6 типов агрессивных детей
По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.
- Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
- Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
- Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
- Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
- Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
- Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.
Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.
Что означает агрессия ребенка в разном возрасте
3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.
Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».
Елки-палки или пропади — пропадом
После двух лет, когда речь становится для ребенка средством общения, появляются
и другие средства, помимо физических действий, для выражения обиды, гнева,
беспомощности. Это так называемая вербальная агрессия: дети могут использовать
бранные слова, дразнилки. Обычно дети повторяют ругательства вслед за взрослыми,
не всегда понимая их значение, но, улавливая ту эмоциональную нагрузку, которую
они несут. Вербализация агрессии хорошая альтернатива драке, сломанным игрушкам
и прочим разрушениям. Но нужно найти замену бранным и обидным для окружающих
словам. В качестве разрядки можно предложить ребенку с чувством произнести: «Елки-палки!» или «Ух
как я злюсь!» В отличии от физической, вербальную агрессию невозможно
предотвратить. Взрослому почти всегда приходится действовать, когда словесное «нападение» уже
совершено. Попытайтесь понять, какие чувства и переживания вызвали у ребенка
такую реакцию и постарайтесь озвучить их. Иногда можно превратить ругань
в комическую перепалку, что позволит снять напряжение. Но надо учитывать
насколько ребенок разгневан, и способен ли он в этот момент воспринять Ваше
желание превратить ссору в шутку, а не посмеяться над ним.
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция
Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим
Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами
Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.
Что делать?
Для малыша негативная реакция на возникающие запреты и ограничения вполне
естественна. Ребенок не в состоянии сразу адаптироваться к ситуации, в которой
некоторые его потребности не удовлетворяются, например, из соображений безопасности,
либо удовлетворяются с отсрочкой: «Папа не может сейчас с тобой поиграть,
он ужинает, подожди немного»
В первый год жизни большинство мам стараются «улавливать» и
незамедлительно удовлетворять все нужды младенца, поэтому защитные механизмы,
позволяющие ему выдерживать напряжение и неудовольствие, связанное с ограничениями
и запретами, закономерно появляющимися по мере взросления, пока не сформированы.
Но, чтобы уберечь ребенка от чрезмерного неудовольствия, не стоит идти по
пути потакания и вседозволенности, последствия подобной тактики весьма плачевны.
Важно примириться с тем, что порой мы, родители, вызываем у ребенка негативные
чувства, но мы же можем помочь ему с ними справиться. Первым шагом на этом
пути может стать попытка сдержать агрессивные порывы непосредственно перед
их появлением
В отношении физической агрессии можно применить следующую
тактику: возьмите ребенка на руки, крепко прижмите к себе, и произнесите
примерно следующее: «Ты на меня сейчас сердишься, потому что я не разрешила
тебе то-то». Держите малыша на руках до тех пор, пока он не успокоится.
Не стоит произносить в это время никаких воспитательных текстов, он их не
воспримет. Чем менее интенсивная и длительная будет реакция ребенка на ситуацию
неудовольствия, тем легче он адаптируется к подобным ситуациям. Также, чтобы
снизить уровень агрессии надо создать условия для интенсивного выхода физической
активности малыша. Нужно позволить ребенку много бегать, прыгать, громко
кричать. Оказывается именно бег и командные игры, например футбол, способствуют
наибольшему выплеску агрессии, вопреки распространенному мнению, что агрессивному
ребенку надо непременно заниматься боксом или борьбой.
Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность:
не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости
от своего настроения
Система ограничений и запретов должна быть четкой и
стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере
взросления малыша требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать.
Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями малыша и старыми
ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы
может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии.
Причины детской агрессии
Нет простого объяснения, почему иногда ребенок очень агрессивный. Тем не менее, есть факторы, которые увеличивают вероятность агрессивного поведения. Их можно объединить в 4 ключевые причины – семейные, личные, внешние и характерологические.
- Семейные причины детской агрессии
- равнодушие, холодность и неприятие со стороны родителей
- чрезмерная или, наоборот, слишком мягкая дисциплина в семье
- семейная нестабильность и частые конфликты между родителями
- пренебрежение и отсутствие внимания к ребенку
- злоупотребление родителями психоактивными веществами
Личные причины детской агрессии
- плохое самочувствие и переутомление
- задержка психического развития
- внушенное ребенку чувство вины
- отсутствие уверенности в личной безопасности
Внешние причины
- проживание в неблагоприятных и социально неблагополучных условиях
- общение со сверстниками, которые ведут себя агрессивно
- употребление некоторых продуктов питания (шоколад, газировка, чипсы)
- чрезмерный просмотр телевизора
- воздействия жары, тесноты и шума
Характерологические причины
- особенности темперамента (холерик)
- повышенная обидчивость, раздражительность
- эмоциональная неустойчивость и сниженные способности контроля эмоций
- акцентуации характера и псхопатии (эпилептоид, циклоид)
Проявления детской агрессии
В разном возрасте детская агрессия проявляется по своему, но в не выраженных своих формах свидетельствует о переходных этапах развития.
- до 1 года – проголодавшийся малыш кричит и сердится
- в 1 год – разозлившийя ребенок может ударить мать
- в 1,5 года –может кричать до исступления так, что родители не понимают, что с ним
- в 2 года – может ударить по голове игрушечной лопаткой
При нормальном развитии ребенок перерастает указанные проявления и к 3 годам у него появляется знание правил и понимание необходимости сдерживаться, хотя не исключаются словесные выпады и перепалки.
Как вести себя родителям с агрессивным ребенком
Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребенка, затем попробуйте установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих. Старайтесь чаще говорить ребенку о том, что вы его любите, примите вашего ребенка со всеми его недостатками. Обсуждайте с ребенком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вред другим. Когда ребенок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.
Методы снижения агрессии у детей
- займитесь арт-терапией — предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
- займитесь сказкотерапией — читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
- займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
- чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.