В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?

Потребность быть членом семьи

Это немаловажный фактор, на который обязательно следует обратить внимание. Не секрет, что дети лучше всего себя ощущают в полных семьях

Чем больше внимания им уделяется, тем лучше. Если имеется такая возможность, лучше всего, чтобы в течение дня к малышу подходили оба родителя попеременно. Присутствие бабушек и дедушек тоже никогда не станет лишним.

Ребенок еще не может этого окончательно осознать, однако интуитивно воспринимает то, какие отношения складываются между родственниками, какое он сам занимает место в семье. Замечательно, если у взрослых присутствует стремление понять друг друга

Задавая себе вопрос, когда ребенок начинает узнавать маму, необходимо обратить внимание и на этот момент

Подростки (от 12 до 16 лет)

Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

Ребенок дошкольного возраста

Понятно, что от двухлетки никто не ожидает пока логических заключений и анализа ситуации. Ну а трехлетний-то ребенок уже должен что-то понимать, ведь он так сопротивляется родительским указам. Так?

Совершенно не так. Психическое развитие детей вплоть до семи лет находится на уровне, не позволяющем понимать последствия поступков даже тогда, когда эти последствия угрожают самому малышу. Дети могут только запомнить примеры из опыта: если бросить тарелку, она разобьется. Если перебегать дорогу, родители будут ругаться и рассказывать про аварии и т. д. Понять заранее, что от них требуется, без опыта и знаний, дети не могут. Ни мозг не готов, ни опыта нет. И спрашивать ребенка, понимает ли он вообще, что будет, если съесть вон те ягоды или всунуть палец в розетку, смысла нет. Он не понимает, но может запомнить объяснения.

Чтобы уберечь от опасностей малышей, надо довольно много раз понятными словами объяснить, почему мы поступаем так, а не иначе. С 4-х лет можно подключать игровые методы, например, перед дорогой вспоминать правила юных скаутов, тайных разведчиков, которые выполнят задание, только если вовремя посмотрят направо и налево и не забудут взять друга за руку. На помощь придут и сказки: не стоит убегать от мамы-папы-бабушки, как Колобок, это плохо заканчивается.

Мама в 30. Плюсы и минусы нового тренда

Из отчета Росстата следует, что в 2020 году пять россиянок старше 60 лет родили первенцев, еще 14 — вторых и последующих детей. Сдвиг в сторону более поздних рождений — это глобальный тренд, который наблюдается уже последние лет 40, рассказал заместитель заведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Шульгин. Его слова приводит РИА «Новости».

По его словам, в России средний возраст рождения для женщины — около 27 лет. Как отметил Шульгин, тренд является очень медленным, но устойчивым.

Акушер-гинеколог Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Юлия Кубицкая в беседе с «360» отметила, что в этом тренде нет ничего плохого, однако и затягивать с рождением детей она все же не рекомендует.

Осознанное решение

«Ничего страшного в этом нет, на самом деле, потому что женщина более взрослая, более понимающая, сможет обеспечивать своих детей. Ну, конечно, и затягивать с этим не надо», — заметила Кубицкая. По ее словам, оптимальный возраст для рождения ребенка — это до 40 лет в нынешнее время.


Источник фото: Pixabay

При этом с точки зрения биологии возраст с 18 лет был бы идеальным. По данным Кубицкой, средний возраст рождения ребенка сейчас 32 года. Даже 25-летних женщин мало бывает, отметила акушер-гинеколог. По ее словам, сейчас возраст рожениц бывает и выше 40 лет.

Как объяснила Кубицкая, с точки зрения биологии это плохо, а с точки зрения социализации это может быть и лучше.

«То есть дети имеют благополучных родителей, которые их сознательно рожают, которые ими занимаются. Они уже знают, что хотят. Они уже пользуются контрацепцией. Они рожают детей не тогда, когда получается, а тогда, когда хотят», — рассказала Кубицкая. Запланированные дети — это, как правило, после 30 лет, либо молодые восточные женщины.


Источник фото: Pixabay

Говоря о женщинах, которые рожают после 30 лет, акушер-гинеколог отметила, что, наверное, они планируют детей после реализации предыдущих планов, таких как получить высшее образование, найти работу.

С медицинской точки зрения оптимальный возраст для рождения ребенка для женщины — это +/- 25 лет. При этом все зависит от биологического возраста и здоровья женщины, четко сказать, что в определенном возрасте нужно рожать, нельзя.

Свобода в общественной оценке

Семейный психолог, психотерапевт в Центре системной семейной терапии Марина Слинькова также считает, что это связано с тем, что есть более достойная медицинская поддержка, вообще, в обществе поменялось отношение к более поздним детям, а также люди сначала хотят добиться социальной реализации.

«Это тоже удобно в целом, когда ты реализовался, обеспечил себе уже какое-то жилье, положение более-менее», — отметила психотерапевт. Также Слинькова считает, что сейчас люди начали более осознанно относиться к своим желаниям, меньше стали работать некоторые шаблоны.


Источник фото: Pixabay

«Есть больше мнений, и они, в общем-то, все в обществе себя реализуют и вполне нормально воспринимаются», — добавила Слинькова.

По ее словам, люди больше прислушиваются к себе: хотят они или не хотят, имеют они возможность или нет. Иногда это более ответственное отношение к родительству, а иногда у людей фокус больше на себе, и это тоже вполне имеет место.

Раньше было больше принято иметь поддержку со стороны бабушек, прабабушек, сейчас они меньше включаются, а значит, нужно рассчитывать на себя, нужно заработать на няню. При этом Слинькова считает, что тенденция более позднего рождения продолжится.

Психотерапевт отметила, что хорошо, что возраст рожениц увеличивается, но у всего должен быть предел. Она поделилась историей из личной практики, когда у 50-летних супругов после рождения ребенка начинаются проблемы из-за того, что у них нет энергетического тонуса на то, чтобы играть и общаться.

Осознанная улыбка

Такую значимую деталь просто невозможно не заметить. Ее еще называют социальной улыбкой, поскольку она впервые обращена на взрослого. Малыш радуется в ответ на реплику мамы и всячески старается это показать внешне. Осознанная улыбка появляется ближе к трем месяцам. Ребенок все еще очень маленький, однако вполне способен распознавать лица близких людей и даже общую атмосферу в доме.

Мама для него является центром вселенной: она дает тепло, защиту, кормит грудью, укачивает, поет песенки. Если младенец чувствует себя довольным, то уже и плачет реже, лишь тогда, когда ему что-то нужно. Когда ребенок начинает узнавать маму и улыбаться, то это значит, что он развивается благополучно.

Юношеский возраст (после 16 лет)

Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.

В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.

Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.

Характер не воспитывается за несколько минут и даже лет. Это процесс, который длится всю жизнь. Основное, что помогает воспитывать ответственность, будь то дошкольник или подросток, — уменьшение помощи со стороны взрослых. Ребёнок постоянно проверяет границы своих возможностей. Удовольствие от достижения того, что казалось непосильным, сложно чем-либо заменить.

Дети могут очень многое. Не берите на себя их ответственность.

Желаю успехов!

Ольга Зяблицкая, педагог-психолог Центра «МОСТ»

Правила общения для родителей юношей и девушек

В юношеском возрасте наконец-то заканчивается формирование процессов, позволяющих детям предвидеть последствия действий. Хотя опыта все также недостает, но уже вполне созрели аналитические способности, полноценное построение логических связей, и к совершеннолетию от вчерашнего ребенка можно ожидать понимания того, как повлияют его поступки на самого себя, на близких людей, друзей и даже часть общества.

Юношеский период и соответствующий ему уровень эволюции психических процессов помогают человеку обдумывать шаги, планировать этапы, предсказывать последствия и планировать ближайшее будущее.

В разговорах с ребенком, почти или уже достигшим совершеннолетия, необходимо придерживаться основного правила: уважительного отношения. В этом возрасте стоит отойти от однозначных советов и аргументов исключительно к своему жизненному опыту. Лучше интересоваться мнением, слушать ребенка, стараться обсудить важные поступки и планы, оставляя ему самостоятельно решать ежедневные тактические вопросы.

Получается, что родители, задавая риторические и не очень вопросы про последствия, ожидают от детей совершенно невозможного, примерно также, как требовать от младенца встать и пробежать марафон. В разные возрастные периоды ребенок становится способен встать, пойти, пробежать, но весь этот марафон понимания и осознания последствий дети способны выдержать не раньше, чем они официально станут взрослыми

Естественно, это не означает необходимости постоянного контроля за ребенком, но понимать и принимать во внимание то, на какие действия и умозаключения он способен в данном возрасте, необходимо.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Три шага родителей

Не всем родителям легко дается «отойти от дел» ребенка. Психологи рекомендуют им пройти три шага:

  1. Подмечайте все свои порывы, когда хочется принять решение за ребенка, сделать что-то за него, – останавливайтесь.

  2. Учитесь получать удовольствие от самостоятельности сына или дочки.

  3. Меняйте некоторые мысли и убеждения о своем ребенке и думайте о нем как об ответственном человеке.

Радуйтесь вместе с ребенком каждому его достижению, не бойтесь проживания отрицательного опыта, и ваши дети вырастут ответственными, самостоятельными и независимыми!

Екатерина Сафонова

Насколько мой ребенок самостоятелен?

Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

https://youtube.com/watch?v=x7aQG1T2Vps

Подростки (от 12 до 16 лет)

Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

Ведущая деятельность

Мало кто, кроме самих специалистов в области психологической науки, знает о том, что каждому возрастному периоду соответствует определенная потребность, которая становится главной. Ведущей деятельностью для малыша двух-трех месяцев является эмоциональное общение с матерью. Это именно тот возраст, во сколько ребенок начинает узнавать маму.

Она не просто должна быть рядом, но и стремиться удовлетворять значимые потребности своего чада. Будущее благополучие сына или дочери зависит полностью от того, много ли тепла и ласки они получали от родителей в раннем детстве. Когда вы не успеваете дать любовь детям в свое время, то уже не сможете сделать этого позднее.

Дети 7-12 лет

Этот период начинается в 7 лет отнюдь не потому, что дети идут в школу. В других странах обучение стартует и в 4, и в 5 лет, а возрастной этап остается тем же. Причина отделения дошколят от младших школьников в кризисе 7 лет. В это не самое простое для родителей время дети вырабатывают новый навык произвольности, способности к саморегуляции и контролю. Начинается возраст, когда ребенок способен удержать сам себя за партой, не вставая, целый урок.

Еще одно новообретенное качество помогает начинать понимать последствия поступков в том, что касается самого ребенка, но и только. Понять, что не стоит трогать огонь, потому что будет ожог, дети уже способны, а вот то, что мама будет волноваться, если они вовремя не придут домой, еще нет. Поэтому требовать подумать о том, как будут тревожиться родители, пока бессмысленно.

Что понимают подростки?

Условно подросток это ребенок 12-16 лет, однако для обретения психикой новых компонентов и способностей важна не дата рождения, а время наступления очередного кризисного периода, того самого, которого многие родители подростков ждут с большими опасениями. Предугадать, когда подросток перейдет на новый этап развития, непросто: возрастной кризис зависит от индивидуальных особенностей и может настигнуть и в 12 лет, и не наступать до 15.

Отрицание авторитетов взрослого мира, отказ от советов и сопротивление любому давлению сочетаются с формированием понимания и осознания последствий не только для себя, но и для других людей. Примерный возраст такого новообразования психики наступает в 14 лет. И именно поэтому с этого момента уголовным кодексом определяется наказание за проступки подростков, частичная уголовная ответственность.

Однако надо помнить, что, несмотря на возможность осознавать, подростки все еще склонны верить в так называемые персональные мифы, считая, что различные последствия конкретно их могут не коснуться, так как конкретный ребенок или его друзья-подростки — исключения из любых правил. При этом персональный миф мешает осознавать последствия для самого тинейджера, толкая на непродуманные поступки или экстремальные приключения, но понять, что будет грозить в той же ситуации другу, он вполне в состоянии.

В этом возрасте родителям необходимо спокойно и точно приводить аргументы, объяснять свое мнение, не уходя в оскорбительные фразы про непонимание подростком элементарных правил или отговариваясь возрастом ребенка, мешающим понять, почему так поступать нельзя.

Юношеский возраст (после 16 лет)

Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.

В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.

Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.

Характер не воспитывается за несколько минут и даже лет. Это процесс, который длится всю жизнь. Основное, что помогает воспитывать ответственность, будь то дошкольник или подросток, — уменьшение помощи со стороны взрослых. Ребёнок постоянно проверяет границы своих возможностей. Удовольствие от достижения того, что казалось непосильным, сложно чем-либо заменить.

Дети могут очень многое. Не берите на себя их ответственность.

Желаю успехов!

Ольга Зяблицкая, педагог-психолог Центра «МОСТ»

Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?

Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.

Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.

Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.

Реагирование на обращение

Именно в возрасте восьми-десяти недель младенец начинает явственно реагировать на обращенное к нему слово. Когда мать ласково называет его по имени, он обязательно поворачивает головку в ответ на звучание ее голоса. Особенно приятно становится наблюдать, если малыш улыбается вам, когда вы заходите в комнату и наклоняетесь над его кроваткой.

Впрочем, добиться этого нетрудно: необходимо быть искренне настроенными на позитивное общение с маленьким сыном или дочерью.

Размышляя над тем, во сколько месяцев ребенок начинает узнавать маму, нужно и самим прилагать определенные усилия. От родительского участия зависит очень многое, в том числе эмоциональное развитие малыша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: