Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Чего ждать от первого приема? Как все проходит?

Вы приходите на сеанс к человеку, которого еще не знаете, и он тоже не знает, чего от вас ожидать. Первый сеанс — это знакомство друг с другом. Психотерапевт наблюдает, диагностирует и налаживает контакт. Вы, в свою очередь, смотрите, насколько комфортно вам с этим специалистом и хотели бы вы продолжать с ним работать или нет.

Если говорить про частности, то помещение, в котором проходит прием, должно быть тихим и уединенным. Консультация в шумном кафе — не вариант, и если вам такое предлагают, это должно вас насторожить. Ментальная работа — это не посиделки за кофе. Сегодня есть большое количество психологических центров, в которых можно взять кабинет в аренду на несколько часов.

Особых требований к обстановке кабинета нет. В классическом «ортодоксальном» психоанализе человек должен лежать на кушетке. Но в большинстве случаев терапевт и пациент просто сидят друг напротив друга и беседуют.

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка. Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями. Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий

Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах

В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

Мысль о походе к психологу вызывает во мне страх — стоит ли мне действительно чего-то опасаться?

У психологов есть свои мемы, один из которых «Все результаты — из материалов заказчика». Ничего страшнее, чем вы сами, — и вместе с тем ничего прекраснее — вы не найдете. Психолог не пойдет вместо вас менять вашу жизнь, поэтому все достигнутые результаты, от которых иногда захватывает дух, — ваша заслуга. Но и все неприятные моменты, которые могут всплыть в ходе работы, — это тоже вы. Да, вы бываете завистливы, жадны, порой манипулируете, хотите, чтобы все решилось само, обвиняете других в своих проблемах, срываетесь на близких. Мы все такие.

Что касается общего недоверия к людям, которое зачастую не позволяет решиться на психотерапию: важно помнить, что психолог — это в первую очередь человек, который изначально берет на себя обязательства вам помочь. А значит, сознательно вредить вам ему совершенно ни к чему, потому что а) это его работа, б) это его репутация

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Родителям на заметку

Что должны знать родители, когда они обращаются к школьному психологу?

  1. Психолог не волшебник — за одно занятие он не в силах сделать так, чтобы ребенок «лучше учился», «лучше себя вел» и вообще «был лучше». Коррекция поведения и развития без установления причин невозможна, а причины часто лежат в дисфункциональных отношениях в семье. Поэтому работать над улучшением поведения ребенка следует всем — психологам, родителям и учителям.
  2. Психолог не может сделать так, чтобы ребенок, обладающий гуманитарным складом ума, стал гением в математических науках. За его индивидуальные проявления отвечает природа и условия развития, которые раньше создали ему родители в семье.
  3. Работа психолога с ребенком может быть не эффективна, если, возвращаясь домой, он страдает от недостатка внимания и любви в семье. За то, каким растет ребенок и что происходит с его психическим состоянием, полностью ответственны родители. Школьный психолог является помощником и тем звеном, который корректирует, но не исправляет в корне поведение. Исключение составляют случаи, когда родители, объединившись со специалистом, прилагают все усилия для помощи ребенку. Как правило, эта помощь заключается в работе над собственными ошибками и поведением.

Когда нужна помощь психолога?

В разные периоды жизни у человека может возникнуть необходимость получить помощь психолога. Это поможет решить многочисленные вопросы, так как здесь существует много направлений. Семейный психолог поможет разобраться в решении семейных проблем, детский успешно поработает с маленьким ребенком, а подростковый – уже с более взрослым.

Некоторые предпочитают иметь личного психолога, к которому удобно обращаться в любые минуты, когда вы чувствуете душевный дискомфорт. Он не даст развиться кризисным моментам, чувство непонятной тревоги и беспричинного беспокойства быстро исчезнут, у вас опять появится радость и удовлетворенность жизни, а все решения, даже, казалось бы, невыполнимые, будут приниматься легко и удачно завершаться.

Обычно столкнувшись с переутомлением, получив нервный срыв и, как следствие, получив стресс и впав в апатию, человек начинает заниматься самолечением. Он опять пытается с головой окунуться в работу, нагружая себя все больше и при этом стимулируя бесчисленным употреблением крепкого кофе или, что еще хуже, психотропными препаратами. Некоторые «лечат» себя безмерным употреблением алкоголя или просто не встают с постели. В любых случаях, это проблемы не решает.

Часто человек занимается таким самолечением, а не обращается к помощи психолога лишь потому, что у него возникает банальное чувство страха, что проблема вышла из-под его личного контроля. Многие же полагают, что обращения к специалистам такого рода поставит под сомнение его психологическое здоровье, что приведет к общественной огласке.

Но в наше время все не так, за границей не посещать психолога считается дурным тоном. Уже давно стало понятно, что в этом случае все проходит конфиденциально, а результат — просто замечательный!

В последнее время и в нашей стране люди уже тоже поняли, что без профессионала в этом деле просто не обойтись и лучше доверить ему помочь разобраться во всех возникших трудностях, решить проблемы и дать возможность себе жить и дальше спокойной полноценной жизнью.

Психологический центр Self- ваша опора в решении психологических проблем

Человек погружается при этом состоянии в «болото». Попытки погасить страх алкогольными напитками, назойливые мысли подавить кутежом, бессонницу попытаться вылечить кофе и сигаретами, приводят к дальнейшему ухудшению состояния человека, физического и психологического. Попытка победить одиночество толкает на знакомства, полные риска, которые могут нанести еще одну травму. Причем часто человек ощущает, что чем больше он пытается выкарабкаться из этого состояния, то тем глубже его затягивает. Это часто приводит к отчаянию или даже на суицид. Почему же так случается?

Решение, несомненно, очевидно – если человек желает выбраться из ситуации, необходимо опереться на что-то надежное и твердое. Вытаскивать то одну ногу, то вторую без точки опоры бесполезно.

Найти надежную и твердую точку опоры – значит еще не спастись окончательно, но это реальный первый шаг к спасению. Спасение вообще невыполнимо без опоры.

Такой опорой может стать психологический центр, где с вами будут работать высококвалифицированные психологи, которые помогут разобраться в кризисе, найти правильный выбор.

Приведем пример из жизни. Одна женщина, которую бросил муж, пришла в психологический центр в состоянии очень тяжелой депрессии. Она не видела совершенно никакого выхода. Ситуация обострялась тем, что ей было уже за сорок, детей не было. Последняя надежда исчезла с уходом от нее мужа. Специалисты центра начали работать и подсказали ей, что необходимо присмотреться к окружающим и найти тех людей, особенно с детьми, которым просто необходима её помощь. После того как она стала помогать людям, у нее самой резко стала проходить депрессия. В данный момент она при своей коммерческой структуре создала фонд для помощи семьям онкобольных людей.

Наше внутреннее состояние очень часто зависит от окружающей реальности, от ситуаций, возникающих на нашем жизненном пути. Мысли о помощи психолога могут прийти в голову как отражение потребностей защиты собственной души или непонимания происходящего. Думать, что все пройдет само собой довольно самонадеянно. Самолечение в данной ситуации может только усугубить проблемы. Неврозы, фобии, страхи, депрессии – вылечить самостоятельно порой не удается, проблема загоняется глубоко вовнутрь, возвращаясь с большей интенсивностью. В одиночку сквозь стену вы не пройдете, нужно искать выход. Консультация психотерапевта – это совместный поиск выхода.

Чтобы пережить любую боль нужно мужество, чтобы понять, что вам нужна помощь психолога, и прибегнуть к ней нужно также быть сильным человеком. На психологической консультации специалист не решает проблему за вас, он лишь направляет вас на принятие правильного решения, он помогает осознать и принять ситуацию. Но помощь психолога иногда разрушает наши иллюзии и многие начинают защищаться, пытаясь оправдать себя, защититься от лишней боли. Нужно быть готовым к тому, что не всегда психотерапевт поддержит именно вашу позицию, не всегда будет «гладить вас по головке». Разрушая наши иллюзии, страхи, фобии, тем самым расчищая дорогу новому в нашей жизни, психолог помогает понять, как дальше нужно жить.

Результатом «душевного лечения» у психотерапевта является переосмысление жизни, изменение ценностей, изменение отношения к себе и изменения мироощущения, иногда даже смертельные болезни могут уйти. Бывает, что человек преодолевает тяжелые события без помощи психотерапевта и возвращается к нормальной жизни без последствий. Но бывают и другие ситуации, психологическая травма фиксируется и остается в подсознании человека, постоянно болезненно о себе напоминая на протяжении многих лет. Боль может возвращаться в снах, воспоминаниях, образах, навязчивых состояниях и др. Психотерапевт в этой ситуации поможет обнаружить и убрать причину страданий, поможет адаптироваться, устранить негативное влияние, выгнать проблему из души на всю последующую жизнь.

Детская ситуация: как в ней разобраться

В школе существуют два совершенно разных народа — ученики и учителя. У них абсолютно разные мотивы, отношения, желания и восприятие происходящего. Наши педагоги часто не очень понимают, что такое детская ситуация. Они существуют отдельно, и им только кажется, что они знают, «кто первый начал». Плохо, когда ученики в курсе происходящего, а учителя нет.

И никогда «заявительная» система, когда психолог реагирует на внешние сигналы, не даст своевременную и достоверную информацию. Даже если у психолога есть «разветвлённая разведывательная сеть» — это не то. Таким образом к нему будут притекать только криминальные сведения. Он будет внутри системы презумпции виновности, которая у нас царит в школах.

Мы живём с посттравматическим сознанием, и слоган воспитательной работы почти в любой школе звучит как у чеховского героя Беликова — «кабы чего не вышло». Над учеником висит дамоклов меч вины.

Иногда, панически боясь проблем, учителя и вовсе переходят черту. Например, если в школе есть коррекционный класс, то в какой-то момент раздражённая учительница может припугнуть ученика, чьим поведением она недовольна — «смотри, будешь себя так вести, пойдешь в класс к дуракам». Эта фраза значит, что все мы очень сильно проиграли, и расхлебывать ситуацию придется долго, потому что вслед за взрослыми дети долго могут повторять ещё много всяких гадостей, унижая друг друга.

Конечно, надо понимать наши ограничения, но всё-таки попытаться в детскую ситуацию влезть. Например, пусть как-нибудь на тренинге взрослые поиграют в детей. Пусть это будет что-то спонтанное — социодрама, в которой встретятся разные силы, и каждый сможет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Вообще педагог, у которого «внутренний ребенок» как-то проявляет себя, уже на порядок менее тревожен, поскольку имеет больше жизненного опыта и способен овладеть групповой динамикой не по учебнику.

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Бывают педагоги, которые не видят группу и не слышат. Я встречал педагогов, которые очень любят свою работу, но не умеют держать группу. Если же учитель, не владеющий групповой динамикой, не уверен в себе как человек, то его вооружённое профессионализмом «Я» идёт вразнос, давит и детей, и его самого. И вот тут школьный психолог должен это увидеть и принять меры.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашей онлайн-школы Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

Скучно

Да-да именно со скукой столкнулись многие. Как развлечь себя, когда возможности перемещения ограничены, чем порадовать, как провести время одновременно весело и полезно? Не впасть в депрессию из-за временной невозможности поддерживать активный образ жизни? И все подобные вопросы стали занимать умы тысячей людей.

А ведь не секрет, что именно лень и скука основные двигатели прогресса. Кого удивит данная формулировка, поясню: именно в период скуки и «ничегонеделанья» наш мозг начинает генерировать необычные идеи, учится развлекать себя исходя из тех условий, что есть здесь и сейчас. А это верный путь к творческому развитию!

Наши бабушки глядя, на скучающее чадо в окружении невероятного количества игрушек и гаджетов, начинают говорить о том, что «в их время» из игрушек было две кастрюльки с дырками, палочки из ближайшего леса, пара сосновых шишек и кукла в ветхом платье… И ведь учились себя развлекать, придумывали истории, мастерили игрушки из подручных материалов и не жаловались.

О чем вся эта история? О том, что от перенасыщения мозг перестает работать и развиваться. А попадая в условия дефицита, начинает работать усиленно, искать необычные идеи для воплощения и творить, развивая воображение и пространственное мышление.

Зачем обращаться к психологу? Прежде всего ваш психолог расскажет про безграничные возможности «состояния скуки». Обязательно обсудит с вами, в какие именно моменты вы чувствуете, что скука и апатия нападают на вас. Расскажет, какие есть способы и механизмы запустить вашу внутреннюю творческую активность. И главное: решение вопроса «скучно» может стать огромным шагом на пути личностного роста и развития

Ведь важно понимать, что самодостаточная и творческая личность редко поддается такому недугу как «скучно»

Cохранение психического здоровья педагога

подробнее…

  • Анкеты для определения эмоционального состояния педагогов;
  • Аспекты формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов; 
  • Методика «синдром выгорания»;
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  • Примерная модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников);
  • Опросник для диагностики стрессоустойчивости;
  • Программа тренинговых занятий для педагогов «Сохранение психического здоровья педагогов»;
  • Профилактика СЭВ Советы руководителю;
  • Психическое здоровье – основа счастья человека;
  • Психологический климат в педагогическом коллективе как фактор развития его творческого потенциала;
  • Психологический портрет педагога бланк;
  • Рекомендации психологов по мотивации сотрудников;
  • Рекомендуемые методики здоровье педагога;
  • «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА» (информационно-просветительский материал);
  • Тест “Психологический портрет учителя”

Что может и что должен психолог

Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.

Диагностика

Начнём, собственно, с этой самой распространённой профессиональной обязанности. Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.

В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.

Коррекционная деятельность

Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником. Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере

Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Консультирование

Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.

Просвещение в области психологии

Да, есть и такая профессиональная функция, которой, увы, занимаются не все штатные педагоги, но лучшие из них эту сферу не пропускают мимо.

Не только помогать, когда «ну вот, началось», а вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.

Заключения

Правильная школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.

А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.

Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?

Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно. 

У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?

ПСИХИАТР — врач с высшим медицинским образованием. Лечит тяжелые формы психического расстройства — психозы (шизофрения, биполярное расстройство и многое другое). В своей работе использует медикаментозное лечение.

ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.

МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием, не обязательно медицинским. Часто работает в больницах и других лечебных заведениях. Занимается диагностикой, консультативной деятельностью и долгосрочной работой с пациентами, используя психологические методы лечения. Не назначает медикаментозное лечение.

ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием. Не имеет отношения к медицине. Работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с жизненными трудностями или кризисами. Не назначает медикаментозное лечение. Иногда может работать с больным, который находится под наблюдением психиатра.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?». Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать). Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно

Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике». Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией. В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: