Потенциальные проблемы
В ходе вашего с няней совместного воспитания ребенка могут происходить разные приятные и не очень сюрпризы, и надо понимать, как на них реагировать.Например, поведение вашей няни сильно отличается от того, на что вы рассчитывали, принимая ее на работу:
на прогулке она говорит по телефону вместо того, чтобы следить за вашим непоседой;
кормит ребенка не тем, что оставили на обед вы, а запрещенной в вашем доме едой;
вместо развивающих занятий включает мультики и дает поиграть своему подопечному в телефон;
если няня старше родителей, она может излишне опекать вас, умаляя ваш авторитет; такое поведение сложно корректировать, но все же стоит обсудить с ней сложившуюся ситуацию;
воспитывает вашего сына или дочь, наказывает его, дает ему установки поведения. Воспитывать — функция родителей. Особенно неприятно, если ребенка стыдят, повышают на него голос и внушают ему установки, которые не приняты в вашей семье;
уделяет ребенку мало внимания из-за просмотра телевизора, который может включаться, даже если вы возражаете;
ходит во время прогулки с ребенком по своим делам, приглашает в квартиру посторонних, доверяет ваше чадо другим людям (пускай и своим родственникам, как часто случается);
наконец, няня ведет себя слишком мягко, не может воздействовать на ребенка, он не слушается ее — и в итоге не ложится вовремя спать и т
д.;
опоздания — с самого начала важно четко договориться, что нельзя опаздывать на работу и необходимо заранее предупреждать о предстоящих поездках и тем более об отпусках. Одна из самых распространенных проблем связана с необязательностью представительниц этой профессии
Но помните, что та же ответственность лежит и на вас как на работодателе.
Таких «или» может быть еще очень много, но важно понимать, что в некоторых случаях вы можете решить проблему, поговорив с няней и четко изложив ей свою позицию по каждому поводу. Но бывают и другие случаи, когда единственный выход из сложившейся ситуации — увольнение
При наличии трудового договора вы обязаны предупредить няню об этом за 2 недели. В случае устных договоренностей в каждой семье этот вопрос решается индивидуально
Но бывают и другие случаи, когда единственный выход из сложившейся ситуации — увольнение. При наличии трудового договора вы обязаны предупредить няню об этом за 2 недели. В случае устных договоренностей в каждой семье этот вопрос решается индивидуально.
Но что бы ни явилось поводом для увольнения, не забывайте о том, что ребенка надо подготовить к этому событию, необходимо поговорить с ним о том, что няня больше не будет к нему приходить по какой-то причине, но он сможет, например, позвонить ей по телефону, если сильно соскучится
Очень важно сделать процесс расставания с няней как можно менее болезненным для вашего сына или дочки
Надеемся, что вы найдете лучшую няню своему малышу!
Как нельзя наказывать
- Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т.к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.
- Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.
- Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».
- Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.
- Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.
- Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога
Легкая адаптация детей к детскому саду
Детская агрессия
Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим
Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами
Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.
Как выбрать няню для ребенка?
Человек, который находится рядом с ребенком, должен быть искренним, так как дети чувствуют любую фальшь в отношениях. Если няня притворно радуется общению с малышом, вряд ли ей удастся найти с ними общий язык.
Хорошая няня не должна настаивать на своих принципах воспитания. Pодители решают, как правильно воспитывать ребенка. Няня может только дать совет или поделиться опытом, но не навязывать свою точку зрения.
Няня должна уметь заинтересовать малыша. Понаблюдайте, в какие игры она с ним играет, насколько ребенок увлечен общением с ней.
Желательно чтобы у няни был опыт работы с детьми разного возраста. Опытная няня лучше разбирается в особенностях правильного питания малыша и ухода за ним, сможет подобрать правильные игры или занятия для его развития.
Важную роль играет даже тон голоса няни. Она должна уметь тихо, спокойно и нежно разговаривать, тогда ребенку будет приятно с ней общаться. Не допустимо, чтобы няня кричала на малыша
Хорошая няня всегда расскажет о проблемах с ребенком
Например, оповестит о болезни ребенка, об ушибах и других проблемах, даже если они произошли по ее вине.
Обратите внимание на квалификацию своей няни, хорошо, если у нее есть педагогическое образование или отличные рекомендации с предыдущего места работы.
Няня должна быть активной и энергичной, робкий и замкнутый человек вряд ли сможет хорошо работать с детьми, особенно старшего возраста.
Стоит поинтересоваться отношением няни к животным, особенно это важно для тех, у кого дома есть домашние питомцы. У няни не должно быть вредных привычек
Они могут отразиться на здоровье малыша или стать для него дурным примером
Не всегда можно заметить какие-то недостатки сразу. Следите за поведением ребенка, если с появлением няни он стал более плаксивым, капризным, агрессивным, начал плохо спать или появились другие негативные изменения – это может быть следствием его общения с няней. В этом случае нужно выяснить, в чем причина подобных изменений. Но не стоит спешить винить няню – иногда все объясняется переживаниями ребенка из-за разлуки с матерью.
Что делает няня, если ребенок ведет себя агрессивно?
Рассмотрим ситуацию, когда няня попадает в семью, где ребенок ведет себя агрессивно. Он совсем не склонен к щедрости, например, не делится игрушками с другими детьми. Дерется, проявляет необоснованную агрессивность. Почему? Может, он просто плохо воспитан? Может, предыдущая няня поощряла такое поведение? Кто его этому научил?
Если речь идет о ребенке 2-3 лет, то няне следует знать, что в этом возрасте все дети ярые собственники и по своей воле никогда не расстанутся с игрушкой. Часто, играя вместе, дети вырывают друг у друга понравившиеся игрушки, что, безусловно, дает повод для обид. Именно в этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, поэтому запросто может ударить того, кто отнимает игрушку. Если силой отстоять свое не получается, дети не на шутку обижаются и плачут. Няня пугается, когда видит, как бесцеремонно ребенок обращается с другими детьми
Здесь уместно будет напомнить, что дети до 3-х лет просто еще не научились обращать внимание на чувства окружающих. Дети эгоистичны и легко могут полезть в драку, если им кажется, что кто-то ущемляет их права
Как же вести себя няне, если ребенок плохо ладит со сверстниками и постоянно конфликтует с ними? Главное здесь — твердо «гнуть свою линию». Повторять, сколько потребуется, что такое хорошо и что такое плохо. Добиваясь своего, не терять выдержку. Тут, можно сказать, у няни есть определенное преимущество перед родителями. Потому что няня не имеет права наказывать ребенка, срываться и устраивать истерики, тем более отшлепать его. Ведь ребенок прекрасно понимает, что сорвавшись, взрослые люди ведут себя так же, как и он. Гораздо большее действие оказывают спокойный, но твердый голос, строгое и укоризненное выражение лица. Поговорите с ним и ребенок поймет, что сделал что-то не так.
Если после разговора на следующей прогулке ребенок будет вести себя так же, еще раз объясните ему, что так поступать нельзя. Если же ваш подопечный не прекращает своих действий и уже выбрал себе какого-то малыша в качестве постоянной жертвы, если он начинает прямо-таки третировать его, няня должна позаботиться о том, чтобы эти двое какое-то время играли отдельно друг от друга. В крайнем случае, отведите ребенка в сторону или переведите его в компанию постарше, т.к. старшие дети уже могут постоять за себя. К тому же они обычно охотно общаются с малышами и готовы отвечать на все их бесконечные «почему», ведь, объясняя что-то, дети чувствуют себя взрослее. Им приятно показывать свой авторитет.
Агрессивных от рождения малышей не бывает. Характер агрессора складывается постепенно, часто, если в младенческом возрасте родители потакали всем желаниям ребенка. Если родители наперегонки бросались к кроватке, стоило только малышу закричать, ни в чем ему не отказывали, то не удивительно, что в возрасте 2-3 лет ребенок не желает делиться ни с кем «местом под солнцем», привыкнув, что криком можно добиться всего. Также не стоит слишком сильно ругать или стыдить малыша за проявления агрессии. Ребенок может просто не понимать, что поступает плохо. Если родители или няня строго отчитали его, он может почувствовать себя одиноким и незаслуженно обиженным, а свое плохое настроение снова будет вымещать на других детях.
Если агрессия по отношению к другим детям регулярно повторяется, мы советуем няне сменить тактику увещевания на активное слушание ребенка. Это нестандартный способ общения: обычно взрослый стыдит, уговаривает и т.д. Активно слушать — это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он сообщил, назвав по имени его чувство. Такой способ сочувствия не оставляет ребенка наедине с его горестями и дает иногда чудодейственные результаты, поскольку негативные чувства ( гнев, обида, страхи ), будучи четко обозначенными, рассасываются быстрее.
Но все-таки няня должна помнить, что только повзрослев, малыш научится щедрости и доброте, ему станут интересны совместные игры со сверстниками. Обычно это приходит в 3-4 года. Если же и в этом возрасте ребенок продолжает задираться, стоит сходить к детскому психологу. Только он сможет отличить проявление естественной детской агрессивности от отклонений в психическом развитии.
Мы же, со своей стороны, пожелаем няне достойно справиться со всеми возрастными проявлениями личности ребенка.
Рубрика: Няня и ребёнок |
Метки: доверие, няня, отношение, ребенок, риск
Не потерять в комфорте
Молодость, успех… Следующим в этой цепочке стоит слово «комфорт».
Жизнь и правда становится все комфортнее. Это касается всех сфер: и быта, и работы, и отношений. Мы включаем телевизор, не вставая с дивана, выбираем и получаем товары, не выходя из дома.
Мы не готовы усложнять себе жизнь, не хотим тратить силы, физические и душевные, даже если дело касается самого важного для нас — семьи и детей. В моде и «комфортный» брак: свободный, «облегченный», «досуговый», не отягощенный ответственностью, «бытовухой»: партнеры вместе проводят время, не ущемляя свободы друг друга
Уровень домашней нагрузки, которую мы готовы терпеть, заметно снизился. Это и понятно: очень многое можно переложить на бытовую технику или помощницу по хозяйству. Мамам уже давно не нужно самим стирать пеленки и протирать овощное пюре. Кажется, что освободившееся время можно с удвоенной энергией посвятить младенцу, но и здесь срабатывает наш «регулятор и счетчик усилий».
С появлением ребенка в жизни семьи ничего не должно измениться. Тот же ритм, те же предпочтения, поездки, развлечения. Если раньше материнство воспринималось как тяжелый, но радостный труд, предполагающий определенные (порой очень серьезные) самоограничения, то сегодня мы ничего не хотим терять, не готовы ни от чего отказываться.
Рождение ребенка — не повод снижать качество жизни матери. В том, что касается комфорта, — ни шагу назад, не уступим ни пяди. Кормить грудью — сложно, спать с малышом в одной комнате — утомительно. А еще дети писаются, капризничают, болеют… Значит, мы отдадим кроху на попечение няни, которая избавит нас от всех хлопот.
Отношение ребенка к няне резко изменилось
Изменилось до такой степени, что все прямые и косвенные признаки указывают на то, что он ее начал бояться. Малыш может открыто заявить, что он не хочет, чтобы няня приходила. Или будет с явной опаской спрашивать, а придет ли она сегодня. Есть и другие настораживающие симптомы. Если обычно спокойный, веселый малыш вдруг становится тихим, вздрагивает при любом шорохе или резком движении, замыкается в себе или часто плачет без видимой причины. Или на его теле появляются ссадины и синяки, а няня объясняет их частыми и странными падениями, притом что в вашем присутствии ничего подобного не происходит. Такие перемены могут быть связаны с тем, что няня бьет вашего ребенка или применяет физические наказания. Для начала стоит поговорить с ней прямо. По ее реакции многое можно понять. Если няня не может внятно объяснить, откуда у крохи появились синяки, стоит проверить ее слова. С ребенком тоже можно и нужно поговорить. Да, правда, что маленькие дети, особенно если они напуганы, чаще всего молчат и ничего не могут толком объяснить.Да и дети постарше тоже не всегда способны сказать правду. Причин может быть несколько. Или няня запугала малыша, что бывает довольно часто, или ребенка никогда раньше не били и он просто не понимает, что произошло. А возможно, он сам считает себя виноватым, а оплеуху или шлепок — справедливо заслуженными. Иногда дети боятся, что раз няня их наказала, то и родители поступят также.
Если малыш слишком маленький, и вы не уверены до конца, что он говорит правду, либо ребенок все отрицает, но у вас есть сомнения, поставьте скрытую камеру и посмотрите, что происходит в ваше отсутствие. В любом случае, при появлении признаков физического насилия долго ждать не нужно
Если факт насилия подтвердится, важно обратиться к детскому психологу. Специалист поможет ребенку справиться с последствиями такого травматического опыта
Эмоциональная нестабильность
Обучение
Мария Владимировна Осорина
11–30 апреля 2022
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
43 800 руб.
Участвовать
Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.
В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
- постоянно теряет контроль над собой;
- ругается и спорит с окружающими;
- постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
- винит остальных в своих ошибках;
- часто сердится;
- отказывается делать что-либо;
- он мстителен и завистлив.
Кризис «Я сам»
Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.
А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.
На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».
Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:
- защита своей целостности и территории;
- выход негативных эмоций и снятие напряжения;
- отстаивает свои интересы и личное пространство;
- целеустремленность;
- показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».
Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).
В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.
Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:
- Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
- Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
- Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
- Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
- Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
- Формируются агрессивные привычки.
- Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
- Фрустрация.
- Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.
В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.
Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.
6 типов агрессивных детей
По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.
- Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
- Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
- Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
- Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
- Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
- Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.
Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.
Взгляды на воспитание детей
Очень важно, чтобы ваши с няней взгляды на воспитание и общение с детьми совпадали. Для этого нужно набросать список вопросов для собеседования
Вы можете предложить няне несколько ситуаций, связанных с поведением ребенка, и попросить ее рассказать, как она будет реагировать на них.
- Например, конфликт в песочнице с другими детьми: у вашего ребенка отобрали лопатку, он плачет, но лопатку ему не возвращают. Что будет делать няня в такой ситуации? А как поступили бы вы?
- Ребенок категорически отказывается есть суп на обед или кашу на завтрак: плюется, изображает позывы к рвоте, опрокидывает тарелку с едой. Будет ли няня настаивать на съеденной порции, оставит ребенка в покое или постарается отвлечь игрой?
- Сколько раз в день няня планирует гулять с ребенком и сколь продолжительными будут прогулки? Будет ли она выходить с малышом на улицу в небольшой дождь? Некоторые мамы настаивают на этом, потому такие вопросы лучше оговорить заранее.
- Какие методы наказания планирует использовать няня в отношении вашего расшалившегося ребенка и планирует ли вообще?
Все ситуации обсудить заранее невозможно, но, проговорив с кандидатом хотя бы некоторые из них, вы уже будете в целом понимать, насколько ваши представления о воспитании детей совпадают. Возможно, в дальнейшем это убережет вашу семью от ненужных конфликтов.
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция
Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».
Облегченное материнство
Мы описали привычки молодых людей, которые сегодня становятся родителям, — их стремление к поддержанию молодости, успеха, комфорта и материального благополучия. Но оказывается, младенец плохо вписывается в эту картину мира. В результате возникла новая модель материнства, которое я называю облегченным. Она предполагает, что ребенок, родившийся в благополучной семье, не занимает в жизни мамы «положенного» ему места — мама фактически отстраняется от младенца, передает его в третьи руки.
Это приводит к тому, что у мамы не просыпается материнский инстинкт, а у малыша не формируется привязанность, и они остаются будто чужими людьми.
И дело не в том, что мама-злодейка совсем не думает о ребенке, а папа ничего не замечает или просто закрывает на все глаза. Напротив, родители искренне заинтересованы в том, чтобы вырастить здоровых, умных, успешных детей. Они готовы дать им все — только не самих себя. Но почему? Потому, что «сегодня все так делают».
Надо признать, для нас естественно поступать с оглядкой на мнение окружающих. Чтобы ему противостоять, нужны определенные усилия. Так многие начинают «плыть по течению» — в русле новых общественных трендов. Облегченное материнство становится нормой жизни, особенно в семьях с большим достатком, и никого уже не удивляет. Более того, эта тенденция постепенно распространяется на все слои общества — разница только в масштабах, «в дозировке».
Няня придерживается директивного стиля в воспитании
Она всегда «лучше знает», что полезно ребенку, а что для него вредно, периодически начинает «воспитывать» и вас, подрывая родительский авторитет. Такой подход не сулит ничего хорошего, ведь так не остается шансов услышать потребности ребенка. «Всезнающая» няня лишает малыша права самостоятельно делать выбор и иметь собственные желания. Насторожитесь, если она постоянно спорит с ребенком, до последнего стоит на своем, навязывает свои планы, запрещает делать то, к чему у него лежит душа, или просто игнорирует его просьбы. К тому же, директивы вроде: «Гулять не пойдем, я сегодня на каблуках», «Этого автора читать не будем, мне не нравятся его книги», «Никаких красок, сегодня мы будем лепить», «Оставь дома машинки, мы идем на футбольную площадку», — загубят и талант, и веру в себя, и инициативу, и мотивацию.
Няня постоянно сравнивает вашего ребенка с другими детьми
Есть такие няни, которые любят при малыше поговорить о том, как они работали в другой семье или как сами воспитывали собственных отпрысков. Сравнения в этом случае почти неизбежны: «А вот моя дочка в его годы уже умела читать», «Сын моей сестры никогда ни с кем не дрался» и т.п. Няня, как врач или психолог, должна соблюдать определенные этические нормы. А вы должны понять, что такое общение уже само по себе вредно для ребенка. Детей больно ранят постоянная критика, сравнения и оценки. Кроме того, малыш начинает считать себя плохим и на многое не способным. В результате у него формируется негативный образ самого себя.