Ребенок плохо пишет во 2 классе? разбираемся в проблеме

Что такое дисграфия

Дисграфия — это частичное нарушение способности к письму, из-за чего человек постоянно допускает одни и те же ошибки и испытывает различные трудности при письме. Хотя за последние десятилетия человечество значительно продвинулось в понимании того, какие факторы могут способствовать возникновению дисграфии, единого ответа на этот вопрос нет. Во многом потому, что существуют разные виды дисграфии. Вот основные из них:

  • оптическая. Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально. 
  • акустическая. Если у ребенка акустическая дисграфия, он путает звуки со сходными по звучанию, что отражается на письме. Чаще всего дети путают парные буквы: вместо «б» пишут «п», вместо «д» пишут «т». К примеру, слово «тетрадь» акустический дисграфик мог бы написать как «дедрать». Некоторые дефектологи различают подтип этой дисграфии — артикулярно-акустическую дисграфию. Она связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а вследствие этого неправильно записывает слова. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков. 
  • аграмматическая. В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии. Частенько она наблюдается у детей-билингвов, и у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. 
  • недоразвитие языкового анализа и синтеза может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет. 

Каждый подвид может проявляться в более или менее выраженной форме. Среди причин дисграфии чаще всего выделяют нарушение высших психических функций (ВПФ), участвующих в письме. В свою очередь, причины нарушения ВПФ могут быть как врожденными, генетическими, так и приобретенными вследствие травмы или болезни.

Важно понимать, что несмотря на то, что дисграфия часто может идти об руку с дислексией, дислалией (нарушением звукопроизношения) или другими нарушениями, она может проявляться и самостоятельно. Ребенок может испытывать трудности при письме, но легко справляться с чтением, может правильно произносить все звуки, но не справляться с задачей перевода звуков в буквы

Поэтому путать дисграфию с дислексией неверно: это совершенно разные нарушения, которые требуют разного подхода. 

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Откуда берутся нарушения?

Почему у детей возникают проблемы с фонематическим слухом? Причин может быть много, но за годы практики я нашла две самые частые:

1. Нарушение фонематического слуха возникает, если ребенок долгое время не выговаривал те или иные звуки. Скорее всего, такого малыша водили к логопеду, и тот на занятиях поставил ребенку звуки. Ребенок стал говорить лучше — на этом его взаимодействие с логопедом закончилось. А зря! Ведь малышу нужно еще привыкнуть к нормальному звучанию фонем. Уже научившись произносить звуки правильно, ребенок по инерции может записывать их неправильно — так, как когда-то сам говорил и слышал.

2

Есть вероятность, что люди из ближайшего окружения ребенка (родители, друзья) мало уделяют внимание своей речи: говорят  слишком быстро, не выговаривают некоторые звуки, сглатывают слова или по привычке «сюсюкают» с ребенком

Если вы подозреваете, что у ребенка нарушен фонематический слух, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Пожалуйста, заранее сообщите логопеду, что у малыша сложности с распознаванием звуков. На консультацию захватите с собой тетрадку, где ваш ученик пишет диктанты: его ошибки расскажут о масштабах бедствия больше, чем он сам.

Ну а пока вы не выбрались на прием к специалисту, можете помочь ребенку домашними средствами — полезными играми.

Этого делать не надо!

Прежде всего, позвольте предупредить о тех вещах, которые делать не стоит. Например, не нужно пытаться справиться с большим количеством ошибок долгими тренировками: если у ребенка нарушен фонематический слух, вы не поможете ему, заставив писать по два диктанта в день или вновь и вновь переписывать слова в тетрадь.

Не нужно тренировать сразу все звуки: в этом, как правило, нет смысла. Внимательно прочитав диктанты ребенка, вы сможете понять, с какими именно звуками наш ученик «не дружит», какие путает между собой. На эти звуки и стоит делать упор в играх.

Еще я не советую начинать игру сразу с высокого уровня, даже если у вас «продвинутый» ребенок и ему кажется смешным повторять какой-то простой слог или разбирать на звуки пустяковое слово. Быстренько пройдитесь по азам, чтобы убедиться, что все в порядке, а уж потом перейдете к высшему пилотажу.

