«кукарекал на уроке русского языка». что делать, если в начальной школе ребенок не хочет учиться

Нагрузка: когда подросток не успевает жить

Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».

Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.

Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.

Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.

Помочь ребенку справиться со сложными чувствами. Плакать, когда надо

Что делать, если ребенок не смеется? Не дает вам снять с себя ботинки? Что, если он злится и протестует? Он не хочет играть. Его провокационное поведение говорит вам о том, что ему просто надо хорошенько поплакать и выпустить те эмоции, которые накопились внутри. Конечно, было бы намного лучше, если бы он сказал: «Мама, у меня такое чувство, что все постоянно говорят мне, что делать… И мне так это надоело!».

Но он не может вам сказать, что чувствует, вместо этого он сопротивляется, чтобы показать вам, что он чувствует.

Призовите все свои способности к состраданию. Посмотрите ребенку в глаза. Проведите границу четко и мягко: «Солнышко, ты знаешь, что ботинки пачкают диван. Я не разрешаю тебе вставать на диван в ботинках».

Если у вас получится сделать это с сочувствием,  он расплачется. Если вы примете неповиновение на свой счет и разозлитесь, слез вы не получите, а получите драку. Обнимайте ребенка, пока он плачет, если он вам позволит. Не говорите слишком много, просто дайте ему понять, что он в безопасности. Если он взорвется, не забывайте о том, что слезы кроются сразу за злостью. Ему просто надо почувствовать себя чуть более безопасно, чтобы выпустить их наружу.
 

При помощи спокойного соболезнования вы создаете безопасное пространство. А еще — при помощи вашего ежедневного взаимодействия, при помощи связи между вами и эмпатии, во время игр и физического контакта. 

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
 
Например, сильная перегрузка

Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
 
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 

Пути разрешения таких ситуаций

В первую очередь, нужно поговорить со школьным психологом, выявить причины плохого поведения

Дома не менее важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит, ну и учителям относится с особой осторожностью к таким детям. Их ни в коем случае нельзя отделять от класса, ограждать от привычной для них среды. Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения

Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив

Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения. Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив.

Плохое поведение не появляется само по себе без причин, всегда есть мотив на такое поведение

Очень важно увидеть его проявления как можно раньше, чтобы проще контролировать

Ребенок может привлекать внимание одноклассников порчей имущества или, задираясь, в этом случае нужно поговорить с ребятами класса и объяснить, что делает это ребенок не во вред им, а чтобы его заметили. Как только они впустят его в свой круг общения, очень быстро пройдут его плохие поступки

Детям нужна любовь, они должны ее получать, иначе искажается душа, и ребенок растет морально неполноценным

Поэтому очень важно родителям при первых проявлениях плохого поведения ребенка просто чаще уделять ему внимание, но не опекать чрезмерно

В любом случае, нужно помочь ребенку достичь того ,к чему он стремится, возможно не очень правильным способом. Можно провести сравнение: если есть боль в организме, значит, что-то не в порядке и человек начинает лечить себя, чтобы боль прошла и вместе с ней прошла причина боли. Так и в случае с ребенком, если он делает то, что противоречит нормальному поведению, то значит, ему чего-то не хватает.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности

Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Причины неуспеваемости

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем

На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.

В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына

Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.

У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.

Ошибки переговоров со школой

Для конструктивного взаимодействия очень полезно избегать оценок, обобщений, обвинений и оперировать фактами.

Оценки, обобщения и обвинения:

  • Он у вас буйный и плохо воспитанный.
  • Он ведет себя в классе неадекватно.
  • Он никогда меня не слушает.
  • У вас на уроке бардак.
  • В вашей школе вообще опасно находиться.

А это — факты:

  • Вчера он ответил девочке на обидное слово ударом в лицо.
  • На прошлой неделе в ответ на вопрос «Почему ты не пишешь контрольную?» сказал «А идите вы на фиг».
  • Вчера на уроке математики одноклассники кидались рюкзаком моего сына.
  • Когда дети подрались в раздевалке, рядом не было ни одного взрослого.

Разговаривая со школой или другими родителями, важно помнить о цели общения. Цель общения не сводится к тому, чтобы:

  • доказать им всем, что они идиоты;
  • заставить их принять мою точку зрения, потому что я лучше, круче и умнее;
  • продемонстрировать им, что никто не может говорить о моем ребенке ничего плохого безнаказанно;
  • выяснить, что еще там этот паршивец натворил и устроить ему дома конец света;
  • выяснить, кто виноват, наказать его или отомстить ему.

Цель общения — вместе найти решение объективно существующей проблемы и вместе помочь ребенку, которому трудно.

Если школа и родители вместе разбирают ситуацию, в которой кому-то был нанесен ущерб (моральный, материальный, физический), речь должна идти в первую очередь о возмещении ущерба, извлечении уроков и предотвращении подобных ситуаций в дальнейшем.

