Подготовить дошкольника к конфликтным ситуациям
Задача родителей и педагогов — помочь ребёнку вырасти психологически здоровым, позитивно социализированным человеком. Чтобы прийти к этому, в подготовке к конфликтам со сверстниками мы последовательно используем две методики: «Контейнирование эмоций» и «Уроки вежливости и любезности».
Контейнирование эмоций
Если ребёнок жалуется дома, что его обижают сверстники, важно поддержать его, помочь прожить свои эмоции и не обесценивать их. Это первый шаг в решении вопроса
Чтобы прожить эмоцию, часто бывает достаточно ею поделиться. Но маленькие дети не умеют распознавать свои чувства. Зато компетентный взрослый может помочь, разделив их. Например, сказать:
— Я вижу, как ты злишься. Понимаю, как тебе было обидно.
Это и называется контейнированием эмоций: мы, как большой контейнер, забираем себе часть боли ребёнка, разрешаем открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения. После важно помочь в поиске «ответственного решения». Как только он успокоился, можно сказать:. — Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться
— Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться.
Нужно вместе найти такое решение, которое поможет впредь не попадать в подобные ситуации или понять, как исправить случившееся. Можно предложить на выбор 2-3 варианта действия и поддержать в их осуществлении.
Уроки вежливости и любезности
Научить дошкольника простому методу самозащиты помогут «Уроки вежливости и любезности». Такие уроки мы проводим только в позитивной атмосфере, когда все спокойны, а эмоции уже «сконтейнированы». Практические знания усваиваются лучше всего непосредственно после социально неблагоприятных ситуаций, но можно и работать наперёд.
Каждый урок состоит из трёх этапов:
1. Помогаем представить ситуацию с помощью наводящего вопроса: «А бывает так, что кто-то без спроса прикасается к тебе, толкается или даже бьёт?» Ждём, когда ребёнок согласится. Проговариваем, что понимаем, как это обидно, и предлагаем решение. Если он не согласен или молчит, можно добавить: «У меня так бывает, у многих других людей тоже. Давай покажу, что мы делаем в таких случаях».
2. Демонстрируем решение: «Посмотри, что можно сделать». Выставляем обе руки вперёд, скрещёнными ладонями в сторону воображаемого обидчика и произносим: «Стоп! Шаг назад! Мне неприятно!» Это действие со словами повторяем несколько раз.
В Голландии с первых дней в школе учат обозначать и защищать свои границы. Отвечать «Стоп! Перестань! Мне не нравится» в случаях, когда кто-то обижает. Малыши (там в первый класс идут в 4 года) произносят фразу по очереди, громко и уверенно. И это работает
3. Предлагаем самому попробовать остановить воображаемого агрессора. Возможно, в первый раз он будет не готов повторить фразы и движения. Не стоит настаивать: лучше через некоторое время показать ещё раз.
Следует каждый раз повторять все 3 этапа урока. Нужно быть готовым к тому, что урок придётся провести порой более десятка раз, прежде чем ребёнок начнёт применять его в жизни. Ведь для закрепления навыка понадобится время и многократные повторения.
Польза описанных упражнений не только в формировании навыка, но и в проживании своих негативных эмоций. Непрожитые эмоции притягивают повторные похожие ситуации и проявляются с новой силой. Зашкаливание эмоций — это всегда результат их регулярного подавления. Поэтому начинаем мы именно с проговаривания того, что чувствует ребёнок.
Контейнирование эмоций — способ не раниться, не разрушаться от собственных эмоций, а проживать их безопасно для других членов социума. Это своего рода терапия, которую может проводить каждый родитель.
Уроки вежливости и любезности — практическое продолжение в подготовке к конфликтам
Поэтому важно проводить их вторым шагом, когда все эмоции озвучены и прожиты.
В комплексе эти методики приносят плоды: ребёнок становится спокойнее и увереннее, он не боится конфликтов. С такой базой проще научить его прояснять отношения со сверстниками самостоятельно.
Контейнирование эмоций и уроки вежливости и любезности помогают психологически подготовить к конфликтным ситуациям, а для их решения существует отдельный метод.
Как научить ребенка защищать себя
Важно объяснить, как ребенку постоять за себя, чтобы он не стал жертвой травли. В детском коллективе есть свои изгои, которыми становятся неуверенные в себе люди
Ребенок не способен дать отпор в детском коллективе, а после всю жизнь будет жертвой более наглых и уверенных в себе людей.
Перечислим, как научить постоять за себя ребенка:
- Защищайте ребенка и помогайте ему в решении конфликтов.
- Объясняйте ему, какими способами он может себя защитить.
- Уважайте ребенка, но не позволяйте ему вами манипулировать.
- На собственном опыте показывайте, как нужно правильно общаться с другими людьми.
- Постройте с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся рассказать о своих проблемах и попросить помощи.
- Позволяйте ему самому решать возникшие проблемы, но будьте готовы в любой момент прийти на помощь.
Таким образом, мы рассмотрели, как уметь постоять за себя в конфликтной ситуации. Главное, быть уверенным в себе
Также важно при отстаивании собственного мнения не перейти черту, которая из жертвы превратит вас в агрессора. Нужно уважать своего собеседника, но при этом не забывать об уважении к самому себе
Как успешные люди сводят счеты
Самый ярый представитель тех людей, которые во весь голос кричат что нужно «лупить обидчиков» – это Дональд Трамп.
Трамп – это тот человек, которого обходят стороной все, кто не хочет проблем. Никто не желает вступать с ним в конфликт, так как понимают, вряд ли выйдут победителями.
Вот что пишет Трамп в своей книге:
Однако и среди успешных людей есть исключения. Так, например, великие спортсмены остаются в дураках из-за нежелания поквитаться с мошенниками.
Эти спортсмены известны на весь мир, но их умудряются одурачить менеджеры, бухгалтера, финансовые консультанты, которые работают на них. Эти «финансовые гении» высасывают все деньги из карманов. Для них это просто, как отнять конфету у ребенка.
А есть ли проблема?
Бывает, что ребенок просто добросердечен по своей натуре и не склонен к выяснению отношений. Ему проще согласиться с обидчиком, отдать игрушку, уйти из песочницы, чем устраивать потасовку. И не потому, что он боится получить тумаков, просто его нрав можно назвать «дипломатичным».
Чаще всего такое поведение беспокоит пап. Им видится, что во взрослой жизни таким «тюфяком» будут все помыкать (как, возможно, и его отцом когда-то). Безответного парня легко использовать или безнаказанно оскорбить.
Но вот мнение психологов: в современном мире кажущаяся «мягкотелость» и добрый, открытый нрав бывают полезными. Гораздо опаснее вырастить агрессора, провокатора, параноика и драчуна, чуть что, закатывающего рукава.
Это раньше, при охоте на мамонтов, были полезны большие кулаки и свирепый оскал
А в нынешнем обществе важно уметь адаптироваться, подстраиваться, идти на компромиссы и уступать
Поэтому дети с дипломатичным склоном (остающиеся, впрочем, при своем мнении и следующие выбранному вектору) порой достигают больших высот!
Поэтому подумайте, реальна проблема или надумана. Если ребенок систематически подвергается нападениям в школе или детском саду и не может за себя постоять – это одно. А если его уступчивость и неконфликтный, мягкий нрав смущают только папу – совсем другое.
Правило шестое. Привить любовь к спорту.
Вернёмся в тот же спортивный магазин, с которого всё началось. Помните о том, что утренняя пробежка вместе с мамой, зимние прогулки на лыжах с папой или серьёзное увлечение плаванием помогут в формировании уверенности в себе. Заражайте ребёнка любовью к спорту. Это хорошо и для вас, и для него. Спорт развивает терпение и выдержку, мотивирует на достижение цели в соревнованиях и обязательно приведёт к победе. Ребенок, который испытывал вкус побед в спортивных состязаниях, будет побеждать по жизни и уж совершенно точно всегда сможет постоять за себя в трудных ситуациях. Кроме того, физически сильного ребенка непросто обидеть, унизить или заставить что-то сделать помимо его воли.
Тип темперамента вашего ребенка
Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема. Пройти тест
Развитие самоконтроля и терпения
Маленьких детей действительно сложно научить этим качествам, так что родителям придется ежедневно быть для них чуткими психологами. Если ребенок стоит долго в очереди, то развить выдержку и терпение помогает импровизированное соревнование. Например, можно предложить ему посчитать количество конфет с красной оберткой, людей в черных куртках, колбас на прилавке и т.п. Дети любят игры, тем более различные состязания, так что охотно принимаются за счет. Это ненадолго займет чадо, а родители пока смогут придумать другую игру.
Очень важно при воспитании ребенка не обманывать его. Это касается не только действий, но и временных рамок
К примеру, если мама сказала, чтобы сын сидел 5 минут, и она вернется, то должно пройти примерно столько же времени до реального возвращения родителя. Нужно понимать, что у детей расплывчатое понятие времени. Если им скучно или страшно, то им одна минута покажется часом. Если речь идет о 10 минутах, то лучше ограничить отсутствие 5-7 минутам и т.д.
Детей постарше рекомендуется учить чувству времени по реальным часам. Например, отец пообещал дочери, что поиграет с ней через 20 минут. Естественно, ребенку такой промежуток времени покажется вечностью. Чтобы он дал родителю спокойно закончить дела, нужно показать чаду часы и объяснить, что сейчас длинная стрелка стоит на цифре «2», а когда она будет на цифре «6», можно будет играть. Ребенок будет каждые 2 минуты подходить к часам и ждать намеченного времени, но не будет постоянно отвлекать папу от работы
В свою очередь, родителям важно в указанный срок выполнять обещание, иначе в будущем ребенок им не поверит и будет действовать аналогично
При воспитании детей нужно быть для них примером. Можно чаще посвящать чадо в свои дела, наглядно демонстрируя, что ради будущей выгоды или пользы мама и папа отказываются от чего-то интересного или вкусного сейчас
Параллельно важно доходчиво объяснять причины своего решения
Развить выдержку и терпение помогает игра в шахматы. Если родители не умеют играть, либо нет времени, то рекомендуется отдать ребенка в соответствующую секцию. В коллективе дети быстрее учатся самообладанию, так как смотрят друг на друга, стремятся к высоким результатам, похвале преподавателя.
Многие родители ошибочно считают основным рычагом развития самоконтроля критику и наказание. Если ребенок капризничал в очереди, то никакого сладкого дома. Если он постоянно разговаривает на уроках, то никакого компьютера на выходных. Если огрызается или дерется, то в угол или под ремень. На самом деле наказание уже давно считается малоэффективным способом воспитания детей. Куда лучше будет проводить регулярные назидательные беседы. Жизнь показывает, что у заботливых и внимательных родителей дети всегда отличаются покладистым характером и хорошей успеваемостью.
Куда поступать?
- 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
- Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
- 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
- Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
- Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
- Сравнение ведущих технических ВУЗов России
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Почему ребёнок не может постоять за себя
Психологи утверждают, что чаще всего не может постоять за себя ребёнок тех родителей, которые и сами в детстве были не в состоянии дать отпор обидчикам и агрессорам.
Прежде чем приступить к решению проблемы разберитесь, почему дочка или сын не умеют себя защищать. Психологи называют 3 основные причины.
- В большинстве случаев на самооценку и поведение воспитанника влияют слова родителей. И чем чаще мама и папа говорят фразы в стиле «Будь хорошим!», «Уступи!», «Не смей драться», тем скорее малыш поймёт, что проявление эмоций – это плохо. Из-за этого ребёнок не сможет и в дальнейшем ответить обидчику. Как повысить ребенку самооценку читайте здесь.
- Дети сами могут за себя постоять. При первой же ссоре малыша и соседского мальчишки не бегите с кулаками на его мать. Иначе ребёнок привыкнет, что у него всегда есть защитник. И в таком случае он сможет бороться самостоятельно.
- Порой родители сами взращивают в воспитаннике страх неудачи и неумение постоять за себя. Не у каждого мальчика с первой попытки получается дать отпор обидчику. И если, придя домой, он услышит в ответ такие слова как «слюнтяй» или «трус», то окончательно в себе зажмётся и перестанет доверять родителям. В одиночку он бороться тоже не сможет. О других особенностях воспитании мальчиков мы уже рассказывали.
Это три наиболее распространенные причины, по которым малыш не может постоять за себя, на которые влияют взрослые. Какие еще ошибки в воспитании допускают родители, читайте здесь.
Научить самостоятельно регулировать конфликты
Чем меньше взрослый вмешивается в детские ссоры, тем лучше
Но важно понимать, что полное невмешательство возможно только после длительной подготовительной работы
В Монтессори-центрах практикуют майевтический метод Даниэле Новара, итальянского педагога и психолога, основателя Психолого-педагогического центра воспитания и разрешения конфликтов.
Цель применения метода — развить у детей умение решать конфликтные ситуации, научить постоять за себя и приходить к соглашению с другим человеком самостоятельно, рассудительно, без насилия, с каждым разом всё меньше привлекая взрослых. Научить проясняться можно так же, как научить завязывать шнурки, обуваться и одеваться.
Вот основные принципы метода:
Не искать виноватого. Если вмешается взрослый, то ощущение тяжести проблемы в глазах ребёнка увеличится
Даже если повод для разногласий банален, а ссора была игрой или способом привлечь внимание.
Не предлагать своего решения. Зачастую решение, которое предлагает взрослый, непонятно детям и далеко от их восприятия проблемы
А значит, оно не даст положительного эффекта — только запутает. Они не сделают полезных выводов, и конфликт повторится.
Просить обе стороны объяснить причину ссоры устно или письменно. В процессе дети учатся выражать свои мысли и эмоции, доносить до другого своё видение ситуации, успокаиваются. Если они совсем маленькие, для объяснений подойдут рисунки. Роль взрослого — побуждать их общаться, при этом самому занимая нейтральную позицию.
Поддерживать итоговое соглашение, созданное участниками конфликта. Когда дети выражают свои позиции и делятся мыслями о причине ссоры друг с другом, решение рождается само. Задача взрослого — поддержать ситуацию, не навязывая свою точку зрения. Ведь он уже направил, показал путь мирного решения проблем. А значит, чем дальше, тем реже дети будут привлекать старших во время ссор.
Рассмотрим на примере, как работает майевтический метод. В детском садике Ваня постоянно обижает Лену и Катю: отбирает игрушки и обзывается. Сначала девочки это терпели, но однажды тоже решили пообзываться на Ваню. Мальчик ответил. Воспитатель Алиса, увидев, что дети ссорятся, не стала разбираться сама и тем более искать виноватых. Зато, когда градус эмоций снизился, решила аккуратно вмешаться, чтобы направить и помочь прояснить ситуацию.
Для этого она предложила Ване, Кате и Лене по очереди подробно рассказать свои версии событий друг другу и выслушать, не перебивая. Спросила у каждого: «Как вы поссорились?», «Как ты думаешь, почему это произошло?» Чтобы ответить на вопросы воспитателя, дети переключились с эмоций на размышления. Они немного успокоились, и выяснилось следующее:
Катя: Ваня, ты постоянно обижаешь нас, потому что мы с тобой не играем. Когда ты подходишь к нам, мы теперь начинаем тоже тебя обзывать, потому что нам неприятно.
Лена: Ваня, ты хочешь с нами играть, но тогда зачем отнимать у нас игрушки и обзываться? Мы не хотим играть с теми, кто нас обижает.
Ваня: Вы не играете со мной и сказали, что я глупый. Мне обидно, поэтому я отнимаю у вас игрушки и обзываюсь.
Послушав разговор, Алиса попросила подумать: что каждый из них может сделать, чтобы больше не ссориться друг с другом, и чтобы все получили то, что хотят. Решение родилось само — девочки согласились поиграть с Ваней, а он пообещал больше не отнимать у них игрушки и перестать обзываться. И чем старше они становились, тем реже Алиса и другие воспитатели вмешивались в новые ссоры.
При таком подходе дети учатся останавливаться и высказывать свои мысли, обиды, эмоции во время ссоры. Слушать друг друга. Конечно, на пути к этому открытию они проходят через эмоциональные всплески, слёзы, и иногда даже драки. Но потом понимают, как мирно сосуществовать с другими — говорить, когда что-то не нравится, и вместе придумывать решения. А не глушить эмоции и терпеть.
У нас есть ещё одна статья по теме от сертифицированного специалиста метода.
Методика Даниэле Новара даёт действительно ошеломляющий эффект: дети общаются друг с другом напрямую, без взрослого посредника. Он просто стоит рядом и помогает в выстраивании конструктивного диалога, а со временем становится не нужен
Научить ребёнка постоять за себя — не значит показать ему, как нападать на другого в ответ. Это подразумевает гораздо больше: развивать интеллект и эмпатию, чтобы каждый хорошо понимал себя и других людей. Знал, как не попасть в неприятную ситуацию и как грамотно выйти из неё, если избежать не удалось. Умел применить свои знания на практике и адаптироваться в постоянно меняющейся среде.
Психологическая атака
4 способа, как защитить себя от негативного воздействия
Описанные ниже приемы самозащиты от негативного воздействия стоит выполнять хладнокровно. Для начала стоит потренироваться хотя бы пару недель в домашних условиях по утрам и вечерам, после сна и до него.
Как правило, выбирают один или два способа защиты. При этом защита эффективна только тогда, когда вы не желаете зла человеку, который вас атакует негативной энергией, а также, когда вы хотите, чтобы все были здоровы и счастливы и жили в гармонии.
1. Воображаемая защита или «Я — пустота».
Когда вы почувствовали на себе негативное воздействие, расслабьтесь, вообразите себя воздухом, листвой или пустотой и подставьтесь под удар. Представьте, как удар проходит сквозь вас, то есть сквозь воздух, и рассеивается как дым. При всем этом не нужно сомневаться, а делать всё хладнокровно.
2. Экзистенциальная ограда или «Мы квиты».
Когда вы почувствовали на себе удар негативной энергии, просто подумайте «мы квиты», при этом оставайтесь спокойным и не отвечайте обратно. Вы ощутите, как проблема исчезает. Дело в том, что негативная энергия, которую вы испытали на себе, возможно, стала результатом ваших плохих поступков, совершенных в прошлом. Ведь все, что человек делает – возвращается к нему бумерангом.
3. Поведенческое прикрытие или отделение от социума.
Найдите в своем графике день, когда у вас нет дел, или их мало и они не значительны. Вам просто нужно отделиться от всего вокруг. Для этого отключите телефон, ничего не говорите, не смотрите телевизор, не садитесь за компьютер и не читайте газеты и журналы. Меньше движения, спокойное дыхание и удар негативной энергии «отскочит» от вас, и вернется к тому, кто его послал.
4. Специальное упражнение по защите.
Это упражнение стоит делать, если предыдущие способы не оказали нужного эффекта.
Вот, что стоит сделать:
1.
Приготовьте стул или кресло и сядьте на его край.
2.
Не скрещивайте ноги и руки, а ступни должны полностью упираться в пол.
3.
Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
4.
Теперь вдохните и резко выдохните и задержите дыхание до тех пор, пока оно не прорвется само собой. А пока соблюдается пауза, постарайтесь сосредоточиться на своем копчике, почувствуйте его пульсацию.
* В это время в голове должна быть пустота.
Когда вдох прорвется, пойдут обратные удары к тому, кто их на вас направил.
Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе
1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.
2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.
3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.
4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.
5
Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство
6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.
7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка
Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое
Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.
8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.
9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.
10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.
Поиграйте
Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.
1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное — делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.
Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»
Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь
Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать
2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.
Научите ребенка Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты — обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.
Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.
3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.
Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое — остановись; второе — громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, — не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»
Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.
Fotolia