Типичные ошибки родителей одарённых детей

Игнорирование потребностей

Любой взрослый человек, а тем более ребенок страдает от того, что не удовлетворен материально, а тем более эмоционально. Но разница между взрослым и ребенком в том, что у ребенка меньше возможностей, нежели у взрослых.

К примеру, работать он в силу возраста и не достаточного количества навыков еще не может, а значит и не может удовлетворить свои материальные потребности. Конечно, каждый малыш должен понимать, что расточительство – это плохо, но если родители ему никогда не покупают сладостей и игрушек, зато приобретают что-то для себя, состояние ребенка может дойти до того, что он будет считать себя не нужным, что вам жаль потратить на него свои средства.

История с эмоциональными потребностями еще серьезнее. Одно дело, когда родители или папа валится с ног от тяжелой работы, но зарплата у него мала, и ваша семья не может себе позволить покупку какой-то определенной игрушки или еще чего-то.

А другое, когда мама и папа в свободное время болтают по телефону, а то и еще хуже – играют в компьютерные игры вместо того, чтобы поиграть или пообщаться с ребенком, у него постепенно развивается душевная травма, которая может привести к непоправимым последствиям. Скорее всего, он станет равнодушен к родителям и найдет любовь на стороне. А какое сейчас непростое время, и в какие неблагополучные компании можно попасть, вы и так понимаете.

Неустойчивость стиля воспитания

  • перемена строгости либеральностью;
  • перемена любви равнодушием.

Такая педагогическая ошибка чаще всего встречается в семьях, в которых один из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью (чаще муж), и он выступает в роли большого ребёнка, а на плечи жены (мужа) полностью ложатся все семейные обязанности.

Совет: постарайтесь выбрать один, более или менее, постоянный стиль воспитания.

*****

Конечно, родительские ошибки воспитания ребенка на этом не исчерпываются, сколько семей, почти столько же и индивидуальных ситуаций. Но, чем больше родители будут анализировать свое поведение с детьми, тем меньше потом им придется страдать от неадекватности подросшего ребенка, подростка.

Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей

Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик «скатывается» на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.

Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться

Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.

В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям

Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.

«Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок!» — чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие.

Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.

Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.

Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего.

Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.

Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей

Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик «скатывается» на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.

Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться

Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.

В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям

Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.

Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.

Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.

Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего.

Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.

Гипопротекция

у родителей нет времени на общение с ребёнком;
внимание уделяется время от времени, когда случается что-то серьёзное.

Равнодушное отношение к ребёнку проявляется в этом случае, что вызывает у него отчуждённость, потерянность в этом мире. Такой ребёнок чувствует себя одиноким, никому не нужным от недостатка любви и приобретает большое количество комплексов. Если в процессе его воспитания ничего не изменится, то будучи уже взрослым, он будет притягивать к себе неприятности.

Совет: уделяйте ребёнку побольше внимания, задумайтесь, что для вас важнее в этой жизни: ваш ребёнок или ваши дела, деньги? Пусть вы будете меньше зарабатывать, но ребёнок вырастет здоровой личностью в любви и понимании.

Почему нельзя допускать ошибки в воспитании детей?

За последнее время в мире переменилось многое. Изменились и взгляды на воспитание детей. Прежде в приоритете были скромность, сдержанность, потребность думать о людях и только потом о себе. Но политические, социальные перемены внесли в жизнь новые понятия: рынок, конкурентоспособность, карьерный рост и т. п.

Для современных людей стали важны, прежде всего, такие качества, как успешность, достижение цели любыми способами, то есть во многом лидерские качества. Кто не мечтает достичь самого высокого уровня своего развития, успеха в избранном деле?  Почему одни достигают желанного успеха, а другие — нет?

Психологи, социологи, педагоги утверждают, что задатки лидерства нужно развивать с раннего детства. Ведь первый опыт побед и поражений любой ребенок приобретает дома, в семье. Парадокс в том, что сами родители, безгранично и безоглядно любящие своих детей, своим ошибочным воспитанием не дают развиваться лидерским качествам в своих чадах.

Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей

Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик «скатывается» на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.

Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться

Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.

В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям

Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.

«Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок!» — чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие.

Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.

Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.

Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего.

Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Вы здесь

Главная » Пациентам » Основные ошибки родителей в воспитании детей

Основные ошибки родителей в воспитании детей

Основные ошибки родителей  в воспитании детей

Воспитание детей – это важный процесс, который в конечном итоге приводит к формированию личности и поведения. С самого раннего детства взаимодействие родителей и детей направлено на то, чтобы привить им определенные знания, навыки и умения, которое очень пригодятся на протяжении всей жизни и будут играть важную роль при взаимодействии с социумом и в межличностных контактах. Ошибки в воспитании могут проявиться, через пять, десять и даже двадцать лет, поэтому родителям нужно внимательно подходить к такому сложному вопросу, как воспитание. Основной задачей воспитания является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и выявление индивидуальных особенностей, талантов и способностей у ребенка, возможности их реализации, а также формирование системы ценностей, которая будет определять поступки ребенка.

Итак, какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании.

Ошибка первая – недостаточность ласки

Дети нуждаются в ласке. Именно ласка позволяет ощутить ребенку, что он любим. Это придает ему уверенность в своих силах. Не отказывайте ребенку в ласке, дайте ему немного уверенности в своих способностях. Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи, поощряя их маленькие победы. Проступки так же не должны оставаться незамеченными. Просто объясните ребенку, что вы его любите, но такое поведение не одобряете. Неодобрение поступка – это не повод отказывать ребенку в ласке, так как ребенок должен чувствовать и понимать, что он любим не смотря ни на что.

Ошибка вторая – непоследовательность и несогласованность в воспитании

Начиная с раннего детства, у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Требования к ребенку должны быть четкими и выполнятся всеми членами семьи. Колебания в требованиях к ребенку способствуют дезориентации у ребенка, ему трудно в том что «можно» и что «нельзя». В дальнейшем это способствует формированию социально-психологической дезадаптации у ребенка. Если требования правил разные по отношению к ребенку у членов семьи, то ребенок просто научится приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция не выгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.

Ошибка третья  — детей балуют

Многие родители готовы сделать ради своего ребенка все. Мотивируя, это тем, что — детство короткая пора, что в детстве нужно получать самое лучшее и т.д. На само деле, избалованным детям очень трудно приходится в жизни. Нельзя лишать ребенка самостоятельности и возможности учится на своих ошибках, в дальнейшем это может при вести к множеству проблем. Когда родитель создает»рафинированные» условия для своего ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот — он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать сам, а если не получится, я тебе помогу»– вот один из вариантов подхода в воспитании.

Ошибка четвертая – слишком строгое воспитание

Здесь родитель придерживается такого принципа: дети должны слушаться старших беспрекословно, «Ты должен делать то, что  я тебе сказала, потому что в доме я — главная». На самом деле дети обязательно должны понимать: почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно выполнять все, когда вы рядом и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. В случае необходимости можно сказать ребенку так: «Ты сейчас делаешь, как я сказала, а вечером мы все обсудим».

Ошибка пятая – наполеоновские планы

Здесь родитель думает примерно так: «Мой ребенок будет заниматься (теннисом, плаваньем, живописью, танцами и т.д), я не позволю ему упустить свой шанс». На самом деле, дети, к  сожалению, не всегда оценивают усилия родителей. Желание детей и родителей не всегда совпадают. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых, но по мере взросления и появления своих убеждений, желаний, ценностей возникает желание вырваться из родительской клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием психоактивных веществ, поход на ночные дискотеки. Поэтому, планируя день ребенка, нужно оставлять ему время для его личных дел.

Медицинский психолог Кашникова Т.А.

До 12 лет: меняйтесь сами – и ребенок изменится

Очевидно, что чем раньше мы начнем исправлять ошибки – другими словами, менять своё поведение, – тем большее положительное влияние это окажет на наших сына или дочь. До десяти-одиннадцати лет, пока семья играет главенствующую роль в развитии, наши отношения с детьми – главное, что формирует будущую личность.

Иногда даже можно встретить мнение, что основы эмоциональной системы закладываются в возрасте до трех лет, а потом ребёнок формируется с той базой, которую он получил

В этом есть доля правды, особенно если брать во внимание логику развития головного мозга, однако менять наши отношения с детьми никогда не поздно

И в возрасте до десяти лет, для того чтобы что-то сдвинулось в отношениях, достаточно просто начать меняться самому родителю. В этом возрасте ещё не надо объяснять, почему вы меняетесь. Ребёнок с благодарностью примет положительную динамику. Вы легко можете начать с большим пониманием относится к его особенностям, больше доверять, идти навстречу его желаниям в поиске своего призвания.

До пубертата самое время, чтобы постепенно отказываться от тотальной власти над школьником и воспитывать в нем ответственность за свои поступки и решения. Дети всё ещё очень чувствительны к родительской оценке себя и своих действий, поэтому появление новых детальных комментариев относительно своих успехов вдохновит их и заставит больше стараться. В этом возрасте вера родителей в успех сына или дочери творит чудеса.

