тебя слышат
Тинейджеры устроены так, что не слышат никого вокруг, но хотят чтобы к их мнению прислушивались. Причина такого поведения — сосредоточенность на собственной персоне. Но для них ценно быть услышанными. Поэтому молодость часто наполнена творчеством. Ведь это отличный способ заявить миру о себе. Факт непринятия подростка и отрицания его ценностей оставляет глубокую рану. Подростки ходят не только быть услышанными, но и понятыми.
Частая претензия взрослых к ребенку звучит так: «Они меня не слышат, игнорируют мои увлечения и не считаются с мнением». А отчаянные и обессиленные родители продолжают читать нотации по поводу учебы, запрета на алкоголь и тусовок с друзьями. Иногда полезно все же замолчать и выслушать тинейджера.
Самооценка образ тела
Временные изменения тела в переходном возрасте могут серьезно расстроить: мальчики и девочки то кажутся себе слишком низкими, то недостаточно худыми, прыщи тоже не добавляют уверенности в себе
Важно помнить, что все это временно. Тело меняется стремительно, а реальность зачастую не так ужасна, как кажется
Низкая самооценка может застигнуть подростка врасплох, но мы — это не только то, как мы выглядим. Вот несколько правил, которые помогут сохранить уверенность в себе:
Важно помнить о своих сильных сторонах. Это могут быть достижения в спорте или учебе, личные качества.
Нет смысла сравнивать себя с другими, это занятие принесет лишь страдания
Внешность знаменитостей тоже не идеальна. Их фотографии ретушируют, в реальности они выглядят по-другому.
Если причина неуверенности в себе — токсичные подруги или ролики в соцсетях, им не место в жизни подростка.
Главное, верить в себя и не бояться пробовать новое. Низкая самооценка не должна помешать идти вперед и развиваться.
Сохраняем близкие отношения
Важно применять следующие аспекты в общении с тинейджерами, если не хотите потерять ценную связь
- Помнить, что родителям стоит оставаться во взрослой позиции. На чрезмерную эмоциональность ребенка стоит отвечать рассудительностью и размеренностью. Подростки хотят знать, что могут положиться на взрослого.
- Временами прекращайте говорить и задействуйте активное слушание. Дети всегда хотят быть услышанными и понятыми.
- Обозначьте собственные границы и уважайте границы детей. Если данный вопрос вызывает недопонимание, необходимо обсудить этот вопрос в спокойной обстановке.
- Интересы отпрыска порой сложно понять, но нужно относиться к ним с должной снисходительностью. Даже если нет желания заниматься с ребенком его делами, выслушать про увлечения с уважением все же стоит. Дайте знать взрослому ребенку, что цените его самого и увлечения.
- Придумайте общие традиции и совместные занятия. Это сформирует и укрепит привязанность. Лишь благодаря этому создастся надёжная, прочная связь.
- Семейный совет — место, где можно спокойно обсудить проблемы и планы любого из членов семьи. Подростки хотят чувствовать себя равными в правах со взрослыми членами семьи. Предоставьте им эту возможность. Так они научатся самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия.
Любовь должна перевешивать критику и раздражение. Причем не только в мыслях у родителей, а и на деле. Дайте подростку знать, что любите его независимо от того, как он выглядит и насколько успешен в жизни
В такой непростой для ребенка период важно быть рядом, не бояться подставить дружеское плечо и проявить. Наградой родителей станет доверие и уважение подростка
Если же семья чувствует, что не справляется с грузом переходного возраста, следует поискать помощи у специалиста. Узнайте 5 признаков, что ребенка нужно показать психологу.
Образование
Важны как основные, так и дополнительные школьные предметы
Дети уверены, что математика и языки — как русский, так и иностранные — важны для благополучия: умение считать, правильно излагать свои мысли и общаться с представителями других культур поможет в создании собственного бизнеса и преодолении трудностей.
«В школе, на данный момент, я считаю математику самым важным предметом: это дает возможность научиться логически мыслить в критических и не только ситуациях», — говорит Даниил, 12 лет.
Несмотря на то, что дети миллениалов считаются самым материально обеспеченным поколением (об этом говорится, в частности, в исследовании консалтинговой компании McCrindle Research), наши респонденты интересуются финансовой грамотностью и уверены, что это поможет им разбогатеть в будущем.
Помимо этого, в зависимости от личных предпочтений, в качестве важных направлений для учебы и дальнейшей деятельности опрошенные называли информатику, биологию, журналистику, а также спорт. Кроме этого, современные дети интересуются инвестициями и акциями, программированием и дизайном.
Отличительная особенность «поколения Альфа» в том, что они хотят не только учиться, но и применять знания в актуальных ситуациях, что отмечают многие современные исследователи. Например, эту точку зрения разделяют авторы книжной серии в сфере детского обучения Hack Learning.
Опрос Boss Kids показал, что школьники уже сейчас выделяют интересующие их сферы и пытаются понять, как они могут использовать ту или иную информацию в жизни. Но так как необходимые дополнительные знания не всегда можно получить в школе, молодое поколение черпает их из третьих источников. На этом фоне возрастает роль внеклассного обучения и воспитания критического мышления для грамотной ориентации в большом потоке информации.
«Дополнительное образование — очень важная часть жизни. Школа дает только старт, но этого не достаточно для получения профессии», — считает София, 10 лет.
Высшее образование по-прежнему обладает ценностью
Практически все опрошенные считают получение высшего образования необходимым, особенно для профессионального развития и запуска собственного бизнеса.
«Для меня очень важно получить высшее образование, потому что оно поможет мне найти высокооплачиваемую работу для создания начального капитала для своего дела», — уверен Иван, 12 лет. Согласно оценкам McCrindle, к 2050 году каждый второй житель планеты будет иметь диплом о высшем образовании, тогда как в 2020 — каждый третий
Согласно оценкам McCrindle, к 2050 году каждый второй житель планеты будет иметь диплом о высшем образовании, тогда как в 2020 — каждый третий.
Экономика образования
Леонид Черный — о том, нужен ли диплом будущим специалистам
На удаленке комфортно, но не хватает живого общения
Согласно исследованию Университета Айовы, 90% современных детей умеют пользоваться планшетом хотя бы на базовом уровне уже к двум годам. Иными словами, они изучают интернет и гаджеты вместе с другими явлениями окружающего мира. В рамках опроса выяснилось, что удаленный формат учебы не вызвал трудностей у большинства детей. При этом они нашли много плюсов в отсутствии очных занятий.
«Переход на онлайн-образование мне очень понравился. У меня появилось свободное время, и я занялась программированием. На каникулах мне подарили курсы по игре на гитаре и созданию стартапов, в рамках последнего я попала в финал и выиграла $100», — поделилась София, 10 лет.
Среди недостатков цифрового образования чаще всего отмечалась нехватка личного общения с друзьями.
История третья
***
Существует у детей такое заболевание, как круп. Кашель, затрудненное дыхание, в тяжелых случаях отек гортани. Причем врачи выделяют истинный круп и ложный. Симптомы этих двух заболеваний похожи, а вот причина, течение и лечение — разные.
В нашем случае все точно так же: истинное и ложное «ничего не хочет».
Приходят ко мне с этим часто, и с каждым годом все чаще. Раньше были подростки, а теперь — увы! — нередко приводят и детей из третьего, четвертого или даже второго класса.
Эти два состояния надо различать
Это важно
«Ложное нехотение» — это когда вам не нравится то, чего реально хочет ребенок (подросток), и хочется, чтобы он хотел чего-нибудь другого.
Например, он хочет играть в компьютерные игры, общаться с друзьями, рисовать и ходить на косплеи, а вам хочется, чтобы он хотел делать уроки, помогать вам по дому и посещать дополнительный английский.
Или вот девочка из второго примера. Она хочет вкусно готовить и есть, трепаться с подружками, играть с маленькими детьми и гулять по торговым центрам. А ее маме хочется, чтобы она хотела поступить в институт.
Вы уверены, что «лучше бы он хотел то, что я для него хочу, потому что это для жизни полезно». Может быть, вы и правы, и знание английского действительно окажется полезнее «для жизни» вашего ребенка, чем регулярные прогулки с друзьями по торговым центрам (хотя дискуссионно-коммуникационная компетентность в группе приобретается только на практике). Но в целом здесь просто непонимание и подмена понятий.
Спросите себя: а чего я сам-то хочу «на самом деле»? И не врите себе. В кои-то веки раз дайте себе честный ответ. Получившийся список может вас удивить. И еще спросите: делаю ли я сам то, что искренне считаю полезным? Например, очень полезно ежедневно делать утреннюю зарядку, обливаться холодной водой и проходить не менее пяти километров. Вы все это делаете? Каждый день?
Ваш ребенок (а уж тем более подросток) просто не может хотеть того, чего вам хочется, чтобы он хотел. Это было бы противоестественно. Он формируется как личность, в чем-то подчиняясь авторитетам, рекламе и даже пропаганде, в чем-то отстаивая свои собственные, личные «хотелки» и интересы, последовательно пробуя на зуб то и это. А вот обсуждаемое родительское «программирование» — «он у нас ничего не хочет!» — может оказаться для формирующейся личности достаточно вредным. Родители — это все-таки авторитет. Вдруг он поверит в то, что он «такой человек»? И начнет повторять вслед за вами (и всеми литературными «лишними людьми» из прошлого и настоящего): да, я такой, я, понимаете ли, вообще ничего не хочу. Вы разве этого хотели?
Существует и «истинное нехотение». Это наш третий пример. Здесь ситуация гораздо серьезней, есть повод для обращения к неврологу, а может быть, даже и к психиатру. Тут надо подробно разбирать жизненную ситуацию подростка, и если в ней не выявляется ничего травматически-подозрительного (например, несоответствующая его возможностям школьная программа, острый конфликт или угроза, школьная травля, несчастная любовь и т. д.), то, возможно, подростку потребуется медикаментозное лечение. Ведь тогда мы имеем дело с клинической депрессией — увы, в нашем напряженно-избыточном мире она молодеет — или с первой манифестацией психиатрического заболевания.
1977-й
Когда мы были младшими подростками (11–14 лет), у нас были очень популярны анкеты. Девочка (всегда девочка, мальчики то ли меньше интересовались окружающими людьми, то ли считали это ниже своего достоинства) заводила специальную тетрадку, на каждую страницу которой аккуратным красивым почерком вписывала незамысловатые вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая твоя любимая еда?», «Какая твоя любимая книга?», «Какая музыкальная группа тебе нравится?».
На эти анкеты охотно отвечали и мальчики, и девочки, потом автор анкеты с подружками долго читали и обсуждали ответы и таким странноватым образом познавали внутренний мир сверстников (в быту мы были очень невербальны и почти не умели говорить о себе). После тетрадки хранились на полке в секретере и иногда извлекались на свет, чтобы что-нибудь уточнить.
Сохранилась такая тетрадка и у меня. В подростковости я была больше «мальчиком» по психическим проявлениям и поэтому дозрела до проведения своего опроса поздно, почти к 15 годам. Естественно, я изо всех сил старалась, чтобы мои вопросы были оригинальными. Один из вопросов был: «Что для тебя добиться в жизни успеха? Чего ты хочешь добиться сам?».
Всего на него в моей тетрадке ответили 33 человека, 13 мальчиков и 20 девочек. Возраст от 14 до 16. Год 1977-й. Место проведения опроса — комсомольско-молодежный лагерь, в котором обычные ленинградские школьники весь июнь пололи турнепс.
Десять ответов одинаково безличные: «хочу быть счастливым». Два уточнения, типичные для подростков: «счастье — это когда тебя понимают».
Еще 15 ответов касаются профессий и обучения в высшей школе: «поступить в институт», «стать инженером», «стать главным инженером», «стать врачом», «стать учительницей начальных классов», «полететь в космос», «выучиться, ездить в экспедиции и командировки», «стать моряком». К этой группе относится и мой собственный ответ (автор анкеты традиционно первым отвечал на нее сам): «стать ученым и открывать тайны природы».
Всего один ответ про деньги (от мальчика, который в нашей среде считался глупым): «успех — это когда ты всё, что хочешь, можешь купить или достать». Пять человек ответили личностно или общественно морально: «стать врачом и помогать людям, спасать их жизни», «успех — это когда ты нужен другим», «быть полезным членом общества», «честно служить Родине и получать от нее награды».
И только двое написали про семью: «главный успех — это найти свою любовь, свою половину» и «счастливо выйти замуж и всю жизнь прожить с любимым человеком».
Волосы повсюду
Еще один признак взросления — появление волос там, где раньше их не было. Прозрачный пушок на руках и ногах становится гуще и темнее, волосы появляются под мышками и на лобке. Это хорошо, ведь у волос на теле много важных функций: они охлаждают тело в жару, задерживая на себе пот, согревают, когда холодно. Еще они защищают наиболее чувствительные части тела.
У мальчиков волосы также начинают расти внизу живота, на груди, иногда на плечах и спине. В 12-13 лет начинают расти усы, затем бакенбарды и борода. Цвет и количество волос определяются генами, и повлиять на них нельзя.
Некоторые женщины предпочитают избавляться от волос на теле с помощью бритвы или воска, но это решение принимается индивидуально. Юноши также принимают решение — брить бороду и усы или нет. Некоторым нравится гладкая кожа, другие предпочитают оставить растительность на лице.
Важно помнить, что волосы быстро отрастают обратно, поэтому рано или поздно придется брить лицо каждый день
Подростковая сепарация
Как правило, подрастающее поколение хочет отделения от взрослых. Обычно процесс происходит к 12 годам. Подробнее о подростковой сепарации читайте здесь. До этого возраста ребенок «зеркалит» учителей, родителей и других наставников, ориентируясь на их реакции и эмоции. Но после этого наступает время бить зеркала внешнего мира и пробовать понять самого себя.
Для удачной реализации данного этапа взросления необходимо максимальное удаление от предыдущих авторитетов. Родителям сложно осознать, что в глазах детей они утрачивают уважение и авторитет и становятся отвергнутыми
Но любовь ребенка не ушла, и это важно помнить. Вернуть подростка проще, если не удерживать его силой и быть готовым к возвращению
Обычно проблема между взрослыми и детьми вырастает на почве отличающихся возрастных задач. Но разные люди созданы для оказания помощи друг другу. Тинейджеры могут дать свежий взгляд на события, а мама и папа — внутреннюю силу и тыл.
Психологи утверждают, что сверстники не способны передавать жизненный опыт. Если они и делают что-либо вместе, то лишь для решения собственных проблем. Часто в шумных компаниях молодые люди бывают совершенно одиноки и недопоняты. Подросток остро нуждается во взрослом, который будет его безусловно любить и давать поддержку.
Кто такой Энрике Иглесиас?
В 2017 году стартовала национальная телевизионная премия «Дай Пять!». Это первая в истории российского шоу-бизнеса попытка разобраться в пристрастиях поколения Z. Чтобы узнать, кого обожает современная молодежь, организаторы провели анкетирование школьников и учеников творческих мастерских от 7 до 16 лет. Вслед за этим экспертный совет из 30 авторитетных деятелей культуры сформировал номинации — и началось всероссийское голосование. Прямо сейчас ребята из столицы и российских регионов отдают свой голос любимым музыкантам, артистам, спортсменам, телеведущим и блогерам.
Реклама — это слепок с общества. Когда люди встают на защиту собственных прав, в роликах появляются представители меньшинств, молодые люди ходят на каблуках, а девушки не стесняются пышных форм.
Развиваются технологии? Вам предложат сотню видео с использованием шлема виртуальной реальности и еще одну сотню, написанных искусственным интеллектом. Однако правильный подход не удается найти только к поколению Z.
На что тратят школьники карманные деньги?
По данным исследовательской компании Comcon Ipsos, в 2016 году основные расходы пришлись на сладости, напитки, чипсы и прочие снэки. Дети сами принимают решение о покупке, сами идут в магазин и сами расплачиваются на кассе. Кажется, бренды, которые заказывают рекламу, об этом не знают.
Ребята, протягивающие карточки для оплаты батончика, еще не родились, когда на экранах впервые появился мистер Бин. Честнее всего об ошибках брендов сказано, как ни странно, самими брендами. Искренность еще в прошлом году стала одним из трендов индустрии. Не зря «Клерасил» выстрелил с кампанией о современных подростках — производитель средства для ухода за кожей просто признался, что не знает о молодежи практически ничего.
Дай пять тинейджарам
Будучи совсем юными, ребята нередко равняются на тех, кому слава приходит малыми силами — лайфстайлеров, звезд телеэкрана и интернета Ольгу Бузову, Ксению Бородину, Максима +100500. Всех тех, кто оседлал волну успеха благодаря развлекательному контенту. В топ также вошли группировка «Ленинград», Григорий Лепс и другие артисты, выступления которых получают отметку 16+ и 18+.
Это не значит, что интересы современных детей ограничиваются узким кругом фаворитов. Всего на премии претендуют более ста громких имен
Важно то, что в номинации «Любимая ведущая» представлена Дарья Златопольская, Марина Александрова борется за звание лучшей актрисы, а Сергей Безруков — лучшего актера. Есть значимая номинация «Любимая звездная семья», где представлены красивые и талантливые пары, которые пропагандируют крепкий семейный союз и семейные ценности
Настоящая битва намечается между анимационными фильмами с большим смыслом и просветительской миссией.
Личные границы
В определенный момент подростки начинают устанавливать личные границы: не хотят переодеваться при посторонних, предпочитают общество сверстников семье, не хотят делиться всеми мыслями с родителями. Это естественно, поэтому нужно обсудить изменения и постараться, чтобы всем было комфортно.
Взрослым часто труднее привыкнуть к переменам, иногда они бывают неделикатны, обсуждая внешность ребенка или по привычке заходя в ванную, пока ребенок хочет уединиться. То же могут делать братья или сестры. Спокойный разговор поможет убрать эти недоразумения.
Книги «Как взрослеют девочки» и «Как взрослеют мальчики» — гид по изменениям тела и настроения, который можно дать ребенку уже в 9-10 лет. Издания откровенно и тактично ответят на самые важные вопросы подростков.
2011-й
Меньше двух лет назад я, разбирая рабочий шкаф, случайно наткнулась на карточки с ответами и поняла, что опять прошло уже больше десяти лет (как летит время!). И что же, все опять поменялось? Месяца три я помнила о своем проснувшемся интересе, опрашивала подростков и делала пометки на обратной стороне тех же карточек.
Всего мною было опрошено 38 человек. Возраст почти тот же — от 13 до 17. Вопрос тот же. Конец 2011-го, начало 2012 года.
Семь человек по-прежнему, несмотря ни на что, хотят стать врачами, учителями и инженерами — я люблю вас, ребята! Десять человек, по-разному это называя, хотят стать чиновниками. Еще девять — певцами, артистами, шоуменами.
Счет в банке тоже присутствует (у пятерых). Двое считают успешными людей, у которых есть свой бизнес. Пятеро хотят стать домохозяйками с детьми, на иждивении мужа. Один хочет жениться на девушке, у которой богатые родители. Семеро считают: успех — это если ты родился в богатой семье, тогда ты всего добьешься.
Одиннадцать человек хотят жить не в России, но никто не рвется именно «валить отсюда», хотят быть «гражданами мира» — тут пожил, там пожил… Трое говорят: «успех — это когда работа не напрягает, а приносит деньги и удовольствие». Две девочки считают, что успех — это встретить настоящую любовь. Один мальчик хочет стать президентом.
А что вы думаете по поводу всего этого? И что такое успех для вас? Менялись ли ваши представления об успехе на протяжении вашей жизни?