Зачем и когда учить самостоятельности
Некоторые родители начинают учить чему-то ребенка только потому, что «так надо в этом возрасте»
Тут уже даже не важно, откуда такая информация
- Однако, если обучать новому навыку слишком рано, ребенку будет тяжело его освоить, он будет испытывать дискомфорт, вы – нервничать и переживать;
- Если же затянуть с освоением умения, то ребенок просто привыкнет, что это и так делают за него – зачем самому-то учиться? И будет упрямиться нарочно, даже делать вид, что не получается.
Поэтому для каждого навыка – свое время, однако стоит учитывать характер ребенка и его индивидуальные особенности. Ведь и подход тогда должен быть разным даже к двум братьям или сестрам.
Знайте! Одевание или другие самостоятельные действия приучают ребенка к независимости. Ведь, как мы радуемся и хвалим малыша, когда у него что-то получилось!
Такие дети верят в свои силы, им проще обучаться новому, да и потом эта уверенность и самостоятельность переходят во взрослую жизнь.
Мы же хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми людьми?
Конечно, хотим, а значит – должны иногда давать им свободу действий, не делая все за них.
Задача родителей в том, чтобы понять, как научить ребенка одеваться, при этом не ругая, не критикуя, помогая только тогда, когда это необходимо, но мягко и ненавязчиво.
А поэтому начинайте учить в любой удобный момент, когда вы никуда не торопитесь.
- Запаситесь терпением – всегда сложно учиться новому, вспомните себя, когда вы в последний раз чему-то обучались и долго не получалось;
- Даже взрослый не все понимает с первого раза, поэтому не надо спрашивать слишком много с ребенка.
В каком возрасте обучение будет эффективным? В 2-3 года.
Обычно перед садиком родители стремятся дать малышу необходимые для самообслуживания навыки. Начните с одевания простых вещей, когда увидите, что ребенок сам проявляет к этому интерес.
Это может быть и в 1,5 годика.
Пытается одеться – не мешайте, можете иногда давать небольшие подсказки, а помогайте, только если попросит.
Важно! Пусть в первый раз наденет майку навыворот или ботинки на разные ноги – не критикуйте
Главное – справился сам! В другой раз обратите внимание не только на то, как надеть, но и как это сделать правильно
Что еще важно успеть сделать перед детским садом и как правильно подготовить малыша к нему, смотрите в интернет-курсе Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>
С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?
Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка
К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично
Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.
Возраст ребенка
Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года
Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года
Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет
Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет
Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.
Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
Почему ребенок отказывается от самостоятельности
Если давить, ситуация может усугубиться. Если вообще не давить, то она может такой остаться навсегда, закрепиться. Поэтому нужно грамотно сделать так, чтобы регрессивное поведение дома для самого чада стало невыгодным. Надо подбирать ключик, который подойдет именно вашему малышу: для кого-то будет нормально, если родитель начнет его жалеть и сюсюкать, а у кого-то это закрепит регрессивное поведение, значит, потребуется другой способ.
Обычно бывает очень много попыток: один день попробовали одно, другой день другое — что-нибудь да подойдет
Важно не бояться экспериментировать и важно, чтобы поведение сына или дочери со временем приходило к возрастной норме, не регрессировало дальше. И полезно понимать источник стресса: если три месяца прошло, а все попытки тщетны, может быть, в саду или школе есть что-то, что для ребенка невыносимо
Ребенка, который «невменяем», который не слышит вас, бесполезно воспитывать: вы потратите силы и эмоции, а толку не будет. Если же он постоянно находится в зоне неадекватности, то возникает большой вопрос: а за счет чего?
Освоение навыков самостоятельности требует энергии и времени как у родителей, так и у детей. Чтобы научиться читать, делать самостоятельно уроки, завязывать шнурки, нужны силы. Если расписание ребенка составлено так, что у него этих сил не остается, то он не будет в состоянии осваивать новые навыки. Усилия требуют не только занятия в школе или в бассейне, освоение нового — это тоже труд. Если на него нет энергии, то требовать бесполезно.
Родительские ошибки
Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным
Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.
- Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
- Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
- Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
- Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
- Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
- Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.
Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.
Консультация для родителей: как научить ребенка одеваться?
Запомните 10 простых правил, благодаря которым и вам, и ребенку будет проще:
- Не ругайте за медлительность, хвалите за успех
- Имейте терпение, процесс будет долгим
- Постоянные тренировки — залог успеха
- Помогайте, если это необходимо. В остальных случаях давайте ребенку возможность одеться самому
- Начинайте учить ребенка одеваться с 2-х лет, завязывать шнурки — с 4-х
- Выбирайте свободную простую одежду, обувь на липучках
- Приучайте ребенка одеваться самому в игровой форме
- Начинайте с простого, не заставляйте ребенка резко надевать всю одежду
- Рассчитывайте время на сборы с запасом
- Не переживайте, если соседский мальчик уже умеет, а ваш — нет
Надеемся, наши советы помогут вам воспитать в ребенке самостоятельность.
Едим слона по частям
Ребенок пытается контролировать себя, а мы все это время контролируем ребенка. И контролируем то, как он себя контролирует! – и чтобы совсем не запутаться, можно применить один удобный метод, психологи рекомендуют. Итак:очень сложно наладить все, сразу и навсегда, психика просто пасует перед такой непосильной задачей. Гораздо проще и реальнее меняться по частям.
* Составьте для себя список «проблемных зон» в учебной жизни вашего ребенка, чтобы с особенным вниманием их исправлять. Скажем: детка не умеет вставать по будильнику, забывает записывать домашние задания и слишком поздно садится за уроки
Прекрасно, принимаемся за дело.
* В общем потоке привычной жизни вы начинаете особенно внимательно стимулировать ребенка именно по этим трем направлениям, чтобы хотя бы под вашим контролем эти проблемы исчезали. На установление ВАШЕЙ привычки контролировать может уйти 2-3 недели. А ребенок тем временем почувствует, что его жизнь упорядочивается.
* После этого выбираете одну, самую простую задачу из списка и обсуждаете с ребенком, а как бы он мог делать это сам? Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погромче? Или перевести его на 10 минут пораньше? Или закупить для завтраков особые йогурты, фрукты, сыр, кефир, чтобы чадо с удовольствием хозяйничало на кухне? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. На вашей совести теперь будут не сами утренние сборы в школу, а поставки в холодильник сыра и кефира. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить ЕГО самоконтроль по этой линии. Ну, может быть, сменить фрукты на мюсли. И хвалить, хвалить.
* Как только вы увидели, что одно направление полностью отработано, и ответственность за него перешла в руки ребенка, вычеркиваете розовым фломастером этот пункт из своего списка и вносите туда что-нибудь новенькое, актуальное, например: «Вечно забывает зарядить телефон».
* Даете детке небольшую передышку и время для адаптации, а затем вкрадчиво подходите к нему с новым креативным предложением из списка: «А что бы помогло тебе всегда записывать домашнее задание?..» Цикл повторяется. Только не стоит слишком торопиться, тише едешь – дальше будешь, а капля по капле и камень точит.
Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?
Ребенок 3 лет — сформировавшаяся личность, имеющая свой характер, привычки, жизненные принципы. Поэтому его навыки уже вполне обширные. Однако, в нем только начинает проявляться желание самостоятельности.
Так как дети в возрасте от трех лет равняются на родителей, старайтесь на своем примере показать как и что необходимо делать правильно.
Но есть то, что для ребенка этого возраста сделать самостоятельно не составит труда:
- самостоятельно раздеться: снять шапку, обувь, носки и другие предметы гардероба не имеющие сложных застежек;
- самостоятельно помыть руки, сходить в туалет;
- пусть не уверенно, но пользоваться столовыми приборами, пить из чашки;
- занять себя, если взрослые заняты;
- рассказать о прошедшем дне.
Также характерно для этого возраста — стремление участвовать в домашних делах:
Начиная с 3 лет ребенку интересно помочь маме с уборкой, однако что-то у него еще не будет получаться также хорошо. Не стоит ругать за это, либо сразу переделывать. В последствии помощи можно не дождаться.
Начиная с 4 лет ребенка сложно перевоспитать, так как у него уже сформирована модель поведения, есть свои привычки. В этом возрасте ребенок уже умеет анализировать и четко понимает, если не сделать что-то самостоятельно — это сделают за него взрослые. Поэтому, если вопрос самостоятельности стал только сейчас, стоит запастись терпением.
С четырех лет ребенок должен уметь самостоятельно:
- кушать;
- следить за своей гигиеной;
- самостоятельно играть;
- ходить в туалет;
- выполнять поставленные задачи и принимать важные для него решения;
- самостоятельно находить себе занятие, если взрослые заняты.
Также в этом возрасте дети стремятся активно участвовать в домашних делах:
Дети могут постирать вещи в тазу.
Заинтересованному ребенку интересно помочь в саду.
Либо самостоятельно полить цветы.
В возрасте от 4 старше ребенку можно поручить уборку его комнаты.
Не составит труда заинтересовать трехлетнего ребенка на кухне. Так, он с легкостью справиться с раскатыванием кружков под вареники, либо выдавливанием печенья формочками.
Дети старше 6 лет должны иметь четкое представление своего расписания. Также следует проследить, чтобы ребенок не только знал свои обязанности, но и выполнял их.
Приемы обучения
Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.
Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.
Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:
- Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
- Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
- «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
- Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».
Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к садику в 2 года?
Как приучить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Со временем каждый родитель столкнется с задачей обучения ребенка пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Не стоит опережать природу, но и затягивать также не следует. До того, как ребенок попадет в сад, ему лучше уметь кушать самостоятельно.
Конечно, мама справится с этим заданием быстрее, плюс кухня останется чистой. Однако, в любом случае этот этап придется пройти. Ученые считают, что ребенок готов самостоятельно держать ложку к 10 месяцу жизни. А вот в полтора года он должен уверенно кушать сам. Стоит отметить, что все эти показатели условные, так как детский организм индивидуален: одни проявляют интерес к самостоятельному потреблению пищи до этого периода, другие не признают приборов к 2 годам. Есть случаи, когда кормить ребенка приходится в 4 года.
На первых порах, в силу неразвитой физической силы, ребенку будет тяжело удержать ложку в руках, потому будьте готовы помочь ему доесть кашу.
Так как дети раннего возраста лучше воспринимают обучение в игровой форме, постарайтесь сделать прием пищи интересным:
- купите яркую, красочную посуду, лучше детскую, объясните ребенку, что на дне тарелки его ждёт особый сюрприз, так он охотнее постарается ее опустошить;
- старайтесь проявить фантазию в оформлении блюда.
Приучая ребенка к самостоятельному питанию, лучше выбирать продукты пюреобразной консистенции.
Проследите, чтобы каждый в доме знал и понимал вашу позицию. Согласитесь, зачем прикладывать усилия сделать что-то самостоятельно, если на помощь придет, к примеру, бабушка?
И помните, что нет ничего лучше заслуженной похвалы. Хвалите ребенка за каждое достижение — это подтолкнет его к новым свершениям.
Рекомендации
Пусть ребенок участвует в выборе одежды
Если вы хотите узнать, как научить ребенка одеваться, то предлагаю вам прислушаться к следующим советам.
Оптимальным временем для обучения самостоятельному одеванию – это 2 года. У малыша уже возникает интерес ко всему окружающему. А период, приближающийся к трехлетию, позволяет добиться высоких результатов, благодаря тому, что дети пытаются быть самостоятельными, а не подчиняться родителям.
Лучше сначала приступать к знакомству с раздеванием, лишь потом переходить к одеванию. Пусть первыми вещами становится шапка, носки, колготки. Причем эти попытки можно совершать уже в полтора года.
Всегда процесс обучения маленьких детей должен сводиться к игре. Если у карапуза на одежде имеются липучки, карманы, то это также поспособствует развитию мелкой моторики.
Нельзя одевать малыша тогда, когда он без настроения, тем более пытаться приучить его к этому. Также не стоит заниматься обучением, когда ребенок болеет.
Малыша нужно мотивировать. Если он любит кататься на велосипеде или с нетерпением ждет встречи со своими друзьями, возможно, он мечтает сходить к бабушке или в торговый центр, намекните, что в первую очередь нужно одеться.
Станьте для ребенка примером. Тут хорошо срабатывает вариант с перегонками. Только не забывайте поддаваться малышу, но не сильно явно.
Чтоб карапуз не запутался, с тем, где перед и зад, например, футболки, необходимо покупать такую одежду, на которой изображение или липучки, карманы находятся спереди.
Обучая ребенка надевать обувь, повремените со шнурованными моделями
Идеальными станут варианты на липучках.
Обращайте внимание на то, что далеко не вся одежда может нравиться вашему малышу. Не заставляйте ребенка надевать то, что ему не по душе.
Поначалу можно часть одежды поручить маме, часть карапузу
Пусть малыш надевает самые простые вещи, но уже активно участвует в этом процессе.
Если ваша кроха путается с тем, что и когда надевать, в какой очередности, то можно создать специальный плакат, на котором ребеночек или зверек будет надевать сначала колготки, потом штанишки, маечку, потом свитерок, обуваться, потом надевать куртку.
Ребенку, который отправляется в детский сад, нужно с вечера подготавливать одежду. Пусть малыш также принимают участие в этом процессе.
Обратите внимание на то, что карапузу намного проще надеть одежду посвободнее, то есть, великоватую, чем ту, которая впритык.
Пусть ребенок принимает активное участие в покупках, выборе одежды. Так у него будет намного больше интерес к этому процессу.
Будьте готовы к тому, что понадобится немало усилий и вашего терпения. Некоторым деткам удается достаточно быстро приобретать новый навык, другим понадобится больше времени. Относитесь к своему малышу с пониманием, не давите на него. Никогда не кричите и не применяйте силу в процессе воспитания.
Важные моменты и практические рекомендации
Проще всего научить ребенка одеваться в процессе игры, т.е. тогда, когда он и не подозревает, что его чему-то учат. Чем раньше начнется своеобразная «атака» на его подсознание, тем лучше:
- Уже в годик малыш должен иметь неограниченный доступ к тем вещам, которые постоянно носит. Лучше всего выложить их в коробку, из которой все легко доставать. Сначала карапуз будет просто доставать вещи и разбрасывать, но через какое-то время постарается и примерить.
- Дети обожают ролевые игры. Если у них в распоряжении есть различные костюмы (звери, униформа, одежда супергероев), то они будут пытаться снимать и надевать их даже без подсказки. Главное, поощрять малышей и никак не препятствовать их порывам.
- Обычные игры, требующие быстрого переодевания, тоже подойдут. При этом дети должны видеть, что родители тоже в восторге от таких мероприятий, тогда отдача будет максимальной.
- Сначала детки умеют только раздеваться, но и это должно поощряться похвалами со стороны родителей. Через какое-то время малыш начнет пытаться сделать что-то такое, чтобы еще больше удивить маму и постарается самостоятельно одеться.
- Не стоит сразу же пугать ребенка большим количеством одежды, лучше выделить предметы, с которыми малыш уже может самостоятельно обращаться и ненавязчиво их ему предлагать.
- Детки очень любят наряжаться, поэтому стоит спрашивать их мнения, подбирая наряд на выход или завтрашний день. Если карапузу будет визуально нравится то, что предлагает мама, то высок шанс того, что он захочет это надеть без посторонней помощи.
- Заранее нужно позаботиться о том, чтобы кроха понимал, где передняя и задняя части изделия. Если после того, как ребенок самостоятельно оденется, он будет себя чувствовать некомфортно, это может отбить у него всю тягу к самостоятельности в дальнейшем.
- Обтягивающие изделия (носочки, свитера, колготки) лучше изначально приобретать на размер побольше, с такими вещами детям намного проще справляться.
Проще всего обучить ребенка самостоятельно выполнять все манипуляции – это подать хороший пример. Если малыш будет видеть, сколько удовольствия мама или папа получают от процесса натягивания свитеров, шапок, курток и всего остального, он и сам захочет испытать то же самое. Ну а когда его старания, пускай и не самые плодотворные, будут вознаграждены похвалой или даже подарком, он обязательно попытается повторить то же самое. Но с уже большим успехом.
https://youtube.com/watch?v=IHpDuD2HdDA
18 советов, как научить ребенка одеваться
Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно
Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок
Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала – главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.
Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени
Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.
Правила работы с наиболее используемыми предметами одежды
Существует ряд моментов, на которых традиционно «спотыкаются» все детки. К ним нужно подготовиться заранее, тогда количество проблем существенно сократится:
- Процесс застегивания вещей. Сегодня можно найти самые разные варианты застегивания детской одежды – от самых простых «молний» до сложных шнуровок. Начинать лучше всего с липучек, после чего можно переходить на кнопки, затем следуют молнии, пуговицы и в самом конце – шнурки и завязки. Не стоит изначально просить малыша самостоятельно надеть кофточку с многочисленными мелкими пуговичками. Невозможность полностью справиться с заданием может сильно его расстроить.
- Как правильно надевать обувь? Если пару планируется использовать в качестве обучающего пособия, лучше отдавать предпочтение открытым сандаликам или свободным ботиночкам, в которые свободно проходит ножка малыша. Она может быть на липучках или «молнии». Учитывая тот факт, что в этом случае ребенку даже не нужен кто-то из родителей, чтобы зацепить «молнию», такой подход поможет ему увериться в своих силах и способностях даже быстрее.
- Учимся надевать штанишки. Карапуз должен изначально понимать, что удобнее всего штаны натягивать сидя на кровати. При этом вставать можно только тогда, когда стопы появятся в проемах. В процессе обучения родителям придется одеваться точно так же, иначе кроха начнет копировать взрослых, будет торопиться и может упасть.
- Первый опыт с футболкой. Для него рекомендуется подобрать изделие с широкой горловиной, четко выраженным передом (например, аппликация или рисунок), немного больше, чем нужно малышу. Чаще всего дети пытаются пролезть в горловину лицом. Нужно объяснить, что так можно застрять и лучше просовывать макушку. С ручками тоже могут возникнуть проблемы, поэтому первое время изделие лучше чуть придерживать, чтобы кроха видел нужные отверстия.
После того, как ребенку удастся познать все базовые премудрости процесса, у него не возникнет проблем и с более сложными по конструкции вещами. Ему будет достаточно несколько раз показать, как их надевать, при необходимости немного помочь.
Первые шаги
Итак, мама решила, что пришло время малышу самому надевать колготки, ботиночки и другие предметы гардероба. Если есть старшие братья или сестры, то процесс может быть ускорен их личным примером, если же нет, придется постараться взрослым.
Вначале надо научить ребенка снимать одежду. Самое простое – снять колготки, штаны или юбку, а также обувь. Заставлять это делать не надо, лучше изобразить в виде игры или сказать: ты теперь большой, попробуй сам.
Многие дети уже в три года проявляют самостоятельность и пытаются сами справиться с одеждой. Родители должны поощрять это независимо от того, с какой скоростью и как аккуратно малыш справляется. Выделите ребенку стульчик или низкий шкаф, куда он будет складывать одежду.
Однажды малыш захочет сам что-то надеть, дайте ему такую возможность, можно ненавязчиво помочь, показать, как правильно и где у кофты или штанишек перед.
Обязательно хвалите за любые попытки, чтобы у него не пропал интерес
Особенно это важно в период кризиса трех лет, когда у малыша появляется потребность действовать самому