Правило четвертое
Чередовать направление умственных усилий.
Длительное занятие только чтением или записью нового материала, особенно на начальных этапах самоорганизации, часто вызывает психическое состояние монотонности, внимательность исчезает сама собой
Чтобы избежать этого, нужно переключать внимание с чтения и записи, то есть, с процесса получения знаний, на пересказ только что узнанного, обдумывание и рассуждения по этому поводу. Полезно решить несколько заданий или самостоятельно придумать собственные примеры на изучаемую тему
При этом не следует очень часто менять направления умственной деятельности. Частое переключение равносильно отвлечению от образовательного процесса, способствует суете, разорванному, поверхностному восприятию знаний.
Выращивать растения
Осознанный интерес к природе у малыша начинает появляться к трем годам, а это значит, что пришло время учить его бережно относиться к растениям, и лучший способ сделать это — вырастить что-то самостоятельно. Сейчас продается много наборов, состоящих из семян растений, земли, удобрений и горшочка, но можно все это купить по отдельности или даже найти на даче. Дети очень любят ухаживать за растениями, тем более, когда они выращены своими руками. А если вы будете не только наблюдать за ростом саженца, но и заглядывать в книгу по ботанике, то ребенок узнает много нового и, возможно, заинтересуется этой темой. Когда он пойдет в школу, то ему будут легче даваться уроки по окружающему миру. Кроме того, так ребенок научится заботе и ответственности.
Развитие самоконтроля и терпения
Маленьких детей действительно сложно научить этим качествам, так что родителям придется ежедневно быть для них чуткими психологами. Если ребенок стоит долго в очереди, то развить выдержку и терпение помогает импровизированное соревнование. Например, можно предложить ему посчитать количество конфет с красной оберткой, людей в черных куртках, колбас на прилавке и т.п. Дети любят игры, тем более различные состязания, так что охотно принимаются за счет. Это ненадолго займет чадо, а родители пока смогут придумать другую игру.
Очень важно при воспитании ребенка не обманывать его. Это касается не только действий, но и временных рамок
К примеру, если мама сказала, чтобы сын сидел 5 минут, и она вернется, то должно пройти примерно столько же времени до реального возвращения родителя. Нужно понимать, что у детей расплывчатое понятие времени. Если им скучно или страшно, то им одна минута покажется часом. Если речь идет о 10 минутах, то лучше ограничить отсутствие 5-7 минутам и т.д.
Детей постарше рекомендуется учить чувству времени по реальным часам. Например, отец пообещал дочери, что поиграет с ней через 20 минут. Естественно, ребенку такой промежуток времени покажется вечностью. Чтобы он дал родителю спокойно закончить дела, нужно показать чаду часы и объяснить, что сейчас длинная стрелка стоит на цифре «2», а когда она будет на цифре «6», можно будет играть. Ребенок будет каждые 2 минуты подходить к часам и ждать намеченного времени, но не будет постоянно отвлекать папу от работы
В свою очередь, родителям важно в указанный срок выполнять обещание, иначе в будущем ребенок им не поверит и будет действовать аналогично
При воспитании детей нужно быть для них примером. Можно чаще посвящать чадо в свои дела, наглядно демонстрируя, что ради будущей выгоды или пользы мама и папа отказываются от чего-то интересного или вкусного сейчас
Параллельно важно доходчиво объяснять причины своего решения
Развить выдержку и терпение помогает игра в шахматы. Если родители не умеют играть, либо нет времени, то рекомендуется отдать ребенка в соответствующую секцию. В коллективе дети быстрее учатся самообладанию, так как смотрят друг на друга, стремятся к высоким результатам, похвале преподавателя.
Многие родители ошибочно считают основным рычагом развития самоконтроля критику и наказание. Если ребенок капризничал в очереди, то никакого сладкого дома. Если он постоянно разговаривает на уроках, то никакого компьютера на выходных. Если огрызается или дерется, то в угол или под ремень. На самом деле наказание уже давно считается малоэффективным способом воспитания детей. Куда лучше будет проводить регулярные назидательные беседы. Жизнь показывает, что у заботливых и внимательных родителей дети всегда отличаются покладистым характером и хорошей успеваемостью.
Куда поступать?
- 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
- Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
- 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
- Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
- Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
- Сравнение ведущих технических ВУЗов России
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Когда мягкие навыки «черствеют»
Случается и так, что мягкие навыки превращаются в жесткие. И если это сопровождается полной заменой сознательных действий привычными — это не очень хорошо, этого следует избегать. Приведём такой пример: молодой учитель впервые устроился на работу в школу. Он применяет все свои гибкие навыки, чтобы его уроки были интересными, познавательными и построенными точно по методике. Он ищет эмоционального контакта с учениками, использует игровые и сюрпризные моменты, стремится подходить к работе творчески.
Год за годом дети сменяют друг друга, а знания, которые нужно вложить в них, не меняются. Уроки превращаются в рутину, изложение материала — в привычный поток набившей оскомину информации. От творческой искры не осталось и следа. Во все игры он играл с предыдущими классами раз по пятьсот, и сегодня повторяет их уже по привычке. Дети рады игре, но скука, исходящая от учителя, навевает тоску.
Опасность превращения гибких навыков в жёсткие подстерегает представителей любых профессий — водителей, кондитеров, столяров и даже художников и дизайнеров, привыкших работать в одном стиле и выпускающих в мир «шедевры», сделанные «под копирку».
Для руководителей такое «превращение» грозит снижением эффективности работы всей команды. Привычные алгоритмы действий — прямой путь к застою в бизнесе.
Как развить гибкие навыки у детей
Хорошая новость заключается в том, что гибкие навыки не выдаются человеку в качестве подарка ко дню рождения. Они развиваются, но для их формирования не существует специальных упражнений и учебников. И всё же, сделать это гораздо проще, чем, скажем, обучить ребёнка грамотно писать.
Ваш пример
Первое, что понадобится малышу для овладения этими чудо-навыками — родительский пример. Избегая избитых фраз о детях и сырой глине, пластилине и губке, скажем только, что даже сам макет семьи человек берёт из своего детства. Он строит собственные отношения по родительскому образу и подобию. Если ссоры и грубость между родителями были в порядке вещей, то, скорее всего, с будущим супругом их ребёнка ждёт то же самое: ругань, обиды и брань.
Если же родители на собственном примере показали детям, как избегать грубости в конфликтах (без них не обходится в любой семье), как реагировать на возникшие трудности, находить компромисс и сочувствовать ближнему — то и их внуки будут расти в атмосфере добра и покоя.
Богатство впечатлений и личный опыт
Чем разнообразнее будет жизнь вашего ребёнка, тем больше он узнает и большему научится.
Избегайте изоляции малыша, посещайте интересные места и общайтесь с людьми разных возрастов. Ребёнок перенимает не только ваш опыт, но также опыт других детей, которым точно есть что предложить ему в плане новых игр и способов общения. Посещайте интересные мероприятия, водите в театр и на выставки, на общегородские новогодние ёлки и мастер-классы. Максимально вовлекайте его во все доступные виды деятельности.
Запомните: общение учит ребёнка общаться, творчество — творить, а работа в команде — работать в команде. Не забывайте также о первом условии — предоставлении собственного положительного примера.
Свобода выбора
Дети гораздо более мудры, чем нам иногда кажется. Даже если это сложно, постарайтесь доверять своему ребёнку. Даже если вы точно знаете, что на этот раз ничего у него не выйдет, что он неправильно строит этот домик из кубиков и что тот сейчас рухнет — позвольте ребёнку совершить эту ошибку. В следующий раз он выберет другой, более эффективный путь. Если же вы его ограничите в выборе, он в следующий раз примет как данность чужое навязанное мнение.
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать (Антуан де Сент-Экзюпери).
Свобода выбора оправдана в каждом первом случае, где нет угрозы жизни или здоровью ребёнка. Позволить ему самому поступить так, как он считает нужным, — это значит воспитывать самостоятельность, уважать его мнение (а значит — формировать самоуважение) и учить принимать взвешенные решения.
Развивающие игры
«Ага, вот оно!.. — скажете вы. — Всё же упражнения на развитие метанавыков существуют!»
Не стоит путать упражнения и обучающие игры с развивающими. Отложим настоящее обучение до той поры, когда прозвенит первый школьный звонок.
Сейчас ваша задача — развить у малыша память, внимание, творческие навыки, а также научить его эмпатии и целеустремлённости. А для этого вам скорее понадобится оставить ребёнка в покое наедине с игрушками, карандашами и конструкторами, чем искать специальные игры со строгими правилами
Поддержка
Поддерживайте любую инициативу ребёнка. Это сложно: у уставших и занятых родителей не всегда есть ресурс, чтобы на очередную идею маленького изобретателя с восторгом ответить: «Это так круто!!!»
Однако постарайтесь оказывать ребёнку максимальную поддержку. Даже если он вылил два ведра воды на пол, пытаясь помочь вам с уборкой. От того, что вы будете ворчать, воды на полу не убавится. А вот решиться на новое благое дело малышу в будущем будет труднее: «А вдруг опять не получится, и меня отругают?..»
Так человек теряет стремление к активности, так погибают в детском характере лидерские качества. Не допустите этого.
Материал по теме:
Темперамент ребенка: коммуникабельность
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков:
- Новорожденный — улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) — понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) — общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) — партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) — совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания — все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Развитие двигательной активности у детей
Между моторным развитием и центральной нервной системой ребёнка имеется прямая зависимость. По мере созревания нервной системы у детей формируются новые двигательные навыки.
В первые 3 месяца внутриутробной жизни обеспечивается поддержание тонуса и простые движения тела. А во вторую половину беременности появляются рефлексы и хаотичные движения, которые прослеживаются в первый месяц жизни ребёнка. Также после рождения формируются более совершенные структуры нервной системы, чем обусловлено появление координированных, более сложных движений у детей.
Четвёртый месяц является важным для будущего становления произвольных движений, таких как прыжки, стояние на одной ноге и бег.
С шестого месяца начинает развиваться тонкая моторика. Анатомические структуры, отвечающие за неё, созревают к 1,5 – 2 годам, но функционально она совершенствуется на протяжении всей жизни.
До 5 – 6 лет развитие двигательной деятельности обусловлено генетическими особенностями, но в последующем на способности ребёнка оказывают влияние образ жизни и тренировка мышечной системы.
Сроки формирования движений у детей 1 года
Движения | Средний возраст | Границы нормы |
---|---|---|
Улыбка | 5 нед. | 3 – 8 нед. |
Гуление | 7 нед. | 4 – 11 нед. |
Держание головы | 3 мес. | 2 – 4 мес. |
Направленные движения рук | 4 мес. | 2,5 – 5,5 мес. |
Переворачивания | 5 мес. | 3,5 – 6,5 мес. |
Сидение | 6 мес. | 4,8 – 8 мес. |
Ползание | 7 мес. | 5 – 9 мес. |
Произвольное хватание | 8 мес. | 5, 7 – 10 мес. |
Вставание | 9 мес. | 6 – 11 мес. |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес. | 6,5 – 12,5 мес. |
Самостоятельное стояние | 10,5 мес. | 8 – 13 мес. |
Самостоятельная ходьба | 11,5 мес. | 9 – 14 мес. |
Тайм-менеджмент
Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых, это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.
Как это лучше делать? Для начала у ребенка всегда должно быть время в сутках, которым он сможет распоряжаться на свое усмотрение. Это никак не противоречит необходимости соблюдать режим дня и придерживаться установленного времени подъема, завтрака, обеда, прогулки, дневного сна, ужина. Просто в режим нужно внести, как говорят в армии, «личное время», и понаблюдать, как ребенок им распорядится.
Будет он приставать к вам и нудить, как ему скучно, или попытается разнести в пух и прах свои игрушки и мебель в комнате – наблюдение за его предпочтениями может стать для родителей подсказкой по многим вопросам. И, кстати, не только по тайм-менеджменту. И даже если ребенок просто уляжется спать прямо на ковре среди игрушек – это тоже сигнал. Например, к тому, что следует снизить нагрузку и не водить ребенка в 100500 секций и кружков одновременно.
Убирать квартиру
Держите тряпки или губки под рукой, чтобы ребенок мог отчистить упавшую зубную пасту с раковины и для него это было бы абсолютно естественным действием
Просто несколько раз покажите ему, как это делается, и заострите внимание малыша на том, что необходимо убирать за собой
Маленькие дети обычно с удовольствием выполняют домашнюю работу, потому что им нравится все делать, как мама. Так пользуйтесь этим и чаще привлекайте ребенка к уборке. Уже трехлетнему малышу можно давать в руки тряпочку, чтобы он ходил с ней по квартире и повторял все за вами. Возможно, после такой «уборки» вам придется убирать осколки разбитой вазы или часами искать спрятанный в спинку дивана пульт от телевизора, но не ругайте ребенка, чтобы не отбить у него желание помогать вам.
В 4–5 лет малыш уже осознанно может заниматься уборкой: например, складывать свои игрушки или уносить со стола грязную посуду. К 6–7 годам он уже может протирать пыль, подметать и пылесосить. Сначала под вашим контролем, а затем и самостоятельно. В первое время вам, скорее всего, придется все переделывать за ребенком. Но это не должно вас расстраивать и смущать. Всегда хвалите ребенка за проделанную работу и за старание. Если будет старание, то умение придет с опытом.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно — задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Навыки, которым необходимо научить ребенка до 13 лет
1. Планирование времени
До подросткового возраста вы можете помогать ребенку: будить его и собирать в школу. Но потом вам нужно подготовить его к тому, что эта ответственность ляжет на его плечи. Дети такого возраста уже в состоянии сами встать и подготовиться к школе без посторонней помощи.
Обучение управлением времени — это непростой аспект. Позвольте детям хоть раз испытать последствия собственных действий, когда они проспят и не попадут в школу или на тренировку. В итоге учитель будет зол, тренер накажет за нарушение дисциплины. Это совсем будет не похоже на то ощущение, когда ругают родители. Такой жизненный урок будет более сильным.
2. Принятие решений
Ребенок должен научиться выбирать из нескольких вариантов, принимать решения и прогнозировать результат. Научите его говорить «нет», когда в этом есть надобность. Вы ведь не хотите, чтобы малыш превратился во взрослого, на котором все ездят. Конечно, помогать окружающим нужно, но не когда это в ущерб себе.
Также он должен понимать и принимать разные мнения, а не верить в то, что есть только его мысль и неправильная.
3. Вежливое общение
Если подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, он должен говорить со старшими уважительно. Кажется, что в таком возрасте невозможно научить бунтаря правилам общения. Но это не так, главное — правильный подход.
Не поучайте, а покажите, как нужно на своем примере. Не говорите: «Ты ничего не понимаешь, мал еще». Попросите его объяснить свою точку зрения.
4. Ведение хозяйства
Подросток — тоже член семьи, поэтому он должен выполнять часть обязанностей по дому. До 13 лет ребенку следует знать, как включать стиральную машину, убирать вещи и посуду после себя, а также мыть за собой чашку.
Неплохо научить ребенка готовить основные блюда для себя и членов семьи. Конечно, всё должно выполняться вместе с родителями. Только примером и конкретными действиями вы сможете развить в малыше чувство ответственности.
Иногда мамам легче отложить обучение домашнему хозяйству на потом, так как им проще и быстрее всё сделать самой. Но всё-таки стоит позволять ребенку помогать вам.
5. Несение ответственности
Лучший способ научить ребенка ответственности — завести домашнее животное. Ваше чадо скажет вам об этом желании. При этом нужно поговорить с ним и рассказать, что зверек — не игрушка и за ним нужно смотреть: убирать, гулять, кормить.
Первое время без родительской помощи, контроля и советов чаду не обойтись. Поэтому, приобретя животное, не говорите ребенку: «Ты хотел — мы приобрели, поэтому занимайся, а то вышвырнем на улицу или отдадим». Таким способом вы только прививаете ребенку безразличие к братьям нашим меньшим. Ни к чему хорошему это не приводит. Ответственность должна воспитываться на позитивных моментах.
Если у вас в семье есть еще маленькие дети, можете просить подростка присматривать за ними. Только не на постоянной основе.
6. Умение обращаться с деньгами
Мало детей умеет правильно распоряжаться деньгами. В этом вина родителей, а также бабушек и дедушек, которые любят баловать своего внука или внучку. Ребенок получает деньги и тратит их на что угодно. Поэтому нужно объяснить ему, что деньги зарабатываются нелегко и применять их нужно с умом. А также часть можно откладывать для более серьезной покупки.
Подарите ребенку копилку, пусть часть своих денег откладывает на покупку чего-то более серьезного. Может, он и не соберет всю сумму, но главное — процесс. Когда копилка будет полна, достаньте из нее средства и пересчитайте. Не хватает — тогда можете доложить.
Учите ребенка быть пунктуальным
Непунктуальность — то качество, которое способно осложнить жизнь и школьнику, и вполне состоявшемуся менеджеру на работе.
Понятно, что трехлетку обучать азам тайм-менеджмента — бесполезная затея. Он пока и считать как следует не умеет, и часы «не понимает». А вот дети школьного возраста уже вполне в состоянии усвоить некоторые правила распоряжения своим временем. Постоянно напоминайте, что опаздывать — некрасиво и неприлично.
Если ваш ребенок медлительный, с раннего возраста учите его быть готовым к выходу из дома как минимум на 10 мин. раньше положенного, еще с вечера готовить книги и тетради к завтрашним урокам. И сами не забывайте показывать положительный пример — не опаздывайте, планируйте дела на завтра в ежедневнике, заранее готовьтесь к встречам. Это те полезные привычки, которые малыш сможет у вас перенять. На практике доказывайте ребенку, что, правильно распределив свободное время, можно и без суматохи всюду успевать.
Навык исследователя
Что делает исследователь? Изучает, ищет варианты, пробует на вкус, смотрит, как все устроено и как это можно использовать. Исследователя отличает то, что у него никогда нет готовых ответов, он пытается во всем разобраться сам. И все это ему интересно!
А теперь посмотрите, как часто родители удивляются, что их детям ничего не интересно. Это неудивительно, когда все вокруг просто, доступно, понятно. Не нужно напрягаться, искать решения — тебе все расскажут и покажут (например, в учителя в школе). Теряется интерес к миру и желание его исследовать.
Задача родителя — как минимум поддерживать у ребенка интерес, как максимум — помогать ему его сформировать. Родители часто стараются максимально обезопасить своего ребенка, тем самым заботясь не о нем, а о собственном спокойствии. Настоящая любовь проявляется в том, чтобы помочь ребенку в развитии, а оно далеко не всегда связано с комфортом. Иногда ребенку нужно лечь в лужу и исследовать ее изнутри.
Если вы заметили у своего ребенка интерес к чему-либо, не одергивайте его, а поддержите. Задавайте наводящие вопросы, помогите разобраться. Тогда во взрослом возрасте вашему ребенку будет намного легче, когда он будет сталкиваться с чем-то новым. Вместо страха он будет чувствовать интерес и желание разобраться.
Все перечисленные навыки включает в себя навык эмоционального интеллекта. Это навык понимания и управления своими эмоциями. Было проведено много исследований, которые доказывают, как сильно наши способности к распознаванию эмоций, навыки общения и умение управлять своими эмоциями влияют на личный и профессиональный успех. И чем раньше ребенок начинает развивать этот навык, тем быстрее он станет фундаментом, на который можно будет опираться в течение жизни.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом испытывают больший интерес к учебе, им легче дружить и быть в социуме. Они умеют использовать свои эмоции, чтобы добиваться поставленных целей, становятся более ответственными, а также искренними и открытыми.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Кратко о самообладании
Самообладание — качество человека, характеризующееся тем, что индивидуум умеет управлять своими чувствами и действиями, а также несет ответственность за них.
Даже годовалый кроха видит, как мама реагирует на стресс, как она предупреждает об опасности, как ведет себя, если ребенок что-то разбил или залез на высоту, что представляет опасность для его жизни. Мама и папа, а также люди, проживающие с ребенком, реагируют на все спокойно, без крика, буквально с каменным лицом? — поздравляем, ваш ребенок уже на пути к освоению навыка самообладания. Но что делать, если все не так, а наоборот?
Важно: крик, импульсивность и несдержанность родителей — основные причины того, что ребенок в более старшем возрасте испытывает проблемы с самообладанием. Работайте над собой, уважаемые родители — такой совет всем нам дают детские психологи, которые в своей практике сталкиваются не просто с нервными, а с агрессивными, запуганными, истеричными детьми — и их такими сделали сами родители
Советы специалистов
Итак:
Если вы хотите сообщить ребенку какую-либо просьбу, делайте это спокойно, рассудительно и понятно, чтобы ребенок вас понял без усилий.
Если наказываете, подробно расскажите, почему и за что вы это делаете, чтобы ребенок видел связь причина-следствие.
Если сами что-то пообещали — всегда выполняйте это.
Дайте ребенку выбрать. Если он хочет посмотреть любимый мультик, а только потом сесть за уроки, объясните, что это займет больше времени, материал усвоится хуже, а завтра он будет чувствовать себя невыспавшимся. Но пусть решает сам — с истерикой забирать пульт не стоит.
Относитесь к малышу, как к взрослому. Хотите сделать ремонт в его комнате? — спросите, какой цвет обоев ему нравится. Задумались о домашнем питомце? — позвольте выбрать: кошка это будет или собака, попугай или свинка.
В доме должна быть дисциплина, пусть и не армейская, но она должна присутствовать.
Важно, чтобы линия воспитания со стороны всех взрослых членов семьи была единой. Важно: до школы ребенок только осваивает навыки самообладания
Настоящее их формирование начинается примерно с 7 лет, а заканчивается в 14-15 лет
Важно: до школы ребенок только осваивает навыки самообладания. Настоящее их формирование начинается примерно с 7 лет, а заканчивается в 14-15 лет
О самоконтроле
Ребенку нужна не только дисциплина, но и свобода действий. Иногда нужно передать инициативу юному члену семьи — пусть это и приведет к ошибкам, зато научит видеть связь между поступком и его последствиями.
Психологи советуют: если ребенок допустил ошибку в домашнем задании, все перечеркнул и пришел к вам за помощью, ни в коем случае не ругайте его, а объясните, что он поспешил, в этом нет ничего страшного или плохого — нужно просто взять чистый листик и попробовать заново.
- Как научить ребенка есть ложкой — полезные советы.
- Когда пора начать учить иностранный язык?
- Где недорого и модно одеть ребенка, какие бренды посоветуете?
- По каким симптомам можно определить плохое зрение у ребенка?
Правило пятое
Осознанно контролировать переключение внимания.
Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие
Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия
В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.
Умственное и психическое развитие детей
Развитие психики ребёнка в большей степени обусловлено генетикой, но насколько малыш реализует свой потенциал зависит от общения с другими людьми. Его недостаток может привести к необратимому отставанию психического развития.
В первые 4 года формируется 50% интеллекта, а к 8 годам – ещё 30%. Таким образом, на всю оставшуюся жизнь остаётся лишь 20%
До трёх лет ребёнок лучше всего усваивает знания, поэтому для этого возраста особенно важно, чтобы он получал как можно больше новой информации. Но это должно происходить с учётом некоторых особенностей, которые мы рассмотрим ниже
Что влияет на развитие психики ребёнка
Усвоению знаний способствуют исключительно положительные эмоции
Поэтому, если ребёнок будет постоянно испытывать негатив, то процесс обучения замедлится.
Важное значение в приобретении информации также имеет импринтинг. Это мгновенное запечатлевание
Иными словами, это любовь или нелюбовь «с первого взгляда», которые определяют отношение ребёнка к конкретной ситуации, а также его желание получать новые знания.
Дети крайне ненасытны в потребности получения новых впечатлений. У них очень быстро пропадает интерес к чему-либо, переключаясь на что-то новое. Прервать эту цепочку может только утомление малыша. Здесь важно найти «золотую середину», так как недостаток информации приводит к торможению развития психики, а её избыток – к переутомлению.
По мере созревания центральной нервной системы у ребёнка появляется необходимость в усложнении получаемой им информации. Поэтому, чем старше малыш и чем выше интеллект, тем более сложные знания он требует.
Дети не должны бояться выступать на публике
Многие родители с улыбкой воспринимают детсадовские «традиции» проведения утренников, где малыши рассказывают простенькие четверостишия. А ведь это важная для развития ребенка практика! Дети учатся без стеснений выступать на публике — это их первый опыт. А ведь в дальнейшем (в школе, в ВУЗе, на работе) рассказывать что-то целой группе людей придется часто. Уже сейчас учите своего ребенка этому навыку.
Особенно сложно публичные выступления даются стеснительным деткам — они теряются, голос дрожит, все слова забываются. Учите малыша бороться со своими страхами, подбадривайте, настраивайте на успех. Даже маленький стишок Деду Морозу, который на праздник заглянул к вам в гости, станет маленьким достижением для будущего оратора.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии — в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.