Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?
Дети: ДА «Цветик – семицветик».
Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка.
Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть?
Дети: снеговик.
Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело.
Открывает конверт и читает его
«Дорогие, ребята!
Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
1 задание:
Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый — храбрый
2 задание:
Игра «Выбери хорошие поступки»
Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.
Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.
3 задание:
Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру «Ласковое слово». Воспитатель называет слова,например: «Солнце», дети ласково «Солнышко»
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце — сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
4 задание:
Игра «Доскажи словечко»
Для нас здесь задание «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
• Если друг попал в беду (помоги ему)
• Решай споры словами, (а не кулаками)
• Где бы ни были, на прощание мы говорим (до свидание)
• Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь (здравствуйте)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Добродолжен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».
5 задание:
«Расскажите стихи, поговорки, пословицы про волшебные слова»
Дети читают:
«Здравствуйте»
«Здравствуйте!» —
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй», — улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым, будем много лет!
«Доброго пути»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
«Пожалуйста»
Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
«Будьте добрым»
Будьте добры-
Это я говорю по секрету.
Будьте добры-
И не ждите за это конфету.
6 задание:
Игра «Цветик-семицветик»
Нужно загадать желание для всех людей
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми…
7 задание:
Дидактическое упражнение «помоги животным»
Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово «Доброта»
Заключительная часть
Подведение итога
Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие?
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Этот волшебный цветок останется в нашей группе и первой, желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду «Радуга» были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!
Учимся доброте
Цель: учить оценивать поступки свои и чужие, расширять представления ребят о добре, зле, дружбе; воспитывать стремление совершать добрые поступки; развивать речь, мышление.Ход занятия
1. Оргмомент
Друзья мои, внимание!
Вы слышите звонок?
Садитесь поскорее-
Начнём сейчас урок.
2. Вступительная беседа
– Урок у нас сегодня необычный. Отметки никто ставить не будет, поэтому высказывайте своё мнение смело. Мы постараемся разобраться в понятиях: дружба, добро, зло и как это выражается в поступках. Другими словами, посмотрим на себя со стороны и оценим, всё ли мы делаем правильно. Ведь столкновение добра со злом происходит в жизни постоянно. Даже поступки одного и того же человека бывают хорошими и плохими.
3. Ознакомление с темой
– Объясните пожалуйста понятия: добро, доброта? Случалось ли вам ощущать их на себе? (Ответы детей)
– Попытайтесь объяснить понятия: зло, злоба? А с ними вы встречались? (Ответы детей)
– Давайте представим, что у вас есть возможность выбрать место проживания: планета Добра или планета Зла. Объясните свой выбор. (Ответы детей)
– На какой из планет будет жить Дружба? Почему?
– Конечно, Дружба – это добро. Она помогает совершать добрые и полезные поступки! Поэтому давайте сделаем наш класс планетой Добра и Дружбы!
4. Чтение и анализ рассказа
– Послушайте рассказ “Просто старушка” В. Осеевой. (Читает учитель или подготовленный ученик)
– Могла ли такое случиться с вами? Оцените поступки детей. Чему учит этот случай? Как бы поступили вы? (Ответы детей)
– На нашей планете есть город Мудрецов. В его хранилищах собраны разные пословицы и поговорки, в том числе о добре и дружбе. Вспомним некоторые из них. Какой смысл в них вложен? (При затруднении – помощь учителя. Возможны записи на доске.)
Вывод: добро, зло, дружба – это вечные вопросы, которые волновали наших предков, говорим о них и мы, будут обсуждать и наши потомки.
– Быть добрым трудно? Почему?
– Как вы думаете, чего больше на земле: зла или добра?
– Проверим. Давайте, чередуя, положим на чаши «весов» злые и добрые понятия и убедимся, чего же больше в нашей жизни. (Жадность – щедрость, ложь – честность, грубость – воспитанность, чистота …)
Вывод: мы постарались, чтобы добро победило. Но это на словах. А хочется, чтобы и поступки были добрыми. Только так у человека есть возможность оставить о себе добрые и светлые воспоминания. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте как к это расценят окружающие.
5. Украшение планеты Добра
– Быстро из цветной бумаги вырежьте один предмет, ассоциирующий со словом добро. Прикрепите (клеем, магнитиком, кнопкой) лист ватмана.
– Получилось ярко, красиво, весело: солнце, цветы, бабочки, птички, …, люди!
6. «Ромашка»
– Случалось ли вам так поступать? А как правильно? ( Дети постепенно «отрывают» лепестки и зачитывают.)
Мальчик ел конфеты, а друг смотрел на это. (Обсуждение)
Чужие тайны не храни, а по секрету всем расскажи.
Ударил больно друга и толкнул девчонку. Это он случайно, не ругайте мальчонку.
Слова хорошие люблю, но сам их редко говорю.
7. Игра
Учитель пишет букву, а дети должны исполнить отрывок песни о дружбе и добре, которые начинаются с данной буквы.
Д – дружба крепкая …
В – вместе весело …
Е – если с другом …
О – от улыбки …
8. Итог
– Урок доброты заканчивается. Мы возвращаемся на Землю. Я надеюсь, что добра на ней станет ещё больше.
Потому что впереди у вас очень много добрых и славных дел. Будьте отзывчивыми, добрыми, вежливыми и честными!
– За хорошую работу на уроке от меня всем подарок в виде добрых и полезных советов. (Учитель раздаёт «Правила дружбы»)
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
1. Обращайся к ребятам по имени.
2. Следи за речью. Не говори обидных слов.
3. Помогай ребятам. Когда-нибудь и тебе нужна будет их помощь.
4. Не жадничай.
5. Не обижай понапрасну.
6. Не обижайся на правильные замечания и советы.
7. Изучай правила этикета.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись песня «Улыбка».
Воспитатель:
К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.
Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник (по выражению лица)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что порой трудно определить злого и доброго человека, так как внешний вид бывает обманчивым
Воспитатель читает стихотворение про волшебников:
Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.
Воспитатель:
А вы хотели бы еще пообщаться со злым волшебником? Давайте мы его прогоним. (Дети дуют, широко раздувая щеки, тем самым выгоняя злость и из себя).
Воспитатель с детьми продолжает беседу о добрых и злых людях, какое у них бывает настроение (у доброго – настроение веселое, доброе, светлое; у злого – мрачное, сердитое, угрюмое).
Вопросы к детям:
— Кого называют добрым?
— Кого называют злым?
— Как ведут себя добрые люди? А как злые?
— Какие слова они говорят?
Воспитатель с детьми вспоминают героев из народных сказок, мультфильмов, художественных фильмов. По окончании беседы воспитатель подводит детей к выводу:
— Каким лучше быть: добрым или злым?
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель читает стихотворение,а затем жестами и мимикой показывает его:
— Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»?
(Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» — «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».
Упражнение «Волшебный мешочек»
Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками,при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать.В мешочек волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброго волшебника. Физкультминутка под музыку «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда.
Дети садятся за столы. Работа с раздаточным материалом. У детей карточки с моделями выхода из ситуации и фломастеры.
Детям предлагается ситуация:
Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как вы поступите?
— будете плакать, пожалуетесь взрослым, ответите тем же, никак не отреагируете, поговорите с обидчиком. Какой ответ выберете, обведете фломастером один лепесток.
Воспитатель предлагает сделать доброе дело для малышей – игрушки, с тем, чтобы их порадовать.
Дети выполняют работу оригами. Перед выполнением работы дети вспоминают пословицы о добре:
— Добрый человек добру учит.
— Доброе слово лечит, а худое калечит.
— Добро всегда побеждает зло.
— Добро век не забудется
— Жизнь дана на добрые дела.
— Мир не без добрых людей.
В ходе работы воспитатель спрашивает детей:
— Какие добрые дела могут совершить дети?
— Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)
Дети собирают свои поделки на поднос, с тем, чтобы потом отнести в младшую группу и подарить детям.
Добрый волшебник дарит детям волшебную книгу.
Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным.
О своих добрых поступках можно рассказать, поделиться в детском саду.
Волшебная книга будет все записывать.
(Воспитатель читает стихотворение. Звучит песня «Волшебники»).
Воспитатель:
Дети,мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Дети заходят в группу под музыку «Доброта» (м/ф про Фунтика).
Возьмитесь за руки.
Психогимнастика «Мы за руки возьмемся».
Мы за руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся;
Вот так, вот так.
Мы не будем ссориться,
Будем мы дружить.
Ручками своими
Тепло души дарить.
Если хмуримся с утра.
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки. (Дети здороваются).
Ребенок: Там, где солнышко над лесом,
Там, где облако плывёт,
В светлом тереме небесном
Слово доброе живёт.
Воспитатель: И с лазоревого неба.
К нам торопится в тиши,
Чтобы в песенке звенела
Колоколенка души.
(П. Синявский)
Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять? Скажите, какое сейчас время года? По каким признакам можно узнать, что наступила весна? (Отвечают.) Мы сегодня с вами отправимся в весенний лес.
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами дорожки. Какого они цвета? Ответы. Молодцы! Отправляемся в лес по зеленой дорожке.
Мы шагаем понемножку,
Протоптали мы дорожку.
Шли мы, шли.
В густой лес зашли.
Слайд 1. Весенний лес.
Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу. Посмотрите, какой красивый лес.
Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух леса»
Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю и вдохнуть воздух левой. Затем открыть правую ноздрю, закрыть левую указательным пальцем левой руки и сделать полный медленный выдох. Дальше поступить наоборот – вдохнуть правой ноздрей, а выдохнуть левой.
Воспитатель: А каких лесных зверей вы знаете? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы их назвали.
Слайд 2. Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, они все живут в лесу. А еще их называют дикими? Ответы.
А кто ещё живёт в лесу? (Дети отвечают).Воспитатель: Давайте, присядем на пенечки и послушаем, как красиво поют птички. (Дети садятся на стульчики.) Релаксация «Пение птиц» 30 сек.
(Слышится плач).Воспитатель: Ой, ребята, что вы слышите. (Ответы.) Смотрите, это же ежик. Он плачет, давайте его пожалеем, скажем, добрые, ласковые слова. (Дети жалеют ежика.) Успокойся ежик, не плачь, ты такой хороший, милый, добрый, мы с тобой будем дружить.
Словесная игра «Ласковые слова»Воспитатель: Молодцы ребята! Ласковые, добрые слова радуют и согревают сердце каждого.
Ежик: Спасибо дети.Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а ежик то у нас необычный, у него же нет колючек! Дети, как вы думаете, а зачем ежику колючки? (Ответы.) А кто помнит стихотворение про ежика.
«Что ты, еж, такой колючий?
Это я, на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи».
(Б. Заходер)
Воспитатель: Как же теперь наш ежик без колючек защищаться будет? Дети, поможем ёжику их найти? (Дети отвечают).
Игра «Ежику ты помоги и колючку прицепи»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что я нашла, это же колючка нашего ежика. Дети, а давайте вместе еще поищем колючки и вернем их ежику. (Дети ищут прищепки в разных местах группы.)Воспитатель: Ребята, посмотрите на ежика, какой он стал красивый. Какие вы молодцы все колючки ежику нашли, доброе дело сделали. Пальчики ваши работали, устали, давайте, мы присядем, немного отдохнём, пальчики разомнем и ежик вместе с нами.
Пальчиковая гимнастика «Ёж»
Ёжик, ёжик, добрый ёж,
на клубочек ты похож,
(сложить пальцы замком)
На спине иголки
очень-очень колкие,
(поднимать и опускать пальцы).
(Поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим,
молочка ему дадим,
(сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие
на спине иголки мы,
(погрозить пальчиком)
Ежик: Спасибо ребята за помощь, какие вы все добрые, заботливые! Вы мне очень помогли, теперь я смогу защищаться, грибы да ягоды собирать. А на прощание ребятки, отгадайте-ка загадку. (Загадка про яблоко).
«Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки». (Дети отгадывают.)
Ежик: Молодцы, отгадали, получите угощение. (Ежик достает корзинку, в нем – яблоки) Кушайте яблочки на здоровье!Ежик: До свидания!Воспитатель: Дети давайте скажем ежику, спасибо и попрощаемся с ним. До свидания! (Дети прощаются) И нам пора возвращаться в детский сад.
Мы шагаем понемножку,
Протоптали мы дорожку.
Шли мы, шли.
В детский сад пришли.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были? Кому помогали, что мы сделали для ежика? Вы добрые, дружные ребята и хорошие помощники.