4. Интеллектуальная готовность
Сейчас очень много центров детского творчества, где за один год вашего ребенка подготовят к школе, научат читать, писать, считать и даже обучат начальному английскому, поэтому в основном все дети приходят в первый класс уже подготовленными.
Но речь идет еще и о более глубокой интеллектуальной готовности
Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развиты моторика рук, мышление, память и внимание
1. Как дважды два, ребенок должен уметь рассказать в школе о себе, называть свое имя и фамилию, место проживания, различать геометрические фигуры, знать цвета, понимать сравнительные значения слов, различать поры года, месяцы, уметь проводить сравнения и отличия, составлять рассказ по картинке.
2. Для развития мелкой моторики рук давайте ребенку разукрашивать рисунки, чем раньше он научиться пользоваться карандашами, тем красивее будет писать в школе.
3
Развивать внимание и память можно играя в различные развивающие игры
Например, покажите ребенку 10 картинок с разными рисунками, после того как он проанализирует все картинки, переверните их и попросите назвать, где какая картинка. Эта игра очень хорошо стимулирует и развивает зрительную память и внимание. Слуховую память лучше всего развивать чтением книг с последующим пересказом прочитанного
Эффективно учить с малышом с ранних лет стихотворения и детские песенки
Слуховую память лучше всего развивать чтением книг с последующим пересказом прочитанного. Эффективно учить с малышом с ранних лет стихотворения и детские песенки.
Внимательность и память ребенка можно проверить, поиграв в простые игры.
Вы произносите вслух пары слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит одинаковые слова. Например, день-тень, палка-палка, мишка – миска, миска-миска. Назовите 10 слов, одно из которых будет лишним. Попросите определить, какое лишнее слово.
Прочтите дошкольнику сказку вслух и попросите его рассказать, про что вы читали.
Если дошкольник выполняет задания безошибочно, значит он хорошо подготовлен к школе, различает слова сходные по звучанию, различает звуки и слоги, у него хорошо развиты внимательность, память, сосредоточенность, он умеет включиться в работу.
Как писала Марина Цветаева:
Играйте и развивайте ваших детей с раннего возраста, чтобы обучение в школе для них проходило легко и интересно.
Ольга Асташова,
детский психолог
А ваши дети готовы к школе? Что для вас является определяющим звеном готовности ребенка?
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Готовность ребенка к письму
Давайте начнем с проверки готовности к письму. За письмо в большой степени отвечает мелкая моторика и межполушарные связи. Контролировать их необходимо с дошкольного возраста.
Дело в том, что современные детские психологи доказали, что уровень развития мелкой моторики – основа успешной учебы в школе по всем предметам, и особенно при обучении письменной речи.
Но пока не сформирован автоматизм в письме – это огромная и сложная для ребенка работа. Поэтому, если давать навык письма ребенку с “несозревшими” структурами головного мозга, Вы увидите ровно те проявления, о которых написано выше: рассеянность, нежелание что-либо делать, быструю утомляемость и пр.
Проверить готовность структур, отвечающих за развитость мелкой моторики и межполушарных связей, можно при помощи пробы, которая называется “Праксис поз”. Посмотрите, как проводится данная проба профессиональным нейропсихологом.
Как подготовиться к школе
Подготовку к школе родителям нужно начать с себя. У мам и пап есть определенные ожидания в отношении детей, но плохо, когда за своими амбициями взрослые не видят личность малыша. Если родители умеют принимать достоинства, недостатки, характер, выбор, мнение и решения собственного чада, то шансов вырастить успешную, гармоничную и счастливую личность гораздо больше.
Отвечая себе на вопрос, готов ли ребенок к школе, понаблюдайте за малышом и выясните, сможет ли он поставить на первое место учебную деятельность, а не игровую. Если пока ответ отрицательный, дайте своему чаду время доиграть.
Поверьте, вы не потеряете год
За эти месяцы малыш «дозреет» и вы получите мотивированного самостоятельного первоклассника, а не нервного второклашку с гастритом и нежеланием учиться.
Для подготовки к школе важно общее развитие малыша, его жизненный опыт. Здесь в зачет идет все: походы в цирк, театр, музеи, поездки в лес, на море и в деревню, помощь папе в гараже и маме на кухне, походы в магазин, игры во дворе, просмотр мультиков с последующим обсуждением и так далее
Крайне важно разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение по разным вопросам, чтобы он учился формулировать свои мысли. В принципе ничего сверхъестественного не нужно, просто малыш должен быть включен в жизнь семьи, а не воспитываться в ограниченных стерильных условиях.
Помимо букв и цифр, ребенок должен знать такие понятия, как длиннее-короче, уже-шире, больше-меньше, рано-поздно. Все это можно выучить по ходу жизни.
Ещё для ребенка важно знать, чтобы он ни сделал, куда бы не пошел, родители поддержат его, подбодрят. Это для него ресурс и он поможет ребёнку справиться с возникающими трудностями. Если у ребенка что-то не получается, то сначала нужно похвалить за старание и попытку сделать, а потом уже указать на ошибку и предложить исправить вместе.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- 25. Какие профессии ты знаешь?
- 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
- Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
- Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Если ребенок не готов к школе, что делать?
Если диагностические пробы показывают, что какие-то структуры несколько отстали в развитии (этому может быть множество причин, не зависящих ни от Вас, ни от ребенка), то чтобы подготовить ребенка к успешной учебе в школе, нужно стимулировать в развитии отстающие структуры.
Это можно сделать абсолютно безмедикаментозно при помощи специальных упражнений. Часто первые результаты проявляются уже через 2-3 недели занятий. По нашей практике полностью подготовить ребенка к школе можно примерно за полгода, занимаясь 2 раза в неделю, но это зависит от конкретного ребенка. Занятия можно совмещать и с учебой в школе. Но помните, что к 12-15 годам сенситивные периоды формирования многих структур мозга уже пройдены и коррекции практически не поддаются.
Заниматься упражнениями, развивающими мозг, полезно всем детям и подросткам. Это приводит к гармонизации развития всего мозга ребенка. Делает ребенка более успешным, несколько опережающим в развитии сверстников.
Вы получите интеллектуально и творчески развитого, дисциплинированного, способного к воспитанию, учебе и, как следствие, успешного гармонично развитого ребенка. Ни много ни мало!
Если Вам интересна данная тема, и Вы хотите получить видеоинструкции по проведению данных проб или упражнений для интеллектуального развития своего ребенка, то напишите нам в комментарии.
Если Вы живете в Медведково, Мытищах, Королеве, Пушкино, Ивантеевке, Фрязино или Щелково для Вас действует специальное предложение –
Длительность – 30 минут.
При этом проверяются все самые важные структуры головного мозга ребенка. А также соответствие ребенка возрастным нормам.
После прохождения диагностики Вы будете знать:– данные о возможных нарушениях или отставании в развитии определенных структур головного мозга ребенка;– особенности своего ребенка (скрытое левшество, доминирующее полушарие, развитие межполушарных связей)
Также Вы получите рекомендации по развитию ребенка и работе с выявленными нарушениями.
Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.
Основное, что определяет готовность ребенка к школе – это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!
За физическую подготовленность (общее количество энергии, координация, реакция, вестибулярный аппарат, моторные функции и пр.)
За интеллектуальную готовность (когнитивные функции: память, внимание, мышление, логика).
Мотивационная готовность (сформированность структур, отвечающих за познавательную активность).
Социальная адаптация, дисциплина (структуры отвечающие за контроль и самоконтроль).
И все эти структуры можно проверить с помощью специальных проб – тестов, которые используют в своей работе профессиональные детские психологи.
Готов ли ребенок к школе — факторы психологической зрелости
Многие родители считают умение читать, писать и считать достаточным для потенциального первоклассника. На самом понять, готов ли ребенок к школе, можно, проанализировав его способность адаптироваться в непривычных условиях и усваивать знания. Успешным в школе будет ребенок, который «психологически созрел» для учебы. Факторов зрелости психологи называют несколько.
Интеллектуальная зрелость
Ребенок шести-семи лет обладает интеллектуальной зрелостью, если способен концентрировать свое внимание, видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями, имеет зачатки логического мышления, у него достаточно развита координация и мелкая моторика.
Эмоциональная зрелость
Очень важный фактор. Он заключается в умении ребенка сдерживать свои эмоциональные порывы, выполнять не очень интересные задания в течение 20-30 минут. От эмоциональной зрелости зависит, будет ли в состоянии ученик «высидеть» урок, что-то усвоить на нем и не нарушать дисциплину.
Социальная зрелость
Умение общаться со сверстниками и подчинять свои поступки требованиям учителя определяет социальную зрелость. Родителям стоит понимать, что наряду с образованием, основной задачей школы является подготовка человека к жизни в социуме. Без необходимого уровня социальной зрелости ребенок вообще не сможет успешно учиться.
Два главных принципа гармоничного развития ребенка.
ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ
Готовить ребенка к школе, обучая его тем или иным навыкам (речь, письмо, счет) нужно в соответствие с сенситивными периодами его развития. Т.е. определенные навыки нужно давать ребенку в периоды, в которые биологические системы организма и соответствующие им управляющие системы головного мозга развиваются наиболее активно.
Мозг ребенка развивается гетерохронно, то есть разные структуры формируются в разное время. На практике это проявляется следующим образом: не говорил, не говорил, да вдруг как заговорит. То не могли заставить учиться читать, то неожиданно сам стал проявлять интерес к книгам.
И только когда сформированы необходимые структуры головного мозга, можно и нужно давать ребенку соответствующие знания, навыки и умения. Не раньше и не позже.
Но это когда ребенок развивается гармонично и полностью соответствует возрастным нормам. На практике очень много факторов приводят к отклонению от нормального развития ребенка. Это и сложная беременность и роды, инфекции, болезни и гормональные препараты, которые прописывают практически всем беременным.
Поэтому необходимо контролировать своевременность формирования структур головного мозга, то есть соответствие возрастным нормам.
Некоторые признаки, что возможно развитие вашего ребенка идет не очень гладко, Вы можете посмотреть в нашей статье.
ПРИНЦИП ВТОРОЙ
Развивать своего ребенка необходимо в соответствие с его индивидуальными особенностями.
Но об этом мы расскажем в другой статье, потому что данная статья посвящена проверке готовности ребенка к школе.
Если этого не учесть, то освоение навыков будет даваться ребенку с большим трудом. Незрелые структуры мозга будут с трудом справляться с возложенными на них психическими функциями, будет тратиться много энергии. Ребенок будет рассеянным, сонливым, будет лениться, быстро уставать, закатывать истерики и т.д. Ребенку просто не хватает энергии, так как она тратится нерационально.
И самое главное – так как энергии будет не хватать, это будет угнетать развитие других структур головного мозга и центральной нервной системы в целом и, как следствие, к отставанию ребенка в развитии от сверстников.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
- Уровень биологического развития:
- рост;
- масса;
- работоспособность;
- утомляемость;
- система условных словесных реакций;
- зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении
Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
1. Личностно-социальная готовность
Первым признаком готовности ребенка к обучению является его собственное желание идти в школу, потому что он ожидает, что там ему будет интересно, он узнает много нового и найдет новых друзей.
1
Но стоит обратить внимание, насколько легко ваш ребенок общается со сверстниками, как играет в команде, умеет ли быть главным среди сверстников и подчиняться по требованию
2. Чтобы минимизировать стресс при поступлении в школу:
- ребенка следует познакомить в августе, еще до начала занятий, с учительницей, показать ему, где находится школа, его класс.
- проиграть такие ситуации, когда, например, учитель спрашивает, а ученик боится отвечать. Или дети играют в игру, другому ученику хочется играть с ними, но он не знает, как подойти и познакомиться.
Таким образом, когда 1 сентября дети встретятся вновь, они будут уже хорошими приятелями.
Психологическая готовность
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
- коммуникативность;
- стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
- умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
- умение выслушивать собеседника;
- готовность соблюдать очередь;
- готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
- понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению
Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
- радостное ожидание поступления в школу;
- принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
- способность подчинять свои мотивы коллективным;
- умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
- сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
- присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.