Гиперпротекция

  • избыток внимания;
  • вседозволенность;
  • оберегание от всего.

Родители в таком случае часто оправдывают себя тем, что всё, что они делают – для ребёнка, другим заниматься не хотят или не могут (чаще всего в эту роль вступает мама), считают своего ребёнка слишком особенным и, тем самым, приносят ему вред.

Как правило, в процессе такого воспитания ребёнок становится инфантильным (пассивным, безответственным), становится беспомощным, так как в процессе воспитания постоянно подавлялась его воля.

Совет: дайте возможность ребёнку сделать что-то самостоятельно (если вы считаете это дело опасным, то хотя бы под вашим присмотром). Дайте ему время в день (сколько он того хочет) побыть одному. Это может быть игра рядом с Вами, но без вашего вмешательства в неё. Покажите ему пример собственной занятости чем-то другим, кроме как его воспитанием.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

8 типов интеллекта

Скорее всего существует гораздо больше типов интеллекта, чем представлено ниже. Говард Гарднер, профессор из Гарвардского Университета, выдвинул теорию множественного интеллекта, включающего в себя 8 аспектов:

  1. Телесно-кинестетический: физические способности; подвижность; координация движений.
  2. Внутриличностный: внутренние способности; самоосознанность или анализ собственных убеждений, эмоций, целей и мотивации.
  3. Межличностный: взаимодействие с окружающими и понимание их – вербальное и невербальное общение; восприимчивость к чужому настроению и темпераменту.
  4. Логико-математический: понимание абстрактных и сложных идей; дедуктивное мышление; определение паттернов; работа с числами.
  5. Музыкально-ритмический: умение различать высоту звука, ритм и тональность; движение в такт музыки; создание, узнавание, отображение и воспроизведение музыки.
  6. Натуралистический: связь с окружающей средой; выращивание натуральных продуктов (фруктов и овощей); природные навыки выживания; знание животных, растений и т.д.
  7. Вербально-лингвистический: понимание и использование языка; вербальные и письменные навыки; изменение ритма, громкости и тона; память на лица и мелкие детали.
  8. Визуально-пространственный: восприятие картинок и изображений; пространственное ориентирование; визуализация объектов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия

Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Различие между “одаренным” и “способным”

Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:

Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно

Умные дети – мечта любого учителя. Они никогда не опаздывают, хорошо себя ведут и упорно трудятся. Как результат – они получают хорошие оценки. Более того, умный, но не одаренный ребенок с бо̀льшей вероятностью преуспеет в традиционной школьной обстановке, поскольку в основном их мотивируют хорошие оценки и признание. В этом и заключается большая проблема для одаренных детей: ни оценки, ни признание учителей обычно не мотивируют их.

Одаренные дети зачастую уже знают правильные ответы без особых усилий. В традиционной обстановке в классе это может стать причиной проблем. Без внутренних стимулов и внешней стимуляции одаренные дети чаще всего погрузятся в свой богатый внутренний мир.

Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы

У умных детей хорошо получается обрабатывать и сохранять информацию. Эта способность в сочетании с упорным трудом приводит к выдающимся успехам в учебе. Одаренным же детям требуется гораздо меньше времени, чтобы запомнить материал. Как результат – им становится скучно сидеть на уроке, когда они могут запросто “сдать тест” и двигаться дальше.

Поскольку любопытство одаренных детей никогда не угасает, они будут копать глубже и захотят узнать абсолютно все, что только возможно. Они будут задавать сами себе вопросы, а также использовать Гугл или книги чтобы найти ответы. Полученные знания они запоминают без особых усилий, поэтому уже в начале урока ребенок будет знать гораздо больше, чем ему сможет рассказать учитель.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям – нет (зачастую)

Как было сказано ранее, классная комната – это идеальная среда для достижения умным ребенком успеха. С одаренными детьми все по-другому: их несовместимость с традиционной классной обстановкой приводит к недостатку стимуляции.

Благодаря двум крайностям -чрезмерное любопытство и сильная скука – одаренные дети зачастую становятся самоучками и берут на себя ответственность за свое образование. В отличии от школы, самообразование позволяет удовлетворять потребность ребенка в эффективном обучении.

Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны

Вспомните величайших новаторов в истории – да Винчи, Тесла, Грейам Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были (пожалуй) теми, кого мы сейчас называем “одаренными”. Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одаренные дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь

Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одаренные дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. Нестандартное мышление и тяга к инновациям – причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одаренных детей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: