Что делать с невзаимной любовью?
1. Постарайтесь понять, какая истинная причина разрыва. Интересы подростков могут меняться непредсказуемым образом и то, что вчера казалось настоящим чувством, сегодня может и показаться чем-то ненужным и неинтересным.
Поэтому стоит проанализировать свои ошибки и постараться не повторять их в следующий раз. В этом могут помочь книги, фильмы, анализ ситуаций, которые произошли с другими, знакомыми вам людьми.
- Что делать, когда отношения исчерпали себя
- Как отомстить бывшему и стоит ли это делать?
2. Несчастная любовь сегодня – не приговор. Если вам сегодня ответили «нет», спустя некоторое время ответ будет «да». Помните, что ваши эмоции, проблемы, круг общения и чувства могут тоже измениться и то, что кажется сегодня трагедией, спустя некоторое время вы будете воспринимать, как важный жизненный урок.
Главное, не паниковать, так как любовь в подростковом возрасте крайне редко бывает счастливой и длительной.
3. Учитывайте интересы другого человека. Скорее всего, любимый ничего не знал о ваших чувствах, как и вы не знали его интересы. Именно по этой причине случился разрыв с ним.
В следующий раз постарайтесь учитывать не только свои интересы, подружиться с любимым, узнать его интересы и склонности, прежде, чем начинать строить любовные отношения.
4. В разрыве виноваты не только вы. Часто мнительные и неопытные подростки считают виноватыми только себя, реже – любимого. На самом деле подросткам бывает трудно понять, что в разрыве не всегда кто-то виноват.
Часто бывает, что после подросткового возраста во взрослой жизни начинают нравиться друг другу те, кто учился вместе и не обращал друг на друга никакого внимания и наоборот. Школьные парочки, от которых все ждали пышной свадьбы, с годами становятся совершенно чужими друг для друга людьми.
5. А любовь ли это? Подростки часто могут принимать за любовь влюблённость, влечение или просто симпатию к человеку. Понять, что за чувство они испытывали на самом деле, помогут годы и опыт.
Поэтому, чтобы пережить несчастливую любовь, нужно смотреть фильмы, развивать в себе наблюдательность и интуицию, читать хорошую литературу, в которой авторы описывают ситуации, похожие на вашу. Тогда вам станет многое понятно в поведении и вам проще будет вернуть или забыть любимого человека.
6. Повышайте планку. Подросток обязательно должен хорошо одеваться, ухаживать за собой, развивать в себе общительность, чувство юмора и понимание других людей. Это в дальнейшем поможет спасти себя от многих болезненных моментов и обид.
7. Постарайтесь сохранить дружеские отношения с любимым человеком, если это возможно. Это может быть возможно, если он не знает о ваших чувствах.
Если же вы раньше встречались, можно спокойно и с юмором сказать, что вы осознали свои ошибки, ни на что не претендуете, но, если она не против, можете остаться друзьями.
Такие отношения позволят вам не только понять причину разрыва, но и сохранить отношения. Возможно, что со временем вы будете вместе, просто нужно терпеливо подождать, или ваши пути разойдутся.
В каких случаях необходимо обращаться за помощью психолога, психотерапевта?
- если Вы наблюдаете в течении длительного времени подавленность, грусть, изоляцию, плаксивость, если старые увлечения перестали интересовать, а новых не появилось, резко снизился аппетит, замечаете проблемы со сном;
- если Вы замечаете очень резкие колебания настроения от чрезмерной раздражительности до столь же избыточной, немотивированной веселости, если подобные колебания характерны и для его состояния – от пассивности, вялости, истощения до бурной неуемной активности;
- если Вы ловите себя на том, что не можете спокойно и дружелюбно реагировать на эмоциональные проявления Вашего ребенка, если Вас постоянно раздражают, обижают, задевают его слова и поступки.
ИСТОРИЯ
На консультацию пришла мама с девочкой-подростком. Жалуется: дочь меня доводит до слез, ведет себя ужасно, никакого сладу с ней нет, объясните ей, что так нельзя. Девочка держится отстраненно и слегка пренебрежительно отвечает матери. В ходе беседы выяснилось, что есть еще младший ребенок, очень болезненный, уход за которым отнимает все время и силы мамы. Она чувствует себя виноватой перед дочерью. Это чувство мешает ей поддерживать теплые отношения с девочкой и лишает возможности защищать себя, когда дочь пользуется ее уязвимостью. Здесь больше необходима помощь маме и уже потом семейные сессии вместе с подростком.
Почему потеря первой любви так болезненна?
Разрыв взаимоотношений с другом (подругой) подростками переживается по-разному. Это зависит от его характера, темперамента, пола. Юноши стремятся не подать вида, переживая все в себе, но становясь замкнутыми, неразговорчивыми. Девочки подвержены более сильным эмоциям, свое горе они выражают безутешными слезами, часто слушая при этом печальную музыку. Многие из них делятся переживаниями с подругой.
Очень часто разрыв отношений вызывает у тинейджера сильную душевную боль, отчаяние, смятение. Причины этого кроются в том, что характер ребенка находится в стадии формирования. Идет бурная гормональная перестройка его организма, что проявляется частыми перепадами настроений. А расставание с любимым потрясает и без того неустойчивую психику.
Подростки в таких ситуациях склонны копаться в себе, ища причину разрыва отношений в своих недостатках. На самом деле, инициатор разрыва и сам толком не знает, почему это произошло, не может понять, куда делись его чувства к партнеру. Ведь в этом возрасте они подвержены частой и резкой смене, как и настроения.
После разрыва подросткам приходится пройти ряд периодов переживания его:
- отрицание — обвинение партнера, себя, неверие в безвозвратность расставания;
- гнев и беспокойство. Чтобы снять напряжение, лучше всего перенести злость ребенка на подушки. Можно бить их руками либо скалкой, выговаривая при этом все, что накипело на душе. Хороший эффект приносит также стрельба в тире, битье спортивного снаряда-груши;
- депрессия — уход в себя, потеря интереса к жизни, чувство беспомощности и т.п. На этой стадии нужна помощь близких, психолога, чтобы сократить ее до минимума и избежать попытки суицида. Известно, что половина самоубийств юношей и молодых девушек происходит именно из-за несчастной любви;
- самокопание — попытки анализа произошедшего, желание пожаловаться кому-то из близких на происшедшее. Это уже переломная стадия переживания, когда полезен разговор с близкими о предмете любви с целью объективной его оценки. Пусть ребенок выговорится, как может, не сдерживая слез, гнева и т.п.;
- принятие ситуации – «отпустить ее от себя». Пессимизм во взгляде на будущее сменяется надеждой;
- возврат к жизни — повышение самооценки, поиск новых занятий и увлечений.
Самая важная стадия процесса — принятие. Но наступает она после всех других эмоций. Временные рамки ее прихода отсутствуют. Этот процесс сугубо индивидуален. Во многом ускорение его наступления зависит от помощи более опытных в жизненных ситуациях родителей либо друзей.
Вопросы для самопроверки
- Возможно ли, что ты сама подала повод для разрыва отношений?
- Что ты сделала не так?
- Что бы ты изменила, будь это возможно?
- Чему тебя научили эти отношения?
- Что ты изменишь в своем поведении, когда начнешь с кем-то встречаться?
Сигналы, после которых вы ищите помощь незамедлительно
Заметив эти сигналы, примите помощь психолога или психиатра. В самое ближайшее время.
Ребенок попытался навредить себе
Не важно, как выглядела попытка. Если он сделал первые шаги — шансы завершенного суицида возрастают. Ребенок выработал план
Решил, как, когда он убьет себя, установил испытательный срок. Вы обнаружили следы подготовки — дневники, переписку, материалы по способам лишения жизни, поиск необходимого в интернете. Ребенок потерял интерес к жизни — не общается с друзьями, дарит свои вещи, находится в состоянии безнадежности. Заигрывает со смертью, романтизируя ее — интересуется сайтами, видео, кино о смерти и самоубийстве. Резко изменился в поведении, настроении, привычках. Спал много — теперь не спит. Ел с аппетитом — ничего не ест. Был застенчив -ведет себя вызывающе. Пережил личную или семейную трагедию — потерял близкого или друга, безответно влюбился, остро переживает развод родителей.
Смиритесь: он уже вырос
Потребуется время, чтобы свыкнуться с мыслью, что ваш мальчик или девочка выросли и пытаются выйти из-под родительской опеки. Это влечет за собой сразу несколько страхов.
Во-первых, страх за ребенка. Куда он такой — маленький, глупый, неопытный? Мы-то лучше знаем жизнь, надо заставить его слушаться, окутать заботой еще на несколько лет, чтобы уж потом он вышел в мир по-настоящему взрослым, умным и устойчивым.
Во-вторых, страх за себя. А чем же я теперь буду заниматься?.. Особенно тяжело смириться с взрослением чада тем, кто “жил ради детей”. Ведь отделение ребенка угрожает самому смыслу их жизни. Как жить дальше в “пустом гнезде” и без уютной родительской роли?
Эти страхи работают против ребенка и против родителя. Ребенок никогда не повзрослеет по-настоящему без собственного жизненного опыта. Развить волю, интерес к жизни и уверенность в себе он может только путем проб и ошибок. А для этого ему нужно расширить свое личное пространство, иметь свои взаимоотношения с друзьями, иметь свое мнение, секреты, провалы и победы. Это путь, полный риска, но по-другому нельзя. И жесткий контроль со стороны мамы или папы — это худшее, что может быть в подростковый период.
Психологи дают важный (и может быть, главный) совет родителям подростка: больше заниматься собой и своей жизнью. Ребенок уже не требует постоянного ухода — и хорошо! Теперь у вас больше свободного времени, больше возможностей заняться любимым делом и что-то поменять, реализовать отложенные планы, научиться новому… Когда в жизни есть интересные дела, встречи, проекты — “пустое гнездо” перестает пугать. Подростковый период — это переходное время и для взрослого. Нужно научиться жить иначе, чтобы новая жизнь была радостной и наполненной. А там, глядишь, и детка остепенится, можно будет общаться на новом уровне, без давления и борьбы.
I Что делать?
Успокоиться
Понять, что это нормально. Переходный возраст – самое время пробовать на вкус «взрослые чувства». Есть мнение психологов, что лучше любить безответно, чем вообще не любить. В этом и есть смысл любви: отдавать, не ожидая чего-то взамен.
Но поскольку тинейджер испытывает это впервые, он очень остро все воспринимает. Бывает, сама по себе любовь, даже неразделенная, окрыляет. Но бывает, подросток действительно страдает и мучается. И надо ему помочь.
Отнестись с пониманием
Дайте взрослеющему ребенку понять, что вы интересуетесь его жизнью и вы рядом. Не обесценивайте его чувства словами «ой, у тебя таких еще будет!!», «нашла в кого влюбиться», «не занимайся ерундой, пойди лучше учи уроки».
Так вы ничего не исправите, мало того, ребенок замкнется в себе и перестанет делиться своими делами и переживаниями. И если его жизнь для вас станет тайной, страдать от этого будете, в первую очередь, вы сами.
Вспомнить себя в этом возрасте
Какой была ваша собственная первая любовь? Была ли она взаимной? Как вы, будучи подростком, это пережили и какие воспоминания остались? Поделитесь этим с ребенком. Это очень вас сблизит. Возможно, он попросит у вас совета, как ему поступить в данной ситуации. Либо выслушает и сам сделает выводы.
В любом случае, не стоит ему ничего навязывать, дайте ему возможность просто пережить это, самостоятельно набраться опыта. При этом дайте понять, что вы рядом, и если понадобится помощь – всегда к услугам.
Быть рядом
Сейчас чаду нужно как можно больше вашей любви и внимания, эмоционального тепла. Дайте ему все это. Проводите с ним больше времени вместе, разговаривайте (не обязательно на темы любви, болтайте обо всем на свете, мечтайте вместе, стройте планы), ходите на шопинг, на прогулки вместе, возьмите билет в кино.
Если видите, что чувства не дают ему покоя, мягко предложите рассмотреть эту ситуацию с другой стороны: скажите, что первая любовь – все равно прекрасное чувство, и этим даже можно гордиться.
Может, стоит сделать первый шаг по отношению к предмету любви? Скажите, что можно любить безусловно, не пересекаясь с героем своих грез. Любовь может быть безусловной и просто жить в сердце.
Обратиться к искусству
Книги о первой любви, которые придут вам на ум или которые вы найдете в сети – предложите прочесть своему юному Ромео или Джульетте. Например, «Дикая собака Динго» Фраермана, и «Динка» Л.Осеевой, «Вам и не снилось» Г.Щербаковой, «Два капитана» Катаева, вампирская сага «Сумерки» С. Майер и др.
Кино о любви подростков также в избытке в интернете. Во-первых, это отвлечет от переживаний, во-вторых, поможет все пережить, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Да и досуг будет полезным.
Два шага вперед — один назад
Ребенок развивается, минуя череду кризисов. После каждого кризиса он готов все дальше уходить в мир и все меньше нуждается в родителях. Но если что-то идет не так, если ребенок не справляется с жизнью, он может немного вернуться назад — на прошлую стадию развития, чтобы прийти в себя рядом с источником любви и заботы — рядом с мамой, папой, бабушкой. Годовалый кроха просится на ручки, как грудничок, первоклашка влезает на колени, десятилетка берет нас за руку.
Подросток тоже может немного “впасть в детство”, или “регрессировать”, как говорят психологи. Если он в стрессе, переживает неудачу, то может начать вести себя, как маленький. Приходить к нам пить чай с конфетами (хотя давно предпочитает отсиживаться в своей комнате), просить посмотреть вместе мультик и даже валяться в родительской кровати, как когда-то. Это просто может означать, что ему нужно больше защиты и заботы, что у него сейчас сложный период, и нужно побыть рядом. Он напитается нашим теплом, успокоится — и снова пойдет вперед.
“Детям нужно давать теплыми руками”
Нужно понимать, что подростковый возраст — это время ограничений и для ребенка, который рвется “наружу”, и для родителя, который вынужден иметь с этим дело. В природном мире подростки-слоны или подростки-волчата уже очень мало зависят от своих родителей. В человеческих обществах в течение тысяч лет юноша в 13-16 лет уже мог стать воином, торговцем, мореходом, охотником, а девушка пряла или вышивала наравне со старшими и готовилась в жены. Наши дети вынуждены сидеть “у юбки” дополнительные несколько лет. Очень непросто смирять себя, откладывать подвиги на будущее и быть благоразумным.
Общество сегодня устроено так, что мы вынуждены длить зависимость детей от нас и преодолевать конфликты. Но посмотрите: маленьких детей мы и контролируем, и балуем. Что же остается подростку? — один холодный контроль. Немудрено, что отношения рушатся, ибо зачем детям такая неприятная связь. Поэтому если приходится искусственно задерживать отпрыска в детстве, то нужно сохранить хотя бы часть плюсов детства. Есть выражение: “Детям нужно давать теплыми руками”, — сердечно, с любовью, даже если эти дети уже выросли. Погладьте иногда по голове, принесите к чаю его любимые печеньки, погуляйте вместе, поболтайте-посмейтесь. Тогда проживать пубертат и юность в одном гнезде станет радостнее и проще.
Любовь, уважение, терпение и юмор — все это поможет вам аккуратно и тепло прожить сложный для семьи период. Однажды пубертат тоже закончится, и пусть ваши отношения с ребенком за это время наполнятся глубиной и взаимной благодарностью.
Что почитать:
Людмила Петрановская “Привязанность. Тайная опора в жизни ребенка”.
Людмила Петрановская “Если с ребенком трудно”.
Дэниел Сигел “Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком” (другое название “Растущий мозг”).
Франсуаза Дольто “На стороне подростка”.
Нелли Литвак “Наши хорошие подростки”.