Необщительный ребёнок: интроверсия или застенчивость?

Лечение шизофрении у подростков

Полностью вылечить шизофрению невозможно, нужно научиться жить с ней, управлять ею, а не наоборот. У больных, которые осознают свою болезнь и стараются ее контролировать, чаще наступает продолжительная ремиссия, состояние стабилизируется.

Методы лечения этого психического расстройства постоянно совершенствуются. Наибольшей результативности позволяет добиться применение лекарственных препаратов совместно с сеансами психотерапии.

Медикаментозное лечение проводится с помощью нейролептиков. Действие этих психотропных препаратов направлено на восстановление дофаминовых систем. Лекарственными препаратами корректируют состояние больных шизофренией, выраженное такими проявлениями, как:

  • депрессия;
  • бред или галлюцинации;
  • агрессия;
  • психомоторное возбуждение;
  • аутоагрессивность.

Для подростков с подтвержденной шизофренией внедрение медикаментозной терапии является обязательным, но не единственным методом улучшения качества жизни. Прием препаратов дает стойкий эффект, тем самым создает необходимую базу для продуктивной психотерапии.  

Терапевтические методы способствуют стабилизации состояния ребенка и закрепляют достигнутый результат. Наиболее часто используются следующие способы воздействия:

  1. Семейная психотерапия.
  2. Индивидуальные сеансы.
  3. Групповые занятия.

С подростками работают специалисты различных направлений: логопеды, дефектологи, психологи. Ребенок с шизофренией, даже если симптомы перестали давать о себе знать, требует регулярного наблюдения врача. Без получения соответствующего лечения он может стать тяжелым инвалидом и, в итоге оказаться в специализированном психоневрологическом интернате.

Причины детской замкнутости

· Неправильное поведение родителей:

o постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

o предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

o ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

o проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

· Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

· Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Почему малыш замкнут?

Не нужно искать в замкнутости генетические корни: мол, «папа был такой же нелюдим» или «мама тоже всегда была стеснительной девочкой». Замкнутость — это приобретенная черта характера. И приобретается она в качестве защитного механизма перед лицом опасностей мира внешнего. Так малыш пытается оградить свой внутренний мир от вторжения извне.

Что это за опасности? Замкнутый ребенок, как правило, становится таким под воздействием внешних факторов. На его характер влияют особенности воспитания (слишком строгого, например), общая обстановка в семье, а также в детском саду или в школе, пережитые им конфликты.

Иногда причины замкнутости ищут в совсем раннем детстве. Есть версия, что детки, которых после рождения на некоторое время разлучили с мамой и которые были лишены общения с ней в первые дни своей жизни, в более взрослом возрасте проявляют замкнутость чаще. вырастают замкнутыми и стеснительными. Но более достоверен факт, что согласно данным психологов, замкнутость как черту характера малыш проявляет после 1 года.

Причиной замкнутости может быть болезнь, психологическая травма, особенности темперамента, особенности воспитания. О последнем нужно сказать отдельно. На поведении малыша может сказаться как чрезмерно строгое воспитание, так и необычайная «залюбленность», при которой ребенка не отпускают даже в детский сад. Если при этом родители уделяют малышу недостаточно внимания, редко общаются с ним, почти никогда не спрашивают о том, как прошел его день и каковы его успехи – малыш замыкается в себе. Замкнутыми могут быть и дети, которые по каким-то причинам не посещали детский коллектив, например, часто болеющие малыши.

Коррекция замкнутости у дошкольника

Работу с замкнутым ребенком проводят в трех направлениях:

  • Устраняют причины, вызвавшие состояние закрытости.
  • Мотивируют ребенка на контакт с другими детьми и взрослыми.
  • Стабилизируют и уравновешивают отношения между детьми в коллективе. Для этого помогают необщительному малышу не только начать взаимодействовать со сверстниками, но и избавиться от ярлыка изгоя.

Выполнить первый и второй пункты способны сами родители, пусть и при участии психолога. Чтобы решить последнюю задачу, необходимо привлечь воспитателей в дошкольном учреждении. Однако учтите, что не во всех детских садах есть грамотные специалисты. При желании вы можете перевести своего ребенка в другую группу или даже садик, где осуществляется индивидуальный подход к детям и применяются более прогрессивные методы воспитания.

Признаки замкнутости ребенка дошкольного возраста

По мнению психологов, замкнутость у ребенка начинает формироваться после достижения им одного года. Обычно такие маленькие дети сильно привязаны к маме, на ее отсутствие реагируют весьма болезненно: плачем, криком. Они не отпускают от себя родителей надолго, к незнакомым людям относятся с опасением и отказываются контактировать с ними. С годами у ребенка проявляются и другие признаки закрытости:

  • Сложно влиться в компанию сверстников: предпочитает играть в одиночестве, будь то садик или детская площадка.
  • Чаще всего молчит, обращается к кому-либо тихо и неуверенно.
  • Скрывает собственные рассуждения, соглашается с большинством.
  • Мало с кем дружит, или у него совсем нет друзей.
  • Избегает посещения кружков, детских секций, мероприятий, где необходима коммуникация.
  • Обычно прячет руки за спиной, в карманах, не использует живую жестикуляцию.
  • Старается меньше разговаривать с кем-либо, любит отвечать фразой «Я не знаю».

Справка. По словам врачей, у замкнутых детей в дошкольном возрасте отмечаются психосоматические симптомы, выражающиеся в частом поверхностном дыхании, болях в животе, резких перепадах настроения, беспокойстве, тревоге.

Подобная модель поведения свойственна и слишком застенчивым детям. Однако застенчивость и замкнутость являются двумя совершенно разными состояниями. Застенчивый ребенок дошкольного возраста стремится к общению, переживает, что ему мешает собственная стеснительность. Закрытый ребенок не нуждается в общении совершенно. В первом случае ребенку необходимо помочь справиться с застенчивостью, во втором – найти правильный подход, чтобы ребенок захотел общаться.

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!

С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной социальной адаптации.
Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение

Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером
Учите детей знакомиться и дружить.
Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание)

Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами

Причины детской замкнутости

  • Неправильное поведение родителей:

    • постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

    • предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

    • ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

    • проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

  • Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

  • Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Психологи рекомендуют

Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов:

Закрытым дошколятам на пользу пойдут игры с тактильным контактом, например хоровод, «паровозик».
При внешних отличиях вашего ребенка от окружающих детей найдите вариант корректировки этих особенностей. Неуклюжий или заикающийся малыш считает себя хуже сверстников.

Не заставляйте ребенка общаться с посторонними людьми, ориентируйтесь на его реакцию. Позвольте дошкольнику отказаться от игры с ребятами и побыть в сторонке.

Как можно чаще зовите в гости родственников или друзей

Собственным примером покажите ребенку, что для людей очень важно общение, оно приносит приятные эмоции, например радость, удивление, восторг и т. д.

Найдите темы, интересные ребенку

Их обсуждение поможет проявить интерес к общению с другими детьми. Запишите малыша на соответствующие занятия или кружки. Встретив сверстников, увлекающихся тем же, что и он, ребенок начнет воспринимать их как друзей.

Учите дошколенка, что эмоции можно выражать словами. Научите его правильно знакомиться: здороваться, представляться, немного рассказывать о себе и прощаться. Сначала ребенок может осваивать навыки дружеского общения, экспериментируя с игрушками.

Если у вас в гостях взрослые с детьми, не предоставляйте детям развлекаться самостоятельно. Увлеките обе компании совместными занятиями, например отгадыванием загадок, настольными играми и т. д.

Находясь в незнакомом для ребенка месте, держите малыша за руку, дайте понять, что не отойдете от него. Так он будет чувствовать себя в безопасности.

Закрытые дети легче находят общий язык с детьми, старше или младше их по возрасту. Дружба с ребятами другого возраста – хорошая тренировка перед общением со сверстниками.

  • Чтением сказок и просмотром мультфильмов, основная мысль которых – дружба, совместные занятия, дайте ребенку понять, что он тоже часть коллектива.
  • Помните, что необщительных детей быстро утомляет активное времяпрепровождение. Дозируйте общение ребенка с другими детьми, позвольте ему постепенно привыкать к компании.
  • Специально провоцируйте обстоятельства, когда у ребенка появится необходимость первым обратиться ко взрослому. К примеру, на его просьбу купить новую игрушку предложите ему самому подойти к продавцу в магазине и попросить показать нужную вещь. Если ребенок не в силах сделать подобный шаг, не заставляйте его. Повторите эксперимент через несколько дней, месяц. Желание получить игрушку постепенно вытеснит застенчивость.
  • При походе в музей, театр зовите с собой детей своих знакомых. Просмотр представления или экскурсия – хороший повод обсудить их всем вместе.

И последний совет: как только ваш малыш научится справляться с замкнутостью, ограничьте свое участие до минимума. Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.

Причины подростковой шизофрении

Главным фактором развития этого психического расстройства является наследственность. Ученые выявили целый ряд генов, передающих предрасположенность к шизофрении. Но это далеко не единственный источник формирования заболевания.

Психиатры утверждают, что существует еще ряд биологических и психосоциальных предпосылок. Чаще всего триггеров бывает несколько. Самые распространенные причины шизофрении у подростков:

  • развод родителей;
  • частые ссоры в семье;
  • сильный стресс;
  • любой вид насилия – физическое, психологическое, сексуальное;
  • первый прием большой дозы алкоголя или наркотиков;
  • черепно-мозговая травма.

Статистика утверждает, что у мальчиков шизофрению диагностируют в два раза чаще, чем у девочек в том же возрасте. Причина такой закономерности неизвестна.

Последствия детской замкнутости

Внешне замкнутый ребенок может смотреться очень положительно. У не знакомых людей складывается впечатление, что ребенок просто хорошо воспитан и сдержан. Школьные учителя часто ставят в пример таких детей, так как обычно у них хорошие показатели в учебе.

Из замкнутого ребенка вырастает нерешительный человек, не способный к принятию самостоятельных решений. В подавляющем большинстве такие люди страдают комплексом неполноценности, из-за чего остаются одинокими. А так же нерешенная своевременно проблема замкнутости ребенка в дальнейшем становится причиной психического расстройства, и может привести к суицидальным попыткам.

О некоторых ошибках родителей смотри в видео.

Симптомы

Признаки шизофрении у подростков не особо отличаются от ее проявлений у взрослых. Чаще всего это такой же бред, галлюцинации, расстройство личности.

Можно наблюдать рудиментарные бредоподобные искажения мышления в виде различных страхов и фобий. Они являются навязчивыми и буквально преследуют больного. Среди них следует выделить:

  1. Страх чужих родителей. Ребенок начинает подозревать собственных родителей, что они ему не родные. Он их боится, не вступает в контакт, отказывается от еды.
  2. Страх загрязнения, который часто сопровождается навязчивым мытьем рук. Подросток делает это при любой возможности, независимо от его местонахождения.
  3. Боязнь открытого пространства – агорафобия. Больной хочет куда-то спрятаться, стать незаметным.

Следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка. Случается, что на ситуацию, которая должна бы вызвать у человека грусть или огорчение, он реагирует приступом смеха и наигранным весельем

Среди эмоциональных нарушений преобладают:

  • отгороженность;
  • замкнутость;
  • отсутствие каких-либо проявлений эмоций, однообразная реакция на происходящие вокруг события;
  • потеря интереса к ранее любимым занятиям.

Со стороны двигательных нарушений могут иметь место повторяющиеся стереотипные движения, замирание в каких-то неестественных позах, нарушение осанки, странная походка и т.п. Иногда угловатость и неловкость движений можно списать на переходный возраст или ускоренный рост подростка. Но такая закономерность работает лишь в том случае, если у ребенка присутствуют только эти проявления и со временем они не усугубляются.

Признаки замкнутости

  • Малыш редко общается или вообще молчит. Если же он к кому-то обращается, то делает это очень тихо.
  • Ребёнок плохо приспосабливается к новым людям (в детском саду, первом классе, к детям на игровой площадке). Он держится от других детей в стороне и просто наблюдает за ними.
  • У него нет личного мнения. Он либо соглашается с другими, либо вообще молчит.
  • У сына или дочери нет друзей, товарищей, знакомых. А если и есть, то он общается с ними по исключительным случаям.
  • У ребёнка непонятные увлечения.
  • У малыша проблемы в учёбе. Чаще всего сложности возникают с теми предметами, где требуются коммуникационные умения.
  • Сын или дочь часто плачет. На любую трудность у таких детей одна реакция – слёзы.

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

  • Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);

  • Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;

  • Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);

  • У него нет друзей;

  • Малыш боится всего нового;

  • Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;

  • Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Терапия деперсонализационного расстройства

Так как данное расстройство индивидуально для каждого больного, то и лечение подбирается для каждого пациента отдельно.

Как уже говорилось, непродолжительные случаи деперсонализации лечения не требуют, но дискомфорт поможет устранить психоанализ.

Если виновником деперсонализации стал прием наркотических веществ, то проводится дезинтоксикация организма. Гормональное лечение понадобится, если причиной расстройства стала эндокринная патология.

Деперсонализация на фоне депрессии, панических атак, шизофрении психиатр назначает комплекс транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков. Показаны такие препараты:

  • «Декортен»;
  • «Сероквель» в сочетании с «Анафранилом»;
  • «Цитофламин»;
  • «Кавинтон»;
  • «Налоксон»;
  • витамин С с такими препаратами, как «Амитриптилин», «Сонапакс», Клопирамин», «Кветиапин».

Некоторым пациентам приходится принимать психотропные препараты пожизненно, так как вылечить синдром полностью не удается. Лекарственные средства позволяют им погасить тяжесть переживаний, вызванных расстройством.

Когда симптоматические проявления снимаются, приходит время психотерапии

Специалист проводит с пациентом ряд сеансов, на которых выявляет причины расстройства восприятия, переключает внимание больного на других людей, учит в дальнейшем справляться с возникающими приступами раздвоения

Эффективный метод избавления от деперсонализации – запоминать странные чувства и потом рассказывать их психологу. Последний, в свою очередь, приучает пациента не боятся таких случаев, и они постепенно сходят на «нет».

Также с успехом используется аутотренинг и гипноз, они наиболее эффективны вместе с разъяснительной терапией.

В качестве дополнительных мер может быть назначено:

  • иглоукалывание;
  • успокоительный массаж;
  • фитотерапия;
  • прием антидепрессантов;
  • физиотерапия;
  • гомеопатия.

Психотерапевтические техники подкрепляются социальной реабилитацией: пациенту советуют чаще бывать на людях, ходить в музеи, театры и т.д. Это дает ощутимый результат в лечении и восстановлении.

Бывает, что люди с тяжелой степенью деперсонализации негативно относятся к реабилитационной программе, пассивны. В этом случае прибегают к помощи близких пациента, которые буквально вытаскивают родственника «в свет».

Разновидности

Современная психология разделяет несколько форм синдрома деперсонализации, отличающихся между собой своеобразием восприятия окружающего мира и себя:

  1. Аутопсихическая деперсонализация – обостренное ощущения своего «Я», нарастание ощущения его утраты. Человеку кажется, что в нем живет, чувствует себя вольготно и действует по-своему какой-то незнакомец. Такое раздвоение заставляет страдать и испытывать дискомфорт, отвергать себя же. Социальные контакты затруднены.
  2. Аллопсихическая деперсонализация – дереализация. Окружающее воспринимается как сновидение, мир видится, как сквозь мутное стекло. Все кажется чужим и враждебным: звуки гулкие, предметы – нечеткие, люди – на одно лицо. Мысли и движения автоматические, дезориентация, дежавю.
  3. Анестетическая деперсонализация — повышается внутренняя ранимость при совершенной внешней бесчувственности.
  4. Соматопсихическая деперсонализация, характеризующаяся патологическим восприятием своего тела и его функций. Она самая необычная: человеку кажется, что у него нет волос или отсутствует одежда, части тела видоизменились и живут своей отдельной жизнью. Прием пищи затруднен — горло «не хочет» проталкивать еду, нет желания питаться. Меняются вкусовые ощущения, чувствительность снижается к температуре воздуха и воды.

Первые действия для помощи

Поэтому родителям стоит обратить внимание на то, какие действия необходимо сделать, чтобы помочь ребенку стать более успешным в обществе. Могут помочь такие шаги:

Прислушиваться к школьнику. Пусть он рассказывает вам все, что происходит у него в школе, с кем дружит, что его интересует. Внимательность к внутреннему миру ребенка поможет ему лучше понять себя, выработать новые стратегии поведения.
Внимательно следить за невербальными (несловесными) проявлениями эмоций. Не всегда ребенок думает то, что говорит

Родители могут увидеть, насколько важны для него те или иные вещи, если будут обращать внимание на проявление эмоций ребенка.
Во время беседы со школьником обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует, рассказывая про разные моменты в жизни. Это поможет найти более важные вещи, помочь разобраться с тем, что волнует школьника, что для него является важным.
Помогайте ребенку высказывать свои эмоции

Чтобы вытянуть школьника на откровенный разговор, родителям самим следует быть открытым к общению. Если ребенок увидит, что ему доверяют, с ним делятся какими-то эмоциями, секретами, то это поможет школьнику стать более открытым к новому общению. Он сможет доверять взрослым, что поможет лучше понять свои эмоции и разобраться в своих эмоциях.
Пробуйте понять, какие эмоции переживает ребенок. Попробуйте поставить себя на его место, чтобы лучше понять эмоциональный внутренний мир школьника. Это поможет наладить с ним отношения.
Показывайте поддержку ребенку. Он должен чувствовать, что его понимают, поддерживают, понимают.

Что это такое?

Замкнутость — это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости — следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.

В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого — мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.

Так как распознать замкнутого ребенка?

Причины детской замкнутости

  • Неправильное поведение родителей:

    • постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

    • предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

    • ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

    • проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

  • Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

  • Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Диагностика

Куда обратиться в первую очередь, если есть подозрения, что у подростка прогрессирует психическое расстройство? Первичный осмотр может провести любой из перечисленных специалистов:

  • психолог;
  • психиатр;
  • невролог;
  • нейропсихолог;
  • дефектолог.

Изучив симптомы, врач направляет пациента на дальнейшее обследование, выявление сопутствующих соматических нарушений.

К процессу борьбы с заболеванием обязательно должны быть подключены родители. Для эффективного взаимодействия врача и подростка следует помнить о специфичности переходного возраста, а также индивидуальных особенностях больного.

Задача врача:

  • показывать толерантное отношение к ребенку, признавать естественность существования у него тревоги, напряжения и подозрительности, выражать понимание по поводу нежелания подростка общаться с психиатром;
  • учитывать возможные препятствия для восприятия подростком информации, в частности из-за наличия вербальных галлюцинаций, тяжелых нарушений концентрационной функции внимания;
  • всегда внимательно выслушивать больного, воспринимать серьезно любую предоставленную информацию, расспрашивать о деталях, используя употребляемые им термины;
  • придерживаться оптимальной дистанции с ребенком, учитывая его потребности в личностном пространстве, например, не возражать, если больному будет легче разговаривать с вами во время игры, ходя по кабинету;
  • продемонстрировать стремление помочь;
  • подробно объяснить ребенку и родителям, в чем будет заключаться процедура оценки состояния ребенка;
  • сбор информации проводить постепенно, по мере формирования доверия со стороны ребенка и его родителей;
  • познакомить подростка и его родителей со специалистами, которые будут участвовать в осуществлении психосоциального вмешательства.

Специалист, который предоставляет квалифицированную психиатрическую помощь ребенку с шизофренией, должен учитывать стадию ее развития, тяжесть и механизмы нарушений адаптивного поведения, наличие особых образовательных проблем, ситуацию в контексте семьи.

Так как распознать, что ребенок нелюдим?

Речь. Малыш либо вообще не разговаривает, либо разговаривает мало и тихо.

Коммуникабельность. Новый коллектив для него – стресс

Неважно, вышли вы погулять на детскую площадку или отвели ребенка в детский сад, даже спустя долгое время ребенок будет с опаской относиться к этому месту, к детям, которые его окружают, и держаться в сторонке.

Личное мнение. У замкнутого ребенка оно, может, и есть, но о нем никто не знает: он либо отмалчивается, либо всегда согласен с остальными.

Друзья. Они в жизни замкнутого ребенка – очень редкое явление.

Хобби. Не удивляйтесь, если вместо щенка кроха попросит игуану.

Обучение. Ему сложно даются предметы, которые требуют навыков устного рассказа и взаимодействия с другими детьми. Физкультура, литература – таких предметов в школьном расписании довольно много.

Настроение. Смена настроения может быть резкая. И слезы у такого ребенка всегда на подходе.

Адаптация к школе. Она протекает тяжелее, чем у более общительных сверстников.

Здоровье. Очень часто симптомы указывают на какое-либо заболевание, но врачи по результатам обследований разводят руками и говорят, что болеет малыш на нервной почве. Психосоматические боли в животе, головные боли, затрудненное дыхание, скованность движений – признаки замкнутости.

Что такое детская замкнутость

Иногда родители путают замкнутость с застенчивостью. Немудрено, потому что и замкнутые, и застенчивые малыши на многое реагируют схожим образом: на незнакомцев, на перемены в привычном жизненном распорядке, на все новое, с чем сталкиваются.

Но есть и разница. Скромный, застенчивый ребенок к общению стремится. Да, оно может сложиться как-то не так, и он будет переживать, но он нуждается в компании. Все иначе с замкнутым малышом, который пытается отгородиться от остального мира. Он просто не испытывает потребности в общении, потому что не понимает: а зачем оно, если и так неплохо? Поэтому и действия родителей должны быть разными. Стеснительного малыша нужно учить общаться, а замкнутого – мотивировать и стимулировать, приучая к детскому коллективу.

Что делать родителям?

Дети дошкольного возраста очень чувствительны и ранимы

Требуется большая осторожность и тактичность, чтобы общаться с ними, обучать их. Не подавляйте ребенка сильным психологическим и тактильным воздействием: не следует пристально смотреть ему в глаза, тормошить или трясти, чтобы он вышел из задумчивого состояния

Важно. Если у ребенка уже был отрицательный опыт общения, вовлекайте его в неприятную или сложную для него ситуацию так, чтобы он не понял, что вы делаете это намеренно. Откажитесь от настойчивости, не заставляйте ребенка против желания идти на контакт

От замкнутости не избавиться моментально.

Создайте для ребенка тихую, уютную, спокойную обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. К примеру, когда разговариваете с ним, возьмите его за руку, посадите на колени, погладьте по голове. Найдите время, чтобы понаблюдать за малышом: чем обычно занимается, какие игры любит. Не старайтесь вовлечь ребенка в незнакомое для него занятие. Вносите разнообразие в игры постепенно, показывайте, как интересно играть вместе, а не в одиночестве, делитесь с малышом собственной радостью.

Вы можете заметить первые успехи через довольно короткий промежуток времени. Но не стоит обольщаться и расслабляться. Вы лишь немного пробили барьер замкнутости, дальше вас ждет длительная и кропотливая работа, без ощутимых результатов. После налаживания контактов с близкими людьми ребенку предстоит долго адаптироваться к окружающему миру. Попытки ускорить этот процесс могут дать обратный эффект.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: