Учеба вместо игры
Порой, не зная как играть с ребенком, родитель предлагает совместное занятие, суть которого ему совершенно ясна. Почитать книжку, выучить цифры или пару иностранных слов. Почему бы не поиграть в шахматы, тем более что вы знаете правила и готовы объяснить их малышу? Или не сделать аппликацию из цветной бумаги?
В самих этих занятиях нет ничего плохого, кроме одного: родители подменяют ими произвольную игру. Не остается места для развития воображения, для обыгрывания социальных ролей, для проявления инициативы. Ребенок словно перешагивает через несколько ступеней, сразу оказываясь в положении первоклассника.
Родитель – диктатор игры
Даже годовалый малыш сам прекрасно придумывает себе игры. Ну кому не знакома «развеселая» игра «выброси игрушку из кровати и наблюдай, как мама ее ищет»? Разумеется, никто не учил ребенка этому развлечению, сам додумался!
Конечно, не нужно бросать ребенка на произвол судьбы, до трех лет ведущая роль в игре остается за взрослым. Но «ведущая» и «подавляющая» — разные вещи. Порой мама или папа жестко руководят игрой, устанавливая строгие правила, задавая цель и требуя результата. Между тем ребенок в игре пластичен: строящийся замок по ходу дела превращается в гараж, кукла — из принцессы в доктора или солдата, и так далее. Игра «строим замок для принцессы» быстро надоест ребенку, а кроме того, привыкнув к руководящей и направляющей роли мамы или папы, он не сможет затем играть самостоятельно!
Ограниченное социальное взаимодействие
У нас много дел, поэтому мы даем нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где в экстремальных условиях развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на открытом воздухе. К тому же технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми.
Телефон, который «сидит» с ребенком вместо нас, не научит его общаться. У большинства успешных людей развиты социальные навыки. Это приоритет!
Мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо социализировать его. То же самое относится ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!
Как родителю быть вовлеченным в игру
Родители, которым не удается играть со своими детьми, порой испытывают чувство вины — и это чувство очень отравляет их материнство и отцовство. Такие родители могут заставлять себя находиться в игре. Как правило, в такой ситуации больше негатива, чем позитива. Дети чувствуют искусственную вовлеченность взрослого в игру.
Важно помнить, что дети очень чувствительны и понимают порой даже то, о чем мы им не говорим. Будьте внимательны к себе, своим ощущениям
Постарайтесь обратить внимание на то, что самое сложное для вас в игре, какие моменты вас раздражают или вызывают другие неприятные чувства. Испытывать усталость после тяжелого рабочего дня и не хотеть играть с ребенком — это нормально
Как нормально не хотеть играть, если вы проводите с ребенком 24 часа в сутки.
Обратите внимание на то, удается ли вам играть и чувствовать себя лучше, если вы уходите из дому на целый день или даете себе полноценный отдых. Многие родители жалуются, что не могут играть с ребенком часами
Почему-то на практике я часто встречаюсь с представлением родителей о том, что хорошо бы отыграть с ребенком часа два.
Иногда детям достаточно простого присутствия родителя, когда он находится рядом, при этом не всегда нужно играть. Если ребенок просит посидеть с ним, пока он играет, обозначьте, сколько времени вы готовы быть рядом. Просто наблюдайте. Можете сказать, что вы заметили.
Допустим: «Твой крокодил съел всех животных. Наверное, он был голоден». Это может побудить ребенка к развернутому диалогу, рассказать о своих чувствах. Возможно, крокодил просто зол, и ребенок таким образом отыгрывает свою агрессию. Возвращать ребенку вербально увиденное — это как в технике «активного слушания», о которой пишет в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» психолог Юлия Гиппенрейтер. Если вы наблюдаете за игрой ребенка и замечаете в его действиях что-то, что вас пугает или настораживает, не останавливайте его и не делайте замечания. Попытайтесь отразить ребенку увиденное. Возможно, это просто отыгрывание каких-то чувств, которым он не дал возможность проявиться в реальной ситуации.
Технологии
Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить
Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний
Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна. Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах.
После часов виртуальной реальности детям все сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи.
Технологии также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей — это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.
Не хотеть играть — нормально
Все это я сочувственно выслушиваю, киваю, говорю, что дети в саду играли часов шесть суммарно и нет риска, что игры в их жизни не хватает.
Рассказываю, что терпеть не могла стихи Чуковского и в группе стараюсь читать какие-то другие книжки, желательно даже сказки, потому что дети сами собой потом играют в колобка и лису.
Хвалю идею устроить дома салон красоты и задумываюсь, не завести ли нам палетку с тенями, чтобы дети меня размалевали.
Более того, осенью, перед началом отопительного сезона, я на месяц заплетаю афрокосички, чтобы каждый день минут сорок просто сидеть в группе на ковре, а дети скакали вокруг меня, делая мне прическу, а мне при этом не приходилось ничего придумывать. Я даже объявляю конкурс: кто быстрее всех оденется на прогулку, тот может заплетать первым Таисию Александровну. Работает, рекомендую.
Но хотелось бы сказать честно и откровенно: дорогие мамы, не любить играть с детьми и не хотеть с ними играть — это нормально. Да, даже если это ваши собственные дети.
Между прочим, воспитатель в детском саду тоже не от восторга и избытка энергии играет с малышами. Просто это его работа, поэтому ее приходится выполнять. Вот такой каминг-аут, а вы что думали?
Именно поэтому я всегда предлагаю мамам относиться к игре с ребенком как к работе. Никто ведь уже не считает, что материнство — это что-то несложное, глубоко естественное и не требующее особых сил. Быть родителем — ответственная и ресурсозатратная деятельность. Игра с детьми — часть этой работы, и отнюдь не самая любимая, что тут удивительного?
Бессонные ночи, 10 кружков – и мама решает все. Пройдет ли мода на интенсивное материнство
Пока я пишу этот текст, моя дочь, сидящая дома на карантине по случаю ветрянки, уже пять раз подбежала ко мне.
— Мама, где у нас сова Букля, которая разговаривает только по-английски? Она хочет тебе сказать, что любит чай! Как будет по-английски «я люблю чай»?
— Мама, я нарисовала тебе открытку к 8 Марта. Пойдем ее спрячем, только ты не подглядывай, что там нарисовано, это будет сюрприз. Достань мне стремянку, я положу твою открытку на верх шкафа, чтобы ты не могла ее найти.
— Мама, почитай мне энциклопедию про поезда. Я уже сама прочитала, но давай теперь ты будешь читать, а я изображать поезд, который мчится по мосту «Золотые ворота» в Калифорнии.
— Мама, ты обещала, что мы вместе посмотрим «Хоббита», потому что я одна боюсь смотреть, там дракон рычит и говорит ужасное, мне страшно, что Бильбо погибнет. Мама, так нечестно, уже вечер воскресенья, а мы все еще не начали смотреть «Хоббита».
— Мама, смотри, как я вишу на турнике. Я обезьянка Анфиса, а ты девочка Вера, скорее лови свою Анфису, виииии, виу-виу, а-а-а-а! Мама! Сколько можно сидеть с ноутбуком, ты не видишь, у тебя обезьянка с турника падает! Ты что, не смотришь?!
Фото: Татьяна Сурикова
Ни одна из этих реплик не показалась мне милой, забавной и своевременной. Желания вскочить и говорить с совой по-английски, смотреть на поезд в Калифорнии, лезть на стремянку, чтобы помочь ребенку сделать мне сюрприз на 8 Марта, а также бросить работу над статьей и снимать обезьянку с турника у меня не появилось моментально, и потом тоже не появилось.
Каждый раз приходится говорить себе: да, это ребенок, она хочет играть, мне нужно уделить ей время. Восторга от того, что меня включают в игру, я не испытываю. И это мне кажется абсолютно нормальным: мы же не приходим в восторг, если с нами взрослый человек заговаривает на неинтересную нам тему в тот момент, когда мы заняты своими делами. Вот и восхититься внезапной обезьянкой на турнике не выходит. Ничего удивительного.
И если садик для меня в первую очередь — именно игровое пространство, и я всегда стараюсь управлять группой детей через игру, то дома я хочу отдыхать. А выполнять роль в чужой игре — это не отдых. Даже если игру придумал твой любимый и дорогой ребенок.
Научить ребенка играть
Самый главный стратегический ход – приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок научился играть и иногда делал это сам. Нужны инвестиции: необходимо провести достаточно времени за совместным приготовлением игрушечной еды, конструированием домов и строительством гаражей, чтобы в будущем у вас появилась возможность поработать или посмотреть сериал, не отвлекаясь.
Ведь чтобы какое-то дело приносило удовольствие, нужно чтобы оно получалось. Человек примется за пазл, если уже знает принципы складывания, а за ролевую игру в одиночку – если знает «сценарии». Игра приобретет содержание и форму, когда вы будете помнить о конечной цели: немного вашего свободного времени и самостоятельность ребенка.
Ребенок играет один: не перебивайте
Если ваш ребенок действительно занят самостоятельно, не прерывайте его, если это возможно. Это касается как детей старшего возраста, так и маленьких. Например, большинство детей после пробуждения спокойно лежат в постели, играют руками и ногами или лепечут сами с собой. Эти моменты, когда ребенок самодостаточен, являются началом самостоятельной игры. Вы даже можете активно продлевать эти фазы погружения, положив погремушку или плюшевую игрушку в постель незадолго до того, как он проснется. Или прикрепите над кроваткой мобиль.
День «Нутеллы». Домашняя паста гораздо вкуснее магазинной (простой рецепт)
«У них не забалуешь»: породы кошек и собак с невыносимым характером
Динозавр использовал череп с оборками не для борьбы, а для привлечения внимания
Какие игрушки купить ребенку?
Еще одна причина, по которой ребенок не играет в игрушки, может быть в том, что они просто не подходят ему по возрасту. Бывают ситуации, когда ребенок разбрасывает игрушки вместо того, чтобы с ними играть, потому что они не соответствуют уровню его развития, он просто не знает, что с ними делать и еще не умеет пользоваться теми возможностями, которые они предоставляют. Родителям следует знать, какую игрушку купить ребенку в 1, 2 или 3 года, чтобы она выполняла свои основные функции – была интересна и понятна, а также положительно влияла на развитие.
Игрушки для детей младшего возраста (от рождения до 2,5–3 лет). В этот период ребенок исследует новые предметы, поэтому практические любые манипуляции с игрушками для него являются игрой. Игрушки для ребенка этого возраста должны помогать его сенсорному развитию, то есть позволять ему осваивать различные формы, цвета и материалы. Для этого лучше всего подходят погремушки, кубики, пирамидки, наборы конструктора с крупными разноцветными деталями. Цвета игрушек для ребенка до 3 лет лучше выбирать среди основной палитры: это зеленый, красный, синий и желтый.
Игрушки для детей среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). В это время у ребенка активно развивается речь, мышление и воображение, поэтому ему нужны такие игрушки, которые подходят для сюжетно-ролевых игр. У ребенка обязательно должны быть мягкие игрушки и куклы, пальчиковые и наручные игрушки, а также наборы, имитирующие различные бытовые предметы из «взрослого» мира: игрушечная мебель и посуда, строительный конструктор.
Игрушки для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Для ребенка этого возраста по-прежнему важны сюжетно-ролевые игры, которые помогают ему осваивать различные социальные роли. Поэтому у него должны быть игрушки, которые позволят ему играть в «магазин», «дочки-матери», «больницу» и прочие игры, имитирующие ситуации из реального мира. В этот период ребенку также можно предлагать сложные наборы конструктора, паззлы и мозаики
Важно, чтобы у ребенка были игрушки, требующие игры по правилам. Для этого отлично подходят настольные игры с различными сюжетами
Как научить детей играть?
Родителям необходимо принимать в играх с детьми активное участие. Берите на себя ведущую роль, привлекайте ребенка, предлагайте ему сюжет игры, учите малыша строить диалоги, обучайте его культуре общения.
Когда малыш убегает, а мама или папа его ловит, развиваются двигательные функции. В ролевых играх с подачи взрослого малыш осваивает новую роль, к примеру, врача или пожарного. В более старшем возрасте детям становятся интересны игры, которые помогают им отделиться от родителей и утвердится в обществе. При этом эксперты отмечают, что сам ребенок играть не может. Его необходимо этому научить.
Сегодняшние родители часто считают, что, отправив свое дитя в развивающий центр или вручив в руки гаджет с любимым мультфильмом, они исполняют свою миссию. В итоге дети позже начинают говорить, хуже излагают свои мысли, вероятны проблемы в общении со сверстниками. Более того, порой оставляет желать лучшего физическое состояние детей.
О том, как научить ребенка самостоятельно играть, почему специалисты считают игру полезным навыком, рассказала психолог Анна Скавитина.
Почему взрослые люди не умеют играть?
А еще у этого мужчины не складываются отношения с маленьким сыном – он не умеет с ним играть, находить общие темы для разговора…
Этот мужчина в детстве был удобным ребенком. Родители с ним хлопот не знали! Мог он часами сидеть один в своем углу с игрушками или с карандашами и чем-то заниматься. Он не дёргал родителей, вообще – не докучал.
Хорошо ел, всё понимал, не будил родителей рано утром, когда уже сам проснулся… Золото, а не ребенок!
Маленький взрослый, который уже понимает! Понимает, что маме трудно и она устает…Что папа на работе много работает и тоже устает!
Родителям не до него. Если он станет проявлять своё детское любопытство или живость, то он может нарушить порядок в доме, доставит маме лишние трудности и неприятности, папа может накричать на него и наказать…
Поэтому этот малыш в очень раннем возрасте усвоил – не отсвечивай! Сиди тихо! Не проявляй себя! – иначе тебе будет плохо, потому что родители разозлятся и накажут тебя!
И он стал удобным ребенком. Маленьким и печальным человеком.
— Почему ты не смеешься, Петенька?
— А я не люблю смеяться…
Это из разговора с реальным пятилетним мальчиком.
Вырастая, этот ребенок становится печальным (страдающим) взрослым.
Кстати, психологам, пока они учатся, очень прочно (почти как таблицу умножения) укрепляют в сознании мысль:
— Ведущая деятельность ребенка до школы – различные виды Игры!!!
А если человек в детстве не играл в волю? Что с ним будет, когда он станет взрослым?
В человеке не развивался и не развился навык фантазирования и образного мышления – а давай у нас листочки будут деньги! А давай я буду учителем (врачом, кондуктором, продавцом…)! И т.д.
Он, конечно, может поучаствовать в подобной игре, но у него нет навыка перевоплощения и непосредственности, нет куража или драйва!
У этого человека «не проснулась» творческая часть личности – ведь творчество это тоже производная от Внутреннего Ребенка.
И это только малая доля того, что случается с удобным ребенком, когда он вырастает.
Уже несколько лет я учу взрослых людей играть.
Больше откликаются женщины, но и мужчины тоже втягиваются и начинают получать большое удовольствие от такого интересного психокоррекционного процесса.
Во что играть учатся?
В разные игры, которые интересны в реальной жизни! Однако, некоторые можно назвать из детства: дочки-матери, казаки-разбойники, секретики….Они, конечно, видоизменены у взрослых, но всё также (если не больше) увлекательны!
Если вы (случайно) обнаружите, что вы тот самый «удобный ребенок», то у меня для вас есть хорошая новость!
Всегда есть возможность получить себе счастливое детство!
И научиться играть!
А если ваша жизнь – это ваша Игра, то и Правила ваши!
И это совсем другая жизнь! Она гораздо интереснее…опубликовано econet.ru.
Автор Тамара Куракина
Подписывайтесь на наш youtube канал!
https://youtube.com/watch?v=KtgO9d23nHI
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Почему родителям сложно играть
Чаще всего наиболее сложными для родителей оказываются ролевые и спонтанные игры. Как показывает практика, поиграть с ребенком в настольную игру, почитать книгу, посмотреть вместе мультик гораздо проще, чем играть с животными, куклами и удерживать сюжет.
Эта сложность обусловлена многими причинами:
В ролевых и спонтанных играх важно включать воображение. Иногда взрослые, к сожалению, теряют способность фантазировать.
Боязнь выглядеть глупо со стороны.
Обесценивание игры и желание заняться чем-то более «полезным».
Порой у родителей есть собственная детская травма
Допустим, с ними не играли их родители. Об этом, например, могут говорить ситуации, когда во время игры резко начинает хотеться спать или появляются такие чувства, как злость, раздражение, неловкость либо просто невозможность находиться с ребенком в игре. Возникновение такого рода дискомфорта может быть следствием собственных переживаний и травматического опыта. Зачастую это не осознается самими родителями.
Нежелание родителя играть именно так, как хочет ребенок. Например, когда требуют от ребенка, чтобы игрушки использовались строго по назначению: допустим, пирамидка только для того, чтобы нанизывать кольца на основу, и нельзя ее части использовать, например, как пирожки.
Фиксированное время для самостоятельной игры
Лучший способ для детей найти свой собственный ритм игры — это когда они могут регулярно играть в одиночку. Для этого идеально подходят от одного до двух фиксированных периодов в день. Мама рассказала, как объясняла нам в свое время, что сейчас мы должны играть одни, выполняя определенные задания.
Начните с десяти минут и медленно увеличивайте время до получаса. Убедитесь, что на заднем плане спокойная атмосфера без отвлекающих факторов. Ваш ребенок не играет один? Начните играть с ним параллельно и переходите к другому заданию, как только он погрузится в собственную игру.
До минус 20 градусов — россиян предупредили о радиационном охлаждении
Ракушки и цветы в волосах. Шикарные причёски от самоучки (фото)
На торги выставлен редчайший автомобиль Holden HSV: просят 500 тыс. долларов
Во что, в какие игры можно играть с детьми?
Семейные
игры — это, своего рода, семейная традиция. Если у вас нет ещё такой традиции
в семье, то создайте себе её. Как в примере про маленького Рому, о котором
мы писали выше. Ходить на футбольные матчи — стало своеобразным семейным обрядом
для Ромы и его родителей.
Играть можно во что угодно. Всё зависит от интересов членов семьи. Это могут
быть подвижные игры с мячом и другие. Это могут быть настольные игры или игры
логические. Совместная семейная деятельность не обязательно может быть игрой,
как таковой. Это может быть и коллекционирование чего-либо. Это могут быть совместные
походы всей семьёй. Или поездки на велосипедах (летом) и лыжах (зимой). Это
могут быть такие занятия, как пение караоке 1-2 раза в неделю всей семьёй. Или
совместное рисование чего-либо.
В общем, вариантов тут бесчисленное множество. Многое будет зависеть от самого
ребёнка, если у вас медлительный
ребёнок, то для него будут интересны настольные или логические игры или
коллекционирование чего-либо. Если же у вас гиперактивный
ребёнок, то у него интерес вызовут другие занятия. Главное, что для каждой
семьи найдётся определённое занятие, которое сплотит её.
Ребенок быстро бросает учебу
Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.
Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться
Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.
Ребенок бросает факультативы
Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.
Почему нужны семейные игры с детьми?
Ну,
во-первых, игра — это всегда общение. Играя, люди много общаются между собой.
А семейное общение — это один из секретов
семейного счастья.
Во-вторых, совместные игры играют огромную роль в
воспитании детей в семье. И происходит это оттого, что авторитет родителей,
постоянно играющих с детьми, гораздо выше, чем у тех родителей, кто с детьми
проводит мало времени.
Посудите сами — если нас с каким-либо нашим знакомым тесно связывает совместная
деятельность, то мы, естественно, начинаем с ним больше общаться. У нас появляются
общие интересы, т.к. мы связаны с ним общим делом и общей целью. Мы работаем
на один общий результат. Мы начинаем доверять друг другу и от этого, становимся
ещё дружнее с этим человеком.
И, если в этот момент убрать общее дело, которое нас связывало, то мы, всё
равно, останемся в хороших отношениях с этим человеком. То же самое происходит,
когда мы играем с детьми. Совместная игра, или другое занятие, играет роль того
общего дела, которое нас связывает вместе и делает нашу семью счастливой.
Кроме того, игра может привить ребёнку некоторые положительные качества. Например,
дети любят всегда выигрывать в любой игре. И, проиграв, ребёнок
бывает агрессивным. А в семейной игре он поймёт, что победа — это не главное.
В семейной игре победа несёт лишь условное значение. В семейной игре все равны
и нет первого среди равных. Есть лишь один коллектив, одна команда.
В-третьих, дети, как известно, счастливее, чем взрослые люди. Игры — это основное
и любимое их занятие в свободное время. Дети оттого счастливы, что живут играя.
А взрослые, наоборот, играют в жизнь, точнее пытаюсь изо всех сил. Они потеряли
способность играть. Ту способность, что делает счастливыми их детей. Ту способность,
которая может сделать счастливой всю семью.
Нравится
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Дети получают все, что хотят и когда хотят
«Я голоден!» — «Через секунду я куплю что-нибудь перекусить». «Я хочу пить». — «Вот автомат с напитками». «Мне скучно!» — «Возьми мой телефон».
Способность отложить удовлетворение своих потребностей — это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными — в долгосрочной перспективе.
Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса. Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни.
Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек, когда ребенок слышит «Нет», потому что родители научили его мозг немедленно получать все то, что он хочет.
Уважительное отношение к играм детей
Также важно сказать об уважительном отношении к играм детей и их игрушкам. Порой я сталкиваюсь с некоторым обесцениванием со стороны родителей
Допустим, когда ребенок теряет свою любимую игрушку, можно услышать от родителей: «Перестань реветь, это всего-навсего игрушка» или «Не плачь, купим тебе нового зайца». Тогда ребенок не чувствует поддержки в своем переживании, не чувствует себя услышанным. Представьте, каково вам было бы, если бы вы потеряли свой любимый браслет или блокнот с записями. Помогла бы вам фраза: «Мы купим тебе новое, не переживай»? Подумайте, какие слова хотели бы услышать вы сами в такой ситуации. Возможно, это именно то, что поддержит и вашего ребенка.
Обратите внимание на то, сколько игрушек у ваших детей. Попытайтесь вспомнить, как они у него появились
Возможно, их дарили ребенку, вы покупали их сами или их покупал ребенок за накопленные деньги. Попробуйте вспомнить, часто ли вы покупаете игрушки просто так, без повода, или же покупка новой игрушки — это для вас способ договориться с ребенком. Возможно ли договориться и найти компромисс, не покупая каждый раз что-то новое? Часто большое количество игрушек у детей может свидетельствовать о чувстве вины, о том, что родители мало играют с ребенком или уделяют ему недостаточно времени. Если это так, тогда у вас действительно есть повод для беспокойства.
Екатерина Мурашова — известный детский психолог — на одной из своих лекций сказала: «Если сейчас, пока ребенок маленький, вы все компенсируете покупкой новых игрушек, то чем вы будете это компенсировать в подростковом возрасте? Ведь запросы детей растут». Эти слова и правда отрезвляют, если представить, сколько стоит новый телефон или компьютер в сравнении с игрушкой
Но и тем родителям, кому несложно купить любую вещь, важно помнить: если вы не отвечаете на желание ребенка играть с вами, оно может испариться со вступлением в подростковый возраст. А с ним испарится и доверие
Тогда отношения придется выстраивать заново, и это будет очень непросто.
Почему ребенок не играет в игрушки?
Причин, из-за которых ребенок не играет в игрушки, может быть несколько. Но чаще всего ребенок бросает игрушки, даже не поиграв с ними, по вполне обоснованным, хоть и не очевидным для родителей поводам.
Ребенок еще не научился играть самостоятельно. Многие родители считают, что малышу достаточно дать игрушки, и он сразу начнет играть с ними сам. Но со своими первыми игрушками большинство деток совершают только какие-то однообразные действия. Например, ребенок может долго катать машинку по полу, а потом это ему надоест. Если предложить малышу ту же самую машинку в другой раз, она его уже не заинтересует. В итоге ребенок разбрасывает игрушки, так как не знает, что с ними можно делать
Поэтому родителям важно развивать фантазию ребенка, показывая ему как можно больше разнообразных действий с игрушками: ту же машинку можно не просто катать, ее можно скатывать с горки, в ней можно перевозить другие игрушки и так далее
Игрушек слишком много. Ребенок бросает игрушки просто потому, что они ему надоели
Если у малыша много самых разнообразных игрушек, его внимание рассеивается, и ему может быть неинтересна ни одна из них. Родителям не следует заваливать ребенка кучей игрушек, надеясь, что их разнообразие позволит занять его
Ребенок бросает игрушки, не поиграв с ними и полчаса, в итоге они остаются невостребованными, и родители покупают малышу новые игрушки, которые тоже заинтересуют его совсем ненадолго. Приучать малыша к самостоятельной игре с помощью большого количества игрушек бесполезно. Пусть лучше у ребенка будет стандартный игровой набор, время от времени пополняемый новыми игрушками.
Игрушки не позволяют ребенку развивать воображение. Современный рынок детских товаров завален различными интерактивными игрушками. Они разговаривают, поют, танцуют, а ребенку достаточно только нажимать на кнопки. Но подобные игрушки совсем не помогают в развитии игровой деятельности малыша, так как они сводят весь игровой процесс к примитивным действиям – нажал кнопку, а дальше остается только наблюдать, что будет делать игрушка. Воображение ребенка при этом не работает, потому что ему не предоставляется возможности сделать игрушку «живой», наделить ее голосом и характером, ведь она разговаривает и так. Поэтому у ребенка обязательно должны быть традиционные игрушки – куклы, машинки, солдатики, конструктор. Они позволят ему самостоятельно создавать игровое пространство. Но, как уже говорилось, родители должны помогать ему в этом, предлагая различные вариации игр с одними и теми же игрушками.
Ставить таймер
Издание Lifehacker советует: выделите на игру 20 минут. Это не много и не мало. И установите таймер. Только по-честному: отложите гаджеты, домашние дела и посторонние мысли
Погрузитесь в игру и проведите с ребенком эти 20 минут максимально самозабвенно (кстати, можете разделить игровой период на две части: например, 10 минут утром и 10 минут вечером), чтобы как следует напитать ребенка своим вниманием и «наиграть» его так, чтобы он был доволен. Срабатывающий по истечение 20 минут будильник обычно действует безотказно, многим детям кажется, что это какая-то магия, и раз пора заканчивать, значит, пора заканчивать
https://youtube.com/watch?v=jAcSTSSXFxE
Умею играть на компьютере, но не умею говорить
Однажды папа-программист взял свою 3-летнюю дочку Дину на колени и показал простую компьютерную игру. Дина ловко освоила клавиатуру. Родители решили поддержать одаренного ребенка: ей была куплена собственная приставка… Дина сосредоточенно играла, радуя всех своими достижениями, упорством, умением концентрироваться.
Беспокойство родителей проявилось только через два года. В пять лет девочка не только не научилась читать, отказываясь от занятий; она не научилась членораздельно говорить. Конечно, родители ее понимали, но остальные…
Логопед в детском саду поставил диагноз «дислексия», а психолог предположил элементарную педагогическую запущенность, обратив внимание на то, что с девочкой трудно установить даже зрительный контакт: она ищет глазами компьютер и не обращает внимания на слова и реакции людей. Когда родители стали ограничивать компьютер, у Дины начались истерики
В истерику впали и родители… На исправление ситуации ушло два года методичной совместной работы родителей и специалистов
Когда родители стали ограничивать компьютер, у Дины начались истерики. В истерику впали и родители… На исправление ситуации ушло два года методичной совместной работы родителей и специалистов.
Что происходит? Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения сформируются сами. Это ошибка: компьютер — сложное устройство, но требует простых моторных навыков и зрительного контроля.
Кроме того, почти каждое действие в игре подкрепляется удовольствием от приближения к призу. Так построены все азартные игры! Да, компьютерные игры не столько интеллектуальное занятие, сколько способ получения выигрыша, награды легким путем!
Легкость, с которой ребенок привыкает получать результат, может стать привычкой, а потом и образом жизни. После того как привычки сформированы, а игра за компьютером стала единственным способом поддержать положительную самооценку, вы нарветесь на детское упрямство, агрессию или апатию, пытаясь взывать к разуму. Ребенок замкнется, предпочтет жить со своей страстью в одиночестве.
Альтернативой может быть только любовь и внимание. Одиночество за монитором можно вытеснить интересными совместными занятиями, но начать придется с совместной игры на компьютере
Так мы дадим понять, что нам важны интересы и чувства ребенка.
Играть в одиночку: начало будет трудным
То, с какого возраста и как долго дети могут играть в одиночку, также зависит от типа нервной системы. Некоторые дети ясно дают понять родителям, что хотят играть в одиночку. Другие постоянно требуют их участия. Сложнее всего тем, у кого один ребенок, потому что у них нет стимулирующего образца для подражания, братьев и сестер.
Но в моем случае главную роль играло именно то, что я просто не давала сыну возможности побыть в одиночестве, соскучиться и начать придумывать себе занятие. Хорошо, мама научила, что проблема вовсе не в нем, а во мне. Потому что я сама себе создала замкнутый круг. С одной стороны, сын не давал мне ни минуты свободного времени, постоянно требуя с ним играть. С другой — я поощряла такое поведение и не пыталась найти выход. Точнее я только ругала его, не понимая, что он вовсе не виноват в этом.