Что такое дисграфия

В двух словах, дисграфия — неврологическое расстройство, выражающееся в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Среди симптомов: плохой почерк, проблемы с орфографией и сложности при изложении мыслей на бумаге. «Дис» означает «трудно», а «графия» — «писать».

Ученые обнаружили, что дисграфия связана с пережитыми в детстве неврологическими травмами, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, с особенностями обучения, такими как дислексия, а также с расстройствами аутического спектра, в частности с синдромом Аспергера, — хотя прямой взаимосвязи может и не быть.

В перечне Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Американской ассоциации психиатров дисграфия описывается как «расстройство письменного выражения», подразумевая, что навыки письма у конкретного индивида существенно ниже положенных ему по возрасту, интеллекту и полученному образованию.

Школьнику с дисграфией трудно только писать — он без проблем читает или придумывает, что написать. С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.

Есть три основных типа дисграфиков:

  • дислексики (неразборчиво пишут, но нормально переписывают текст и часто делают ошибки в словах при произнесении);
  • люди с моторными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают текст из-за проблем с двигательными навыками);
  • люди с пространственными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают, поскольку плохо ориентируются в пространстве).

Дисграфия имеет отношение и к другим особенностям обучения, с которыми ее роднят сложности с координацией и восприятием слов.

Кто только из великих не был дисграфиком — взять хотя бы Агату Кристи, Альберта Эйнштейна и Томаса Эдисона! Ведь уникальные особенности обучения дают невероятный толчок развитию творческих способностей, заставляя нас по-иному общаться с миром и, следовательно, приводя к необычным результатам. В конце концов, не нам решать, какими мы рождаемся; мы можем только научиться понимать себя и соответственно действовать.

Позиция школы

Помимо того, что дисграфик плохо пишет и читает, он может испытывать проблемы на уроках рисования, ручного труда. Изучая иностранный язык, он путает буквы двух алфавитов, которые выглядят одинаково. На уроке математики не в состоянии правильно читать условие задачи, запоминать различные фигуры. Часто такие дети плохо ориентируются в пространстве и времени, не запоминают слова учителя, бывают несобранными, быстро утомляются.

Ситуация «хронического неуспеха», непонимание преподавателей – все это негативно воздействует на психику ребенка. У него нарастает утомление, пропадает желание посещать школу. Между тем страдающие дисграфией дети могут успешно учиться по специально разработанным методикам.

В некоторых странах, например, в Англии, нашли возможность помочь необычным школьникам и создали для них особые программы обучения. К сожалению, российская школа пока не озабочена проблемой дисграфии: нет специалистов и методик, позволяющих индивидуально работать с такими учениками. Все тяготы по коррекции навыков письма и чтения ложатся на плечи родителей.

Упражнения, способствующие улучшению фонематического слуха.

Во что поиграть, чтобы помочь ребенку улучшить фонематический слух?

«Пробуем звуки на ощупь»

Чтобы сформировать правильное звукоразличение, нужно подкрепить теорию чувственным опытом. Предложите ребенку повторять за вами те или иные согласные звуки, положив руку на горло. Если при произношении горло вибрирует — звук звонкий, если не вибрирует — глухой.

«Эхо»

Есть много вариантов этой игры, самая простая и приятная — с мячом. Все просто: вы называете слог — ребенок ловит мяч и повторяет за вами. Начинаете с одного слога, например: па! Да! Та! По! Бо! Если ребенок справляется, уже со второго-третьего броска дайте пару слогов: та-да! Во-во! Ва-фа! Усложняйте упражнение, вводя обратный слог (гласный перед согласным: ап! Оф! Ов!) и увеличивая число слогов: па-ба-ба-па, бапа-ба-ба…

«Сортировщик»

Играем в слова, которые различаются только одним звуком, гласным или согласным: лук-люк, бочка-почка. Советуем заранее запастись словами с такими звуками, которые больше всего «не любит» ребенок. А еще запасаем два стакана и горсть любых вкусных ягод. В один стакан мы будем собирать один звук, в другой стакан — другой, и смешивать звуки нам нельзя. Начинаем игру: вы называете ребенку слова, он различает звуки и бросает ягодки в нужные стаканы.

«Ловля букв»

В эту игру можно начать играть, когда ребенок в целом неплохо показал себя в играх «Эхо» и «Сортировщик». Найдите книгу с крупным шрифтом и не слишком сложным текстом. Выделите один небольшой абзац, попросите ребенка прочитать его вслух, а затем дайте ему карандаш и пусть накинет петлю на каждую букву «Б» («Ш», «З», любую другую букву, которая вызывает сложности). Разумеется, прежде чем давать ребенку текст, нужно сосчитать в нем количество искомых букв.

«Школа дикторов»

Когда вы убедились, что ребенок умеет различать «трудные» звуки в словах, переходите к «чистоговоркам». Работа с «чистоговорками» принципиально отличается от работы со скороговорками: здесь не нужно «быстрее, выше, сильнее». Произносим все слова медленно, отчетливо, тщательно, чтобы различия между звуками были хорошо слышны.

Марина ХОРЕВА

Дислексия

Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука и буквы, которое
выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи
между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с
фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией
отождествляются.

Дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки,
непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания,
суффиксы.

Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить
коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в
большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

Дисграфия и дислексия — заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне
нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими
детьми, успеваемостью. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе — залог успеха.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ

Чтобы предупредить дислексию, необходимо с дошкольного возраста проводить занятия по развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и пространственного восприятия. Например, такие игры, как «Найди отличия», «Покажи правильную тень», «Найди гласные буквы» очень нравятся детям и помогают развитию зрительных представлений, предупреждают ошибки по замене букв.

Важно своевременно выявлять у детей нарушения речи, проводить их коррекцию, проводить подготовку к освоению грамоты.

Мы рекомендуем с раннего возраста выполнять упражнения для овладения грамотной речью и письмом; использовать развивающие игры для развития познавательных процессов у детей, которые помогают размышлять и познавать окружающий мир. Например, интересны и полезны игры «Вставь пропущенную букву», «Реши кроссворд». Играйте вместе с детьми!

Логопед центра Fidem

Как понять, что ребенок плохо пишет и читает из-за дисграфии?

Распознать диграфика можно по стойким письменным ошибкам

Его неграмотность отличается определенной спецификой, на которую могут обратить внимание родители, проверяя тетрадки. Для дисграфии характерно:

  • Застревание на одной букве: «За зомом росли момидоры» — «За домом росли помидоры».
  • Зеркальное написание букв.
  • Пропуск букв, чаще гласных: «Плох» — «Плохо»; «Девча» — «Девочка».
  • Перестановка букв: «Грекча» — «Гречка»; «То дома» — «От дома».
  • Путаница звонких и глухих согласных; заднеязычных г-к-х, сонорных р-л, свистящих и шипящих согласных.
  • Неумение передавать мягкость согласных: «Сольить» — «Солить».
  • Слитное написание слов, в частности, служебных: «Ветки березыи сосны».

Безусловно, у таких детей страдает почерк. Строчки могут наезжать одна на другую, заходить за поля. Ребенок пишет грязно, делает много помарок, а учителя жалуются, что плохо разбирают написанное.

Если к дисграфии присоединяется дислекция, ребенок может читать как бы по «догадке». При этом он часто заменяет слова близкими по звучанию, но разными по смыслу: «Богатыри» — «Богатые»; искажает окончания; переставляет слоги; пропускает или добавляет буквы.

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ

Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе

Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.

Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.

Что такое фонематический слух?

Возможно, вы будете удивлены, но если у ребенка наблюдаются сложности непосредственно с написанием диктантов, то это вопрос не столько к учителю русского языка, сколько к логопеду. Скорее всего, у малыша небольшое нарушение фонематического слуха, которое на данном этапе можно легко исправить.

В самом общем смысле, фонематический слух — это умение различать и воспроизводить звуки речи. Фактически, это та самая сила, которая позволяет ребенку, выучившему буквы, начать складывать их в слова, научиться читать и писать. Фонематический слух начинает формироваться у ребенка в 4,5 — 5 лет; к середине второго класса практически у всех детей он уже сформирован. За исключением отдельных «страдальцев».

«Починить» фонематический слух можно и в средней школе, но это потребует от родителей и педагогов гораздо больше времени и сил.

Есть ли у ребенка дислексия?

Давайте договоримся, что дислексия — это специфическая особенность обучения. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников — пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, — скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода.

Подумайте, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений:

  • Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
  • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка, живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
  • Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
  • Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость.
  • Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики).
  • Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
  • Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
  • К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.

Около 10% населения Великобритании страдают дислексией, из них 4% — в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия! Многие, в том числе преподаватели, толком не понимают, что такое дислексия, и не знают, как с ней работать. К тому же довольно часто эту особенность сразу не разглядеть, а скрыть ее не составляет труда.

Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошкольников, учеников начальной и средней школы.

Коррекция дисграфии: упражнения и советы

Удобная ручка. Если ученику не приноровиться к письменным принадлежностям, поэкспериментируйте с разными ручками и карандашами, следя за тем, как он их держит и как при этом сидит, и/или учите ребенка работать на клавиатуре — для компенсации.

Как учить буквы. Если ребенку сложно запомнить, как пишутся буквы, пусть пишет крупно. Чем меньше мелкой моторики кистей и пальцев, тем лучше. А вы помогайте ему визуальными и звуковыми подсказками. Тренируйте с ним написание букв и произнесение звуков самыми разными способами (пусть он их видит, слышит, произносит, «выписывает» частью тела), короче говоря, придумывайте хитрости, которые помогут ученику запомнить буквы. К примеру, чтобы не путать, сколько петелек у письменных «и» и «ш», при написании «и» пускай зажмуривается и восклицает «Иииии», а когда пишет «ш», пускай шипит как змея (уверена, эффект будет атомный!). Я обожаю использовать в обучении маленькие хитрости, а вы? С их помощью дети всё запоминают, потому что им весело!

Письменная работа. Если ученику с дисграфией сложно сосредоточиться на выполнении письменного задания, предложите ему следующий подход:

Реши, о чем ты будешь писать.

Пропиши по пунктам или изобрази в виде схемы.

Изложи на бумаге свои мысли: если с чистого листа не начать, начни с порядкового номера или пиши на бумаге в клетку.

Проверь, что написал, и попроси кого-нибудь проверить твою работу.

Перепиши работу, исправляя все обнаруженные недочеты.

Меняем внутренний голос. Если дисграфик нервничает из-за внутреннего голоса, который уверяет его, что написать не получится, переключите ребенка на более оптимистичного внутреннего оппонента.

Цифровое обучение. Если у ученика-дисграфика не получается изложить мысли на бумаге, их можно записать на аудио. Наш мир — это новый мир, в котором мыслящий мозг сливается с цифровым.

Такие похожие буквы

Статья по теме

Педикулёз и сколиоз. Как уберечь ребёнка от «школьных» болезней

Дисграфию не стоит оставлять без внимания, надеясь, что с возрастом она пройдёт сама. Такое нарушение часто связано с более глубокими проблемами восприятия и поддаётся коррекции только при комплексном подходе. К тому же преодолеть дисграфию легче в самом начале обучения письму, когда навыки ребёнка только формируются.

В зависимости от того, какие ошибки школьник делает, различают виды дисграфии. При акустической ребёнок не видит разницы между похожими звуками (с-ш, л-р) и может написать, например «делево» вместо «дерево». Оптическая разновидность возникает, когда малыш не соотносит изображение буквы с нужным звуком и может написать значок даже в зеркальном отражении. Пропуск букв и слогов и неправильное изменение слов по числам и родам также считается признаками дисграфии.

Занятия с логопедом в школе или специальном центре могут продлиться несколько месяцев в зависимости от того, насколько глубоки нарушения. В первую очередь малыша постараются заинтересовать в работе при помощи сказок, картинок и специальных игрушек.

Как проверять знания ребенка с дислексией

  • Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам.
  • Никогда не оставляйте ребенка-дислексика на перемене переписывать или доделывать письменную работу.
  • Не ожидайте, что их письменные работы будут на том же уровне, что у других учеников.
  • Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят.
  • По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
  • Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
  • Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
  • Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4:1.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: