Откуда берутся воображаемые друзья?
Невидимые приятели появляются у детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста, и могут принимать различные формы: мальчика Жени и девочки Маши, веселой собаки и отважного супергероя. «Беседовать» может любимая кукла и даже растение: «Пока я был в садике, Цветочек соскучился и просит его полить»
Чаще всего воображаемые друзья у ребенка возникают из-за отсутствия реальных товарищей. Таким необычным способом малыш компенсирует недостаток общения. Случается и так, что у крохи есть приятели-сверстники, но с ними он не чувствует собственную значимость, а с выдуманным другом он может стать лидером и победителем.
Еще одна распространенная причина – перекладывание вины на невидимого товарища за свои многочисленные проделки. Это уже проявление так называемого синдрома Карлсона, который встречается у детей, воспитывающихся в чрезмерной строгости.
Иногда дошколята находят у воображаемых приятелей поддержку, ведь вдвоем не так страшна темнота и различные чудовища. Вероятность возникновения подобной «дружбы» увеличивается, если малыш стесняется рассказывать о страхах или взрослые считают детские опасения несерьезными.
Что делать родителям?
Если к вашему чаду однажды прилетит своей Карлсон, прежде всего, не поддавайтесь панике. Как говаривал этот милый герой: «Спокойствие, только спокойствие!» Наши полезные советы помогут вам правильно отреагировать на воображаемого друга малыша.
Не стоит говорить, что вымышленные приятели – признак психического нездоровья, иначе дети поверят, что они не такие, как все. – это абсолютно нормальное явление.
Подавлять детское воображение также не следует, напротив, подыграйте малышу. Поставьте тарелку для невидимого товарища, расстелите ему постель, внимательно слушайте все приключения с его участием.
И все же, не выступайте инициатором общения с выдуманным персонажем. Не спрашивайте у ребенка, пойдет ли его «друг» на прогулку вместе с вами. Дождитесь, когда сын или дочка вспомнят о нем и предложат вам включиться в игру.
Не позволяйте ребенку перекладывать вину за собственные проступки на товарища. Дошкольник должен отвечать за плохое поведение, а вам нужно напоминать о возможном последствии
Если малыш все равно винит в раскиданных игрушках расшалившегося Карлсона, предложите убраться в комнате вместе с ним.
Важно, чтобы ваше чадо как можно чаще общалось и взаимодействовало с другими детьми. А еще разнообразьте детскую жизнь новыми переживаниями: гуляйте в интересных местах, посещайте выставки и зоопарк, ходите в кукольный театр
Реальные впечатления понемногу вытеснят придуманных друзей.
Не забывайте уделять больше внимания маленькому выдумщику. Чувство защищенности и собственной значимости подарят совместные игры, чтение сказок, просмотр мультиков. Важен и телесный контакт – поцелуи и объятия очень сближают родителей и малышей.
Если же в вашей семье «поселился» видимый только ребенку забавный котенок или щенок, попробуйте заменить его настоящим домашним питомцем. Вероятно, именно так проявляются детские мечты о четырехлапом друге.
Впору бить тревогу и звать на помощь детского психолога в следующих ситуациях: ребенок чересчур зависим от придуманного друга, путает вымысел и реальность, а его фантазии безрадостны, мрачны, изобилуют жестокими сценами.
Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально.
Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям.
И даже, если вокруг нет ни одного подходящего предмета для очередной выдумки, малыш вполне легко может придумать себе невидимого друга и собеседника.
Как же родителям реагировать на наличие придуманных друзей у ребенка, что делать если возникают воображаемые друзья детей?
Вымышленные животные
Если в вашем доме появился призрачный щенок или котенок — то стоит заменить его настоящим. Наверняка, ваш малыш уже долго мечтает о четырех-лапом друге.
В вымышленных друзьях есть и своя польза
: таким образом дети улучшают свои навыки общения с ровесниками и взрослыми, учатся решать собственные проблемы.
Наличие придуманного друга говорит о том, что ваш ребенок обладает прекрасной фантазией — творческая личность. К тому же, ему всегда есть кому доверить свои самые сокровенные секреты и мысли.
Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.
Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.
Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.
Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.
Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.
Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.
На что нужно обратить внимание
Как известно, пребывание в вымышленном мире – один из признаков серьезного психического нарушения.
Как отделить обычное фантазирование от патологии?
Прежде всего, обратите внимание на общее состояние ребенка. Не стал ли он более агрессивным с появлением воображаемого друга? Хорошо ли он спит? Насколько готов к общению?
Важно, чтобы ребенок, несмотря на наличие такого “друга”, отделял фантазии от реальности, мог бы с легкостью выходить из вымышленного мира ради общения с родителями и сверстниками
Если малыш “заигрывается”, если фантазии берут над ним верх, появляются другие настораживающие признаки (страхи, видения и прочее), стоит обратиться к специалисту.
Важно, чтобы ребенок, несмотря на наличие такого “друга”, отделял фантазии от реальности, мог бы с легкостью выходить из вымышленного мира ради общения с родителями и сверстниками. Если малыш “заигрывается”, если фантазии берут над ним верх, появляются другие настораживающие признаки (страхи, видения и прочее), стоит обратиться к специалисту. . Агрессия, сильная тревога или высокий уровень страхов наряду с уходом в мир фантазий также являются поводом для обращения к психологу и подробной диагностики.
Агрессия, сильная тревога или высокий уровень страхов наряду с уходом в мир фантазий также являются поводом для обращения к психологу и подробной диагностики.
https://youtube.com/watch?v=VskujA_QxAw
Почему появляется выдуманный друг детства?
И другой вариант, тоже возникающий из-за специфики социальной жизни детей: потребность в проигрывании сюжетов, где ребенок становится старшим, более опытным, успешным. Эта ситуация нередко возникает у младших детей в семьях, где их избыточно воспитывают не только родители, но и старшие сестры и братья. В таком случае ребенок обучает воображаемого «младшего» своим навыкам, использует реплики, услышанные от родителей и сиблингов.
Вторая возможная причина — страх и потребность в поддержке. В таком случае воображаемый друг детства возникает в соответствии с тем же механизмом, что и у взрослых. Только взрослые не дают волю фантазии, а ограничиваются рассказами об «одном знакомом, у которого возникла такая проблема». А дети проигрывают ситуацию полностью.
Запускают появление выдуманного друга в таких случаях обычно стрессовые ситуации: переезды, болезни, смерть родственников или питомца, ссоры родителей и т. д.
Третья причина — опасение последствий своих шалостей. Как быть, если конфету хочется, а мама запретила? Что делать, если на стене ну очень хотелось порисовать, а теперь страшно, что отругают? Наверняка спасет выдуманный друг — неуловимый товарищ, которому за проделки ничего не будет. А сам ребенок вроде бы ни в чем и не виноват.
Иные причины
Могут быть и другие причины:
1. Фантазии. Одни малыши начинают разговаривать с игрушками, а другие, у которых более развито воображение, стараются придумать себе друзей. Не нужно одергивать кроху и ругать за «ложь», иначе малыш замкнется в себе, не научится мечтать, а главное – потеряет доверие к вам. Лучше сделать так, чтобы его фантазия направилась в другое русло: сочините вместе сказку, придумайте продолжение рассказа, нарисуйте несуществующее животное.
2. Одиночество. Ребенок придумывает себе друзей от скуки, если он одинок и испытывает недостаток в общении. Обязательно следует уделять малышу больше внимания.
3. Подражание. Необходимо прислушаться к тому, что говорит ребенок. Наверняка он ругает несуществующего друга или учит чему-либо. Вам это ничего не напоминает? Скорее всего, кроха использует ваши фразы или фразы воспитателя в детском садике. Всем детям свойственно подражать взрослым, они хотят казаться большими и тоже влиять на кого-то. Если слова ребенок произносит без агрессии, то не стоит беспокоиться. Просто сыграйте с ним в дочки-матери, где роль дочки возьмите на себя.
4. Страх. Ребенок нуждается в поддержке и ищет ее в своем вымышленном друге. В одиночку очень страшно, а если вместе, то не так. В особенности, если родители не хотят ничего знать о тревогах своего малыша: вспомните, отмахиваетесь ли вы от ребенка и от его глупых, как вам кажется, страхов. Относитесь к этому серьезно: малыш может испытывать настоящий ужас! Спокойно нужно разъяснять ему, почему бояться не стоит, рассказать о том, как вы испытывали страх в детстве, но справились с этим, купите ночник и т.д.
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
5. Боязнь наказания. Если ребенку свойственно ломать или разбрасывать игрушки и «валить» все на воображаемого друга, подумайте о том, часто ли вы ругаете малыша. Объясните спокойным голосом, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки все равно придется собирать хозяину. Никаких запретов устанавливать не нужно, пусть продолжает общаться с несуществующим другом, иначе он будет это делать тайно. Лучше выясните причину этого явления и устраните ее.
Мнение учёных
Если прежде принято было считать синдром Карлсона (ещё одно название феномена вымышленных друзей) отклонением от нормы, то сегодня мнение специалистов кардинально изменилось. Воображаемые друзья – это обычное и нормальное явление для многих детей на различных этапах развития.
По данным американских исследований, проведённых в 2004 году, порядка 65 % детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют воображаемого друга. «Оптимальный» же возраст для возникновения этого явления – от 3 до 11 лет. Об этом, в частности, говорит Стефани Карлсон, профессор Университета Миннесоты.
Хотя психологи согласны с тем, что воображаемые друзья у детей не должны вызывать беспокойства у родителей, не совсем понятно, почему одни малыши их придумывают, а другие нет. Согласно некоторым предположениям, отношения с невидимыми персонажами удовлетворяют потребность ребёнка в дружбе и более распространены среди первенцев и единственных детей в семье.
Учёные говорят о том, что вымышленные друзья удовлетворяют 3 фундаментальные психологические потребности.
- Компетентность. В этом случае ребёнок берёт на себя лидирующую роль. Он считает себя более умным, более умелым, знающим, старается «обучить» чему-то своего выдуманного товарища.
- Отношения и дружба. Хотя невидимые компаньоны – это лишь издержки воображения, малыши относятся к ним так же, как к реальным друзьям. Но при этом с лёгкостью моделируют любые ситуации, невозможные в настоящей жизни.
- Автономия. Выдуманный друг даёт ребёнку чувство контроля. Малыш может вызвать его в любой момент в своём воображении, может выдумать любую историю с ним, «подчинить» его себе. С его помощью ребёнок даже может манипулировать родителями.
Также исследования показали, что воображаемые друзья чаще встречаются у девочек. Причём маленькие девочки обычно берут на себя «педагогическую» роль, а их компаньоны принимают форму детёнышей животных или маленьких детей. Выдуманный друг у мальчика – это персонаж, который более компетентен, чем он, к примеру, супергерой, старший товарищ, какое-то взрослое и сильное животное.
Причины, по которым у ребенка может появиться воображаемый друг
1. Иногда родители слишком сильно опекают ребенка. Это, несомненно, является проявлением заботы, но излишняя строгость может повлечь за собой появление воображаемого друга. Ведь в своих фантазиях ребенок может баловаться, прыгать по лужам, не кушать невкусную еду и попадать в различные приключение, то есть все то, чего не разрешают родители. Ребенок очень хочет избавиться от излишней опеки родителей и поэтому придумывает себе того, с кем он может играть не думая о том, что они скажут.
Стоит давать ребенку больше свободы и самостоятельности, не стоит заставлять его есть то, что он не хочет, даже если это полезно. Не нужно заставлять ребенка доедать, если он наелся. Также необходимо быть терпимее к ребенку, понимать, что детство – пара, когда хочется побегать, попрыгать и потопать в луже.
2. Если ребенок является одним в семье, к тому же часто болеет или же просто не ходит в детский сад, ему может не хватать общения, которое он компенсирует воображаемым другом. Одиночество очень частая причина появления таких друзей, ведь обычно родители не могут найти время для игр с ребенком, и ему приходиться играть одному. Поэтому он находит такой своеобразный выход и спасение от одиночества.
Важно проводить время с ребенком, чтобы он чувствовал, что родители любят его и у них всегда найдется для него время. Не стоит отмахиваться от детей, когда они просят поиграть
3. Родители могут понаблюдать за тем, как ребенок общается со своим воображаемым другом. Какими фразами хвалит его или же ругает. Часто родители могут узнать в них свои фразы, или же фразы учителей и воспитателей. Дети хотят поскорее стать взрослыми, чтобы иметь на кого-либо влияние. Если ребенок играет спокойно, можно не переживать. Но если же он проявляет агрессию, стоит задуматься, пересмотреть свое поведение к нему, или же расспросить его о том, как к нему относятся в детском саду
Важно, чтобы родители вели себя при ребенке адекватно и не агрессивно
Также семейные ссоры и конфликты могут значительно ухудшить психическое состояние ребенка, поэтому не стоит ругаться при нем. Лучше обсудить все спокойно. А также не нужно кричать на ребенка, а тем более применять физические наказания. Это может повлечь за собой агрессию в сторону родителей, сверстников, домашних животных и так далее.
4. Ребенку нужна поддержка, когда он боится. Если родители не уделяют его страхам должного внимания, считая, что это глупости и отмахиваясь, он станет искать поддержки у своего воображаемого друга, ведь переживать страх одному сложнее, чем с кем-то, даже если этот кто-то всего лишь плод воображения.
Важно поддерживать своего ребенка, дать понять, что родители понимают его чувства и не смеются над эго страхами. Аккуратно объяснить, чего стоит бояться, а что не представляет опасности
Необходимо слушать и слышать ребенка.
5. Если ребенок что-либо разбил, сломал или устроил погром и говорит, что это сделал не он, а его воображаемый друг, он просто боится быть наказанным. Вполне возможно, что родители слишком сильно его наказывают. Им стоит задуматься о методах воспитания и что-либо изменить в процессе наказания, чтобы ребенок не боялся признаться в своих ошибках.
Проблема гиперопеки
Часто ребенок испытывает давление со стороны родителей. И это не всегда наказания или запреты. Избыточная опека не оставит места внутри ребенка для собственного «я», загонит в угол быстрее любого насилия. Именно из-за чрезмерной опеки взрослых он «убегает» в выдуманный мир к воображаемым друзьям. Развитие событий может происходить в двух направления:
- В воображаемом мире, ему можно все то, что запрещают родители: завести щенка, есть варенье ложками, гулять по крыше.
- Он играет роль родителя и выстраивает свое поведение соответственным образом: ограничивает своих выдуманных друзей, запрещает, наказывает. В таком случае, его выдумка сделает друзей беспомощными. Это хороший пример для родителей: взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующий вывод: ребенку понимание необходимо больше, чем правила поведения.
Чувство вины
Невротическое чувство вины испытывают не только взрослые, но и дети. Для того, чтобы снять напряжение, дети существуют в придуманном мире с выдуманными друзьями. Здесь появляется модальность наказания: ребенок может наказать своего придуманного друга, (или рассказать как того наказали) или счастливо избежать наказания (оно должно было быть, но случилось нечто, и все обошлось).
Нехватка впечатлений
Первый признак недостатка впечатлений это то, что в рассказах ребенка появляется множество приключений, фантастических миров, путешествий.
Даже взрослому надоедает жить в постоянном круговороте дом-работа-дом. Уже через некоторое время мы лезем на стену, глотаем антидепрессанты и обращаемся к психологу. В отличии от детей, у взрослого гораздо больше возможности разбавить повседневную рутину: сходить в гости или в клуб, засесть в Интернете и насытиться виртуальным общением, пообщаться с друзьями вживую. Вашему мальчику или девочке все это недоступно, он полностью зависит от родителей. И многие просто не задумываются о том, что жизнь ребенка — это тоже рутина: Будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультики, ужин, горшок и сон. Если мама прочитает волшебную сказку про приключения на ночь, то это здорово. А утром снова одно и то же: будильник, детский сад… Единственное нескучное место — это воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно попасть в любое захватывающее приключение, так отличающееся от повседневной серой жизни. Припомните, куда вы ходили с ребенком последний раз, кроме собственного двора со сломанными каруселями? Малышу жизненно необходимы новые впечатления, и одного раза в неделю ему не хватает. Определенным выходом из ситуации может стать детский сад, который работает по определенной программе, насыщенной множеством значимых для детей «событий». Здесь присутствуют некоторые «но». Как правило, работающие по такой программе садики — платные, что может стать проблемой для мам в декрете, а с другой стороны, такие мероприятия требуют присутствия родителей, что сложно для работающих мам. И кроме того, не многие дети выдерживают большое количество впечатлений, как известно, чрезмерность не очень хороша.
