Вы точно человек?

Юноши и девушки — окончание пубертатного периода

Завершение пубертата (переходного возраста) приходится на 16-19 лет. В это время оргнизм юношей и девушек сформирован по маскулинному или феминному типу. Они имеют четкие представления о себе, зачастую уже успевают закончить учебу в школе, определиться с будущей профессией.

Подростковый возраст юноши

Пубертат сопровождается активными изменениями в организме. В большом количестве вырабатываются половые гормоны, развиваются мускулы, меняется голос. Юноша становится сильным, выносливым. На лице, груди и других частях тела появляется растительность.

Трудностью завершающей стадии пубертата может стать повышенная половая активность. На фоне гормональных перепадов юноши часто проявляют нетерпение, грубость, неуправляемое поведение. Снять эмоциональное и физическое напряжение в этом возрасте подросткам помогают регулярные занятия спортом, посещение группы психологической помощи.

В период окончания пубертата важной фигурой в жизни мальчика становится отец, дедушка, тренер или другой уважаемый им мужчина. Старший товарищ имеет возможность влиять на юношу, передать ему свой опыт, сформировать гармоничную личность

Взросление девушки

Период полового развития у девушек завершается в 15-16 лет, иногда немного раньше. Девушки имеют женственную внешность, готовы к воспроизведению потомства.

Большинство девушек привлекательны, но сами этого не осознают

Они уделяют большое внимание изъянам внешности (высыпаниям на лице, лишним килограммам), гиперболизируют их

Одновременно девушки активно интересуются представителями сильной половины человечества. Первая влюбленность, желание доказать свою взрослость, часто заставляют девушек совершать необдуманные поступки.

Задача родителей подростков — сохранить доброжелательные, доверительные отношения со своими детьми. Тогда подростковый возраст не станет проблемой, а будет восприниматься как ступенька к зрелой, ответственной жизни.

Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.

Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.

Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем

То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения

Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.

Причин кризиса личности подростка много:

  • Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
  • Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
  • Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
  • Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
  • Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.

Какова симптоматика кризисного состояния подростка:

  • Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
  • Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.

Возрастные кризисы

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Как общаться с подростком

Подростками когда-то были все взрослые люди. Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение. Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира.

Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:

Интересоваться и поддерживать его увлечения
Если не удается заниматься интересным делом вместе, то не критикуйте и не обесценивайте заинтересованность чада.

Проявить внимание к физическим изменениям, но постарайтесь вести себя деликатно, не акцентировать внимание на внешности ребенка

Стоит подбадривать его, напоминать о том, что вы любите его
Важно помочь справиться с проблемными моментами, которые беспокоят подростка. Если нужно сбросить несколько килограммов, займитесь физкультурой вместе с ним

При необходимости обновить гардероб, помогите с этим.

Внимательно слушайте и меньше говорите — правило, которое помогает родителям сохранять доверительные отношения с детьми. Не старайтесь поучать, давать советы до тех пор, пока ребенок сам не попросить об этом. Не забывайте интересоваться его мнением по разным вопросам. Эта придаст подростку ощущение собственной значимости.

Обнимайте свое дитя. Подростки, как и раньше, нуждаются в заботливом и теплом отношении. Но нежность стоит проявлять к месту — вряд ли 16-летний юноша или девушка с восторгом воспримет идею пообниматься с мамой на глазах у друзей.

Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал. Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.

Причины

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Проблемы с учебой

Изменения жизненных ценностей

В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:

  • Центральном;
  • Приволжском;
  • Северо-Западном;
  • Сибирском;
  • Уральском;
  • Южном.

Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.

Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):

  1. Доброта (пожелание благополучия близким).
  2. Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
  3. Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
  4. Стремление к личному успеху.
  5. Личная и общественная безопасность.
  6. Жажда приключений, риска, новизны.
  7. Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
  8. Социально одобряемое поведение (конформность)
  9. Уважение традиций, религиозность.
  10. Стремление к власти.

В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.

Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.

Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.

Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • Занижение или завышение самооценки в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Подростковый кризис с медицинской точки зрения

Подростковый кризис — время, когда эндокринная система начинает работать более активно, чем раньше. На фоне полового созревания происходит развитие вторичных половых признаков. Очень быстро увеличивается рост — буквально за несколько месяцев мальчики и девочки вырастают на 5-6 см, на целый размер увеличивается нога.

Бурный рост нередко становится причиной нарушения осанки.

Активная работа сальных и потовых желез заставляет подростков часто испытывать неловкость из-за чрезмерной потливости, высыпаний на коже. Стремление выглядеть привлекательно часто заставляет девочек отказываться от еды. А для других подростков пища становится способом удовлетворить свою потребность быть замеченным, снять тревожность.

Все названные выше проявления подросткового кризиса, замеченные вовремя, поддаются коррекции. Чтобы избежать нежелательных последствий родителям стоит быть внимательными к своему ребенку, в случае необходимости не откладывать визит к неврологу, эндокринологу, психотерапевту. Игнорировать подростковый кризис у ребенка небезопасно для его психического и физического здоровья.

Особенности и характеристика подросткового кризиса

Особенности подросткового кризиса сводятся к тому, что появляется много психических новообразований, функционирующих изначально на грубом примитивном уровне, что не помогает лучше решать поставленные задачи, а только нагружает эмоциональные переживания.

Максимализм свойственный подросткам исходит из особенностей жесткой логики, требующей чётких ответов, максимально быстрых решений. Это связано с тем, что уже появляется критическое мышление, возможность анализировать и думать самостоятельно, но при этом не сформирована нюанонсированность. Мир уже может получать внутреннюю оценку, но она будет топорна и однозначна, причём такие же жёсткие критерии применяются и к собственной личности.

Происходит открытие себя как личности, становятся интересны собственные переживания, и они получают значимость. Если раньше всё строилось вокруг комментариев взрослых и даже свои чувства лучше интерпретировались под их комментариями, то теперь внешний мир становится лишь дополнением, а главный смысл получает внутренний. Отсюда появляются поиски смысла жизни, многих начинают интересовать вопросы религии и смерти, потустороннего – это всё попытки самоопределения и постановки смыслов и целей существования.

Своё собственное существование напрямую соотносится с представлением о групповом мы. Данная уверенность граничит рядом с пониманием полнейшего одиночества, которое попеременно становится всё более ощутимым, чем причастность к определённой группе. Различия с теми с кем казалось, есть единство во всём, присутствие споров среди той группы, где взаимопонимание ставится во главу угла, являются сильными фрустирующими факторами для психики.

Также глобально одиночество может наступать вследствие переоценки своих возможностей. Это происходит на фоне того, что силы человека возрастают, он понимает, что может решать часть вопросов самостоятельно, не завися от взрослых, может обходиться без постоянной поддержки, и поскольку это происходит впервые в жизни, возникает ощущение своего всемогущества (точно так же детям родители кажутся божествами, могущими всё). Конечность сил и невозможность преодолеть реальные обстоятельства толкает в яму комплексов, разочарования и отчуждения.

Какой возраст считается переходным

Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.

Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.

Специалисты выделяют 3 этапа взросления.

Ранний подростковый возраст 10-14 лет

В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.

Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.

У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:

  • рост яичек, увеличение размера пениса;
  • рост волос на лобке, под мышками;
  • поллюции.

Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.

Средний подростковый возраст 15-17 лет

К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.

Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.

С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.

Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.

Поздний подростковый возраст — старше 18 лет

Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.

Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: