Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил и нужно ли торопить его

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, www.myvocab.info

Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
Ощущает мелодии, их ритм.
Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
Спрашивает о незнакомых предметах.

1 Причины

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

Причина Описание Проблемы со слухом Он может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием Патологические состояния органов ротовой полости Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба. Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт
Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша. Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых
Аутизм На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется — одни склонны винить прививки, другие — генетические сбои, третьи — дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам
Стресс из-за появления маленького брата или сестры Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям
Недостаток внимания от «своих» взрослых Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным», он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями. В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности. Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее
Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития.

Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию
Моральный дискомфорт Неблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека — крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Причина Описание
Генетика Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность
Темперамент ребенка Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения».

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

Брат или сестра-близнец Такие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает
Комфорт в семье Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Пустышка Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры.

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Нормальное развитие речевой функции у малыша в 2-2,5 года

Речевое развитие ребенка является длительным процессом. Дети учатся говорить на родном языке постепенно. Сначала появляется гуление, затем слоги. В 1 годик из слогов ребенок начинает составлять слова. После формирования слов малыш начинает говорить словосочетаниями и предложениями. В 2,5 года у ребенка достаточно большой словарный запас: 200-300 слов. Ребенок должен уметь составлять словосочетания и небольшие предложения. В таком возрасте малыш способен выполнить какую-то просьбу окружающих: выбрать и принести игрушку, карандаш, сходить помыть руки и другое.

Пациент в 2-2,5 года может строить небольшие предложения: «мама пойдем кушать», «хочу к маме», «мама пойдем гулять». До трехлетнего возраста допустимо искажение некоторых слов, которые не получается правильно произнести. Ребенок года хорошо проговаривает все звуковые единицы, кроме «Р», «Л». Это является нормой, поэтому родителям переживать не следует. Малыш начнет проговаривать эти звуки четко только к 5-7 годам.

Дети в 2,5 года должны различать игрушки, животных, предметы обихода. Ребенок до 3-летнего возраста хорошо знает основные цвета, а также может отличить предметы по размеру, температуре, характеристикам. Пример: большой, горячий, теплый, маленький, холодный, красивый. Характерными и распространенными вопросами малыша этого возраста считаются: где? почему? куда?

Ребенок в два года хорошо различает папу, маму, бабушку, дедушку и других родственников, может изобразить голосом основных животных, подражать взрослым. Отклонения от нормы допускаются на 2-3 месяца в худшую или лучшую сторону. Если у ребенка отставание по речи более 3 месяцев, то врач может поставить задержку речевого развития.

В норме речевая функция развивается только благодаря совместной работе обоих полушарий мозга. Они постоянно обмениваются информацией, которая объединяется и способствует формированию речи. У девочек речевая функция развивается быстрее, чем у мальчиков. Развитие мальчиков обычно немного запаздывает на 4-5 месяца. У девочек обменные процессы в центральной нервной системе происходят быстрее. У мальчиков информация обрабатывается медленнее, что приводит к физиологической задержке речевой функции.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально

Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

Как могут выглядеть серьезные нарушения со здоровьем у ребенка

Обратите внимание, если ваш малыш в 2-2,5 года:

плохо понимает обращенную к нему речь, говорит мало слов, да и те — на своем непонятном языке;
не выполняет просьбы что-то показать, принести;
не откликается на свое имя;
не показывает пальчиком и не умеет жестами обратить внимание взрослого на желаемый предмет, а только мычит;
неуклюж, неповоротлив, не способен выполнять точные мелкие движения пальчиками рук;
подолгу совершает монотонные, однообразные движения;
не играет в простые ролевые игры, например, покормить куклу, уложить ее спать;
безразличен к реакциям окружающих на происходящие события и сам не делится ни с кем своим эмоциональным настроем;
испытывает тремор ручек и подбородка;
не участвует в совместных развлечениях.

Если вы замечаете такое поведение у своего ребенка, не теряйте времени и обращайтесь за медицинской помощью. Когда имеет место задержка не только речи, но и психического развития, начатое своевременно лечение более эффективно.

Причинами такого патологического состояния, когда ребенок 2 года не разговаривает, могут быть нарушения в работе головного мозга, вызванные неправильным течением беременности и родов, интоксикацией, инфекционными заболеваниями и их осложнениями.

Когда ребенок плохо слышит или видит, у него также может произойти задержка речи.

Если же малыш отлично вас понимает, готов выполнять ваши несложные поручения, выражает свои желания посредством мимики и жестов, жизнерадостен, энергичен, сообразителен, но пока ленится, не хочет или говорит только слоги — запасайтесь терпением и принимайтесь интенсивно учить ребенка говорить.

А если в вашей команде будет еще и логопед, то результат придет значительно быстрее. И проблема, звучащая как “ребенок не разговаривает в 2 года”, перестанет быть таковой.

Как проявляется патологическое состояние

  1. Крик. В норме младенец кричит после рождения. Не считая случаев, когда он находится в опасном для жизни состоянии. Например, при гипоксии и прочих внутриутробных патологических процессах.
  2. Предречевое развитие. Происходит до года. Проходит несколько фаз от гуления и лепета до полноценного говорения к году.
  3. Первые слова. С года и до двух человек имеет активный словарный запас. Примерно 10-15 слов, из открытых слогов. Мама, папа и прочие подобный. В норме он должен использовать их с пониманием, что и зачем. Если этого нет, вероятна задержка в формировании навыка. Нужна помощь логопеда-психолога.
  4. Отсутствие реакции на звук. Особенно в возрасте больше года. Вполне возможны патологии слухового плана. Например, тугоухость. Отсутствие восприятия звука одним ухом. А то и полная глухота. Вопрос остается открытым, нужна диагностика.
  5. Бессмысленное повторение слов, т. н. эхолалия. В этом случае ребенок говорит плохо или не говорит вообще. Повторяет то, что услышал, но без понимания сути высказывания или отдельного слова, что однозначно указывает на задержку. Не обязательно при этом страдает головной мозг, когнитивная или интеллектуальная составляющая.
  6. Непонимание речевых инструкций. До трех лет это вполне нормально. В два года ребенок плохо ориентируется в понятиях «Я» и «Не я». Начиная с трехлетнего возраста — это уже не нормально.
  7. Полное отсутствие речи к двум годам. Встречается, в том числе у здоровых людей. Порой такие дети не только догоняют, но и перегоняют «нормальных» сверстников.
  8. Невозможность составлять фразы. Проблема в том, что отдельные слова произносятся нормально, иногда даже точно и правильно. Но возможность строить связные предложения отсутствует, что говорит о явном патологическом процессе. Скорее всего, причина социальная. Реже встречаются нарушения работы речевого аппарата.
  9. Коммуникация жестами. Жестикулирование, объяснение с помощью прочих средств. Нужно проверить пациента на предмет тугоухости или глухоты. Часто так дети пытаются общаться с окружающими и это их первые «слова».

Симптоматика присутствует в разной мере у всех пациентов с нарушениями говорения. Также она возможна и у здоровых людей. Потому говорить однозначно, что у ребенка нарушение развития речи преждевременно. По крайней мере, по симптомам. Нужна целенаправленная оценка.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Ребенок мало говорит Дочке 2 года 10 месяцев, мало говорит слов, не проговаривает…

Ребёнок говорит мало слов, повторять не хочет Ребёнку 2 и2, она до сих пор не разговаривает….

Ребенок мало говорит Дочке 2 года 10 месяцев, говорит плохо и мало, не проговаривает…

Ребенок в 3 года мало говорит Коллега (я сама врач-педиатр) посоветуйте, пожалуйста,…

Есть ли РАС или Аспергер? Мальчик. 4,2г, Роды в срок, гипоксия, закричал сразу. Пошел…

Ребенок мало говорит слов Моему ребенку 1год 7месяцев, и я очень обеспокоена тем что…

Ребенок мало говорит Моему сыну 2,8 говорит много, но на своем языке, говорит такие…

Ребенок 9 месяцев Доктор!

Очень нуждаюсь в Вашей консультации!

Сынок,9 месяцев….

Ребенок не говорит Ребенок говорит мама, баба, ай и звукоподражание. Со звукоподражанием…

Результаты НСГ Леонид Ростиславович! Очень прошу Вас прокомментировать результаты…

Общий наркоз ребенка с ДЦП У моего ребенка ДЦП спастическая диплегия, ходит, бегает,…

Задержка в развитии Уважаемая, Ольга Викторовна! Моему сыну 3 года. Родился на сроке…

Развитие ребёнка в 4м Ребёнку почти 4м (без 3 дней), родилась в 38,6 нед, 2830/48,…

Выраженное отставание по речи Моей дочке 3,5. Ребёнок первый и единственный, зачатый…

Отставание по речи на фоне поражения ЦНС Здравствуйте! Моей дочке 3,5. Ребёнок первый…

Истерики ребенка 2 лет Подскажите пожалуйста, как укладывать ребенка спать днем без…

Ребенок 1 год и 8 месяцев очень мало говорит Ребенку 1 год и 8 месяцев. Очень мало…

Мой ребёнок не говорит Моему сыну 3,5 года и он совсем не говорит. В год было около…

Ребенок в 2 года очень мало говорит Моему сыну 2 года. Пассивный словарный запас большой,…

Ребенок говорит мало слов Возможно, мой вопрос покажется смешным, но все же меня это…

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

Отсутствие у ребенка мотивации

Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
Отсутствие примера

Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: