Бежать или выгонять. Что еще можно сделать
Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант.
Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.
Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить.
Вариант «бежать»: здесь разных путей больше:
- попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
- уйти в другую школу;
- уйти на домашнее обучение;
- использовать возможности очно-заочного обучения.
Учитель. слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю
Разделы — Психология — Воспитание
В первое воскресенье октября наша страна празднует День учителя. В этот день мы выражаем свое уважение тем, кто учил или продолжает учить молодое поколение доброму и светлому, кому мы доверяем своих детей, с кем советуемся, к чьему мнению прислушиваемся и о ком вспоминаем с теплом и благодарностью.
К сожалению, частая проблема, с которой родителей вызывают в школу, — это неуважение ученика к учителю.
Самый значимый взрослый
В начальной школе учитель становится для детей самым значимым взрослым — даже родительский авторитет отходит на второй план. Для того, чтобы ученик первого класса уважал своего классного руководителя, никаких особых действий предпринимать не нужно, ведь учебная деятельность становится ведущей согласно возрастным нормам, а учитель — негласным авторитетом.
Тем не менее, при подготовке к школе необходимо уделить внимание ребенка тому, как вести себя с учителем. Для этого можно использовать главный инструмент воспитания дошкольников – сюжетно-ролевую игру
Именно в ней ребенок учится жить в обществе, пробует на себе разные роли и разное поведение
Играя с ребенком в школу, меняйтесь местами – важно, чтобы роли и учителя, и ученика попробовал на себе каждый из вас. Пребывая в роли ученика, транслируйте уважительное отношение к педагогу, вежливо разговаривайте со своим ребенком, исполняющим роль учителя, обращайтесь только по имени и отчеству, поднимайте руку, чтобы что-то спросить, используйте слова «спасибо» и «пожалуйста» — в общем, демонстрируйте именно то поведение, которому вы хотите научить своего ребенка
Самоутверждение и неуважение
В подростковом возрасте нередко ребята проявляют неуважение к учителю, стремясь заработать таким образом авторитет сверстников или просто самоутвердиться. Часто они даже не понимают, что совершают какой-то дурной поступок, так как слишком увлечены собой и переживанием сложного периода. Для того, чтобы помочь подростку избежать грубости и неуважения в адрес учителя, необходимо беседовать с ним еще до наступления кризиса. Рассказывайте ребенку о своих учителях, о том, как вы им благодарны за те знания и умения, которые они вам дали. Вспоминайте интересные и веселые истории из школьной жизни, связанные с педагогами. Рассказывать о том, как вы подшучивали над Марь Иванной – не стоит, это воспримется как руководство к действию.
Чтобы поддерживать уважительное отношение, достаточно лишь не транслировать собственное негативное отношение к педагогам и избегать конфликтов с ними на глазах у ребенка.
Тем не менее, бывают и другие ситуации. Любой ребенок копирует поведение своих родителей. Если мама и папа дома обсуждают педагогический состав школы в нелицеприятных выражениях, то и школьник будет транслировать к педагогам такое же отношение. Конечно, родителям сложно бывает скрывать от своего чада истинное отношение к кому-то из учителей, но если позволять себе неуважительные высказывания в адрес педагогов, то будьте готовы к тому, что ребенок поступит точно так же
Взрослым важно соблюдать границы и демонстрировать ребенку уважительное и вежливое отношение к людям
Уважительное отношение к педагогам должно основываться на действиях и поступках самих учителей, а задача родителя в этой ситуации – помочь ребенку увидеть те самые поступки, вызывающие уважение. Рассказывайте детям, сколько времени, сил и энергии учителя тратят на подготовку к уроку, проверку тетрадей, дополнительные занятия. Детям часто кажется, что учитель только ведет уроки, они же не видят закулисья педагогической работы, а ведь учителя не перестают работать и дома, проверяя домашние задания и составляя план урока на следующий день, исходя из особенностей конкретного класса.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал педагогов, найдите и ненавязчиво покажите ему мультики или фильмы, в которых профессия учителя раскрывается с лучшей стороны и вызывает только положительные эмоции. Особенно хорошо этот способ действует на подростков.
Больше всех страдают отличники
Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи.
Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такой сильный педагог орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это “мы” сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали “схему распределения крика”. Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь.
Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе.
А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего.
Вариант 2
Чтобы каждый человек смог занять достойное место в обществе, получить образование, профессию, найти интересные занятия, нужно постоянно находиться в процессе познания. В этом на разных жизненных этапах помогают наставники.
Учитель – тот человек, который вводит ребенка в мир знаний, направляет на правильный путь. В первые школьные годы именно он в стенах школы руководит процессом воспитания и обучения, являясь помощником родителям.
Поэтому, чтобы быть примером своим ученикам, прежде всего, педагог должен быть образованным, постоянно усовершенствовать свои знания. От того, насколько учитель хорошо знает свой предмет, зависит заинтересованность, багаж знаний ребенка и его отношение к учебе.
Процесс обучения строится на человеческих отношениях. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя свободным, смог видеть искренность наставника. В таком случае он диалог между ними будет успешным, так как уважение станет взаимным, а отношения доверительными. Только ребенок, который полностью доверяет учителю, сможет полностью раскрыться на уроке.
Несмотря на свое настроение, учитель должен понимать, что существуют определенные грани в отношениях с детьми. Он имеет право на то, что требуют школьные программы. В остальном же ребенок самостоятельно или вместе со своими родителями формирует свое личное пространство
Если ребенок нуждается в помощи с его стороны, то тогда нужно проявить внимание, понимание, помочь справиться с процессом и увлечь за собой в мир знаний
Ученик на уроках может чувствовать себя комфортно только тогда, когда чувствует, что его любят. Поэтому учитель должен проявить всю свою мудрость, чтобы в ученике появилась такая уверенность.
Сдержанность и тактичность – то, что является примером для подражания детей в будущем. Эти качества считаются основой твердого положения ребенка в дальнейшей жизни. Без необоснованных упреков и повышенного тона ученик спокойно сможет принимать решения, вспоминая поведение своего наставника.
Таким образом, современный учитель должен проявлять щедрость во внимании, в доброте, сострадании, применять индивидуальный подход к каждому и уметь давать ребенку право на ошибку.
Афоризмы
«Если учитель обладает только любовью к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель обладает только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н. Толстой говорил о том, что хороший учитель любит не только свою профессию, а и учеников. Нельзя научить ребёнка, обладая только необходимыми знаниями. С детьми нужно быть ласковыми и заботливыми, тогда они потянутся к человеку.
«Самым важным явлением в школе , самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания ». Немецкий педагог Адольф Дистервег считал учителя – образцом для подражания. Учитель всегда находится перед глазами ученика. Нет смысла в обучении, если выйдя за порог класса, учитель начнёт вести себя ненадлежащим образом. Только личный пример способен научить правильным жизненным ценностям.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Иоганн Фольфганг Гёте считал, что нельзя называть учителем каждого, кто берётся учить детей
Не так много, по его мнению, учителей, способных дать действительно нужные знания.
«Для учителя, самое важное – не принимать себя всерьёз, нужно понимать, что он может научить совсем немногому». Валентин Григорьевич Распутин говорил о том, что учителя не должны ставить свой предмет превыше всего
В мире много необходимых знаний, которые дать одному учителю не под силу.
«Учителя обладают той властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль восхищался профессией учителя, он был поражён влиянием, которое они оказывали на своих учеников. Хорошего учителя слушаются беспрекословно, без разговоров выполняются любые его указания.
«Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний». Альберт Эйнштейн считал, что основная задача учителя заключается в том, чтобы побудить учеников к творческому мышлению и желанию учиться. Способный на это учитель является венцом педагогической системы, по его мнению.
«Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное предназначение». В учениях Будды говорится о том, что человек не может учить других до того, как сам не поймёт своё предназначение в жизни. Нельзя научить другого без гармонии внутри себя.
«Учитель, который учит, не вдохновляя учеников, пытается ковать холодное железо». Американский педагог Хорас Манн сравнил усилия учителя научить детей, которые не увлечены предметом с ковкой холодного металла. Ни одно ни другое не поддаётся обработке.
«Кто постигает новое, взлелеяв старое, тот сможет стать учителем». Китайский мыслитель Конфуций говорил о том, что настоящий учитель объединяет в себе стремление к познанию нового и опыт предков.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Л.Н. Толстой говорил о том, что учить – это очень трудное занятие, если это делать не составляет труда, значит и результат будет такой же. Если учитель не даёт знаний, ученикам придётся искать их самим.
Примеры из художественной литературы
1. К.Г. Паустовский «Вода из реки Лимпопо».
Писатель раскрывает тему влияния учителя на примере преподавателя географии Черпунове. Своей главной целью он ставил не заучивание фактов и терминов, а привитие любви к своему предмету. Он хотел заинтересовать детей, поэтому приносил в класс бутылки с обычной водой, говоря, что это вода из разных морей со всех уголков света. Он хотел в учениках развить воображение, научить их мечтать и любить жизнь. Черпунову было мало отчитать материал по учебнику, он хотел вдохновить своих учеников на свершения. Кроме того, учитель географии личным примером, делал детей лучше. Он был богатым духовно человеком, развитым во всех сферах. Дома у Черпунова был свой художественный музей, рассказ о котором подтолкнул его ученика на создание собственной коллекции. Внимательный и отзывчивый учитель навсегда останется в сердце и памяти своих учеников.
2. В.В. Быков «Обелиск».
Главным персонажем этой повести является сельский учитель Алесь Иванович Мороз. У него был особенный взгляд на воспитание детей, он считал своим главным предназначением – сделать из ученика Человека, а этому научить получится только собственным примером. Он мог целые часы напролёт читать с детьми, чтобы научить их видеть и понимать прекрасное, а не изучать статьи литературных критиков согласно учебной программе. Он всегда работал вместе с учениками, учил их с любовью относиться к животным, приучая заботиться о них, он воспитывал в детях чувство ответственности и отзывчивость
По его мнению, для учителя важно не то, сколько он знает, а то, кем станут его ученики
Даже во время войны Алесь Иванович продолжал преподавать, он считал, что главная задача наших учителей в военное время – дать детям нужные знания, иначе это сделает враг себе в пользу. Кроме работы в школе, сельской учитель помогал партизанам, передавая им сводки из радиоприёмника. Об этом узнала немецкая полиция и устроила допрос Алесю Ивановичу, не добившись от него признания. Его пример подвигнул ребят на диверсию, за которую их арестовали. Верный учитель не бросил своих учеников и отправился к немцам в плен, ему удалось спасти одного мальчика по дороге на казнь, который впоследствии стал настоящим человеком, тем, кого хотел видеть Алесь Иванович. Поступки учителя в данной повести оказали решающее влияние на формирование личности его ученика.
3. В.Г. Распутин «Уроки французского».
Очень важную роль в жизни главного героя сыграла его классный руководитель Лидия Михайловна. Мальчик пошел в новую школу, переехав из деревни. Учеба давалась ему трудно, особенно французский язык. Учительницы решила помочь ученику, став с ним заниматься в свое свободное от работы время. Главный герой жил совсем бедно, даже голодал, поэтому Лидия Михайловна хотела ему помочь не только с учебой, но и финансово. Гордость не позволила мальчику взять чужие деньги, поэтому добрая женщина придумала игру для того чтобы он эти деньги выиграл, не чувствуя себя обязанным. Отзывчивая учительница пострадала от своей доброты, директор школы, не разобравшись в ситуации, уволил свою подчиненную. Но даже крах собственной карьеры не заставил ее усомниться в правоте своих решений. Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку, но и жизненной мудрости. Она на собственном примере показала, что значит быть настоящим человеком, способным проявлять милосердие и совершать бескорыстные поступки.
Проверка на прочность
— Дети всегда пытаются проверить учителя на прочность. Это нормально?
— Это естественно. Иногда могут и подколоть по-доброму, и попытаться увести от темы урока какими-то вопросами, не имеющими отношения к занятию, особенно если кто-то не сделал домашнее задание. На перемене подговаривают одноклассников, и кто-то один весь урок пытается отвлечь учителя. Помню, мы в свое время тоже пытались так педагога от темы увести, бывало, и меня назначали дежурным по таким вопросам (смеется).
Но такое проходит не со всеми учителями, дети ведь чувствуют, кто может дать слабину, а кто — нет.
Дети чувствуют, кто может дать слабину, а кто — нет. Фото: АиФ
— Вы в образовании почти 30 лет, есть ли у вас с учениками какие-то негласные законы, традиции?
Статья по теме
«Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться?
— Да, законы, традиции есть, они должны быть. Например, мои ученики знают, что нельзя опаздывать, это считается самым «тяжким грехом».
Когда я еще работал в гимназии у нас был закон «00:00». Дети знали, что я никогда не опаздываю и они не имеют права на это. У меня было четыре полных выпуска до прихода в физико-математическую школу, и это правило всегда работало. Сейчас мои ученики тоже помнят, что опаздывать нельзя. Помимо этого, они знают, что если что-то делают, то должны доводить все до конца. Если говоришь, то делай, не бросай слова на ветер, иначе грош тебе цена.
Все эти законы я сам тоже соблюдаю. Ведь если сам это не выполняешь, то тогда не стоит ждать доверия и уважения как к учителю. Стоит педагогу только раз отступить от своих слов, принципов, то все, это потеря доверия в глазах детей. Такого допускать нельзя.
— А какое наказание у вас предусмотрено для тех, кто все же опаздывает?
— Все, кроме ругани. Например, в наказание я даю ему лист бумаги и прошу отрезать так, чтобы можно было через нее пролезть и войти в класс. Это элементарная задача из «Занимательной математики» Перельмана. Все понимают, что это шутка, но «на ус» все-таки мотают. Иногда просто разговариваю с учеником, этого бывает достаточно, и он больше не опаздывает.
Статья по теме
«Ученика могли отправить в карцер». Историк — о школе эпохи царизма
— Как вы относитесь к тому, что учителя порой кричат на детей?
— Кричать бесполезно. Повысив голос, можно напугать ребенка, выбить его из колеи, но добиться этим ничего не получится. Разговор по душам, умение выслушать и понять его проблемы дает гораздо больший результат. Нужно объяснять, почему нельзя, если можно, то до какой степени, к каким результатам может привести непослушание. Крик, истерические выпады взрослого, не дают ничего кроме страха, а порой и ненависти к нему. Повышая голос, взрослый показывает свою слабость. Это очень простой способ заработать мнимый авторитет, который будет работать до определенного возраста ребенка. Гораздо сложнее выстроить доверительные отношения, уметь слушать, слышать и находить компромиссы. Поэтому у меня могут быть только крики «Ура!».
Почему дети не уважают учителей?
Иногда в этом виноваты сами педагоги. Действительно, не все учителя способны вызвать уважение. Не все ведут себя так, чтобы быть для ребенка проводником знаний, моральным авторитетом, другом и советчиком. Не все знают и любят свой предмет. Не все доброжелательно относятся к детям и соответствуют высоким стандартам педагогической этики.
Но иногда предвзятое отношение и неуважение к учителю — это то, что ребенок вынес из семьи. Иногда взрослые в присутствии детей любят поразмышлять, что «в пединститут идут одни лишь неудачники, которые не сумели поступить на престижную специальность». Что учительство — это не престижно, и позволить себе быть учительницей могут только дамы, которые имеют состоятельных мужей. Что учительство — труд неблагодарный и сложный — поэтому не дай бог, чтобы ребенок мечтал о такой профессии. Ну, разве что преподаватель университета, это по крайней мере, солидно. При этом хотят, чтобы учителя у детей были самые умные, добрые, профессиональные.
Почему возник вопрос о том, кто должен воспитывать?
В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание. Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание — взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств.
Еще одним фактором перекладывания собственной ответственности на учителей выступает отсутствие времени и нежелание быть вовлеченным в процесс воспитания. Родители, находящиеся все время на работе, уставшие и поздно возвращающиеся домой, думают, что все необходимое их ребенок получает в школе, в то время как учителя полностью снимают с себя ответственность за него по окончанию уроков. В результате и те и другие удивляются, почему ребенок растет таким прагматиком, эгоистом и просто неуправляемый.
Современная российская школа все увереннее присваивает себе роль исключительно учителя, а не воспитателя. Во многом это обусловлено увеличившейся учебной нагрузкой, техническим прогрессом и огромным потоком информации. Также отмечается изменение приоритетов общества, взявшего за основу капиталистические ценности.
За последние несколько десятилетий учебный план существенно преобразился, появились новые инструменты обучения, предметы и формы. Увеличенная нагрузка иногда не оставляет времени на проведение воспитательных работ, а, если оно и есть, то этот аспект часто сводится к простой формальности.
Не менее значимым фактором в вопросе воспитания детей в школе выступает борьба за права ребенка. В этом плане возможности учителей существенно ограничиваются, и нередко они не имеют права критиковать неприемлемое поведение детей, рискуя получить выговор, поэтому все чаще стараются избегать воспитательных работ.
Кроме того, многие эксперты отмечают негативное влияние сокращения часов на историю, литературу. Ранее уроки литературы позволяли воспитывать в детях положительные качества на примере персонажей из известных литературных произведений, но сейчас многие из них исключены из учебной программы или даются в сжатой форме.
Можно ли научить уважению?
Когда-то учитель был самым уважаемым человеком в обществе. К его мнению прислушивались, его уважали, с ним считались, ведь он давал знания — и помогал становиться лучшим и более совершенными. И такие люди до сих пор есть. Мне нравится, как уважение к учителю культивируется в боевых искусствах. Например, приветствия перед тренировкой, когда ученики и учитель делают поклон друг другу — в знак взаимного уважения. Или когда ученики, по доброй воле, в конце занятия говорят любимому тренеру: «Спасибо за науку»
Замечательно, если ребенку повезет встретить хотя бы одного УЧИТЕЛЯ, не важно, школьного педагога, репетитора или преподавателя кружка, который горит своим делом, влюбляет в свой предмет, ведет за собой и помогает развиваться
Сам постоянно учится и совершенствуется. Живет так, как учит. Искренне любит детей и радуется их успехам. Тогда и уважение к учителю появится само собой, и желание благодарить не только один день в году.
«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?
Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить.
Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание.
Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя “идеально”. Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям.
Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, “так ему и надо”. Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация “легитимизированной” травли.
Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).
Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей.
Все ли зависит от педагогов?
Конечно, нет: есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах коренным образом изменить воспитание, заложенное в семье, но мы можем работать с недостатками каждого ребенка, взращивая достоинства, давая ребенку поддержку, поощрение, адекватное наказание за проступки.
«Золотое правило», применимое и в педагогическом процессе — требования и отдача должны быть тождественны. Все предельно просто: мы сами дарим уважение, ценим личности учеников — это принесет плоды. И главное — мы работаем над собой!
Об авторе: Давыдко Ирина Леонидовна, учитель истории, географии.
Как завоевать доверие учеников.
Насилие – это не уважение к предмету, а власть
Друзья, такие учителя не “сильные”. Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно).
Не путайте строгость с жестокостью. Не путайте требовательность с унижением. Не нужно говорить: “Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет”. Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.
Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.
Помните, если такой монстр выбирает себе “мишень”, то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты. Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания». Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.
Я очень верю, что придет время, и в понятии “сильный учитель” прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. Неплохо было бы создать некий “протокол действий” родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Три кита, на которых держится уважение
- Особенности личности: достоинство, этичность, тактичность, воспитание, интеллект, характер.
- Социальные роли: должность, статус личности в обществе — «студент», «директор», «учитель», «друг». Люди, исполняющие определенные роли, могут претендовать на уважение других (например, учеников) «по умолчанию».
- Правило иерархии — опять речь идет о возникновении уважения в «автоматическом режиме», на базе исключительно занимаемой должности, социального статуса.
Таким образом, мы получаем противоположные идеи:
- Уважение к педагогу должно возникать «автоматически».
- Уважение требует наличия определенных личностных качеств, его нужно заработать.
Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.