Совет четвертый
Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.
На это уйдет немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий. Одна мудрая мама заметила, что в деле воспитания результат мы, как правило, получаем лет на 5 позже, чем ожидаем. Возможны и неожиданности. Например, привычка, казалось бы, прочно укоренившаяся, вдруг пропадает в подростковом возрасте. Психологи утешают: бунт подростка и отказ делать правильно то, что он делал все детство, как раз и показывает, что норму ребенок усвоил. Всю младшую школу мы вместе с сыном собирали ранец заранее, по вечерам, всю среднюю школу он делал это без напоминаний сам, а в десятом классе начал раз за разом откладывать сбор ранца на утро и, конечно, каждое утро впопыхах что-то да забывал. Интересно, всплывет ли хорошая привычка собирать вещи накануне, когда минует возраст ниспровержения родительского авторитета?
Топ-7 рекомендаций специалистов
Собственный пример – самый действенный и главный способ. Подражание заложено в детях природой, особенно притягателен пример родителей. Ребенок копирует не только поведение и привычки, но и образ жизни в целом. Став взрослым, он будет следовать ему и в собственной семье. Формирование полезных навыков несовместимо с негативной реакцией. Добиваясь выполнения определенных действий окриками, принуждением или наказанием, вы получите обратный эффект. Если подобное повторяется регулярно, вряд ли удастся добиться желаемого результата. Самое печальное заключается в том, что даже во взрослом возрасте связанный с негативом в детстве навык будет вызывать отрицание и нежелание его выполнять. С точностью до наоборот: положительные эмоции надолго закрепляют полученный результат, важная привычка становится нормой. Однако не ошибитесь с поощрением – гораздо важнее «бонусных» сладостей одобрение, восхищение успехами, веселое общение. Кстати, к некоторым привычкам легче приучать в форме игры или азартного соревнования. Иногда сложно объяснить ребенку пользу того или иного действия. Следует продумать доступные для его понимания аргументы. Например, невозможно напугать всеядным кариесом или объяснить пользу овощей – все, что может случиться когда-то в будущем, слишком непонятно для малыша, ведь ему не видны сейчас какие-то изменения и не с чем сравнивать. Не спешите, всему свое время. Вырабатывайте полезные привычки постепенно, ненавязчиво, по одной. И только после закрепления каждого навыка можно двигаться дальше. Не требуйте строгого выполнения правил в нестандартных ситуациях. Если малыш заболел или переживает стресс, оставьте все действия на потом. Поблажку можно сделать и в период значимых событий. Вполне возможно, что ставшее привычным действие не вызовет протеста и ребенок автоматически его выполнит. Но отработку новых навыков лучше отложить до более подходящего для этого времени. Последняя и очень важная рекомендация: не уставайте хвалить свое чадо, вне зависимости от его возраста. Каждое маленькое достижение не должно оставаться без внимания
Не важно, приучаете ли вы его к здоровому питанию или к выполнению домашних обязанностей – любые действия, не вошедшие пока в привычку, требуют от ребенка определенных усилий. Не критикуйте неудачи, поощряйте инициативу, цените старания, и все обязательно получится!
Выразите Свою Реакцию
Совет второй
Кстати |
---|
Вредные привычки, которые мы иногда наблюдаем у детей: кто-то грызет ногти, кто-то сосет палец или постоянно ковыряет в носу, врачи называют привычными патологическими действиями. Они доставляют ребенку удовольствие, когда жизнь скучна и других радостей нет. Борьба с этими привычками – это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом. |
Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Одна воспитательница вальдорфского детского сада рассказала в Интернете, как она приучала детей мыть руки. Утром дети приходили в детский сад не одновременно, а один за другим, с некоторым интервалом. Это дало ей возможность каждого малыша сразу отводить в умывальник и мыть там с ним руки. И при этом они пели веселую песенку, чтобы занятие было приятным. Если ребенок не видит, как вы сами, придя с работы, моете руки, как вы утром чистите зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если вы постоянно ему о них напоминаете.
Побочные эффекты
После проведения вакцинации возможны следующие побочные эффекты:
- Повышение температуры тела.
- Аллергические реакции.
- Отек, припухлость, покраснение в месте инъекции.
- Нарушение общего состояния: потеря аппетита, капризность, сонливость и т.д.
- Проявления, подобные заболеваниям, от которых была сделана прививка (например, появление сыпи при вакцинации от краснухи).
- Судороги без повышения температуры.
Побочные эффекты, не ухудшающие состояние ребенка, не представляющие угрозы для его жизни и здоровья, считаются допустимой реакцией на прививку, ведь организм должен реагировать на введение чужеродных агентов. Такие проявления требуют только симптоматической терапии (Парацетамол при температуре выше 38 градусов, компресс с магнезией, если есть болезненность и припухлость в зоне инъекции). Обо всех реакциях следует сообщать врачу. Аллергия – это основное, что может послужить для медотвода от прививок.
Виктория Дружикина
Невролог, Терапевт
Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.
1. С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
2. Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
3. Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие
Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование
4. Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день. Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
5. Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
6. Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
7. Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.
При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.
Анастасия Вялых
Больше общаться вживую, меньше времени проводить с телефоном
Будьте уверены, ребенок уже заметил, что взрослые тратят много времени на свои телефоны. И он хочет быть таким же, как вы. Но яркие картинки, возникающие от прикосновения пальцев, возбуждают систему вознаграждения в мозге малыша. Это опасно тем, что кроха предпочтет играть, а не взаимодействовать с реальным миром. Ниже — несколько важных мыслей об этом.
- Держите телефон вне поля зрения ребенка. Покажите пример здорового обращения с телефоном. Находясь в компании малыша, сократите зависание в соцсетях и телефонные разговоры.
- Скажите «нет». Если вы даете ребенку телефон в качестве утешительной «пустышки», когда ему скучно, то он не научится самостоятельно справляться со скукой. Например, используя воображение или проявляя любопытство.
- Покажите ребенку, что вокруг много интересного. Разговаривайте с малышом, играйте с ним, лепите из пластилина, гуляйте, читайте книги.
Источник
Не заблуждайтесь, что телефон способствует развитию ребенка. Нет никаких научных доказательств, что использование телефонных приложений в раннем возрасте улучшает познавательные способности малыша. Напротив, многие исследования подтверждают, что недостаток взаимодействия со взрослыми на этом этапе приводит к речевому и поведенческому отставанию.
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Чек-лист: как привить ребёнку финансовые привычки
- Объясните ребёнку, что такое деньги и как ими пользоваться с помощью мультиков, книг и игр про деньги.
- Расскажите про рациональное потребление. Например, предложите продать старые ненужные игрушки, а вместо них купить новые и нужные.
- Создайте условия для формирования привычек. Например, если вы даете на карманные расходы, но ребенок потратил деньги раньше положенного — проявите стойкость. Тогда ребенок научится копить, расставлять приоритеты и грамотно распределять сумму на нужный срок.
- Дайте ребёнку больше самостоятельности, пусть он сам распоряжается деньгами как ему хочется. Чтобы деньги не потерялись — заведите детскую банковскую карту и привяжите к телефону.
На правах рекламы. АО ЮниКредит Банк. Генеральная лицензия №1 Банка России.
Создайте условия для формирования новых привычек
Сергей, веб-разработчик, папа 7-летней Даши
«Моя дочь получает каждую неделю по 500 ₽, но тратит их в первый же день на ерунду: жвачки, конфеты, мелкие игрушки. Накопить на желаемые вещи у дочери не хватает терпения, снова бежит ко мне с просьбами».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской финансовой грамотности:
«Некоторые дети в 7 лет способны планировать и копить, некоторые — нет. Как правило, самоконтроль формируется к 4 годам, но навык появляется позже — когда ребёнок повторит одно действие несколько раз, сформирует привычку. Чтобы появилась привычка, недостаточно детских усилий, нужны условия.
Например, девочка хочет роликовые коньки, но все деньги потратила на конфеты. Если папа не уступит и не купит ролики, девочке придётся либо отказаться от мечты, либо копить — это и есть условия для формирования новой привычки накопления. Если папа уступит и купит ролики, то и стараться незачем».
От редакции
Покажите наглядно, к какой цели можно прийти, если откладывать. Распечатайте изображение конфет и роликов, подпишите цену и дату, когда и что он сможет купить. Например, сейчас на 500 ₽ можно купить килограмм конфет, а если копить 6 недель — роликовые коньки. Ребёнок должен сам решить, что ему важнее, а родитель — уважать выбор и проявить стойкость.
Как внедрять новые привычки в жизнь при помощи трекера?
Для успешного планирования и внедрения новых привычек нужны специальные инструменты. Предлагаем вам попробовать трекеры. Они помогают быстрее перейти от слов к делу. Это как со списком задач в ежедневнике. Когда вы пишете его, вам проще планировать, выполнять и отслеживать прогресс.
Что же такое трекер привычек?
Это таблица, состоящая из мини-шагов, которые ребенок выполняет ежедневно. Преимущества трекера привычек в том, что ребенок может выполнять свои ежедневные дела без вашего напоминания и одновременно учиться планированию.
⠀
Лайфхак! Хотите, чтобы ребенок стал пользоваться трекером – подайте пример. Сделайте свой трекер и пользуйтесь им ежедневно. Кроме того, такой подход зарядит всех домочадцев общей идеей самосовершенствования и поможет сплотить семью в непростое время.
Как сделать?
Напишите на отдельном листе, какие привычки и качества вы хотите привить ребенку. Например:
⠀
Затем продумайте правила!
⠀
Например:
- Каждые 3–4 дня добавляем по одной новой привычке, продолжая работать над предыдущими.
- Каждый день, выполняя задачу, например, самостоятельная уборка игрушек, ребенок ставит напротив нее галочку или крестик.
- Придумайте награду за количество галочек. От 4 отметок в неделю напротив задачи в трекере – награда положена, менее 4 – нет. От 25 галочек за 30 дней – право получить суперприз на выбор и т.п.
- Делайте послабления. Например, можно не выполнять зарядку в выходные или пропустить любой другой день на неделе, но при условии, что задачи будут выполнены потом.
- Подводите итоги, и празднуйте достижения. Благодаря ежедневным тренировкам ребенок научился стоять на голове? Хорошо! Закрасьте этот день красным цветом в трекере и в календаре, сказав, что теперь у вас появился еще один повод для праздника.
Делайте прививки вовремя
Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.
Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет. Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови. В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.
Расскажите, что такое деньги и для чего они нужны
Ирина, менеджер по продажам, мама пятилетнего Артёма
«Артёму 5 лет, и у него много желаний — всё, что увидит — всё хочет и очень расстраивается, если этого не получает. Я постоянно объясняю, что деньги достаются тяжело, в первую очередь нужно закрыть базовые потребности, а потом тратить на развлечения. Но каждый раз, когда мы попадаем в магазин — всё начинается заново».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской финансовой грамотности:
«В 5 лет ребёнок может не осознавать ценности труда и не несёт ответственность за семейные расходы. Но начинать объяснять, что такое деньги и как они работают, уже пора. Начните с игр, чтения книг и просмотров мультиков про деньги.
Например, у Смешариков есть серия “Золотое яблоко” про планирование расходов. В книжке “Приключения Нодди в игрушечном городе” Энид Блайтон герой узнаёт, что такое деньги, и учится их зарабатывать. А в игре в магазин малыш почувствует себя в роли покупателя, научится различать деньги по номиналу и начнёт осваивать счёт».
От редакции
Учитывайте возраст ребёнка и объясняйте на понятном ему языке. В 10 лет дети уже могут считать, копить, делать покупки в магазине и понимают, откуда берутся деньги. В 3 года деньги — это бумажки, за них в магазине дают игрушки.
Вот книги и мультфильмы, которые помогут объяснить детям любого возраста, что такое деньги, как ими управлять, пользоваться банковскими картами и не нарваться на мошенников:
Сколько лет |
Что почитать |
Что посмотреть |
3–5 |
«Приключения Нодди в игрушечном городе» Э. Блайтон |
«Азбука финансовой грамотности» от Смешариков Серии Фиксиков с тегом «Деньги» Три кота «Поход в магазин» |
6–8 |
«Пёс по имени Мани» Ш. Бодо «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» Т.П. Воронина «Сказ про то, как Иван царство спас» Ю. Орлова |
|
8–10 |
«Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский, И. Агрон «Деньги и бизнес для детей» Д.В. Васин «Лесная биржа» Э. Матвеев |
Серии Пин-Код «Со свистом», «Триндоскоп со скидкой», «Нажмите “Ввод”» |
10 и старше |
«Основы денежного мира, или Хочу стать инвестором» И. Якименко |
Сериал «Сказка о деньгах» Сериал «Моя семья и другие проблемы» |
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.
По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты
Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.
Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.
Это интересно: Ребенок научится понимать время и определять его по часам по этим методам