Методы исследования
Основным способом получения информации о воображаемых друзьях является интервью. Исследователи часто обращаются к родителям с просьбой описать воображаемых друзей их детей. Однако в целом ряде исследований были показаны внушительные расхождения между описаниями детей и их родителей. Например, один родитель сказал, что у его сына есть воображаемый друг – мальчик Нобби, с которым они вместе играют. Когда психологи спросили ребенка, с кем он играет, то мальчик сердито сказал, что он общается с Нобби, но никогда с ним не играет, потому что Нобби уже 160 лет, он бизнесмен навещает мальчика в промежутке между деловыми поездками, чтобы «обсудить разные вещи». Но бывают и случаи, когда родители не подозревают о существовании таких друзей. Например, мама одной девочки узнала от нее,
4 Svendsen M. Children’s Imaginary Companions // Archives of Neurology and Psychiatry. – 1934. – P. 988–989.
что той очень нравится общаться с Майклом Розом. Когда мама решила познакомиться с ним и пришла для этого к педагогу в детский сад, то оказалось, что такого человека не существует. Дома, получив ответы на вопросы о Майкле Розе, мама, среди прочего, узнала, что у него есть амбар с жирафами.
Очевидные сложности, которые возникают при интерпретации результатов данных, сообщаемых родителями, не снимаются при интервьюировании самих детей. Иногда дети просто не понимают, что такое «воображаемый друг», и на вопрос, есть ли он, могут ответить утвердительно и описать реального ребенка или игрушку, которая все время лежит в коробке. Но самое неожиданное состоит в том, что часть детей, стараясь ответить на вопрос, тут же создают такого друга в своем воображении. М. Тейлор приводит пример беседы с девочкой, которая сказала, что ее воображаемые друзья – две птички, мальчик и девочка. Когда экспериментатор спросил, сколько всего у девочки воображаемых друзей, она показала две ладошки: «Очень много птичек! Один – мальчик и одна – девочка!» Другой мальчик, родители которого заявляли о том, что у него нет воображаемого друга, сказал, что он играет с гигантским пингвином, который постоянно попадает в неприятности, сбивая фонарные столбы. Через неделю на повторном интервью, он заявил, что никаких воображаемых друзей у него нет. Подобные непоследовательные высказывания детей не означают их неправдоподобность, но предполагают определенные сложности при анализе полученной информации.
Другим источником информации являются воспоминания взрослых о своем детстве. Хотя в некоторых случаях они могут быть достаточно детализированными, в большинстве случаев дети довольно быстро забывают воображаемых друзей. Ч. Шафер опросил более 800 учеников старшей школы на предмет наличия у них воображаемых друзей в детстве. Лишь чуть более 18% респондентов смогли вспомнить подобные явления.
Что делать родителям
Мамам и папам не следует ругать ребенка за придумывание друзей. Также не нужно подсмеиваться и проводить “сеансы разоблачения”. Воображаемый мир от этого никуда не денется, просто ребенок начнет его скрывать и все больше уходить в мир фантазий.
Просто принимайте, что так есть, и это этап в развитии вашего ребенка, который пройдет с возрастом. Можно даже использовать “друга” для обучения вашего ребенка
Например, если малыш спит на самом краю кроватки, чтобы “не мешать другу”, обратите его внимание на то, что не стоит ущемлять свои интересы, а лучше делить постель поровну
Пусть воображаемый персонаж будет ресурсом для вас и ребенка, а не поводом для беспокойства. Разделите с малышом его игру, но лучше не влезайте в нее без спроса. Если ребенок захочет, он сам будет рассказывать вам о своем друге.
Когда стоит бить тревогу?
В следующих случаях разумно обратиться за квалифицированной помощью:
1) отношения вашего ребенка с воображаемым другом начинают носить деструктивный характер;
2) он становится от них зависимым;
3) эти отношения не дают ребенку подружиться с кем-нибудь и иметь настоящего друга.
Если у ребенка друзей мало или их вовсе нет — это еще не показатель того, что он несчастлив или одинок. Однако убедиться, так ли это, все же не помешает. Детский психолог Лаверн Антробус считает, что «у разных детей — разные потребности; одним нравится иметь много приятелей, другим достаточно одного-двух близких друзей, а третьим (что бывает крайне редко) и вовсе друзья не нужны.
Будучи родителем, вы можете проверить, какое место в иерархии потребностей у вашего ребенка занимает дружба: если она не имеет большого значения в его жизни и он является вполне самодостаточной личностью, тогда не стоит слишком переживать по этому поводу.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by