Как наказывать виновного — должно определяться именно этим: какие уроки он может извлечь, кто и как компенсирует ущерб, что сделать, чтобы этого не повторилось. Именно этими соображениями, а не болью и гневом, которые застят глаза потерпевшему (и его родителям, если пострадал ребенок).

Если ребенок оказался в роли обвиняемого, ему обязательно нужен адвокат, и вот здесь позиция адвоката — самая уместная для родителя. Но именно адвоката, а не сообщника: выгораживать, вместе врать, открещиваться от реально сделанного — педагогически ущербная политика.

Причины плохого поведения у детей

Чтобы понять, как заставить сына или дочь слушаться, нужно узнать причины плохого поведения ребенка.

  1. Возрастной кризис. Психологи говорят, что даже в жизни детей присутствует такой термин. Обычно это 5 лет, 7 лет, 10-12 лет. В это время происходят изменения на личностном уровне ребёнка. Меняется его поведение и психика.
  2. Большое количество запретов. Как говорится, «запретный плод сладок». Чем больше вы что-то запрещаете своим детям, тем больше вероятность, что он не будет слушаться вас.
  3. Вседозволенность. Аналогичная ситуация с выше описанной, только противоположная. Избалованность ребёнка 9 лет ни к чему хорошему не приводит. Если он поймёт, что ему всё можно, то это отразится на его поведении: он будет капризничать.
  4. Непоследовательность родителей. Взрослые тоже неидеальны, они тоже совершают ошибки. Например, вчера они разрешали смотреть телевизор после ужина, а сегодня уже запрещают. Понятно, что ребенок запутался, он не понимает, что и когда можно, а что нельзя. Отсюда и непослушание.
  5. Разногласия в воспитании. Нередко мама с папой не могут договориться, как воспитывать малыша. В итоге один родитель запрещает ему то, что другой разрешает. От этого идёт дезориентация ребёнка. Ему непонятно, что делать.

Слушаем учителя

Фото: meritcd.com

Если вам звонят из школы с жалобой на плохое поведение ребенка, нужно встретиться с учителем и обсудить проблему. На первом этапе разговора выскажите педагогу свое сочувствие. Скажите, что понимаете, как ему непросто. Не перебивайте учителя, пусть он все расскажет, что планировал. Вы можете в это время достать ручку и блокнот, чтобы по ходу его монолога записывать важные моменты и вопросы.

После того, как педагог окончил говорить, выясните непонятные моменты. Не будут лишними уточняющие ситуацию вопросы: «Когда вы замечаете, что мой ребенок отвлекается на уроке?», «Что предшествовало такой реакции сына?», «Когда ребенок активно работает на уроке?», «У него такая реакция на слова всех одноклассников или конкретно одного?». «Что вы подразумеваете под словами, он все пропускает? Давайте посчитаем, сколько у него пропусков».

Если учитель говорит абстрактами словами, «неадекватно реагирует», «ничего не делает», то уточните, что он вкладывает в смысл этих слов. Возможно неадекватное поведение выражено в том, что ребенок качается на стуле или плюется жеванной булочкой. Это ведь совершенно разные поступки, да и понятия об адекватности могут сильно разниться. Если педагог жалуется, что ребенок ничего не делает, не будет лишним уточнить, на каких конкретно уроках он ничего не делает.

Обязательно выясните, у всех ли педагогов ребенок ведет себя подобным образом или есть такие, где он держит себя в руках. Может быть имеет смысл поговорить и с «учителями-союзниками», выяснить их мнение по поводу поведения ребенка. Возможно сын или дочь упорно игнорируют определенный вид работы. Тогда нужно разобраться, в чем причина, и чем она вызвана. Если идет обсуждение драки, следует выяснить ее причины, в каком месте она происходила, что ее спровоцировало, кто был инициатором.

Можно в конце разговора подвести итог встречи. «Я поняла, что Леша через 5 минут после начала урока начинает смотреть в окно?». «Я правильно понял, что Ксюша не писала классную работу, а шепталась с подружкой по парте?». «Я выяснила, что мальчики назвали Митю неприличным словом, он прыгнул на них, и началась драка». Вводите дополнительные условия для уточнений, они помогут прояснить ситуацию.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Мария Макарова

1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам. 

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог

Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче

Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Установить границы

Дети не разделяют наших приоритетов. Да и почему они должны это делать? У них есть свои приоритеты (прыгать на диване — это весело!) и нет нашего понимания мира (диваны стоят денег). Так что наша ежедневная и круглосуточная работа заключается в том, чтобы их направлять: «Ботинки пачкают диван — так что никаких ботинок на диване». Чем более вы настойчивы и последовательны, тем быстрее ребенок примет ваше ограничение, расстроится по этому поводу, и двинется дальше. Чем больше эмпатии вы проявляете в процессе, тем проще ребенку будет принять ваши границы, не восставая против них.

Перенаправление — это лучший способ остановить нежелательное поведение, потому что он помогает переадресовать энергию ребенка в более безопасное русло. «Я вижу, как тебе весело! Но знаешь, диван не для прыганья. Давай, слезай с дивана. Пойдем лучше попрыгаем на старом матрасе!».

Естественно, что все дети будут проверять границы на прочность. Это значит, что вам надо быть рядом с ребенком, когда вы входите в дом, следить за тем, чтобы он снял ботинки, прежде чем направится к дивану — каждый раз. Рано или поздно это превратится в привычку, и вы перестанете об этом задумываться.
 

Но что если он врывается в дом, проносится мимо вас и мчится прямиком на диван еще до того, как вы поможете ему разуться? Таким образом он подает сигнал, что что-то мешает ему с вами сотрудничать. Что? Эмоции. Дети накапливают свои чувства, ожидая безопасной возможности выпустить их в присутствии надежного и поддерживающего свидетеля. Это вы. И если вы распутаете узел из этих сложных эмоций, вы сможете остановить «плохое» поведение еще до того, как оно начнется.

Конечно, вы можете заставить его подавить эти чувства, накричав на ребенка или наказав его. И он послушается — до тех пор, пока не вырастет и не сможет вам сопротивляться. Подростковые годы будут очень непростыми. И вы никогда не сможете быть так близки, с человеком которого привели в этот мир, как могли бы.

Другой вариант: вы можете помочь  разобраться с этими чувствами. Это поможет ребенку проникнуться тем, что для вас значимо. Это поможет ему развить эмоциональный интеллект. Это поможет ему лучше соответствовать вашим ожиданиям, когда он станет старше. И это поможет вам стать ближе друг к другу. Как? Играйте, когда можете. Плачьте, когда надо.

Как бороться с плохим поведением?

  1. Чем меньше запретов, тем меньше наказаний. Оставьте табу только на серьёзные ситуации.
  2. При непослушании ребенка нельзя решать проблему криком или скандалом. Попробуйте поговорить с малышом спокойным, уверенным тоном.
  3. Если ваш ребенок не слушается, потому что очень сильно чем-то увлечен, то крики тут не помогут. Наоборот, перейдите на шепот, эмоциональную жестикуляцию и мимику. Это заинтересует ребенка, и он вас послушает.
  4. Не нужно несколько раз говорить одно и то же. Запретите что-то один раз, затем предупредите, а потом накажите. Ребенок должен усвоить эту логическую цепочку.
  5. Психологи утверждают, что человек не усваивает частицу «не». Поэтому попытайтесь формулировать запреты так, чтобы эта частица отсутствовала.

Помочь ребенку справиться со сложными чувствами. Играть, когда есть возможность

Сделайте глубокий вдох и повторяйте за мной: «Ничего страшного не происходит. Мы можем с этим поиграть».

Говорите дружелюбным и игривым тоном, чтобы рассмешить ребенка: «Прощу прощения… Ты что, на диване в ботинках? Ну это мы еще посмотрим! Я защитник дивана, и я сейчас тебя поймаю!». Схватите его со смехом и перекиньте через плечо. Если вы бегаете с ним по дому, снимите с него ботинки и бросьте их туда, где они должны быть. Спойте шутливую песенку о том, как вы любите его и никогда не отпустите. Роняйте его на диван и подхватывайте снова. Наконец упадите вместе на диван, чтобы хорошенько пообниматься.
 

В следующий раз, прежде чем зайти домой, скажите, что вы можете снова поиграть в эту игру, но для этого надо сначала снять ботинки, как только вы перешагнете через порог.

Придумайте такую игру, которая поможет превратить неповиновение в воссоединение и радость. Используйте ее каждый раз, когда вам надо остановить «плохое» поведение. Смех помогает избавиться от сложных чувств не менее эффективно, чем слезы. Также он способствует выработке окситоцина, гормона «единения», так что когда вы с ребенком смеетесь вместе, вы укрепляете связь между вами.

Поддержать ребенка и помочь ему соответствовать вашим ожиданиям

Может быть, его надо заранее предупредить о том, что будет происходить. Может быть, вам надо поиграть с ребенком в веселую игру о власти и послушании, чтобы снизить уровень напряжения и ощущение того, что им постоянно командуют. Может быть, ему надо поручить дело, которое он будет выполнять дома, чтобы он чувствовал, что у него тоже есть над чем-то власть. Может быть, ему надо наладить с вами связь, чтобы ему хотелось следовать вашим указаниям. Может быть, вам просто надо положить старую простыню на диван, чтобы он оставался чистым.
 

Но если вы уже бесконечное количество раз повторили, что ботинки необходимо снимать сразу после того, как вы вошли в дом, и это не работает, можно переходить к следующим тактикам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: