Особенности и рецепты приготовления
Вкусную и полезную пахлаву можно приготовить в домашних условиях. Рецептов существует очень много, но особенной популярностью пользуются простые алгоритмы, не требующие применения редких и дорогостоящих ингредиентов.
Классическая пахлава с медом и орехами
Для приготовления классического десерта своими руками требуются следующие ингредиенты:
- пшеничная мука — 700 г;
- яичные желтки — 6 шт.;
- сметана — 200 г;
- сливочное масло — 600 г;
- ванилин — 2 г;
- сода — 1 ч. л.;
- соль — щепотка;
- грецкие орехи — 500 г;
- сахар — 300 г;
- мед — 300 г;
- молоко — 200 мл;
- яичные белки — 6 шт.
Алгоритм приготовления следующий:
- В первую очередь высыпают в сметану соду, как следует перемешивают ингредиенты и временно отставляют емкость в сторону. В другой миске соединяют муку и холодное сливочное масло и доводят руками до состояния комковатой массы.
- В заготовку добавляют сметану с содой, четыре размятых яичных желтка и 1 г ванилина. Основу быстро замешивают и слегка раскатывают на деревянной доске, пересыпанной мукой. Полученное тесто убирают в полиэтиленовом пакете в холодильник на час.
- Пока основа для пахлавы отстаивается, в глубокой емкости яичные белки соединяют с солью и взбивают до получения пышной пены. Затем всыпают сахар и оставшийся ванилин, продолжая быстро размешивать ингредиенты.
- Холодное тесто извлекают из холодильника и делят на три части — две одинаковых и одну побольше. Каждый пласт раскатывают в прямоугольник.
- Тесто помещают на противень и выкладывают сверху половину приготовленной начинки. Смесь посыпают 100 г измельченных грецких орехов, прикрывают вторым пластом. По его поверхности нужно распределить такое же количество начинки. Будущую выпечку накрывают третьим большим пластом теста и подворачивают края.
- В чистой емкости смешивают с молоком два взбитых желтка и обмазывают вязкой заливкой пахлаву. Затем блюдо острым ножом надрезают ромбиками, не затрагивая основание, и укладывают по центру каждого кусочка цельный орех.
Выпекать пахлаву необходимо при 180 °С в духовке на протяжении получаса. По прошествии этого срока противень извлекают, обильно покрывают лакомство жидким медом и возвращают в разогретую камеру еще на 15 минут.
Совет! Начинку для пахлавы лучше взбивать миксером или блендером с венчиком. При ручном перемешивании добиться нужной консистенции сложно.
Употреблять классическую пахлаву лучше всего в качестве десерта после еды — так проще контролировать объемы
Пахлава на слоеном тесте
Простой рецепт создания пахлавы предлагает использовать готовое слоеное тесто из магазина. Для лакомства необходимы:
- слоеное тесто — 400 г;
- грецкие орехи — 300 г;
- яичные белки — 3 шт.;
- сахар — 300 г;
- яичный желток — 1 шт.;
- мед — 100 г;
- вода — 100 мл.
Пошаговая схема приготовления следующая:
- Магазинное тесто разделяют на четыре части и раскатывают в соответствии с формой и размерами противня.
- Яичные белки в глубокой миске взбивают с 200 г сахара до густой пены, а затем засыпают 200 г измельченных грецких орехов и перемешивают.
- Один из пластов теста выкладывают на противень и равномерно распределяют по нему треть начинки. Сверху помещают второй кусок и покрывают следующим слоем сахарно-ореховой массы. То же самое повторяют для третьего пласта теста.
- Пахлаву закрывают сверху четвертым куском основы и защипывают края. Сверху лакомство прорезают ромбиками, смазывают взбитым яичным желтком и укладывают по центру ломтиков грецкие орехи.
- При температуре 180 °С домашнюю пахлаву запекают в духовке на протяжении 45 минут. Тем временем делают сироп — смешивают в ковшике мед, оставшийся сахар и воду, доводят до кипения и отваривают 7 минут, а потом слегка остужают.
По окончании первого этапа приготовления пахлаву нужно извлечь из духовки. Ромбики прорезают до конца и обильно поливают лакомство сиропом. Затем десерт ставят в духовку еще на 5-10 минут.
Пахлава на готовом тесте и без молока получается менее пышной, но по пользе и вкусу не уступает классической
Чем полезна пахлава
Сладкая пахлава при умеренном употреблении приносит организму реальную пользу. А именно:
- восстанавливает запас сил и повышает энергичность;
- хорошо утоляет голод;
- стимулирует работу мозга и помогает лучше справляться с умственными нагрузками;
- повышает иммунитет;
- замедляет процессы старения организма и служит профилактикой онкологии;
- улучшает состояние при астме и туберкулезе;
- защищает от развития малокровия;
- укрепляет сосуды и предотвращает недуги сердца.
Употреблять десерт особенно полезно мужчинам. Лакомство поддерживает нормальную работу репродуктивной системы.
Можно ли есть пахлаву беременным
Вкусная пахлава разрешена к употреблению в период вынашивания ребенка. Она содержит высокие объемы фолиевой кислоты и способствует нормальному развитию плода в утробе. Кроме того, продукт укрепляет костную и мышечную систему женщины и благотворно влияет на эмоциональный фон.
После родов пахлава способствует быстрому восстановлению организма женщины
Нужно учитывать, что сладкий десерт очень питателен и легко может привести к набору лишнего веса. Употребляют его в малых объемах. Также следует предварительно убедиться, что беременность не сопровождается новоприобретенной аллергией на составляющие пахлавы — орехи и мед.
Историческая справка
Историки утверждают, что первое упоминание сладости датируется XV веком. Описание десерта нашли в записях времен султана Фатиха (османский султан). Текст свидетельствовал о первой пахлаве, которая была приготовлена при дворце в 1453 году. Сладость так полюбилась султану и всему его двору, что рецепт увековечили и начали готовить при каждом удобном случае.
Существует еще одна альтернативная версия происхождения блюда. Согласно ей десерт придумали на полуострове Малая Азия в VIII веке до н. э. Первая пахлава состояла из орехов, сахарной пасты и толстого теста, которое было больше похоже на хлеб.
Греческие моряки и торговцы, которые путешествовали через Малую Азию, распробовали пахлаву и решили привезти ее на родные земли – в Афины. Греки решили усовершенствовать сладость и создали специальное тесто, которое выгодно дополняло вкус ореховой пасты. Тесто получило название «фило». Оно было нежным, воздушным и очень тонким – фило можно раскатать до нескольких миллиметров и подвергать различным деформациям.
Ненастоящая похвала
Общество изменилось, но социальные нормы ригидны и сильно отстают. Нынешнее поколение тридцатилетних воспитали те, кто провёл в атмосфере советского самоконтроля половину жизни (если это родители) или большую её часть (бабушки и дедушки). Вы собираетесь сделать что-то смелое — надеваете яркое платье или просите прибавки к зарплате — и тут в вашей голове звучит бабушкин голос, произносящий: «А не много ли ты о себе возомнила, дорогуша?» — и вы сжимаетесь от стыда.
Если мы так относимся к себе, неудивительно, что хвалить окружающих нам тоже трудно — а они редко хвалят нас. И даже когда мы пытаемся, иногда получается не очень: «Да, классное платье. А поясок здесь разве не нужен?» Такую похвалу с «ложкой дёгтя» чаще всего выдают за поддержку и одобрение, но на самом деле они, конечно, мало похожи друг на друга.
А вот лесть, как ни странно, не так уж далека от настоящей похвалы. В общем-то, единственное, чем они отличаются друг от друга, — это чувством и причиной, которые за ними стоят. Льстящий человек совсем не восхищается тем, кому расточает комплименты, а просто хочет добиться своих целей — то есть манипулирует. И тот, кому льстят, рано или поздно это обнаружит и будет очень уязвлён.
Рецепт армянской пахлавы
Для приготовления теста нам понадобится:
- мука (можно выбрать любую, исходя из индивидуальных вкусовых предпочтений) – 700 грамм;
- растительное ореховое масло – 400 грамм;
- сметана (рекомендуемая жирность – 15%) – 400 грамм;
- яичный желток – 3 штуки.
Приготовление теста
Подготовьте большую глубокую емкость для замешивания теста. Если в кухонном арсенале нет необходимого инвентаря – расстелите чистую клеенку/пергамент/фольгу и готовьте прямо на ней. Оставьте масло нагреться до комнатной температуры, смешайте с ним сметану, 100 грамм муки и 3 яичных желтка. Аккуратно перемешайте массу, чтобы не образовались комочки. Как только тесто начнет принимать явную форму – постепенно вбивайте оставшуюся муку
Важно, чтобы тесто не прилипало к рукам и не было чрезмерно сухим из-за обилия муки
Тесто может получиться желтым из-за желтков. Чтобы приглушить яичный вкус и цвет – добавьте еще несколько ложек сметаны. Если тесто получилось чрезмерно сухим – добавьте несколько ложек сметаны или масла. Ориентируйтесь на консистенцию и внешний вид теста, а вот от дегустации лучше всего воздержаться из-за сырых желтков.
В конечном результате тесто должно стать твердым, поэтому отправьте его в холодильник минимум на полтора часа. Задвиньте изделие ближе к стенке, чтобы добиться максимального воздействия температур.
Заверните тесто в фольгу, бумажный или полиэтиленовый пакет, чтобы оно не впитало посторонние запахи.
Готовое тесто разделите на 3 равные части и тонко раскатайте (толщина – около 5 миллиметров). Вы можете предварительно сформировать ромбики или треугольники из теста, чтобы запекать самостоятельные кусочки пахлавы. Чтобы сэкономить время можно уложить пласты теста/начинки/сиропа, отправить запекаться и разрезать уже после приготовления.
Для приготовления начинки нам понадобится:
- орехи по вкусу – 400 грамм;
- ванилин – 15 грамм;
- яичный белок – 3 штуки;
- мед или любимый подсластитель – 200 грамм.
Приготовление начинки
Раздробите орехи или купите в супермаркете уже измельченную смесь. К ореховой массе добавьте все необходимые ингредиенты. Начинка должна быть немного влажной, но никак не сухой. Если не хватает влажности – добавьте еще яичных белков.
Застелите противень пергаментом и начинайте выкладывать 6 шаров пахлавы. Очередность вполне понятна – сперва тесто, следом начинка. После того как все слои уложены – взбейте желток и нанесите его тонким слоем на пахлаву при помощи специальной лопатки. Отправьте противень в духовку на 40-50 минут при температуре 180°C. Как только десерт будет готов – достаньте его из духовки и дайте остыть минимум 15-20 минут.
Нарезать пахлаву можно только после остывания. Влажные листы из теста и начинки просто будут ломаться под давлением ножа и испортят внешний вид сладости.
Бедные богатые
Определенные парадоксы, которые наблюдаются у студентов из богатых семей, дают нам важный урок, касающийся образования в целом. Будучи материально обеспеченными, дети часто оказываются обездоленными в смысле душевного благополучия. С точки зрения статистики в большей степени, чем другие дети, они склонны к злоупотреблению наркотиками или алкоголем, депрессии и тревожности. Психолог Суния Лутар со своими коллегами исследовала так называемое явление бедных богатых и выявила два основных фактора, которыми оно обусловлено: необходимость преуспеть и чувство изолированности. Сопутствующий фактор, который косвенно обсуждает Лутар, — излишняя вовлеченность родителей и учителей в жизнь этих детей.
Детей богатых родителей обычно отправляют в частные или лучшие государственные школы, которые сосредоточены на достижении академической успеваемости, организации занятий на продвинутом уровне, где ведется список лучших учеников. Впоследствии они поступают в престижные учебные заведения.
Эти дети находятся под ощутимым гнетом, который заставляет их добиваться академических успехов. В их среде принято уделять мало внимания удовольствию от учебного процесса и извлечению уроков из собственных ошибок. Очевидно, такой путь — кратчайшее средство достижения цели.
Кто с большей вероятностью получит уведомление о зачислении в престижный вуз — школьник, который пытался действовать и терпел неудачи, рисковал и промахивался, желая понять, чтo ему действительно интересно, или школьник с безупречным аттестатом? При прочих равных условиях большинство университетов предпочтут последнего первому, воздав должное измеряемому результату, а не увлеченному поиску.
Под чрезмерным гнетом необходимости преуспеть находятся не только дети. Зачастую сами родители оказываются продуктами аналогичного воспитания, проводят за работой бoльшую часть свободного ото сна времени, и необязательно потому, что им этого хочется.
Обычно у таких родителей остается мало времени и сил на своих детей, и в результате те чувствуют себя изолированными и одинокими. Лишенные родительской поддержки дети в значительно меньшей степени устойчивы к депрессии и тревожности, а также к давлению со стороны сверстников. Последствия недостаточного родительского участия могут быть серьезными.
Особенности приготовления
Традиционная пахлава готовится путем наслаивания слоев теста друг на друга. Листы смазывают маслом/сахарным сиропом и укладывают слоями в прямоугольную емкость для выпечки либо сразу скручивают в форме цилиндра. Также между слоями из теста укладывают измельченные грецкие орехи или фисташки. Примечательно, что орехи предварительно пропитывают сладким сахарным раствором с каплей лимона и розовой воды. Это классическая рецептура, которая варьируется по региональному признаку.
Пахлаву считают предком штруделя. Восточную сладость завезли в Венгрию в XVI веке турецкие захватчики. Местные решили усовершенствовать рецепт и привнести в него некий национальный колорит.
В Греции десерт принято готовить из 33 слоев тонкого теста фило. Почему именно 33? Это отсылка к библейским мотивам и возрасту Христа. В Болгарии, Сербии и Македонии пахлаву готовят исключительно с сахарным сиропом и грецкими орехами. Отклонения от традиционной рецептуры не пришлись по вкусу местным, поэтому классический метод остается актуальным по сей день.
На Балканах, где десерт популярен так, как на пространстве бывшего СНГ пирожное «картошка», пахлаву готовят только по особым случаям. Десерт частый гость на столах во время празднования священного месяца Рамадана и праздника Ураза-байрам. В Армении предпочитают разбавлять традиционную рецептуру новыми яркими акцентами. Там в тесто или начинку добавляют корицу, гвоздику и другие пряности.
Израильтяне любят использовать листы вытяжного слоеного теста для пахлавы. Ореховая начинка состоит сразу из нескольких видов – фисташка, фундук, миндаль и грецкий орех. Вместо сахарного сиропа в Израиле готовят смесь из:
- сладкого масла;
- сахара или меда;
- гвоздики;
- корицы;
- сиропа по вкусу;
- апельсиновой и лимонной цедры.
В Ливане пахлава также приобрела особый национальный колорит. Вытяжное слоеное тесто наполняют орехами, после чего щедро поливают специальным сладким сиропом. Сироп состоит из розовой либо апельсиновой воды и подсластителя. Готовое блюдо нарезают в форме ромбов/треугольников и сразу же подают к столу.
Причины тщеславия
Пытаясь лучше понять, что такое тщеславие и откуда оно берётся, психологи пришли к выводу, что оно формируется в детстве – тогда, когда у ребёнка закладывается его самооценка. Все родители по-разному воспитывают детей. Многие хвалят своего ребёнка значительно сильнее, чем он заслуживает. Родители убеждают его, что он бесконечно талантлив, тем самым оказывая ему медвежью услугу.
Существуют и другие причины формирования тщеславия:
Внутренний конфликт. Если человека не устраивает окружающая действительность, у него возникает внутренний конфликт, и он начинает выдавать желаемое за реальное. Он сам начинает верить в то, что он лучше, умнее и талантливее, чем он есть, и старается убедить в этом окружающих.
Компенсация недостатков. Недовольство собой заставляет человека искать в себе какие-то сильные стороны
В дальнейшем, акцентируя на них внимание, он всё больше сил тратит на поддержание фальшивого имиджа в собственных глазах и глазах окружающих.
Излишняя похвала в прошлом. В детстве способности ребёнка часто преувеличивают родители и школьные учителя. А получив несколько грамот и медалей, школьник окончательно убеждается в собственной исключительности
И эта убежденность у него может сохраняться десятилетиями (возможно, и у вас есть знакомый, которому уже за 30, а он всё ещё хвастается школьной грамотой или победой в районной олимпиаде).
Семейные проблемы. Возможна и обратная ситуация. Родители (или учителя) унижали ребенка, чем нанесли серьезный ущерб формирующейся психике. И уже во взрослом возрасте он берёт реванш.
Недооценённость. Бывает, что человек, который раньше не удосуживался особых похвал, вдруг обнаруживает, что может успешно решать сложные задачи. При переоценке собственных способностей в лучшую сторону тоже может сформироваться тщеславие.
Протест. Это ещё одна причина возникновения тщеславия у людей, недооцененных в детстве. Если родители не хвалили ребёнка, а постоянно ругали за ошибки и считали бездарным, во взрослом возрасте он пытается компенсировать это и доказать, что родители ошибались.
Травля со стороны сверстников. Буллинг в школьные годы – источник сильных психических травм. Повзрослев и став самостоятельным, такой человек становится высокомерным и часто тщеславным. Он считает себя бывшим гадким утёнком, который вырос в прекрасного белого лебедя.
Ошибки в воспитании. Воспитание детей – это сложная наука, и родители допускают в этом деле массу ошибок. В частности, если ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, то с большой вероятностью он станет тщеславным человеком во взрослом возрасте.
Как можно хвалить и как нельзя
Означает ли это, что похвала “устарела”? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Ведь, назначая лекарство для больного, врач обязательно указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций
Похвала – это тоже лекарство, причем сильнодействующее, и с ней нужно обращаться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого
Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.
- Мать: В саду было так грязно… Я даже не думала, что можно все убрать за один день.
- Андрей: А я смог!
- Мать: Там было полно листьев и всякого мусора.
- Андрей: Я все убрал.
- Мать: Вот это работа!
- Андрей: Да, было нелегко.
- Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
- Андрей: Стало чисто.
- Мать: Спасибо тебе, сынок.
- Андрей: (широко улыбаясь). Не за что.
Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость оттого, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.
Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она только вредна. Например, такая:
- Ты чудесный сын.
- Ты настоящий мамин помощник.
- Что бы мама делала без тебя?
Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой “чудесный сын” и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его “разоблачат”, он предпочтет немедленно облегчить свою совесть, сознавшись в каком-нибудь проступке.
Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, — и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: “Спасибо, я принимаю вашу похвалу”. Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому:
“Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный”.
Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: “Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!”
Признаки тщеславия
Для человека вполне естественным является стремление к признанию его заслуг. Прилежный ученик или студент вполне заслуженно ожидают получить высокий балл за хорошо выполненное задание. Хороший специалист хочет, чтобы начальство ценило его квалификацию, а коллеги уважали его достижения. Любой человек заслуживает того, чтобы его старания оценивались по достоинству, и он вправе желать этого
Чтобы понять, что такое тщеславие, важно провести четкую грань между этим явлением и нормальным человеческим поведением
Тщеславием называют стремление человека получать похвалы незаслуженно. Обычно тщеславного человека выдают такие особенности характера как:
- Любовь к лести. Он очень любит, когда ему льстят, и сам часто льстит людям, от которых хотел бы получить ответную похвалу.
- Резкая реакция на критику. Тщеславные люди крайне негативно реагируют на любые критические замечания в свой адрес, даже если критика вполне конструктивна и хорошо обоснована.
- Стремление быть в центре внимания. Они часто ведут себя эмоционально и ярко, чтобы привлечь побольше внимания к собственной персоне.
- Склонность унижать «подставившихся» людей. Это старый способ самоутверждения, который многие люди используют на инстинктивном уровне. Стоит кому-нибудь лишь немного ошибиться, оступиться, и тщеславный человек не упустит возможность за это покритиковать.
- «Много слов, мало дела». Тщеславный человек много и обстоятельно рассказывает о собственных достижениях, чтобы окружающие могли им как следует восхититься. При этом для него гораздо важнее рассказать о собственных достижениях, чем действительно добиться чего-то.
- Совершение хороших дел ради признания. Людям свойственно совершать хорошие дела, большинству из нас это приносит искреннюю радость и удовлетворение. Но тщеславный человек, совершая добрый поступок, думает прежде всего о том, чтобы окружающие оценили его старания и узнали наконец-то, какой он хороший.
- Надменное поведение. В общении с ним ощущается, что он ставит себя выше собеседника и мало интересуется его мнением.
- Неадекватная оценка собственных возможностей. Тщеславный человек обычно стремится выглядеть лучше в глазах окружающих. При этом он нередко и самого себя убеждает, что его способности выше, чем они есть на самом деле.
- Требование похвалы от близких. Он уверен, что близкие должны уважать и хвалить его, даже если он ничего для этого не сделал.
- Отсутствие стремления приносить пользу. Обычно тщеславный человек пытается на словах убедить окружающих, что он очень талантлив и делает множество полезных дел. Но на практике пользы от него мало, особенно сильно это заметно в критических ситуациях.
Критика и похвала — плохо и то и другое
И все-таки последствия чрезмерного родительского участия могут быть столь же пагубными. Когда девочка все время находится под присмотром, когда каждый ее шаг критикуется и ее забрасывают инструкциями, то единственной верной стратегией в любых делах становится кратчайший, идеальный путь к цели — вот урок, который она получает в итоге. Никаких отклонений от этого пути не допускается. Со временем в ней просыпается голос, который комментирует все ее поступки, и она его слушается даже тогда, когда родителей нет рядом.
Часто родители и учителя пытаются ускорить развитие детей, давая четкие указания и отделяя хорошее от плохого. В конце концов, почему бы более опытному родителю не помочь ребенку избежать ненужных ошибок? Загвоздка в том, что, хотя грамотные указания полезны для здорового детского развития, хорошего может оказаться слишком много
Столь же важно иногда позволять детям отправляться на поиски неведомой им территории, время от времени оказываясь в тупике. Родителям с перфекционистскими наклонностями особенно трудно отказаться от контроля над каждым поступком ребенка
Такое родительское поведение препятствует его развитию. До тех пор, пока ребенок остается в безопасности, ему надо разрешать принимать собственные неидеальные решения, испытывать горечь неудач, радость познания и гордость за успех.
Как ни странно, чрезмерная родительская похвала и ободрение могут быть столь же вредными для ребенка, как и чрезмерная родительская критика. Некоторые родители, следуя советам психологов, поддерживают у ребенка положительный настрой всякий раз, когда он совершает правильный поступок. Хотя положительный настрой, бесспорно, важен, дети также нуждаются в периодах, свободных от оценки, — промежутках времени, когда они могут заниматься делами или развлекаться, и им не мешает ни похвала, ни критика.
Лутар и ее коллеги обнаружили, что основной причиной злоупотребления алкоголем или наркотиками, а также частых стрессов среди социально благополучных подростков, как правило, являлась «ярко выраженная родительская критика как девочек, так и мальчиков, а также отсутствие внешкольного надзора». С одной стороны, участие большинства родителей в жизни своих детей сегодня явно недостаточное. С другой стороны, в то ограниченное время, которое родители проводят со своими детьми, они проявляют излишнюю озабоченность своим каждодневным отсутствием и сверх всякой меры вмешиваются в жизнь детей, что ведет к «ярко выраженной родительской критике».
Наши слова и выводы детей
Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.
Десятилетний Женя помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.
- Отец: Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.
- Женя: (с гордостью) Я это сделал.
- Отец: Работа не из легких.
- Женя: (согнув руку и напрягая мускулы) Я сильный.
В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: “Ты такой сильный, сынок”, Женя мог бы ответить: “Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня”. Последовал бы обидный и ненужный спор…