Разновидности психологической сепарации
- Чувственная сепарация. Опирается на эмоции ребенка (подростка). Дети делают свой выбор независимо от мнения родителей. Эмоции не лучший помощник в решении своих проблем. Если суждение принято под наплывом чувств, большая вероятность, что оно не будет успешным. Допустим, мать запрещает дочке дружить с соседским мальчиком под предлогом, что у него плохая семья. Вполне возможно, что родительница права, у нее большой жизненный опыт, знает, что говорит. Но девочка противится такому запрету и назло маме продолжает общаться с мальчишкой. На чувственной волне она отдаляется от матери, а это может привести к негативным последствиям. Допустим, парень покуривает травку, приучает к ней девушку. Итог такой чувственной сепарации налицо.
- Нравственная (ценностная) сепарация. Чаще проявляется в подростковом возрасте. Связана со взглядом на мир. Когда суждение подростка существенно отличается от мнения родителей. Сын (дочь) открыто отстаивает свое воззрение и не боится противоречить предкам. Допустим, им не нравится, что папа и мама живут замкнуто, не приглашают к себе знакомых. А мотивируют это тем, что нынче все дорого, расходы на стол для гостей будут большими, лучше эти деньги потратить на семью. Дети считают, что этакое скопидомство не красит взрослых, они, когда вырастут, такими никогда не станут. Это один из нюансов такой ценностной сепарации. Отходя от взглядов родителей, подростки приобретают свое собственное мнение.
- Практическая (функциональная) сепарация. Когда ребенок в состоянии позаботиться о себе. Независимо от того, рядом родители или нет. Допустим, мать и отец на работе, а приготовленной еды в холодильнике не оказалось. Это не смущает дитя, оно само готовит пищу и даже может постирать свою одежду. Такая высокая степень самодостаточности свидетельствует, что ребенок готов к самостоятельной жизни, он мало зависит от родителей.
- Сепарация, возникающая в ходе разногласий. Когда разномыслие детей и родителей ведет к конфликту в семье. И никто не считает себя виновным. Если у кого-то из конфликтующих, допустим, матери или ребенка, появляется чувство вины, ссора сглаживается, о разрыве отношений речь не идет. Когда же такого ощущения не возникает, ссора перерастает во вражду. Если подросток еще не вполне самостоятельный, он, протестуя, может уйти из семьи, но потом возвращается (часто приводит полиция). Самостоятельный молодой человек нередко окончательно порывает отношения с родителями. Таков неутешительный результат дает конфликтная сепарация.
Важно знать! Психологическое отделение от родителей — это не простая последовательная смена этапов в развитии ребенка, регулируемая его психофизическими данными. Процессом этим должны управлять родители
Если они не справились с такой своей родительской «ношей», их ожидает безрадостная старость.
Проблемы поэтапной сепарации
- Трудные роды. Когда после рождения ребенка у женщины наступает послеродовой психоз или депрессия. Такое тяжелое психическое состояние сопровождается неадекватным поведением. Молодая мать равнодушна к дитяти, или у нее неестественная тревога, что с ним все плохо. А она ничего не может сделать, боится взять на себя ответственность за его жизнь. Даже может оставить малыша в роддоме. В этом случае психологи говорят о нарушении аттачмента (привязанности к ребенку). Вполне естественно, когда такая женщина все же воспитывает дитя, психическое развитие его не будет полноценным. Это обязательно скажется на процессе сепарации. Она не будет успешной. Став взрослым, такое чадо не сумеет адаптироваться ко взрослой жизни, у него будут оставаться инфантильные, детские черты характера и поведения.
- Младенческий, ясельный возраст. Когда ребенок начинает ходить. Мать неотлучно следит за ним, старается привязать его к себе. Это сопровождается постоянными окриками, чтобы вел себя аккуратней, не вступал, допустим, в лужу или не ходил куда не нужно. На этом этапе происходит полное слияние (конфлюэнция) мамы с дитятей. Но долго так продолжаться не может. Дитя познает мир, ему все интересно, оно капризничает и не понимает, почему слышит сплошные запреты. И вот тут главное — не переборщить со своими вето. Нужно знать, где необходимо дать ребенку самостоятельность, чтобы он чувствовал свою полноценность и рос не ущербным человеком. В таком случае сепарация будет протекать успешно и не вызовет никаких нареканий в дальнейшем.
- Детский сад и начальная школа. Ребенок все больше познает окружающий мир. Авторитета отца и матери не всегда хватает, чтобы толково ему объяснить все происходящее вокруг. Отход от родителей все больше усиливается. А они боятся потерять контроль над чадом. Начинаются запреты. Мол, не делай то или это, не поступай так и эдак. Однако это уже не срабатывает. Дитя капризничает, но так как психологически еще в полной мере зависит от старших, в конце концов утихомиривается. И хорошо, если старшие сумеют объяснить малышу все сложности взаимоотношений между людьми, а он это поймет. Тогда процесс сепарации не станет болезненным, в семье между взрослыми и детьми не будет расти неестественное отчуждение.
- Подростковый возраст. Это время полового созревания (пубертатный период), когда меняются внешний облик, поведение и интересы. Подростки уже живут своей независимой от родителей духовной жизнью, но продолжают оставаться зависимы от них материально. Старшим нужно внимательно относиться к запросам и поведению своих чад. Именно в эту пору начинается самый интенсивный процесс сепарации: дети все более придирчиво относятся к мнению «стариков» и часто не соглашаются с ним. А те даже не допускают мысли, что детки могут думать иначе. Происходит внутренняя духовная изоляция. Допустим, парень или девушка хочет больше времени проводить со своими друзьями, а папа и мама запрещают. Мол, тебе нужно учиться, иначе вырастешь неучем. Но бывают проблемы, приводящие к серьезному конфликту «отцов и детей». Например, сын, еще толком не став на ноги, хочет жениться, а невеста папе и маме не нравится. Они против свадьбы. На этой почве серьезная ссора перерастает в открытое отчуждение подростка от своих «родаков». Помимо этого, неблагоприятный процесс сепарации может заключаться в нерешительном характере, неуверенности в себе, допустим, матери. Или она страдает чувством нереализованности, что ничего в жизни у нее не получилось. Все свои негативные эмоции она переносит на ребенка, что не способствует его полноценному развитию и успешному вхождению в новую взрослую жизнь.
Важно знать! Каждый возраст сепарации от родителей имеет большое значение. На любом его этапе нельзя пугать дитя (подростка) страшилками «мирового масштаба», что без помощи родителей он не сможет решить свои проблемы
Такое преувеличение внешней опасности — это гарантия, что ребенок будет расти робким, взросление его замедлится. А это и есть неудачная сепарация от родителей.
Признаки кризиса
Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
Ребёнок постоянно требует внимания
Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.
Понятие
Некоторые семьи легко проходят периоды трансформации, а другие застревают, испытывают напряжения в отношениях, ищут различные оправдания, чтобы привязать ребёнка возле себя. В психологии это явление изучено очень хорошо, подробно, благо материала предостаточно.
Сепарация – это психологический процесс отделения детей от родителей, их семьи, процесс становления отдельной самостоятельной и независимой личности.
Казалось бы всё просто, ибо неизбежно. Увы, многие при этом проходят через боль, страх, вину, часто так и не завершив процесса. Разберёмся, что такое сепарация в деталях.
Чем это грозит, рассмотрим ниже, пока пройдём по этапам сепарации.
Как проявляется кризис 1 года
Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:
- всплеск двигательной активности, непоседливость;
- неподдельный интерес к опасным предметам;
- появление требовательных интонаций в голосе;
- способность к переживанию обиды и разочарования;
- способность выразить недовольство;
- упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
- расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
- расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
- ревность по отношению к матери, назойливость;
- отказ от соблюдения режимных моментов.
Как справиться с кризисом 1.5 лет?
Ребенок переживет этот кризис — можете быть уверены. Вопрос в том, как бы справиться в этот момент со своими нервами! И сберечь дорогие нервные клеточки :).
Самое главное, что я могу вам посоветовать — это больше времени проводить с ребенком. Качественно. Обязательно старайтесь понять, чего именно он хочет и удовлетворите его желание, если это не идет наперекор безопасности и жизненно важным принципам
То есть вы не дадите ножницы малышу, даже если он бьется в истерике, а стараетесь отвлечь его внимание, приласкать, обнять, спеть песенку. Мою дочку в этом возрасте лучше всего отвлекали красивые стихотворения, например, «Я пришел к тебе с приветом»
Кстати, это отличная возможность изучить что-то новое, чтобы заинтересовать малыша — жонглировать, танцевать, петь фальцетом, делать оригами или еще что-то.
Если же ребенок требует погулять подольше или кушать за общим столом, а не в своем стульчике, или достать из холодильника желаемое, то в момент кризиса 1.5 лет позвольте ему сделать это. Скоро, буквально через недельку, все встанет на свои места. Но пока малыш отчаянно хочет видеть, что в нем распознают личность, что он может делать, что захочет, что его не ограничивают. Представьте, как это вообще сложно: ты только-только узнал, что ты отдельная личность и волен выбирать: подчиняться или нет, кушать кашу или нет, идти на качели или на горку; и через пару недель ты осознаешь, что должен также соблюдать какие-то правила, которые, оказывается, все соблюдают! И где же граница между «я», «мы» и «они»? Как жить-то теперь вообще?!
Наверное, мы с вами уже и не сможем представить, каково это. Вот недавно муж учил меня кататься на велосипеде, и не мог объяснить, как поворачивать, потому что делает это много лет на автомате. А для меня было абсолютно непонятно, как повернуть так, чтобы не упасть — объясни, помоги. Именно этого и ждут от нас наши дети, и если мы уже не в состоянии понять, как можно чего-то не знать и не уметь, то должны хотя бы поддержать.
Поэтому терпения и еще раз терпения! Вы обязательно справитесь. Желаю вам пережить кризис 1.5 лет с минимальными потерями, потому что этот скачок роста — последний. Осталось потерпеть совсем чуть-чуть. Следующий кризис уже именуется кризисом трех лет, правда, у некоторых деток он начинается уже около двух. Кстати, дальше кризисы будут все реже и реже, однако по мощности — гораздо сильнее. Возможно, для кого-то из вас предстоит в скором времени перенести кризис среднего роста у своего мужчины, а это вообще ого-го! Не стоит забывать и о наших вторых половинках — им тоже нужна наша поддержка и опора.
Всего вам самого наилучшего!
Ваша Блогомамочка — Екатерина Ульянова
Техники сепарации
Отделиться от родителей не так просто, как может показаться на первый взгляд. Именно поэтому психологами разработано несколько техник сепарации, которые подойдут каждому. Самое главное – это применить их все.
Личные границы. Каждый устанавливает рамки, через которые не смогут переступать даже близкие люди. Таким способом человек защищает своё личное пространство от внешнего вмешательства. Это может быть своя квартира, комната, личные вещи – всё зависит от возраста и случая. Чтобы определить, насколько четко у вас расставлены личные границы пройдите этот тест.
Благодарность. Каждому есть за что сказать «спасибо» своим родителям: за хорошее воспитание, за всепоглощающую любовь, за потраченное время и нервы, за финансовую помощь.
Прощение. Многие знают, что большинство проблем – это последствия детских травм
Поэтому очень важно простить родителей за все те ошибки, которые они допустили в процессе воспитания. В этом отлично поможет книга «Радикальное прощение» Колина Типпинга
Чтобы выявить, как воспитание в детстве сказалось на характере во взрослом возрасте пройдите этот психологический тест.
Подростковый кризис: физическое отделение
Многие думают, что преодолевая его, мы наконец-то сепарируемся. Дети начинают жить своей жизнью, часто на другой территории, самостоятельно принимать решения и «расхлёбывать» их последствия. А родители, потеряв возможность прямого влияния на своё чадо, в идеале начинают больше концентрироваться на себе. И наблюдают за отпущенным на свободу ребёнком «из-за кулис», маскируя своё участие под «дружеские советы».
Подростковый кризис похож на кризис рождения (собственно, как и любой кризис). Через боль и страх, через ощущение потери контроля и бессилия, по чуть-чуть, с каждой «схваткой» мы-мамы отпускаем ребёнка в мир. Физически.
Но еще долгое время он будет с нами на связи психически. Очень долго в его голове будут звучать наши установки, ценности, замечания, да и просто наши слова. Как и в раннем детстве, внутренние мама и папа будут направлять, ругать или поддерживать своего уже выросшего ребёнка.
Советы родителям трехлетки
Совет #1:
Иногда кажется, что теперь так будет всегда. Это не так.
Это период, многие моменты которого позже вы будете вспоминать с улыбкой и смехом.
Совет #2:
У ребенка в это время нет такого умения. У него еще не созрели те участки психики, благодаря которым он может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
Экспериментом Пиаже было доказано, что раньше 6 лет ребенок не умеет манипулировать. Также, как он не может поднять гантелю весом 15 кг, точно также он не может манипулировать. Поэтому никакие фантазии о том, что ребенок сядет на голову, обнаглеет, будет вить из вас веревки ни к чему не приводят, кроме как к тревожности родителей и их выходу из доминирующей позиции.
Не нужно себя накручивать такими фантазиями.
Нужно адаптироваться и просто пережить это время. Зато потом вы получите весьма послушного и лояльного четырехлетку – пятилетку и отдохнете.
Совет #3:
Поэтому не нужно воспитывать ребенка – нужно раскрывать себя.
Если родитель в ресурсном состоянии, заряжен и гармоничен, его ребенку будет намного проще пройти все кризисы.
Основной недостаток детей – что они быстро вырастают. Поэтому, пока у вас трехлетки, радуйтесь, отдавайте им как можно больше любви и тепла, благодарите их за то, что они есть в вашей жизни.
Чем меньше в отношениях серьезности и надрыва, проецирования на ребенка своих амбиций и желаний и чем больше любви, осознанности и заботы – тем лучше.
Больше о любви и и осознанности читайте здесь.
Результаты положительной сепарации от родителей
Если сепарация от родителей проходила успешно, это положительно сказывается на ребенке
Он учится сдерживать свои эмоции, что немаловажно во взаимоотношениях между людьми. И осознает свое место в мире
Ведь каждый человек — это вселенная, и хорошо, когда личность уникальная, выделяется своими личными качествами, которые помогают удачно строить свою жизнь. Положительная сторона сепарации от родителей заключается в таких факторах:
- Становление своего «Я» . К совершеннолетию дитя полностью сформировало собственное отношение к окружающей действительности, понимает свое место в мире. Подросток стал самостоятельным, эмоциональная связь с родителями настолько ослабла (вполне закономерно), что не мешает начать самостоятельную жизнь.
- Разумная родительская опека удержала от дурных поступков . Разумные отношения с родителями (зависит в первую очередь от них) помогли избежать проблем, которые есть в семьях, где нарушена естественная сепарация и дети «отбились от рук» — совсем не слушаются старших. Таких ребят часто засасывает улица, они попадают в дурную компанию, становятся алкоголиками, наркоманами и токсикоманами. Девушки могут заняться проституцией, у них нередки ранние роды.
- Исключены преждевременные браки . Ребенок взрослеет, семейные связи слабеют, однако подросток понимает, что даже большая любовь — не повод преждевременно заводить свою семью, так как не стал еще полностью самостоятельным, независимым. Прежде нужно крепко встать на ноги, допустим, окончить учебу и устроиться на работу, чтобы не сидеть с юной женой на шее у предков.
- Правильно сформированные жизненные цели . Отец и мать, воспитывая детей, учат их «взрослеть» соответственно возрасту, постепенно приучая к самостоятельности мышления и поведения. Например, в юном возрасте самим одеваться, а в подростковом — помогать по хозяйству и в случае необходимости приготовить пищу. Поощряют проявление интереса ребенка, допустим, к спорту. Наставляют, что нужно ставить перед собой значимую жизненную цель, добиваясь ее упорной, методичной работой над собой, не допуская эмоциональных срывов, что только осложнит жизнь.
Важно знать! Постепенный психологический отход ребенка от семьи совсем не означает, что в дальнейшем у него не будет никаких проблем. Вполне даже могут быть
Правильная сепарация помогает детям прочно встать на ноги, подготовиться к своей дальнейшей отдельной от родителей жизни. Что такое сепарация — смотрите на видео: Сепарация — это объективный жизненный процесс. Социализация личности просто невозможна без психологического обособления детей от родителей. Когда взросление ребенка проходит успешно, он в полном объеме овладевает правилами, нормами, знаниями и навыками, помогающими ему успешно интегрироваться среди людей. Если сепарация неудачная, дитя не состоится как значимый для общества человек. Расплата за это ляжет на плечи отца и матери. А это лишенная тихих теплых красок старость, беспокойство и переживание, что сын или дочь стали неудачниками в своей взрослой жизни.
Причины истерик у ребенка в 2 года
Истерики у ребенка в 2 года происходят часто. Данный возраст – это пик таких бурных проявлений негативных эмоций у детей.
Первое, что вам нужно запомнить: истерики без причины у ребенка в 2 года не бывает. У каждой истерики есть свои объективные причины.
Понимая их, вы сможете легче и быстрее разобраться со сложившейся негативной ситуацией, поможете ребенку пережить это состояние и сведете к минимуму, а то и вообще предотвратите истерики в будущем.
Итак, причины:
- Осознание ребенком собственного бессилия;
В 2 года малыш уже способен понимать достаточно много. Он видит разнообразие возможных действий, которые доступны для взрослых и в то же время понимает, что не может воспроизвести все то, что ему хотелось бы сделать.
- Слабое развитие речи;
Ребенок не может выразить словами и четко сформулировать то, что он чувствует. Эта физическая неспособность приводит малыша в состояние раздражения, которое потом выливается в истерику.
Читайте статью, чтобы разобраться в этом вопрос:. Ребенок не говорит в 2 года>>>
- В 2 года нервная система ребенка еще не до конца развита;
Она не может справиться со всеми эмоциями, которые малыш переживает. Устраивая истерику, плача и крича, он справляется со всеми накопившимися за день чувствами и впечатлениями.
Также читайте актуальную статью: Ребенок постоянно ноет, почему и что делать с нытьем?>>>
- Еще одной причиной истерик в 2 года могут стать банальные физиологические потребности;
Мокрые штаны (читайте статью по теме: Когда и как отучить ребенка от памперсов?>>>), чувство голода, желание пить и тому подобное также может стать виновником истерики. Сюда же можно включить болезнь, плохое самочувствие.
- Большое количество впечатлений за день также может спровоцировать истерики в 2 года перед сном;
Нервная система малыша по-другому справляться в этом возрасте не умеет.
Если при этом вы еще не следите за режимом, не проводите подготовительные, успокаивающие мероприятия перед сном, тогда ребенку не остается выхода – он будет сбрасывать напряжение через крики.
Чтобы ребенок засыпал хорошо, смотрите курс по сну ребенка от 6 мес. до 4 лет Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний?>>>.
Желание привлечь внимание взрослых;
Ребенок мог обращаться к вам не один раз: спрашивать о чем то, просить что-то, но вы его попросту не слышали в силу разных причин. А если и слышали, то никак не прореагировали.
Кстати! Это наиболее частая причина истерик.
- С помощью истерики ребенок манипулирует вами;
Таким поведением малыш хочет во что бы то ни стало заполучить желаемое: игрушку, конфету и т.д. Либо просто настоять на своем: такая вот проверка вас на прочность, кто сильнее.
- Подражание ребенком поведению, окружающих его взрослых;
Если в доме постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то малыш будет копировать такое поведение. Перенимание всего, что видит и слышит ребенок — хорошее и плохое, характерно для двухлетнего возраста.
Обязательно работайте со своими эмоциями и раздражением. Подробная схема дается в курсе Мама, не кричи!>>>
- Чрезмерная опека родителей и постоянный контроль во всем — еще одна возможная причина истерик 2-летнего малыша.
Так он выражает свой протест и несогласие с вашей линией поведения по отношению к нему.
Научиться общаться с 2-х леткой и обходить острые моменты поведения, вы сможете на семинаре Послушание без криков и угроз>>>
Основные этапы отделения детей от родителей
Психологический отход от родителей проходит четыре фазы. Каждая из них имеет свои особенности, от которых зависит становление ребенка как личности. Если этапы сепарации проходили успешно, повзрослевшие дети смогут самостоятельно и благополучно решать все свои жизненные проблемы. Рассмотрим подробнее этапы сепарации в жизни ребенка:
- Ясельный возраст . Когда дитя, научившись ходить, начинает само, еще бессознательно, знакомиться с окружающим миром. Этот очень ответственный период в жизни родителей и малыша можно назвать этапом выживания. Стремление матери, неусыпно следящей за своим чадом, ограничить его независимость вполне оправданно. Слишком много неизвестного вокруг открывает для себя малютка, хочется все потрогать, а это может быть опасно для здоровья. Например, он увидел беспризорную грязную игрушку, взял, поигрался, а потом машинально засунул палец в рот. Мать окриком заставляет его не притрагиваться к посторонним предметам, учит не облизывать грязные руки. Однако уже в этом возрасте нужно приучать малыша к самостоятельности, чтобы вполне посильные ему вещи он делал сам. Допустим, самостоятельно пользоваться ложкой.
- Когда ребенок впервые осознает себя в этом мире . Это глубоко индивидуально, где-то с трех лет. Период пробуждения самостоятельности. Дитя начинает бороться за свое место под солнцем, сознательно пытается познакомиться со своим окружением, хотя личного опыта еще нет. Окрики старших: «Не трогай!», «Это нельзя!», «Ты еще маленький, не нужно тебе этого делать!» и другие такого рода затормаживают действия малыша. Но появляются первые критические мысли: а почему мне это запрещают? Чадо еще полностью зависит от родителей, но «пробивается» к собственному мнению, начинает понемногу осознавать, что ход и порядок вещей в доступном ему кругу общения не так прост.
- Пубертатный период . Когда начинается половое созревание девочек и мальчиков. Это с 11-12 лет. Меняется внешний облик, дети растут, у них оформляются первичные и вторичные признаки принадлежности к своему полу. В это время резко меняются взгляды и мысли. Юноши и девушки все больше отдаляются от своих родителей. Не терпят окриков, меньше верят их словам, больше доверяют собственному опыту в общении со сверстниками и взрослыми. Это сложный период в отношениях «отцов и детей». Тут часты конфликты, которые успешно разрешаются при конструктивном поведении старших, когда они стараются найти рациональное зерно в поступках своих чад, а не стремятся подавить их своим родительским авторитетом.
- Начало самостоятельной жизни . Школа окончена, кто-то дальше продолжит учебу, а кто пойдет работать. Работающие молодые люди, почувствовав свою финансовую независимость, психологически полностью отделяются от родителей и готовы вести самостоятельную жизнь. Немного сложнее с учащейся молодежью, такие еще зависят от своих предков, так как получают от них «денежное довольствие», хотя в духовном плане ребята совершенно свободны. Совместное проживание взрослых и детей под одной крышей задерживает процесс полной сепарации, продолжаться это может лет до 23, пока не будет завершена учеба.
Важно знать! Финансовая самостоятельность и даже своя семья не являются гарантом успешной сепарации. Она считается таковой, когда дети готовы к отделению от своих родителей психологически
Видео: «Непослушные дети» — Комаровский
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
Определение понятия
Сепарация в психологии – это процесс отделения ребенка от матери, а затем и от обоих родителей. Это жизненный этап предъявления своих требований к миру. Его переживает каждая личность, потому что без изменений не происходит ее развитие и взросление.
Для родителей этот процесс довольно тяжелый, но нужно понимать, что препятствие ему приведет лишь к негативным последствиям. В результате успешной сепарации человек должен научиться самостоятельно действовать в любых ситуациях, отстаивать свою точку зрения и нести ответственность за принятые решения.
Зачем нужно сепарироваться от родителей
Сепарация – это отделение ребенка от матери, а также от родителей и своей семьи в целом. Результатом этого процесса считается умение самостоятельно распоряжаться и управлять всеми аспектами своей жизни, а также способность принимать решения и нести за них ответственность.
Ребенок приходит в этот мир полностью зависящим от матери, между ними возникает глубокая эмоциональная и физическая связь. С каждым днем малыш растет, учится новому, становится все более самостоятельным и к концу подросткового возраста становится взрослым и самостоятельным человеком.
Все это не дает человеку получить особое самоощущение, присущее самостоятельным людям, и заставляет испытывать постоянное чувство вины и страх за свои поступки, которые родители не одобрят.