Определимся с терминами
Тема доклада звучала так: «Подходы к разработке типологии трудностей в обучении в отечественной психолого-педагогической науке». Полная видеозапись мероприятия позволяет ознакомиться не только с выступлением профессора Исаева, но и с вопросами, заданными докладчику, а также с дискуссией по теме семинара. В статье вашему вниманию предлагаются ключевые моменты доклада и обсуждения, в том числе основные понятия и термины.
Фрагмент презентации докладчика
Евгений Исаев подчеркнул, что следует различать понятия неуспеваемости и школьной неуспешности. Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.
Как помочь?
Прежде всего необходимо выработать адекватное отношение учителей, родителей и самих детей к указанной проблеме. В этом могут помочь специальные консультации, беседы, тренинги, педагогическая и психологическая литература
Необходимо также обратить внимание на ряд моментов
Нельзя ни отступать, ни тем более сдаваться, иначе может возникнуть своеобразный «конвейер кукушек». Родители опускают руки и передают своего «птенца» учителю, который, отчаявшись, просит школьное руководство принять меры, в итоге всё может кончиться переводом двоечника в другую школу, где ситуация повторяется. В результате проблема остается, приобретая в сознании школьника и его родителей статус неустранимой.
Не следует проявлять типичную психологическую защиту: «Я больше не могу ничего сделать, ребенок достиг своего потолка». Ресурсы детской психики огромны. Известны случаи успешного обучения слепоглухонемых, детей с болезнью Дауна.
Хотя отметки служат основным внешним показателем успешности обучения, сами по себе они не являются его целью. Одни получают пятерки, чтобы не портить отношения с родителями, а другие изучают лишь то, что считают интересным (робототехнику, динозавров), даже если это не входит в школьную программу. Оценка способностей ребенка на основе его успеваемости может быть ошибочной. С этим связана проблема скрытой одаренности. Она напоминает сказку о гадком утенке. Разница лишь в том, что по законам природы невзрачный птенец всё равно превратится в прекрасного лебедя, а незамеченный талант имеет все шансы увянуть без должной поддержки. Выявление этого таланта требует индивидуального внимания не только к школьным достижениям ребенка, но и к его интересам, увлечениям, потенциалу обучения.
Необходимо расширять репертуар способов борьбы с неуспеваемостью. В настоящее время наиболее популярными способами воздействия на неуспевающего ученика являются наказание и назначение дополнительных занятий. В то же время недостаточно внимания уделяется формированию у ребенка навыков анализа собственных ошибок. В психологии известен феномен выученной беспомощности, заключающийся в том, что человек, изначально лишенный возможности контролировать некий важный для него процесс, оказывается беспомощным, когда приходится действовать самостоятельно. У него даже не возникает потребности своими силами справиться с трудной ситуацией.
Применение перечисленных выше мер является непременным условием эффективной борьбы с неуспеваемостью, а также ведет к росту психологической компетентности педагогов и родителей.
Юлия Бабаева, к.психол.н., МГУ, Яна Варваричева, МГППУ
Патологические факторы неуспеваемости
В эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто встречающиеся задержки психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
В зависимости от того, какое нарушение является основным и наиболее серьезно сказывается на поведении и адаптации ребенка, все отклонения в психическом развитии условно можно объединить в три группы:
- нарушения в познавательной сфере;
- нарушения в развитии личности;
- нарушения в сфере межличностных отношений.
На практике все названные нарушения в той или иной степени могут присутствовать у одного и того же ребенка. Углубленная диагностика помогает определить главную причину нарушений социально-психологической адаптации, чтобы сделать максимально эффективной психолого-педагогическую коррекцию.
Типология трудностей в обучении
В докладе были отдельно сформулированы трудности в обучении для начальной и основной школы, а также для старших классов.
Начальная школа (1–4-й классы):
- пропуск букв в письменных работах, орфографические ошибки;
- трудности в решении математических задач, нетвердое знание таблицы умножения;
- затруднения при пересказе текста;
- непонимание объяснений учителя.
Многие исследователи отмечают невнимательность, рассеянность и неусидчивость младших школьников.
Основная школа (5–9-й классы):
- неготовность к новым формам учебной деятельности;
- пробелы в знаниях, мешающие восприятию нового материала;
- трудности в выстраивании взаимоотношений с новыми учителями;
- сложности в адаптации к различным требованиям учителей;
- отсутствие внутренней мотивации к обучению, интеллектуальная пассивность.
Отмечается неустойчивость настроений и самооценки подростков, а также реактивность поведения, провоцирующая конфликты во взаимоотношениях. Зачастую трудности возникают на фоне неприемлемого отношения родителей к обучению в школе и неблагополучной ситуации внутри семьи.
Старшие (10–11-й) классы:
- вхождение в новый учебный коллектив;
- смена критериев оценивания учебных достижений (баллы ЕГЭ, предпрофессиональная подготовка);
- трудности с профессиональным самоопределением;
- сложности во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями и педагогами);
- перегруженность учебными занятиями и нехватка времени на досуг.
Дискуссия о практической направленности
В дискуссии, которую профессионально модерировал один из руководителей семинара Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования ВШЭ, прозвучали соображения о необходимости разработки практических рекомендаций по преодолению трудностей в обучении. Об этом, в частности, говорил профессор кафедры педагогических технологий факультета педагогического образования МГУ Алексей Боровских. По его мнению, гораздо важнее обсуждать возможности диагностики трудностей и механизмы их преодоления.
Профессор Исаев, комментируя прозвучавшие соображения и предложения, сообщил, что в рамках семинара планируются доклады и сообщения о практико-ориентированных программах диагностики, профилактики и коррекции трудностей в обучении.
Психологические факторы неуспеваемости школьников
У школьников зачастую не настолько развита саморегуляция, чтобы он мог целенаправленно осуществлять учебную деятельность в течение нескольких часов подряд. Традиционное обучение — в основном, методами сообщения и показа — требует от ребенка таких учебных действий, которые внешне выглядят как пассивные: слушание, чтение, наблюдение. Однако на самом деле для успешного усвоения учебного материала эта внешняя пассивность должна сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов внимания, памяти и мышления. Недостаточность этих ресурсов — первая психологическая причина неуспеваемости.
Вторая — несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть использовать свои познавательные процессы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний. Третий психологический фактор неуспеваемости — недостаточность или нарушения мотивации
Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется. Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы — это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые называют внешними мотивами. Это наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т.д
Третий психологический фактор неуспеваемости — недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется. Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы — это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые называют внешними мотивами. Это наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т.д.
Еще одной причиной неуспеваемости является «педагогическая запущенность», которая представляет собой социальную незрелость личности ребенка, вызванную недостатком социализирующих воздействий со стороны окружающих взрослых; чаще всего это просто безнадзорность. В такой ситуации у ребенка могут возникнуть специфические особенности личности (отсутствие учебных мотивов, интеллектуальная пассивность, неаккуратность), которые затрудняют его обучение.
Планы на будущее
Совместный семинар Инобра ВШЭ и МГППУ «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» чрезвычайно актуален. Выраженный запрос на разработку эффективных инструментов профилактики, диагностики и преодоления школьной неуспешности существует на всех уровнях системы образования. Так, например, недавно мы писали о совместном проекте Минпросвещения и Рособрнадзора «Школа равных возможностей», в рамках которого планируется наладить адресную работу со слабыми школами и учениками, испытывающими трудности в обучении. В процессе обсуждения инициативы профильного министерства и надзорного ведомства прозвучали предложения о внесении изменений в федеральный проект «Современная школа» в части разработки модели и программ коррекции трудностей в обучении и в федеральный проект «Учитель будущего» в части повышения квалификации и методической поддержки учителей.
На мой взгляд, постоянно действующий семинар Инобра ВШЭ и МГППУ по теме «Школьная неуспешность» может стать площадкой для коммуникации теоретиков, практиков, сотрудников профильных министерств и ведомств, а также платформой для активного продвижения проблемы школьной неуспешности в повестку национальной образовательной политики.
Следите за нашими публикациями, портал ActivityEdu обязательно расскажет обо всех интересных исследованиях, докладах, дискуссиях, предложениях и новых разработках по заявленной тематике.
Причины неуспеваемости
Профессор в докладе неоднократно ссылался на труды других ученых, в том числе известного исследователя Парфения Борисова, разработавшего классификацию причин неуспеваемости.
Общепедагогические причины: недостатки учебно-воспитательной работы учителей.
Психофизиологические причины: нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.
Социально-экономические и социальные причины: материально-техническая база школы, уровень дошкольного воспитания детей, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье.
Исследования психолога Николая Мурачковского легли в основу классификации неуспевающих учащихся.
Первый тип неуспевающих – учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
Второй тип – учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
Третий тип – неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной потере позиции школьника, а также стремление оставить школу.