5 шагов, которые помогут подростку не ошибиться при выборе професии

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку.

Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование

Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше.

Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.

Старайтесь лучше узнать вашего ребенка

С ребенком нужно разговаривать. Что ему интересно, чем бы он хотел заниматься, какие приоритеты перед собой ставит – все это играет огромную роль в выборе будущей профессии. Поделитесь с ребенком историей о том, как вы встали на свой профессиональный путь. Расскажите, что вам тоже было непросто, вспомните, чем вы руководствовались при выборе профессии и, расположив его таким образом к себе, проанализируйте его ответы. Все это поможет вам с ребенком найти совместное решение в таком сложном вопросе.

Также это состояние его здоровья, его возможности, потребности, интересы, востребованность профессий на рынке труда (особенно при учете региона вашего проживания). Если вы заботливый родитель и взросление ребенка происходило у вас на глазах, то не составит труда определить область его интересов – обычно к подростковому возрасту дети уже имеют представление о сферах деятельности.

Чтобы понять, чем подросток хочет заниматься в жизни, необходимо проявлять активный интерес к тем или иным профессиям. Побуждайте его собирать информацию, узнавать обо всех плюсах и минусах интересующей профессии. Можно пообщаться с людьми, которые уже занимают интересующую специальность, по возможности посетить рабочие места, увидеть, как идет работа изнутри, хоть немного окунуться в атмосферу.

Факторы, влияющие на выбор профессии ↑

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие, дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Решила записывать каждое событие своей жизни? Читай о том, что нужно для личного дневника. Как стать женственной и уверенной в себе? Читай статью.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии МаковейчукФормирование воли подросткаобычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена.Таких историй становится все больше и больше.

Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены.Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов.

Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.Подростки так устроены — им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя.И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено — старые конструкции разрушены, а новые не возникли.

У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Курсы профориентации

Для выпускников и их беспокойных родителей существуют специальные курсы по профориентации, где специалисты помогают подростку определиться с будущей профессией. Стоит эта помощь, как правило, определенную сумму. Курсы предполагают прохождение подростком определенных тестов и знакомство с различными профессиями путем проб. Здесь стоит заметить, что эффективность подобных курсов неоднозначна, так как процесс самоопределения не осуществляется за такое короткое время, а присутствует в жизни ребенка на протяжении всей учебы. И к моменту выпуска из школы подросток, не имеющий представления о том, кем хочет быть, может получить лишь дополнительную помощь в выборе конкретного направления в уже намеченной для себя деятельности.

Роль психологии в профориентации школьников

Старшеклассник задумывается о будущем. В это время ему особенно необходима помощь со стороны родителей, психологов, диагностиков

Психолог в процессе беседы поможет разобраться с сильными и слабыми сторонами характера подростка, диагностик определит соответствие особенностей и способностей с возможностью выбора той или иной специальности, а родители, хорошо зная своего ребёнка, посоветуют, как принять важное решение


У подростков наблюдается частая смена увлечения разными профессиями. Суть и задачи профориентационной работы состоят в том, чтобы помочь старшекласснику понять, чего он хочет более всего: работать и на практике познавать азы выбранной специальности или продолжать учиться, чтобы сделать хорошую карьеру.

Психология — очень полезная наука в правильном выборе жизненного пути подростка: работать или продолжать своё образование, чтобы получить более высокую квалификацию. Большое количество программ, методик и методов разработаны современной наукой в помощь такому выбору. Эти методики, программы и методы профессиональной ориентации школьников предполагают длительную работу с детьми, начиная с начальных классов и до окончания школы.

Определение склонности к определённым профессиям

Давайте разберёмся как же можно помочь сделать правильный выбор. Уже с раннего возраста можно начать определять таланты ребёнка постоянно предлагая ему что-нибудь новое. Чем больше Вы будете с ним заниматься, тем выше будет вероятность раскрытия склонности к какой-то конкретной профессии, ну или хотя бы Вы будете знать в каком направлении двигаться.

Проводите беседы с ребёнком на тему будущей специальности и сферы профессиональной деятельности, при этом важно узнать не только какую профессию хочет ребёнок, но и почему. Как уже упоминали выше, на желание кем-то быть большое влияние оказывают внешние факторы, которые пропагандируют: престиж работы, известность, финансовое благополучие, современность профессии и даже ее название

Работая в крупном российском университете и проводя профориентационную работу мне часто приходилось слышать даже не от школьников, а уже от абитуриентов что они хотят учиться по специальности «Биотехнология». И на вопрос о том, знают ли они чем будут заниматься или хотя бы где можно работать по этой профессии отвечали – нет, просто НРАВИТСЯ НАЗВАНИЕ. И в этой ситуации явно прослеживается неучастие родителей в выборе ребёнка и влияние внешних обстоятельств.

Уже в раннем детстве можно определить склад ума ребёнка. Гуманитарный, если он начал рано начал говорить, читать, его речь богата интересными выражениями; плохо решает логические задачки для малышей его возраста; предпочитает сюжетно-ролевые игры; очень эмоциональный; придумывает свои рассказы, фантазирует; в школе более успешен на уроках литературы и родного языка, чем на алгебре и геометрии. Технический, если есть тяга к какой-либо технике; задаёт много вопросов о том, как и что работает; любит конструкторы; разбирать игрушки; легко решает различные задачки, любит точность, начинает интересоваться компьютерными программами (их устройством). Конечно же это не истина в последней инстанции и большой любитель поэзии вполне может стать успешным программистом, но часть будущих профессиональных «звоночков» увидеть вполне можно.

Также можно определить и тип мышления. Творческий – стремится выражать свои чувства через рисование; отлично разбирается в цветах и оттенках; интересуется музыкой, имеет хорошо развитый слух; предпочитает музей кинотеатру; внимателен к деталям. Научный – любит животных, не только играть с ними, но и ухаживать; изучает окружающий его мир, ставит различные эксперименты; любит программы телеканала Discovery и ему подобных.

Теперь, сопоставив интересы и способности ребёнка, нужно изучить подходящие профессии и приступить к развитию различных навыков для её успешного освоения. Например, если есть интерес к музыке, то предложить занятия вокалом или класс по какому-либо инструменту; если ребёнок с техническим складом ума, то его можно отвести на кружки робототехники, электро-конструирования, технического моделирования и так далее. Существуют мнение, что технические кружки больше подходят мальчикам, но на самом деле девочки тоже проявляют достаточный интерес к такому виду деятельности, поэтому не стоит выбирать секции для детей только по полу, здесь всё-таки лучше учитывать истинный интерес ребёнка.

По мере взросления ребёнка его предпочтения могут меняться – это нормально, и даже хорошо. Чем больше он попробует различных видов деятельности, вероятность того, что в итоге более точно определится с выбором — повышается. Кроме этого развитие различных навыков поможет ребёнку в будущем, если он решит поменять профессию, да и просто жить многосторонне развитой личностью намного интереснее.

Не бойтесь ошибок

Ну и напоследок… Разрешайте своему ребенку ошибаться. Не нужно вбивать ему стереотип, что профессию на всю жизнь нужно выбрать в 11-ом классе «раз и навсегда». Многие приходят к профессиональному самоопределению гораздо позже. Просто не нужно поддаваться сиюминутным порывам, взвешенные обдуманные решения – вот секрет успеха. Ваша поддержка, принятие и понимание жизненной позиции ребенка и его желаний сейчас ему необходимы. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, но выбор он должен сделать самостоятельно.

Екатерина Сафонова

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тест

Почему это важно?

Не только потому, что профессиональная деятельность – важнейшая часть жизни человека, и неправильный выбор профессии чреват жизненными неудачами

Это, конечно, причина первостепенной важности, но, как перспектива весьма отдаленная, она самим подростком еще не осмысливается на должном уровне

То, что больше всего волнует подростка – поиск своего места в мире, поиск самого себя. Когда этот поиск происходит не бессистемно, а через призму поиска профессии, он даст наилучшие результаты. Направить подростка именно в эту сторону – самый правильный метод воспитания со стороны родителей.

Кроме того, грамотная профессиональная ориентация решает и другие важные вопросы.

Профориентация подростка и три способа пустить деньги на ветер

Весенний месяц перед поступлением в вузы и летний месяц перед началом школы — пик для бизнеса профориентации

Тысячи школьников и их обезумевших родителей скидывают иногда вполне вменяемые деньги, чтобы узнать — а что дальше-то и на что обратить самое пристальное внимание в выпускном классе?. Я не знаю, что у вас дальше, но зато знаю, как не надо тратить свои деньги, чтобы потом не пожалеть об этом

Я не знаю, что у вас дальше, но зато знаю, как не надо тратить свои деньги, чтобы потом не пожалеть об этом.

2. Профориентация по отпечатку пальцев. Конечно, ужасно обидно, когда «крышу» таким сервисам дают Сколково и лучшие вузы страны, но поймите: отпечаток пальца, оболочка глаза и слюна, конечно, могут о человеке рассказать многое. Но только в том случае, когда речь идет о состоянии здоровья, ну или даже немного о типологии характера. Но на этом все! Отпечаток пальца в принципе может утверждать, что вы человек, склонный к рисованию (особенно если у вас на пальце осталась акварель :)), но он не скажет ничего больше того, что вы и так уже знаете о себе сами. Просто упаковано это все будет в псевдонаучную форму.

3. Психологи. Речь может быть об отличных психологах, которые на 5+ разберутся в склонностях вашей личности. Все так, но есть один нюанс: психологи ничего не знают про рынок труда. Они профориентируют вас по принципу «самые яркие стороны вашего характера и ваши хотелки», но совершенно не понимают, а будет ли спрос на вашу профессию через пять лет и, главное, какими будут через пять лет требования к работникам.

ИТОГО

Есть несколько признаков, что вы пришли на правильную консультацию по профориентации:

* она не базируется просто на тестах, особенно, если эти тесты написаны не под вас индивидуально;

* она не базируется на телесных особенностях (пальцы, глаза, уши и прочее);

* она не проходит быстро — да, велик соблазн узнать свое будущее за 20 минут, но это неправда;

* ее проводят люди, хорошо понимающие рынок труда.

Теперь о важных принципах работы правильной профориентации:

С вами работают индивидуально.

С вами работают не менее 4–5 часов.

Между заданиями и тестами есть перерывы, чтобы вы могли осмыслить и отрефлексировать происходящее.

Вам не предлагают однозначного решения — «Тебе в капитаны дальнего плавания» — вам предлагают комбинацию и набор решений.

***

Нет, я не пишу это как рекламный текст: я не утверждаю, что у нас лучшая профориентация для подростков. Но что я утверждаю, так это то, что принципы, которые у нас заложены в курсе, — правильные.

Идите к нам или идите к другим профессиональным карьерным консультантам: главное, пожалуйста, не ходите к шарлатанам и тем специалистам, которые крайне сильны в диагностике, но ничего не понимают в рынке труда.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация.

У нынешних подростков отсутствует идея, что профессияважна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия

И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист.

В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент.

Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Основные факторы

У любого человека, особенно у подростка, существует большое количество факторов, которые оказывают свое влияние на то, какую профессию он выберет для своей дальнейшей жизни.

На сегодняшний день выделены следующие группы основных факторов влияния:

  1. Социально-экономическая.
  2. Социальная.
  3. Психологическая.

Каждая из них определяет ряд факторов, значимость которых для каждого конкретного человека может оказать наиболее кардинальное влияние. Для того чтобы понять, что конкретно влияет на выбор профессии, стоит подробнее рассмотреть каждую из групп.

Социально-экономический

Эта группа включает в себя не очень много мотивационных аспектов. Однако факторы влияния этой группы раскрывают многие основные причины, по которым тот или иной род занятий оказывается неподходящим.

Профориентация рассматривает следующие социально-экономические факторы:

  1. Перспективы развития отрасли.
  2. Необходимость социума в представителях отрасли.
  3. Уровень престижности, который дает профессия.
  4. Обеспеченность специалиста в выбранной отрасли.

Несомненно, это чрезвычайно важно для подростка как по личным причинам, так и по причине влияния со стороны родителей и близких людей. И порой эти факторы подстегивают совершить ошибку в выборе без помощи специалистов

Социальный

Факторы, причисленные к этой группе, помогают понять, на какой ступени социальной лестницы находится человек среди других подростков. Социальные факторы также могут отобразить статус семьи конкретного подростка.

По большей части эта группа состоит из различных мотивов, которые в своей совокупности позволяют сделать выводы о социальных позициях человека и его стремлениях. В это множество включены следующие мотивы:

Материальный. Подросток, для которого этот мотив более значим, стремится занять более оплачиваемую должность.
Моральный. Выражается посредством желания быть полезным для общества и иметь широкий круг общения.
Профессиональный и познавательный. Чем больше подросток хочет познать профессию и все ее тонкости, тем значимее этот мотив.
Творческий

Мотив, при котором важно иметь возможность для сотворения, креатива и развития творческой натуры.
Эстетический. Выражается стремлением к красоте работы и чувству гармонии.
Утилитарный

Этот мотив выражает желание подростков работать в уютном офисе недалеко от дома и пользоваться всеми благами современной цивилизации.
Социальный. Показателем важности этого мотива является необходимость занимать достойное место в социуме.
Мотив престижности. Этот мотив выражает тяга построить успешную карьеру в той отрасли, которая важна для родных и близких людей подростка.

Выявление наиболее значимых мотивов и факторов позволяет показать подростку те профессии, которые смогут приносить человеку не только доход, но и удовольствие, желание развиваться.

Психологический

Факторы, относящиеся к этой группе, не менее важны

Профориентация, как метод работы с подростками, определяет и берет во внимание многие аспекты личностного развития, чтобы помочь определить круг деятельности, наиболее подходящий каждому конкретному подростку

В перечень факторов, имеющих неопровержимое влияние при выборе ориентиров на профессию, входят:

  1. Общие способности человека и уровень их развития.
  2. Особенности, которые наблюдаются при протекании психологических и мыслительных процессов.
  3. Уровень интеллектуального развития подростка.
  4. Круг склонностей и интересов.
  5. Уровень развития самооценки подростка.

Все оговоренные факторы стоит воспринимать и обрабатывать в их совокупности. Это сводит вероятность совершения ошибки к минимуму, что и требуется для правильного выбора рода будущей занятости.

Старайтесь лучше узнать вашего ребенка

С ребенком нужно разговаривать. Что ему интересно, чем бы он хотел заниматься, какие приоритеты перед собой ставит – все это играет огромную роль в выборе будущей профессии.
Поделитесь с ребенком историей о том, как вы встали на свой профессиональный путь. Расскажите, что вам тоже было непросто, вспомните, чем вы руководствовались при выборе профессии и, расположив его таким образом к себе, проанализируйте его ответы. Все это поможет вам с ребенком найти совместное решение в таком сложном вопросе.

Также это состояние его здоровья, его возможности, потребности, интересы, востребованность профессий на рынке труда (особенно при учете региона вашего проживания). Если вы заботливый родитель и взросление ребенка происходило у вас на глазах, то не составит труда определить область его интересов – обычно к подростковому возрасту дети уже имеют представление о сферах деятельности.

Чтобы понять, чем подросток хочет заниматься в жизни, необходимо проявлять активный интерес к тем или иным профессиям. Побуждайте его собирать информацию, узнавать обо всех плюсах и минусах интересующей профессии. Можно пообщаться с людьми, которые уже занимают интересующую специальность, по возможности посетить рабочие места, увидеть, как идет работа изнутри, хоть немного окунуться в атмосферу.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: